Лингвометодические основы формирования у младших школьников учебно-информационных умений
Заказать уникальную курсовую работу- 70 70 страниц
- 38 + 38 источников
- Добавлена 30.06.2010
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение.
1.Теоретические основы методики формирования учебно-информационных умений у младших школьников.
1.1.Учебно-информационные умения как основа оптимального поиска информации
1.1.1.Общеучебные умения и навыки как объект управления образовательным процессом
1.1.2.Вопросы классификация учебно-управленческих умений
1.2.Виды лингвистических словарей и справочников для младших школьников.
1.3.Анализ программ и учебников по русскому языку начальной школы
1.3.1.Анализ программ и учебников традиционной системы обучения
1.3.1.1.Учебно-методический комплект «Классическая начальная школа»
1.3.1.2.Образовательная система «Школа 2100…»
1.3.2.Анализ программы и учебников в развивающей системе обучения
1.4.Виды упражнений, способствующих формированию учебно-информационных умений на уроках русского языка
2.Диагностика сформированности умения пользоваться словарями и справочниками у учащихся начальных классов
2.1.Исследование уровня сформированности учебно-информационных умений в начале года
2.2.Методика работы со словарями на уроках русского языка
2.3.Диагностика сформированности учебно-информационных умений в конце года
Заключение
Литература
Приложение
Раннее утро. А между тем заря разгорается; вот уже золотые полосы протянулись по небу, в оврагах клубятся пары. Жаворонки звонко поют. Предрассветный ветер подул – и тихо всплывает багровое солнце. Свежо, весело, любо. Далеко видно кругом. Вон за рощей деревня, вон подальше друга с белой церковью. На горе стоит березовый лесок.
Как вольно дышит грудь, как крепнет человек, охваченный дыханием весны!
Задание: 1. Определите, какие слова преобладают в тексте – однозначные или многозначные. Как вы думаете, почему?
2. Объясните, пользуясь Толковым словарем, значения слов: протянулись, всплывает.
3. Подберите синонимы к словам: золотые, багровое, далеко.
4. Подберите антонимы к словам: звонкие, веселый, рассвет.
5. Выпишите слова в два столбика: с проверяемыми согласными в корне слова и с проверяемыми гласными в корне слова.
Результаты представлены в таблице (Приложение 3).
Данная таблица дает возможность увидеть, что на начало учебного года 90% учащихся справились с умением работать со словарем, качество выполненной работу по всему классу составило 51%, на «4» и «5» выполнили работу только четыре ученика. Хорошее качество работы показали учащиеся при умении находить слова в Толковом словаре и давать лексическое значение слов. Сергей Ж. и Елена П. не умеют отличать слова однозначные слова от многозначных, Полина П. и Ася Е. не смогли правильно подобрать синонимы к словам. Полина П., Антон К., Дима Н., Виктор Т. не подобрали антонимы к словам, так как не увидели разницы между антонимами и синонимами. Ася Е., Антон К., Дима Н., Елена П., Елена Т. не сумели отличить две орфограммы и выписали все подряд имена существительные, разделив их в два столбика.
Результаты диагностики заставили пересмотреть отношение к формированию навыков работы со Словарями и различным справочным материалом, систематизировать работу в данном направлении.
Поэтому главными задачами стали: привить интерес и потребность к словарям, показать значимость словарей и справочников не только на уроках
Методика работы со словарями на уроках русского языка
Суть и содержание диагностики на уроках русского языка в начальной школе является составляющим компонентом единого педагогического мониторинга. Для учителя – это показатель его профессиональной деятельности, помогающий создать авторитет среди детей, родителей и коллег. Для школьника - это результат его рейтинга в классе, который помогает ему продвигаться к учебной цели. Для родителей – это реальная картина знаний и умений ребенка, они получают достоверную оценку его деятельности и могут участвовать в его развитии. Технологию диагностики можно разбить на несколько этапов:
1. Дифференцирование и системное структурирование знаний, умений, навыков по русскому языку.
2. Подбор заданий для диагностических работ.
3. Проверка работ учащихся и заполнение диагностической карты. При проверке работ все ошибки учащихся классифицируются и заносятся в Таблицу «Диагностическая карта обученности учащихся русскому языку».
4. Анализ результатов диагностики. На этом этапе учитываются все индивидуальные пробелы в знаниях и умениях учащихся. Это позволяет в дальнейшем спланировать работу по коррекции обученности:
5. Планирование коррекционной деятельности учителя. Аналитические данные, полученные в результате диагностики, позволяют учителю спланировать раздел «Повторение», направив его на дальнейшее развитие ребенка. В ходе всех уроков учитель постоянно вносит корректировку в почасовое планирование учебного материала.
6. Подбор и комплектование дидактического материала по русскому языку.
Эффективнее всего использовать дидактический материал в виде индивидуальных карточек многоцелевого назначения.
В формировании умений работать со словарями и справочниками используются различные методики, методы.
Методика работы с незнакомыми словами, встречающимися в тексте.
- учащиеся читают текст упражнения и выбирают незнакомые слова;
- учитель объясняет лексическое значение слов;
- дети выполняют упражнение;
- из текста подбираются слова, которые не объяснялись учителем;
- ученики должны объяснить толкование предложенных слов, используя Толковый словарь.
Методика работы над восприятием слова.
- Назовите изображенные предметы, прочтите слова, называющие эти предметы;
- сделайте выводы: в чем разница заданий: существуют предметы – мы их видим; есть слова, которые называют эти предметы – мы их произносим, слышим, читаем, пишем.
- Прочтите загадку, нарисуйте к ней отгадку, подпишите под рисунком слово, называющее отгадку.
- Рассмотрите предлагаемые рисунки, запишите все слова, называющие предметы.
- Перед вами предмет – назовите его другими словами.
- Назовите, одним словом разные предметы.
Методика превращения незнакомого звукокомплекса в слово-знак.
Незнакомые слова, которые дети встречают в упражнении, при чтении произведений, во время экскурсий, учитель, используя специальные методические средства, превращает его в слово-знак. Это способ носит название – семантизация. Применение этого способа приводит к обогащению словарного запаса младших школьников.
Существуют специальные методы разъяснения лексического значения отдельных слов:
- Прием семантизации слова – этот метод помогает закрепить в сознании учащихся звучание и значение слова в одно целое. Данные приемы выполняют несколько функций: во-первых, соединяют слова и реальные предметы в сознании детей, слова начинают выполнять назывную функцию; во-вторых, раскрывают семантические множители, которые составляют смысловую структуру слова. Слова приобретают определение, мотивацию, сравнение с другими известными словами, их можно увидеть наглядно и употребить в речи.
- Семантическое определение – при использовании этого приема учитель и учащиеся работают сообща: подбирается и составляется толкование лексического значения слова, в него включаются родовые и видовые компоненты, которые отражают реальные признаки слова. Этот прием обычно используется для объяснения лексического значения слов, которые не имеют внутренней формы или внутренняя форма содержит переосмысление.
- Структурно-семантическая мотивация – этот прием также используется при совместной работе учителя и учащихся, но используются слова с четкой внутренней формой.
- Сопоставление нового слова с известным учащимся словом – цель этого приема состоит в том, что лексическое значение знакомого слова (синонима или антонима) переносится и сравнивается с толкованием нового слова.
Методика работы с ассоциациями.
В тетрадях для самостоятельных работ по русскому языку достаточно много заданий по формированию умений работать со словарными словами. Самый интересный вид работы, с точки зрения учащихся, это работа с картинками, слова запоминаются легко и быстро.
- учащиеся рассматривают рисунки и обмениваются мнениями в паре;
- называют словарные слова, проговаривая, их друг другу, по слогам;
- обсуждают и записывают все ассоциации, связанные с данными словами;
- находят в Толковом словаре лексическое значение слов;
- составляют словосочетания или предложения с данными словами.
В некоторых заданиях уже есть ассоциации, помогающие запомнить правописание словарных слов, например, слово «облако» - нарисовано плачущее облако с глазками, в середине слова – глагол плачет, буква «а» оказывается ударной. По образцу дети создают свои рисунки, проявляя выдумку и фантазию.
В основном велась работа на уроках русского языка, но иногда задания давались в качестве домашних. Было разработано ряд уроков, направленных на привитие интереса к различным словарям: «В гостях у Словарей», «Путешествие в мир Словарей», «Словари – наши друзья и верные помощники». На каждом уроке использовались различные методы работы со словарями и справочниками. Так постепенно вырабатывались общеучебные умения и навыки работы со словом. Использовались своеобразные лингвистические «разминки», дополнительные и творческие задания, при выполнении которых учащиеся пользовались различными видами словарей.
Например, индивидуальная презентация слова – каждый ребенок получал одно слово, с которым работал, используя разные Словари.
Аккуратный
Лексическое значение: 1. Исполнительный, соблюдающий во всем порядок, точность. 2. Тщательный, выполненный старательно и точно.
Словосочетания: аккуратный ученик, аккуратное исполнение.
Предложения: Он вошел в аккуратно убранную комнату. Мальчик выполнил работу тщательно, аккуратно.
Синонимы: чистоплотный, опрятный.
Антонимы: неопрятный, неаккуратный, неряшливый.
В результате учащиеся запоминали новое слово, расширяли свой словарный запас, кругозор. У них не возникало впоследствии затруднений при употреблении слов в разных контекстах.
Диагностика сформированности учебно-информационных умений в конце года
После систематической работы в течение всего учебного года в мае месяце было проведено повторное экспериментально-диагностическое исследование. Все задания были такого же типа, только вместо анкетирования было предложено эссе «Изменилось ли ваше отношение к словарям, справочникам». В своих небольших творческих работах учащиеся отразили свое отношение к Словарям: практически всем понравилась работа с использованием Словарей синонимов и антонимов. Благодаря Толковому словарю пополнился их культурный и научный уровень развития. Дети подчеркнули необходимость различных словарей в учебной деятельности и в современной жизни. Им было интересно самим составлять словарные диктанты для работы в паре.
Повторно были проведены словарные диктанты и лексическая работа.
Словарный диктант, 3 класс.
1 в. Библиотека, вокзал, комбайн, космос, лестница, пшеница, растение, метро, победа, овощи, футбол, троллейбус.
2 в. Экскурсия, трамвай, хоккей, соловей, чувство, тарелка, автобус, земляника, компьютер, космонавт, расстояние, пшеница.
Словарный диктант (повышенной трудности).
Роковой, сельдерей, экипаж, чародей, сотрудник, террорист, скафандр, преступление, почтенный, оттепель.
Лексическая работа.
- Составьте простые, распространенные предложения со словами: 1 в. – метро, чародей; 2 в. – компьютер, сотрудник.
- Используя Толковый словарь, дайте лексическое значение слов: террорист, скафандр.
- Подберите слова с общей частью аква-, запишите их и сделайте вывод об их сходстве / различии.
Большая часть учащихся (18 человек – 72%) достаточно хорошо овладели умением работать со словарями: слова находили быстро, знают к каким словарям необходимо обращаться в случае уточнения правописания, лексического значения и др.
Словарный диктант учащиеся написали хорошо: «5» - 6, «4» - 17, «3» - 2.
Сравнительные результаты наглядно представлены на диаграмме 1.
Диаграмма 1
Сравнительные результаты словарного диктанта
Видно, что проведенная работа в течение учебного года по работе с орфографическим словарем и запоминанием словарных слов, организована верно, т.к. количество положительных отметок в конце года увеличилось.
Значительная часть младших школьников (15 человек – 60%) отразили несколько значений многозначных слов.
При повторной диагностике был выявлен уровень сформированности умений работать со словарем и другой справочной литературой. Было произведено сравнение в процентном отношении качества выполнения работы с первичными данными. Уровень учебного труда в среднем повысился на 35%. Работа по проверке знаний словарных слов, уровень грамотности показал высокий уровень усвоения – 100% справились с работой, качество на «4» и «5» - 92%., 8 человек использовали подсказку учителя. Качество усвоения словарных слов к концу третьего класса повысилось на 40%. Умения работы с разными словарями сформированы на хорошем уровне – качество работы – 72%. Все учащиеся без ошибок выполнили задание, связанное с Толковым словарем.
На последнем этапе ребята работали с текстом.
Работа с текстом.
Наши бабушки.
Цель: - умение пользоваться различными видами словарей – Толковым словарем, Словарем синонимов, Словарем антонимов.
Давайте поговорим о наших родных бабушках. Ох уж эти бабушки! Надоедает, считает маленьким, заставляет есть, когда не хочется. Во все вмешивается, делает замечания даже при ребятах. Кутает, когда все во дворе раздетые бегают. А то придет к школе в дождь и стоит с плащом и зонтиком, позорит только. Ну что делать с такой бабушкой? И стыдно бывает потом за свою грубость, да сдержаться трудно.
Знаешь, что делать с бабушкой? Прощать. Она-то сколько прощает тебя? Терпеть – это близкий человек. Опекать, беречь. Пусть она считает тебя маленьким и беспомощным, ты-то знаешь, что во многом сильнее ее, здоровей, шустрей. Бабушке твоей осталось жить меньше, чем тебе, и потому, что старость – довольно тяжкое и печальное время жизни. Все свое личное у нее позади – заботы, радости, тревоги, интересная жизнь, надежды. И только ты – ее единственная забота, ее последняя радость, ее постоянная тревога, ее основной жизненный интерес, ее тайна надежда.
Задание: 1. Определите, какие слова преобладают в тексте – однозначные или многозначные. Как вы думаете, почему?
2. Объясните, пользуясь Толковым словарем, значения слов: ворчать, опекать.
3. Подберите синонимы к словам: беречь, грубость, трудно.
4. Подберите антонимы к словам: маленькая, радость, тайная.
5. Выпишите слова в два столбика: с проверяемыми согласными в корне слова и с проверяемыми гласными в корне слова.
Результаты представлены в таблице (Приложение 4).
В конце учебного года видны изменения в сформированности умений и навыков работы с различными видами словарей – с Толковым словарем С.И.Ожегова или М.Лапатухина, Словарем синонимов и антонимов. Усвоение программного материала при работе с текстом составило 100% по всем пяти заданиям, 11 учащихся класса усвоили материал на высоком уровне, 4 ученика показали хороший уровень знаний, у 10 учащихся – удовлетворительные знания. Общий процент качественного усвоения составил 62% , 76% качества усвоения навыков работы с Толковым словарем, это говорит о высоком показателе сформированности учебно-информационных умений по данной теме.
Диагностика сформированности умения пользоваться словарями и справочниками показала, что данные умения не полностью выработаны у учащихся. Начиная с первого класса, необходимо в системе работать над уровнем усвоения словарных слов, развивать навыки работы с различными источниками. Работа со словарями помогает не только расширить словарный запас школьника, но и развить его устную и письменную монологическую речь. Для того чтобы работа со словарями, как средство развития речи учащихся, была более эффективной, она должна осуществляться большей частью на уроках русского языка, а также в домашней подготовке. Поэтому учащиеся в качестве домашних работ должны получать задания поработать с различными видами словарей: толковым, орфографическим, орфоэпическим, словарем строения слов, фразеологическим.
Заключение
В современном обществе повышаются требования к уровню общего образования человека. Однако часто при нормальном уровне развития интеллектуальной сферы ученик тратит много времени на выполнение какого-либо задания, с трудом усваивает новый материал, интеллектуально пассивен. Поэтому необходимо не только познакомить его с системой научных знаний об окружающей действительности, но и научить учиться, то есть вооружить общеучебными умениями и навыками.
При исследовании материала курсовой работы выявилось две проблемы: первая заключается в том, чтобы научить младших школьников самостоятельно овладевать знаниями, поиска информации, формировать свое мировоззрение; вторая, чтобы научить применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности. Учебно-информационные умения имеют первостепенное значение для эффективного обучения младших школьников. Они особенно важны для подготовки учащихся к пополнению и обогащению знаний по окончании начальной школы, к непрерывному образованию.
В первой главе курсовой работы были раскрыты теоретические основы понятия, классификации учебно-информационных умений. В педагогике достаточно много различных точек зрения на сущность понятия «умение», среди всех можно выделить два подхода. Согласно первому из них - умение характеризует деятельность ребенка и формируется на основе знаний и навыков, полученных в начальной школе. Второе мнение - умение есть свойство личности, ее способность выполнять определенное действие в новых условиях на основе ранее приобретенных знаний и навыков. Умение является важнейшим компонентом процесса обучения и всегда связано с применением знаний. Специфика учебно-информационных умений и навыков заключается в том, что они способствуют развитию межпредметных связей, стимулируют гибкость познавательных процессов, рациональность мышления, развитие самостоятельности учащихся.
Обозначена проблема в точности определения учебно-информационных умений. При работе с литературой столкнулись с тем, что не все исследователи выделяют данную группу умений, и по-иному определяют ее содержание. Но большинство исследователей сходятся во мнении, что одним из показателей является умение работать со словарями и справочной литературой. Поэтому была дана классификация словарей и справочной литературы. Более подробно охарактеризованы лингвистические словари для младших школьников.
В этой же главе были проанализированы три программы и учебники по русскому языку традиционной и развивающей систем обучения. В ходе анализа было отмечено, что в содержании программы «Классическая начальная школа» не заложены умения работать со словарями. Тогда как в программах «Школа 2100..» и развивающей системе Л.В. Занкова учебно-информационные умения не только заложены, но еще и выступают одним из требованием к уровню подготовки выпускников начальной школы. Учебники по данным системам строятся по одному принципу: словарики орфографический, толковый, иногда орфоэпический – помещены в конце учебника по каждому году обучения. Учебники изобилуют упражнениями прямо или косвенно подталкивающие учащихся к работе со словарями. Но в учебниках Бунеевых Р.Н.. Е.В и Поляковой А.В. такие упражнения богаче и разнообразнее, т.е. побуждают младших школьников обращаться к разнообразным лингвистическим словарям, например: фразеологическому, словарю иностранных слов и др.
.Показаны методы и приемы, способствующие формированию умений работы со словарями и справочниками, а также типология заданий по русскому зыку, которые можно использовать в любом классе.
Во второй главе курсовой работы дана диагностика сформированности умений пользоваться словарями и справочниками учащихся третьего класса. Первичные данные проведенных исследований свидетельствуют о слабом владении младшими школьниками умениями работать со словарями и справочниками. После проведенных систематических упражнений с данными компонентами, с использованием разных методик, методов и приемов, была проведена повторная экспериментально-практическая работа в этом же классе. Повторные исследования по проблеме показали хороший результат. Необходимо отметить, что от сформированности умений работать с разными видами словарей и справочников зависят обучаемость детей, темпы переработки и усвоения ими учебной информации и, в конечном итоге, качество знаний учащихся.
Материал данной курсовой работы можно использовать для материала дипломной работы, включив еще одну методическую часть, - разработка и анализ уроков по теме.
Литература
Абасов З.А. От оценки учителя – к самооценке ученика / З.А.Абасов // Директор школы. – М., 1999. - № 2. - С. 63-70.
Абушкин Х.Х. Некоторые психолого-педагогические вопросы организации проблемного обучения // Организация проблемного обучения в школе и вузе: Сб. науч. ст. Вып. 1 // Х.Х.Абушкин. - Саранск: Мордов. гос. пед. ин-т, 1999.
Аксюченко В.Н. Развитие познавательной активности в процессе формирования общих учебных умений у подростков: Автореф. дис... канд. пед. н. // В.Н.Аксюченко. - М.,1987.
Александрова Г.В. Роль интеллектуально-речевых умений в формировании общеучебных умений / Г.В.Александрова // Начальная школа плюс: до и после. - 2008. - № 11. - С. 92.
Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка / Под ред. Л.А. Чешко. – М.: Сов. Энциклопедия, 1969. – С.15.
Артеменко О.Н. Игровые задания и упражнения как средство развития мышления детей / О.Н.Артеменко, Л.М.Бакунова // Начальная школа плюс До и После. - 2008. - № 5. - С. 54-57.
.Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина о.В. Русский язык. 1 класс. – М.: Баласс, 2003
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина о.В. Русский язык. 2 класс. – М.: Баласс, 2003
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина о.В. Русский язык. 3 класс. – М.: Баласс, 2003
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина о.В. Русский язык. 4 класс. – М.: Баласс, 2003
Веселова Н.Н. Формирование учебных умений у младших школьников (Проблемы, поиски, решения) / Н.Н.Веселова. - Начальная школа плюс До и После. - 2007. - № 8. - С. 63-68.
Волков Б.С. Младший школьник / Как помочь ему учиться // Б.С.Волков. – М.: Академический проект, 2004. – С.68.
Губанова Т.М. Опыты мыследеятельностной педагогики / Т.М.Губанова. – М., 2001. – С.38.
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. – М.: Рус. яз., 1999. – Т. 1: А-3. – 1999. – С. XI.
Демидова Т.Е. Формирование общеучебных умений у младших школьников: Монография / Т.Е.Демидова. – М.: Издательский Дом РАО, 2004.
Демидова Т.Е. Формирование умения целеполагания у младших школьников / Т.Е.Демидова // Начальная школа плюс До и После. - 2009. - № 4. - С. 18-21.
Егоров А. Слово за слово. // Домашний компьютер, № 9 от 5 сентября 2007 года. (Краткий сравнительный обзор онлайн-словарей)
Зачем ученику ключевые компетенции? //Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по разному? – М.: ВЛАДОС ПРЕСС, 2005.- Гл. 9. – с. 151-155
Земский А.М. и др. Русский язык. В 2-х ч. Ч. 1. Лексикология, стилистика и культура речи, фонетика, морфология / А.М. Земский, С.Е. Крючков, М.В. Светлаев; Под ред. В.В. Виноградова. – 10-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1986. – С. 52.
Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования//Высшее образование сегодня.-2003.-№5.-С.34-42.
Каджаспирова Г.М. Педагогический словарь / Для студетов высш. и сред. пед. учеб. заведений // Г.М.Каджаспирова, А.Ю.Каджаспиров. – М.: Академия, 2003.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года / Официальные документы в образовании. - 2002. - № 4. - С. 3-31.
Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект/Рос.акад.образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008
Лаврова Н.М.Развитие умения пользоваться лингвистическими словарями./ Н.М.Лаврова.// Начальная школа плюс до и после .- 2005. - № 5. – С.35- 40.
Лошкарева Н.А. Формирование общеучебных умений и навыков школьников как составная часть целостного учебно-воспитательного процесса / Автореф. дис... д. пед. наук // Н.А.Лошкарева. - М., 1990.
Львов М.Р. и др. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений/ М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
Матвеев Б.И. В.В. Лопатин, Л.Е. Лопатина. Малый толковый словарь русского языка // РЯШ - 1991. – №6. – С.84.
Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика / Образовательная система «Школа 2100» - качественное образование для всех: Сб. мат. // Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Баласс, 2006.
Методика преподавания грамматики, правописания и развитие речи. Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений (по специальности «Учитель начальных классов») / Сост. Т.П. Сальникова. И.: ТЦ «Сфера», 2001
Мурзина Н.П. От «новых стандартов» к инновационной деятельности педагогов школы / Н.П.Мурзина // Начальная школа плюс До и После. - 2009. - № 4. - С. 3-7.
Напутное слово // В.И. Даль Толковый словарь живого великорусского языка: В 4т. - М.: Рус. яз., 1999. – Т. 1: А-3-1999. – С.111.
Новые словари // РЯШ . - 1995. - № 3 - С. 106.
Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. С.295.
Плонский В.М. Словарь по образованию и педагогике / В.М.Плонский. – М.: Высшая школа, 2004. – С.57.
Прокопович Ю.А. Особенности формирования общеучебных умений и навыков первоклассников / Ю.А.Прокопович // Начальная школа. - 2007. - № 6. - С. 36-38.
Рамзаева Т.Г. Русский язык. 1 класс. – М.: Дрофа, 2003
Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2 класс.Ч.1. – М.: Дрофа, 2005
Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2 класс.Ч.2. – М.: Дрофа, 2005
Рамзаева Т.Г. Русский язык. 3 класс. Ч. 2.– М.: Дрофа, 2005
Рамзаева Т.Г. Русский язык. 3 класс.Ч.1. – М.: Дрофа, 2005
Рамзаева Т.Г. Русский язык. 4 класс.Ч. 1. – М.: Дрофа, 2005
Рамзаева Т.Г. Русский язык. 4 класс.Ч.1. – М.: Дрофа, 2005
Рамзаева Т.Г. Уроки русского языка в третьем классе. – М., 1991.
Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова И.А. Современный русский язык: Учебное пособие. – 2-е изд. – М.: Междунар. отношения, 1994. – С.161.
Роль учебной литературы в формировании общих учебных умений и навыков школьников / Мат. VI пленума Ученого метод, совета при Министерстве просвещения СССР. - М.: Педагогика, 1984. – С.38.
Рощина Л.М., Яковлева М.П. Тихонов А.Н., Тихонова Е.Н., Тихонов С.А. Словарь-справочник по русскому языку // РЯШ. – 1996. – №3. – С.105.
Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения / Под ред. М.С. Соловейчик. – М., 1998,
Савкуева В.Ю. Формирование общеучебных умений и навыков // Начальная школа плюс До и После. 2009. № 4. С. 29-32.
Скоморохова М.И. Теоретико-методические основы формирования общеучебных умений у младших школьников / М.И.Скороморохова, С.П.Леонюк // Начальная школа. - 2009. - № 4. - С. 16-21.
Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию: Мат. семинара /Под ред. А.В.Великанова.- Самара, 2001
Степанов Н.М. Технология как средство формирования общеучебных умений / Н.М.Степанов // Начальная школа плюс До и После. - 2008. - № 9. - С. 20-23.
Татьянченко Д. В. , Воровщиков С. Г. Общеучебные умения как объект управления образовательным процессом // Завуч, №7, 2000,с.38-63.
Татьянченко Д.В., Воровщиков С. Г. Программа общеучебных умений младших школьников // Завуч начальной школы, № 3, 2004.
Татьянченко Д.В., Воровщиков С.Г. Программа общеучебных умений: совершенствование эффективности формирования познавательной компетентности школьников // Образование в современной школе. – 2002. №6. – С. 44-57.
Усова А.В. Формирование у учащихся учебных умений / А.В.Усова. - М.: Знание, 1987.
Учусь различать слова и их значения: Словарик многозначных слов, тематических групп слов, омонимов, паронимов, синонимов, антонимов: Учеб. пос. для учащихся начальной школы. - М.: Дрофа, 2003
Хамблин Д. Формирование учебных навыков / Пер. с англ. // .Хамблин. - М.: Педагогика, 1986.
Хуторской А. Ключевые компетенции. Технология конструирования //Народное образование.- 2003.- №5.- С.55-61
Чипышева Л.Н. Формирование общеучебной компетентности младших школьников на уроках русского языка / Л.Н.Чипышева // Начальная школа плюс До и После. - 2008. - № 6. - С. 10-15.
Что надо знать учителю об общеучебных умениях и навыках // Завуч, № 4, 2001, с. 137-139.
Чутко Н.Я. Учебная задача, задание и развитие младших школьников / Н.Я.Чутко // Начальная школа. - 2007. - № 8. - С. 85-87.
Чутко Н.Я. Формирование учебной деятельности в начальной школе: книга для учителя / Н.Я.Чутко. – М.: Просвещение, 2007.
«Школа 2100» как образовательная система. - М.: Баласс; Изд. дом РАО, 2005.
Щерба Л. В., Опыт общей теории лексикографии, "Изв. АН СССР, ОЛЯ", 1940
Экспериментальная программа развития умений и навыков учебной деятельности школьников I-X классов / Сост. Н.А. Лошкарева. М., МГПИ им. В. И. Ленина, 1981.
Яшина Н. Диагностика обученности в начальных классах / Н.Яшина // Народное образование. – 2004. - № 7. – С.134, 135.
http://www.znatok.ua/dictionaries
http://zankov.com/rus-com.htm
Приложение
Приложение 1
Толковые словари
Даль И.В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - М: Рус. яз., 1999.
Краткий толковый словарь русского языка / И.Л. Городецкая, Т.Н. Поповцева, М.Н. Судоплатова, Т.А. Фоменко; Под ред. В.В. Розановой. - 2-е изд., стереотип. - М.: Рус. яз., 1979. - 227 с.
Лопотухин М.С. и др. Школьный толковый словарь русского языка: Пособие для уч-ся / М.С. Лопотухин, Е.В. Скорлуповская, Г.П. Снетова; Под ред. Ф.П. Филина. - М.: Просвещение, 1981. - 463 с.
Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Малый толковый словарь русского языка. - М.: Русский язык, 1990.-316 с
Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: Рус. яз., 1949. - 549 с .
Словарь русского языка: В 4 т. / АН СССР. - М., 1957-1961.
Словарь современного русского литературного языка: В 17 т. /АН СССР. М., 1950-1965.
Толковый словарь русского языка / В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, Б.А. Ларин, С.И. Ожегов, Б.В. Толмашевский; Под ред. проф. Д.Н. Ушакова. -М, 1935-1940. -648 с.
Приложение 2
Результаты анкетирования «Мое отношение к словарям»
1. Что такое словарь?
- это новые слова – 15/60%
- не знаю – 2/8%
- слова в алфавитном порядке – 8/32%
2. Какие виды словарей вы знаете?
- словарь Ожегова – 11/44%
- орфографический и синонимов – 5/20%
- разные – 9/36%
3. Умеете ли вы пользоваться словарями?
- часто работаем с мамой – 8/32%
- с учителем на уроке – 13/52%
- не научился – 3/12%
4. В каких случаях вы сами обращаетесь к словарям?
- по просьбе учителя – 14/56%
- не обращаюсь – 11/44%
5. Можно ли на уроках русского языка обойтись без работы со словарями?
- можно – 13/52% нельзя – 12/48%
6. Нужны ли человеку словари?
- папа и мама прожили без словарей – 7/28%
- не знаю, мне пока не нужны – 13/52%
- наверное, нужны, я не уверен – 2/8%
- всегда нужны, чтобы правильно писать слова – 3/12%
7. Какие словари есть у вас дома?
- большой, толстый – 5/20%
- орфографический – 6/24%
- мама смотрит слова, когда отгадывает слова – 2/8%
- не знаю – 12/48%
Приложение 3
Данные сформированности работы со словарем на первичном этапе исследования
№ Фамилия, имя 1 2 3 4 5 Баллы, % 1. Саша А. 3 3 3 3 3 15 – 100 / 0 2. Артем Б. 4 4 3 4 4 19 – 100 / 80 3. Полина В. 3 3 2 2 3 13 – 60 / 0 4. Сергей Г. 4 4 3 3 3 17 – 100 / 40 5. Катя Г. 5 4 3 4 3 19 – 100 / 60 6. Ася Е. 3 3 2 3 2 13 – 60 / 0 7. Сергей Ж. 2 4 3 3 3 15 – 80 / 0 8. Антон К. 4 3 3 2 2 14 – 60 / 0 9. Даша К. 5 5 4 4 4 22 – 100 / 100 10. Валера Л. 3 3 3 3 3 15 – 100 / 0 11. Павел Н. 3 3 3 3 3 15 – 100 / 0 12. Дима Н. 3 3 3 2 2 13 – 60 / 0 13. Елена П. 2 3 3 3 2 13 – 60 / 0 14. Настя П. 4 4 4 3 3 18 – 100 / 60 15. Алина С. 4 4 5 3 3 19 – 100 / 60 16. Володя С. 5 5 5 4 4 23 -100 / 100 17. Андрей С. 4 4 5 5 4 22 – 100 / 100 18. Виктор Т. 3 3 3 2 3 14 – 80 / 0 19. Елена Т. 3 3 3 3 2 14 – 80 / 0 20. Кирилл Т. 3 4 4 3 3 17 – 100 / 40 21. Алиса У. 3 4 4 4 4 19 – 100 / 80 22. Коля Х. 3 4 4 4 3 18 – 100 / 60 23. Ксения Х. 4 4 4 4 4 20 – 100 / 100 24. Таня Ю. 5 4 4 4 3 20 – 100 / 80 25. Анна Я. 4 4 4 4 3 19 – 100 / 80 92 100 92 84 80 90% / 51%
Приложение 4
Данные сформированности работы со словарем на заключительном этапе исследования
№ Фамилия, имя 1 2 3 4 5 Баллы, % 1. Саша А. 4 4 3 3 3 17 – 100 / 40 2. Артем Б. 4 5 4 4 4 21 – 100 / 100 3. Полина В. 4 3 3 3 3 16 – 100 / 20 4. Сергей Г. 4 4 4 3 3 18 – 100 / 60 5. Катя Г. 5 5 4 4 3 21 – 100 / 80 6. Ася Е. 3 3 3 3 3 15 – 100 / 0 7. Сергей Ж. 3 4 3 4 3 17 – 100 / 40 8. Антон К. 4 3 3 3 3 16 – 100 / 20 9. Даша К. 5 5 5 4 4 23 – 100 / 100 10. Валера Л. 4 3 3 3 3 16 – 100 / 20 11. Павел Н. 3 4 3 3 3 16 – 100 / 20 12. Дима Н. 3 4 3 3 3 16 – 100 / 20 13. Елена П. 3 4 3 3 3 16 – 100 / 20 14. Настя П. 5 5 4 4 4 22 – 100 / 100 15. Алина С. 5 4 5 4 4 22 – 100 / 100 16. Володя С. 5 5 5 4 5 24 – 100 / 100 17. Андрей С. 5 4 5 5 4 23 – 100 / 100 18. Виктор Т. 3 3 3 3 3 15 – 100 / 0 19. Елена Т. 4 3 3 3 3 16 – 100 / 20 20. Кирилл Т. 4 4 4 3 3 18 – 100 / 80 21. Алиса У. 4 5 4 4 4 21 – 100 /100 22. Коля Х. 4 5 4 4 4 21 – 100 / 100 23. Ксения Х. 4 5 5 5 4 23 – 100 / 100 24. Таня Ю. 5 5 4 4 4 22 – 100 / 100 25. Анна Я. 4 5 4 4 4 21 – 100 / 100 100 100 100 100 100 100% / 62%
Викисловарь — многоязычный проект Фонда Викимедиа. Грамматический, толковый, этимологический словари и тезаурус для более чем 150 языков.
Мультитран — система для переводчиков с русского, английского, немецкого, французского, итальянского, испанского, нидерландского, латышского, эстонского и японского языков. Содержит около шести миллионов терминов и предоставляет возможности алфавитного, морфологического и фразового поиска[
2
1. Абасов З.А. От оценки учителя – к самооценке ученика / З.А.Абасов // Директор школы. – М., 1999. - № 2. - С. 63-70.
2.Абушкин Х.Х. Некоторые психолого-педагогические вопросы организации проблемного обучения // Организация проблемного обучения в школе и вузе: Сб. науч. ст. Вып. 1 // Х.Х.Абушкин. - Саранск: Мордов. гос. пед. ин-т, 1999.
3.Аксюченко В.Н. Развитие познавательной активности в процессе формирования общих учебных умений у подростков: Автореф. дис... канд. пед. н. // В.Н.Аксюченко. - М.,1987.
4.Александрова Г.В. Роль интеллектуально-речевых умений в формировании общеучебных умений / Г.В.Александрова // Начальная школа плюс: до и после. - 2008. - № 11. - С. 92.
5.Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка / Под ред. Л.А. Чешко. – М.: Сов. Энциклопедия, 1969. – С.15.
6. Артеменко О.Н. Игровые задания и упражнения как средство развития мышления детей / О.Н.Артеменко, Л.М.Бакунова // Начальная школа плюс До и После. - 2008. - № 5. - С. 54-57.
7..Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина о.В. Русский язык. 1 класс. – М.: Баласс, 2003
8.Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина о.В. Русский язык. 2 класс. – М.: Баласс, 2003
9.Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина о.В. Русский язык. 3 класс. – М.: Баласс, 2003
10.Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина о.В. Русский язык. 4 класс. – М.: Баласс, 2003
11.Веселова Н.Н. Формирование учебных умений у младших школьников (Проблемы, поиски, решения) / Н.Н.Веселова. - Начальная школа плюс До и После. - 2007. - № 8. - С. 63-68.
12.Волков Б.С. Младший школьник / Как помочь ему учиться // Б.С.Волков. – М.: Академический проект, 2004. – С.68.
13.Губанова Т.М. Опыты мыследеятельностной педагогики / Т.М.Губанова. – М., 2001. – С.38.
14.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. – М.: Рус. яз., 1999. – Т. 1: А-3. – 1999. – С. XI.
15.Демидова Т.Е. Формирование общеучебных умений у младших школьников: Монография / Т.Е.Демидова. – М.: Издательский Дом РАО, 2004.
16.Демидова Т.Е. Формирование умения целеполагания у младших школьников / Т.Е.Демидова // Начальная школа плюс До и После. - 2009. - № 4. - С. 18-21.
17.Егоров А. Слово за слово. // Домашний компьютер, № 9 от 5 сентября 2007 года. (Краткий сравнительный обзор онлайн-словарей)
18.Зачем ученику ключевые компетенции? //Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по разному? – М.: ВЛАДОС ПРЕСС, 2005.- Гл. 9. – с. 151-155
19.Земский А.М. и др. Русский язык. В 2-х ч. Ч. 1. Лексикология, стилистика и культура речи, фонетика, морфология / А.М. Земский, С.Е. Крючков, М.В. Светлаев; Под ред. В.В. Виноградова. – 10-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1986. – С. 52.
20.Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования//Высшее образование сегодня.-2003.-№5.-С.34-42.
21. Каджаспирова Г.М. Педагогический словарь / Для студетов высш. и сред. пед. учеб. заведений // Г.М.Каджаспирова, А.Ю.Каджаспиров. – М.: Академия, 2003.
22.Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года / Официальные документы в образовании. - 2002. - № 4. - С. 3-31.
23.Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект/Рос.акад.образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008
24.Лаврова Н.М.Развитие умения пользоваться лингвистическими словарями./ Н.М.Лаврова.// Начальная школа плюс до и после .- 2005. - № 5. – С.35- 40.
25.Лошкарева Н.А. Формирование общеучебных умений и навыков школьников как составная часть целостного учебно-воспитательного процесса / Автореф. дис... д. пед. наук // Н.А.Лошкарева. - М., 1990.
26.Львов М.Р. и др. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений/ М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
27.Матвеев Б.И. В.В. Лопатин, Л.Е. Лопатина. Малый толковый словарь русского языка // РЯШ - 1991. – №6. – С.84.
28.Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика / Образовательная система «Школа 2100» - качественное образование для всех: Сб. мат. // Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Баласс, 2006.
29.Методика преподавания грамматики, правописания и развитие речи. Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогиче-ских учебных заведений (по специальности «Учитель начальных классов») / Сост. Т.П. Сальникова. И.: ТЦ «Сфера», 2001
30.Мурзина Н.П. От «новых стандартов» к инновационной деятельности педагогов школы / Н.П.Мурзина // Начальная школа плюс До и После. - 2009. - № 4. - С. 3-7.
31.Напутное слово // В.И. Даль Толковый словарь живого великорусского языка: В 4т. - М.: Рус. яз., 1999. – Т. 1: А-3-1999. – С.111.
32.Новые словари // РЯШ . - 1995. - № 3 - С. 106.
33.Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. С.295.
34.Плонский В.М. Словарь по образованию и педагогике / В.М.Плонский. – М.: Высшая школа, 2004. – С.57.
35.Прокопович Ю.А. Особенности формирования общеучебных умений и навыков первоклассников / Ю.А.Прокопович // Начальная школа. - 2007. - № 6. - С. 36-38.
36.Рамзаева Т.Г. Русский язык. 1 класс. – М.: Дрофа, 2003
37.Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2 класс.Ч.1. – М.: Дрофа, 2005
38.Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2 класс.Ч.2. – М.: Дрофа, 2005
39.Рамзаева Т.Г. Русский язык. 3 класс. Ч. 2.– М.: Дрофа, 2005
40.Рамзаева Т.Г. Русский язык. 3 класс.Ч.1. – М.: Дрофа, 2005
41.Рамзаева Т.Г. Русский язык. 4 класс.Ч. 1. – М.: Дрофа, 2005
42.Рамзаева Т.Г. Русский язык. 4 класс.Ч.1. – М.: Дрофа, 2005
43.Рамзаева Т.Г. Уроки русского языка в третьем классе. – М., 1991.
44.Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова И.А. Современный русский язык: Учебное пособие. – 2-е изд. – М.: Междунар. отношения, 1994. – С.161.
45.Роль учебной литературы в формировании общих учебных умений и навыков школьников / Мат. VI пленума Ученого метод, совета при Мини-стерстве просвещения СССР. - М.: Педагогика, 1984. – С.38.
46.Рощина Л.М., Яковлева М.П. Тихонов А.Н., Тихонова Е.Н., Тихонов С.А. Словарь-справочник по русскому языку // РЯШ. – 1996. – №3. – С.105.
47.Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения / Под ред. М.С. Соловейчик. – М., 1998,
48.Савкуева В.Ю. Формирование общеучебных умений и навыков // На-чальная школа плюс До и После. 2009. № 4. С. 29-32.
49.Скоморохова М.И. Теоретико-методические основы формирования общеучебных умений у младших школьников / М.И.Скороморохова, С.П.Леонюк // Начальная школа. - 2009. - № 4. - С. 16-21.
50.Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию: Мат. семинара /Под ред. А.В.Великанова.- Самара, 2001
51.Степанов Н.М. Технология как средство формирования общеучебных умений / Н.М.Степанов // Начальная школа плюс До и После. - 2008. - № 9. - С. 20-23.
52.Татьянченко Д. В. , Воровщиков С. Г. Общеучебные умения как объект управления образовательным процессом // Завуч, №7, 2000,с.38-63.
53.Татьянченко Д.В., Воровщиков С. Г. Программа общеучебных умений младших школьников // Завуч начальной школы, № 3, 2004.
54.Татьянченко Д.В., Воровщиков С.Г. Программа общеучебных умений: совершенствование эффективности формирования познавательной компе-тентности школьников // Образование в современной школе. – 2002. №6. – С. 44-57.
55.Усова А.В. Формирование у учащихся учебных умений / А.В.Усова. - М.: Знание, 1987.
56.Учусь различать слова и их значения: Словарик многозначных слов, тематиче¬ских групп слов, омонимов, паронимов, си¬нонимов, антонимов: Учеб. пос. для уча¬щихся начальной школы. - М.: Дрофа, 2003
57.Хамблин Д. Формирование учебных навыков / Пер. с англ. // .Хамблин. - М.: Педагогика, 1986.
58.Хуторской А. Ключевые компетенции. Технология конструирования //Народное образование.- 2003.- №5.- С.55-61
59. Чипышева Л.Н. Формирование общеучебной компетентности младших школьников на уроках русского языка / Л.Н.Чипышева // Начальная школа плюс До и После. - 2008. - № 6. - С. 10-15.
60.Что надо знать учителю об общеучебных умениях и навыках // Завуч, № 4, 2001, с. 137-139.
61.Чутко Н.Я. Учебная задача, задание и развитие младших школьников / Н.Я.Чутко // Начальная школа. - 2007. - № 8. - С. 85-87.
62.Чутко Н.Я. Формирование учебной деятельности в начальной школе: книга для учителя / Н.Я.Чутко. – М.: Просвещение, 2007.
63.«Школа 2100» как образовательная система. - М.: Баласс; Изд. дом РАО, 2005.
64.Щерба Л. В., Опыт общей теории лексикографии, "Изв. АН СССР, ОЛЯ", 1940
65.Экспериментальная программа развития умений и навыков учебной деятельности школьников I-X классов / Сост. Н.А. Лошкарева. М., МГПИ им. В. И. Ленина, 1981.
66.Яшина Н. Диагностика обученности в начальных классах / Н.Яшина // Народное образование. – 2004. - № 7. – С.134, 135.
67.http://www.znatok.ua/dictionaries
68.http://zankov.com/rus-com.htm
Вопрос-ответ:
Какие методы используются для формирования учебно информационных умений у младших школьников?
Для формирования учебно информационных умений у младших школьников используются различные методы, такие как работа с текстами, чтение и анализ информации, использование словарей и справочников и другие. Важно использовать разнообразные методы, чтобы развивать навыки поиска, анализа и использования информации.
Какой роль учебно информационных умений в оптимальном поиске информации?
Учебно информационные умения являются базой для оптимального поиска информации. Они позволяют младшим школьникам эффективно работать с учебными материалами, находить нужную информацию, анализировать ее и использовать в своей учебной работе. Без развитых учебно информационных умений школьникам сложно будет достичь хороших результатов в учебе.
Какие умения и навыки являются объектом управления образовательным процессом?
В образовательном процессе активно развиваются общеучебные умения и навыки, такие как чтение, письмо, говорение, слушание, анализ и синтез информации, критическое мышление и т.д. Все эти умения являются важным объектом управления образовательным процессом и должны быть развиты у младших школьников.
Какие виды лингвистических словарей и справочников могут использовать младшие школьники?
Младшие школьники могут использовать различные виды лингвистических словарей и справочников. Например, они могут использовать толковые словари, орфографические словари, справочники по грамматике, синонимические словари и другие. Это поможет им расширить словарный запас, улучшить орфографию и понимание грамматических правил.
Какие особенности прогнозирования и предсказания содержания информации можно рассмотреть?
При анализе и предсказании содержания информации младшие школьники могут обращать внимание на ключевые слова, заголовки, подзаголовки, картинки, таблицы и другие элементы текста. Они могут предполагать, о чем будет идти речь в тексте, исходя из этих элементов. Это помогает им ориентироваться и находить нужную информацию быстрее и эффективнее.
Что такое учебно информационные умения и почему они важны для младших школьников?
Учебно информационные умения – это набор способностей и навыков, позволяющих детям эффективно находить и использовать учебную информацию. Они важны для младших школьников, потому что помогают им успешно справляться с учебными заданиями, развивать самостоятельность и самоорганизацию, а также учатся осуществлять оптимальный поиск и использование информации.
Какими способами можно формировать учебно информационные умения у младших школьников?
Формирование учебно информационных умений у младших школьников можно осуществлять с помощью различных методов и технологий. Например, можно использовать игровые и практические задания, работу с учебными пособиями и электронными ресурсами, тренировки и моделирование ситуаций, связанных с поиском и использованием информации. Важно также развивать у детей навыки работы с лингвистическими словарями и справочниками.
Какие есть виды лингвистических словарей и справочников для младших школьников?
Для младших школьников существуют различные виды лингвистических словарей и справочников. Например, это может быть словарь-переводчик, который помогает переводить слова с одного языка на другой. Также есть словари синонимов и антонимов, которые помогают узнать близкие и противоположные значения слов. Кроме того, существуют словари по грамматике, правописанию и пунктуации, которые помогают разобраться в правилах написания и оформления текстов.
Какие общеучебные умения и навыки могут быть объектом управления в образовательном процессе?
Общеучебные умения и навыки, которые могут быть объектом управления в образовательном процессе, включают в себя такие навыки, как умение работать с учебными пособиями и электронными ресурсами, умение формулировать и решать учебные задачи, умение анализировать и обрабатывать информацию, умение самостоятельно планировать свою учебную деятельность и многое другое. Развитие этих умений и навыков помогает младшим школьникам стать более успешными и самостоятельными учениками.
Какие основы формирования учебно информационных умений у младших школьников рассматриваются в статье?
Статья рассматривает лингвометодические основы формирования учебно информационных умений у младших школьников.