Сиблинговые отношения (братьев-сестер) в онто- и социогенезе
Заказать уникальный реферат- 22 22 страницы
- 8 + 8 источников
- Добавлена 26.05.2009
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
1.1. Теоретические подходы к исследованию сиблинговых отношений
1.2. Значение порядка рождения
1.3. Влияние сиблинговой позиция ребенка на его психическое развитие
Заключение
Список литературы
Обычно младший лишен самодисциплины, у него существуют проблемы с принятием решений, поэтому он или ждет решения проблем от других (от супруга), или отвергает любую помощь. Если младший ребенок сам делает выбор своего направления в жизни, он обычно склоняется к художественному творчеству. У младших детей вырабатывается манипулятивный путь в отношениях с людьми, так как они с детства привыкают к тому, что агрессия бесполезна.
Согласно Тоумену, младший ребенок всю жизнь старается догнать старших, но это ему удается, если только он изберет другое поле деятельности (отличающееся от старшего сиблинга) и жизненный стиль. Младший ребенок, с которым хорошо обращались в детстве, легок в общении и популярен среди друзей. Если дразнили и притесняли — робок и раздражителен с другими.
Одна из причин, по которым ребенок отличается от своих братьев и сестер, заключается в том, что детям необходимо определить и упрочить свою неповторимую идентичность. Так, если старший ребенок серьезен и прилежен, то младший может стать шумливым и непоседливым. Девочка, у которой четверо сестер и ни одного брата, может отвоевать себе нишу в семейной жизни, приняв маскулинную роль.
1.3. Влияние сиблинговой позиция ребенка на его психическое развитие
В то же время личностные характеристики детей в семьях с разной конфигурацией, выявленные разными исследователями, неоднозначны по своему содержанию. Это подтверждает положение о влиянии многих факторов на детскую индивидуальность и свидетельствуют о многоаспектности формирования личности.
Изучение феномена многодетности, а также психологических особенностей детей из многодетных семей на фоне многих работ, посвященных семейным вопросам, осуществлялось до последнего времени недостаточно и в основном зарубежными учеными. Лишь в 1990-е гг. отечественные психологи обратились к данной проблеме.
В исследованиях многодетных семей изложены главным образом данные о когнитивных особенностях детей. Благополучие или неблагополучие когнитивных характеристик определяется сочетанием ряда факторов. Наиболее неблагоприятное воздействие оказывает большой размер семьи, последние номера рождения, малые интервалы между рождениями в сочетании с низким социально-экономическим статусом семьи, низким интеллектом и образованием, с одной стороны, и неприятием ребенка и авторитаризмом родителей по отношению к детям — с другой. Различия по уровню интеллекта у детей из многодетных и однодетных семей, а также сходство между сиблингами внутри семьи по показателям интеллекта более ярко проявляются в сфере вербального интеллекта.
В психологических исследованиях многодетной семьи определенное внимание уделяется изучению особенностей межличностных отношений. При изучении их структуры рассматриваются следующие положения:
межличностные отношения в семьях, различных по размеру, имеют свою специфику;
сиблинговая позиция и ее изменение в связи с появлением нового ребенка определяет особенности взаимодействия сиблинга с другими членами семьи;
размер семьи сказывается на показателях межличностных отношений с когнитивными и личностными характеристиками детей.
В работах выделяются такие семейные характеристики, как родительско-детские отношения; восприятие родителями индивидуальных особенностей детей; взаимоотношениямежду супругами; взаимоотношения между сиблингами; восприятие детьми отношений в семье.
Основными характеристиками многодетной семьи исследователи называют центрированность на семье, стремление к ее единству и сплоченности. С увеличением размера семьи изменяются отношения между ее членами, ролевая структура расширяется за счет разновозрастных отношений по типу «ребенок—ребенок». Снижение общения с родителями компенсируется усилением взаимодействия с сиблингами. Детское общение играет особую роль в психическом развитии детей, но оно неспособно компенсировать недостаток вербально и интеллектуально более обогащенного общения с родителями. Наряду с принятием своих детей и поддержкой их со стороны отцов и матерей в больших семьях усиливаются жесткость и авторитаризм, формальность и однообразие в отношениях родителей к разным детям.
Сиблинговая позиция ребенка определяет особый характер взаимоотношений с родителями. Они больше замечают индивидуальные особенности первенцев, отдают им больше внимания, заботы и любви. Первый ребенок имеет более широкую систему характеристик родителей (предикатов развития), влияющих на его интеллектуальные особенности. В детской среде именно он выполняет роль «квазиродителя», становясь источником влияния не только родительского, но и нового (своего) типа отношений. Психологические особенности первого ребенка становятся значимым фактором в формировании интеллекта детей с последующими номерами рождения. У детей с последними номерами рождения меньше дифференцированных родительско-детских отношений, недостаточно индивидуальное общение, необходимое для их развития.
Доминирование либо подчинение также во многом усваивается в процессе взаимодействия с братьями и сёстрами в детстве. Старшие дети, как правило, являются лидерами, а младшие подчиняются им. Соответствующие установки впоследствии реализуются в супружеских и родительско-детских отношениях.
При прочих равных условиях некоторые пары уживаются лучше других только потому, что их ролевые позиции, сформированные в детстве, удачно дополняют друг друга. Хорошее взаимодополнение обычно означает воспроизведение одних и тех же условий в отношении старшинства и ролей, к которым каждый привык в своей родной семье.
Это также справедливо и для подбора друзей в зрелом возрасте. Те, кому наиболее просто «найти общий язык», часто оказываются в комплиментарных позициях по порядку рождений. Некомплементарность же позиций может объяснить некоторые неувязки в приятельских отношениях.
Отношения между родителями и детьми также могут носить отпечаток комплиментарного или некомплиментарного порядка рождений. Знание сиблинговой позиции родителей поможет понять, почему они были именно такими родителями, какими они были. Например, младший ребёнок редко имеет хоть какой-то опыт заботы о других и, оказавшись в роли родителя, бывшие младшими в своей родной семье ожидают, что их собственные дети примут ответственность за семью.
Заключение
В данной работе мы рассмотрели такие понятия как сиблинговая позиция, сиблинговые отношения. Сиблинговая позиция (от англ. sibling - брат или сестра) - cтратегии поведения индивида по отношению к его братьям и/или сестрам. Сиблинговые отношения – стратегии взаимоотношений братьев и сестер. Важность исследования данных вопросов сложно переоценить по ряду причин.
Знание сиблинговой позиции может быть полезным в семейном консультировании и психотерапии в контексте всесторонней оценки семьи. Понимание нормальных профилей сиблинговых позиций может помочь в анализе процессов взаимодействия в семейной системе и их нарушений.
Изучение сиблинговых отношений помогает понять, что конфигурация семьи — многодетность, однодетность — существенно меняет различные параметры родительства, семейной среды и тем самым обусловливает особенности психического и личностного развития детей из разных семей. Как тот, так и другой тип семьи оказывают разнородное влияние на ребенка, как позитивное, так и негативное. Знание и учет этих особенностей может помочь профилактике девиаций семейного воспитания.
Однако важно помнить, что сиблинговые позиции и даже взаимодополнительность порядка рождения и пола в браке или воспитании детей не являются абсолютными. Здесь существуют значительные вариации. Профили сиблинговой позиции могут ввести в заблуждение, если они используются как устойчивые стандарты для оценивания функционирования индивида или брачной пары.
Список литературы
Адлер А. Наука жить. – Киев: Ураджай, 1997. – 228 с.
Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб. пособие. — СПб.: Речь, 2004. — 244 с.
Бейкер К. Теория семейных систем М. Боуена // Вопросы психологии.– 1991 .– № 6.– С.155–164.
Варга А.Я. Системная семейная психотерапия: Краткий курс лекций– СПб.: Речь, 2001. – 144 с.
Ричардсон Р.У. Силы семейных уз: Пер. с англ. – СПб.: Изд-во «Акцидент», 1994. – 136 с.
Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000. – 786 с.
Лукьянченко Н.В., Аликин И.А. Системная семейная психотерапия М. Боуена: Учебно-методическое пособие. - Красноярск: РИО СиБУП, 2005. - 95 с.
Фрейд З. Введение в психоанализ: лекции. – М: Наука, 1989. – 386 с.
Адлер А. Наука жить. – Киев: Ураджай, 1997. – 228 с.
Лукьянченко Н.В., Аликин И.А. Системная семейная психотерапия М. Боуена: Учебно-методическое пособие. - Красноярск: РИО СиБУП, 2005. - 95 с.
Фрейд З. Введение в психоанализ: лекции. – М: Наука, 1989. – 386 с.
Ричардсон Р. Силы семейных уз. Руководство по психотерапии в помощь семье. СПб.: Акцидент; Ленато, 1994.
Адлер А. Наука жить. – Киев: Ураджай, 1997. – 228 с.
Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000. – 786 с.
Ричардсон Р. Силы семейных уз. Руководство по психотерапии в помощь семье. СПб.: Акцидент; Ленато, 1994.
Варга А.Я. Системная семейная психотерапия: Краткий курс лекций .– СПб.: Речь, 2001. – 144 с. с. 19
Адлер А. Наука жить. – Киев: Ураджай, 1997. – 228 с. с. 148
Адлер А. Наука жить. – Киев: Ураджай, 1997. – 228 с.
Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000. – 786 с.
Лукьянченко Н.В., Аликин И.А. Системная семейная психотерапия М. Боуена: Учебно-методическое пособие. - Красноярск: РИО СиБУП, 2005. - 95 с.
2
1.Адлер А. Наука жить. – Киев: Ураджай, 1997. – 228 с.
2.Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб. пособие. — СПб.: Речь, 2004. — 244 с.
3.Бейкер К. Теория семейных систем М. Боуена // Вопросы психологии.– 1991 .– № 6.– С.155–164.
4.Варга А.Я. Системная семейная психотерапия: Краткий курс лекций– СПб.: Речь, 2001. – 144 с.
5.Ричардсон Р.У. Силы семейных уз: Пер. с англ. – СПб.: Изд-во «Акцидент», 1994. – 136 с.
6.Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000. – 786 с.
7.Лукьянченко Н.В., Аликин И.А. Системная семейная психотерапия М. Боуена: Учебно-методическое пособие. - Красноярск: РИО СиБУП, 2005. - 95 с.
8.Фрейд З. Введение в психоанализ: лекции. – М: Наука, 1989. – 386 с.
Вопрос-ответ:
Зачем исследовать сиблинговые отношения?
Исследование сиблинговых отношений позволяет лучше понять взаимодействия между братьями и сестрами, их влияние на психическое развитие ребенка, а также на формирование его личности. Это может быть полезно для разработки психологической помощи и поддержки внутри семьи, а также для создания программ развития и образования, учитывающих роль сиблинговых отношений.
Какое значение имеет порядок рождения?
Порядок рождения влияет на формирование сиблинговых отношений и может оказывать влияние на личность каждого ребенка. Старший ребенок, как правило, более ответственный, заботливый и защитнически настроенный по отношению к младшим. Младший, в свою очередь, может быть менее самостоятельным и иметь трудности с принятием решений. Эти особенности часто связаны с разделением внимания и ресурсов со стороны родителей.
Какое влияние оказывает сиблинговая позиция на психическое развитие ребенка?
Сиблинговая позиция может оказывать значительное влияние на психическое развитие ребенка. Например, младший ребенок может испытывать проблемы с принятием решений и полагаться на других в решении своих проблем. Он также может отвергать любую помощь, стараясь самостоятельно справляться со своими трудностями. Более старший ребенок, напротив, может быть более самодостаточным и независимым.
Возможно ли изменить сиблинговые отношения?
Сиблинговые отношения могут изменяться со временем и под влиянием различных факторов. Например, с появлением нового братика или сестренки ребенок может испытывать ревность и изменения в своих отношениях с другими членами семьи. Однако, с направленной работой над сиблинговыми отношениями, например, через совместные занятия или семейные тренинги, можно улучшить взаимодействие между братьями и сестрами и создать более гармоничные отношения.
Какие теоретические подходы используются для исследования сиблинговых отношений?
Существуют разные теоретические подходы для исследования сиблинговых отношений, включая психоаналитический подход, социальный подход, когнитивный подход и др. Каждый из них рассматривает сиблинговые отношения с разных точек зрения и выдвигает свои гипотезы и предположения.
Какое значение имеет порядок рождения детей в сиблинговых отношениях?
Порядок рождения детей может иметь значительное влияние на их сиблинговые отношения. Например, старший ребенок может ощущать большую ответственность и выступать в роли защитника или лидера, в то время как младший ребенок может испытывать некую зависимость и стремиться к защите и поддержке от старшего ребенка.
Как влияет сиблинговая позиция ребенка на его психическое развитие?
Сиблинговая позиция ребенка может оказать влияние на его психическое развитие. Например, младший ребенок может иметь проблемы с принятием решений и часто полагаться на помощь других. Однако, если младший ребенок сам делает выбор своего направления в жизни, он может быть более независимым и решительным.
Какие проблемы могут возникать у младшего ребенка в сиблинговых отношениях?
У младшего ребенка могут возникать проблемы с самодисциплиной и принятием решений. Он может полагаться на других, например, на своего супруга, или отвергать любую помощь. Однако, если младший ребенок самостоятельно принимает решения, он может быть более ответственным и решительным.
Какие теоретические подходы используются для исследования сиблинговых отношений?
Исследование сиблинговых отношений включает различные теоретические подходы, такие как психоаналитический подход, социальный подход, когнитивный подход и другие. В каждом из этих подходов рассматриваются сиблинговые отношения с уникальной перспективы, благодаря чему получаются разнообразные выводы и гипотезы о влиянии сиблингов на развитие ребенка.
В чем заключается значение порядка рождения в сиблинговых отношениях братьев и сестер?
Порядок рождения играет важную роль в формировании сиблинговых отношений. Старший ребенок часто занимает лидирующую позицию и обычно относится к младшиму как к подопечному. Младший, в свою очередь, может испытывать зависть к старшему и стремиться к его одобрению. Середняя, или "среднячок", часто оказывается в затруднительном положении, стараясь найти свое место в семье. В целом, порядок рождения может влиять на взаимодействие и характер отношений между братьями и сестрами.
Как сиблинговая позиция ребенка может влиять на его психическое развитие?
Сиблинговая позиция ребенка может оказать значительное влияние на его психическое развитие. Например, младший ребенок часто чувствует себя менее комфортно в принятии решений и может полагаться на других, чтобы решить свои проблемы. С другой стороны, если младший ребенок имеет возможность самостоятельно принимать решения и выбирать свое направление в жизни, это может способствовать его развитию индивидуальности и самостоятельности.
Какими теоретическими подходами исследуются сиблинговые отношения в онтогенезе и социогенезе?
Сиблинговые отношения исследуются с использованием различных теоретических подходов. Один из них - это теория социального обучения, которая утверждает, что сиблинги могут взаимодействовать друг с другом и влиять на формирование навыков и поведения через наблюдение и имитацию. Еще один подход - это теория привязанности, которая говорит о том, что сиблинги могут развивать эмоциональную привязанность друг к другу, что влияет на их эмоциональное благополучие. Эти и другие подходы помогают лучше понять сиблинговые отношения и их влияние на развитие детей в онтогенезе и социогенезе.