Творчество М. Врубеля
Заказать уникальную курсовую работу- 19 19 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 27.05.2009
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Жизненный и творческий путь самобытного художника
1.1 Истоки великого таланта
1.2 Поиски пути и творческая фантазия Врубеля
1.3 Творческий расцвет и трагический финал
2. Художественный мир Врубеля
Заключение
Список литературы:
На ковре перед ней раскрыты карты. Впереди лежит туз пик. Удивительно переплетается орнамент настенного ковра со складками шали, с небрежно разбросанной колодой карт.
Многие холсты Врубеля словно говорят, во многих слышны слова, но гадалка безмолвна, чем дольше вдумываешься и вглядываешься в этот портрет, тем яснее ощущаешь атмосферу предчувствия, ожидания, овладевшего автором картины и передающегося мгновенно нам. Что-то должно свершиться...
«К ночи». 1900 год.
Редчайший дар колориста проявил Михаил Александрович в этой своей картине. Надо было обладать поистине феноменальной зрительной памятью, чтобы запечатлеть сложнейшую гамму задуманного полотна.
Приближается ночь. Веет прохладой от темных просторов древней скифской степи, где гуляет ветер. Но земля, кони, одинокая фигура будто напоены жаром ушедшего дня. Багровые цветы чертополоха, рыжий конь - все будто несет следы ушедшего солнца. Отчизна пращуров. Бродят лошади на фоне сумрачного неба, бескрайние дали тают во мгле, царит атмосфера первозданной природы.
И как воплощение ее души - не то сказочный пастух, не то бородатый леший с огромной гривой волос, с могучим, словно кованным из меди, торсом.
«Сирень» (второй вариант). 1901 год.
Этот ноктюрн не дописан Врубелем. Но волшебные гаммы фиолетовых, лиловых тонов созвучно поют гимн красоте. Прохладой, свежестью веет от этого большого холста. Кисть мастера предельно раскованна, каждый ее удар точен. Колера сиреневые и глубокие зеленые создают удивительное настроение спокойствия, умиротворенности.
Незавершенность полотна приоткрывает нам творческий процесс художника, его поразительное умение намечать большие отношения цвета, точно видеть тон, внутренний орнамент холста.
Трудно поверить, что близок грозный финал творческого пути.
«После концерта». 1905 год.
Жемчужиной той поры стал портрет Н. И. Забелы 1905 года «После концерта». Догорают, тлеют угли большого камина. На широкой тахте дама в вечернем туалете. Ее образ словно размыт временем. Резкими линиями намечено платье, декор камина, но нежны касания руки, рисующей портрет любимой. Художник будто прощается с дорогим ему человеком, видит ее через встающую между ними фатальную преграду.
Этот холст глубоко трагичен. В нем с невероятной яркостью предстает вся драма судьбы мастера. Врубель ушел ...
Заключение
Как поразительна неповторимость биографии каждого творца. Казалось, и удивляться этому, наверное, не следует. Но, тем не менее, своеобычность характеров и оригинальность видения крупных мастеров, их безотчетная преданность своей теме и, главное, их борьба за свои приверженности, с причудами рока каждый раз заставляют изумляться невероятным хитросплетениям бытия, преградам и козням, расставляемым перед художниками, и как вопреки всем этим препонам живописец все же создает свои полотна, в которых с единственной и потрясающей ясностью выражает свою душу, свои привязанности, любовь и ненависть.
Конечно, во многом среда, эпоха, в которой живет мастер, формирует и оттачивает его талант. Но, с другой стороны, этот художник, как бы преломив сквозь сердце свет своего времени, сам выражает век, в котором ему довелось родиться и творить.
Часто эти связи живописца с окружающей его сферой очень неоднозначны, а характер таланта и картины, создаваемые им, сложны и никак впрямую не выражают будни бытия; но при прохождении достаточного времени, а чаще всего уже после кончины художника, со всей грандиозностью предстают величие его творческого искания, неповторимость и несметное богатство духовного мира, который он оставил людям.
И только тогда можно уверенно понять всю силу того страстного влечения к красоте и правде, к раскрытию единственной и никем еще не рассказанной темы, которая владела им всю жизнь, озаряя судьбу.
Как бы коротка ни была биография того или иного крупного живописца, но полотна, оставленные им, позволяют как бы узнавать его не похожий ни на кого лик.
Михаил Врубель - фигура огромная. Его искусство достигает поистине грандиозного звучания. К сожалению, мы порою как-то вяло и стеснительно оцениваем вершины нашей живописи. Россия - молодая страна. Это не Индия или Италия...
Но и она успела создать величайшие самобытные памятники мировой культуры, огромны достижения ее в области литературы, музыки и живописи.
Список литературы
1. 50 кратких биографий мастеров русского искусства. – Спб.: Издательство «ЛАНЬ», 2002.
2. Блок А. Памяти Врубеля // Собр. соч. – М.;Л., 1962. – С.424.
3. Борзова Е.П. История мировой культуры / Е.П. Борзова. – СПб.: Издательство «Лань», 2001.
4. Врубель А.А. Воспоминания // Врубель. Переписка. Воспоминания о художнике. – Л., 1976.
5. Георгиева Т.С. Русская культура: История и современность: Учебное пособие / Т.С. Георгиева . – М.: Издательство «Юрайт», 1999.
6. Долгополов И. Мастера и шедевры. В 3-х т. Т.2 / И. Долгополов. – М.: Изобразительное искусство, 1987.
7. Дружинин С.Н Михаил Александрович Врубель / С.Н. Дружинин. – М.: Изобразительное искусство, 1875.
8. Дурылин С. Врубель и Лермонтов // Литературное наследство. – М., 1948.
9. Искусство. Книга для чтения. – М.: Изобразительное искусство, 1961.
10. История русского искусства. Т.2. - М.: Изобразительное искусство, 1960.
11. Кирсанова В.М. Все шедевры русской живописи / В.М. Кирсанова. – М.: «Издательство «Олимп», «Издательство АСТ», 2001.
12. Очерки по истории русского искусства. – М.: Изобразительное искусство, 1954.
13. Ракитин В.И. Михаил Врубель / В.И. Ракитин. – М.: Изобразительное искусство, 1971.
15. Самин Д.К. 100 великих художника /Д.К. Самин. – М.: Вече, 2006.
16. Суздалев П.К. Врубель и Лермонтов / П.К. Суздалев. – М.: Изобразительное искусство, 1980.
17. Ткач М.И. Пейзаж. Энциклопедия / М.И. Ткач. – М.: ВЕЧЕ, 2002.
18. Шер Н.С. Рассказы о русских художниках /Н.С. Шер. – М.: Изобразительное искусство, 1965.
19. Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. – М.: Слово, 1999.
20. Энциклопедия живописи. – М.: Летопись-М, 1997.
Аннотация
Курсовая работа посвящена творчеству замечательного русского художника XIX - начала XX века Михаилу Александровичу Врубелю. Во введении к работе раскрыта самобытность художника, неповторимость его произведений и вклада в мировую культуру.
Первая глава описывает жизненный и творческий путь художника, истоки его таланта, поиски пути к самовыражению. Здесь мы узнаем о творческой фантазии М.А. Врубеля, его нелегкой жизни, трагизме последних лет жизни.
Во второй главе раскрыт художественный мир мастера живописи. Дана характеристики ярких полотен живописца, таких как его «Демоны», «Царевна Лебедь», «Гадалка», «К ночи», «Сирень», «После концерта». Перед нами чередой проходят описания неповторимых полотен, чарующие нас дивной красотой, совершенством языка, первичностью ощущения прекрасного.
Самин Д.К. 100 великих художников. – М.: Вече, 2006. – С.357.
Блок А. Памяти Врубеля // Собр. соч. – М.;Л., 1962. – С.424.
Указ. Самин Д.К. 100 великих художников. – С.358.
Указ. Самин Д.К. 100 великих художников. – С.358.
Там же.
Долгополов И. Мастера и шедевры. В 3-х т. Т.2. – М.: Изобразительное искусство, 1987. – С. 517.
Кирсанова В.М. Все шедевры русской живописи . – М.: «Издательство «Олимп», «Издательство АСТ», 2001. - С. 209.
Там же.
Указ. Самин Д.К. 100 великих художников. - С.359.
Указ. Блок А. Памяти Врубеля. – С.424.
21
2. Блок А. Памяти Врубеля // Собр. соч. – М.;Л., 1962. – С.424.
3. Борзова Е.П. История мировой культуры / Е.П. Борзова. – СПб.: Издательство «Лань», 2001.
4. Врубель А.А. Воспоминания // Врубель. Переписка. Воспоминания о художнике. – Л., 1976.
5. Георгиева Т.С. Русская культура: История и современность: Учебное пособие / Т.С. Георгиева . – М.: Издательство «Юрайт», 1999.
6. Долгополов И. Мастера и шедевры. В 3-х т. Т.2 / И. Долгополов. – М.: Изобразительное искусство, 1987.
7. Дружинин С.Н Михаил Александрович Врубель / С.Н. Дружинин. – М.: Изобразительное искусство, 1875.
8. Дурылин С. Врубель и Лермонтов // Литературное наследство. – М., 1948.
9. Искусство. Книга для чтения. – М.: Изобразительное искусство, 1961.
10. История русского искусства. Т.2. - М.: Изобразительное искусство, 1960.
11. Кирсанова В.М. Все шедевры русской живописи / В.М. Кирсанова. – М.: «Издательство «Олимп», «Издательство АСТ», 2001.
12. Очерки по истории русского искусства. – М.: Изобразительное искусство, 1954.
13. Ракитин В.И. Михаил Врубель / В.И. Ракитин. – М.: Изобразительное искусство, 1971.
15. Самин Д.К. 100 великих художника /Д.К. Самин. – М.: Вече, 2006.
16. Суздалев П.К. Врубель и Лермонтов / П.К. Суздалев. – М.: Изобразительное искусство, 1980.
17. Ткач М.И. Пейзаж. Энциклопедия / М.И. Ткач. – М.: ВЕЧЕ, 2002.
18. Шер Н.С. Рассказы о русских художниках /Н.С. Шер. – М.: Изобразительное искусство, 1965.
19. Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. – М.: Слово, 1999.
20. Энциклопедия живописи. – М.: Летопись-М, 1997.
Вопрос-ответ:
Какие источники вдохновления были у Михаила Врубеля?
Михаил Врубель черпал вдохновение из различных источников, включая русскую фольклорную традицию, искусство Древнего Египта и Средневековой Руси.
Какие были ключевые факторы в творческом пути Врубеля?
Врубель постоянно стремился к поиску своего уникального стиля и экспериментировал с формами, цветами и техниками. Он был известен своей фантазией и оригинальностью.
Какие периоды можно выделить в творческой карьере Михаила Врубеля?
Врубель пережил несколько творческих периодов, включая "декоративный" период, "символистический" период и "экспрессионистический" период. Каждый из них отличался своей уникальной стилистикой и тематикой работ.
Какова роль Михаила Врубеля в развитии русской живописи?
Михаил Врубель считается одним из виднейших представителей русского символизма и имел значительное влияние на развитие живописи на рубеже XIX-XX веков. Его работы отличаются глубиной смысла и особой эмоциональной интенсивностью.
Какие события привели к трагическому финалу жизни Михаила Врубеля?
Самым трагическим моментом в жизни Врубеля стала потеря зрения, вызванная болезнью. От этого момента он перестал рисовать и стал жить в полной темноте, но продолжал творить в других медиа, таких как резьба по дереву и гравюра.
Какие истоки великого таланта М. Врубеля?
Великий талант М. Врубеля имел свои истоки в его раннем детстве. С ранних лет художник проявлял интерес к живописи и начал обучаться рисованию. Он также получал образование в Петербургской академии художеств. Важную роль в формировании его таланта сыграли также его преподаватели и влиятельные художественные круги, в которых он общался.
Какие были поиски пути и творческая фантазия М. Врубеля?
М. Врубель всегда стремился к самобытности и оригинальности. Он исследовал различные художественные направления и экспериментировал с различными техниками и материалами. В его работах часто присутствует символика и фантастические элементы, он постоянно искал новые пути самовыражения и не боялся выходить за рамки установленных норм и стандартов.
Каков был творческий расцвет и трагический финал жизни М. Врубеля?
Творческий расцвет М. Врубеля пришелся на 1890-е годы. Он создал множество известных и узнаваемых работ в различных жанрах: живописи, графики, мозаики. Однако в конце жизни он столкнулся с серьезными проблемами со здоровьем и потерей творческой энергии. Последние годы его жизни были трагичными и полными страдания, и он умер в относительной нищете и забвении.