Архитектура Франкческо Бартоломео Растрелли в Санкт-Птеребурге

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Искусство
  • 25 25 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 18.05.2009
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение
1.Архитектура Петербурга 18 века: эпоха русского барокко и классицизма
2.Общая характеристика творчества мастера русского барокко
3.Архитектурные проекты в Петербурге
Заключение
Список литературы


Фрагмент для ознакомления

Существовавшие на этом месте дома, принадлежащие Строгановым, архитектор объединил в единое целое общим фасадом, выстроенным в стиле барокко. В этом же стиле были выполнены главные интерьеры дворца и Большая Парадная лестница, богато декорированная искусственным мрамором и позолоченными перилами, искусно выполненными из железа. В дворце было пятьдесят комнат, большой зал и галерея, заставленная скульптурами и увешанная высокими зеркалами. Въезд во дворец украшали рельефные изображения гербов семьи Строгановых с соболями и копьями, символизирующими Сибирь, откуда этот прославленный род вел свое начало. Окруженный простыми деревянными домиками, дворец выглядел особенно пышно, и граф Строганов при виде своего нового жилища пришел в полный восторг. Это был единственный заказчик Растрелли, отблагодаривший мастера не только щедрой платой за работу, но и сделавший ему дорогой подарок: Строганов заказал портрет архитектора известному художнику П. Ротари, приехавшему в Петербург из Европы, чтобы написать портреты членов императорской семьи.

Дворец императрицы Елизаветы Петровны (Аничков). Этот дворец на Невском проспекте около Аничкова моста сооружался в 1741-1751гг. по проекту М.Г. Земцова, после смерти которого надзор за строительством и воплощением первоначального проекта был поручен Ф.-Б. Растрелли. Согласно проекту Земцова-Растрелли, над правым флигелем дворца, вмещавшим в себя дворцовую церковь и обращенным к Невской перспективе, был возведен купол, увенчанный крестом. Купол левого флигеля, где располагался Парадный зал, завершался звездой. Ведение Растрелли относится к периоду работы архитектора над украшением купола левого флигеля дворца.

Гостиный двор.
Среди виртуозно исполненных чертежей Растрелли – шедевр архитектурной графики – проект нового каменного Гостиного двора вместо старого деревянного, стоявшего на углу Невского проспекта и Садовой улицы. На листе 1,5 метра изображен главный фасад здания с мельчайшими деталями скульптурного убранства. Центр симметричного двухэтажного сооружения на тридцать две оси венчает невысокая изящная башенка с часами, на куполе которой установлена статуя бога торговли Меркурия; над карнизом – шестнадцать скульптур, чередующихся с декоративными вазами. За каждой широкой, красиво прорисованной аркой в галерее – пышно оформленный вход в лавку, над которым помещен сложный раскрепованный фронтон. Пилоны между арками первого и второго этажей оформлены спаренными колоннами.
В 1757 году проект Гостиного двора, представленный Растрелли, был утвержден. Если бы купцы смогли оплатить этот великолепный проект, то Невский проспект украшало бы сооружение Растрелли в духе феерических театральных декораций елизаветинской эпохи. Однако замысел требовал огромных затрат и не был осуществлен. Истинная же причина отказа заключалась в неприятии купцами проекта Растрелли. Им нужно было не пристанище для мудрецов и философов, как это получалось по Растрелли, а удобное, практичное место для торговли. Прозвучал первый, но достаточно грозный сигнал будущей отставки обер-архитектора. Растрелли не заметил, как общественное мнение и вкусы при дворе стали формировать новые люди, которые были невысокого мнения о стиле барокко.
Позже, используя план и общее композиционное решение проекта Растрелли, Ж.-Б. Валлен Деламот в 1761-1785гг. построил здание Гостиного двора, лишив постройку скульптурного декора. Он возвел здание в классическом стиле, начинавшем главенствовать в то время в архитектуре. В этом виде Гостиный двор существует и поныне.

Зимний дворец императрицы Елизаветы Петровны.
Удивительное дарование Растрелли – градостроителя и архитектора – проявилось в его последней и крупнейшей работе – Зимнем дворце. Он был построен в 1754-1762гг. на месте предыдущего Зимнего дворца Петра I.
Ни один европейский дворец того времени не может равняться с Зимним по внушительности и грандиозности. Этот дворец – вершина русского барокко середины XVIII века, его завершение и начало конца. Именно в Зимнем Растрелли довел до совершенства те композиционные и архитектонические приемы, которыми пользовался все предыдущие годы.
Проектирование и строительство дворца стало итогом творческого пути зодчего. Блестяще решив сложную проблему архитектурного доминирования императорской резиденции в центре Петербурга, Растрелли создал центр притяжения всего окружающего пространства. Огромные размеры этого монументального здания определили композиционный размах, потребовали сильной и сложной пластики объемов, сложного ритмического многообразия фасадов, насыщенных декоративной скульптурой. Зодчий проявил большую изобретательность в индивидуальной разработке каждого из четырех фасадов, мастерство в разнообразии ракурсов и точек восприятия здания.
Применение многочисленных колонн, мощных фронтонов, усложненных наличников – все способствует созданию трехмерного пространства и насыщает фасад такой динамической силой, что дальнейшее ее нагнетание грозит переходом в статичность. Вместе с тем Зимний дворец геометрически четок в своем плане. А все его четыре фасада, наружных и дворовых, решены в едином архитектоническом ключе. И в этом сочетании заданной строгости и нагнетенной до предела динамики ощущается некая противоречивость, скрытая и, может, до конца не осознанная борьба нового художественного мировоззрения с барочными традициями, преодолеть которые обер-архитектор не мог.
Постройкой Зимнего дворца Растрелли закрепил градоформирующее значение Невы как «главной улицы», положил начало сложению системы лавных площадей города.
Зимний дворец представлял собой целый город, не покидая которого можно было и молиться, и смотреть театральные представления, и принимать иностранных послов. Это величественное, роскошное здание символизировало славу и могущество империи. Его фасады украшены колоннами, которые то теснятся, образуя пучки, то более равномерно распределяются между оконными и дверными проёмами. Колонны объединяют второй и третий этажи и зрительно делят фасад на два яруса: нижний, более приземистый, и верхний, более лёгкий и парадный. На крыше располагаются декоративные вазы и статуи, продолжающие вертикали колонн на фоне неба.









Заключение

Каждый город имеет свое лицо, свой силуэт: в Париже – это Эйфелева башня, в Лондоне – Биг-Бен, в Санкт-Петербурге – Адмиралтейство, Петропавловская крепость, Исаакиевский собор, в Москве – Кремль. За великими творениями архитектуры стоят знаменитые зодчие.
Во времена правления Елизаветы Петровны в русской архитектуре расцвёл стиль барокко. Его главным представителем был итальянец по происхождению Франческо Бартоломео Растрелли.
Данная работа была посвящена теме «Архитектура Франческо Бартоломео Растрелли в Санкт-Петербурге». Она осветила разнообразные вопросы, связанные с раскрытием данной темы и в заключение проведенного исследования этого вопроса можно сделать следующие выводы:
Занимавший более 20 лет пост обер-архитектора двора, Растрелли являлся официальным руководителем всей архитектурной деятельности правительства и во многом сформировал облик новой столицы России – Петербурга.
За 48 лет работы в России Растрелли создал великолепные дворцы, особняки, культовые здания, среди которых поражают смелостью архитектурных решений и масштабом.
Традиции архитектуры европейского барокко были переосмыслены Растрелли под влиянием русской национальной художественной культуры. Это проявилось в стремлении к пространственному размаху архитектурных ансамблей, применении характерных для русского зодчества колоколен, глав, крылец, тонких колонок и пр., увлечении расцветкой стен, позолотой, растительными мотивами в декоре.
В монументальных произведениях Растрелли выразились эстетические идеалы времени, определились средства и композиционные приемы, характеризующие стиль русской архитектуры середины XVIII в. Владея всем мастерством современного ему западноевропейского искусства, Растрелли широко и свободно использовал художественные средства архитектуры барокко; так же широко вводил он, преимущественно в отделку интерьера, декоративные мотивы рококо. Однако не только эти черты определяли его творчество, сложившееся и созревшее на почве русской строительной культуры. Глубоко освоивший национальные основы русского зодчества, Растрелли в новых исторических условиях, на новой идейно-стилевой основе творчески развивал их в своих произведениях. Это сказалось в колористическом богатстве и исключительной декоративности сооружений зодчего, в скульптурном характере их пластической разработки и в то же время в четкости и ясности объемных построений зданий, в сравнительной простоте и прямолинейности планов. Логика в объёмно-планировочных решениях, щедрость фантазии, скульптура, светотень, цвет - все средства использовал зодчий в своих творениях, неизменно вдохновляясь образцами древнерусского искусства.












Список литературы
Арган Дж.К. История итальянского искусства. – М.: Радуга, 2000.
Архитектурное наследство: выпуск 44. – М.: Едиториал УРСС, 2001.
Барокко. Архитектура. Скульптура. Живопись. – М.: Konemann, 2004.
Богданов И.А. Гостиный двор. – Л.: Лениздат, 1988.
Васильева Г.Б., Житорчук К.В., Павелкина А.М. Франческо Бартоломео Растрелли: каталог. – СПб: Государственный музей истории Санкт-Петербурга, 2000.
Випер Борис. Архитектура русского барокко. – М.: Б.С.Г.-Пресс, 2008.
Крупников П. Санкт-Петербург. История и архитектура. – М.: Симпозиум, 1997.
Марголис А. Д. Дворцы Санкт-Петербурга. – М.: Слово, 2007.
Овсянников Ю.М. Великие зодчие Санкт-Петербурга. – СПб: Искусство-СПб, 1996.
Пилявский В.И., Тиц А.А., Ушаков Ю.С. История русской архитектуры. – М.: Архитектура-С, 2007.
Самин Д.К. 100 великих архитекторов. – М.: Вече, 2000.
Успенский А.И. Императорские дворцы. – СПб: Альфарет, 2007.
Хереш Э. Дворцы Санкт-Петербурга и его окрестностей. – М.: Эксмо, 2008.
Шуйский В.К. Золотой век барокко и классицизма в Санкт-Петербурге. – М.: Центрполиграф, 2008.
Эрмитаж. История строительства и архитектуры зданий. – Л.: Стройиздат, 1989.



Пилявский В.И., Тиц А.А., Ушаков Ю.С. История русской архитектуры. – М.: Архитектура-С, 2007, с. 212.

Овсянников Ю.М. Великие зодчие Санкт-Петербурга. – СПб: Искусство-СПб, 1996, с.293.

Самин Д.К. 100 великих архитекторов. – М.: Вече, 2000, с.145.

Випер Борис. Архитектура русского барокко. – М.: Б.С.Г.-Пресс, 2008, с.129.

Крупников П. Санкт-Петербург. История и архитектура. – М.: Симпозиум, 1997, с.8.

Васильева Г.Б., Житорчук К.В., Павелкина А.М. Франческо Бартоломео Растрелли: каталог. – СПб: Государственный музей истории Санкт-Петербурга, 2000, с.109.
Марголис А. Д. Дворцы Санкт-Петербурга. – М.: Слово, 2007, с.120.

Васильева Г.Б., Житорчук К.В., Павелкина А.М. Франческо Бартоломео Растрелли: каталог. – СПб: Государственный музей истории Санкт-Петербурга, 2000, с. 69.

Шуйский В.К. Золотой век барокко и классицизма в Санкт-Петербурге. – М.: Центрполиграф, 2008, с. 94.

Богданов И.А. Гостиный двор. – Л.: Лениздат, 1988, с. 14.

Эрмитаж. История строительства и архитектуры зданий. – Л.: Стройиздат, 1989, с. 311.













26

Список литературы
1)Арган Дж.К. История итальянского искусства. – М.: Радуга, 2000.
2)Архитектурное наследство: выпуск 44. – М.: Едиториал УРСС, 2001.
3)Барокко. Архитектура. Скульптура. Живопись. – М.: Konemann, 2004.
4)Богданов И.А. Гостиный двор. – Л.: Лениздат, 1988.
5)Васильева Г.Б., Житорчук К.В., Павелкина А.М. Франческо Бартоломео Растрелли: каталог. – СПб: Государственный музей истории Санкт-Петербурга, 2000.
6)Випер Борис. Архитектура русского барокко. – М.: Б.С.Г.-Пресс, 2008.
7)Крупников П. Санкт-Петербург. История и архитектура. – М.: Симпозиум, 1997.
8)Марголис А. Д. Дворцы Санкт-Петербурга. – М.: Слово, 2007.
9)Овсянников Ю.М. Великие зодчие Санкт-Петербурга. – СПб: Искусство-СПб, 1996.
10)Пилявский В.И., Тиц А.А., Ушаков Ю.С. История русской архитектуры. – М.: Архитектура-С, 2007.
11)Самин Д.К. 100 великих архитекторов. – М.: Вече, 2000.
12)Успенский А.И. Императорские дворцы. – СПб: Альфарет, 2007.
13)Хереш Э. Дворцы Санкт-Петербурга и его окрестностей. – М.: Эксмо, 2008.
14)Шуйский В.К. Золотой век барокко и классицизма в Санкт-Петербурге. – М.: Центрполиграф, 2008.
15)Эрмитаж. История строительства и архитектуры зданий. – Л.: Стройиздат, 1989.



Вопрос-ответ:

Какие особенности характеризуют архитектуру Франческо Бартоломео Растрелли в Санкт-Петербурге?

Архитектура Растрелли отличается изящной и пышной формой, яркими красками, насыщенными декоративными элементами и большим вниманием к деталям. Большинство его проектов выполнено в стиле русского барокко, который преобладал в Петербурге 18 века.

Какие архитектурные проекты Франческо Бартоломео Растрелли были реализованы в Санкт-Петербурге?

Среди важнейших проектов Растрелли в Петербурге можно назвать Зимний дворец, Анненкирхе, Строгановский дворец, Михайловский замок, Исаакиевский собор и другие. Он также имел большой вклад в формирование городского ландшафта и развитие градостроительства в Петербурге.

Какая эпоха и какие стили архитектуры представлены в творчестве Франческо Бартоломео Растрелли?

Францеско Растрелли жил и творил в эпоху русского барокко и классицизма. Его работы являются ярким примером перехода от барокко к классицизму в архитектуре России. Он смог сочетать характерные черты обоих стилей в своих проектах.

Какие особенности отличают стиль русского барокко?

Русский барокко характеризуется изящными формами, мощными объемами, богатым декором и использованием ярких красок. Он отличается от европейского барокко более строгой геометричностью и урегулированностью композиции.

Какие работы Франческо Бартоломео Растрелли были выполнены в стиле барокко в Санкт-Петербурге?

В стиле барокко Растрелли в Петербурге были выполнены такие объекты, как Зимний дворец, Михайловский замок и Строгановский дворец. Эти здания отличаются пышной и изысканной архитектурой, яркими фасадами и богатыми интерьерами.

Какую эпоху представляет архитектура Франческо Растрелли в Санкт-Петербурге?

Архитектура Франческо Растрелли в Санкт-Петербурге представляет эпоху русского барокко и классицизма 18 века.

Как можно охарактеризовать творчество Франческо Растрелли?

Творчество Франческо Растрелли отличается русским барокко. Он создал множество архитектурных проектов в Санкт-Петербурге, которые символизируют величие императорской России.

Какие архитектурные проекты Франческо Растрелли реализовал в Санкт-Петербурге?

Франческо Растрелли реализовал множество архитектурных проектов в Санкт-Петербурге, включая знаменитые Казанский собор, Зимний дворец, Смольный собор и многие другие.

Какие особенности архитектуры Франческо Растрелли в Петербурге?

Архитектура Франческо Растрелли в Петербурге отличается барочной экспрессивностью и изысканностью декоративных элементов. Он использовал богатую резьбу, статуи, колонны и другие элементы для создания великолепных фасадов и интерьеров.

Какие здания в Петербурге являются произведениями архитектуры Франческо Растрелли?

Произведениями архитектуры Франческо Растрелли в Петербурге являются, например, Зимний дворец, Смольный собор, Казанский собор, Михайловский дворец и многие другие великолепные сооружения.