Историческая живопись 1 половины 19 века. На примере творчества Иванова, Брюллова
Заказать уникальную курсовую работу- 27 27 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 01.03.2010
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
1. Историческая живопись А. Иванова
1.1. Жизнь и творческий путь А. Иванова
1.2. Историческая живопись А. Иванова
2. Историческая живопись К. Брюллова
2.1. Жизнь и творческий путь К. Брюллова
2.2. Историческая живопись К. Брюллова
Заключение
Список литературы
Приложение
В 40-х годах XIX века у мастера появилась уникальная возможность проявить свой дар художника-монументалиста - его пригласили расписывать Исаакиевский собор.
Самым колоссальным художественным проектом середины XIX века - росписями Исаакиевского собора были заняты самые известные художники-академики.
Над росписями Исаакиевского собора Брюллов работал в 1843 - 1847 гг. Манера письма Карла Брюллова лучше всего соответствовала предъявляемым специальным комитетом для рассмотрения проектов внутреннего оформления собора требованиям к росписи интерьера: «Внутренность Исаакиевского собора должна быть отделана великолепно, но с благородною простотою, необходимо избегнуть при этом пестроты в цветах, кружочков, крестиков, криволинейных обводов и тому подобных мелочей, совершенно не соответствующих размерам собора и стилю его архитектуры».
К сожалению, работа над внутренними росписями шедевра Монферрана так и не была завершена Брюлловым. Работая на лесах под куполом храма, художник простудился, после чего был вынужден покинуть Россию. В результате многие замыслы художника остались только в эскизах. Целую серию росписей предполагалось посвятить «Страстям господним», для которых Брюлловым было написано несколько эскизов. Один из них – «Иисус перед народом» - рассказывает об эпизоде второго допроса Христа Понтием Пилатом, так называемой сцене с умыванием рук. Сцена «Иисус перед народом» или, как ее еще называют – «Пилат, умывающий руки», отдельным самостоятельным сюжетом нередко предстает у западных художников.
Еще одно значимое историческое произведение Брюллова – «Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году». К теме осады Пскова Брюллов обращается по возвращении в Россию из Италию после абсолютного успеха его «Последнего дня Помпеи». Картина носила с одной стороны заказной характер – Николая I лично обратился к Брюллову с просьбой написать картину из русской истории, возможно, «Взятие Казани». Но Брюллов и сам в это время мечтал о разработке исторического сюжета из русской истории и предпочел писать большое историческое произведение об «Осаде Пскова», идея которой появилась у него при чтении «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина. Общеизвестно, что проигранная Иваном Грозным Ливонская война не обернулась для России полной катастрофой только благодаря героической пятимесячной обороне Пскова в 1581–1582 годах.
На картине изображен кульминационный момент осады 1581 г., когда псковские ратники и горожане кидаются в атаку на прорвавшихся в город поляков и отбрасывают их за стены. Как и в «Последнем дне Помпеи» Брюллов, изображая людей в пиковый момент их жизни, ищет правды человеческих поступков, проявлений героизма и предательства. На переднем плане мать то ли пытается остановить, то ли отправляет сына с пикой в руках к проломленной стене. Рядом с ней женщина пытается помочь раненому воину. Жители Пскова, ополчение, черное и белое духовенство – все устремились к пролому, чтобы защитить город. Воины в левом нижнем углу полотна не принимают участия в общем патриотическом порыве. Возможно, это мародеры. По свидетельству современников, лицо одного из них писалось с литератора Фаддея Булгарина. Брюллову так и не удалось закончить эту картину. Сам он называл ее «Досадой Пскова». После этой неудачи Брюллов перестает писать в историческом жанре.
Заключение
I половина XIX века представлена в России целой плеядой знаменитых на весь мир художников, и одно из самых достойных мест в ней занимают А. Иванов и К Брюллов.
Противоречивая эпоха царствований Александра I и Николая I наложила заметный отпечаток на творчество данных художников и во многом обусловила их работу в историческом жанре.
Значительную роль в становлении их творческих мотивов сыграл факт их длительного пребывания и обучения в Италии. Именно итальянская школа во многом формирует технику живописи двух художников.
А. Иванов и К. Брюллов в своем творчестве значительное внимание отводили библейской истории и мифологическому сюжету, но если у Иванова эти сюжеты были преобладающими, то Брюллов смотрел на историческую действительность более широко. Его гораздо более интересовали факты действительно происходивших событий, нежели мифология.
Картина Иванова «Явление Христа Марии Магдалине» получает весьма высокую оценку и придает Иванову сил для начала самой масштабной из его исторических работ. В дальнейшем Иванов целиком посвящает себя созданию огромной картины «Явление Христа народу». Двадцать лет художник посвятит работе над грандиозным полотном.
При осуществлении замысла «Явление Мессии» художник большое внимания стал уделять этюдам с натуры. Отдавшись изучению жизни и собиранию ярких жизненных образов, он придал многим своим этюдам характер вполне законченных, самостоятельных картин. Картина имела огромный размер – 5,40 на 7,50 м. Выставленная в Петербурге, она вызвала бурю откликов: художники высоко оценили ее, а церковное начальство встретило весьма сдержанно.
Самыми знаменитыми историческими полотнами К. Брюллова становятся «Последний день Помпей» и «Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году».
В «Последнем дне Помпей» ярко прослеживается мотив катастрофы, неистовства сил природы, эффектное грозовое освещение — всё это характерно для романтической идеи господства рока и стихии над человеком. И в Италии, и в России, где полотно «Последний день Помпеи» было выставлено в Академии художеств, Брюллова ждал триумф.
«Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году» была заказана Брюллову Николаем I. На картине изображен кульминационный момент осады 1581 г., когда псковские ратники и горожане кидаются в атаку на прорвавшихся в город поляков и отбрасывают их за стены. Картина не была закончена.
После неудачи с «Осадой Пскова» Брюллов больше не писал в историческом жанре.
Список литературы
Алпатов М. Александр Андреевич Иванов. - М., 2008.
Андронова М. И. Об искусстве портрета - М., 1975.
Анисов Л. М. Александр Иванов. - М., 2004.
Быкова В. А. Надеждинская Т. И. Попкова Н. В. История Отечества в музыке и изобразительном искусстве. - СГУ, 2003.
Варшавский А. С. Крамольные полотна. - М., 1963.
Верещагина А. Г. Историческая картина в русском искусстве. - М., 1990.
Ветрова Г. Е. Великие полотна. - М., 2002.
Григорьян И.И. Русская историческая живопись. – Спб., 2008.
Ильина Т. В. История искусств. Отечественное искусство. - М., 1994.
Иванов А.Б. Рассказы о русских художниках. – М., 2008.
Ионкина Н. А. Сто великих картин. - М., 2001.
Кокшекева К. А. Самые знаменитые живописцы России. - М., 2002.
Кузнецова Э. В. Исторический и батальный жанр. - М., 1982.
Недошивин Г. А. Беседы о живописи. - М., 2006.
Островский Г. С. Рассказ о русской живописи. - М., 2007.
Паустовский К. Г. Книга о художниках. - М., 2006.
Ракова М. М. Русская историческая живопись середины XIXв. – М., 2004.
Садовень В. В. Русские художники-баталисты XVIII-XIX. - М., 2001.
Элентух И. Б. Как смотреть картину». – Минск, 2007.
Энциклопедия живописи. - М., 1997.
Приложение
К. Брюллов «Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году»
К. Брюллов «Последний день Помпей»
А. Иванов «Явление Христа нарду»
А. Иванов. Явление воскресшего Христа Марии Магдалине.
Анисов Л. М. Александр Иванов. - М., 2004. с. 74
Иванов А.Б. Рассказы о русских художниках. – М., 2008. с. 42.
Алпатов М. Александр Андреевич Иванов. - М., 2008. с. 138.
Алпатов М. Александр Андреевич Иванов. - М., 2008. с. 207.
Анисов Л. М. Александр Иванов. - М., 2004. с. 114.
Алпатов М. Александр Андреевич Иванов. - М., 2008. с. 209.
Анисов Л. М. Александр Иванов. - М., 2004. с. 137.
Алпатов М. Александр Андреевич Иванов. - М., 2008. с. 213.
Иванов А.Б. Рассказы о русских художниках. – М., 2008. с. 48.
Анисов Л. М. Александр Иванов. - М., 2004. с. 174.
Анисов Л. М. Александр Иванов. - М., 2004. с. 3.
Иванов А.Б. Рассказы о русских художниках. – М., 2008. с. 242.
Ветрова Г. Е. Великие полотна. - М., 2002. с. 196.
Верещагина А. Г. Историческая картина в русском искусстве. - М., 1990. с. 316.
4
1.Алпатов М. Александр Андреевич Иванов. - М., 2008.
2.Андронова М. И. Об искусстве портрета - М., 1975.
3.Анисов Л. М. Александр Иванов. - М., 2004.
4.Быкова В. А. Надеждинская Т. И. Попкова Н. В. История Отечества в музыке и изобразительном искусстве. - СГУ, 2003.
5.Варшавский А. С. Крамольные полотна. - М., 1963.
6.Верещагина А. Г. Историческая картина в русском искусстве. - М., 1990.
7.Ветрова Г. Е. Великие полотна. - М., 2002.
8.Григорьян И.И. Русская историческая живопись. – Спб., 2008.
9.Ильина Т. В. История искусств. Отечественное искусство. - М., 1994.
10. Иванов А.Б. Рассказы о русских художниках. – М., 2008.
11.Ионкина Н. А. Сто великих картин. - М., 2001.
12.Кокшекева К. А. Самые знаменитые живописцы России. - М., 2002.
13.Кузнецова Э. В. Исторический и батальный жанр. - М., 1982.
14.Недошивин Г. А. Беседы о живописи. - М., 2006.
15.Островский Г. С. Рассказ о русской живописи. - М., 2007.
16.Паустовский К. Г. Книга о художниках. - М., 2006.
17.Ракова М. М. Русская историческая живопись середины XIXв. – М., 2004.
18.Садовень В. В. Русские художники-баталисты XVIII-XIX. - М., 2001.
19.Элентух И. Б. Как смотреть картину». – Минск, 2007.
20. Энциклопедия живописи. - М., 1997.
Вопрос-ответ:
Кто был А. Иванов?
А. Иванов был выдающимся русским художником первой половины 19 века, специализировавшимся на исторической живописи.
Какова основная тематика работ Иванова?
Основной тематикой работ Иванова были исторические сюжеты, изображения связанных с древностью и религиозностью.
Какие работы Иванова наиболее известны?
Наиболее известными работами Иванова являются "Явление Христа народу" и "Смерть Иоанна Грозного".
Какова была жизнь и творческий путь Иванова?
Иванов родился в семье художника и получил качественное искусствоведческое образование. Он много путешествовал, позже стал знаменитым ученым и преподавателем.
Кто такой К. Брюллов?
К. Брюллов был российским художником-портретистом и страстным приверженцем исторической живописи.
Какое значение имела историческая живопись в 1 половине 19 века?
Историческая живопись в 1 половине 19 века играла важную роль в развитии русского искусства. Она представляла собой жанр живописи, в котором художники изображали исторические события, мифологические сюжеты и портреты известных людей.
Какой был жизненный и творческий путь художника А. Иванова?
Александр Иванов – один из известных русских художников 19 века. Он родился в 1806 году и получил первые художественные уроки у отца. Позднее он продолжил обучение в Академии художеств в Санкт-Петербурге. Иванов занимался созданием исторических картин и монументальной живописи. Его самой известной работой стала картина "Триумф Великой Красоты", которая стала символом русской живописи.
Какую роль играла историческая живопись в творчестве А. Иванова?
Историческая живопись занимала важное место в творчестве Александра Иванова. Он создавал крупные композиции, на которых изображал исторические события и мифологические сюжеты. Его картины отличались высоким мастерством рисунка, яркой цветовой гаммой и глубоким психологическим осмыслением персонажей.
Как развивалась историческая живопись в творчестве К. Брюллова?
Карл Брюллов – один из известных художников 19 века. Он также занимался исторической живописью. В начале своей карьеры он создавал картины с историческими сюжетами, но позднее он стал больше интересоваться жанровой живописью и портретами. Его работы отличались реализмом и умением передать настроение героев.
Какие особенности можно найти в живописи К. Брюллова?
В живописи Карла Брюллова можно выделить несколько особенностей. Он обращал особое внимание на детали и мелкие элементы в своих картинах. Он также отлично передавал эмоции и настроение своих героев, создавая картины с глубоким психологическим смыслом.