Обучение чтению дошкольников с ОНР (общее недоразвитие речи).

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 38 38 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 22.05.2009
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение
1.Теоретические основы обучения чтению дошкольников с ОНР
1.1.Чтение как психофизиологический процесс речевой деятельности
1.2.Этапы и методика овладения чтением как речевой деятельностью
1.3.Характеристика детей с ОНР
2.Обучение чтению дошкольников с ОНР
2.1.Методика обучению звуку «Т»
2.2.Методика обучения звуку «Ф»
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Развитие понимания речи, фонематического слуха, смысловых и звуковых дифференциацией выдвигается в качестве основных направлений в методике коррекционного воздействия. Наличие взаимосвязи между ними не исключает специфических задач для каждого из этапов логопедической работы.
Наряду с различными недостатками в развитии речи результаты обследования позволяют выявить имеющиеся у детей потенциальные возможности.
Сопоставляя эти данные с развитием речи в онтогенезе, с нормативными требованиями, представленными в Программе массового детского сада, определяются содержание коррекционной работы на логопедических занятиях, методика их проявления в условиях специального детского сада. [8]
Таким образом, дети с общим недоразвитием речи отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов.
С расстройствами речи тесно связано нарушение мелкой моторики рук: недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений, застревание на одной позе.
Указанные отклонения в развитии детей, страдающих речевыми аномалиями, спонтанно не преодолеваются. Они требуют от педагога специально организованной работы по их коррекции.
Проблема развития речи является комплексной, так как основывается на данных не только психологии и педагогики, но и общего языкознания, социолингвистики, а также психолингвистики.
Таким образом, данные психолого-педагогической диагностики детей с ОНР позволяют логопеду определить наиболее адекватную систему организации детей в процессе обучения, найти для каждого наиболее подходящие индивидуальные методы и приёмы коррекции.

Обучение чтению дошкольников с ОНР
Методика обучению звуку «Т»
Рассмотрим методику обучения чтению детей с ОНР на примере звука «Т».
Артикуляция звука.
Губы в нейтральном положении принимают позицию следующего гласного звука, расстояние между зубами 5 мм. Кончик языка при произнесении с гласными звуками А, О, У, Ы упирается в верхние зубы или альвеолы, образует смычку. При произнесении с гласными звуками Е, Ё, Ю, И, Я кончик языка упирается в нижние резцы, образует смычку. Мягкое нёбо поднято, голосовые складки разомкнуты, воздушная струя толчкообразная.
Постановка звука.
1 способ: по подражанию. Лучше в слове или в слоге. В основном от слога ТА.
2 способ: исходить из межзубной позиции. Закусить язык зубами и сильно выдыхать. Получится межзубный звук Т. Затем убрать язык за зубы.
Практический материал по автоматизации звука Т.
1.      Повтори слоги.
Та-та-та Та-то-ту-ты Та-та-та-та Ат-от-ут То-то-то Ту-то-та-ты Ат-ат-ат-ат Ыт-ут-ат Ту-ту-ту Ты-то-ту-та Ты-ты-ты-ты От-ут-ыт Ты-ты-ты То-та-ту-ты Ыт-ыт-ыт-ыт Ат-ыт-от 2.      Повтори слова.
Звук в начале слова: Там, так, таз, Таня, тапки, тачка, такси, тара, Тамара, тарелка; ты, тыкать, тыква; том, ток, топ, Тоня, Тома, Тося, точка, токарь, топор; туча, тумба, Тузик, тулуп, турок, турки.
Звук в середине слова: Ната, Никита, кофта, капитан, сметана, ракета, рота, Рита; коты, ноты, копыто, конфеты, соты, шорты; каток, моток, Антон, платок, молоток, пальто, веточка, сеточка, сито, автобус, цветок.
Звук в конце слова: Кот, кит, тут, канат, тонет, дует, ходит, бегает, думает, компот, кнут, самолет, сонет, пишет, молот, рот, ропот, Марат, прыгает.
Стечение согласных звуков в слогах и словах:
Тка, тко, тки; тла, тлы; ста, сты, сто, сту; тра, тро, тру. Аист, куст, торт, порт, март, портфель; ткани, ткач, ткачиха, нитка, метко, платки; метла, котлы; стать, статный, станок, сталь, стык, стыть, кусты, мосты, стычка, остыть, стон, стоп, стол, чисто, стук, стучит, стул; трап, трата, трава, травма, трамвай; трон, тропа, тротуар, трость, троллейбус, утро; труд, труба, трубач, трутни, трус, трусы.
3.      Повтори предложения.
Тоня несет молоток. У Наты и Никиты конфеты. Антон надел тапки. Таня, Тося, Тоня идут на каток. Ткач ткет пальто. В автобусе едут люди. Капитан ведет корабль в порт. Таня катается на катке. Марат едет на такси. Антон несет ноты. На тарелке конфеты. Никита видит топор. Ната надела пальто. У Никиты и Толи новые тапки. Таня несет цветы. Тома поет ноты. Тыква растет в саду. Топ, топ, топает малыш. В аэропорту стоит самолет. Тома моет стол и стул. Тоня едет на трамвае. Под кустом стоит тачка.
4.      Повтори чистоговорки.
Та - та - та - у нас дома чистота. Ты - ты - ты - сметану съели всю коты. То - то - то - стали мы играть в лото. Ат - ат - ат - берем с собой самокат.
5.      Повтори пословицы и поговорки.
Трус и таракана посчитает за великана.
Труд кормит и одевает.
Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

6.      Повтори скороговорки.
От топота копыт пыль по полю летит.
Ткет ткач ткани
На платки Тане.
Только Таня утром встанет,
Танцевать Танюшу тянет.
Топали да топали,
Дотопали до тополя,
До тополя дотопали,
Да ноги-то оттопали.
7.      Повтори загадки.
Пушистая вата плывет куда-то.
Чем вата ниже, тем дождик ближе.
(Туча)
Золотая голова велика, тяжела.
Золотая голова отдохнуть прилегла.
Голова велика, только шея тонка.
(Тыква)
Кланяется, кланяется, придет домой — растянется.
(Топор)
8.      Выучи стихотворение.
Слон
Весит слон триста тонн:
Тонна - ушко,
Тоннаножка,
Вот так крошка!
(Г. Цыферов)

9.      Игра «Подскажи словечко».
Взрослый читает стихотворение, ребенок прослушивает его и добавляет пропущенное слово.
Долго-долго крокодил
Море синее... (тушил).
Поэт закончил строчку,
В конце поставил... (точку).
По небесам оравою
Бегут мешки дырявые,
И бывает иногда:
Из мешков течет вода.
Спрячемся получше
От дырявой... (тучи).
10.  Игра «Один - много».
Взрослый называет предмет в единственном числе, а ребёнок во множественном.
Топор - (топоры) Капитан - (капитаны) Тарелка - (тарелки) Конфета - (конфеты) Таблетка - (таблетки) Автобус - (автобусы) Туча - (тучи) Кофта - (кофты) Таз - (тазы) Самолет - (самолеты) 11.  Игра «Будь внимательным».
Взрослый предлагает ребенку прослушать небольшой рассказ, а затем назвать все слова со звуком Т, которые в нём встречаются.
У пианино Тоня, Таня и Анюта. У Анюты ноты. Анюта сидит за пианино и играет по нотам мелодию. Тоня и Таня поют. Девочки поют песню о маме. Это нежная и красивая песня. Молодцы, Тоня, Таня и Анюта!

Методика обучения звуку «Ф»
Артикуляция звука
Нижняя губа приближена к краям верхних резцов, посередине остается узкая щель для прохода воздуха, верхняя губа слегка приподнята. Верхние резцы видны, нижние резцы закрыты нижней губой. Положение языка зависит от следующего гласного звука. Мягкое нёбо поднято, голосовые складки разомкнуты, воздушная струя рассеянная.
Постановка звука
1 способ: по подражанию. При произнесении звука логопед обращает внимание ребенка на положение своих губ. Ребенок видит, как подтягивается нижняя губа к верхним резцам, а верхняя поднимается.
2 способ: если ребенок не может сразу установить губы в должное положение, нужно предложить ему подуть, сблизив верхнюю и нижнюю губы. В это момент логопед пальцем поднимает верхнюю губу ребенка, тогда нижняя губа рефлекторно поднимется к верхним резцам. Получится звук Ф.
3 способ: логопед поднимает нижнюю губу ребенка двумя пальцами к верхним резцам, пользуясь этим приемом до тех пор, пока у ребенка не укрепится навык самостоятельно подтягивать нижнюю губу кверху.
Практический материал по автоматизации звука Ф
1.      Повтори слоги.
Фа - фа - фа Фа - фо - фу - фы Ыф - ыф - ыф Фо - фо - фо Фы - фу - фа - фо Аф - аф - аф Фу-фу-фу Фо-фафуфы Оф-оф -оф Фы - фы - фы Фу - фо -фы - фа Уф - уф - уф 2.      Повтори слова.
Звук в начале слова:
Факт, фата, фауна, фасон, фасоль, фаза, фазан, факел, фара, факир, фактор, фарс, фарш, фабрика; фыркать, фырчать; фон, фото, Фома, фонд, фонтан, фокус, фонарь, форма; фу, фуга, фунт, фунтик, фугас, футбол, фура, фургон, фужер.
Звук в середине слова:
Софа, олифа, арфа, графа, Пифагор, сарафан, профан; софы, рифы, арфы; патефон, телефон, пафос, магнитофон, реформа, бутафор; тайфун, конфуз.
Звук в конце слова:
Пиф, паф, миф, удав(ф), шкаф, лев(ф), рукав(ф), шарф, гриф, граф, фотограф, обрыв(ф), порыв(ф), жираф.
Стечение согласных звуков в слогах и словах:
Фта, фты; фла, фло, флу; фра, фро, фру, фры; фта, фты. Кофта, кафтан, лифты, кофты; флаг, флакон, флагман, флажок, фланель; флот, флоксы, флотский; фрак, фрау, франк, фрамуга, фраза, цифра; фронт, Фрося; фрукты, фруктовый, цифры.
3.      Повтори предложения.
Факир показал фокус. Граф несет факел. На фабрике горят фонари. Фома кладет шарф в шкаф. Фунтик фыркает. У сарафана хороший фасон. Пиф и Паф - фотографы. У Фомы флаг. Граф надел фрак. У Фомы фрукты. У Фроси флажок. У Фроси кофта из фланели. У Фомы кафтан, У Фроси красивая кофта. Фома купил телефон.
4.      Повтори скороговорки.
У Пифа гость – Паф. У Фани – фуфайка. У Пафа гость - Пиф. У Пети - туфли.
Флот плывет к родной земле,
Флаг на каждом корабле.
5.      Повтори загадку.
Он высокий и пятнистый,
С длинной-длинной шеей,
И питается он листьями -
Листьями с деревьев.
(Жираф)
Этот глаз - особый глаз.
Быстро взглянет он на вас,
И появится на свет
Самый точный ваш портрет.
(Фотоаппарат)
Метко сыплют игроки
Мне ногами тумаки.
(Футбольный мяч)
6.      Выучи стихотворение.
Флажок
Посмотрите! Посмотрите!
Вот какой флажок у Мити!
Кто флажок подарил?
Митя сам смастерил.
(О. Высотская)
7.      Игра «Подскажи словечко».
Взрослый предлагает ребенку послушать стихотворения, подсказать в конце нужные слова.
Праздник, праздник у ворот.
Кто встречать его пойдет?
Я и верный мой дружок —
Красный, маленький... (флажок).
Кто забил сегодня гол?
Я, когда играл в... (футбол).
Скоро вечер, посмотри —
Загорелись... (фонари).
8.      Игра «Закончи предложение».
Взрослый предлагает ребенку внимательно послушать предложение и закончить его самостоятельно, подобрав слово, подходящее по смыслу.
На празднике у мальчика в руках... (флажок).
Мама завязала дочке на шею... (шарф).
Вечером у машин горят... (фары).
У каждого человека есть имя и... (фамилия).
В цирке часто показывают... (фокусы).
9.      Игра «Один-много».
Взрослый называет предмет в единственном числе, а ребенок во множественном.
Фазан — (фазаны) Фургон — (фургоны) Факел — (факелы) Телефон — (телефоны) Фокус — (фокусы) Сарафан — (сарафаны) Фонтан — (фонтаны) Граф — (графы)  10.  Перескажи рассказ.
Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ, а затем пересказать его.
Фома, Афоня и Фрол пошли гулять. Фома и Афоня стали играть в футбол. Фрол не захотел играть в футбол. Он подошел к ручейку и стал пускать кораблики. Во флотилии было три корабля. На каждом корабле был флаг. Корабли были такие красивые. Фоме и Афоне очень понравилась игра Фрола, и ребята тоже стали пускать корабли.





Заключение
Таким образом, были решены поставленные задачи. На основе проделанной работы можно сделать следующие выводы:
Чтение представляет собой сложный психофизиологический процесс, в котором участвуют различные анализаторы: зрительный, речедвигательный, речеслуховой. В основе его лежат сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем.
Механизм перехода от звука (как речевого знака) к букве (как графическому знаку), а затем к слогу (как элементу чтения) является сложным и многоступенчатым.
Определяющее значение для выяснения механизма чтения имеет различие между фонемой и речевым звуком. Открытие этого механизма принадлежит Н.И.Жинкину.
Большинство педагогов полагают, что для ребенка будет лучше если он придет в школу, умея читать, поскольку в 4-5 лет учиться читать легче, чем в 7-8.
Чтение не рождается автоматически из знания алфавита. Показывая малышу букву, следует соблюдать определенные правила и принципы, которые разработал замечательный детский психолог Д.Б. Эльконин. О своем методе Эльконин подробно написал в статье «Как научить детей читать». Общая ориентация в фонемном составе языка, различение в словах категорий фонем по их дифференциальным признакам - обязательные предпосылки обучения чтению.
Общее недоразвитие речи (ОНР) – сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечаются позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования. Эти проявления в совокупности указывают на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности.
Список литературы
Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1961. – 360 с.
Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Чтение и письмо. - М., 1995. – 143 с.
Егоров Т. Г. Психология овладения навыком чтения. - М., 1953. - 186 с.
Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. — М.: Политиздат, 1982. — 250 с.
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи. - М., 1990. - 248 с.
Журова Л.Е. Обучение грамоте в детском саду. - М., 1978. – 122 с.
Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. - С Петербург, 1995. – 230 с.
Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб., 2003. – 330 с.
Коррекционная педагогика / Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 1998. – 426 с.
Коррекционное обучение детей // Под ред. Селиверстова В.И. - М., 1983. – 346 с.
Левина Р.Е. Разграничение аномалий речевого развития у детей // Дефектология, 1975, № 2.
Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1969.
Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
Невская Л. Н. Психологические предпосылки обучения детей дошкольного возраста слитному чтению: Автореф. канд. дис. - М., 1976.
Норман Б. Ю. Синтаксис речевой деятельности. - Минск, 1979. – 264 с.
Оморокова М. И. Навыки чтения младших школьников. - М., 1979. – 198 с.
Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е.Левиной. – М., 1968. – 236 с.
Филичева Т.Б. Четвёртый уровень недоразвития речи // Методическое наследие / Под ред. Л.С.Волковой: В 5 кн. – М., 2003. – Кн. V Фонетико – фонематическое и общее недоразвитие речи – С. 181 – 187.
Фрумкина Р. М. «Психолингвистика». М.: Академия, 2006. – 320 с.
Эльконин Д. Б. Как учить детей читать // Избранные психологичесие труды. - М., 1995. – С. 191 – 198.












2

Список литературы
1.Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1961. – 360 с.
2.Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Чтение и письмо. - М., 1995. – 143 с.
3.Егоров Т. Г. Психология овладения навыком чтения. - М., 1953. - 186 с.
4.Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. — М.: Политиздат, 1982. — 250 с.
5.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи. - М., 1990. - 248 с.
6.Журова Л.Е. Обучение грамоте в детском саду. - М., 1978. – 122 с.
7.Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. - С Петербург, 1995. – 230 с.
8.Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб., 2003. – 330 с.
9.Коррекционная педагогика / Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 1998. – 426 с.
10.Коррекционное обучение детей // Под ред. Селиверстова В.И. - М., 1983. – 346 с.
11.Левина Р.Е. Разграничение аномалий речевого развития у детей // Дефектология, 1975, № 2.
12.Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1969.
13.Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
14.Невская Л. Н. Психологические предпосылки обучения детей дошкольного возраста слитному чтению: Автореф. канд. дис. - М., 1976.
15.Норман Б. Ю. Синтаксис речевой деятельности. - Минск, 1979. – 264 с.
16.Оморокова М. И. Навыки чтения младших школьников. - М., 1979. – 198 с.
17.Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е.Левиной. – М., 1968. – 236 с.
18.Филичева Т.Б. Четвёртый уровень недоразвития речи // Методическое наследие / Под ред. Л.С.Волковой: В 5 кн. – М., 2003. – Кн. V Фонетико – фонематическое и общее недоразвитие речи – С. 181 – 187.
19.Фрумкина Р. М. «Психолингвистика». М.: Академия, 2006. – 320 с.
20.Эльконин Д. Б. Как учить детей читать // Избранные психологичесие труды. - М., 1995. – С. 191 – 198.


Вопрос-ответ:

Какими методиками можно обучать детей с общим недоразвитием речи чтению?

Для обучения чтению детей с общим недоразвитием речи можно использовать различные методики, такие как методика обучению звуку Т и методика обучения звуку Ф.

Что представляет собой чтение как психофизиологический процесс?

Чтение - это психофизиологический процесс речевой деятельности, который связан с восприятием звуков и образов, их анализом, синтезом и осознанным воспроизведением. Он включает в себя множество подпроцессов, таких как зрительное восприятие букв и слов, анализ звуковой структуры слов, сопоставление букв и звуков, связывание слов с их значениями и т.д.

Какие этапы и методики можно использовать при обучении чтению дошкольников?

Обучение чтению дошкольников может проходить через несколько этапов. Первый этап - знакомство с буквами и их звуками. Затем следует этап обучения фонематическому слуху и звуковой дифференциации. На третьем этапе дети учаться связывать звуки со значением и формированию слов. Методика обучения может быть различной, включая игры с буквами и словами, слуховые упражнения, ассоциативные картинки и т.д.

Какие характеристики присущи детям с общим недоразвитием речи?

Дети с общим недоразвитием речи обладают рядом характеристик, таких как нарушения произношения звуков, ограниченный словарный запас, нарушения грамматической структуры речи, затруднения в понимании и восприятии речи других людей, а также недостаточная развитость фонематического слуха.

Что изучается в методике обучения звуку Т?

Методика обучения звуку Т предполагает изучение детьми звука "Т" и его графического обозначения - буквы "Т". Дети учатся распознавать и анализировать этот звук, а также связывать его с соответствующей буквой и словами, в которых звук "Т" присутствует.

Какими основными этапами и методиками овладения чтением обладают дошкольники с общим недоразвитием речи?

Дошкольники с общим недоразвитием речи проходят несколько этапов в овладении чтением. Основная методика включает в себя обучение звукам и буквам, проговаривание слов и предложений, работу над звуковой дифференциацией и пониманием значений слов. Дети с ОНР требуют специального подхода и индивидуальной работы, чтобы достичь успеха в чтении.

Какие особенности характерны для детей с общим недоразвитием речи и как они влияют на обучение чтению?

Дети с общим недоразвитием речи имеют проблемы с произношением звуков, пониманием значения слов, фонематическим слухом и звуковой дифференциацией. Эти особенности затрудняют процесс обучения чтению, поэтому требуется специальная методика, учитывающая эти недостатки и помогающая детям преодолеть их.

Какая методика обучения звуку Т применяется при обучении чтению дошкольников с общим недоразвитием речи?

Методика обучения звуку Т включает в себя использование различных игр, упражнений и материалов, которые помогают детям различать и правильно произносить этот звук. Например, дети могут играть со звуковыми карточками, сочетать звук Т с другими звуками, а также читать и писать слова, содержащие звук Т.

Каким образом детям с общим недоразвитием речи обучают звуку Ф при чтении?

Детям с общим недоразвитием речи обучение звуку Ф проводят с помощью различных упражнений и игр. Например, дети могут играть со звуковыми карточками, различать звук Ф с другими звуками, а также читать и писать слова, содержащие звук Ф. Это помогает им развить правильное произношение звука и легче справиться с чтением.

Какими навыками обладает дети с ОНР?

Дети с общим недоразвитием речи обладают недостатками в понимании речи, фонематическом слухе, смысловой и звуковой дифференциации. Они могут испытывать трудности с обучением чтению и развитием речевых навыков.