Возрастные и индивидуальные кризисы в психическом развитии человека

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Общая психология
  • 51 51 страница
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 01.06.2009
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание


Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения возрастных и индивидуальных кризисов в психическом развитии человека
1.1. Определение и типология кризисов в психическом развитии человека
1.2. Психологические особенности кризиса среднего возраста
Глава 2. Экспериментальное исследование личностных особенностей людей, переживающих кризис среднего возраста
2.1. Организация исследования
2.2. Методы исследования
2.3. Анализ результатов исследования личностных особенностей людей, переживающих кризис среднего возраста
Заключение
Список литературы
Приложения


Фрагмент для ознакомления

Работа служит также средством самовыражения, для них характерно полностью погружаться в процесс деятельности, видят в работе источник знания собственной значимости. (45%)
Рисунок 3. Методика Д. Кейрси

Корреляционный анализ

Корреляционный анализ проводился с использованием критерия Пирсена. Результаты представлены в таблице 3. Данные обрабатывались в математической программе SPSS 13.0.
Статистически значимые различия получены при p<0,01, что значит - различия обнаружены на высоком уровне статистической значимости и при p<0,05 – получены статистически достоверные различия.
Таблица 3. Корреляционный анализ
Показатель 1 Показатель 2 Коэффициент корреляции Значимость интроверсия Локус контроля -Я 0,68 p<0,01 интроверсия Локус контроля -жизнь 0,36 p<0,05 экстраверсия Процесс 0,39 p<0,05 Общий ОЖ Индекс «Ценность» - «Доступность» -0,70 p<0,01 Результат Индекс «Ценность» - «Доступность» -0,45 p<0,05 Цели Индекс «Ценность» - «Доступность» -0,50 p<0,05
Результаты исследования позволяют подтвердить гипотезу о том, что у людей, переживающих кризис среднего возраста, низкие показатели осмысленности жизни, что приводит к дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере. Были получены следующие статистически значимые взаимосвязи:
Интроверсия взаимосвязана с показателями: локус контроля “Я” (p<0,01) и локус контроля-жизнь (p<0,05). Интроверты склонны к представлению о себе как о личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле, им свойственно убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь.
Экстраверсия взаимосвязана с показателем “процесс” методики СЖО (p<0,05). Экстраверты склонны к точке зрения, что единственный смысл жизни состоит в том, чтобы жить: сам процесс своей жизни воспринимается как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом.
Общий показатель осмысленности жизни: обратная взаимосвязь с индексом «Ценность» - «Доступность» (p<0,01). Чем выше осмысленность жизни, наличие целей в жизни, тем ниже уровень дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере.
Результат: обратная взаимосвязь с индексом «Ценность» - «Доступность» (p<0,05) Чем выше удовлетворенность прожитой частью жизни, оценка пройденного отрезка жизни, тем ниже уровень дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере.
Цели: обратная взаимосвязь с индексом «Ценность» - «Доступность» (p<0,05) Наличие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу способствуют интеграции в мотивационно-личностной сфере.
Полученные результаты позволяют подтвердить гипотезу о том, что у людей, переживающих кризис среднего возраста, низкие показатели осмысленности жизни, что приводит к дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере.



Заключение

Слово "кризис" подчеркивает момент нарушения равновесия, появления новых потребностей и перестройки мотивационной сферы личности. Возрастной кризис можно считать переходным периодом, который неизбежно переживает человек при смене возрастных этапов, завершении определенных стадий развития. Кризис среднего возраста - это психологический феномен, переживаемый людьми, достигшими возраста 40—45 лет, и заключающийся в критической оценке и переоценке того, что было достигнуто в жизни к этому времени. Такие авторы как Э. Эриксон, К. Г. Юнг, Д. Левинсон, Р. Б. Ливехуд приводят свое объяснение сущности кризиса середины жизни. Одни считают, что явления, сопровождающие кризис, приводят к негативным последствиям, которые возможно избежать, например, правильно планируя свою жизнь или развивая в себе те или иные полезные качества (Б. Ливехуд). Другие относятся к кризису как к необходимому условию перехода на качественно новый жизненный уровень (Э. Эриксон, К. Г. Юнг). В качестве обобщающего выводы можно выделить то, что большинство исследователей считают критический период определенным рубежом в развитии взрослого человека, когда он оценивает достигнутое, подвергает сомнению прежние ценности, пересматривает жизненную стратегию, ищет новое содержание и смысл жизни.
Во второй главе представлено экспериментальное исследование личностных особенностей людей, переживающих кризис среднего возраста. Беседа показала, что у испытуемых присутствуют ряд признаков кризиса середины жизни. Если говорить об осмысленности жизни, то общий показатель осмысленности жизни у испытуемых ниже среднего. Результаты говорят о невысокой удовлетворенностью прожитой частью жизни, оценкой пройденного отрезка жизни, ощущением того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть. Заметна слабая выраженности в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Присутствуют признаки неудовлетворенности своей жизнью в настоящем и неверие в свои силы контролировать события собственной жизни. Важно отметить взаимосвязь между интроверсией и показателями осмысленности жизни. Интроверты склонны к представлению о себе как о личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле, им свойственно убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. По результатам корреляционного анализа общий показатель осмысленности жизни демонстрирует обратную взаимосвязь с индексом «Ценность» - «Доступность». Чем выше осмысленность жизни, наличие целей в жизни, тем ниже уровень дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере. Вышесказанное позволяет нам сделать вывод о том, что психологическое сопровождение людей, переживающих кризис среднего возраста, зачастую является необходимым.
Таким образом, результаты позволяют подтвердить гипотезу о том, что у людей, переживающих кризис среднего возраста, низкие показатели осмысленности жизни, что приводит к дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере.

Список литературы

Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания: Избранные психологические труды. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005 — с.396.
Анциферова Л. И. Поздний период жизни человека: типы старения я возможности поступательного старения личности. Психологический журнал. 1996. № 6. с. 14-18
Амбрумова А.Г. Анализ состояний психологического кризиса и их динамика, М., 2000 – 185с.
Боровинская Л.В., Фролов Ю.И. Кризис 30 лет и модели поведения женщин/Психология зрелости и старения. 2001. №4. С.5-28
Братусь С. Б. К проблеме развития личности в зрелом возрасте // Вести. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1980. М» 2. С. 3—13.
Василюк Ф. Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. - М.: МГУ, 1984
Василюк Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций Журнал практической психологии и психоанализа#4 декабрь 2001 г.
Каплан Г. И., СэдокБ. Дж. Клиническая психиатрия М.: Медицина, 1994. С. 68.
Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. - 940 с.
Кризисная интервенция // Психотерапевтическая энциклопедия / Под. ред. Б. Д. Карвасарского. СПб.: Питер, 1998. С. 226.
Кризисные события и психологические проблемы человека» под ред. Л. А. Пергаменщика Минск: НИО, 1997.
Ливехуд Б. Кризисы жизни - шансы жизни. Калуга: Духовное познание, 1994. 224 с.
Логинова Н. А. Развитие личности и ее жизненный путь // Принцип развития в психологии/ Под ред. Л. И. Анцыферовой. М.: Наука, 1978. С. 156—172.
Массен П., Конгер Дж., Каган Дж., Гивитц Дж. Развитие личности в среднем возрасте // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер , А. А. Пузырея. - М.: МГУ, 1982.
Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов // Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 184 с.
Психология человека от рождения до смерти. Под ред. А. А. Реана., М.., 2002. - 652 с.
Тарабрина Н. В. Практикум по психологии посттравматического стресса. СПб.: Питер, 2001. - 312с.
Рубинштейн Л. С. Основы общей психологии. СПб., Питер., 2002– 720 с.
Франкл В. Человек в поисках смысла, М., Прогресс, 1990, - с.165
Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997– 912 с.
Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Изд. группа «Прогресс», 1996. - 344 с.
Юнг К.Г. Аналитическая психология. М., 1995. -309 с.
Приложения
Приложение 1.

Активная, деятельная жизнь;
Здоровье (физическое и психическое здоровье);
Интересная работа;
Красота природы и искусства;
Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);
Материально-обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
Наличие хороших и верных друзей;
Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений);
Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, а также интеллектуальное развитие);
Свобода как независимость в поступках н действиях;
Счастливая семейная жизнь;
Творчество (возможность творческой деятельности).

Приложение 2. Бланк СЖО


Обычно мне очень скучно. 3 2 1 0 1 2 3 Обычно я полон энергии. Жизнь кажется мне всегда волнующей и захватывающей. 3 2 1 0 1 2 3 Жизнь кажется мне совершенно спокойной и рутинной.
В жизни я не имею определенных целей и намерений. 3 2 1 0 1 2 3 В жизни я имею очень ясные целя и намерения.
Моя жизнь представляется мне крайне бессмысленной и бесцельной. 3 2 1 0 1 2 3 Моя жизнь представляется мне вполне осмысленной н целеустремленной.
Каждый день кажется мне всегда новым и непохожим на другие. 3 2 1 0 1 2 3 Каждый день кажется мне совершенно похожим на все другие.
Когда я уйду на пенсию, я займусь интересными вещами, которыми всегда мечтал заняться. 3 2 1 0 1 2 3 Когда я уйду на пенсию, я постараюсь не обременять себя никакими заботами.
Моя жизнь сложилась именно так, как я мечтал. 3 2 1 0 1 2 3 Моя жизнь сложилась совсем не так, как я мечтал.
Я не добился успехов в осуществлении своих жизненных планов. 3 2 1 0 1 2 3 Я осуществил многое из того, что было мною запланировано в жизни.
Моя жизнь пуста и неинтересна. 3 2 1 0 1 2 3 Моя жизнь наполнена интересными делами.
Если бы мне пришлось подводить сегодня итог моей жизни, то я бы сказал, что она была вполне осмысленной. 3 2 1 0 1 2 3 Если бы мне пришлось сегодня подводить итог моей жизни, то я бы сказал, что она не имела смысла.
Если бы я мог выбирать, то я бы построил свою жизнь совершенно иначе. 3 2 1 0 1 2 3 Если бы я мог выбирать, то я бы прожил жизнь еще раз так же, как живу сейчас.
Когда я смотрю на окружающий меня мир, он часто приводит меня в растерянность и беспокойство. 3 2 1 0 1 2 3 Когда я смотрю на окружающий меня мир, он совсем не вызывает у меня беспокойства и растерянности.
Я человек очень обязательный. 3 2 1 0 1 2 3 Я человек совсем не обязательный.
Я полагаю, что человек имеет возможность осуществить свой жизненный выбор по своему желанию. 3 2 1 0 1 2 3 Я полагаю, что человек лишен возможности выбирать из-за влияния природных способностей и обстоятельств.
Я определенно могу назвать себя целеустремленным человеком. 3 2 1 0 1 2 3 Я не могу назвать себя целеустремленным человеком.
В жизни а еще не нашел своего призвания и ясных целей. 3 2 1 0 1 2 3 В жизни я нашел свое призвание и целя.
Мои жизненные взгляды еще не определились. 3 2 1 0 1 2 3 Мои жизненные взгляды вполне определились.
Я считаю, что мне удалось найти призвание и интересные цели в жизни. 3 2 1 0 1 2 3 Я едва ли способен найти призвание и интересные цели в жизни.
Моя жизнь в моих руках, и я сам управляю ею. 3 2 1 0 1 2 3 Моя жизнь не подвластна мне и она управляется внешними событиями.
Мои повседневные дела приносят мне удовольствие и удовлетворение. 3 2 1 0 1 2 3 Мои повседневные дела приносят мне сплошные неприятности и переживания.
Приложение 3.
В компании (на вечеринке) Вы
а) общаетесь со многими, включая и незнакомых
б) общаетесь с немногими - только с Вашими знакомыми.
Вы человек
а) скорее реалистичный, чем склонный теоретизировать
б) скорее склонный теоретизировать, чем реалистичный.
Как Вы думаете, что хуже -
а) “витать в облаках”
б) придерживаться проторенной дорожки.
Вы более подвержены влиянию
а) принципов, законов
б) эмоций, чувств.
Вы более склонны
а) убеждать
б) затрагивать чувства.
Вы предпочитаете работать
а) выполняя все точно в срок
б) не связывая себя определенными сроками.
Вы склонны делать выбор
а) довольно осторожно
б) внезапно, импульсивно.
В компании (на вечеринке) Вы
а) остаетесь допоздна, не чувствуя усталости
б) быстро утомляетесь и предпочитаете пораньше уйти.
Вас больше привлекают
а) люди здравомыслящие
б) люди с богатым воображением.
Вам интереснее
а) то, что происходит в действительности
б) те события, которые могут произойти.
Оценивая поступки людей, Вы
а) больше учитываете требования закона, чем обстоятельства
б) больше учитываете обстоятельства, чем требования закона.
Обращаясь к другим, Вы склонны
а) соблюдать формальности, этикет
б) проявлять свои личные, индивидуальные качества.
Вы человек скорее
а) точный, пунктуальный
б) неторопливый, медлительный.
Вас больше беспокоит
а) необходимость оставлять дело незаконченным
б) необходимость непременно доводить дело до конца.
В кругу знакомых Вы, как правило,
а) в курсе происходящих событий
б) узнаете о новостях с опозданием.
Повседневные дела Вам нравится делать
а) общепринятым способом
б) своим оригинальным способом.
Вы предпочитаете таких писателей, которые
а) выражают свои мысли просто и четко, напрямую
б) пользуются аналогиями, иносказаниями.
Вас больше привлекает
а) стройность мысли
б) гармония человеческих отношений.
Вы чувствуете себя увереннее
а) в логических умозаключениях
б) в практических оценках ситуаций.
Жизнь доставляет Вам больше удовольствия, когда дела
а) решены и устроены
б) не решены и пока не улажены.
Вы человек
а) скорее серьезный, ответственный
б) скорее беспечный, беззаботный.
При телефонных разговорах Вы
а) заранее не продумываете, что нужно сказать
б) мысленно “репетируете” то, что будет сказано.
По Вашему мнению, факты
а) важны сами по себе
б) важны как проявления общих закономерностей.
Фантазеры, мечтатели обычно
а) раздражают Вас
б) довольно симпатичны Вам.
Вы чаще действуете как человек
а) хладнокровный
б) горячий, вспыльчивый.
Как Вы думаете, что хуже -
а) быть несправедливым
б) быть беспощадным.
Обычно Вы предпочитаете действовать
а) тщательно оценивая все возможности
б) полагаясь на волю случая.
Вам приятнее
а) покупать что-либо
б) иметь возможность купить.
В компании Вы, как правило,
а) первым заводите беседу
б) ждете, когда с вами заговорят.
С вашей точки зрения, здравый смысл
а) редко ошибается
б) часто попадает впросак.
Детям часто не хватает
а) практичности
б) воображения.
В принятии решений Вы руководствуетесь скорее
а) принятыми нормами
б) своими чувствами, ощущениями.
Вы человек
а) скорее твердый, чем мягкий
б) скорее мягкий, чем твердый.
Что, по Вашему, больше впечатляет:
а) умение методично организовать
б) умение приспособиться и довольствоваться достигнутым.
Вы больше цените
а) определенность, законченность
б) открытость, многовариантность.
Новые и нестандартные отношения с людьми
а) стимулируют, придают вам энергию
б) утомляют Вас.
Вы чаще действуете
а) как человек практического склада
б) как человек оригинальный, необычный.
Вы более склонны
а) находить пользу в отношениях с людьми
б) понимать мысли и чувства других людей.
Вам приносит большее удовлетворение
а) тщательное и всестороннее обсуждение спорного вопроса
б) достижение соглашения по спорному вопросу.
Вы руководствуетесь более
а) рассудком
б) велениями сердца.
Вам удобнее выполнять работу
а) по предварительной договоренности
б) которая подвернулась случайно.
Вы обычно полагаетесь
а) на организованность, порядок
б) на случайность, неожиданность.
Вы предпочитаете иметь
а) много друзей на непродолжительное время
б) несколько старых друзей.
Вы руководствуетесь в большей степени
а) фактами, обстоятельствами
б) общими положениями, правилами, принципами.
Вас больше интересуют
а) производство и сбыт продукции
б) проектирование и исследования.
Что вы скорее сочтете за комплимент:
а) “Вы очень логичный человек”
б) “Вы тонко чувствующий человек”.
Более ценным качеством для себя Вы считаете
а) невозмутимость
б) увлеченность.
Вы предпочитаете высказывать
а) определенные и окончательные утверждения
б)предварительные и неоднозначные утверждения.
Вы лучше чувствуете себя
а) после принятия решения
б) не ограничивая себя решениями.
Общаясь с незнакомыми, Вы
а) легко завязываете продолжительные беседы
б) не всегда находите темы для разговора.
Вы больше доверяете
а) своему опыту
б) своим предчувствиям.
Вы чувствуете себя человеком
а) более практичным, чем изобретательным
б) более изобретательным, чем практичным.
Кто заслуживает большего одобрения -
а) рассудительный, здравомыслящий человек
б) человек глубоко переживающий.
Вы более склонны
а) быть прямым и беспристрастным
сочувствовать людям.
Что, по Вашему, предпочтительней
а) удостовериться, что все подготовлено и улажено
б) предоставить событиям идти своим чередом.
Отношения между людьми должны строиться
а) на предварительной взаимной договоренности
б) в зависимости от обстоятельств.
Когда звонит телефон, Вы
а) торопитесь подойти первым
б) надеетесь, что подойдет кто-нибудь другой .
Более ценным качеством для себя Вы считаете
а) развитое чувство реальности
б) пылкое воображение.
Вы придаете больше значения
а) тому, что сказано
б) тому, как сказано.
В Ваших глазах большим заблуждением выглядит
а) излишняя пылкость, горячность
б) чрезмерная объективность, беспристрастность.
Вы считаете себя, в общем,
а) трезвым и практичным
б) сердечным и отзывчивым.
Вас больше привлекают ситуации
а) регламентированные и упорядоченные
б) неупорядоченные и нерегламентированные.
Вы человек
а) скорее педантичный, чем капризный
б) скорее капризный, чем педантичный.
Вы чаще склонны
а) быть открытым, доступным
б) быть сдержанным, скрытным.
В литературных произведениях Вы предпочитаете
а) конкретность, буквальность
б) образность, переносный смысл.
Что для Вас труднее -
а) находить общий язык с другими людьми
б) использовать других в своих интересах.
Чего бы Вы себе больше пожелали -
а) ясности размышлений
б) умения сочувствовать.
Что хуже -
а) быть неприхотливым
б) быть излишне привередливым.
Вы предпочитаете
а) запланированные события
б) незапланированные события.
Вы склонны поступать
а) скорее обдуманно, чем импульсивно
б) скорее импульсивно, чем обдуманно.













50

Список литературы

1.Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания: Избранные психологические труды. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005 — с.396.
2.Анциферова Л. И. Поздний период жизни человека: типы старения я возможнос¬ти поступательного старения личности. Психологический журнал. 1996. № 6. с. 14-18
3.Амбрумова А.Г. Анализ состояний психологического кризиса и их динамика, М., 2000 – 185с.
4.Боровинская Л.В., Фролов Ю.И. Кризис 30 лет и модели поведения женщин/Психология зрелости и старения. 2001. №4. С.5-28
5.Братусь С. Б. К проблеме развития личности в зрелом возрасте // Вести. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1980. М» 2. С. 3—13.
6.Василюк Ф. Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. - М.: МГУ, 1984
7.Василюк Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций Журнал практической психологии и психоанализа#4 декабрь 2001 г.
8.Каплан Г. И., СэдокБ. Дж. Клиническая психиатрия М.: Меди¬цина, 1994. С. 68.
9.Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. - 940 с.
10.Кризисная интервенция // Психотерапевтическая энциклопе¬дия / Под. ред. Б. Д. Карвасарского. СПб.: Питер, 1998. С. 226.
11.Кризисные события и психологи¬ческие проблемы человека» под ред. Л. А. Пергаменщика Минск: НИО, 1997.
12.Ливехуд Б. Кризисы жизни - шансы жизни. Калуга: Духовное познание, 1994. 224 с.
13.Логинова Н. А. Развитие личности и ее жизненный путь // Принцип развития в психологии/ Под ред. Л. И. Анцыферовой. М.: Наука, 1978. С. 156—172.
14.Массен П., Конгер Дж., Каган Дж., Гивитц Дж. Развитие личности в среднем возрасте // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер , А. А. Пузырея. - М.: МГУ, 1982.
15.Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов // Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 184 с.
16.Психология человека от рождения до смерти. Под ред. А. А. Реана., М.., 2002. - 652 с.
17.Тарабрина Н. В. Практикум по психологии посттравматического стресса. СПб.: Питер, 2001. - 312с.
18.Рубинштейн Л. С. Основы общей психологии. СПб., Питер., 2002– 720 с.
19.Франкл В. Человек в поисках смысла, М., Прогресс, 1990, - с.165
20.Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997– 912 с.
21.Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Изд. группа «Прогресс», 1996. - 344 с.
22.Юнг К.Г. Аналитическая психология. М., 1995. -309 с.

Вопрос-ответ:

Что такое возрастные и индивидуальные кризисы в психическом развитии человека?

Возрастные и индивидуальные кризисы представляют собой периоды, когда у человека возникают определенные проблемы и неудовлетворенности, связанные с его психическим развитием. Возрастные кризисы связаны с определенными возрастными периодами, такими как младенчество, юность, средний возраст и пожилой возраст. Индивидуальные кризисы могут проявляться в любом возрасте в зависимости от жизненных обстоятельств и индивидуальных особенностей.

Какова типология кризисов в психическом развитии человека?

Кризисы в психическом развитии человека классифицируются на разные типы в зависимости от их возрастной принадлежности. Например, младенческий кризис, адаптационный кризис в период перехода от детства к юности, кризис среднего возраста, кризис пенсионного возраста и другие. Каждый тип кризиса имеет свои характерные проявления и психологические особенности.

Какие психологические особенности свойственны кризису среднего возраста?

Кризис среднего возраста характеризуется такими психологическими особенностями, как сомнения в достижениях и целях, стремление к самооценке и удовлетворенности, поиск новых смыслов и значений в жизни, изменение отношений с окружающими людьми, расставание с иллюзиями и т. д. Этот период может быть сопряжен с негативными эмоциями и риском развития психологических проблем.

Какова организация исследования личностных особенностей людей, переживающих кризис среднего возраста?

Для исследования личностных особенностей людей, переживающих кризис среднего возраста, проводится опрос или наблюдение участников. Исследователи могут задавать вопросы о психологическом состоянии, отношениях, уровне удовлетворенности жизнью и других аспектах жизни. Также проводится статистический анализ полученных данных для выявления связей и закономерностей между различными переменными.

Чем определяются возрастные и индивидуальные кризисы в психическом развитии человека?

Возрастные и индивидуальные кризисы в психическом развитии человека определяются сочетанием биологических, психологических, социокультурных и личностных факторов. Биологические факторы могут быть связаны с физическим старением и изменениями в организме, психологические – с формированием личности и смысла жизни, социокультурные – с социальными ожиданиями и стереотипами, а личностные – с индивидуальными особенностями и предыдущими жизненными опытами.

Как можно классифицировать кризисы в психическом развитии человека?

Кризисы в психическом развитии человека можно классифицировать по разным критериям. Например, по возрастным признакам можно выделить кризисы раннего детства, подростковый кризис, кризис среднего возраста, кризисы позднего возраста и другие. По типу кризиса можно выделить кризис идентичности, кризис профессионального самоопределения, кризис отношений и т.д. Также кризисы могут быть индивидуальными, связанными с конкретными личностными особенностями.

Какие особенности имеет кризис среднего возраста?

Кризис среднего возраста обычно возникает примерно в возрасте 40-50 лет и связан с переоценкой ценностей, возможными изменениями в карьере и отношениях, а также с появлением смертельности и пониманием ограниченности времени. Особенности этого кризиса могут включать стремление к самоосуществлению, поиск новых смыслов и возможностей, а также возможные психологические проблемы и эмоциональные колебания.

Что такое возрастные и индивидуальные кризисы в психическом развитии человека?

Возрастные и индивидуальные кризисы в психическом развитии человека - это периоды времени, когда человек сталкивается с определенными проблемами и вызовами, которые могут иметь значительное влияние на его психологическое состояние и поведение. Возрастные кризисы связаны с определенными возрастными периодами (например, подростковый кризис, кризис среднего возраста), а индивидуальные кризисы - с уникальными жизненными ситуациями и переживаниями каждого человека.

Какова типология кризисов в психическом развитии человека?

Типология кризисов в психическом развитии человека включает различные виды кризисов. Например, возрастные кризисы могут включать подростковый кризис, кризис среднего возраста, кризис старения. Индивидуальные кризисы могут быть связаны с потерей работы, разводом, смертью близкого человека и другими сложными ситуациями в жизни.

Какие психологические особенности характерны для кризиса среднего возраста?

Кризис среднего возраста обычно возникает в период около 40-50 лет и характеризуется внутренними переживаниями и проблемами. Люди в этом возрасте могут испытывать сомнения в своих достижениях, ценностях и смысле жизни. Они могут поставить под сомнение свои жизненные цели и искать новые пути и направления. Кризис среднего возраста может быть временным и способствовать личностному росту и развитию.