Особенности орфоэпии современного русского литературного языка

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Русский язык и культура речи
  • 27 27 страниц
  • 33 + 33 источника
  • Добавлена 01.06.2009
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение
1. Два типа русского литературного произношения
1.1.Основные черты московского произношения
1.2. Основные черты петербургско-ленинградского произношения
1.3 Основные тенденции развития орфоэпической системы
1.3.1 Сближение произношения с письмом
1.3.2 Устранение местных (региональных) речевых отличий
2.Орфоэпические нормы русского языка в словарях
2.1 Варианты е/о
2.2. Сочетания чн/шн
2.3.Сочетание –жд, -жж
2.4. Отражение в слoварях произношения заимствованных слов
2.4.1. Смягчение/отсутствие смягчения согласных
2.4.2. Произношение гласной - о-
3. Принципы отбора языковых норм и рефлексы старого произношения в речи
3.1 Критерии отбора языковых норм
3.2. Рефлексы прежней языковой нормы в современной речи
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

, в словах: ску[ш]но, праче[ш]ная, подсве[ш]ник, яи[ш]ница, деви[ш]ник, скворе[ш]ник . протекает не так быстро и безусловно, как это казалось еще несколько десятилетий назад: в ряде слов многие последовательно выбирают вариант [шн], [2, 19]. -[р’] перед мягкими согласными. Исследователь приводит данные по анализу записей телевизионной речи разных жанров общей продолжительностью 4 часа 20 минут, где фонема /р/ перед мягкими согласными встречается 279 раз, из них в 17% случаев (47 слов) был употреблен старомосковский произносительный вариант. В речи молодежи и подростков встречается [р’] перед зубными: наве[р’]няка, пе[р’]сидский, перед передненёбными: бо[р’]щ, мо[р’]щить, перед губными: че[р’]вь, ве[р’]фь; перед заднеязычными: а[р’]хив, А[р’]гентина, а также во фразеологизмах книжный че[р’]вь [2, 19].Объясняя, почему полученные в ходе исследования результаты расходятся с некоторыми из общепринятых данных, О.В. Антонова пишет: «либо процесс угасания… нормы идет более медленными темпами, чем считали ранее; либо…фонетические процессы носят волнообразный характер» [2, 18].В русском языке очень много слов и выражений, которые составляют высказывание. Богатство русского языка заключается также и в исключительном многообразии его стилистических возможностей, в его способности не только выражать самые различные мысли, но выражать их по-разному, в зависимости от их содержания, от цели речевого общения.Для полного овладения культурой речи необходимо не только знание законов грамматики русского языка и правил произношения, но и усвоение его стилистических норм, умение правильно употреблять слова.ЗаключениеИтак, произношение служит основной цели языка – быть средством общения между людьми. Правильное произношение делает речь человека понятной и доступной, а также свидетельствует о культуре того, кто говорит. Стремление к чистоте языка, к единообразию в произношении, к единым общепринятым языковым нормам – один из признаков роста культуры народа.Знание основных норм литературного произношения обязательно для всех людей, особенно для деятелей культуры и искусства, выступающих на сцене.Кроме того, нужно иметь ввиду, что актеру и чтецу, а равно и диктору центрального телевидения и радио, приходится работать над произведениями различных жанров, над созданием образов людей различных эпох, социальных групп, характеров, поэтому надо очень хорошо владеть основными нормами произношения, которые являются как бы нейтральным языковым фоном.Становление русского литературного языка произошло в результате образования Русского государства, создания русской нации, роста культуры русского народа.Уже много столетий Москва – политический, экономический и культурный центр нашей Родины. Поэтому естественно, что в основу норм литературного произношения лег московский диалект.Постепенно, веками, в тесной взаимосвязи письменной и устной речи создавались общие правила изложения устной речи на письме и правила произношения.Анализ словарных помет показывает, что произносительная норма изменяется, причем нередко эти изменения носят противоречивый, разнонаправленный характер.Отмечены случаи, когда поздние по времени толкование возвращает к более раннему варианту произношения. Это свидетельствует о том, произносительная норма – как и всякая другая – явление динамичное, подверженное постоянным изменениям.Жизнь языка непрерывна: меняются отношения между людьми, уходят в прошлое и забываются некоторые слова и выражения, связанные с определенными историческими формациями, социальными группами; новые открытия в науке и технике получают свои наименования, входят в быт; старое, отжившее, забывается, а иногда приобретает другой смысл.Меняется иногда и произношение слов, некоторых звукосочетаний. В литературе архаизмы, диалекты, жаргоны употребляются с определенной целью: придать речи характерность.В русском языке написание слов не всегда совпадает с его правильным произношением. Поэтому надо просто знать, как многие слова произносятся. Вульгарность (просторечие) произношения снижает уровень любого выступления, отвлекает внимание слушателя.К сдающим свои позиции орфоэпическим нормам можно отнести твердое произношение возвратной частицы -ся (-сь) в глаголах. Твердое произношение этой частицы (пришлос, взялса, оказалса) – образцовое литературное произношение прошлого.Нетрудно заметить, что русские люди, говорящие на русском языке, по-разному произносят одни и те же слова. Одни говорят шаги, жара, а другие – шыги, жыра. Одни произносят что, скучно, другие – што, скушно. Одни говорят музэй, тэмп, другие – музей, темп.Нормы современного русского литературного произношения находятся в постоянном изменении и развитии. Но основные их особенности сохраняются в течение очень длительного времени. И их нужно строго соблюдать всем, говорящим на литературном русском языке.Произношение – это не перечень сухих правил, а выразительное средство, помогающее не только понять мысль автора, но и оценить звуковое богатство и красоту нашего великого, могучего и прекрасного языка.Список литературыАванесов Р.И. Русское литературное произношение. М.: Просвещение, 1984. – 384 с. Антонова О.А. Система старомосковского произношения и ее рефлексы в современной речи. – Автореф. дис. канд. филолог. наук - М., 2008 – 35 с.Беликов В. И. Регионализация русской орфоэпической нормы и данные словарей // Сборник докладов Международной научной конференции «Современные проблемы лексикографии» (Гродно, апрель 2005) – URL: http://www.lingvo.ru/goroda/articles.asp?article=43938&view=fullБондарко Л. В.Фонетикасовременногорусскогоязыка. - С.-Пб., С-Пб. ун-т, 1998.- 275 с.Брызгунова Е.А. Звуки и интонация русской речи. – М.: Русск. яз., 1983. – 239 с. Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке.- Москва: Логос, 2001. -  304 с. Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно. – М.; Высшая школа, 2008.- 263 с. Винокур Г.О. Русское сценическое произношение. – М.: Комкнига, 2007.- 85 с.Ганиев К.В. Неизменный принцип русской орфоэпии. М., Либроком. – 2009.- 240 с.Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. – М.: Междунар. отношения, 1993.- 288 с.Горбачевич К.С. Нормы современного русского языка. – М.: Просвещение, 1989. – 208 с.Ломоносов М.Л. Российская грамматика// Архив петербургской русистики. - URL: http://www.ruthenia.ru/apr/textes/lomonos/lomon01/45-128.htmОжегов С. И. Материалы для истории русского литературного произношения XXУIII- начала XIX вв. // Лексикология. Лексикография. Культура речи. - М.: Высшая школа, 1974. - С. 301- 328. Панов М.В. История русского литературного произношения 18-20 веков. М.: Едиториал УРСС, 2007 г. - 456 с.Русская грамматика. Т. I. Фонетика. Фонология. Ударение. Интонация. Словообразование. Морфология. — М.: Наука, 1980. - 709. с. Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски? -М.: Знание, 1990. – 222 с. Ушаков Д. Н. Русский язык. - М.: Просвещение, 1995. - 320 с.Щерба Л.В. О нормах образцового литературного произношения литературного произношения// Избранные работы по русскому языку. М.: Учпедгиз, 1957.- С.110–112. Словари Орфoэпичеcкий cлoварь руccкoгo языка/ Пoд редакцией Р.И. Аванеcoва.- М., 1983. – 704 с.Орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение. Грамматические формы / Борунова С.Н., Воронцова В.Л. и др.; Под ред. Р.И. Аванесова. – 2-е изд. - М.: Русский язык, 1985. – 704 с.Орфоэпический словарь русского языка / Сост. Круковер В.И. – М.: Виктория плюс, 2006.- 320 с. Орфоэпический словарь русского языка для школьников /Сост. Михайлова О.А. - Екатеринбург: У-Фактория, 2005.- 416 с.Орфоэпический словарь русского языка/ Сост. Новинская Н.И. - Ростов: Феникс, 2006. – 336 с. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение; Ударение: Трудные случаи произношения слов и словосочетаний; Грамотная постановка ударения; Толкования при омонимах, паронимах и устаревших словах и др./Резнченко И.Л. – М.:АСТ,Астрель, Харвест., 2008.- 1184 с. Русская речь в эфире. Комплексный справочник / Иванова Т. Ф., Черкасова Т. А. - М.: Русский язык Медиа, 2002. – 352 с. Русское словесное ударение / Зарва М.В. - Издательство НЦ ЭНАС, 2001.- 600 с. Словарь правильной русской речи/ В.Н. Соловьев – М., АСТ, Астрель, Хранитель, 2006. – 960 с.Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке / Горбачевич К.С. - С-Пб.: Норинт, 2002. – 304 с. Словарь трудностей русского произношения / М.Л. Каленчук, Р.Ф. Касаткина – М.: Аст, 2006. – 496 с.Словарь ударений для работников радио и телевидения / Агеенко Ф. Л., Зарва М. В. / Под ред. Д. Э. Розенталя. - М.: Русский язык, 1985. – 810 с. Словарь ударений русского языка / Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. – М.: Русский язык, 1993.- 927 с. Словарь ударений русского языка / Под ред. М. А. Штудинера. - М.: Русский язык., 2000. – 816 с. Русское литературное произношение и ударение (Словарь-справочник). Под ред. Р.И. Аванесова и С.И. Ожегова. – М.: Гос. Изд-во иностранных и национальных словарей, 1959 – 708 с.ПриложениеЧасто встречающие слова1) Австралопит'ек,-а [т'э]2) Автомобил'ист, -а,об автомобил'исте [сь ть]3) Ад'аптер,-а [тэ]4) Ак'устик,-а [сь ть]5) Акуш'ерство, -а, об акуш'ерстве [сьмьвь ствь]6) Алим'ентщик, -а [ньщ]7) Алл'ергик,-а [ль]8) Алл'юзия, -и [льль]9) Ал'оэ ['оэ]10) Альтернат'ива, -ы [тэ]11) Амми'ак, -а [мь]12) Ангажем'ент, -а, об ангажем'енте [ньть]13) Анестезиол'огия, -и [нэ; тэ]14) А'нтив'ирус, -а, мн. -ы, -ов [ньть]15) 'Аффикс, -а [фь]16)Балаг'анщик, -а [ньщ]17) Б'анно-пр'ачечный, -ая, -ое [шн]18) Б'анщик, -а [ньщ]19) Б'аррель, -я [рэ]20) Басс'ейн, -а [с'э и с'е]21) Бахчев'одство, -а [цств]22) Баяд'ерка, -и [д'э]23) Белгор'одский, -ая, -ое [цс]24) Белгр'адский, -ая, -ое [цс]25) Белор'усский, -ая, -ое [с]26) Белошёрстный, -ая, -ое [сн]27) Беспом'естный, -ая, -ое [сн]28) Б'изнес, -а [нэ]29) Би'льдаппар'ат, -а [ль т/апа]30) Бифшт'екс, -а [т'э]31) Брет'ельки, -лек [т'э]32) Бригант'ина, -ы [ньть]33) Брошюров'альный, -ая, -ое [шу]34) Брусн'ичный, -ая, -ое [сьнь]35) Буб'енчики, -ов [ньч]36) Будд'изм, -а [дьдь]37) Бурев'естник, -а [сьнь]]38) Бурим'е [м'э]39) Вари'ант, -а, о вари'анте [ньть]40) Вверг'ать, -'аю, -'ает [вьвь]41) Вездех'од, -а [зьдь]42) Великор'усский, -ая, -ое [с]43) Ве'троэнерг'етика, -и [нэ]44) В'идимость, -и [сьть]45) Виолонч'ель, -и [ньч]46) Всеросс'ийский, -ая, -ое [сь]47) В'ыборгский, -ая, -ое [рс]48) В'ыклянчить, -чу, -чит [ньч]49) Г'амбургский, -ая, -ое [рс]50) Ги'дроаппарат'ура, -ы [п]51) Гладкошёрстный, -ая, -ое [сн]52) Горч'ичники, -ов [шнь]53) Гр'ейпфрут, -а [р'э]54) Гр'ивенник, -а [нь]55) Грипп'озный, -ая, -ое [п]56) Грот'ескный, -ая, -ое [т'э]57) Денн'ица, -ы [ньнь]58) Ев'ангельский, -ая, -ое [доп. ньгь]59) Илл'юзия, -и [ль]60) Интегр'ал, -а[тэ]61) Ирриг'атор, -а [рь]62) Карав'елла, -ы [в'э]63) Каф'е [ф'э]64) К'остный, -ая, -ое [сн]65) Кр'итский, -ая -ое [цс]66) Кузн'ечный, -ая, -ое [зьнь]67) Ландш'афт, -а [нш]68) Лапл'андский, -ая, -ое [нс и нцс]69) Легков'атый, -ая, -ое [хк]70) Ленингр'адский, -ая, -ое [цс]71) Магн'езия, -и [н'э и доп. н'е]72) Мол'очник, -а [шнь и доп. чнь]73) Монопол'истский, -ая, -ое [сс и сцс]74) Наил'учший, -ая, -ее ['утш]75) Накл'онность, -и [сьть]76) Неразделённый, -ая, -ое [зьдь]77) Несесс'ер, -а [нэсэс'эр]78) Несх'одство, -а [цств]79) Нонпар'ель, -и [р'э]80) Норм'андцы, -ев [нц]81) Оббив'ать, -'аю, -'ает [бьбь]82) Обм'анчивый, -ая, -ое [ньч]83) Параш'ют, -а [ш'у]84) Патрон'есса, ы [н'э]85) Расщёлкивать, -аю, -ает [шьшь]86) Режиссёр, -а [сь]87) Р'ема, ы [р'э и р'е]88) Сердцеби'ения, -я [рц]89) Т'еннис, -а [т'э; нь]90) Т'ентовый, -ая, -ое [т'э]91) Т'ермос, -а [т'э]92) Терр'аса, -ы [р]93) Тонзилл'ит, -а [ль]94) Трёхч'астный, -ая, -ое [сн]95) Характер'истика, -и [сьть]96) Хвастн'уть, -н'у [сн]97) Част'енько [сьть]98) Шв'едский, -ая, -ое [цс]99) Шп'атель, -я [тэ]100) Я'ичница, -ы [шнь]

Список использованной литературы

1.Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. М.: Просвещение, 1984. – 384 с.
2.Антонова О.А. Система старомосковского произношения и ее рефлек-сы в современной речи. – Автореф. дис. канд. филолог. наук - М., 2008 – 35 с.
3.Беликов В. И. Регионализация русской орфоэпической нормы и данные словарей // Сборник докладов Международной научной конференции «Современные проблемы лексикографии» (Гродно, апрель 2005) – URL: http://www.lingvo.ru/goroda/articles.asp?article=43938&view=full
4.Бондарко Л. В. Фонетика современного русского языка. - С.-Пб., С-Пб. ун-т, 1998.- 275 с.
5.Брызгунова Е.А. Звуки и интонация русской речи. – М.: Русск. яз., 1983. – 239 с.
6.Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке.- Мо-сква: Логос, 2001. - 304 с.
7.Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно. – М.; Высшая школа, 2008.- 263 с.
8.Винокур Г.О. Русское сценическое произношение. – М.: Комкнига, 2007.- 85 с.
9.Ганиев К.В. Неизменный принцип русской орфоэпии. М., Либроком. – 2009.- 240 с.
10.Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. – М.: Междунар. от-ношения, 1993.- 288 с.
11.Горбачевич К.С. Нормы современного русского языка. – М.: Просвеще-ние, 1989. – 208 с.
12.Ломоносов М.Л. Российская грамматика// Архив петербургской руси-стики. - URL: http://www.ruthenia.ru/apr/textes/lomonos/lomon01/45-128.htm
13.Ожегов С. И. Материалы для истории русского литературного произ-ношения XXУIII- начала XIX вв. // Лексикология. Лексикография. Культура речи. - М.: Высшая школа, 1974. - С. 301- 328.
14.Панов М.В. История русского литературного произношения 18-20 ве-ков. М.: Едиториал УРСС, 2007 г. - 456 с.
15.Русская грамматика. Т. I. Фонетика. Фонология. Ударение. Интонация. Словообразование. Морфология. — М.: Наука, 1980. - 709. с.
16.Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски? -М.: Знание, 1990. – 222 с.
17.Ушаков Д. Н. Русский язык. - М.: Просвещение, 1995. - 320 с.
18.Щерба Л.В. О нормах образцового литературного произношения лите-ратурного произношения// Избранные работы по русскому языку. М.: Учпедгиз, 1957.- С.110–112.

•Словари

19.Орфoэпичеcкий cлoварь руccкoгo языка/ Пoд редакцией Р.И. Аванеcoва.- М., 1983. – 704 с.
20.Орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение. Грамматические формы / Борунова С.Н., Воронцова В.Л. и др.; Под ред. Р.И. Аванесова. – 2-е изд. - М.: Русский язык, 1985. – 704 с.
21.Орфоэпический словарь русского языка / Сост. Круковер В.И. – М.: Виктория плюс, 2006.- 320 с.
22.Орфоэпический словарь русского языка для школьников /Сост. Михай-лова О.А. - Екатеринбург: У-Фактория, 2005.- 416 с.
23.Орфоэпический словарь русского языка/ Сост. Новинская Н.И. - Ростов: Феникс, 2006. – 336 с.
24.Орфоэпический словарь русского языка: Произношение; Ударение: Трудные случаи произношения слов и словосочетаний; Грамотная по-становка ударения; Толкования при омонимах, паронимах и устаревших словах и др./Резнченко И.Л. – М.:АСТ,Астрель, Харвест., 2008.- 1184 с.
25.Русская речь в эфире. Комплексный справочник / Иванова Т. Ф., Черка-сова Т. А. - М.: Русский язык Медиа, 2002. – 352 с.
26.Русское словесное ударение / Зарва М.В. - Издательство НЦ ЭНАС, 2001.- 600 с.
27.Словарь правильной русской речи/ В.Н. Соловьев – М., АСТ, Астрель, Хранитель, 2006. – 960 с.
28.Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке / Горбачевич К.С. - С-Пб.: Норинт, 2002. – 304 с.
29.Словарь трудностей русского произношения / М.Л. Каленчук, Р.Ф. Ка-саткина – М.: Аст, 2006. – 496 с.
30.Словарь ударений для работников радио и телевидения / Агеенко Ф. Л., Зарва М. В. / Под ред. Д. Э. Розенталя. - М.: Русский язык, 1985. – 810 с.
31.Словарь ударений русского языка / Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. – М.: Рус-ский язык, 1993.- 927 с.
32.Словарь ударений русского языка / Под ред. М. А. Штудинера. - М.: Русский язык., 2000. – 816 с.
33.Русское литературное произношение и ударение (Словарь-справочник). Под ред. Р.И. Аванесова и С.И. Ожегова. – М.: Гос. Изд-во иностранных и национальных словарей, 1959 – 708 с.

Вопрос-ответ:

Какие существуют типы русского литературного произношения?

Существуют два основных типа русского литературного произношения: московское и петербургско-ленинградское.

Какие черты характеризуют московское произношение?

Основные черты московского произношения: преобладание твердых согласных, слабое выражение гласных после шипящих и перед конечным -ть, различение и сочетание звуков е и ё.

Какие черты характеризуют петербургско-ленинградское произношение?

Основные черты петербургско-ленинградского произношения: предпочтение мягким согласным, ударение на последнем слоге в формах глаголов и существительных, различение и сочетание звуков и и ы.

Какие тенденции присутствуют в развитии орфоэпической системы русского языка?

В развитии орфоэпической системы русского языка можно выделить две основные тенденции: сближение произношения с письмом и устранение местных региональных речевых отличий.

Какие орфоэпические нормы русского языка можно найти в словарях?

В словарях можно найти орфоэпические нормы русского языка, касающиеся таких моментов, как варианты произношения звуков е и о, сочетания чн и шн, сочетания жд и жж, и другие.

Какие основные черты московского произношения описаны в статье?

Основные черты московского произношения, описанные в статье, включают сближение произношения с письмом и устранение местных региональных речевых отличий.

Какие основные черты петербургско-ленинградского произношения описаны в статье?

Основные черты петербургско-ленинградского произношения, описанные в статье, не указаны.

Какие тенденции развития орфоэпической системы описаны в статье?

В статье описаны две тенденции развития орфоэпической системы: сближение произношения с письмом и устранение местных региональных речевых отличий.

Какие орфоэпические нормы русского языка описаны в статье?

В статье описаны такие орфоэпические нормы русского языка, как варианты произношения буквы "е", сочетания букв "чн" и "шн", сочетание букв "жд" и "жж".

Что отражено в орфоэпических нормах русского языка в словарях, согласно статье?

В орфоэпических нормах русского языка в словарях отражены варианты произношения буквы "е", сочетания букв "чн" и "шн", а также сочетание букв "жд" и "жж".

Какие основные черты московского произношения?

Основные черты московского произношения в современном русском литературном языке включают смягченное произношение печатных и заимствованных согласных, сохранение буквы "о" в приставках и корнях слов после шипящих, а также произношение звонарных согласных "д" и "ж" перед согласными мягкими.