Процесс объединения земель вокруг Москвы в эволюция управления на Руси (XIV-XVвв)
Заказать уникальную курсовую работу- 27 27 страниц
- 15 + 15 источников
- Добавлена 30.11.2009
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава I. Объединение русских земель вокруг Москвы и создание централизованного государства
1.1. Предпосылки объединительного процесса
1.2. Этапы объединения русских земель вокруг Москвы
Глава II. Эволюция системы государственного управления
2.1. Система управления в Московском княжестве (XIII-XIV вв.)
2.2. Органы управления Русского централизованного государства в XV веке
Заключение
Список литературы
Дьяки имели специализацию в определенном круге дел. Спустя некоторое время рядом с дьяком появляется подьячий, как свидетельство возросшего объема дел.
В конце XV века из Казны вырастает целое учреждение – Казенный двор во главе с казначеем и штатом служащих. Должность казначея давала возможность принимать участие в заседаниях Думы, а также в решениях финансовых и внешнеполитических вопросов. Ближайшим помощников казначея стал печатник, в ведении которого находилась государственная печать.
Поскольку Казенный двор, выполнявший функции дворцовой канцелярии, стал руководить внешней политикой, из него выделяется повытье, ведавшее посольскими делами. В силу специфичности деятельности это повытье обособляется и его деятельность мало схожа с деятельностью других повытий - столов казны. Позднее из этого повытья, при «участии» комиссий Боярской думы, вырастет Посольский приказ. Таким образом, с деятельностью Казны и Дворца связано становление профессиональных управленцев, дьяков и подьячих – приказных людей.
Государев двор осуществлял контроль над местной администрацией. В административном отношении территория страны включала в себя владения, входившие в состав дворцового хозяйства, и «черные» податные волости и города. В города направлялись наместники, власть которых распространялась и на тянувшиеся к городу населенные пункты и земли – уезды, пятины, станы. В волостях управление сосредоточилось в руках волостелей. Наместники и волостели получают подведомственные территории в управление с правом «кормления».
Население, проживающее на территории дворцовых земель, находилось под началом посланного из Дворца путного боярина. Таким образом, в первое время система местного управления представляла собой сочетание «путей и кормлений. Власть наместников распространялась на «черные», путных бояр – на дворцовые земли.
Причем полномочия наместников - кормленщиков разнились. Самыми широкими правами обладали наместники с правом «боярского суда», т.е. суда последней инстанции. Полномочия и привилегии наместников оговаривались в Уставных грамотах. Здесь же определялись размеры и виды положенных им государственно-корпоративных отчислений – почестей, подношений, судебных, торговых, свадебных и иных пошлин. В подчинении наместников находились городовые приказчики, таможенники, данщики. Тиуны, вершили суд от имени кормленщика; доводчики вызывали стороны в суд; праветчики следили за исполнением по судебным приговорам. Эти лица как правило не являлись государственными чиновниками - обычно это были дворовые люди, холопы наместников и волостелей. В случае опасности они могли возглавить местное дворянское ополчение.
С формированием великокняжеского двора право на кормления узурпировали его члены. Провинциальные служилые люди оказались вне системы кормлений и должны были ограничиться только земельными и денежными пожалованиями в качестве вознаграждения. Это естественно создавало напряженность внутри дворянского социума. Особенно недовольным было местное городовое дворянство.
Напряженность в системе местного управления возникала и из-за полновластного положения кормленщика перед которым открывался простор для произвола. Это побуждало местных жителей требовать усиления контроля за деятельностью наместников и волостелей.
Давление со стороны местных жителей принесло свои плоды. Власть изъявили готовность использовать посадские и крестьянские общины-волости для контроля за деятельностью кормленщиков. Уставные грамоты требовали обязательного присутствия на суде наместника представителей «мира» - «сотских», «добрых людей», «старост» и «целовальников». Одновременно ставные и таможенные грамоты вносились положения, строго фиксирующие размеры поборов, таможенных и судебных пошлин. Однако эффективные методы ограничения злоупотреблений кормленщиков и их тиунов не были найдены.
Формирование единого государства сопровождалось ростом судебных пошлин и штрафов, разновидностей налогов и повинностей. Институт кормленщиков не был приспособлен для эффективного решения финансово-податных задач. В этих условиях власть обратилась к «эксплуатации общин». На «миры» были возложены тягловые функции – разверстка, исполнение разнообразных повинностей и сборов. Выполнение подобных задач, в свою очередь, потребовало известного перераспределения административных функций, наделения общины правами для выстраивания отношений с наместниками и волостелями. Территориальная единица – великорусская волость во главе с выборным «сотским» - оказывалась включенной в низшее управленческое звено централизующегося государства. Последствия для власти и общины были достаточно противоречивыми. «Огосударствление» общины означало возрастание ее зависимости от власти.
Органы городского управления. Города в данный период не имели самоуправления. В удельных княжествах управление городами осуществлялось наравне с сельской местностью. С присоединением удельных княжеств к Москве великие князья, сохраняя все земли уделов обычно за их прежними владельцами, всегда изымали города из юрисдикции бывших удельных князей, распространяли на них непосредственно свою власть. Это делалось исходя из значения городов не только как экономических центров, но прежде всего по военным соображениям. Города были крепостями. Обладание ими обеспечивало великим князьям и удержание бывшего удела в своих руках, и оборону от внешних врагов. Первоначально великие князья управляли городами так же, как раньше удельные князья, т.е. не выделяя их из своих прочих земель. Наместники и волостели, руководя своим уездом или волостью, управляли в той же мере и городами, находящимися на подвластной им территории.
Позже появляются некоторые специальные органы городского управления. Их возникновение связано с развитием городов, в первую очередь как крепостей. В середине XV в. появилась должность городчика - своеобразного военного коменданта города. Он обязан был следить за состоянием городских укреплений, за выполнением местным населением повинностей, связанных с обороной. Уже в XV в. городчики использовались и для других великокняжеских дел, в частности земельных. Должность городчика замещалась местными землевладельцами, преимущественно дворянами и детьми боярскими.
Городчики, поначалу бывшие довольно малозначительными фигурами в государственном управлении, уже к концу столетия стали играть серьезную роль. На первых порах временно, а затем и постоянно за ними закреплялись широкие полномочия в земельной, финансовой и других отраслях управления, причем не только в пределах города, но и прилегающего уезда. Изменилось и название этих должностных лиц. Их начинают именовать городовыми приказчиками. Ведая вопросами военно-хозяйственного и просто хозяйственного порядка, городовые приказчики подчинялись великокняжеским казначеям. На один город назначалось иногда несколько таких приказчиков. В их лице дворяне и дети боярские получили свой орган местного управления, а великий князь - надежных проводников политики централизации.
Создание единого государства было немыслимо без правовой реформы. Первый шаг к формированию единого «правового поля» был сделан авторами Судебника 1497 г. В Судебнике была предпринята попытка унифицировать процессуальное право и судопроизводство, упорядочить работу судебных органов в центре и на местах. Кроме того, важная задача Судебника - послужить идеологической базой для новых органов власти, нового устройства государства и самое главное, что Судебник юридически прикрепил крестьян к земле. Так начался процесс превращения крестьян в крепостных.
Таким образом, усложнение функций государства привело и к усложнению аппарата управления. Для того, чтобы обеспечивать нужды государства необходимо было сформировать такое органы управления, которые могли бы эффективно соответствовать этой задаче. С момента завершения объединения русских земель и образования единого централизованного государства аппарат управления эволюционировал от дворцово-вотчинной системы управления к приказной, которая окончательно сложилась только в XVI веке.
Заключение
Период феодальной раздробленности является закономерным этапом развития большинства стран, но закономерным процессом является и складывание централизованных государств. Те же процессы происходили и в Русском государстве. Однако, объединительный процесс имел ряд особенностей, отличавших Русское государство от западноевропейских держав: ведущую роль в объединении русских земель сыграл внешнеполитический фактор, только начинали формироваться отношения личной зависимости крестьянства, в то время как на Западе зависимость крестьян наоборот ослаблялась; городское население в европейских странах играло заметную роль во всех политических процессах того времени, в то время как русские города находились в подчиненном положении от феодальной знати.
В процессе складывания единого централизованного Русского государства, эволюционировала и система управления. Эволюция происходила от дворцово-вотчинной системы, которая обслуживала личные нужды князя к системе общегосударственных органов, которые выполняли свои функции уже в интересах всего государства. Складывающийся государственный аппарат, пока только искал удобные формы управления единым огромным государством.
Накопленный опыт государственного управления в Московском княжестве, на начальном этапе Русского централизованного государства не пропал даром, а был учтен в последующие годы и нашел свое выражение в проведении ряда административных реформ, начиная с XVI века, когда наиболее оптимальным вариантом стало появление приказов. Приказы явились теми органами которые уже вплотную подходили к модели такого государственного управления, когда функции отдельных учреждений и ведомств не пересекаются, что естественно повышало эффективность деятельности как самих органов, так и государства в целом.
Список литературы:
Административные реформы в России: история и современность/Под ред.Р.Н. Байгузин. – М., 2006.
Алексеев Ю.Г. Под знаменами Москвы. Борьба за единство Руси. Царствование Ивана III./Ю.Г. Алексеев. - М., 1992.
Гумилев Л.Н. От Руси до России/Л.Н. Гумилев. - СПб., 1992.
Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России/Н.П. Ерошкин. – М., 2007.
Зимин А.А. Витязь на распутье. Феодальная война в России XV в./А.А. Зимин. - М., 1991.
История Московской Руси XIV-XVII вв. /Под ред. В. В. Калашникова. – СПб, 2001.
История государственного управления в России/Под ред. Р.Г. Пихои. – М., 2006.
История государственного управления/под ред. В.Г. Игнатова. – Ростов-на-Дону, 2005.
Ключевский Курс русской истории/В.О. Ключевский. – М., 2005.
Мухаев Р.Г. История государственного управления в России/Р.Г. Мухаев. – М., 2007.
Омельченко И.А. История государственного управления в России/И.А. Омельченко. – М., 2007
Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории/С.Ф. Платонов. – М., 2008.
Россия державная: церемониал, атрибуты и структура верховной власти от великих князей до императоров/Сост. В.Л. Бутромеев. – М., 2006.
Скрынников Р.Г. Третий Рим/Р.Г. Скрынников. – СПб., 1994.
Скрынников Иван III/Р.Г. Скрынников. – М., 2006.
Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России/Н.П. Ерошкин. – М., 2007.
Административные реформы в России: история и современность/Под ред. Р.Н. Байгузина. – М., 2006.
Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории/С.Ф. Платонов. – М., 2008.
2
1.Административные реформы в России: история и современность/Под ред.Р.Н. Байгузин. – М., 2006.
2.Алексеев Ю.Г. Под знаменами Москвы. Борьба за единство Руси. Царствование Ивана III./Ю.Г. Алексеев. - М., 1992.
3.Гумилев Л.Н. От Руси до России/Л.Н. Гумилев. - СПб., 1992.
4.Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России/Н.П. Ерошкин. – М., 2007.
5.Зимин А.А. Витязь на распутье. Феодальная война в России XV в./А.А. Зимин. - М., 1991.
6.История Московской Руси XIV-XVII вв. /Под ред. В. В. Калашникова. – СПб, 2001.
7.История государственного управления в России/Под ред. Р.Г. Пихои. – М., 2006.
8.История государственного управления/под ред. В.Г. Игнатова. – Ростов-на-Дону, 2005.
9.Ключевский Курс русской истории/В.О. Ключевский. – М., 2005.
10.Мухаев Р.Г. История государственного управления в России/Р.Г. Мухаев. – М., 2007.
11.Омельченко И.А. История государственного управления в России/И.А. Омельченко. – М., 2007
12.Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории/С.Ф. Платонов. – М., 2008.
13.Россия державная: церемониал, атрибуты и структура верховной власти от великих князей до императоров/Сост. В.Л. Бутромеев. – М., 2006.
14.Скрынников Р.Г. Третий Рим/Р.Г. Скрынников. – СПб., 1994.
15.Скрынников Иван III/Р.Г. Скрынников. – М., 2006.
Вопрос-ответ:
Какие предпосылки способствовали объединительному процессу русских земель вокруг Москвы?
Одной из предпосылок было географическое положение Москвы, которая находилась на перекрестке торговых путей и имела стратегическое значение. Также важную роль играло усиление влияния Московского княжества, его экономическое и военное укрепление.
Какие этапы можно выделить в объединении русских земель вокруг Москвы?
Первый этап связан с усилением Московского княжества и образованием Московского государства в конце XIV века. Второй этап - расширение территории Московского государства в XV веке, которое включало в себя объединение Владимиро-Суздальского княжества и Твери. Третий этап - объединение русских земель вокруг Москвы под руководством Ивана III, что привело к созданию централизованного государства.
Какая система управления существовала в Московском княжестве в XIII-XIV веках?
В Московском княжестве в XIII-XIV веках существовала феодальная система управления, основанная на роли князя, благодаря которому формировалась система вассалии и зависимости. Князь назначал бояр и иным способом управлял землями.
Какие органы управления существовали в Русском централизованном государстве в XV веке?
В Русском централизованном государстве в XV веке существовали органы управления, такие как Дума - совет бояр, Казначейство - орган по финансовым вопросам, митрополичья и патриаршие чинопроизводства и другие.
Какую специализацию имели дьяки?
Дьяки имели специализацию в церковных обрядах и религиозных делах. Их основной обязанностью было проведение богослужений, чтение служб и исполнение священных обрядов. Они также могли заниматься письменностью и образованием.
Какие предпосылки имелись для объединения земель вокруг Москвы?
Предпосылками объединения земель вокруг Москвы были географическое положение Москвы в центре Руси, ее экономическое развитие, а также политическая делегация княжеской власти.
В какие этапы можно разделить процесс объединения русских земель вокруг Москвы?
Процесс объединения русских земель вокруг Москвы можно разделить на несколько этапов: первый этап - формирование Московского княжества, второй этап - укрепление и расширение территории Московского княжества, третий этап - создание централизованного государства.
Какая система управления существовала в Московском княжестве XIII-XIV веков?
В Московском княжестве XIII-XIV веков существовала система управления, основанная на княжеской власти. Князь назначал и возлагал ответственность на различные должности в княжестве.
Какие органы управления были в Русском централизованном государстве в XV веке?
В Русском централизованном государстве в XV веке существовали различные органы управления, такие как Дума, Боярская Рада, Народная дружина и др. Они отвечали за принятие решений, осуществление контроля и поддержание законности в государстве.