Методика преподавания сочинения в начальных классах

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Методика преподавания
  • 32 32 страницы
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 25.05.2009
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Развитие навыков связной речи у младших школьников……………………6
1.1. Теоретические основы развития речи (в философии, психологии, педагогике)………………………………………………………………………...6
1.2. Виды и жанры сочинений……………………………………………..9
1.3. Методика работы над сочинением по наблюдению……………….12
2. Методика развития речи младших школьников……………………..20
2.1. Модельный урок по русскому языку в 4 классе…………………………..20
Заключение……………………………………………………………………….25
Литература……………………………………………………………………….27
Приложение………………………………………………………………………29

Фрагмент для ознакомления

(12 – 15 минут)
Каждая группа вывешивает свой лист с предложениями. Один представитель от группы зачитывает текст.
4. Обсуждение (7 – 10 минут)
• Есть ли похожие предложения?
• В чем сходство и различие предложений?
• Чувствовали ли Вы, что вам каких-то слов не хватает? Хотелось ли добавить еще какие-то слова?
• Как предложения можно сделать красивыми?
• Как воробьи зимуют? В чем проявляются их трудности?
• В какой помощи воробьи нуждаются?
• Только ли воробьи нуждаются в вашей помощи?
• Как Вы можете помочь птицам в зимнее время?
• Какие чувства Вы испытывали при работе в группах?
5. Самостоятельная работа учащихся по написанию сочинения «Воробьи зимой».
- Составление плана к сочинению.
- Работа по плану и Памятке (Памятки к сочинению по наблюдению в Приложении).
- Оформление работы .
Примечание: урок способствует расширению запаса слов, развитию коммуникативных навыков, умения формулирования своих мыслей по составлению развернутых предложений. Урок направлен на интеграцию предметов: язык, познание мира, литература.
Расширение: дома ученики могут нарисовать воробья или картину, отражающую помощь людей птицам зимой.
Оценивание: учитель комментирует и оценивает работу групп, проверяет индивидуальные работы учащихся.


Выводы и предложения по уроку:
Данный урок позволяет расширить знания и умения учащихся младших классов по развитию навыков связной речи. Он построен на основных концепциях Школы Дружелюбного Отношения к Ребенку:
• уважение прав детей;
• включение всех детей в процесс обучения;
• соблюдение гендерной чувствительности;
• активное участие каждого в работе урока;
• качественные знания.
Проведение урока по такому плану (где предусмотрены разные виды работ – индивидуальные, групповые, коллективные) способствует развитию индивидуальных способностей и возможностей учащихся, оживляет весь процесс обучения, готовит ребенка к «ответственной жизни в свободном обществе, в духе взаимопонимания, мира, терпимости, равенства».
Обучение сообща имеет ряд преимуществ перед традиционным уроком: во-первых, от умения сотрудничать с другими зависит результат урока; во-вторых, учит при обсуждении говорить только по теме сочинения, так как на каждый этап урока отведено определенное количество времени; в-третьих, учащимся предоставляется сфера для активной деятельности – у них появляется интерес к знаниям. Полученные знания в группе дают возможность активизировать индивидуальные знания, расширить эти знания, сопоставить со знаниями одноклассников. Личные наблюдения и наблюдения других позволяют полнее раскрыть тему сочинения.
Проведенный урок позволяет сделать следующие выводы:
1. Использование новых методов и приемов при обучении сочинению дает высокую результативность – в классе нет учащихся, не справившихся с работой.
2. Сочинение по наблюдению – как вид письма – помогает найти свою собственную точку зрения, манеру написания и развивает чувство уважения к себе и своему творчеству.
3. Развиваются навыки коммуникативного общения, дружелюбного отношения друг к другу.
4. Расширяется словарный запас, развивается наблюдательность, воображение, ассоциативное мышление, образное восприятие окружающего мира.
Заключение


В курсовой работе были рассмотрены вопросы и проблемы развития навыков связной речи в начальных классах общеобразовательной школы. Умение писать разнообразные виды сочинений – это достаточно сложная работа, требующая от учителя систематической работы на каждом уроке: это работа со Словарем, конструирование предложений по определенной теме, развернутые ответы на вопросы, устные рассказы по наблюдению. Постепенное расширение и обогащение умений и навыков в области связной речи происходит благодаря составлению плана работы на учебный год.
Развивать связную речь – это значит привить им ряд конкретных умений:
- во-первых, умение осмыслить тему;
- во-вторых, умение собирать материал по данной теме;
- в-третьих, умение составить план;
- в-четвертых, подготовить языковые средства: лексику, отдельные предложения, фрагменты текста;
- в-пятых, составить весь текст;
- в-шестых, уметь корректировать / редактировать текст.
В курсовой работе раскрыта методика работы над одним видом сочинения – это сочинение по наблюдению. Данный вид сочинения имеет свои особенности и тематику. Особое значение здесь имеют вопросы для подготовительной работы. Основная задача этих вопросов – привести в систему впечатления и наблюдения учащихся, помочь им выразить свои мысли и свое отношение к фактам, событиям, которые составляют основу сюжета.
Сочинение по наблюдению тесно связано с чтением научно-познавательных статей, которые помогают младшим школьникам описывать окружающий мир. В процессе чтения статей и наблюдений обобщается определенный круг знаний, формируются элементы научного мировоззрения, осваиваются жанры сочинений.
Литература


1 Выготский Л.С. «Психология искусства» - М.: Педагогика, 1983
2 Глазунова А.А. Письменные работы по литературе. – Л.: Учпедгиз, 1961
3 Климанова Л.Ф., Желтовская Л.Я., Купалова А.Ю. Программа. Русский язык. 2 класс, М.: Просвещение, 2007
4 Климанова Л.Ф. Обучение русскому языку через общение. Начальная школа, № 12, 1993
5 Климанова Л.Ф. Программа. Русский язык. Чтение., 1 класс, М.: Просвещение, 2008
6 Колокольцев И.В. Сочинения в образовательной политехнической школе: Из опыта работы. – М.: Учпедгиз, 1961
7 Корепина Л.Ф., Борисенко Ю.А. Работа над сочинением разных жанров. Журнал «Начальная школа» № 12, 1997
8 Ладыженская Т.А. Теория и практика сочинений разных жанров. М.: Просвещение, 1973
9 Липаев А.А. Письменные работы. – М.: Издательство АПН РСФСР, 1960
10 Никитина Е.И. Русская речь: Учебное пособие по развитию связной речи. – М.: Просвещение, 1993
11 Нуруллина Н.Н. Как я учу писать детей сочинения, журнал «Начальная школа», № 3. – 1998
12 Обернихина Г.А., Карнаух Н.Л., Мацыяка Е.В., Поремузова О.Е. Обучение написанию сочинений разных жанров. – М.: Academia, 2000
13 Савченко А.Я. Дидактика начальной школы – Киев: 1997
14 Скиргайло Т.О. Методика обучения работе над сочиненими нетрадиционных жанров: Пособие для учителей. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006
15 Скиргайло Т.О. Творения сочинения. Русский язык в школе: опыт, проблемы, перспективы. – Казань: ИПКРО РТ, 2001
Приложение 1. – Сочинения учащихся


Сочинение на тему «Поздняя осень», 2 класс.
Прошла золотая осень. Все листья осыпались, деревья стоят голые. Ветер свистит в ветках. По ночам уже бывают морозы. Утром лужи покрываются ледком.
Скворцы и грачи улетели на юг. На кустах появились птицы с красными грудками. Это снегири. Люди ходят в теплом пальто.
Скоро придет зима.


Сочинение по наблюдению «Мой Мурзик», 2 класс.
Моего кота зовут Мурзик, ему уже три года. Он весь черненький, а грудка и лапки – беленькие. Я часто гуляю с ним по улице, а потом мою под краном ему лапки. Я очень его люблю.


Сочинение по наблюдению «Охота на птиц», 3 класс
У меня есть кот Барс, это имя ему очень подходит. Он пушистый, дымчатого цвета. Любит лакомиться мясом и сметаной. Когда мама жарит пирожки, он выпрашивает сырое тесто.
Однажды увидела, как кот охотился на птиц. По дороге гуляли разные птички: синички, воробьи, голуби. Кот остановился недалеко от них и стал медленно ползти к птицам. Он все полз и полз. Когда Барс был уже близко к птицам, он высоко подпрыгнул и поймал синичку. Мне было жалко птичку, я стал отбирать ее у кота.


Сочинение на тему «Осень», 4 класс.
Быстро пролетело жаркое лето. Наступила золотая осень Я с друзьями гулял по лесу. Я почувствовал, что воздух стал холоднее. Лес теперь совсем тихий, только листья шуршали под ногами. Первыми стали опадать листья на осинах и березах. Лес уже почти без листьев. Скоро все деревья будут стоять голые, ветер сорвет с них последние листочки.
Вдоль лесных дорог только рябина краснела, мы попробовали ягодки, они были кислые. В лесу кое-где попадались грибы.
По небу плыли серые тучи. Дни стали короче. Скоро наступят дождливые дни. Ночью бывают заморозки.
Белка запасает на зиму орехи и грибы. Медведь готовит к зиме берлогу. Волк уже ходит голодный. Птицы улетают в жаркие края.
С полей убрана рожь, пшеница, овес, горох, гречиха. Картофельная ботва легла на землю, как сгорела. На очереди осталась капуста.


Сочинение-описание по репродукции картины И Шишкина «Рожь», 4 класс
На картине нарисовано золотое поле ржи. Рожь высокая, густая, колосья тяжелые, даже стебли сгибаются. Уже близится пора уборки. По полю проходит проселочная дорога. По ней редко ездят, она заросла травой. По сторонам дороги растет бурьян.
Местами во ржи растут огромные сосны. Наверное, здесь раньше был лес. Его вырубили, а землю распахали.
Сосны ветвистые, широкие. Они выросли на просторе.
Хорошо на этом золотом поле. Над головой синее-синее небо.


Сочинение по наблюдению «Воробьи зимой». 4 класс
Когда мы наблюдали на улице за воробьями, я вспомнил почему-то рассказ И.С.Тургенева «Воробей».
Воробьи – маленькие птички, но они никого не боятся. По дороге идут люди, бегут машины, а они отважно скачут по дороге.
Я вспомнил рассказ Тургенева, потому что увидел, как один воробей защищал своего птенца от других. Наверное, это была мама-воробьиха.


Сочинение «Красивый воробей», 4 класс
Наступила зима. Было очень холодно, но мы всем классом пошли на экскурсию.
На дороге мы увидели воробьев: их было очень много. Они громко чирикали, как будто о чем-то спорили. Один воробей мне очень понравился. Он выглядел лучше всех. Он прыгал недалеко от всех. Он, наверное, не любил шумных компаний.
Этот воробей мне понравился тем, что он был похож на меня. Я люблю одиночество и бродить один по тропинкам.


Сочинение по наблюдению «Воробьи зимой». 4 класс
Зимой мы всей семьей ходили в лес на лыжах. Я увидел на одном дереве маленьких птичек. Это были воробьи. Они нас испугались и улетели, но я их успел рассмотреть.
Воробьи сидели на дереве, нахохлившись. Им было холодно. Они хотели кушать, но у нас ничего не было.
Теперь я в лес хожу и всегда беру хлеб, чтобы накормить птиц.
Птицы – наши друзья, их надо беречь.


Сочинение по наблюдению «Воробьи зимой», 4 класс
Я наблюдал за воробьями. Они вместе с голубями прыгали по дорожкам и искали корм.
Все воробьи были черные, а у одного грудка белая. Они не боялись людей. Многие воробышки подлетали к ногам и как будто просили хлеба. Было их очень жалко. Я рассмотрел одного, который прыгал около меня. У воробья были черно-белые крылышки, серая грудка. У него был прочный короткий клюв, он быстро-быстро наклонялся к земле, подбирая зернышки.
Теперь часто я гуляю по улице, а для своих «новых друзей» - воробьев у меня всегда есть корочка хлеба.


Сочинение «Воробьи и зима», 4 класс
Наступила зима. Снег хлопьями валил каждый день. Стало совсем холодно.
Везде можно увидеть воробьев. Они живут под крышами домов, в различных щелях и трещинах старых строений.
Гнездо у воробья состоит из соломы и веточек.
Воробьи любят хлеб, семечки, зерно.
Они быстро-быстро перелетают и дерутся из-за каждого кусочка.
Зимой всем птицам тяжело, но особенно воробьям. Они маленькие, и их обижают другие птицы. Мне папа помог сделать кормушку для птиц, и очень часто я там вижу воробьев.
Приложение 2. – Памятки.


Памятка «Как работать над сочинением»
1. Конкретизируйте тему и определите основную мысль сочинения.
2. Подумайте: кого, в чем и как Вы будете убеждать своим сочинением.
3. Соберите необходимый материал.
4. Определите, какой тип речи (повествование, описание, рассуждение) будет основным в вашем сочинении.
5. Подумайте об особенностях стиля сочинения.
6. Составьте план.
7. Напишите черновик сочинения.


Памятка «Как работать над черновиком сочинения».
1. Читая черновик сочинения, следите:
- раскрыта ли тема и основная мысль сочинения;
- все ли изложено последовательно, согласно плану;
- есть ли переходы от одной части к другой;
- выражено ли личное отношение к происходящему.
2. Во время чтения делайте пометки на полях или между строк, чтобы внести соответствующие дополнения или изменения.
3. Прочитайте черновик вслух или вполголоса, определите речевые ошибки и недочеты. (Можно работать в паре).
4. Проверьте орфографические и пунктуационные ошибки, исправьте их.











3

1 Выготский Л.С. «Психология искусства» - М.: Педагогика, 1983
2 Глазунова А.А. Письменные работы по литературе. – Л.: Учпедгиз, 1961
3 Климанова Л.Ф., Желтовская Л.Я., Купалова А.Ю. Программа. Русский язык. 2 класс, М.: Просвещение, 2007
4 Климанова Л.Ф. Обучение русскому языку через общение. Начальная школа, № 12, 1993
5 Климанова Л.Ф. Программа. Русский язык. Чтение., 1 класс, М.: Просвещение, 2008
6 Колокольцев И.В. Сочинения в образовательной политехнической школе: Из опыта работы. – М.: Учпедгиз, 1961
7 Корепина Л.Ф., Борисенко Ю.А. Работа над сочинением разных жанров. Журнал «Начальная школа» № 12, 1997
8 Ладыженская Т.А. Теория и практика сочинений разных жанров. М.: Просвещение, 1973
9 Липаев А.А. Письменные работы. – М.: Издательство АПН РСФСР, 1960
10 Никитина Е.И. Русская речь: Учебное пособие по развитию связной речи. – М.: Просвещение, 1993
11 Нуруллина Н.Н. Как я учу писать детей сочинения, журнал «Начальная школа», № 3. – 1998
12 Обернихина Г.А., Карнаух Н.Л., Мацыяка Е.В., Поремузова О.Е. Обучение написанию сочинений разных жанров. – М.: Academia, 2000
13 Савченко А.Я. Дидактика начальной школы – Киев: 1997
14 Скиргайло Т.О. Методика обучения работе над сочиненими нетрадиционных жанров: Пособие для учителей. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006
15 Скиргайло Т.О. Творения сочинения. Русский язык в школе: опыт, проблемы, перспективы. – Казань: ИПКРО РТ, 2001

Вопрос-ответ:

Какие основные методики преподавания сочинения используются в начальных классах?

В начальных классах используются различные методики для развития навыков письма и связной речи у учащихся. Одна из таких методик - методика работы над сочинением по наблюдению. Она позволяет ученикам развивать свою наблюдательность, воображение и умение составлять связные тексты на основе наблюденного объекта.

Какие теоретические основы развития речи применяются в методике преподавания сочинения в начальных классах?

В методике преподавания сочинения в начальных классах применяются теоретические основы развития речи, которые основываются на философии, психологии и педагогике. Они помогают понять, каким образом развивается речь у детей и какими способами можно стимулировать это развитие.

Какие виды и жанры сочинений изучаются в начальных классах?

В начальных классах изучаются различные виды и жанры сочинений. Это могут быть описательные сочинения, повествовательные сочинения, основанные на личном опыте или на вымысле. Также дети могут писать рассуждения, сочинения-миниатюры или письма.

Как можно развивать речь у младших школьников?

Развитие речи у младших школьников можно осуществлять через различные методики, такие как игры, упражнения на развитие словарного запаса, чтение и обсуждение текстов, работа над сочинениями и другие. Важно стимулировать ребенка к использованию разнообразных слов и постепенно расширять его возможности для самовыражения.

Можете ли вы описать модельный урок по русскому языку для 4 класса, связанный с написанием сочинения?

На модельном уроке по русскому языку для 4 класса можно провести урок развития связной речи через написание сочинения. Например, учителю можно предложить ученикам описать свою самую любимую игру или рассказать о своем домашнем животном. В ходе урока можно выделить основные этапы написания сочинения, познакомить учеников с правилами и примерами, провести коллективное обсуждение и проверку написанных текстов.

Как развивать навыки связной речи у младших школьников?

Для развития навыков связной речи у младших школьников можно использовать различные методики. Например, можно проводить уроки, на которых дети будут составлять связные тексты на заданные темы. Также важно учить детей конструировать простые и сложные предложения, использовать разные связки и союзы, а также правильно структурировать текст. Развитию навыков связной речи способствует также чтение художественной и публицистической литературы, обсуждение прочитанного и самостоятельное выражение своих мыслей на данную тему.

Какие виды и жанры сочинений могут использоваться в начальных классах?

В начальных классах могут использоваться следующие виды и жанры сочинений: рассказ, описание, повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение, объяснение, письмо. Каждый из этих видов и жанров имеет свои особенности и требует определенных навыков. Например, для написания рассказа необходимо умение строить логичную последовательность событий, а для описания важно использовать яркие и образные слова.

Как происходит работа над сочинением по наблюдению?

Работа над сочинением по наблюдению предполагает наблюдение детей за каким-либо объектом или явлением, а затем запись своих наблюдений в виде сочинения. Для этого можно проводить прогулки на природу, различные экскурсии или уроки вне классной комнаты. После наблюдений дети могут составить связный текст, описывающий то, что они видели. Эта методика помогает развивать наблюдательность и умение выражать свои мысли письменно.

Какая методика используется при развитии речи младших школьников?

При развитии речи младших школьников используется комплексная методика, которая включает в себя различные упражнения и задания. Например, дети могут учиться составлять рассказы и рассуждения, делать описания и объяснения, а также проводить беседы на заданную тему. Важно развивать у детей словарный запас, умение пользоваться разными языковыми средствами и правильно строить предложения. Методика работы над развитием речи младших школьников может варьироваться в зависимости от возраста и уровня подготовки детей.