Формирование словаря ребенка 5-6 лет в процессе изобразительной деятельности.
Заказать уникальную курсовую работу- 24 24 страницы
- 20 + 20 источников
- Добавлена 14.06.2010
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
1.Развитие словарного запаса у дошкольников
1.1.Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.
1.2.Особенности развития словарного запаса в онтогенезе
2.Использование средств изодеятельности в развитии словаря дошкольников
2.1.Изодеятельность дошкольников с ОНР
2.2. Изодеятельность и развитие словаря
Заключение
Список литературы
Все предметы, созданные детьми в результате продуктивной деятельности, являются в свою очередь, наглядной опорой для речевых упражнений.
Важно и то обстоятельство, что ребенок в продуктивной деятельности опирается одновременно на несколько анализаторов (тактильное восприятие, зрение, слух), что также оказывает положительное влияние на развитие речи.
Также в процессе продуктивной деятельности предусмотрены условия для осуществления тесной связи слова с действием. И происходит это естественно, поскольку все действия здесь ребенок выполняет самостоятельно. Именно на этих занятиях дети хорошо усваивают последовательность действий и причинно-следственные связи различных действий и явлений. Следует особо отметить, что действия детей, сопровождаемые речью, в процессе изобразительной деятельности, становятся более совершенными, осмысленными, целенаправленными, регулируемыми и ритмичными. Ускоряется и процесс усвоения навыков изображения (14).
Мотивация должна подбираться педагогом таким образом, чтобы ввести ребенка в ситуацию, способствующую эмоционально воспринимать созданный «продукт». Рационально использование образных сравнений, стихотворных текстов, загадок, которые помогают создавать характеристики объектов, способствуют развитию у детей образного восприятия и обогащению речи выразительными средствами (15).
Таким образом, определенные положительные стороны продуктивной деятельности оказывают большое влияние на формирование различных сторон речи при ее аномальном развитии.
В настоящее время используются разнообразные формы организации детей. И выбор той или иной формы определяется задачами, которые следует решать с учетом, конечно же, индивидуальных особенностей детей. Так, занятия по изобразительной деятельности целесообразно проводить подгруппами, где каждый ребенок имеет большую возможность для речевых высказываний. Позитивного отношения заслуживают и индивидуальные занятия.
На таких занятиях существует возможность решения конкретных задач, а также активизация речи детей замкнутых, стеснительных.
Прежде всего, речь взрослого следует рассматривать как образец для подражания, т.е. она должна быть доступна, выразительна, из четко построенных предложений и содержать паузы для осмысления прослушанного. Целесообразно использование одних и тех же слов в различных сочетаниях и предложениях, это позволяет решать не только задачи развития речи, но и задачи обучения изобразительной деятельности, и коррекционно-воспитательные задачи (7).
Большое значение в обучении продуктивной деятельности придается обследованию предлагаемых объектов, которое предполагает участие различных анализаторов. Это незаменимый прием в познании, который способствует формированию правильного восприятия и отображения, реально существующих объектов в различных вариантах (плоскостном, объемном).
Специфическое построение обследования объекта, подкрепленное словом, следует включать в различные виды изобразительной деятельности. Специфика построения обследования предмета состоит в том, что зрительное и тактильное восприятие объекта должно целенаправленно и максимально комментироваться речью взрослого.
Формирование способности сравнивать на занятиях изобразительной деятельностью, помогает детям осознать действия с различными предметами, обратить внимание на различные признаки предметов, выполнять различные действия, строить противопоставленную речь.
Важно помнить, что содержание вопросов должно иметь наглядную опору и соответствовать сопутствующей деятельности. Вопросы по существу данной деятельности способствуют решению изобразительных задач (10).
В коррекционных целях следует использовать выполнение работы небольшими частями. Такое деление способствует переключению видов деятельности, повышая их работоспособность, отсрочивая утомление, помогая вовремя включиться в деятельность, нормализуя темп работы. В свою очередь позволяет обеспечивать чередование объяснения с выполнением работы. Специфика построения такого занятия определяется особенностями детей с общим недоразвитием речи – их быстрой утомляемостью, отвлекаемостью. Чередование объяснения с выполнением работы решает еще и коррекционно-воспитательные задачи: воспитание выдержки, включение в деятельность, ее темп.
Подводя итог занятия, оцениваем результаты детской деятельности. Оценку должен получить каждый ребенок с учетом правильности выполнения задания (11).
Развитие речи детей на материале изобразительной деятельности в сопровождении литературных и музыкальных произведений повышает эмоциональность восприятия и способствует более глубокому проникновению в художественный образ. В изобразительной деятельности сталкиваются с образной эстетической характеристикой предмета или явления, воспринимают художественный образ живописного произведения и соотносят это восприятие с созданием словесного образа, который передают в своей работе. Яркие зрительные образы картин эмоционально воспринимаются детьми и дают содержание для их речи. Дети учатся видеть в картине главное, точно и живо описывать изображенное, излагать свои мысли в логической последовательности, описывать содержание картины, придумывать сопутствующие события к представленному сюжету.
Искусство расширяет эмоциональный опыт человека, отражая, знакомые и близкие ему чувства, а также открывая чувства новые.
Искусство воздействует на психику и разум человека, его интеллект и чувства, поэтому необходимо максимально использовать возможности детей дошкольного возраста для их общения с прекрасным (7).
Анализируя все вышесказанное, следует отметить, что все части занятия изобразительной деятельностью можно успешно использовать в коррекционных или коррекционно-воспитательных целях.
Заключение
Рисованием как художественной деятельностью при взаимодействии со взрослым дети овладевают рано. Учитывая преобразующий характер рисования, важно обеспечить творческую направленность деятельности. Важной на данном этапе становится задача – найти пути эффективного педагогического взаимодействия с ребенком, способствующего развитию самостоятельности и обеспечивающего творческую направленность в рисовании.
Творчество активизирует процесс обучения: развивающиеся в процессе творчества инициатива, самостоятельность и активность побуждают детей осваивать знания, умения, навыки, формируют у них способность к самообучению и саморазвитию.
В изобразительной деятельности старших дошкольников замыслы становятся более устойчивыми, расширяются возможности использования материалов, которые ребенок выбирает. У них появляется избирательное отношение к различным видам изобразительной деятельности, они получают возможность для полного и разностороннего отражения явлений окружающей действительности, активно выражая свое отношение к ним.
Воспитатель знакомит детей с особенностями работы художника, который, прежде чем изобразить объект, внимательно его изучает. Педагог активизирует процесс восприятия-созерцания, сопоставляя и сравнивая образы изображенные с образами реальными. Известно, что в дошкольном возрасте внимание ребенка неустойчиво, он не может длительное время наблюдать за объектами. Поэтому, подобранный зрительный ряд должен направлять внимание детей на восприятие обычных, непривычных и малозаметных явлений и объектов. Очень важна установка на заинтересованное рассматривание объекта. Восприятие будет более глубоким, если органично сольется с игровыми действиями дошкольников.
Впечатления, полученные в результате организованного процесса восприятия, позволяют создать на занятиях условия, благоприятные для продуктивного творчества. Дошкольникам не дается готовых рецептов, а создаются предпосылки для самостоятельного поиска и решения поставленных задач. Педагог лишь помогает детям ориентироваться в этом поиске, создавая условия для зарождения замысла.
Особой заботой для воспитателя являются дети, имеющие слабое развитие художественное, речевое, общее. Известно, что при ослаблении в формировании названных процессов, происходят изменения в развитии координации движений, мелкой моторики, осанки. Серьезность таких отклонений и их обратимость зависят от того, когда будет начата коррекционная работа. Формирование навыков осязания и мелкой моторики происходит в различных видах предметно-практической деятельности. Наша система направлена на формирование у детей автоматизированных навыков в различных видах изобразительной деятельности. Мышечные возможности руки требуют тренировки и коррекции. В свою очередь, овладение движениями рук и пальцев имеет немаловажное значение для развития речи ребенка. Особая роль в развитии мелкой моторики отводится пальчиковым играм. Они позволяют корректировать движения каждого пальца как отдельно, так и относительно друг друга, тренируют точность двигательных реакций. Если они сопровождаются стихами, то у детей развивается речь и чувство ритма. В процессе работы с карандашом, кистью и др. изобразительными средствами у ребенка укрепляется мелкая мускулатура пальцев, совершенствуется координация движений. Так, в процессе изобразительной деятельности, союзником рисования стало слово, точнее - речь. Она тесно связана с изобразительной деятельностью детей, и процесс рисования связан с активностью речевых разделов мозга, а рисунок отражает уровень общения, доступный его мышлению.
Список литературы
Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. М.: Просвещение, 1988. – 336с.
Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. / Под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. - М.: Междунар. образоват. и психол. колледж, 1995. – 144с.
Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб: Питер, 1997. – 342с.
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: кн. для логопеда. Екатеринбург: ЛИТУР, 2006. – 320с.
Исследование деятельности детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: Речь, 2006. – 245с.
Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. М.: Просвещение ,1988. – 102с.
Казакова, Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. М.: Педагогика, 1983. – 112с.
Костерин Н.П. Учебное рисование. М. Просвещение, 1980. – 272с.
Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. М.: Дрофа 1995. – 112с.
Левченко И.Ю. Артпедагогика и арттерапия в специальном обучении. М.: Академия, 2001. – 248с.
Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. /Под ред. Н.П. Сакулиной И Т.С. Комаровой. М.: Просвещение, 1985. – 235с.
Мухина B.C. Возрастная психология – М.: Академия, 1997. – 450с.
Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. – М.: Педагогика, 1981. – 240с.
Поддьяков Н.Н. Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателя. М.: Просвещение, 1984. – 96с.
Программа развития детей дошкольного возраста на основе изобразительной деятельности «Сказки и краски». // Дошкольное воспитание. – 2003. - №3
Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т.- М.: Просвещение, 1974. – 486с.
Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М., 1994. – 235с.
Флерова Ж.М. Логопедия. М.: Феникс, 2006. – 319с.
Шашкина Г.Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зер-нова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 240с.
Швайко. Игры и игровые упражнения для развития речи. М.: Просвещение, 1988. – 96с.
2
1.Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. М.: Просвещение, 1988. – 336с.
2.Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. / Под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. - М.: Междунар. образоват. и психол. колледж, 1995. – 144с.
3.Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб: Питер, 1997. – 342с.
4.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: кн. для логопеда. Екатеринбург: ЛИТУР, 2006. – 320с.
5.Исследование деятельности детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: Речь, 2006. – 245с.
6.Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. М.: Просвещение ,1988. – 102с.
7.Казакова, Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. М.: Педагогика, 1983. – 112с.
8.Костерин Н.П. Учебное рисование. М. Просвещение, 1980. – 272с.
9.Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. М.: Дрофа 1995. – 112с.
10.Левченко И.Ю. Артпедагогика и арттерапия в специальном обучении. М.: Академия, 2001. – 248с.
11.Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. /Под ред. Н.П. Сакулиной И Т.С. Комаровой. М.: Просвещение, 1985. – 235с.
12.Мухина B.C. Возрастная психология – М.: Академия, 1997. – 450с.
13.Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. – М.: Педагогика, 1981. – 240с.
14.Поддьяков Н.Н. Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателя. М.: Просвещение, 1984. – 96с.
15.Программа развития детей дошкольного возраста на основе изобразительной деятельности «Сказки и краски». // Дошкольное воспитание. – 2003. - №3
16.Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т.- М.: Просвещение, 1974. – 486с.
17.Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М., 1994. – 235с.
18.Флерова Ж.М. Логопедия. М.: Феникс, 2006. – 319с.
19.Шашкина Г.Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зер-нова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 240с.
20.Швайко. Игры и игровые упражнения для развития речи. М.: Просвещение, 1988. – 96с.
Вопрос-ответ:
Каковы возрастные особенности развития словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста?
В старшем дошкольном возрасте (5-6 лет) происходит активное развитие словаря у детей. Они овладевают новыми словами и усваивают их значения. Дети научаются использовать слова для выражения своих мыслей и эмоций. На этом этапе развития словарного запаса дети начинают использовать более сложные слова и фразы, а также активно интегрируют новые слова в свою речь. Важно помнить, что развитие словаря у каждого ребенка индивидуальное, и его скорость и набор слов могут отличаться.
Какие средства изобразительной деятельности помогают в формировании словаря у дошкольников?
Изобразительная деятельность является эффективным средством развития словарного запаса у дошкольников. Она позволяет детям визуализировать и конкретизировать предметы и явления, а также обогащать свой словарный запас. Рисование, лепка и создание поделок из различных материалов активизирует мыслительные процессы у детей и помогает овладеть новыми словами, описывающими их творческие проекты.
Как изодеятельность влияет на развитие словаря у детей с особыми образовательными потребностями?
Изодеятельность является эффективным инструментом развития словарного запаса у детей с особыми образовательными потребностями (ООП). Она позволяет детям с ООП использовать различные материалы и техники для создания предметов и сцен, что способствует развитию их речи и расширению словарного запаса. Использование средств изодеятельности помогает таким детям выразить свои мысли и чувства, а также наблюдать и описывать окружающий мир.
Как ребенок 5-6 лет использует изодеятельность для развития своего словарного запаса?
Возможности изодеятельности влияют на развитие словаря у детей 5-6 лет. Они могут использовать различные материалы, такие как карандаши, краски, глина, для создания предметов и сцен. В процессе создания своих работ дети общаются с окружающими и объясняют свои действия, что позволяет им применять новые слова и пополнять свой словарь. Таким образом, изодеятельность стимулирует развитие речи и различные аспекты словарного запаса у детей 5-6 лет.
Как развивается словарный запас у детей старшего дошкольного возраста?
Развитие словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста происходит активно и быстро. В этом возрасте дети уже могут запоминать и усваивать большое количество новых слов. Они начинают использовать все более сложные слова и фразы, улучшая свою речь и коммуникативные навыки.
Какие особенности развития словарного запаса можно выделить в онтогенезе?
В онтогенезе развития словарного запаса у детей можно выделить несколько особенностей. Вначале дети усваивают простые и конкретные слова, связанные с непосредственным окружающим миром. Затем они начинают использовать абстрактные понятия и артикли, а также выражать свои мысли и эмоции с помощью сложных слов и фраз. К концу дошкольного возраста словарный запас детей значительно расширяется и становится более многообразным.
Какая роль изобразительной деятельности в развитии словарного запаса у дошкольников?
Изобразительная деятельность играет важную роль в развитии словарного запаса у дошкольников. В процессе рисования, лепки и других видов изодеятельности дети учатся называть предметы, описывать цвета, формы и текстуры, выражать свои мысли и фантазии. Они также узнают новые слова и понятия, связанные с тематикой и предметами, которыми они занимаются.
Как изобразительная деятельность помогает развитию словаря у детей с ОНР?
Изобразительная деятельность имеет особое значение для развития словаря у детей с ограниченными возможностями. Она позволяет им выразить свои мысли и чувства с помощью рисунков, фигур и других моделей. В процессе такой деятельности они учатся называть предметы, описывать и объяснять свои работы, расширяя свой словарный запас и улучшая коммуникативные навыки.
Как связана изодеятельность с развитием словарного запаса?
Изодеятельность является важным фактором в развитии словарного запаса у детей. В процессе такой деятельности дети усваивают новые слова и понятия, связанные с предметами и тематикой, которой они занимаются. Они также учатся использовать сложные слова и фразы, описывать свои действия и мысли, обогащая свой словарный запас и развивая свою речь.
Какие возрастные особенности характеризуют детей старшего дошкольного возраста?
Дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет) обладают развитыми интеллектуальными способностями и активно стремятся познавать мир. Они говорят свободно и бегло, умеют соблюдать грамматические правила и строить сложные предложения. Также в этом возрасте дети активно формируют словарь, усваивая новые слова и расширяя свой словарный запас.
Какие особенности характеризуют развитие словарного запаса в онтогенезе?
Развитие словарного запаса происходит в течение всего детского онтогенеза. Сначала дети усваивают основную лексику, которая используется в повседневной жизни. Затем постепенно появляются новые, более сложные слова, относящиеся к различным областям знаний. В процессе общения с взрослыми дети учатся новым словам и их значениям, а также усваивают способы использования слов в разных контекстах.
Как использование средств изодеятельности помогает развитию словарного запаса дошкольников?
Изодеятельность, такая как рисование, лепка и конструирование, играет важную роль в развитии словарного запаса дошкольников. В процессе изобразительной деятельности дети общаются с другими детьми и взрослыми, описывают свои работы, используют новые слова и термины, связанные с предметами и понятиями, которые они изображают. Таким образом, изодеятельность способствует не только формированию словарного запаса, но и развитию речи и общения у дошкольников.