Архитектура вокзалов эпохи Модерна.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Искусство
  • 18 18 страниц
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 06.05.2009
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Список литературы

1.Менегетти А. Психология лидера. Москва. Высшая школа. 2004г. стр. 256.
2.Милованов Ю.Е. Лидер и вождь: опыт типологии. — Ростов-н/Д., 1992.
3.Нефф Т.Д. Уроки лидеров. Москва. АСТ. 2003г. стр. 496.
4.Спивак В.А. Организационное поведение. Москва. Эксмо. 2007г. стр. 640.
5.Трейси Б. Личность лидера. Москва. Попурри. 2007г. стр. 288.
6.Фенева М.А. Менеджмент. Санкт-Петербург. Феникс. 2003г. стр.352.
Фрагмент для ознакомления

«При сооружении Ярославского вокзала нашли применение основные элементы из арсенала новых декоративных средств: широкий фризовый пояс из мягко переливающихся зеленовато-коричневых глазурованных плиток, хорошо гармонирующих с серым тоном стен, цветные орнаментальные и резные майоликовые вставки, ажурные металлические «кружева» в коньках кровли и стрелках арок, в свою очередь трактованные в характере русского Севера. Фриз и майоликовые вставки выполнялись по собственноручным рисункам Шехтеля в абрамцевской мастерской».
В эпоху брожения умов, в годы всеобщей переоценки установившихся понятий в национальных мотивах искали цельность, душевное здоровье, простоту, олицетворявшие собой непреходящие ценности. Сложный силуэт, динамическая асимметрия объемной композиции, нарядное цветное керамическое убранство фасадов, сюжетная лепнина - все призвано было напомнить зрителю об историческом прошлом, природной красоте и нетронутых богатствах недр, лесов и рек Севера.
Другой великолепной постройкой в стиле модерн является Витебский вокзал в Петербурге. Витебский вокзал (бывший Царскосельский) является старейшим вокзалом Санкт-Петербурга. Построенный на рубеже XIX - ХХ веков, Витебский вокзал воплотил в себе все новейшие достижения архитектурной и инженерной мысли того времени. Первая железная дорога в России была проложена в 1836 - 1837 годах между Петербургом и Царским Селом, а первое деревянное здание вокзала, которое стал обслуживать эту железнодорожную линию, было расположено около Загородного проспекта (в районе нынешней станции метро Пушкинская).
Каменное здание было построено по проекту архитектора К.А. Тона в 1849 - 1852 годах рядом со старой деревянной постройкой, которую снесли в начале ХХ века. Нынешнее здание Витебского вокзала возвели в 1902 - 1904 годах. Авторы проекта - архитекторы С.А. Бржозовский и С.И. Минаш. Здание выстроено в стиле модерн. В комплекс здания вокзала входит часовая башня с декоративными барельефами и огромными полуциркульными окнами. В одном из залов вокзала находится картины на сюжеты строительства Царскосельской железной дороги (первой в России).
«Главный вход решительно сдвинут вправо; он ясно обозначен громадным витражом, сквозь который словно проникают друг в друга пространства привокзальной площади и парадного вестибюля, перекрытого сводом, легко «парящим» на большой высоте. В силуэте здания вестибюль выделен массивным четырехгранным куполом; меньшее по размерам венчание подобной же формы завершает часовую башню, смещенную влево. На вестибюль замыкаются основные интерьеры; свободно сообщающиеся между собой, они образуют единое «текучее» пространство. Примечательная особенность Витебского вокзала состоит в том, что подъездные пути с перронами подняты на уровень второго этажа; это следствие близкого соседства Обводного канала, который железная дорога пересекает по высокому мосту. Перекрытием пассажирских платформ служит металлический сводчатый дебаркадер, спроектированный архитектором В.С. Персоном; это сравнительно редкий теперь образец конструкции подобного рода, дошедший до наших дней без существенных изменений».
Здание Витебского вокзала поражало современников своей удивительной архитектурой, обилием металла, сложными техническими приспособлениями, диковинными­ для того времени (лифты для багажа и пассажиров, транспортеры, рельсовое полотно и т.п.). В то же время, это здание было одной из первых общественных построек в Петербурге, возведенной в новом по тем временам стиле модерн. В планировке Витебского вокзала четко прослеживаются основные принципы модерна: крупные объемы группируются асимметрично, с учетом их функционального назначения. Внешний облик здания отражает его внутреннюю конструкцию, сформированную исходя из рациональных замыслов.
По мнению видного историка архитектуры: «Довольно противоречив внешний облик вокзала. На фасадах со штукатурным покрытием помещены декоративные детали, получившие в модерне широкое распространение (среди них почти обязательны женские маски). Но в то же время другие декоративные элементы- русты первого этажа, дорические триглифы фриза, колонны между окнами ресторана – живо напоминают об «историзме» эклектики. Витраж вестибюля обрамляет зрительно тяжелая арка; ее массивность подчеркивают исполненные в штукатурке клинчатые «камни».
Основным помещением вокзала является огромный, увенчанный куполом вестибюль с парадной лестницей. Над входом в здание расположены гербы Санкт-Петербурга и Витебска - конечных пунктов Витебской линии. Здание вокзала богато декорировано металлом. В 1987 году на одной из платформ Витебского вокзала установили макет поезда с паровозом «Проворный», совершившим первый в России рейс из Петербурга в Красное Село. Макет поезда укрыт в специальном павильоне. С Витебского вокзала Санкт-Петербурга ходят поезда южного направления. К 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга была проведена первая в истории Витебского вокзала реставрация здания: ему был возвращен первоначальный цвет, вставлены новые­ витражные окна, отреставрирован металлодекор и т.д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Железнодорожные вокзалы всегда воспринимались архитекторами как визитная карточка города, его парадные врата. Поэтому возведению их придавали особое значение. Бесспорно, самые эффектные вокзальные комплексы были построены в России в конце XIX – начале XX века, хотя и сегодня проектировщики предпринимают попытки создать по-настоящему необычные здания для прибывающих и уезжающих. Именно в связи с появлением в начале 20 века новых материалов, таких как железо, бетон, кованый металл, необработанный камень, изразцы, фанера, холст, стало возможным возведение подобных сооружений. Модерн пытается переосмыслить железобетон как новый строительный материал эстетически, а не как новое подсобное средство в строительстве.
Широко использовалось стекло в металлоконструкциях. Появление этих строительных материалов воздействовало на творческое сознание архитекторов и строителей. Они подсказывали необычные конструктивно-архитектурные решения, их развитие шло вразрез с укоренившимся в практике эклектизмом.
Богатейшие возможности формообразования, предоставленные новой техникой, архитекторы использовали для создания подчёркнуто индивидуализированного образного строя; здание и его конструктивные элементы получали декоративное и символически-образное осмысление.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Борисова Е.А., Каждан Т.П. Русская архитектура конца 19 – начала 20 в.- М.,1971.
Борисова Е.А., Стернин Г.Ю. Русский модерн. - М.,1990.
Горюнов В.С., Тубли М.П. Архитектура эпохи модерн. - СПб.,1991.
Каждан Е.А., Каждан Т.П. Русская архитектура конца XIX - начала XX века. М, 1971.
Кириченко Е.И. Русская архитектура 1830-1910-х ГОДОВ. - М.,1978.
Лисовский В.Г. Архитектура Петербурга. Три века истории, Славия, СПб, 2004.
Нащокина М.В. Архитекторы московского модерна. Творческие портреты. - М.,1998.
Нащокина М.В. Московский модерн. (2-е изд.). - М.,2003.
Николаева С.И. Эстетика символа в архитектуре русского модерна. - М.,2003.


Горюнов В.С., Тубли М.П. Архитектура эпохи модерн. - СПб.,1991. с. 21.
Борисова Е.А., Каждан Т.П. Русская архитектура конца 19 – начала 20 в.- М.,1971.
Кириченко Е.И. Русская архитектура 1830-1910-х ГОДОВ. - М.,1978
Горюнов В.С., Тубли М.П. Архитектура эпохи модерн. - СПб.,1991.
Борисова Е.А., Стернин Г.Ю. Русский модерн. - М.,1990.
Елена Гонсалес, Непослушная архитектура. Ярославский вокзал. XV/XVI-MMV - 18.12.2005. ж. Проект классика. Москва.
Нащокина М.В. Московский модерн. (2-е изд.). - М.,2003.
Лисовский В.Г. Архитектура Петербурга. Три века истории, Славия, СПб, 2004. с. 270.
Там же, с. 270-271.












18

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Борисова Е.А., Каждан Т.П. Русская архитектура конца 19 – начала 20 в.- М.,1971.
2.Борисова Е.А., Стернин Г.Ю. Русский модерн. - М.,1990.
3.Горюнов В.С., Тубли М.П. Архитектура эпохи модерн. - СПб.,1991.
4.Каждан Е.А., Каждан Т.П. Русская архитектура конца XIX - начала XX века. М, 1971.
5.Кириченко Е.И. Русская архитектура 1830-1910-х ГОДОВ. - М.,1978.
6.Лисовский В.Г. Архитектура Петербурга. Три века истории, Славия, СПб, 2004.
7.Нащокина М.В. Архитекторы московского модерна. Творческие портреты. - М.,1998.
8.Нащокина М.В. Московский модерн. (2-е изд.). - М.,2003.
9.Николаева С.И. Эстетика символа в архитектуре русского модерна. - М.,2003.

Вопрос-ответ:

Какова историческая значимость архитектуры вокзалов эпохи Модерна?

Архитектура вокзалов эпохи Модерна имеет огромную историческую значимость. Вокзалы были символом развития железнодорожного сообщения, прогресса и современности. Они стали визитной карточкой городов и объектом гордости для жителей. Благодаря своей архитектуре вокзалы Модерна привлекали внимание и становились особыми местами в городском пейзаже.

Какая роль архитектуры вокзалов эпохи Модерна играла в формировании городской среды?

Архитектура вокзалов эпохи Модерна выполняла значимую роль в формировании городской среды. Они стали центральными точками городов и создавали сильный визуальный эффект. Архитектурные решения вокзалов великолепно вписывались в архитектурный стиль города, а их монументальность создавала впечатление грандиозности и важности.

Какова основная характеристика архитектуры вокзалов эпохи Модерна?

Основная характеристика архитектуры вокзалов эпохи Модерна - это сочетание современных технологий и искусства. Вокзалы были построены с использованием современных материалов и конструкций, что позволило создать уникальные архитектурные формы. Они часто отличались монументальным и уникальным дизайном, поэтому сегодня они являются настоящими памятниками архитектуры.

Какие материалы использовались в строительстве вокзалов эпохи Модерна?

В строительстве вокзалов эпохи Модерна использовались различные материалы. Одним из самых популярных материалов был металл, который позволял создавать сложные конструкции и формы. Кроме того, использовались кирпич, камень и стекло. Эти материалы придавали вокзалам элегантность, прочность и привлекательный внешний вид.

Какая архитектура характерна для вокзалов эпохи Модерна?

Архитектура вокзалов эпохи Модерна отличается от классического стиля. Она включает в себя элементы стиля модерн – ломаные линии, гладкие поверхности, изящные детали и использование разнообразных материалов. Вокзалы Модерна часто имеют оригинальные формы и нетривиальные фасады, которые придают зданиям особую эстетическую привлекательность.

Какой вокзал можно назвать примером архитектуры Модерна?

Один из примеров вокзала, выполненного в стиле Модерна - это Ярославский вокзал в Москве. Он был построен в начале XX века и является важным памятником архитектуры того времени. Ярославский вокзал привлекает внимание своим фасадом, оформленным в стиле модерн, а также изысканной отделкой и деталями интерьера. Это одно из значимых сооружений, которое стоит посетить любителям архитектуры.

Есть ли какие-то особенности в архитектуре вокзала эпохи Модерна?

Да, архитектура вокзалов эпохи Модерна имеет свои особенности. Она часто сочетает в себе элементы разных стилей, таких как модерн, нео-готика, нео-ренессанс и другие. Вокзалы Модерна обычно имеют плавные линии и изящные формы, а также богатую декоративную отделку. Внешний вид вокзалов Модерна может быть непредсказуемым и оригинальным, привлекая внимание своим необычным и привлекательным внешним видом.