Деятельность земских соборов XVI-XVII вв

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История государства и права
  • 22 22 страницы
  • 13 + 13 источников
  • Добавлена 17.04.2010
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение
Виды земских соборов в России
Характеристика земских соборов, их сходство и отличия с европейским парламентом
Краткая история развития земских соборов в XVI-XVII вв.
Социальный состав земных соборов
Механизмы формирования представительства на земских соборах
Полномочия и сферы деятельности земских соборов
Тенденции развития земских соборов в XVII в.
Заключение
Список использованных источников

Фрагмент для ознакомления

На этих соборах решался вопрос о подготовке к войне, в ходе их высказывались рекомендации правительству относительно дальнейших политических действий.
В 1651 и 1653 гг. соборы решали вопрос о характере взаимоотношений с Польшей в связи с созданием антироссийской коалиции на западных и южных границах и по вопросу о присоединении Украины к России.
Не менее важным оказался финансовый вопрос. В 1614, 1616, 1617, 1618, 1632 гг. и позднее земские соборы определяли размеры дополнительных сборов с населения, решали вопрос о принципиальной возможности таких сборов. Соборы 1614-1618 гг. принимали решения о «пятинах» (сборе пятой части доходов) на содержание служилых людей. После этого по стране разъезжались «пятинщики» - чиновники, собиравшие подать, используя текст соборного «приговора» (решения) в качестве документа.
Вопросы внутренней политики, в том числе проведения реформ, также решались при участии земских соборов. Первым из них оказался самый первый в истории России «собор примирения», собранный в 1549 г. Внешне он выглядел как взаимное примирение монарха и аристократии, монарха и общества в целом. Фактически этот собор определил внутреннюю политику Ивана Грозного и послужил началу реформ «Избранной Рады».
Земский собор 1619 г. решал вопросы, связанные с восстановлением страны после Смуты и определением направления внутренней политики в новой ситуации. Собор 1648 - 1649 гг., вызванный массовыми городскими восстаниями, решал вопросы взаимоотношений помещиков и крестьян, определил юридический статус поместий и вотчин, укрепил позиции само- державия и новой династии в России, повлиял на решение ряда других вопросов. На следующий год после принятия Соборного Уложения в очередной раз собор был созван для прекращения восстаний в Новгороде и Пскове, подавить которые силой не представлялось возможным, тем более что восставшие сохранили принципиальную лояльность монарху, то есть не отказывались признавать его власть. Последний «земский совет», касавшийся вопросов внутренней политики, был созван в 1681-1682 гг. Он был посвящен проведению очередных преобразований в России. Наиболее важным из результатов было «соборное деяние» об отмене местничества, давшее принципиальную возможность повысить эффективность административного аппарата в России.
Наиболее важным вопросом, к решению которого привлекались «выборные» на «советах» был вопрос о выборе царя. «Избирательные» соборы традиционно выделяются в особую категорию. Первый из них прошел в 1584 г., то есть вскоре после смерти Ивана Грозного. Это было связано с неспособностью наследника Федора Иоанновича заниматься государственными делами и отсутствием у него наследников.
С пресечением династии роль земских соборов возросла. Борис Годунов, чтобы получить корону, должен был получить согласие сословий, тем более что его приход к власти происходил в ситуации острой политической борьбы. Его соперником выступил Федор Никитич Романов, отец будущего царя. Современники оставили противоречивую информацию о характере и законности избирательного собора. Тем не менее можно говорить о том, что Борис Годунов был действительно выбранным царем. Бесспорным примером избирательного собора служит, конечно, собор 1613 г. Он показателен и в плане точности информации о нем, и в плане наличия реального выбора. Как известно, кроме Михаила Романова, на царскую корону претендовали польский королевич Владислав, шведский принц Карл-Филипп, «воренок» Ивашка (сын Марины Мнишек, жены двух самозванцев), князья Д. Черкасский, Д. Трубецкой, Д. Пожарский (Рюрикович из удельных стародубских князей), И. Голицын и другие.
Новая династия на протяжении нескольких десятилетий не могла быть уверена в твердости своих позиций и на первых порах нуждалась в формальном согласии сословий. Как следствие этого в 1645 г., после смерти Михаила Романова, был созван очередной «избирательный» собор, утвердивший на троне его сына Алексея. Весной 1682 г. прошли два последних в истории России «избирательных» земских собора. На первом из них, 27 апреля, избрали царем Петра Алексеевича. На втором, 26 мая, царями стали оба младших сына Алексея Михайловича,
Иван и Петр. С этого момента выборы царей, действительные или фиктивные, прекращаются, хотя идея возродилась ненадолго в 1720-х гг., после смерти Петра I, не оставившего наследников. Но этой идее не суждено было воплотиться в жизнь. Смена монархов в XVIII веке производилась посредством дворцовых переворотов.
Тенденции развития земских соборов в XVII в.
XVII столетие - время расцвета сословного представительства в России. Такая ситуация сложилась во многом по причине пресечения династии Рюриковичей. С 1598 г. соборы, вне зависимости от того, являлись они фиктивными (как, например, выборы царем Василия Шуйского в 1606 г.) или настоящими, перешли от выполнения только совещательной функции к управлению. По меньшей мере, они могли ощутимо влиять на политику монархов. Первое, что бросается в глаза, - действительная выборность царей (1598, 1606, 1610, 1613, 1645, 1682 гг.) и, как следствие, необходимость власти считаться с мнением сословий, выбравших его и могущих определить ему наследника. Смутное время привело также к росту роли сословно-представительных органов и превращению их в полновесный властный институт, участвующий в решении важнейших государственных вопросов. Сами соборы становятся выборными. Теперь можно говорить не о доверии правительства к делегатам, а об ответственности последних перед избирателями. Впервые в истории России формируется механизм выборов. Хотя он еще был далек от совершенства и в значительной мере находится под контролем воевод. Причем характер контроля со временем изменялся. Если в первой половине XVII в. воеводы принуждали к самому процессу выборов, то в конце столетия их задачей зачастую было самостоятельно выбрать людей, вызывающих у него доверие. Впрочем, иногда самоуправство воевод бывало вынужденным. Когда избиратели не хотели избирать, а «выборные» не желали ехать на собор, они отправляли делегатов (а иногда и назначали их) в приказном порядке.
Деятельность сословного представительства в России не была непрерывной. В правление Алексея Михайловича и Федора Алексеевича соборы пратически не собирались. Однаков 1681 - 1698 гг. идея созыва соборов возвращается. Соборно решается вопрос об отмене местничества, о выборе царей после смерти царя Федора Алексеевича, предполагается соборное решение по вопросу о заключении «вечного мира» с Польшей в 1683 - 1684 гг. И, наконец, после подавления восстания стрельцов в 1698 г. вновь родилась идея судебного собора на царевну Софью как организатора бунта.
Отношение населения к соборам было двояким. С одной стороны, в 1634 г. появляется проект стряпчего И.А. Бутурлина, предполагавший создание постоянного представительного органа, включающего служилых и черных людей.
Предполагались нормы представительства в зависимости от величины городов. Формироваться оно должно было посредством выборов на определенный срок.
Вместе с тем потенциальные избиратели демонстрировали все нарастающий со временем абсентеизм. Соборы были обречены и потому, чтомонарх в это время не был заинтересован в участии сословий.
Соборное Уложение 1649 г. законодательно фиксирует тенденцию к усилению самодержавной власти царя и гарантирует новую династию от низложения. Как следствие земские соборы в конце столетия ушли в небытие. Основы для продолжения их существования не было, что наглядно было продемонстрировано событиями 1720-х гг., когда провалилась идея созыва собора для выбора монарха. Однако попытки инициировать и создать представительные учреждения были предприняты уже во второй половине XVIII в.
Заключение
Расцвет сословно-представительной монархии относится к первой половине ХVII в. В это время усиливается роль Земских соборов и Боярской Думы. В отличие от европейских средневековых государств сословно-представительные учреждения в России возникли позже: если во Франции они появились в ХIV в., в Испании в ХII – ХIII в., в Германии, Англии – в ХIII в., то в России дата первого известного собора – 1549 г. Более позднее оформление сословно-представительной монархии в России историки связывают с тяжелыми условиями татаро-монгольского ига, когда были разорены города, ослаблены их политические организации, задержалось развитие сословного строя.
Сословно-представительная монархия возникла в России на стадии развитого феодализма, так же как и в западных странах. Функции сословно-представительных учреждений в России и западных странах были схожими – право вотирования налогов, подачи и рассмотрения петиций, утверждение постановлений и указов. Порядок созыва сословно-представительных учреждений, их продолжительность действия были неустойчивы, их возникновению и созывам предшествовали политическая и классовая борьба.
Сословное представительство не спасло Россию от идеологических и общественных коллизий. В позиции сословий в Земских соборах не было единства, а само представительство закончилось возвышением одних общественных слоев над другими и установлением крепостничества.
Список использованных источников
Беляев И.Д. Земский строй на Руси. - СПб.: Наука, 2004. – 368с.
История государства и права России. / Под ред. С.А. Чибиряева. – М.: Былина, 2000. – 528с.
История государства и права России: учебник. // Под ред. Ю.П. Титова. – М.: Проспект, 2004. – 544с.
История государственного управления в России. / Под ред. А.Н. Марковой. – М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1997. - 279c.
История отечественного государства и права. / Под ред. проф. О.И. Чистякова. – М.: БЕК, 1999. – 360с.
Ключевский В.О. Русская история: Полный курс лекций в трех книгах. Кн. 1. – М.: Мысль, 1995. – 572с.
Костомаров Н.И. Земские соборы. - М.: Чарли, - 1995. – 640с.
Павленко Н.И. К истории земских соборов XVI в. // Вопросы истории – №5 – 1968. – С.12-16
Смирнов А.Ф. От Земских соборов-к Учредительному собранию // Журнал российского права. - 2000. - №10.-С. 167-177.
Страхов А. Глубокие корни: выборное начало и российская государственность. // Свободная мысль. - 1999. - № 5. - С. 106-121.
Тихомиров М. Н. Сословно-представительные учреждения (земские соборы) в России XVI в. // Вопросы истории – 1958 – № 5 - C. 3-22
Черепнин Л.В. Земские соборы русского государства XVI — XVII вв. – М.: Наука, 1978. – 513с.
Шмидт С.О. Соборы середины XVI в. // История СССР – 1960 – №4 – С.71
Страхов А. Глубокие корни: выборное начало и российская государственность. // Свободная мысль. - 1999. - № 5. - С. 106-121.
Беляев И.Д. Земский строй на Руси. - СПб.: Наука, 2004. – 368с.
Костомаров Н.И. Земские соборы. - М.: Чарли, - 1995. – 640с.
История государства и права России: учебник. // Под ред. Ю.П. Титова. – М.: Проспект, 2004. – 544с.
История государственного управления в России. / Под ред. А.Н. Марковой. – М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1997. - 279c.
Шмидт С.О. Соборы середины XVI в. // История СССР – 1960 – №4 – С.71
Черепнин Л.В. Земские соборы русского государства XVI — XVII вв. – М.: Наука, 1978. – 513с.
Костомаров Н.И. Земские соборы. - М.: Чарли, - 1995. – 640с.
История государственного управления в России. / Под ред. А.Н. Марковой. – М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1997. - 279c.
История отечественного государства и права. / Под ред. проф. О.И. Чистякова. – М.: БЕК, 1999. – 360с.
Тихомиров М. Н. Сословно-представительные учреждения (земские соборы) в России XVI в. // Вопросы истории – 1958 – № 5 - C. 3-22
Беляев И.Д. Земский строй на Руси. СПб.: - Наука, 2004. – 368с.
Ключевский В.О. Русская история: Полный курс лекций в трех книгах. Кн. 1. – М.: Мысль, 1995. – 572с.
Павленко Н.И. К истории земских соборов XVI в. // Вопросы истории – №5 – 1968. – С.12-16
Ключевский В.О. Русская история: Полный курс лекций в трех книгах. Кн. 1. – М.: Мысль, 1995. – 572с.
История государства и права России. / Под ред. С.А. Чибиряева. – М.: Былина, 2000. – 528с.
Беляев И.Д. Земский строй на Руси. - СПб.: Наука, 2004. – 368с.
Костомаров Н.И. Земские соборы. - М.: Чарли, - 1995. – 640с.
Черепнин Л.В. Земские соборы русского государства XVI — XVII вв. – М.: Наука, 1978. – 513с.
Костомаров Н.И. Земские соборы. - М.: Чарли, - 1995. – 640с.
История государственного управления в России. / Под ред. А.Н. Марковой. – М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1997. - 279c.
Ключевский В.О. Русская история: Полный курс лекций в трех книгах. Кн. 1. – М.: Мысль, 1995. – 572с.
Смирнов А.Ф. От Земских соборов-к Учредительному собранию // Журнал российского права. - 2000. - №10.-С. 167-177.
Беляев И.Д. Земский строй на Руси. - СПб.: Наука, 2004. – 368с.









2

1.Беляев И.Д. Земский строй на Руси. - СПб.: Наука, 2004. – 368с.
2.История государства и права России. / Под ред. С.А. Чибиряева. – М.: Былина, 2000. – 528с.
3.История государства и права России: учебник. // Под ред. Ю.П. Титова. – М.: Проспект, 2004. – 544с.
4.История государственного управления в России. / Под ред. А.Н. Марковой. – М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1997. - 279c.
5.История отечественного государства и права. / Под ред. проф. О.И. Чистякова. – М.: БЕК, 1999. – 360с.
6.Ключевский В.О. Русская история: Полный курс лекций в трех книгах. Кн. 1. – М.: Мысль, 1995. – 572с.
7.Костомаров Н.И. Земские соборы. - М.: Чарли, - 1995. – 640с.
8.Павленко Н.И. К истории земских соборов XVI в. // Вопросы истории – №5 – 1968. – С.12-16
9.Смирнов А.Ф. От Земских соборов-к Учредительному собранию // Журнал российского права. - 2000. - №10.-С. 167-177.
10.Страхов А. Глубокие корни: выборное начало и российская государственность. // Свободная мысль. - 1999. - № 5. - С. 106-121.
11.Тихомиров М. Н. Сословно-представительные учреждения (земские соборы) в России XVI в. // Вопросы истории – 1958 – № 5 - C. 3-22
12.Черепнин Л.В. Земские соборы русского государства XVI — XVII вв. – М.: Наука, 1978. – 513с.
13.Шмидт С.О. Соборы середины XVI в. // История СССР – 1960 – №4 – С.71

Вопрос-ответ:

Какие виды земских соборов существовали в России?

В России существовали два вида земских соборов: городские и сельские. Городские земские соборы собирались в крупных городах и представляли интересы городской общины. Сельские земские соборы собирались на селах и представляли интересы крестьянства.

В чем заключались сходства и отличия земских соборов с европейским парламентом?

Земские соборы и европейские парламенты имели некоторые сходства и отличия. Одним из сходств было то, что оба органа представляли интересы разных слоев населения и участвовали в принятии решений относительно государственных дел. Однако, в отличие от европейских парламентов, земские соборы в России не имели законодательных и правительственных функций, и их решения не были обязательными для исполнения для царской власти.

Как развивались земские соборы в XVI-XVII веках?

В XVI-XVII веках земские соборы в России прошли через несколько стадий развития. В начале XVI века они возникли как местные собрания, представляющие интересы городской и сельской общины. Затем в середине XVI века были проведены реформы, усилившие централизацию власти и ограничивающие роль земских соборов. Однако, в XVII веке, в связи с укреплением царской власти и необходимостью учета мнения населения, земские соборы вновь приобрели важность.

Каким был социальный состав земских соборов?

Социальный состав земских соборов был разнообразным. В городских земских соборах участвовали представители городской элиты: купцы, промышленники, чиновники. В сельских земских соборах участвовали представители крестьянства: крестьянские старшины, обозные и свернопечатные люди. Также в земских соборах есть примеры участия духовенства и дворянства.

Что такое земские соборы?

Земские соборы - это представительные органы, созданные в России в XVI-XVII веках, основной задачей которых было принятие важных решений, обсуждение вопросов государственного и общественного значения.

Какие виды земских соборов существовали в России?

В России существовали два основных вида земских соборов - губные и уездные. Губные соборы собирались на губернском уровне и в них участвовали представители различных уездов. Уездные соборы собирались на уровне уездов и в них присутствовали представители различных сословий и уездовых общин.

Какое сходство и отличие земских соборов с европейским парламентом?

Земские соборы в России имели некоторое сходство с европейским парламентом, так как оба органа были представительными и занимались принятием решений важных для государства. Однако отличия заключались в том, что земские соборы не имели таких широких полномочий и влияния на политические процессы, как парламенты в Европе.

Как развивались земские соборы в XVI-XVII веках?

Земские соборы в XVI-XVII веках прошли путь развития от простого собрания представителей различных общин к органам, способным принимать важные политические и социальные решения. Они стали собираться регулярно, установились правила и процедуры их работы, а также расширился круг участников.

Кто входил в состав земских соборов?

В состав земских соборов входили представители различных сословий: дворянства, духовенства, горожан и крестьянства. Каждое сословие имело определенное количество представителей, пропорциональное его значению в обществе.