Оксеншерна и шведско-голландское сближение
Заказать уникальную курсовую работу- 27 27 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 29.03.2010
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
1. Роль Оксешерна в шведско-голландском сближении
1.1.Оксеншёрна – выдающийся дипломат 17 века
1.2. Международные отношения в 17 веке: предпосылки сближения Швеции и Голландии
2. Шведско-голландское сближение
2.1. Вильгельм III Оранский и европейское равновесие сил на рубеже 17-18 столетий
2.2. Развитие политических концепций Акселя Оксеншерны на завершающем этапе шведского периода Тридцатилетней войны
Заключение
Список использованных источников
Надо отметить, что данный вопрос неоднократно оказывался предметом дискуссий в Государственном совете Швеции, где, отнюдь, не было выявлено единогласное согласие в пользу планов риксканцлера, для осуществления которых необходимо было должным образом скоординировать согласованность военно-стратегическое сотрудничество шведских командующих Бернгарда Веймарского и Густава Горна, что, исходя из писем, не всегда позволяло быть реальностью16. В общем же относительная лояльность протестантских князей к усилению последователей Густава Адольфа в Старой империи можно объяснить скорее с позиции их неудовлетворенностью реституционной политикой Фердинанда II, нежели успехом шведского оружия. А принятие дотаций в виде земельных владений означало усугубление дистанции между императором и католическими субъектами, с одной стороны, и протестантскими представителями, с другой.
Первым серьезным шагом А.Оксеншерны во внешней политике стала инициатива созыва союзнической конференции в Гейльбронне. Начальные шаги к созданию подобной организации бьши сделаны еще Густавом Адольфом в Ульме. По сути будущий союз должен был взять на себя значительные расходы по содержанию шведской и союзных армий в Империи. Однако уже изначально общие цели Гейльброннской Лиги, оформившейся в апреле 1633 года, не находили должного понимания со стороны всех ее участников. Согласно суждениям шведского риксканцлера союз имел первейшей своей задачей установление свобод немецких князей, восстановление всеобщего мира под протекторатом
Швеции под пристальным руководством самого Акселя Оксеншерны. В какой-то степени создавалась некоторая альтернатива уже действующей имперской конституции. По всей вероятности, шведский риксканцлер мог прекрасно осознавать всю недолговечность такого образования, на то у него и был определенный расчет. Существование Гельброннской Лиги явилось для А. Оксеншерны прежде всего своеобразным составляющим в будущих дипломатических переговорах («Spielmaterial fur kiinftige Verhandlungen»)17. Дальнейшие расхождения мнений участников с особой остротой проявились в центральной проблеме, связанной с военным финансированием. Как показала практика, несмотря на наличие союзников, основное бремя денежных поступлений в общий фонд приходилось на долю Швеции, доходы которой в 10 раз были ниже, чем того требовала сложившаяся ситуация. Выделяемые субсидии могли составить лишь временную незначительную помощь, реальное значение которой для шведских войск находит отражение в трудах известного шведского историка Свена Лундквиста18. Ухудшение положения привело к резкому падению дисциплины среди некогда славного воинства «снежного короля». А.Оксеншерне уже не оставалось ничего другого, кроме как предоставить местным командующим право на реквизицию, что ухудшило не только управлениями подданными, но и затрудняло сглаживание разногласий среди участников союза. Причем, уже после гибели Густава Адольфа действия шведов в германских землях по отношению к князьям и сословиям Империи, напоминали политику не союзников, а, скорее завоевателей, пугая князей и горожан перспективой нарушения имперской конституции.
К концу 1633 года еще более отчетливо заметен тот факт, что существование Гейльброннского союза, несмотря на то, что он являлся весьма весомой политической силой на данный период, постепенно подтачивалось безвыходностью финансового вопроса. Кроме всего, наличие организации, имело для императора даже некоторое компромиссное понимание: Гейльброннская Лига, хотя и соответствовала интересам иностранного государства, однако, по мнению самого Фердинанда, она не имела практически никаких шансов радикально перестроить ситуацию в пользу Швеции. Причиной чему во многом стала система конфискаций под эгидой шведской армии и усилившаяся «дотационная» политика Стокгольма, напоминавшая отчасти цели реституционного эдикта, но только лишь в несколько противоположном контексте. Аксель Оксеншерна в свою очередь продолжал привлечение новых представителей в поддержание стойкости протестантского единства. Его послания данного периода характеризовались, главным образом, описанием политического положения в Германии с вытекающими из этого необходимостью евангелистического объединения городов и чинов Империи.
Политические перипетии, развернувшиеся на фоне смещения равновесия сил в Тридцатилетней войне в ранний период, были неразрывно связаны с усугублением шведско-бранденбургских отношений. Спор, возникший по вопросу наследования померанских владений, стал своеобразной отправной точкой в противостоянии между союзниками. Интерес вызывает то обстоятельство, что нерешительность Георга Вильгельма по отношению к шведской поддержке стала подстрекающим элементом для Саксонского курфюршества, но тогдашняя позиция Иоганна Георга по-прежнему оставалась неизменной в виду, прежде всего, несоответствия реальности мировых устремлений императора. К тому же в планы Дрездена входило усиление влияния в богемских землях, для чего помощь Швеции была весьма кстати. Шведско-саксонское сотрудничество стало возможным лишь на взаимовыгодных условиях. Деятельность Валленштейна в данной ситуации была сконцентрирована в направлении усиления напряжения между участниками Гейльброннской Лиги, где отношениям Швеции с Дрезденом уделялось первостепенное значение. К успеху Валленштейна можно отнести заключение сепаратного перемирия с генералом Гансом Георгом фон Арнимом в Силезии. Кроме всего, имперскому главнокомандующему удалось принудить к капитуляции шведский контингент под началом графа Генриха Турна. Все это практически свело на «нет» намеченное А.Оксеншерной масштабное вторжение в силезские земли, что открыло для Валленштейна дополнительные возможности к началу успешных переговоров с Саксонией и Бранденбургом о создании противостояния гегемонии Стокгольма на севере Германии. Кроме того, исходя из имперских инструкций, Валленштейн должен был обратить пристальное внимание на безопасность Баварии, прежде всего, относительно Густава Горна, чему, в отличие от защиты богемских земель, уделялось достаточно мало внимания. Помимо всего для А.Оксеншерны по-прежнему было ощутимо важно усилить и без того явные разногласия между императором и Валленштейном. Причем, судя по предпринятым политическим шагам, шведская сторона прекрасно осознавала недопустимость безукоризненного доверия предложениям герцога Фридландского, отчасти из-за лавирующей позиции последнего. Оценивая сложившуюся обстановку, А.Оксеншерна полагал, что единственным совместно с Валленштейном шагом, в котором стокгольмские представители были относительно уверены, было стремление поддерживать нейтралитет. Для Швеции это могло означать не только шанс выиграть время для укрепления дипломатических позиций, но, с другой стороны, у риксканцлера появлялась дополнительная возможность в случае необходимости подчеркнуть наметившиеся противоречия Валленштейна с Венским двором, принимая во внимание также доказательства переговоров Валленштейна с представителями шведского генералитета.
Существующее положение дел, включая недовольство императора присягой, принесенной Валленштейну его офицерами, привело в итоге к устранению главнокомандующего в его собственном замке в Эгере. К тому периоду Швеция по-прежнему контролировала значительные территории на юге Германии. По замыслу А.Оксеншерны необходимо было заручиться дополнительной поддержкой Саксонии, Бранденбурга и других северогерманских территорий. Но со стороны бранденбургского курфюрста Георга Вильгельма поступило беспрецедентное для Стокгольма предложение о передаче Померании под управление Берлина. Вдобавок ко всему Георг Вильгельм незамедлил начать сепаратные переговоры и с Габсбургами. Ход событий привел к тому, что летом 1634 года императорские войска начали осаду Нёрдлингена, в стенах которого находился шведский гарнизон. Для генерала Горна и Бернгарда Веймарского произведение дислокации Нёрдлингена стало вопросом престижа шведского влияния в Империи. Однако, используя численное превосходство сил и более выгодную боевую позицию, солдаты герцога Фердинанда сумели нанести шведам сокрушительное поражение у стен осажденного города. Ситуацию усугубило также пленение Густава Горна. Герцог Веймарский, на которого, согласно официальной шведской пропаганде и была возложена основная доля вины за неудавшиеся операции, несмотря на тот факт, что реальные полномочия главнокомандующего были все же сосредоточены в руках Густава Горна, прихватив остатки своих войск, просто вынужден был отступить в Эльзас, что заставило остальные шведские армии занять новые позиции, но уже за Майном. Данное поражение означало, ко всему, резкое уменьшение возможностей риксканцлера к получению курфюршеского титула и в некотором роде способствовала разладу общего протестантского единства под эгидой Стокгольма. Саксонское курфюршество в очередной раз показало свою ненадежность шведской поддержке, что, учитывая политическую целесообразность, было для него достаточно оправдано. Окончательной точкой в наметившемся разладе шведско-саксонских отношений стало подписание Пражского мира 1635 года, условия которого, несмотря на относительную выгодность для императора, целью которого для Габсбургов было объединение германских княжеств, а затем и вытеснение иностранных войск из Империи, фактически не произвели какого-либо поворотного пункта в изменении главенствующих позиций Швеции в качестве лидера защиты протестанцизма в землях Империи.
Заключение
Таким образом, военно-дипломатическое развитие шведской политической линии в первые годы после гибели Густава Адольфа внесло некоторый дисбаланс в преобладающее положение влияния Стокгольма в Империи. Однако вести речь о каком-либо радикальном повороте событий в пользу Венского двора вряд ли представлялось возможным. Мероприятия А.Оксеншерны, сконцентрированные на внутришведском пространстве, связанные с совершенствованием обустройства организационно-управленческого аспекта в который раз способствовали консолидации внутренних ресурсов королевства в деле утверждения начинаний Густава Адольфа в области внешнеполитических устремлений. Помимо этого, заметим, что временное ослабление Шведского королевства в имперских землях способствовало стремлению некоторых протестантских князей к определенной самостоятельности по отношению к императору, что подкреплялось также антишведской позицией Копенгагена. Все эти факторы так или иначе были дополнены предкризисными явлениями в некогда стойкой в вопросах дисциплины армии «снежного короля», процент наемников в которой был уже достаточно высок. Сложность финансового вопроса стала еще более заметна, в том числе на фоне постепенного отхода шведской военной идеологии от лозунгов протестантского единства и все более яркого проявления прагматических настроений. В действительности же, становился очевидным тот факт, что для успешного противостояния габсбурскому влиянию в Европе Швеции было необходимо наличие новой силы, способной, прежде всего в связи с наметившимся истощением социальных и материальных ресурсов королевства, воспользоваться более ранними военно-политическими успехами Густава Адольфа для продолжения противостояния влиянию императора в Европе.
Список использованных источников
Ваза. Человек XVII столетия. / Под ред. А.А.Сванидзе, В.А.Ведюшкина 4.1. М., 2005. С.ЗЗ.
Глете Я. Аксель Оксеншерна. // Мелин Я., Юханссон А.В., Хеденборг С. История Швеции. М., 2002.
История Европы Т.З.: От Средневековья к Новому времени (конец XV-первая половина XVIIb.) /Отв. Ред. Л.Т.Мильская, В.И.Рутенбург. М., 1993.
История Швеции /Отв. Ред. А.СКан М., 1974.
Кан А.С. История Скандинавских стран (Дания, Швеция, Норвегия) М.,1971.
Мелин Я., Юханссон А.В., Хеденборг С. История Швеции. М., 2002.
Поршнев Б.Ф. Тридцатилетняя война и вступление в нее Швеции и Московского государства. М.,1976.
Поршнев Б.Ф. Франция, Английская революция и европейская политика в середине XVII в. М., 1970.
Сванидзе А.А. Король Густав II Адольф, реформатор и полководец, на фоне Швеции и династии
Сванидзе А.А. Король Густав II Адольф, реформатор и полководец, на фоне Швеции и династии Ваза. Человек XVII столетия. / Под ред. А.А.Сванидзе, В.А.Ведюшкина 4.1. М., 2005.
История Швеции /Отв. Ред. А.СКан М., 1974.с.87.
Кан А.С. История Скандинавских стран (Дания, Швеция, Норвегия) М.,1971.с.43.
Мелин Я., Юханссон А.В., Хеденборг С. История Швеции. М., 2002.с.65.
Поршнев Б.Ф. Тридцатилетняя война и вступление в нее Швеции и Московского государства. М.,1976.с.121.
Глете Я. Аксель Оксеншерна. // Мелин Я., Юханссон А.В., Хеденборг С. История Швеции. М., 2002.с.42.
История Европы Т.З.: От Средневековья к Новому времени (конец XV-первая половина XVIIb.) /Отв. Ред. Л.Т.Мильская, В.И.Рутенбург. М., 1993.с.65.
2
Список использованных источников
1.Ваза. Человек XVII столетия. / Под ред. А.А.Сванидзе, В.А.Ведюшкина 4.1. М., 2005. С.ЗЗ.
2.Глете Я. Аксель Оксеншерна. // Мелин Я., Юханссон А.В., Хеденборг С. История Швеции. М., 2002.
3.История Европы Т.З.: От Средневековья к Новому времени (конец XV-первая половина XVIIb.) /Отв. Ред. Л.Т.Мильская, В.И.Рутенбург. М., 1993.
4.История Швеции /Отв. Ред. А.СКан М., 1974.
5.Кан А.С. История Скандинавских стран (Дания, Швеция, Норвегия) М.,1971.
6.Мелин Я., Юханссон А.В., Хеденборг С. История Швеции. М., 2002.
7.Поршнев Б.Ф. Тридцатилетняя война и вступление в нее Швеции и Московского государства. М.,1976.
8.Поршнев Б.Ф. Франция, Английская революция и европейская политика в середине XVII в. М., 1970.
9.Сванидзе А.А. Король Густав II Адольф, реформатор и полководец, на фоне Швеции и династии
10.Сванидзе А.А. Король Густав II Адольф, реформатор и полководец, на фоне Швеции и династии Ваза. Человек XVII столетия. / Под ред. А.А.Сванидзе, В.А.Ведюшкина 4.1. М., 2005.
Вопрос-ответ:
Какая роль играла Оксеншерна в шведско-голландском сближении?
Оксеншерна был выдающимся дипломатом 17 века и играл ключевую роль в сближении между Швецией и Голландией.
Какие предпосылки существовали для шведско-голландского сближения в 17 веке?
Международные отношения в 17 веке создали предпосылки для сближения Швеции и Голландии, такие как общие интересы и экономическое взаимодействие.
Кто был Вильгельм III Оранский и какую роль он играл в европейском равновесии на рубеже 17 и 18 столетий?
Вильгельм III Оранский был одним из ключевых деятелей того времени и играл важную роль в установлении европейского равновесия сил.
Какие политические концепции развивал Аксель Оксеншерна на завершающем этапе шведского периода Тридцатилетней войны?
На завершающем этапе шведского периода Тридцатилетней войны Аксель Оксеншерна развивал новые политические концепции, направленные на укрепление внутренней стабильности и увеличение влияния в регионе.
Какие источники были использованы при написании статьи "Оксеншерна и шведско-голландское сближение"?
Для написания статьи "Оксеншерна и шведско-голландское сближение" были использованы следующие источники: [список использованных источников].
Какую роль играл Оксеншерна в сближении Швеции и Голландии?
Оксеншерна был выдающимся дипломатом 17 века и сыграл значительную роль в сближении Швеции и Голландии. Он активно работал на развитие дипломатических отношений между этими двумя государствами.
Какие были предпосылки сближения Швеции и Голландии в 17 веке?
Международные отношения в 17 веке, способствовали сближению Швеции и Голландии. Существовало ряд общих интересов между этими двуми государствами, включая торговые связи и враждебность к общим противникам.
Какую роль играл Вильгельм III Оранский в сближении Швеции и Голландии?
Вильгельм III Оранский играл ключевую роль в сближении Швеции и Голландии. Он был одним из важнейших политических деятелей на рубеже 17-18 столетий и активно работал на укрепление европейского равновесия сил.
Какие политические концепции развивал Оксеншерна на завершающем этапе шведского периода Тридцатилетней войны?
Нa завершающем этапе шведского периода Тридцатилетней войны Аксель Оксеншерна развивал различные политические концепции. Он призывал к дипломатическому разрешению конфликтов и укреплению международной безопасности, а также предлагал новые идеи для достижения мирных соглашений.
Какие источники использовались при написании статьи "Оксеншерна и шведско голландское сближение"?
В статье "Оксеншерна и шведско голландское сближение" были использованы различные источники, такие как исторические документы, научные исследования и монографии. Подробный список использованных источников приведен в конце статьи.
Какую роль играл Оксеншерна в шведско-голландском сближении?
Оксеншерна был выдающимся дипломатом 17 века, который активно способствовал близости Швеции и Голландии.
Какие предпосылки сближения Швеции и Голландии были в международных отношениях 17 века?
В 17 веке было несколько предпосылок сближения Швеции и Голландии, таких как их общий интерес в поддержании контроля над морскими путями и конкуренция с другими европейскими державами.