Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Педагогика
  • 30 30 страниц
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 05.06.2010
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
1 Современные взгляды на образовательные технологии: проблемы и размышления
2 Понятие информационной среды, типы информационных технологий в образовании
3 Использование компьютерных технологий в образовании и воспитании подрастающего поколения
4 Технология проектирования образовательной системы и процессов обучения
5 Информационное обеспечение управленческой деятельности в системе образования
Заключение
Список используемой литературы
Приложение………………………………………………………………29


Фрагмент для ознакомления

Связаны с историей, культурой и традициями разных стран.
• Спортивные. Объединяют ребят, увлекающихся определенными видами спорта (организация и проведение соревнований…).
• Географические. Могут быть исследовательские и приключенческие, связанные с организацией и проведением экспедиций.
• Исторические. Позволяют прогнозировать развитие политических событий, анализировать развитие социальных, политических событий прошлого и настоящего.
• Музыкальные. Объединяют любителей музыки. Это могут быть творческие и аналитические проекты, связанные с созданием музыкальных произведений. Вариант последовательной работы по проектной деятельности дан в Приложении 1.

5 Информационное обеспечение управленческой деятельности в системе образования
В условиях демократизации общества в системе образования необходимо внедрение информационного обеспечения в управленческой деятельности. Этот процесс непосредственно связан с информационными перспективами развития в системе образования. Эта система включает различные подходы к управленческой деятельности: биологические, социальные, технические, психологические и нравственно-этические. Сложность управления системой образования заключается в двух противоречиях: во-первых, в концепции образовательной системы заложен принцип индивидуализации. Это приводит к тому, что данный принцип должен учитывать возможности каждого ученика в школьном коллективе, но в условиях массового образования это нереально. Содержание учебного процесса основывается на уровне среднего ученика и подчиняется государственным образовательным стандартам. Вторым противоречием является управление так называемыми авторизированными школами. Таких школ сегодня достаточно много, они имеют официальный статус и признание. Технология обучения в авторизированной школе дает возможность учащимся и педагогам вырабатывать свои программы, учебные пособия, образовательные стандарты. Таким образом, становится ясно, что к учебному процессу в этих школах нельзя подойти одинаково, значит, многие важные стратегические решения в области образования принимаются в условиях неполной информации, а это ведет за собой необходимость систематического исследования выполнения Законов о школьном образовании. Прогноз развития конкретной школы может основываться только на достоверных источниках информации, на систематизации всех данных, как положительных, так и отрицательных. Реализация последовательных действий региональных органов управления основана на мониторинге в системе информационного обеспечения управленческой деятельностью. Мониторинг включает следующие разделы: социальные и педагогические результаты деятельности образовательного учреждения, социальные и педагогические проблемы и задачи, информация о целевых программах и международных проектах, обоснование программ и технологий, используемых в учебном процессе, материальное и финансовое обеспечение учреждения, информационный резерв, результаты образовательной деятельности – исследование материалов независимой аттестации выпускников. Кроме этого имеются предметные разделы – аналитические материалы. Управление развитием школьного образования в современных условиях во многих регионах строится с использованием проектного подхода, который строится с учетом муниципального уровня знаний. Муниципальный уровень знаний формируется на основе достижений по некоторым предметам в соответствии с возможностями класса. Здесь действуют принципы управления: гуманизация, демократизация, вариативность, креативность. Основные условия управления учебным процессом базируются на образовательных стандартах, на изменении управленческих функций, на создании единого образовательного информационного пространства, на потребностях социокультурной среды. Данные критерии в совокупности образуют конкретную технологию управления развитием муниципальной системы образования в определенном городе или регионе
Заключение
В школьном образовании сегодня существуют большие перспективы внедрения телекоммуникации. Интерес педагогов понятен, так как это даст возможность иметь «окно в мир» и дорогу к информационному обществу. Школьники и педагоги не только смогут повысить интеллектуальный, образовательный уровень, но у них появится много методических телеконференций на интересующие их проблемы или вопросы. Путей обновления учебного процесса достаточно много, тем более, что сейчас действуют Федеральные программы информатизации образования во многих регионах России. Неоценимую помощь в образовательном процессе оказывают электронные библиотеки, в которых собраны все классические произведения и новинки каждой науки и всех видов искусства. Развитие и использование информационных и коммуникационных технологий сделало информационное пространство важным элементом окружающей среды обучающихся. Воздействие информационного пространства влияет на формирование всех сфер деятельности ребенка. Информационная среда служит эффективным средством социализации ребенком практического мышления. В социальной среде обучаемый при движении от результата к действию испытывает недоступность действия: в этом случае он использует опыт других людей, включая их в процесс обучения. Социальный опыт имеет два пути: овладение речью и сотрудничество с педагогом. Действия в информационной среде иные: если у детей возникают проблемы в решении какого-либо действия, то они используют операции среды, включая ее в процесс постижения знаний. Формирование практического мышления в информационной среде происходит тоже другими путями: грамотным владением операциями среды и планированием и использованием материалов информационной сети
Список используемой литературы

1 Африна Е. Школы, компьютеры, сеть, учителя и ученики / Народное образование, 2001. - № 8. – С.139.
2 Африна Е. Интернет-класс: естественно-научный цикл / Народное образование // Москва, 2003. - № 9. – С.119.
3 Башмаков М.И. Информационные технологии / Понятие информационной среды процесса обучения // М.И. Башмаков, С.Н. Поздняков, Н.И. Резник. – Школьные технологии, 2000. - № 2. – С.157-158.
4 Башмаков М.И. Информационные технологии / Конструирование информационных сред // М.И. Башмаков, С.П. Поздняков, Н.А. Резник. – Школьные технологии, 2000. - № 5. – С.222.
5 Гальперин П.Я. Формирование умственных действий / П.Я. Гальперин. – М.: Изд. МГУ, 1991. – С.99.
6 Информационные технологии в образовании / Рекомендации Института ЮНЕСКО // Школьные технологии, 2000. - № 6. – С.171.
7 Информационные технологии в начальном образовании / Школьные технологии, 2005. – С.174.
8 Калмыков А.А. Размышления об образовании в кибермирах / Школьные технологии, 2000. - № 2. – С.204.
9 Майоров А.Н. Информационное обеспечение управленческой деятельности в системе образования / Школьные технологии, 2000. - № 2. – С.80-82.
10 Носов Н.А. Психологические виртуальные реальности / Н.А. Носов. – М.: Институт человека РАН, 1994. – С.18.
12 Палаткина Г.В. Научные характеристики мультикультурного образовательного пространства / Г.В.Палаткина. – Астрахань, 2009. – С.28.
12 Штейнберг В.Э. Технология проектирования образовательных систем и процессов / Школьные технологии, 2000. - № 2. – С.4-16.
Приложение 1
Этапы работы над проектом
Содержание работы на этапе Деятельность учащихся Деятельность учителя Подготовительный этап А) выбор темы и целей проекта (через проблемную ситуацию, беседу, анкетирование);
Б) определение количества участников проекта, состава группы. Обсуждают тему с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели. Знакомит с сутью проектной технологии и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей. Плановые работы А) определение источников информации;
Б) планирование способов сбора и анализа информации;
В) планирование итогового продукта (формы представления результата). Продукт:
- отчет (устный, письменный, устный с демонстрацией материалов);
- издание сборника, фильма, макета;
- организация конференции;
Г) установление процедур и критериев оценки процесса работы, результатов;
Д) распределение обязанностей среди членов команды. Вырабатывают план действий. Формулируют задачи. Предлагает идеи, высказывает предположения, определяет сроки работы (поэтапно). Исследовательская деятельность Сбор информации, решение промежуточных задач. Основные формы работы: интервью, опросы, наблюдения, изучение литературных источников, исторического материала, памятников. Организация экскурсий, экспериментов, экспедиций… Проводят исследования, решая промежуточные задачи. Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, организует и координирует в случае необходимости отдельные этапы проекта. Результаты и выводы Анализ информации. Формулировка выводов. Оформление результата. Анализируют информацию. Оформляют результаты. Наблюдает, советует. Представление готового продукта Представление разнообразных форм результата работы – творческие плакаты-проекты. Отчитываются, полемизируют, отстаивают свою точку зрения, делают окончательные выводы. Слушает, задает вопросы в роли рядового участника. Оценка процесса и результатов работы Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок. Оценивает усилия учащихся, креативность мышления, качество использования источников, потенциал продолжения работы по выбранному направлению, качество отчета.


Информационные технологии в образовании / Рекомендации Института ЮНЕСКО // Школьные технологии, 2000. - № 6. – С.171.
Африна Е. Интернет-класс: естественно-научный цикл / Народное образование // Москва, 2003. - № 9. – С.119.
Информационные технологии в начальном образовании / Школьные технологии, 2005. – С.174.
Палаткина Г.В. Научные характеристики мультикультурного образовательного пространства / Г.В.Палаткина. – Астрахань, 2009. – С.28.
Башмаков М.И. Информационные технологии / Понятие информационной среды процесса обучения // М.И. Башмаков, С.Н. Поздняков, Н.И. Резник. – Школьные технологии, 2000. - № 2. – С.157-158.
Гальперин П.Я. Формирование умственных действий / П.Я. Гальперин. – М.: Изд. МГУ, 1991. – С.99.
Башмаков М.И. Информационные технологии / Конструирование информационных сред // М.И. Башмаков, С.П. Поздняков, Н.А. Резник. – Школьные технологии, 2000. - № 5. – С.222.
Там же: Башмаков М.И. Информационные технологии. – С.228.
Африна Е. Школы, компьютеры, сеть, учителя и ученики / Народное образование, 2001. - № 8. – С.139.
Штейнберг В.Э. Технология проектирования образовательных систем и процессов / Школьные технологии, 2000. - № 2. – С.4-16.

Майоров А.Н. Информационное обеспечение управленческой деятельности в системе образования / Школьные технологии, 2000. - № 2. – С.80-82.

Калмыков А.А. Размышления об образовании в кибермирах / Школьные технологии, 2000. - № 2. – С.204.









28


Информационная среда

ученый-методист

учитель-конструктор

программист-дизайнер

обучающая среда

учитель-педагог

учебная группа

Методика исследовательского подхода к обучению

Методика программированного обучения

Методика репродуктивного обучения

Технология

Программная оболочка 4

Программная оболочка 3

Программная оболочка 2

Программная оболочка 1

Методы обучения

Среда обучения

Действие А-1

Действие В-1

Результат В

Результат А

Действие В-2

Действие А-2

Правило 1

Результат С


Результат В

Результат А

Правило 2


Правило 3


Формы предоставления знаний

Модели

Умения и навыки

Аналоги

Физические модели

Психомоторные навыки

Интеллектуальные умения

Инструменты

Признаки

Логические связи

Ассоциации

Связи

Манипуляторы

«Микромиры»

Физические модели

Образы

Карты

Чертежи

Графика

Тексты

Художественная литература

Научно-популярная литература

Учебники

Задания

Вопросы

Задачи

Лабораторные работы

Список используемой литературы

1 Африна Е. Школы, компьютеры, сеть, учителя и ученики / Народное образование, 2001. - № 8. – С.139.
2 Африна Е. Интернет-класс: естественно-научный цикл / Народное образование // Москва, 2003. - № 9. – С.119.
3 Башмаков М.И. Информационные технологии / Понятие информационной среды процесса обучения // М.И. Башмаков, С.Н. Поздняков, Н.И. Резник. – Школьные технологии, 2000. - № 2. – С.157-158.
4 Башмаков М.И. Информационные технологии / Конструирование информационных сред // М.И. Башмаков, С.П. Поздняков, Н.А. Резник. – Школьные технологии, 2000. - № 5. – С.222.
5 Гальперин П.Я. Формирование умственных действий / П.Я. Гальперин. – М.: Изд. МГУ, 1991. – С.99.
6 Информационные технологии в образовании / Рекомендации Института ЮНЕСКО // Школьные технологии, 2000. - № 6. – С.171.
7 Информационные технологии в начальном образовании / Школьные технологии, 2005. – С.174.
8 Калмыков А.А. Размышления об образовании в кибермирах / Школьные технологии, 2000. - № 2. – С.204.
9 Майоров А.Н. Информационное обеспечение управленческой деятельности в системе образования / Школьные технологии, 2000. - № 2. – С.80-82.
10 Носов Н.А. Психологические виртуальные реальности / Н.А. Носов. – М.: Институт человека РАН, 1994. – С.18.
12 Палаткина Г.В. Научные характеристики мультикультурного образовательного пространства / Г.В.Палаткина. – Астрахань, 2009. – С.28.
12 Штейнберг В.Э. Технология проектирования образовательных систем и процессов / Школьные технологии, 2000. - № 2. – С.4-16.

Вопрос-ответ:

Какие проблемы существуют при использовании современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе?

Существуют такие проблемы, как необходимость обучения педагогов использованию новых технологий, недостаточное количество компьютеров и интернет-соединений в школах, сложности с доступностью качественного образовательного контента.

Какие типы информационных технологий используются в образовании?

В образовании используются разнообразные информационные технологии, такие как электронные учебники, видеолекции, онлайн-курсы, интерактивные доски, веб-конференции и многое другое.

Какие выгоды получают подрастающие поколения от использования компьютерных технологий в образовании и воспитании?

Использование компьютерных технологий в образовании и воспитании позволяет учащимся более интересно и эффективно усваивать знания, развивать навыки цифровой грамотности, общаться с учителями и одноклассниками, получать доступ к образовательным ресурсам в Интернете.

Как проектировать образовательную систему и процессы обучения с использованием современных информационно-коммуникационных технологий?

При проектировании образовательной системы и процессов обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий необходимо учитывать потребности и особенности учащихся, выбирать подходящие технологии и инструменты, обеспечивать доступность и качество образовательного контента.

Какое информационное обеспечение необходимо для управленческой деятельности в системе образования?

Для управленческой деятельности в системе образования необходимо иметь информационное обеспечение, включающее систему сбора и анализа данных, программное обеспечение для управления учебными процессами, систему электронного документооборота и другие инструменты, упрощающие и автоматизирующие работу руководителей и педагогов.

Зачем нужны современные информационные и коммуникационные технологии в учебном процессе?

Современные информационные и коммуникационные технологии играют важную роль в учебном процессе, так как позволяют улучшить доступ к образованию, расширить возможности обучения, повысить эффективность обучения и коммуникации между учащимися и преподавателями.

Какие проблемы существуют при использовании информационных технологий в образовании?

Одной из проблем использования информационных технологий в образовании является недостаточное оборудование и доступ к интернету, особенно в отдаленных регионах. Также проблемой является недостаточная подготовка учителей к использованию информационных технологий в учебном процессе.

Какие типы информационных технологий используются в образовании?

В образовании используются различные типы информационных технологий, такие как компьютеры, интерактивные доски, электронные учебники, онлайн-платформы для обучения, программы для создания презентаций и видеоуроков, системы управления учебным процессом и другие.

Какие преимущества имеют компьютерные технологии в образовании подрастающего поколения?

Компьютерные технологии в образовании подрастающего поколения позволяют индивидуализировать обучение, развивать навыки работы с компьютером и интернетом, повышать мотивацию учащихся, улучшать взаимодействие между учащимися и преподавателями, создавать интерактивные и занимательные уроки.

Какую роль играет информационное обеспечение в управленческой деятельности в системе образования?

Информационное обеспечение играет важную роль в управленческой деятельности в системе образования, позволяя собирать и анализировать данные об учебной деятельности, оценивать эффективность образовательных программ, принимать взвешенные решения, разрабатывать стратегии развития образования и т.д.

В чем заключается использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе?

Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе позволяет значительно расширить возможности образования. С такими технологиями становится возможным проведение онлайн-уроков, организация дистанционного обучения, использование интерактивных учебных материалов, совместная работа над проектами и многое другое.