Местное самоуправление

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История государства и права
  • 21 21 страница
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 15.05.2009
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
1. Понятие местного самоуправления в Российской Федерации
2. Правовые основы местного самоуправления
3. Органы местного самоуправления: общая характеристика
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

В любом случае установленная структура должна быть закреплена в уставе муниципального образования, в нем же должны отражаться и любые изменения в структуре органов местного самоуправления.
Местный референдум или сход граждан по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования проводятся при наличии инициативы жителей этого образования. Такая инициатива должна поступить в течение месяца со дня вступления в силу закона субъекта РФ об установлении границ вновь образуемого муниципального образования, и с ней должна выступить группа жителей, обладающих избирательным правом, численностью не менее 3% от общего числа жителей образуемого муниципального образования, обладающих таким правом.
Особенностью референдумов (сходов граждан) в этом случае является то, что их назначение и обеспечение их проведения осуществляются органами государственной власти субъекта РФ. При этом избирательная комиссия субъекта РФ реализует полномочия избирательной комиссии муниципального образования, исполнительный орган государственной власти субъекта РФ - полномочия местной администрации в части обеспечения проведения референдума или схода граждан.
Определенные сложности вызывает вариант, при котором от граждан вновь образуемого муниципального образования не поступило инициативы о проведении референдума или схода граждан по вопросу определения структуры органов местного самоуправления и соответственно такой референдум или сход граждан не проводился. В таком случае Закон предусматривает, что "структура органов местного самоуправления определяется представительным органом вновь образованного муниципального образования после его избрания". Однако возникает закономерный вопрос: кем должна определяться структура этого представительного органа, в частности численность депутатов, ведь сам представительный орган еще только предстоит избрать?
Необходимо отметить, что схожие проблемы возникали и после принятия Закона о местном самоуправлении 1995 г. Решение их осуществлялось по разным вариантам. Например, в Саратовской области в областном законе о местном самоуправлении устанавливалось, что выборы депутатов местного самоуправления первого созыва назначаются Саратовской областной думой. При этом количество депутатов представительного органа первого созыва определялось данным Законом в зависимости от числа жителей муниципального образования. Представляется, что такой подход возможен и по отношению к вновь образуемым муниципальным образованиям.
Статья 34 п.6. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» регламентирует содержание решений местного референдума или схода граждан, устанавливающих структуру органов местного самоуправления. Их компетенция определяется в уставах муниципальных образований в соответствии с федеральным и региональным законодательством.
Как уже отмечалось выше, решение об изменении структуры органов местного самоуправления, принимаемое представительным органом муниципального образования, должно быть зафиксировано в уставе муниципального образования. Для внесения изменений в устав муниципального образования, как правило, предусматривается особая процедура. Например, внесение изменений в Устав г. Саратова производится только населением путем проведения местного референдума или городской Думой квалифицированным большинством (2/3 голосов от числа избранных депутатов), а для внесения изменений в ст. 23, регламентирующую порядок избрания и полномочия главы администрации - мэра города, необходимо только решение референдума (за исключением случаев приведения устава города в соответствие с действующим законодательством).
Таким образом, выявленные практикой проблемы российского местного самоуправления остры и нуждаются в комплексном решении. Российская Федерация, отвечая на вызовы XXI века, нуждается в эффективном функционировании и отлаженном взаимодействии всех уровней публичной власти – федеральной, региональной, местной. На федеральном и региональном уровне в последние годы предприняты многие давно назревшие преобразования. Федерация восстанавливает властную вертикаль, создает дееспособные территориальные органы. Приводится в соответствие с федеральными нормами региональное законодательство. Выработаны и подходы к совершенствованию местного уровня публичной власти. Осуществление политических, экономических, законодательных мер в соответствии с предлагаемой системой приоритетов позволит существенно продвинуться в направлении выстраивания гармоничной, эффективной, соответствующей современным требованиям системы взаимодействия всех уровней публичной власти в Российской Федерации.


Заключение
В результате проделанной работы была рассмотрена сущность местного самоуправления в Российской Федерации.
Под местным самоуправлением понимается право и способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, в соответствии со своей компетенцией и в интересах местного населения.
Это право осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, прямого, равного и всеобщего голосования. Советы или собрания могут располагать подотчетными им исполнительными органами. Это положение ни в коей мере не исключает обращения к собраниям граждан, референдуму или любой другой форме прямого участия граждан там, где это допускается по закону.
В Российской Федерации общие принципы организации местного самоуправления определены гл. 8 Конституции РФ и Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Местное самоуправление за основу берет по меньшей мере двадцать пунктов ч. I Хартии местного самоуправления.
Без ущерба для более общих законодательных положений местные органы власти должны иметь возможность сами определять свои внутренние административные структуры с тем, чтобы они отвечали местным потребностям и обеспечивали эффективное управление.
Условия работы служащих органов местного самоуправления должны быть такими, чтобы можно было обеспечивать подбор высококвалифицированных кадров, основанный на принципах учета опыта и компетентности; для этого необходимо обеспечить соответствующие условия профессиональной подготовки, вознаграждения и продвижения по службе.
Согласно Хартии местные органы власти должны иметь возможность самим определять свои внутренние административные структуры с тем, чтобы они отвечали местным потребностям и обеспечивали эффективное управление.
В статье 1 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дается нормативное определение местного самоуправления. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российский Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Это ключевое определение как для данного Федерального закона, так и для всех других федеральных законов и законов субъектов РФ, а равно иных правовых актов. Принципиально важно, что в данном определении речь идет о населении не как о неопределенной совокупности граждан, а как о гражданах, имеющих общие интересы. Это интересы, обусловленные совместным проживанием в определенной местности (муниципальном образовании). Наличие этих интересов дает основание для квалификации этого населения как местного сообщества.
Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.



Список литературы
Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (в ред. от 30.12.2008 N 7-ФКЗ). – Справочная система Гарант.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ. – Справочная система Гарант.
Артемов К.В. Местное самоуправление в Российской Федерации. - М.: Юристъ, 2007.
Васильев В.И. Государственная власть и местное самоуправление: перспективы взаимоотношений // Конституционное и муниципальное право. -2004. - N 3. - с. 8 - 14.
Комментарий к Федеральному закону № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» / Под ред. В.И. Шкатуллы. — М.: Юстицинформ, 2006.
Мамонов В.В. Некоторые конституционные аспекты реформы местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. — 2008. — № 2. — с. 10 - 17.
Мишин А. А. Система органов власти муниципального образования. - М.: Наука, 2004.
Опалева А.В. Правовая основа местного самоуправления Российской Федерации / Под ред. А.В. Опалева. М.: Юнити-Дана, 2007.
Рахмилович В.А. Система государственного управления в Российской Федерации. - М.: Дело, 2008.
Сергеев А.А. Закон как гарантия эффективности местного самоуправления // Муниципальная власть. - 2006. - N 6. – с. 10 -18
Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Теория современной конституции. - М.: Норма, 2008.
Черкасов А.И. Сравнительное местное самоуправление. Теория и практика. - М.: Дело, 2008.

Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Теория современной конституции. - М.: Норма, 2008. – с. 59
Сергеев А.А. Закон как гарантия эффективности местного самоуправления // Муниципальная власть. - 2006. - N 6. – с. 12
Васильев В.И. Государственная власть и местное самоуправление: перспективы взаимоотношений // Конституционное и муниципальное право. -2004. - N 3. - с. 11.
Черкасов А.И. Сравнительное местное самоуправление. Теория и практика. - М.: Дело, 2008. – с. 105
Артемов К.В. Местное самоуправление в Российской Федерации. - М.: Юристъ, 2007. – с.77
Черкасов А.И. Сравнительное местное самоуправление. Теория и практика. - М.: Дело, 2008. – с.112









21


Список литературы
1.Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (в ред. от 30.12.2008 N 7-ФКЗ). – Справочная система Гарант.
2.Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ. – Справочная система Гарант.
3.Артемов К.В. Местное самоуправление в Российской Федерации. - М.: Юристъ, 2007.
4.Васильев В.И. Государственная власть и местное самоуправление: перспективы взаимоотношений // Конституционное и муниципальное право. -2004. - N 3. - с. 8 - 14.
5.Комментарий к Федеральному закону № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» / Под ред. В.И. Шкатуллы. — М.: Юстицинформ, 2006.
6.Мамонов В.В. Некоторые конституционные аспекты реформы местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. — 2008. — № 2. — с. 10 - 17.
7.Мишин А. А. Система органов власти муниципального образования. - М.: Наука, 2004.
8.Опалева А.В. Правовая основа местного самоуправления Российской Федерации / Под ред. А.В. Опалева. М.: Юнити-Дана, 2007.
9.Рахмилович В.А. Система государственного управления в Российской Федерации. - М.: Дело, 2008.
10.Сергеев А.А. Закон как гарантия эффективности местного самоуправления // Муниципальная власть. - 2006. - N 6. – с. 10 -18
11.Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Теория современной конституции. - М.: Норма, 2008.
12.Черкасов А.И. Сравнительное местное самоуправление. Теория и практика. - М.: Дело, 2008.

Вопрос-ответ:

Что такое местное самоуправление в Российской Федерации?

Местное самоуправление в Российской Федерации - это система, в рамках которой население определенной территории имеет право управлять своими делами и решать вопросы, касающиеся жизни и развития данного территориального образования.

Какие правовые основы регулируют местное самоуправление в Российской Федерации?

Местное самоуправление в Российской Федерации регулируется Конституцией РФ, федеральными законами "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также другими нормативными актами, принятыми на федеральном и региональном уровнях.

Какие органы представляют местное самоуправление в Российской Федерации?

Органы местного самоуправления в Российской Федерации включают в себя исполнительные органы местного самоуправления (администрации), представительные органы местного самоуправления (советы депутатов) и другие органы, созданные для конкретных задач.

Каким образом устанавливается структура органов местного самоуправления?

Установленная структура органов местного самоуправления должна быть закреплена в уставе муниципального образования. Любые изменения в структуре органов местного самоуправления также должны отражаться в уставе.

Может ли население принять решение о структуре органов местного самоуправления?

Да, население имеет возможность провести местный референдум или сход граждан по вопросу определения структуры органов местного самоуправления. Это позволяет населению активно участвовать в формировании органов своего местного самоуправления.

Что такое местное самоуправление в Российской Федерации?

Местное самоуправление в Российской Федерации - это система органов государственной власти, которые осуществляют управление на конкретной территории в пределах муниципального образования.

Какие правовые основы регулируют местное самоуправление в Российской Федерации?

Правовые основы местного самоуправления в Российской Федерации закреплены в Конституции Российской Федерации, а также в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Какие органы местного самоуправления существуют?

Органы местного самоуправления - это организации, участвующие в управлении местными делами на территории муниципального образования. К ним относятся исполнительные и представительные органы местного самоуправления, местные суды, а также судебные приставы.

Как структура органов местного самоуправления устанавливается?

Структура органов местного самоуправления устанавливается в уставе муниципального образования. В уставе должны отражаться любые изменения в структуре органов местного самоуправления.

Может ли население принять участие в определении структуры органов местного самоуправления?

Да, население может принять участие в определении структуры органов местного самоуправления через местные референдумы или сходы граждан.

Что такое местное самоуправление в Российской Федерации?

Местное самоуправление в Российской Федерации - это форма организации и управления делами населения на местном уровне, осуществляемая органами местного самоуправления, выбираемыми населением и действующими в пределах установленных законом компетенций.