Методы ООН при формировании экологической культуры, экологическое образование и просвещение.
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 25 + 25 источников
- Добавлена 30.05.2010
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1.Экологическое образование, пропаганда и просвещение и место в их реализации ООН
1.1.Экологическое образование и просвещение - краткая характеристика
1.2.Экологическое образование и просвещение, как один из наиболее важных факторов на пути к преодолению глобальных проблем
1.3.Возможности и методы, применяемые ООН в сфере образования и просвещения
2.Анализ особенностей просвещения и образования ООН в сфере экологии
2.1.Повестка дня на XXI век
2.2.Образование для устойчивого развития
2.3.Механизмы взаимодействия с государствами
2.4.Результаты деятельности ООН в сфере просвещения и пропаганды
Заключение
Список использованной литературы
В формировании и реализации глобальной экотуристской политики участвуют:
— ЮНЕСКО — Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (в т. ч. ее программа «Человек и биосфера»);
- ЮНЕП - Программа ООН по окружающей среде;
- ПРООН - Программа развития ООН;
- МСОП - Международный союз охраны природы и др.
Основная направленность вышеперечисленных международных программ заключается в природоохранной функции и организации мониторинга биологического разнообразия, создании системы эффективного управления природными ресурсами, интеграции экологического и историко-культурного потенциала в социально-экономическое развитие региона.
Кроме того, в рамках ООН постоянно издаются рекомендации, об экологическом образовании и просвещении, например, большая роль в этом отводится библиотекам различных государств мира.
Несмотря на то, что в правовом аспекте нормы ООН носят рекомендательный характер страны участницы ООН призваны соблюдать данные рекомендации в силу сохранения экологии каждого государства.
Результаты деятельности ООН в сфере просвещения и пропаганды
Со времени принятия принципа устойчивого развития его элементы (доступ к информации, участие общественности и доступ к правосудию) постепенно стали получать все большее признание и стали все в большем объеме осуществляться по всему миру.
Вследствие этого общественность становится важной заинтересованной стороной в принятии решений, в законодательном процессе и разработке политики в области окружающей среды, а также в реализации мер по соблюдению и обеспечению выполнения как на национальном, так и на международном уровнях. Многие страны, в том числе в Африке, Азии и Латинской Америке и Карибском бассейне, ввели в действие законодательство по этому вопросу, хотя во многих случаях оно в недостаточной мере охватывает все три элемента принципа.
На региональном уровне принцип 10 уже кодифицирован и развит в Конвенции Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды 1998 года (Орхусская конвенция). Однако ни на глобальном уровне, ни в других регионах не существует сопоставимого документа. Элементы принципа 10 также можно обнаружить в многосторонних глобальных природоохранных соглашениях.
В 2005 году Генеральной Ассамблеей ООН провозглашена необходимость осуществления образования в интересах устойчивого развития, а период с 2005 года по 2014 год включительно официально объявлен Десятилетием образования для устойчивого развития. В марте того же года в Вильнюсе на совещании представителей министерств охраны окружающей среды и образования региона Европейской Экономической Комиссии ООН был принят документ «Стратегия ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития». В этом документе определен основной принцип образования в целях устойчивого развития, который заключается в том, что современное поколение людей должно осознавать свой долг в сохранении природных комплексов и обеспечении рационального природопользования и нести ответственность за возможность гуманной и безопасной жизни будущих поколений.
Образование, помимо того, что оно является одним из конституционных прав человека, выступает и одной из предпосылок для достижения устойчивого развития и важнейшим инструментом эффективного управления и принятия экологически обоснованных решений в вопросах социально-экономического развития стран и регионов.
Доступ к экологической информации повышает транспарентность экологического управления и является необходимым условием для эффективного участия общественности в процессе принятия решений в области окружающей среды; что участие общественности в процессе принятия решений в области окружающей среды в целом способствует совершенствованию процесса принятия решений и повышает его легитимность, и что доступ к правосудию по вопросам окружающей среды является средством, которое позволяет затронутым сторонам получить возмещение и содействовать осуществлению и надзору за выполнением законодательства, относящегося к окружающей среде. Наконец, Совет принял к сведению проект руководящих принципов разработки национального законодательства о доступе к информации, участии общественности и доступе к правосудию по вопросам окружающей среды.
Анализ деятельности ООН по экологическому образованию и просвещению, говорит о результатах на законодательном, практическом уровне, что подтверждается не только действующими программами экологического образования во многих странах, но и результатами повышения экологической культуры населения мира в целом.
Заключение
Научно-техническая революция и бурный рост промышленного производства в XX веке способствовали не только росту благосостояния человека, но и отрицательно сказались на состоянии окружающей среды в ряде регионов нашей планеты. Произошло загрязнение атмосферы промышленными выбросами, загрязнение морских акваторий и пресных водоемов отходами промышленных и сельскохозяйственных предприятий, уменьшение площади сельскохозяйственных угодий, разрушение плодородного слоя почв, истощение водных, лесных и ископаемых ресурсов, уменьшение численности животных, загрязнение околоземного пространства объектами космической техники.
Каждый гражданин своей страны независимо от его социального положения, обладая конституционным правом на благоприятную окружающую среду, обязан бережно относиться к природным богатствам страны, которые являются основой жизнедеятельности человека и фактором устойчивого развития.
Одним из важнейших средств сохранения экология является формирование экологической культуры.
Острота и масштабность экологических проблем, глобальный и региональный характер, развитие системы образования, просвещения и информации создают предпосылки для формирования экологической культуры, в рамках которой взаимоотношения человека и природы предстают как духовно-нравственная проблема.
Экологическое образование призвано обучить людей новым правилам жизни, учитывающим чрезвычайно возросшую мощь человечества и кардинально изменившуюся роль человека в биосфере.
Экологическая пропаганда позволяет распространять конкретные идеи в области экологии.
Экологическое просвещение ставит своей целью воспитание экологического мировоззрения и экологической культуры, базирующиеся на идеях и принципах устойчивого развития.
На современном этапе развития, в рамках глобализирующегося мира, экологическое образование и просвещение являются международно признанными, важнейшими средствами решения глобальных проблем охраны природы.
Ведущая роль в развитии международного экологического права принадлежит международным организациям. Особое место среди международных организаций занимает ООН.
В «Повестке дня XXI в.» ООН обозначено, что переход к устойчивому развитию является единственным спасительным путем для человечества. Стало очевидно, что в условиях глобализации стихийное развитие становится еще более опасным.
Устойчивое развитие - это не только экономическое и экологобезопасное развитие общества. Это также стабильность в развитии политической, социальной и других областей жизни общества. По всем этим направлениям возможны свои критерии устойчивости, которые в самом понятии устойчивости развития должны быть системно объединены. В таком толковании устойчивое развитие соединяет в единую систему экологические, экономические, социальные и культурологические характеристики.
Формирование системы образования для обеспечения устойчивого развития предполагает переход к модели образования, основанной на целостном подходе к человеку, обществу и природе, единстве современного научного знания, на гуманистических ценностно-мировоззренческих установках.
Экологическая политика занимает важное место в стратегии развития мира в целом, ведь от качества окружающей среды зависит здоровье людей и безопасность территорий. При этом задачи экологической безопасности неразрывно связаны с повышением экологической ответственности каждого человека и общества в целом. Первостепенное значение имеет экологическое воспитание подрастающих поколений, формирование гуманного и бережного отношения к живой природе, осознание необходимости рационального использования природных ресурсов, сохранения стабильности социальных и культурных систем при принятии экономически значимых решений.
Список использованной литературы
Литература на русском
Аврааменко И.М. Природопользование. – СПб. : Лань, 2003.
Арустамов Э.А. Природопользование. – М.:Дашков и К. – 2002
Гирусов Э.В.Устойчивое развитие – парадигма XXI столетия // В сб.: Информационные материалы IV Всероссийской научно – практической конференции «Экологическое образование и просвещение в интересах устойчивого развития – Ханты – Мансийск: Полиграфист, 2009 С. 29-31
Данилов-Данильян В. И., Лосев К. С. Экологический вызов и Устойчивое развитие: Учебное пособие. — М.: Прогрее-Традиция, 2009
Донченко, В. Ю. Роль Организации Объединенных Наций в обеспечении экологической безопасности :Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - М.,2008.
Иващенко А.В. Особенности ценностного подхода в экологическом образовании. // Материалы 3-ей российской конференции по экологической психологии под общ ред. Панова В.И., Иващенко А.В. – М., 2005. С. 80
Константинов В.М. Охрана природы. М.: Академия, 2000.
Куприна Н.Г. Эколого – эстетический подход в художественном воспитании детей. – М.,2008.
Мамедов Н.М. Основы социальной экологии. – М., 2003.
Мамедов Н. М. Образование в интересах устойчивого развития: программа антикризисного управления // В сб.: Информационные материалы IV Всероссийской научно – практической конференции «Экологическое образование и просвещение в интересах устойчивого развития – Ханты – Мансийск: Полиграфист, 2009 С. 25-28
Международная деятельность в области охраны окружающей среды // http://www.tspu.tula.ru/res/geogr/ecology/t_13.htm
Мозговая О. Современные мотивации экологического туризма и механизмы его регулирования // Журнал международного права и международных отношений 2005 - № 4.
Назаренко В.М. Экологическое образование и просвещение в деятельности зеленого креста // // В сб.: Информационные материалы IV Всероссийской научно – практической конференции «Экологическое образование и просвещение в интересах устойчивого развития – Ханты – Мансийск: Полиграфист, 2009 С.32-35
Наше общее будущее. – М., 1989.
Образование: скрытое сокровище. Париж : ЮНЕСКО. – 1997.
Образование в интересах устойчивого развития: информационно-аналитический обзор / Т. Н. Ковалева [и рд.]. – Минск : МГЭУ им А. Д. Сахарова, – 2007
Покровская О. В. К высокой гуманитарной культуре через экологическое сознание //Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества: Материалы конференции/6-я международная конференция “Крым 99”. — Судак, 1999г. -Т. 1. -С. 84-86
Природопользование. // Под ред. Н.Ф.Винокурова, Г.С. Камерилова, В.В.Николина. – М.: Просвещение, 1995
Программа действий. Повестка дня на XXI век и другие документы конференции ООН в Рио-де-Жанейро. Женева, 1993.
Разумовский В.М. Природопользование. – СПб.: С-П ун- т, 2003
Стратегия экологического образования в Российской Федерации. М.: Изд-во МНЭПУ, 2001.
Урсул А.Д. Концепция опережающего образования и устойчивое развитие // Наука и образование в интересах устойчивого развития. – М., – 2006. - С. 180-187.
Фром Э. Психоанализ и этика. – М., 1993.
Литература на английском
Schumacher, E.F. This I believe and Other Essays. Dartington, UK: Green Books, 1997.
UN Decade of Education for Sustainable Development. – http://www.gdrc.org/sustdev/undesd.
Назаренко В.М. Экологическое образование и просвещение в деятельности зеленого креста // // В сб.: Информационные материалы IV Всероссийской научно – практической конференции «Экологическое образование и просвещение в интересах устойчивого развития – Ханты – Мансийск: Полиграфист, 2009 С.33
Фром Э. Психоанализ и этика. – М., 1993. – С. 285-287.
Иващенко А.В. Особенности ценностного подхода в экологическом образовании. // Материалы 3-ей российской конференции по экологической психологии под общ ред. Панова В.И., Иващенко А.В. – М., 2005. С. 80
Куприна Н.Г. Эколого – эстетический подход в художественном воспитании детей. – М.,2008. С.9
Гирусов Э.В.Устойчивое развитие – парадигма XXI столетия // В сб.: Информационные материалы IV Всероссийской научно – практической конференции «Экологическое образование и просвещение в интересах устойчивого развития – Ханты – Мансийск: Полиграфист, 2009 С. 29
Покровская О. В. К высокой гуманитарной культуре через экологическое сознание //Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества: Материалы конференции/6-я международная конференция “Крым 99”. — Судак, 1999г. -Т. 1. -С. 84-86
Стратегия экологического образования в Российской Федерации. М.: Изд-во МНЭПУ, 2001. – 56 с.
Донченко, В. Ю. Роль Организации Объединенных Наций в обеспечении экологической безопасности :Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - М.,2008. С. 5
Международная деятельность в области охраны окружающей среды // http://www.tspu.tula.ru/res/geogr/ecology/t_13.htm
Программа действий. Повестка дня на XXI век и другие документы конференции ООН в Рио-де-Жанейро.
Женева, 1993.
Наше общее будущее. – М., 1989.
UN Decade of Education for Sustainable Development. – http://www.gdrc.org/sustdev/un-
desd.
Урсул А.Д. Концепция опережающего образования и устойчивое развитие // Наука и об-
разование в интересах устойчивого развития. – М., – 2006. - С. 180-187.
Образование: скрытое сокровище. Париж : ЮНЕСКО. – 1997.- С. 111.
Schumacher, E.F. This I believe and Other Essays. Dartington, UK: Green Books, 1997.
Образование в интересах устойчивого развития: информационно-аналитический обзор /
Т. Н. Ковалева [и рд.]. – Минск : МГЭУ им А. Д. Сахарова, – 2007.- С. 4.
Данилов-Данильян В. И., Лосев К. С. Экологический вызов и Устойчивое развитие: Учебное пособие. — М.: Прогрее-Традиция, 2009
Мамедов Н.М. Основы социальной экологии. – М., 2003.
Мамедов Н. М. Образование в интересах устойчивого развития: программа антикризисного управления // В сб.: Информационные материалы IV Всероссийской научно – практической конференции «Экологическое образование и просвещение в интересах устойчивого развития – Ханты – Мансийск: Полиграфист, 2009 С. 28
Мозговая О. Современные мотивации экологического туризма и механизмы его регулирования // Журнал международного права и международных отношений 2005 - № 4.
33
1.Аврааменко И.М. Природопользование. – СПб. : Лань, 2003.
2.Арустамов Э.А. Природопользование. – М.:Дашков и К. – 2002
3.Гирусов Э.В.Устойчивое развитие – парадигма XXI столетия // В сб.: Информационные материалы IV Всероссийской научно – практической конференции «Экологическое образование и просвещение в интересах устойчивого развития – Ханты – Мансийск: Полиграфист, 2009 С. 29-31
4.Данилов-Данильян В. И., Лосев К. С. Экологический вызов и Устойчивое развитие: Учебное пособие. — М.: Прогрее-Традиция, 2009
5.Донченко, В. Ю. Роль Организации Объединенных Наций в обеспечении экологической безопасности :Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - М.,2008.
6.Иващенко А.В. Особенности ценностного подхода в экологическом образовании. // Материалы 3-ей российской конференции по экологической психологии под общ ред. Панова В.И., Иващенко А.В. – М., 2005. С. 80
7.Константинов В.М. Охрана природы. М.: Академия, 2000.
8.Куприна Н.Г. Эколого – эстетический подход в художественном воспитании детей. – М.,2008.
9.Мамедов Н.М. Основы социальной экологии. – М., 2003.
10.Мамедов Н. М. Образование в интересах устойчивого развития: программа антикризисного управления // В сб.: Информационные материалы IV Всероссийской научно – практической конференции «Экологическое образование и просвещение в интересах устойчивого развития – Ханты – Мансийск: Полиграфист, 2009 С. 25-28
11.Международная деятельность в области охраны окружающей среды // http://www.tspu.tula.ru/res/geogr/ecology/t_13.htm
12.Мозговая О. Современные мотивации экологического туризма и механизмы его регулирования // Журнал международного права и международных отношений 2005 - № 4.
13.Назаренко В.М. Экологическое образование и просвещение в деятельности зеленого креста // // В сб.: Информационные материалы IV Всероссийской научно – практической конференции «Экологическое образование и просвещение в интересах устойчивого развития – Ханты – Мансийск: Полиграфист, 2009 С.32-35
14.Наше общее будущее. – М., 1989.
15.Образование: скрытое сокровище. Париж : ЮНЕСКО. – 1997.
16.Образование в интересах устойчивого развития: информационно-аналитический обзор / Т. Н. Ковалева [и рд.]. – Минск : МГЭУ им А. Д. Сахарова, – 2007
17.Покровская О. В. К высокой гуманитарной культуре через экологическое сознание //Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества: Материалы конференции/6-я международная конференция “Крым 99”. — Судак, 1999г. -Т. 1. -С. 84-86
18.Природопользование. // Под ред. Н.Ф.Винокурова, Г.С. Камерилова, В.В.Николина. – М.: Просвещение, 1995
19.Программа действий. Повестка дня на XXI век и другие документы конференции ООН в Рио-де-Жанейро. Женева, 1993.
20.Разумовский В.М. Природопользование. – СПб.: С-П ун- т, 2003
21.Стратегия экологического образования в Российской Федерации. М.: Изд-во МНЭПУ, 2001.
22.Урсул А.Д. Концепция опережающего образования и устойчивое развитие // Наука и образование в интересах устойчивого развития. – М., – 2006. - С. 180-187.
23.Фром Э. Психоанализ и этика. – М., 1993.
Литература на английском
24.Schumacher, E.F. This I believe and Other Essays. Dartington, UK: Green Books, 1997.
25.UN Decade of Education for Sustainable Development. – http://www.gdrc.org/sustdev/undesd.
Вопрос-ответ:
Какие методы использует ООН при формировании экологической культуры?
ООН использует различные методы, такие как организация образовательных программ, проведение конференций и семинаров, разработка учебных материалов, информационные кампании и т.д. Все эти методы направлены на повышение осведомленности людей о проблемах окружающей среды и формирование экологической культуры.
Каково место экологического образования и просвещения в реализации ООН?
Экологическое образование и просвещение занимают важное место в деятельности ООН. Организация стремится повысить уровень осведомленности людей о проблемах окружающей среды и вовлечь их в совместные действия по охране природы. ООН разрабатывает и проводит различные образовательные программы, обеспечивает доступ к информации, организует обмен опытом и знаниями в области экологии.
Как можно охарактеризовать экологическое образование и просвещение?
Экологическое образование и просвещение - это система образовательных мероприятий и информационных кампаний, направленных на формирование экологической культуры и осознанное отношение к окружающей среде. Это процесс, включающий получение знаний о проблемах окружающей среды, развитие навыков экологического поведения и формирование ответственного отношения к природе.
Почему экологическое образование и просвещение являются одним из наиболее важных факторов на пути к преодолению глобальных проблем?
Экологическое образование и просвещение играют ключевую роль в решении глобальных проблем, таких как изменение климата, утрата биоразнообразия, загрязнение окружающей среды и др. Они помогают людям понять причины и последствия этих проблем, осознать свою роль в сохранении природы и принять участие в деятельности по их решению.
Какое место занимает экологическое образование и просвещение в реализации ООН?
Экологическое образование и просвещение занимают одно из важных мест в реализации ООН. Организация придает большое значение развитию экологической культуры, формированию у населения осознанного отношения к окружающей среде и проблемам экологии.
Как можно охарактеризовать экологическое образование и просвещение?
Экологическое образование и просвещение - это комплекс мероприятий, направленных на распространение знаний и формирование навыков в области экологии. Они направлены на то, чтобы люди осознали важность сохранения окружающей среды и стали активными участниками в решении экологических проблем.
Почему экологическое образование и просвещение являются одним из наиболее важных факторов на пути к преодолению глобальных проблем?
Экологическое образование и просвещение играют важную роль в преодолении глобальных экологических проблем, так как позволяют людям понять последствия своих действий и принять ответственность за окружающую среду. Они помогают формировать экологическую грамотность, необходимую для разработки и внедрения эффективных мер по сохранению природы и биологического разнообразия.
Какие методы применяются ООН в сфере образования и просвещения?
ООН использует разнообразные методы в сфере образования и просвещения. Они включают в себя проведение учебных программ, разработку учебных материалов, проведение тренингов и семинаров, создание информационных ресурсов, организацию мероприятий и кампаний по повышению экологической грамотности и многое другое.
Какие особенности просвещения и образования ООН можно выделить?
Особенности просвещения и образования ООН в сфере экологии заключаются в комплексном подходе и междисциплинарности. ООН ставит целью не только передачу знаний, но и развитие умений анализировать и принимать решения в экологических вопросах. Организация также активно использует современные информационные технологии и создает партнерства с другими организациями и государствами для достижения своих целей.