Организация сестринского ухода с пожилыми и старыми людьми в психоневрологическом интернате.
Заказать уникальную курсовую работу- 39 39 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 09.10.2009
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ МЕДСЕСТРЫ С ПАЦИЕНТАМИ ПОЖИЛОГО И ПРЕКЛОННОГО ВОЗРАСТА
1.1. ОСОБЕННОСТИ БОЛЬНЫХ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА
1.2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СЕСТРИНСКОГО ПРОЦЕССА В ГЕРИАТРИИ
1.3. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СЕСТРИНСКОГО ПРОЦЕССА В ГЕРИАТРИИ
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СЕСТРИНСКОГО УХОДА В ГЕРИАТРИЧЕСКОМ ОТДЕЛЕНИИ
2.1. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
2.2. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАЦИЕНТОВ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОГО ИНТЕРНАТА
2.3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОГО ИНТЕРНАТА
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Работая в условиях профессионального объединения врачей лечебных специальностей, врачей диагностических служб, профессиональных гериатрических медицинских сестер, сестер отделения реабилитации, диагностических отделений, специалистов по социальной работе, психологов, психотерапевтов, сотрудников медико-социального отделения помощи на дому, медицинская сестра получает наибольший эффект при реабилитации пациента. Подобная модель работы сестры в западной практике называется работой в мультидисциплинарных бригадах и помогает улучшению, или сохранению способности к самообслуживанию и независимому проживанию пожилых пациентов, страдающих хроническими инвалидизирующими заболеваниями.
4) При оказании помощи таким пациентам важно соблюдение принципов последовательности и непрерывности этапов оказания медицинской и социальной помощи, начиная с момента первичного обращения в центр и заканчивая организацией диспансерного наблюдения, причем не только в стенах центра, но и на дому.
5) Специфической формой общения является лечебный процесс, в гериатрическом отделении. В медицинской сестре видят не только человека, облегчающего своими действиями физическое состояние. Нередко именно с ней больным хочется поделиться своими переживаниями, возникающими при выполнении манипуляций, а порой и переживаниями из личной жизни, порожденными болезнью, отношение к своей болезни эмоционально окрашено, пациент ожидает отклика к его переживаниям со стороны медиков.
6) Важным условием, обеспечивающим успех в лечебном процессе, является умение сестры установить с пациентом контакт – единство чувств, переживаний человека с созвучными им переживаниями других людей, проявляющееся в их обоюдной заинтересованности и доверии друг к другу. Медицинская сестра, общаясь с пациентом, чувствует, что своим эмоциональным состоянием она вызывает у него ощущение надежды на выздоровление.
7) Анализируя жесты, мимику, позы, выразительные движения тела пациента, сестра должна понимать его переживания в тот или иной момент и помочь справиться с ними.
8) Для профилактики психоэмоциоального стресса у медицинских сестер рекомендуется формирование умения контролировать свое время, управлять им – это неумение отделять главное от второстепенного. Самообладание в трудных ситуациях.
9) Для медицинских сестер в гериатрическом отделении необходима удовлетворенность содержанием и результатами своей деятельности;
10) В гериатрическом отделении необходима оптимизация условий труда (организовать чайную комнату в особом помещении или уголок с креслами и столиком для посетителей);
11) В гериатрическом отделении необходимо распределение ответственности между всеми членами бригады, отделения, коллектива;
12) В гериатрическом отделении необходим комфортный микроклимат в коллективе на отношениях доверия и взаимопомощи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование проводилось на базе женского гериатрического отделения в психоневрологическом интернате и показало, что прогрессирование патологических изменений у многих людей в течение многих лет и нередко до конца жизни происходит без выраженных болезненных явлений. Однако при определенных условиях, под влиянием различных внешних факторов они могут послужить основой заболевания. К таким факторам относятся неадекватные для стареющего организма нагрузки, требующие достаточного совершенства адаптационных механизмов, часто приводящие; к соматической и психической декомпенсации. Возрастные изменения нередко являются фоном, облегчающим развитие патологического процесса. Существует мнение, что в процессе старения адаптация становится все более несовершенной, что многочисленные «ошибки» в процессе адаптации приводят к нарушению гомеостаза, и тогда весьма затруднительно провести дифференциацию между возрастным и патологическим. Но этот процесс старения не является патологическим.
Устранение представления о старости как о болезни важно не только для осуществления правильного подхода медицинского персоналу к пациентам старших возрастных групп, но и для целесообразного построения гериатрической помощи. Для того чтобы понять потребность пожилых и; старых людей в медицинской помощи, необходимо прежде всего определить состояние их здоровья. До тех пор пока все старые люди будут рассматриваться как больные, немощные, инвалиды, рациональное планирование и организация для них соответствующей медицинской помощи невозможны.
Тем не менее, существует несколько важных положений гериатрии подтвержденных практикой и которые следует обязательно учитывать: во-первых, это множественность патологических процессов, так как число диагностируемых заболеваний у одного и того же больного увеличиваете с возрастом. Во-вторых, необходимо учитывать особенности развития течения заболеваний у пожилых и старых людей, обусловленные новым качествами стареющего организма, что весьма важно для правильной постановки диагноза, рациональной терапии и профилактики болезней.
Прогрессирующее, с возрастом падение процессов метаболизма является основой постепенного развития инволюции, атрофических процессов, развивающихся в паренхиме органов, дегенеративных процессов в брадитрофных тканях. Результатом сдвигов, наступающих в стареющем организме, является изменение его реакций на факторы внутренней среды, на внешние воздействия, значительное изменение, компенсаторно-приспособительных механизмов. Процесс старения сопровождается появлением новых качеств, направленных на сохранение компенсаторных механизмов, однако они лишь в неполной мере поддерживают процессы адаптации.
Пожилые и старые люди могут страдать болезнями, которые возникли у них еще в молодости, но индивидуальные особенности организма обусловливают значительные отклонения в течении этих болезней. Наиболее характерны: атипичностъ, ареактивность, сглаженность клинических проявлений.
Обобщая особенности проявления и течение болезней у пожилых и старых людей в психоневрологическом интернате, можно сделать следующие выводы:
1) По данным анализа литературы: симптоматика различных заболеваний в старости значительно беднее, чем в зрелом возрасте; все болезни у стариков протекают вяло и растянуто; во время болезней у них более быстро истощаются физиологические системы, способные вести борьбу с вредностью; защитный аппарат не в состоянии обеспечить при инфекции быстрое развитие гуморального и тканевого иммунитета и вместе с сосудистой системой и органами обмена и тканями не может гарантировать течение энергетических процессов при различных заболеваниях на такой высоте, как в зрелом возрасте.
1) В силу физических недугов и болезней, присущих старению, а также условий, способствующих «уходу в себя», пожилые люди больше сосредоточены на вопросах здоровья, становятся ипохондричными, много времени уделяют медицинским обследованиям, визитам к врачам. Статистика показывает, что потребность пожилых в оказании им медицинской помощи на 50 % выше, чем у населения среднего возраста, а в госпитализации – почти в три раза выше, чем у людей работоспособного возраста. Кроме того, часто госпитализация престарелых, особенно одиноко живущих, обусловлена не только медицинскими, но и социальными показаниями. Изучение уровня образования пациентов психоневрологического интерната показал, что выборка представлена респондентами всех социальных групп, с преимуществом в среднем образовании - 40%. В развитии когнитивной сферы происходят изменения. В процессе старения большинство сенсорных функций у человека существенно ухудшается. Те интеллектуальные функции человека, которые сильно зависят от скорости выполнения операций, обнаруживают спад в период поздней взрослости.
2) Инвалидность и состояние старения резко ухудшили жизнь пациентов. 80% пациентов психоневрологического интерната нуждаются в постоянном уходе со стороны медицинского персонала и им требуется уделять много внимания, так как помимо основных заболеваний присущих старческому возрасту у больных имеется инвалидность, сопряженная с нарушением определенных функций и возможно затруднением выполнения основных потребностей. Анализ изменений в жизни пациентов в результате влияния заболевания показал, что у 100% пациентов заболевание резко ухудшило жизнь, 80% больных в результате заболевания потеряли работу, 80% больных в результате заболевания потеряли работу. Полученные данные составляют гериатрическую оценку пациента, так как важным элементом эффективной работы гериатрических учреждений должна быть гериатрическая оценка пациента.
Наблюдение гериатрических больных показало, что больных, что основным принципом ухода является уважение к личности больного, принятие его таким, каков он есть, со всеми его недостатками, физическими и психическими; раздражительностью, болтливостью, во многих случаях слабоумием. Медицинский персонал должен знать, что недостатки, с которыми больной принят в лечебное учреждение, в большинстве случаев – проявление болезни, а не старости, и соответствующий уход и лечение могут улучшить состояние, возвратить ему здоровье. Пожилой и старый человек не любит, чтобы им командовали, многие требования медицинского персонала кажутся ему необоснованными. Поэтому следует по-разному подходить к тем поступкам больного, которые явно недопустимы и к тем, которые являются достаточно безобидными.
3) Анализ удовлетворенности медицинским персоналом показал, что в 90% случаев пациенты психоневрологического интерната довольны своим положением, лечение и отношением медицинского персонала психоневрологического интерната к себе. На вопрос «Что не устраивает в работе медицинского персонала?» пациенты в 75% случаев подчеркнули, что их все устраивает, и жалоб нет. Многие пациенты хотели подчеркнуть значимость персонала психоневрологического интерната в их жизни следующими словами, что если бы не персонал, возможно, их уже не было бы в живых.
В пожеланиях медицинскому персоналу были высказаны пожелание больше персонала; пожелание увеличить возможности психоневрологического интерната в целях оказания большему количеству бездомных инвалидов.
4) Основную часть среднего медперсонала составляют опытные медсестры среднего возраста со значительным стажем работы, имеющие сертификаты и высшие категории; не имеют повышения квалификации только начинающие медсестры; повышение квалификации медсестры интерната проходят на базе интерната, согласно утвержденного графика, раз в месяц проводятся – общебольничные лекции. Проводится курс, интересующих лекций, на отделении еженедельно, по плану, составленному старшей медицинской сестрой и утвержденному заведующим отделением. Анализ удовлетворенности персона психоневрологического интерната своей работой показал, что 80% медицинских сестер психоневрологического интерната, довольны своей работой, однако 20% медицинских сестер не удовлетворены своей работой и выразили желание ее со временем поменять.
Для усовершенствования качества работы необходимо: увеличение палат для больных; улучшение снабжения медицинским оборудованием; увеличение персонала; улучшение материальной базы.
Пожелания персонала психоневрологического интерната по реформации работы сестринского персонала по результатам анкетирования были следующие: расширить технологии и возможности работы с гериатрическими больными; повысить качество результативности оказания услуг в лечебных структурах, ответственных за работу с гериатрическими больными; расширить доступность услуг медико-социальной работы для гериатрических больных, нуждающихся в данной помощи; организовать возможность непрерывности услуг в лечении и реабилитации гериатрических больных; увеличить возможности оказания услуг персоналом психоневрологического интерната для большего количества пациентов.
В пожилом и старческом возрасте процессы восстановления после перенесенного острого заболевания, обострения или осложнения хронического патологического процесса происходят более медленно, менее совершенно, что и обусловливает более затяжной период реабилитации и часто меньшую эффективность терапии. В связи с этим в проведении восстановительного лечения людей пожилого и старческого возраста в разных стадиях реабилитации должна быть проявлена большая настойчивость и учтены возрастные особенности физического и психического состояния.
ВЫВОДЫ
1) По данным анализа литературы особенностями больных пожилого возраста является: симптоматика различных заболеваний, которая в старости значительно беднее, чем в зрелом возрасте; все болезни у стариков протекают вяло и растянуто; во время болезней у них более быстро истощаются физиологические системы, способные вести борьбу с вредностью; защитный аппарат не в состоянии обеспечить при инфекции быстрое развитие гуморального и тканевого иммунитета и вместе с сосудистой системой и органами обмена и тканями не может гарантировать течение энергетических процессов при различных заболеваниях на такой высоте, как в зрелом возрасте.
2) В силу физических недугов и болезней, присущих старению, а также условий, способствующих «уходу в себя», пожилые люди больше сосредоточены на вопросах здоровья, становятся ипохондричными, много времени уделяют медицинским обследованиям, визитам к врачам. Инвалидность и состояние старения резко ухудшили жизнь пациентов. 80% пациентов психоневрологического интерната нуждаются в постоянном уходе со стороны медицинского персонала. 80% больных в результате заболевания потеряли работу.
4) Основную часть среднего медперсонала составляют опытные медсестры среднего возраста со значительным стажем работы, имеющие сертификаты и высшие категории; не имеют повышения квалификации только начинающие медсестры; повышение квалификации медсестры интерната проходят регулярно. Следует отметить высокую психоэмоциональную нагрузку на медицинских сестер, работающих в гериатрическом отделении, так как больные старческого возраста зачастую капризны, требуют к себе повышенного внимания, многие не могут осуществлять самостоятельной уход за собой.
5) Для усовершенствования качества работы необходимо: увеличение палат для больных; улучшение снабжения медицинским оборудованием; увеличение персонала; улучшение материальной базы.
Пожелания персонала психоневрологического интерната по реформации работы сестринского персонала по результатам анкетирования были следующие: расширить технологии и возможности работы с гериатрическими больными; повысить качество результативности оказания услуг в лечебных структурах, ответственных за работу с гериатрическими больными; расширить доступность услуг медико-социальной работы для гериатрических больных, нуждающихся в данной помощи; организовать возможность непрерывности услуг в лечении и реабилитации гериатрических больных; увеличить возможности оказания услуг персоналом психоневрологического интерната для большего количества пациентов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
Абрамова Г. О зрелости. Психология зрелости. Самара: БахраХ-М, 2003. – 768 с.
Альперович В.Д. Проблемы старения: демография, психология, социология. М.: Наука, 2004. – 352 с.
Безденежная Т.И. Психология старения. Путь к долголетию. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 320с.
Мартыненко А. В. Медико-социальная работа в России (основные положения конференции). Медицина и социальная работа. М., 1998.
Матвейчик Т.В., Иванова В.И. Организация сестринского дела. Минск: Высшая школа, 2006. –302 с.
Маркова А. К. Психология профессионализма. М., ЭКСМО-Пресс, 2004 – 336 с.
Сестринское дело: профессиональные дисциплины. Под редакцией Котельникова Г.П. Ростов на Дону: Феникс, 2007. – 698 с.
Сестринский уход. Пособие для медицинских сестер. Под редакцией Петрова В.Н. М.: Диля, 2006. – 416.
Туркина Н.В., Королева И.П. Зарисовки некоторых характеристик современного медсестринского персонала. Труды международной научно-практической конференции 27-28 апреля 2005 г. «Сестринское дело и высшее сестринское образование в XXI веке. Проблемы и перспективы». Санкт-Петербург 2005г.
Черносвитов Е.В. Прикладная социальная медицина. М.: Академический проект, 2004. – 480 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Анкета
Уважаемый пациент(ка) Вашему вниманию предоставлены вопросы анонимной анкеты, целью которой является анализ степени удовлетворенности пациента работой сестринского персонала.
1 .Пол________________________
2. Возраст_______________________
3 .Образование_______________________
4.Социальный статус (пенсионер, продолжаете ли Вы работать?________________________________________________
5.Семейное положение______________________________________________
6. Имеете ли вы группу инвалидности? (Да. Нет.)
7. Группа инвалидности________________
8. Изменилась ли Ваша жизнь после лечения в психоневрологическом интернате (Да. Нет.)
9. Каким образом Ваше заболевание повлияло на изменение в Вашей жизни_______
10.Укажите изменения, которые произошли в Вашей жизни
11 .Удовлетворены ли Вы работой медицинского персонала психоневрологического интерната (Да. Нет.) Затрудняюсь ответить
12.Что Вас устраивает в работе медицинского персонала?____________________________________________________________________________________
13 .Что НЕ устраивает в работе медицинского персонала?_____________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
14. Ваши пожелания медицинскому персоналу. ____________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Большое спасибо за Ваши искренние ответы на вопросы.
Приложение 2
Анкета для медицинского персонала
Уважаемый коллега Вашему вниманию предоставлены вопросы анонимной анкеты, целью которой является анализ степени эффективности медико-социальной помощи
гериатрическим пациентам.
1.Пол________________________________
2.Возраст________________________________
3 .Стаж________________________________
4.Семейное положение________________________________
5.Удовлетворенны ли Вы работой? ________________________________
6.Ваше отношение к пациентам_________________________________________________
7.Какие мероприятия, по Вашему мнению, могут усовершенствовать медико-социальную помощь пациентам? ________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
8.Укажите ограничения, препятствующие эффективной реабилитационной работе с гериатрическими пациентами? __________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
9.Ваши пожелания персоналу психоневрологического интерната по реформации работы сестринского персонала
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Большое спасибо за Ваши искренние ответы на вопросы.
2
1.Абрамова Г. О зрелости. Психология зрелости. Самара: БахраХ-М, 2003. – 768 с.
2.Альперович В.Д. Проблемы старения: демография, психология, социология. М.: Наука, 2004. – 352 с.
3.Безденежная Т.И. Психология старения. Путь к долголетию. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 320с.
4.Мартыненко А. В. Медико-социальная работа в России (основные положения конференции). Медицина и социальная работа. М., 1998.
5.Матвейчик Т.В., Иванова В.И. Организация сестринского дела. Минск: Высшая школа, 2006. –302 с.
6.Маркова А. К. Психология профессионализма. М., ЭКСМО-Пресс, 2004 – 336 с.
7.Сестринское дело: профессиональные дисциплины. Под редакцией Котельникова Г.П. Ростов на Дону: Феникс, 2007. – 698 с.
8.Сестринский уход. Пособие для медицинских сестер. Под редакцией Петрова В.Н. М.: Диля, 2006. – 416.
9.Туркина Н.В., Королева И.П. Зарисовки некоторых характеристик современного медсестринского персонала. Труды международной научно-практической конференции 27-28 апреля 2005 г. «Сестринское дело и высшее сестринское образование в XXI веке. Проблемы и перспективы». Санкт-Петербург 2005г.
10.Черносвитов Е.В. Прикладная социальная медицина. М.: Академический проект, 2004. – 480 с.
Вопрос-ответ:
Какие особенности работы медсестры с пациентами пожилого возраста?
Особенности работы медсестры с пациентами пожилого возраста включают в себя учет возрастных изменений, таких как снижение физических возможностей, изменение психического состояния, ухудшение слуха и зрения. Медсестра должна быть внимательна к особенностям коммуникации с пациентами старшего возраста, уделять большое внимание психологической поддержке, а также уметь проводить процедуры с учетом особенностей организма пожилых людей.
Какие особенности организации сестринского процесса в гериатрии?
Организация сестринского процесса в гериатрии требует учета особенностей пациентов пожилого возраста. Медсестра должна обеспечить оптимальные условия для удовлетворения потребностей пациентов, учитывая их физическое и психологическое состояние. Важно разработать индивидуальный план ухода для каждого пациента, а также обеспечить надлежащую документацию и контроль за выполнением медицинских процедур.
Какие основные характеристики сестринского процесса в гериатрии?
Основные характеристики сестринского процесса в гериатрии включают оценку потребностей пациентов, планирование и реализацию медицинского ухода, а также оценку и контроль результатов. Медсестра должна уметь работать в команде, сотрудничать с другими участниками здравоохранения и применять профессиональные навыки для обеспечения оптимального ухода пациентам пожилого возраста.
Какая методика была использована в исследовании особенностей сестринского ухода в гериатрическом отделении?
В данном исследовании была использована методика наблюдения и анкетирования. Медсестры были наблюдаемы при выполнении различных процедур и ухода за пациентами пожилого возраста. Кроме того, они заполняли анкеты, отвечая на вопросы о своем восприятии особенностей работы с пациентами пожилого возраста.
Какие особенности связаны с работой медсестры с пациентами пожилого возраста?
Работа медсестры с пациентами пожилого возраста имеет свои особенности, так как такие пациенты часто сталкиваются с возрастными изменениями, хроническими заболеваниями и психологическими проблемами. Медсестра должна быть готова оказывать качественный уход, уделять особое внимание физической и эмоциональной поддержке пациентов.
Какие особенности организации сестринского процесса в гериатрии?
Организация сестринского процесса в гериатрии требует специального подхода. Медсестры должны уметь оценивать состояние пациентов, выполнять комплексные процедуры по уходу, обеспечивать комфорт и безопасность пожилых людей. Важно также уметь взаимодействовать с пациентами и их родственниками, чтобы создать доверительные отношения.
Какие основные характеристики сестринского процесса в гериатрии?
Основные характеристики сестринского процесса в гериатрии включают в себя комплексный подход к оказанию ухода, сочетание медицинских и немедицинских методов, индивидуальный подход к каждому пациенту, учет его особенностей и потребностей. Важно также умение оказывать психологическую поддержку и содействовать сохранению достоинства пациентов.
Как проводилось практическое исследование особенностей сестринского ухода в гериатрическом отделении?
В практическом исследовании особенностей сестринского ухода в гериатрическом отделении была использована определенная методика, включающая наблюдение за работой медсестры, анкетирование пациентов и собирание статистических данных. Исследование проводилось с целью выявить особенности проблем, с которыми сталкиваются медсестры и пациенты, и предложить рекомендации для улучшения качества сестринского ухода.
Какие есть особенности работы медсестры с пациентами пожилого возраста?
Особенности работы медсестры с пациентами пожилого возраста включают понимание особых потребностей и проблем, с которыми они сталкиваются. Это может включать физические изменения, связанные с возрастом, такие как ухудшение зрения или слуха, снижение физической активности, а также ментальные и эмоциональные изменения, например, проблемы с памятью или настроением. Медсестра должна быть готова к противоречивым эмоциональным реакциям и быть терпеливой и сочувственной в общении с пациентами пожилого возраста.
Какие особенности организации сестринского процесса в гериатрии?
В гериатрии организация сестринского процесса требует особого подхода к пациентам пожилого возраста. Это включает оценку и планирование ухода с учетом возрастных особенностей и потребностей пациента. Медсестра должна учитывать физическое и психологическое состояние пациента, его мобильность, положение в постели, режим дня и питание. Важно также знать и учитывать сопутствующие заболевания и принимаемые лекарственные препараты. Организация сестринского процесса в гериатрии также включает эффективное взаимодействие с другими членами медицинского персонала и информационную поддержку пациентов и их семей.
Какие основные характеристики сестринского процесса в гериатрии?
Сестринский процесс в гериатрии включает несколько основных характеристик. Это оценка пациента и его потребностей, планирование и реализация ухода, оказание непосредственного ухода и оценка результатов. Медсестра должна уметь оценивать физическое и психологическое состояние пациента, а также его потребности в уходе. На основе этой оценки медсестра разрабатывает план ухода и проводит его, предоставляя необходимые процедуры и медицинские манипуляции. После проведения ухода медсестра оценивает результаты и вносит необходимые коррективы.
Какие особенности работы медсестры с пациентами пожилого возраста?
Особенности работы медсестры с пациентами пожилого возраста включают понимание изменений, происходящих с организмом в данной возрастной группе, умение учитывать физические и психологические особенности пожилых людей, а также обеспечение безопасности и комфорта пациентов.