СНГ- проблемы, перспективы развития.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Мировая экономика
  • 32 32 страницы
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 16.04.2009
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
1. Теоретические основы экономики стран постсоветского периода
1.1. Общая характеристика стран постсоветского периода
1.2. Экономика стран постсоветского периода
2. Анализ экономического потенциала стран СНГ
2.1. Анализ экономического развития государств – участников СНГ в 2008–2009 годах на фоне основных мировых тенденций
2.2. Россия и СНГ: перспективы экономического сотрудничества
3. Совершенствование экономических отношений стран СНГ
3.1. Анализ основных проблем СНГ
3.2. Прогноз развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве в рамках СНГ
Заключение
Список использованных источников












Фрагмент для ознакомления

5. Плохое исполнение законов.
6. Качество финансового сектора и финансовых услуг остается плохим и в этой сфере СНГ отстает не только от высокоразвитых стран, но от стран Центральной Европы и Балтии (есть небольшие исключения, например, относительно неплохое развитие и качество финансового сектора в Казахстане). Главная причина слабости финансового сектора в странах СНГ тесно связана со слабостью правовой системы и ее плохим исполнением, в результате чего невозможно эффективно защищать права собственности, в том числе - права кредиторов и вкладчиков.
Несмотря на рост сбережений, объемов кредитов и других финансовых услуг, банки стран СНГ не пользуются доверием международного бизнеса, что является одной с причин ограниченного притока прямых иностранных инвестиций в экономику стран СНГ. Плохая международная репутация во многом имеет свои корни в событиях конца девяностых годов. Имеется в виду российский финансовый и банковский кризис, а также банковские кризисы в других странах СНГ (хотя не так резкие, как в России) и методы их разрешения.
7. Недоразвитость и монополизированность инфраструктуры серьезно повышает издержки и ограничивает шансы развития многих отраслей. Это касается, например, секторов, сильно зависящих от железнодорожного или автодорожного транспорта, связи или других видов услуг инфраструктуры. Учитывая неблагоприятное географическое положение значительной части экономического потенциала стран СНГ (удаленность от главных центров мировой торговли), это - дополнительный фактор, сдерживающий многие инвестиционные проекты.
СНГ не стало важной частью внутреннего политического поля государств-участников. Вместе с тем, это кардинально необходимо, так как может стать мотором реального сближения. В прикладном плане здесь можно указать на проблему парламентаризма в Содружестве и проблему информационного пространства. Межпарламентская ассамблея СНГ остается сугубо формальным органом, даже сам принцип комплектования которого - делегирование национальных парламентских депутаций - не служит превращению Ассамблеи в механизм мобилизации и организации политических сил. Обращаясь же к Союзу России и Белоруссии, мы видим, что там все же предусмотрено формирование пусть и слабого, но парламентского механизма.
В результате нарушения культурно-исторического и государственного единства СССР произошел глубинный разлом между различными территориями, этносами, идеологиями, выразившийся в кардинальном изменении конституционно-правовых доктрин, приоритетов государственного строительства и массовой миграции граждан некогда единого государства на территорию России. Но до настоящего времени должная оценка этих масштабных процессов не нашла отражения в литературе.
Во многих республиках, входивших в состав Союза ССР, за последнее десятилетие были приняты законы о гражданстве. Законодательное урегулирование вопросов гражданства стало необходимым в связи с принятием в республиках деклараций о государственном суверенитете и существенным изменением их правового статуса. Однако много вопросов, связанных с миграцией рабочей силы и адаптацией мигрантов в России, до сих остаются нерешенными. Для этой сферы характерны высокий уровень административных барьеров и коррупции.
Отсюда можно сделать вывод, что низкая эффективность деятельности СНГ во многом определяется слабостью институционального и правового механизма сотрудничества. В документах Содружества, в отличие от Евросоюза, отсутствуют четкие цели интеграции, многие положения соглашений и договоров носят общий и декларативный характер, большинство из которых не выполняется. Органами Содружества не обеспечен контроль за реализацией договоренностей.
Считаю, что серьезным сдерживающим объективным фактором на пути объединения стран СНГ в эффективно действующий союз являются также различия в их подходе к вопросу о государственном суверенитете. Опасаясь определенного ограничения суверенитета, члены СНГ придерживаются неоднозначных позиций по вопросу создания совместных наднациональных органов Содружества и делегирования им части своих суверенных прав. Например, руководители Украины, Туркмении и Узбекистана выступают против создания жестких координирующих структур, напоминающих, по их мнению, исполнительные органы бывшего Центра, и считают, что решения, принятые в рамках СНГ, должны иметь лишь рекомендательный характер.
Несмотря на то, что СНГ не оправдало ожиданий его учредителей как добровольная интеграционная структура (скорее всего, оно оказалось неплохим управляющим процессом развода бывших субъектов советской империи), оно продолжает существовать в общественном сознании как отличительная черта постсоветского пространства, региона, который объединяет страны с похожими социально- экономическими и политическими характеристиками, которым приходится преодолевать на пути своего развития одно и тоже советское структурное, институциональное и культурное наследие.
В складывающихся условиях перед странами Содружества остро встает проблема поиска своего места в меняющейся конфигурации современного мира. Предстоит сделать выбор между двумя альтернативными путями приобщения к мировому хозяйству: решать эту задачу практически в одиночку, что для многих стран Содружества обернется, скорее всего, поглощением одним из формирующихся мировых «полюсов», или ускорить создание собственного интегрированного сообщества, способного играть самостоятельную роль в международных делах.

3.2. Прогноз развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве в рамках СНГ

Можно сказать, что на постсоветском пространстве в настоящее время выстроена многоуровневая система интеграции по степени близости тех или иных стран. Самая большая из них - это СНГ, союз 10 независимых государств. В рамках СНГ действует ЕврАзЭС, куда входят только пять стран, и в рамках ЕврАзЭС существует Союзное государство двух стран. В обозримом будущем туда не смогут войти еще какие-то страны.
Однако, сложность и противоречивость развития СНГ требует внимательного и всестороннего анализа пройденного пути. От объективной оценки неудач первых лет интеграции и накопленного позитивного опыта, правильного выбора дальнейшей стратегии хозяйственного и политического развития стран Содружества будет зависеть их экономическое положение и роль на мировой арене в будущем. Если не будут внесены серьезные коррективы, то в условиях накопления существующих в настоящее время между странами СНГ негативных моментов и противоречий, Содружество может расколоться на ряд конкурирующих субрегиональных блоков, а страны, входящие в них, - стать сырьевыми придатками промышленно развитых держав.
Возможность реализации такой перспективы непосредственно связана с особенностями развития мировой экономики на пороге XXI века, опытом хозяйственной интеграции в Западной Европе и в других регионах мира. Межгосударственная экономическая интеграция, создание и развитие все новых региональных образований - неотъемлемая черта современных мирохозяйственных связей, составная часть процессов их глобализации и регионализации.
Источником многих проблем, анализированных в предыдущей главе, являются слабые, «недореформированные» государственные структуры, унаследованные от советского прошлого. Но их слабость не означает, что у государства не хватает властных полномочий в отношении граждан и экономических субъектов. Наоборот, их слишком много. Продолжая советскую практику, государственные органы в странах СНГ пытаются вмешиваться в детали деловой активности предприятий и повседневной жизни своих граждан. Именно паразитическое поведение государственных органов является главной причиной плохого предпринимательского климата и низкой инвестиционной активности в странах СНГ.
Политическая неорганизованность среднего класса и слабость институтов гражданского общества препятствует эффективной борьбе с этими отрицательными явлениями. Если малый и средний бизнес остается в своей массе беззащитным, крупные предприниматели пробуют входить в симбиоз с политикой и государственным аппаратом.
В таких условиях развитие и укрепление интеграционных процессов на постсоветском пространстве не может проходить динамично и тем более порождать конкурентоспособные стратегии, реализовывать перспективные взаимовыгодные инвестиционные проекты. Партнеры не уверены друг в друге и стараются, поддерживая связи с Россией, параллельно и порой более активно налаживать взаимодействие с США, ЕС и другими странами, создавать новые межгосударственные образования.
Необходима разработка программ согласованных мер, учитывающих новые реалии сложных процессов, происходящих в переходных экономиках стран СНГ, с их одновременной интеграцией в систему мирохозяйственных связей, а также между собой в субрегиональные союзы. Выполнение таких мер будет зависеть от того, в какой мере будут учтены и согласованы интересы партнеров по Содружеству.
В настоящее время наиболее устойчивые тенденции укрепления сотрудничества наблюдаются лишь в сфере коллективной безопасности, поскольку территориальная целостность и внутренняя стабильность волнует лидеров постсоветских республик ничуть не меньше экономического благополучия.
Полагаем, что СНГ как межгосударственная структура еще имеет потенциал развития, хотя уже сейчас мы наблюдаем ее постепенную трансформацию в новые образования. В ближайшее десятилетие произойдет окончательное определение бывших союзных республик в выборе своих стратегических партнеров. Часть из них уже сделала свой выбор в пользу России (Белоруссия, Казахстан, Таджикистан, Киргизия). Не исключено более тесное взаимодействие с Арменией, Украиной и Узбекистаном. Относительно Азербайджана, Молдовы, Туркменистана в настоящее время трудно сказать что-то определенное.














Заключение

Подводя итог работе, отметим, что образование Содружества Независимых Государств стало значимым событием последней четверти ХХ века. Прежде всего СНГ выполнило важнейшую историческую задачу становления суверенных независимых государств после распада СССР. В рамках СНГ новые государства впервые почувствовали себя самостоятельными в системе международных отношений.
В своем развитии СНГ уже преодолело примитивный сценарий «или интеграция, или дезинтеграция». Процессы, происходящие в Содружестве, имеют более сложный характер. Отношения на постсоветском пространстве становятся полноценными международными отношениями.
Это свидетельствует о том, что оно оформляется в международный регион. СНГ при этом является фактором изначального структурирования пространства, и эта его роль пока еще не сыграна до конца. Несмотря на неравномерность экономического развития, страны Содружество смогло сформировать институты и механизмы межгосударственного взаимодействия, создать основы рыночного хозяйства, преодолеть негативные тенденции 90-х годов.
Что касается ближайших и более отдаленных перспектив дальнейшего развития интеграционных процессов в постсоветском пространстве, то, несмотря на то, что в настоящее время в наибольшей мере по пути интеграции продвинулись Россия и Белоруссия, ядром модели формирования единого экономического и иного пространства в рамках СНГ мог бы стать, очевидно, не «союз двух», а скорее «союз четырех» в составе России, Белоруссии, Казахстана и Киргизии, к которому присоединился Таджикистан, а в ближайшее время его членом, возможно, станет и Армения.



Список использованных источников

Андрианов В. Актуальные проблемы и перспективы торгово-экономического сотрудничества России со странами СНГ // Общество и экономика. - 2003. - N 4. - С.168-187.
Андрианов В. Актуальные проблемы и перспективы формирования единого экономического пространства стран СНГ // Общество и экономика. - 2005. - N 9. - С.112-124.
Астапов К. Формирование единого экономического пространства стран СНГ // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2005. - N 1. - С.95-99.
Бекетов Н.В. Перспективы развития экономической интеграции стран СНГ // Нац. интересы, приоритеты и безопасность. - 2007. - N 5. - C.16-19.
Бойко А. Новый шаг по развитию инновационной экономики стран СНГ // Инновации. - 2008. - N 2. - С.62-63.
Внешняя торговля Стран Содружества Независимых Государств // Общество и экономика. - 2008. - N 10-11. - С.274-303.
Глазьев С. Перспективы экономического развития СНГ при интеграционном и инерционном сценариях взаимодействия стран-участниц / С.Глазьев, Ф.Клоцвог // Рос. экон. журнал. - 2008. - N 7-8. - С.24-34.
Дробышевский С.М., Полевой Д.И. Проблемы создания единой валютной зоны в странах СНГ. – М.: ИЭПП, 2004. – 110 с.
Косикова Л. Проблемы консолидации стран Содружества вокруг России в условиях внутренней неоднородности региона СНГ // Рос. экон. журнал. - 2008. - N 5-6. - С.31-44.
Лебедев А. К вопросу о реформировании Содружества Независимых Государств / Александр Лебедев, Михаил Крук // Пробл. теории и практики управл. - 2007. - N 1. - С.8-15.
Международные экономические отношения /Под ред. В.Е.Рыбалкина. - пятое изд.-М.: ЮНИТИ, 2004.
Мунтиян В.И. Стратегический замысел экономического развития стран СНГ // Инновации. - 2008. - N 7. - С.3-10.
Плышевский Б. ВВП стран СНГ: пропорции и механизм распределения // Экономист. - 2007. - N 8. - С.50-61.
Семенов К.А. Международные экономические отношения: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
СНГ: Трансазийский коридор развития // Экономист. - 2005. - N 1. - С.52-56.
Содружество Независимых Государств в 2007 году // Общество и экономика. - 2008. - N 3-4. - С.255-319.
Федулова Н. Влияние России в странах СНГ: гуманитарные аспекты // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2007. - N 5. - С.79-86.
Финансы, инвестиции и цены стран Содружества Независимых Государств: ст. сб. - М., 2007. - 352с.
Шестаков В.В. СНГ: в поисках наиболее эффективных механизмов интеграции // Соц.-гуман. знания. - 2008. - N 1. - С.292-301.
www.cisstat.com - Статкомитет СНГ

Международные экономические отношения /Под ред. В.Е.Рыбалкина. - пятое изд.-М.: ЮНИТИ, 2004.
Андрианов В. Актуальные проблемы и перспективы формирования единого экономического пространства стран СНГ // Общество и экономика. - 2005. - N 9. - С.112-124.
Внешняя торговля Стран Содружества Независимых Государств // Общество и экономика. - 2008. - N 10-11. - С.274-303.
Семенов К.А. Международные экономические отношения: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
www.cisstat.com - Статкомитет СНГ
www.cisstat.com - Статкомитет СНГ
Мунтиян В.И. Стратегический замысел экономического развития стран СНГ // Инновации. - 2008. - N 7. - С.3-10.
Федулова Н. Влияние России в странах СНГ: гуманитарные аспекты // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2007. - N 5. - С.79-86.
Лебедев А. К вопросу о реформировании Содружества Независимых Государств / Александр Лебедев, Михаил Крук // Пробл. теории и практики управл. - 2007. - N 1. - С.8-15.
Косикова Л. Проблемы консолидации стран Содружества вокруг России в условиях внутренней неоднородности региона СНГ // Рос. экон. журнал. - 2008. - N 5-6. - С.31-44.
Глазьев С. Перспективы экономического развития СНГ при интеграционном и инерционном сценариях взаимодействия стран-участниц / С.Глазьев, Ф.Клоцвог // Рос. экон. журнал. - 2008. - N 7-8. - С.24-34.
Бекетов Н.В. Перспективы развития экономической интеграции стран СНГ // Нац. интересы, приоритеты и безопасность. - 2007. - N 5. - C.16-19.
Бойко А. Новый шаг по развитию инновационной экономики стран СНГ // Инновации. - 2008. - N 2. - С.62-63.












2

Список использованных источников

1.Андрианов В. Актуальные проблемы и перспективы торгово-экономического сотрудничества России со странами СНГ // Общество и экономика. - 2003. - N 4. - С.168-187.
2.Андрианов В. Актуальные проблемы и перспективы формирования единого экономического пространства стран СНГ // Общество и экономика. - 2005. - N 9. - С.112-124.
3.Астапов К. Формирование единого экономического пространства стран СНГ // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2005. - N 1. - С.95-99.
4.Бекетов Н.В. Перспективы развития экономической интеграции стран СНГ // Нац. интересы, приоритеты и безопасность. - 2007. - N 5. - C.16-19.
5.Бойко А. Новый шаг по развитию инновационной экономики стран СНГ // Инновации. - 2008. - N 2. - С.62-63.
6.Внешняя торговля Стран Содружества Независимых Государств // Общество и экономика. - 2008. - N 10-11. - С.274-303.
7.Глазьев С. Перспективы экономического развития СНГ при интеграционном и инерционном сценариях взаимодействия стран-участниц / С.Глазьев, Ф.Клоцвог // Рос. экон. журнал. - 2008. - N 7-8. - С.24-34.
8.Дробышевский С.М., Полевой Д.И. Проблемы создания единой валютной зоны в странах СНГ. – М.: ИЭПП, 2004. – 110 с.
9.Косикова Л. Проблемы консолидации стран Содружества вокруг России в условиях внутренней неоднородности региона СНГ // Рос. экон. журнал. - 2008. - N 5-6. - С.31-44.
10.Лебедев А. К вопросу о реформировании Содружества Независимых Государств / Александр Лебедев, Михаил Крук // Пробл. теории и практики управл. - 2007. - N 1. - С.8-15.
11.Международные экономические отношения /Под ред. В.Е.Рыбалкина. - пятое изд.-М.: ЮНИТИ, 2004.
12.Мунтиян В.И. Стратегический замысел экономического развития стран СНГ // Инновации. - 2008. - N 7. - С.3-10.
13.Плышевский Б. ВВП стран СНГ: пропорции и механизм распределения // Экономист. - 2007. - N 8. - С.50-61.
14.Семенов К.А. Международные экономические отношения: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
15.СНГ: Трансазийский коридор развития // Экономист. - 2005. - N 1. - С.52-56.
16.Содружество Независимых Государств в 2007 году // Общество и экономика. - 2008. - N 3-4. - С.255-319.
17.Федулова Н. Влияние России в странах СНГ: гуманитарные аспекты // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2007. - N 5. - С.79-86.
18.Финансы, инвестиции и цены стран Содружества Независимых Государств: ст. сб. - М., 2007. - 352с.
19.Шестаков В.В. СНГ: в поисках наиболее эффективных механизмов интеграции // Соц.-гуман. знания. - 2008. - N 1. - С.292-301.
20.www.cisstat.com - Статкомитет СНГ

Вопрос-ответ:

Какие основные проблемы сталкиваются страны СНГ в перспективе развития?

Страны СНГ сталкиваются с различными проблемами в перспективе развития, такими как недостаточная диверсификация экономики, высокий уровень коррупции, слабые институты, неравномерное региональное развитие, нестабильная политическая ситуация и отсутствие единой валюты. Все эти факторы могут оказывать негативное влияние на экономическое развитие стран СНГ.

Какие теоретические основы лежат в основе экономического развития стран постсоветского периода?

Основой экономического развития стран постсоветского периода являются такие теоретические концепции, как рыночная экономика, приватизация, либерализация, инвестиционная привлекательность и конкуренция. Реализация этих теоретических основ может способствовать развитию экономики и привлечению иностранных инвестиций в страны СНГ.

Какие проблемы существуют в экономике стран СНГ?

В экономике стран СНГ существуют различные проблемы, такие как низкая инновационная активность, слабая конкурентоспособность продукции, неразвитая инфраструктура, высокая стоимость кредитных ресурсов, долговая нагрузка и неэффективность государственных предприятий. Эти проблемы могут затруднять экономическое развитие и снижать уровень жизни населения.

Каковы перспективы экономического сотрудничества России и стран СНГ?

Перспективы экономического сотрудничества России и стран СНГ включают в себя развитие торговых связей, совместные проекты в области энергетики, транспорта, инфраструктуры и туризма, а также укрепление взаимовыгодных экономических отношений. Однако, для достижения положительных результатов необходимо решить ряд проблем, таких как торговые барьеры, неравеномерность развития регионов и дисбаланс в экономическом потенциале стран СНГ.

Какие проблемы возникают в развитии стран СНГ?

В развитии стран СНГ возникает ряд проблем, таких как низкая конкурентоспособность, непрозрачность и коррупция в бизнес-среде, ограничения на внешнюю торговлю, неэффективное использование ресурсов, отсутствие инноваций и технологического развития и другие.

Какова общая характеристика стран постсоветского периода?

Страны постсоветского периода имеют различные уровни экономического развития. Некоторые из них, такие как Россия и Казахстан, обладают значительным экономическим потенциалом, в то время как другие, такие как Таджикистан и Кыргызстан, сталкиваются с серьезными проблемами развития. Однако в целом все эти страны имеют схожие особенности, связанные с наследием советской экономики и трудностями в построении рыночных отношений.

Каков анализ экономического развития государств СНГ в 2008-2009 годах?

В период 2008-2009 годов страны СНГ столкнулись с серьезным экономическим кризисом, вызванным глобальной финансово-экономической ситуацией. Во многих странах произошло снижение ВВП, рост безработицы, инфляции и девальвация рубля. Однако, некоторые страны, такие как Россия и Казахстан, смогли относительно успешно преодолеть кризис и быстро восстановиться.

Какие перспективы экономического сотрудничества между Россией и странами СНГ?

Перспективы экономического сотрудничества между Россией и странами СНГ включают в себя развитие торговли, инвестиций, энергетического сектора и других сфер. Россия является важным экономическим партнером для многих стран СНГ, и укрепление сотрудничества может принести взаимные выгоды и способствовать экономическому развитию региона.