Методы изучения романа Лермонтова "Герой нашего времени"
Заказать уникальную курсовую работу- 27 27 страниц
- 27 + 27 источников
- Добавлена 01.04.2009
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
I. Роман «Герой нашего времени» в оценке русских критиков
II. Изучение художественного метода романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
2.1Проблематика изучения художественного метода романа……………...12
2.2 Сюжет, композиция и жанр романа……………...………………………18
Заключение
Список литературы
Выбор именно этих фактов жизни не случаен. Эпизоды выстраиваются друг за другом по принципу психологической параллели или контраста. Лермонтов в тщательно расположенных психологических этюдах притупляет ряд приключенческих событий, а основной интерес направляет на анализ душевной жизни героя. Писатель почти все перенимает из традиций романтических романов, сюжет которых развертывается на Кавказе. Его герои имеют родственные черты с героями, безрассудно смело и непонятно почему рискующими своей жизнью, и с угрюмыми героями, исполненными ненавистью и жаждой мести. Однако романтические трафареты и общеизвестные образы и обороты действия в структуре романа приобретают реалистическую функцию для раскрытия духовной жизни героя [21, c.6].
Писатель объективно, критически смотрит на русскую жизнь, подходя к ее изображению как исследователь. Романтизм и реализм противостоят друг другу, подчеркивая важнейший психологический конфликт произведения.
«Путевые заметки» представлены как реалистическая форма повествования. Присутствует точность и достоверность бытовых деталей, простота и поэтичность языка лермонтовской прозы, ее ироничность и лиризм.
Повесть «Бэла» строится в строгом соответствии с законами романтизма. Романтический пейзаж предваряет бурные загадочные события. Главный герой противостоит окружающему миру: он ищет неземную любовь, его мятущаяся душа, родственная стихиям, протестует против условностей общества. Мироощущение героя глубоко и трагично, и это дает ему право переступать человеческие законы – романтик не подчиняется норме, принятой у обыкновенных людей. К романтически традициям восходит окружающий Печорина ореол таинственной недосказанности. Так, характеризуя появление героя на страницах романа, Е.Н. Михайлова писала: «В «Бэле» он является каким-то таинственным лицом. Героиня этой повести вся перед вами, но герой – как будто бы показывается под вымышленным именем, чтобы его не узнали. Из-за отношений его по «Бэле» вы невольно догадываетесь о какой-то другой повести, заманчивой, таинственной, мрачной» [23,c. 10].
В повести «Максим Максимыч» отчетливее проступает контраст романтизма и реализма. Печорин мыслит и действует как романтический герой, но автор реалистически. Герой переживает душевный кризис, в изображении которого проявляется мастерство автора. Образ Печорина романтичен (одиночество, страдание, разочарованность, индивидуализм и т.п.), но изображен он исторически конкретно. Автор приближается к реализму, противопоставляя своему разочарованному герою положительного человека из народа (нравственная безупречность Максима Максимыча).
В повести «Тамань» представлена типично романтическая ситуация с таинственными ночными встречами, столкновениями страстей, неожиданными поворотами событий, сулящими то упоения любви, то роковые, смертельные опасности, хотя потом все это получает весьма реальное и даже прозаическое объяснение. Тут с наибольшей наглядностью проявляется реалистическая стилевая «упаковка» внутреннего романтического содержания повести, достигаемая ее подчеркнуто реалистическим зачином и концовкой [26, c.11].
Повесть «Княжна Мери» как наиболее глубокое самовыражение Печорина. Возвышенно-романтическое начало дневника отражает страстное влечение героя к природе. Природа необходима ему как воплощение свободы – заветного романтического идеала, как возможность полного раскрепощения личности. Печорин отзывается на все подлинно прекрасное, в его пейзажных зарисовках проявляется метафорическая смелость, поэтичность и проникновенный лиризм. Романтизм высоко ценит выражение подлинно человеческого во всем, даже в пороке; он далек от обыденной морали, пассивного существования, чуждого страстям, сомнениям, порывам. Романтизм как метод исследования души героя исчерпал себя, потому что самопознание Печорина представляет собой деятельность холодного разума, ищущего истину. Романтический герой Лермонтова приобретает реалистические черты [27, c.6].
Завершает роман повесть «Фаталист», где Печорин является и героем и рассказчиком. Он смотрит на себя и на события своей жизни и собственными, и чужими глазами. В повести также был нарисован романтико-психологический портрет Вулича - человека с необычным, видимо, прошлым. Колорит загадочности и даже таинственности, приданный образу Вулича, обусловлен не только тем, что в нем воспроизведен один из реально-жизненных романтических характеров, но и постановкой в повести сложнейшей философской проблемы – о роли предопределения в судьбе человека, о свободе воли и необходимости в человеческой жизни. Проблема судьбы, рока, предопределения, божественного провидения была одной из главных в романтической литературе [27, c.9].
Роман написан так, что личность Печорина остаётся привлекательной. Ю.М. Лотман утверждал, что “романтический демонизм”, “причастность злу” были необходимы Лермонтову для создания правдивого социально-психологического портрета своего поколения [12, с.265].
Роман «Герой нашего времени» создавался в сложном и противоречивом контексте эпохи, в период, когда в недрах романтизма со всеми его противоречиями и оттенками зарождался еще более сложный и многообразный творческий метод, получивший впоследствии название реализма. Композиция и стиль романа подчинены одной цели: как можно глубже и всесторонне раскрыть образ героя своего времени, проследить историю его внутренней жизни, ибо «история души человеческой, - как заявляет автор в «Предисловии» к «Журналу Печорина», - хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она написана без тщеславного желания возбудить участие и удивление» [10, с.85].
Основную ситуацию романа Лермонтова составляет трагедия человека сильной воли, обреченного судьбою на бездействие. Болезнью Печорина могут быть названы лишь его намерения и страсти, искаженные окружением и не находящиеся во взаимосвязи с его поступками [10, с.63]. Стоит процитировать размышления Печорина: «Страсти не что иное, как идеи при первом своем развитии». Трагедия Печорина – лишнего человека – заключается не в его слабости, а в том, что он лишен возможности благоразумных поступков. Поэтому его поступки проявляются в большинстве случаев в отрицательной форме. В его образе раскрывается диалектика души человека, не способного к осуществлению самого себя и мечущегося в западне общества [10, с.87].
Таким образом, в романе «Герой нашего времени» гармонично сочетаются романтизм и реализм. Проблематика романа повлияла на художественную систему Лермонтова, который пришел к реалистическому принципу изображения жизни. В творчестве Лермонтова отражается взаимное обогащение двух методов: романтического и реалистического. Лермонтов почти все перенимает из традиций романтических романов: много приключенческих эпизодов; герой, который безрассудно рискует своей жизнью; любовные похождения. Однако все эти романтические образы и действия в структуре романа приобретают реалистическую функцию для раскрытия духовной жизни героя. Я думаю, что Лермонтов хотел показать героя в разных ситуациях – не только положительных, но и отрицательных, поэтому в романе происходит частая смена места действия и действующих лиц. Итак, Лермонтов силой своего таланта смог передать в своем романе образ молодого человека, исполненного благородных стремлений, но сломленного, который стремится исчезнуть, уйти из жизни, как существо лишнее и бесполезное.
Заключение
Значение Лермонтова в истории русской литературы определяется прежде всего тем, что его поэзия, по выражению Белинского, «совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества». Критики признавали значительность и духовную мощь Печорина, несмотря на неоднозначность их оценок. Творчество Лермонтова с наибольшей полнотой и с предельной художественной силой выразило идейные течения и настроения, характерные для 30-х годов XIX века.
«Герой нашего времени» - значительное явление в развитии классической литературы. Это первый психологический роман в прозе, в котором показаны изнутри жизнь сердца и напряженная работа ума человека 30-х годов. «Герой нашего времени» как произведение реалистическое был подготовлен всем ходом развития русской литературы и прежде всего исканиями романтиков. Опыт романтиков в изображении внутреннего мира человека, достижения «поэзии мысли», опыт Пушкина – все это, воспринятое и творчески переосмысленное Лермонтовым, способствовало ему в выработке собственных принципов изображения характера современного человека в соотнесении с историей и окружающей его средой.
Анализ романа «Герой нашего времени» с точки зрения романтизма и реализма показывает, прежде всего, схематизм и условность самого принципа разделения авторов и его произведения на романтическое и реалистическое. Кроме того, можно сказать, что романтизм и реализм являются не просто двумя периодами в истории русской литературы, а вечными способами изображения мира и человека, причём наибольших художественных вершин достигают именно те авторы, которые идут по пути их соединения и создают философско-психологические произведения с социальной проблематикой. Таким и стал роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», показывающий, что реализм рождается не как отрицание романтизма, а как сохранение и развитие его достоинств. Видимо, писатель открыл наиболее подходящий для русской жизни и русского характера способ изображения, для которого бы подошло название романтико- реалистический метод. Такие произведения всегда отличаются некоторой неразгаданностью и глубиной. Полное разъяснение авторами поступков и чувств героев, однозначность авторских выводов всегда снижает интерес к чтению, превращает художественное произведение в пункт списка для обязательного чтения. А объединение двух творческих методов позволяет произведению жить вечно, заставляя каждое новое поколение читателей не просто обсуждать его по-новому, но надеяться на новые открытия и в художественном мире произведения, и в себе самих.
Итак, в «Герое нашего времени» с наибольшей органичностью и последовательностью проявился его особый синтезирующий, романтико-реалистический метод. Он был подготовлен как закономерностями развития литературного процесса переходной эпохи, так и особенностями неповторимой художественной индивидуальности великого поэта. «Герой нашего времени» создан в эпоху, когда романтизм и реализм наиболее тесно взаимодействовали; создан художником, обладавшим непревзойденной способностью к синтезу «противоположностей»; посвящен такому жизненному типу, «странности» которого требовали «двуединого синтезирующего освещения; и, главное, роман запечатлел одинаково страстное стремление его творца трезвому познанию реальной действительности и одновременно к утверждению своих заветных идеалов.
В дальнейших исследования хотелось бы более детально рассмотреть роман «Герой нашего времени» с точки зрения романтико-реалистического метода, привести примеры ситуаций вместе с описанием природы и показать язык, который служит прекрасным средством характеристики героев романа.
Список литературы
1. Архипов В.А. М.Ю. Лермонтов: Поэзия познания и действия.- М., 1965,
280 с.
2. Белинский В.Г. «Герой нашего времени»: Сочинение М.Лермонтова//Полн. собр. соч. – М., 1954. – Т. IV. – С. 193-270
3. Виноградов В. В. Стиль прозы Лермонтова //Лит. наследство. – М., 1941. - №43-44. – с.564-628
4. Висковатов П.А. Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. М., 2004
5. А. И. Герцен. Собрание сочинений, т. I. М., 1954
6. Голованова Т.П. М.Ю. Лермонтов в Истории русской: в 4 т. Л., 1981
7. Григорьян К.Н. Лермонтов и его роман «Герой нашего времени». Л., 1975
8. Журавлева А.И. Лермонтов в русской литературе. М., 2002
9. Карташова И.В. Романтизм М.Ю. Лермонтова//Русский романтизм. – М., 1984. – 270 с.
10. Ковалевский .В. Н. Проблема взаимоотношений личности и общества в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» автодис, защита 01.12.2008/В.Н. Ковалевский – М., 2008- 125 с.
11. Коровин В.И. Творческий путь Лермонтова. – М., 1973. – 320с.
12. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. М., 2001
13. Манн Ю.В. Русская литература XIX в. М., 2001
14. Мануйлов В. Роман М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Русская литература XIX в. М., 2002
15. Маймин Е.А. О русском романтизме. М., 1975
16. Михайлова Е. В.Проза Лермонтова. – М., 1957. 315 с.
17. Удодов Б.Т. Герой нашего времени//Лермонтовская энциклопедия, - М., 1981.- с.101-111
18. Усок И.Е. К спорам о художественном методе М.Ю. Лермонтова// К истории русского романтизма. М.: Наука, 1973
19. Хайнади З. Герой нашего времени // Литература № 16/ 2003.- с.5-6
20. Чернышевский Н.Г.. Полное собрание сочинений, т. I. М., 1939
21. Флоринский С.М. Русская литература. М.: Просвещение, 2000
22. Эйхенбаум Б.М. – роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» М., 1988
23. История русской литературы XIX века: в 3 ч./ч.2 (1840-1860 гг.) М., 2005
24. Русская литература XIX века: Учебник – практикум. М., 2004
25. М.Ю.Лермонтов. Герой нашего времени. Анализ текста. Основное содержание. Сочинения/ авт. сост. Е.Ю. Липина – 7-ое изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2007 – 94 с.
26. Лермонтовская энциклопедия. – М., 1981, 520 с.
27. Литературный энциклопедический словарь / Под ред. В.М.Кожевникова, П.А.Николаева. Редкол.: Л.Г.Андреев, Н.И.Балашов, А.Г.Бочаров и др. – М.: Сов.энциклопедия, 2000 -752 с., с.279
23
280 с.
2. Белинский В.Г. «Герой нашего времени»: Сочинение М.Лермонтова//Полн. собр. соч. – М., 1954. – Т. IV. – С. 193-270
3. Виноградов В. В. Стиль прозы Лермонтова //Лит. наследство. – М., 1941. - №43-44. – с.564-628
4. Висковатов П.А. Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. М., 2004
5. А. И. Герцен. Собрание сочинений, т. I. М., 1954
6. Голованова Т.П. М.Ю. Лермонтов в Истории русской: в 4 т. Л., 1981
7. Григорьян К.Н. Лермонтов и его роман «Герой нашего времени». Л., 1975
8. Журавлева А.И. Лермонтов в русской литературе. М., 2002
9. Карташова И.В. Романтизм М.Ю. Лермонтова//Русский романтизм. – М., 1984. – 270 с.
10. Ковалевский .В. Н. Проблема взаимоотношений личности и общества в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» автодис, защита 01.12.2008/В.Н. Ковалевский – М., 2008- 125 с.
11. Коровин В.И. Творческий путь Лермонтова. – М., 1973. – 320с.
12. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. М., 2001
13. Манн Ю.В. Русская литература XIX в. М., 2001
14. Мануйлов В. Роман М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Русская литература XIX в. М., 2002
15. Маймин Е.А. О русском романтизме. М., 1975
16. Михайлова Е. В.Проза Лермонтова. – М., 1957. 315 с.
17. Удодов Б.Т. Герой нашего времени//Лермонтовская энциклопедия, - М., 1981.- с.101-111
18. Усок И.Е. К спорам о художественном методе М.Ю. Лермонтова// К истории русского романтизма. М.: Наука, 1973
19. Хайнади З. Герой нашего времени // Литература № 16/ 2003.- с.5-6
20. Чернышевский Н.Г.. Полное собрание сочинений, т. I. М., 1939
21. Флоринский С.М. Русская литература. М.: Просвещение, 2000
22. Эйхенбаум Б.М. – роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» М., 1988
23. История русской литературы XIX века: в 3 ч./ч.2 (1840-1860 гг.) М., 2005
24. Русская литература XIX века: Учебник – практикум. М., 2004
25. М.Ю.Лермонтов. Герой нашего времени. Анализ текста. Основное содержание. Сочинения/ авт. сост. Е.Ю. Липина – 7-ое изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2007 – 94 с.
26. Лермонтовская энциклопедия. – М., 1981, 520 с.
27. Литературный энциклопедический словарь / Под ред. В.М.Кожевникова, П.А.Николаева. Редкол.: Л.Г.Андреев, Н.И.Балашов, А.Г.Бочаров и др. – М.: Сов.энциклопедия, 2000 -752 с., с.279
Вопрос-ответ:
Какие методы изучения романа Лермонтова "Герой нашего времени" существуют?
Существует несколько методов изучения романа Лермонтова "Герой нашего времени". Один из них - анализ литературной критики. Русские критики оценивали роман как одно из величайших достижений русской прозы XIX века. Второй метод - изучение художественного метода романа. Этот метод включает анализ проблематики, сюжета, композиции и жанра произведения.
Как роман Лермонтова "Герой нашего времени" оценивали русские критики?
Русские критики оценивали роман Лермонтова "Герой нашего времени" высоко. Они считали его одним из величайших достижений русской прозы XIX века. Критики отмечали глубокий психологизм, остроту социальной критики и яркость образов в романе.
Как изучают художественный метод романа "Герой нашего времени" Лермонтова?
Изучение художественного метода романа "Герой нашего времени" Лермонтова включает анализ проблематики, сюжета, композиции и жанра произведения. Рассматривается тематика и идеи, которые автор воплощает в романе, а также способы и приемы, которыми он достигает своих художественных целей.
Какие проблематики изучаются в художественном методе романа "Герой нашего времени" Лермонтова?
В художественном методе романа "Герой нашего времени" Лермонтова изучается разнообразная проблематика. Это и проблемы моральности и этики, и противоречия индивидуальности и общества, и вопросы свободы и воли, и многое другое. Роман ставит важные философские и этические вопросы, которые актуальны и в наше время.
Какими художественными методами пользуется Лермонтов в романе "Герой нашего времени"?
Лермонтов в романе "Герой нашего времени" использует различные художественные методы. Он создает композицию, в которой эпизоды выстраиваются друг за другом по принципу психологической параллели или контраста. Автор также обращается к разным жанрам - от романтической поэзии до реалистической прозы. Его яркие образы и глубокий психологизм делают роман неповторимым произведением искусства.
Какие методы изучения романа Герой нашего времени были использованы?
Методы изучения романа Герой нашего времени, предложенные русскими критиками, включают анализ сюжета, композиции и жанра, исследование художественного метода и проблематики. Критики также обращают внимание на стройность структуры романа и целостность его художественного образа.
Какова проблематика изучения художественного метода романа Герой нашего времени?
Проблематика изучения художественного метода романа Герой нашего времени заключается в анализе причин и последствий действий героев, их психологическом развитии, взаимосвязи между персонажами и отношении автора к ним. Критики интересуются также использованием автором различных литературных средств и художественных приемов.
Каковы основные эпизоды романа "Герой нашего времени" и их значение?
Основные эпизоды романа "Герой нашего времени" включают истории о двух героях - Грушницком и Печорине. Эти эпизоды выстраиваются друг за другом по принципу психологической параллели или контраста, позволяя читателю лучше понять характер и мотивы действий героев. Каждый эпизод имеет свою собственную ценность и вносит свой вклад в общий смысл романа.
Каковы сюжет, композиция и жанр романа "Герой нашего времени"?
Сюжет романа "Герой нашего времени" представляет собой рассказ о жизни двух героев - Грушницкого и Печорина, их взаимоотношениях и последствиях своих поступков. Композиция романа строится через различные эпизоды, которые соединяются по принципу психологической связи между героями. Жанр романа можно определить как психологическую прозу.
Какое значение имеют выбранные факты жизни в романе "Герой нашего времени"?
Выбор именно этих фактов жизни не случаен. Эпизоды в романе "Герой нашего времени" выстраиваются друг за другом по принципу психологической параллели или контраста, что позволяет автору передать сложность и противоречивость внутреннего мира героев. Каждый факт жизни имеет свое значение и способствует развитию художественной идеи романа.
Какие методы изучения романа Лермонтова "Герой нашего времени" существуют?
Существует несколько методов изучения романа "Герой нашего времени" Лермонтова. Один из них - структурно-жанровой анализ, который включает изучение сюжета, композиции и жанра романа. Также используется метод анализа художественного метода, который позволяет выявить особенности стиля и приемы, использованные автором в романе. Также важным методом является изучение проблематики, которую автор ставит перед читателем, а также анализ эпизодов, их последовательности и связи с общей идеей романа.