Исследовательская работа: Искусство в обыденном сознании русских и иностранцев.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Искусство
  • 25 25 страниц
  • 3 + 3 источника
  • Добавлена 10.04.2009
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
Глава 1. От раннего христианства к Средневековью
1.1. Византия. Искусство в сознании первых христиан
1.2. Романский и готический стиль как отображение поиска новых идей и форм
1.3. Искусство Руси X – XIV вв. Его религиозный характер и специфика формирования
Глава 2. От эпохи Возрождения до наших дней. Изменяющиеся представления об искусстве в сознании русских и иностранцев
2.1. Культура и искусство эпохи Возрождения
2.2. Искусство Западной Европы XVII – XX вв.
2.3. Искусство в обыденном сознании русских людей в XVII – XX вв.
Заключение
Список литературы


Фрагмент для ознакомления

Одна из отличительных черт XIX века – специализация по всем отраслям знаний, в искусстве она также проявилась, прежнего разделения художников на жанристов, историков, пейзажистов было уже недостаточно. Искусство в обыденном сознании европейцев XIX века должно быть совершенно, а для того, чтобы достичь этого совершенства, художник должен сосредоточиться на чём-то одном. Францию в это время захватил импрессионизм. Его возникновение было обусловлено реакцией против символизма и романтизма, против тёмной живописи. Импрессионисты считали, что «традиции искусства поддерживаются не настойчивым подражанием стилям прошлого, а непосредственным исканием характера каждой эпохи... Итак, мы можем дать следующее определение импрессионизма: переворот в живописной технике параллельно с попыткой выражения в искусстве современности».
XX век стал веком сплошных переворотов и потрясений. Это касается не только России, но и Европы. В условиях сменяющих друг друга кризисов, революционных выступлений, двух мировых войн об эстетической составляющей искусства мало кто думал, духовный кризис, поиски новых форм и идей привели к появлению авангардизма, модернизма. В произведениях искусства были отражены все сложнейшие периоды жизни России и Западной Европы.















2.3. Искусство в обыденном сознании русских людей в XVII – XX вв.

Для того чтобы провести сравнительную характеристику, необходимо обратиться к русскому искусству. Мы рассмотрели, как от века к веку, от эпохи к эпохе менялись представления об искусстве в Западной Европе. Теперь обратимся к России, чтобы понять, что было общего, а что отличалось.
Пока в Европе господствовала эпоха Возрождения, в России продолжался этап становления и формирования русского искусства. Последствия татаро-монгольского нашествия были ужасны: многие памятники культуры были уничтожены, в пылу постоянной борьбы за независимость русскому народу было не до развития искусства, а после свержения ига пришлось практически начинать всё заново, для того, чтобы восстановить утраченное и двигаться дальше. XV век ознаменовался религиозным подъёмом, стали появляться новые монастыри, храмы. В иконописи, живописи отразились стремление к психологизму образов, необычайной остроте индивидуальных характеристик, динамической свободе и живописности композиционных построений, изысканному колориту. Искусство по-прежнему служило религии, тогда как в Европе все увлеклись идеей всемогущества человека и его физического и умственного совершенства.
В эпоху Петра I Россия испытывала сильное влияние западного искусства. Вторая половина XVIII века стала расцветом русского искусства. Искусство выражало в основном идейные позиции дворянской интеллигенции. Взяв лучшее от Западной Европы, русские мастера развивали и национальные традиции. Искусство в обыденном сознании русских - это отображение развития русской эстетической мысли. Идейность искусства ценилась превыше всего: «художник не должен был унижать разум свой для украшения безделушками дома какого-либо богатого человека по его вкусу, ибо все художнические произведения соответствовали мыслям всего народа» (Чекалевский). Русскому искусству была свойственная человечность, отход от декоративизма.
Изобразительное искусство того времени было проникнуто лиричностью, интеллигентностью, тонкой эмоциональностью. В различных искусствах нашёл отражение сентиментализм. Искусство в сознании людей этого периода – это воспевание ценности человеческой личности, создание культа чувств, любви к природе, к тишине и простой жизни, провозглашение идеалов труда и нравственной чистоты. В живописи, литературе мы видим стремление русских мастеров раскрыть красоту человеческих чувств, передать эмоциональную сторону жизни человека, отобразить связь человека с природой.
В XIX веке из Франции в Россию пришёл стиль ампир, причём, на русской почве этот стиль был воплощён идеально, русская архитектура этого периода представлена более высокими художественными творениями, чем во Франции и в других европейских странах.
Таким образом, XVIII и XIX века стали периодом установления тесных экономических и культурных связей между Россией и Западной Европой, как результат – русское искусство подверглось сильному влиянию западноевропейского искусства. Но только, в силу особенностей русской души и окружающей действительности к искусству предъявлялись несколько иные требования, задача искусства понималась по-разному русскими и иностранцами. Русское искусство отражало борьбу между идейными воззрениями правящих кругов и людей, сочувствующих горькой участи простого народа. В Западной Европе такая полярность была несколько сглажена.
В XX веке победившая революция кардинально изменила взгляды на искусство. Искусство, служащее социалистическим идеалам, помогающее решать задачи советского строительства, носящее массовый характер – вот идеал первой половины XX века. Более того, искусство должно послужить делу сплочения трудящихся во имя борьбы за социалистическую Россию. Такой подход привёл к появлению агитационных форм искусства. Особое значение имел советский агитационный плакат, который имел всё необходимое для того, чтобы решать новые задачи, вставшие перед искусством: он был понятен каждому человеку, оптимистичен, внушал веру в непобедимость советского народа, в нём в предельно простых, ясных и красочных формах был выражен понятный народу лозунг.
Также приоритетным в изобразительном искусстве было изображение деятельности рабочего класса, пролетариев – революционеров, бунтарей, борцов ха светлое будущее. Искусство стало мощным средством идеологического воздействия на народные массы. По этой причине монументальная скульптура, масштабные полотна советских художников несли идею актуальности классовой борьбы.
В первые годы революций в искусстве шла ожесточённая борьба между реализмом и формализмом, но решающее слово было за партией и народом, они оказали поддержку художникам – реалистам, поскольку только реализм, а точнее социалистический реализм, мог полной мере отразить перемены, происходившие в советском обществе и сознании.
Война и репрессии внесут впоследствии свои коррективы, идейный кризис и борьба найдут своё отражение во всех сферах искусства, влияние Запада будет ограничено в силу установления «железного занавеса», русское искусство пойдёт своим, трудным, тернистым путём. Советское искусство настолько разнопланово, разнонаправлено, что очень трудно делать какие-то общие выводы.




Заключение

Таким образом, то, каким искусство предстаёт в обыденном сознании представителей той или иной нации зависит от особенностей среды, национального характера, темперамента, происходящих на международной арене политических событий. Искусство, как результат человеческой деятельности, по определению должно отражать происходящие в обществе перемены, помогать выходу из духовного или идейного кризиса, в этом состоит его главная задача.
Если сравнивать, очень трудно однозначно утверждать, в чём же разница между искусством в обыденном сознании русских и искусством в обыденном сознании иностранцев. Всё зависит от эпохи, потому что каждая эпоха создаёт свой индивидуальный тип людей, русский человек XVIII века, конечно же, отличается от русского наших дней, следовательно, и требования и представления об искусстве различны.
Но думаю, следует отметить следующие основные отличия: русский народ и его искусство испытали сильное влияние Византии, которая принесла на Русь христианство, Западная Европа также подверглась этому влиянию, но позже пошла самостоятельным путём, незначительно развив высокий византийский стиль. Вплоть до XVII века в России искусство служило религии, постепенно развиваясь и приобретая сугубо национальные черты, которые формировались в недрах народного творчества. В то время как Западная Европа увлеклась эстетикой искусства, Россия обратила взор к внутреннему содержанию.
В эпоху Петра I Россия и Западная Европа стали тесно взаимодействовать, в экономическом и культурном плане. Несмотря на то, что русское искусство подверглось западному влиянию, оно сохранило свою главную особенность – духовность, богатое внутреннее содержание. В обыденном сознании русских всех времён, как мне кажется, искусство всегда служит нравственности и истинной духовности. К сожалению, в конце XX века запросы стали иными, поскольку идеалы изменились.
В конце XX века развитые информационные технологии, Интернет способствуют тесному взаимодействию, в том числе и культурному, Россия и Европа подвергаются сильному влиянию Америки. Это влияние носит и экономический и идейный характер. Столь тесное общение между представителями разных культур и наций привело к тому, что искусство перестало носить национальный характер, границы нивелировались, происходит постоянное взаимное проникновение различных культур.
Искусство тесно переплелось с коммерцией, теперь важна не духовная и эстетическая составляющая искусства, а его способность удовлетворить далеко не всегда взыскательные вкусы современных людей. Обесцениванию высокой и значимой роли искусства способствует и падение общекультурного уровня. Все вышеперечисленные проблемы касаются не только России, но стран Западной Европы и Америки.
Что касается русского народа, необходимо заметить, что переходный период (90-е годы) способствовал тому, что старые идеалы и традиции, в том числе и в искусстве, ушли в прошлое, а новые ещё не успели сформироваться. В таких условиях внедрение чужеродных элементов в культуре и искусстве вполне объяснимо. Остаётся надеяться, что сложившиеся веками традиции русского искусства получат своё продолжение, и искусство в обыденном сознании русских всегда будет источником духовного развития, отображением высоких нравственных идеалов.






Список литературы

Алпатов М.В. Искусство. Живопись, скульптура, графика, архитектура. – М., 1969
Гнедич П.П. Всемирная история искусств. – М., 1997
История СССР. С древнейших времён до 1861 года. /Под ред. П.П. Епифанова, В.В. Мавродина. – М., 1983

Гнедич П.П. Всемирная история искусств. – М., 1997. С. 201
Гнедич П.П. Всемирная история искусств. – М., 1997. С. 204
Гнедич П.П. Всемирная история искусств. – М., 1997. С. 204
Алпатов М.В. Искусство. Живопись, скульптура, графика, архитектура. – М., 1969. С. 64
Гнедич П.П. Всемирная история искусств. – М., 1997. С. 301
Гнедич П.П. Всемирная история искусств. – М., 1997. С. 300
Гнедич П.П. Всемирная история искусств. – М., 1997. С. 303
Гнедич П.П. Всемирная история искусств. – М., 1997. С. 303
Гнедич П.П. Всемирная история искусств. – М., 1997. С. 304
История СССР. С древнейших времён до 1861 года. /Под ред. П.П. Епифанова, В.В. Мавродина. – М., 1983. С. 80
Алпатов М.В. Искусство. Живопись, скульптура, графика, архитектура. – М., 1969. С. 318
Алпатов М.В. Искусство. Живопись, скульптура, графика, архитектура. – М., 1969. С. 318
История СССР. С древнейших времён до 1861 года. /Под ред. П.П. Епифанова, В.В. Мавродина. – М., 1983. С. 101

Алпатов М.В. Искусство. Живопись, скульптура, графика, архитектура. – М., 1969. С. 81
Алпатов М.В. Искусство. Живопись, скульптура, графика, архитектура. – М., 1969. С. 91
Гнедич П.П. Всемирная история искусств. – М., 1997. С. 342
Гнедич П.П. Всемирная история искусств. – М., 1997. С. 403
Гнедич П.П. Всемирная история искусств. – М., 1997. С. 402
Алпатов М.В. Искусство. Живопись, скульптура, графика, архитектура. – М., 1969. С. 184
Алпатов М.В. Искусство. Живопись, скульптура, графика, архитектура. – М., 1969. С. 279
Алпатов М.В. Искусство. Живопись, скульптура, графика, архитектура. – М., 1969. С. 345












2

Список литературы

1.Алпатов М.В. Искусство. Живопись, скульптура, графика, архитектура. – М., 1969
2.Гнедич П.П. Всемирная история искусств. – М., 1997
3.История СССР. С древнейших времён до 1861 года. /Под ред. П.П. Епифанова, В.В. Мавродина. – М.,

Вопрос-ответ:

Какое искусство было в сознании первых христиан на ранних этапах христианства?

Искусство, которое было в сознании первых христиан на ранних этапах христианства, было преимущественно религиозным и имело глубокое духовное значение. Оно воплощало символические образы и сцены из Библии, а также демонстрировало веру и поклонение христиан.

Какие новые идеи и формы отображали романский и готический стили в искусстве?

Романский и готический стили в искусстве отображали поиск новых идей и форм. Они выражали стремление к вертикальности, создавали величественные соборы и церкви с высокими столбами и арками. Эти стили также включали в себя использование богатой орнаментики, создание монументальных скульптур и раскраску витражей, что придавало им уникальность и неповторимость.

Каким было искусство Руси X-XIV веков и каковы особенности его формирования?

Искусство Руси X-XIV веков было преимущественно религиозным и имело ярко выраженный религиозный характер. Оно включало в себя создание икон, росписей церквей, монастырей и иных святынь. Особенностью формирования этого искусства было влияние византийской культуры и искусства на русскую землю, что сказалось на его характере и стилистике.

Как изменялись представления об искусстве в сознании русских и иностранцев с эпохи Возрождения до наших дней?

С эпохи Возрождения до наших дней представления об искусстве в сознании русских и иностранцев менялись значительно. Возникли новые стили и направления, такие как барокко, классицизм, экспрессионизм, кубизм и другие. Возросла роль художника и его индивидуальности. Это время также связано с появлением новых технологий и материалов, что позволило художникам реализовывать свои идеи и создавать новые произведения искусства.

Какое значение искусства имело в обыденном сознании первых христиан во времена Византии?

Искусство имело важное религиозное значение для первых христиан. Они использовали его как способ выражения своей веры и поклонения Богу. Христианское искусство в Византии было насыщено символикой и духовностью, оно служило средством общения с Божественным. Искусство играло роль не только в церковной жизни, но и в повседневных ритуалах христиан, таких как молитва, поклонение и чтение священных текстов.

Какие идеи и формы отображались в романском и готическом стиле искусства?

Романский и готический стиль были свидетелями поиска новых идей и форм в искусстве. Романская архитектура отличалась грубостью и простотой форм, символизируя простоту и бедность религиозной жизни. Готическое искусство, напротив, было более сложным и изящным, отображая стремление человека к богатству и благополучию. Оно использовало архитектурные детали, такие как орнаменты, флюгера и розетки, чтобы создать эффект поклонения и благоговения.

Какова специфика формирования искусства на Руси в X-XIV веках?

Искусство на Руси в X-XIV веках имело ярко выраженный религиозный характер. Церковь играла важную роль в формировании искусства, и архитектура храмов считалась наиважнейшим выражением религиозности и духовности. Русское искусство того времени отличалось монументальностью, яркостью и символическим содержанием. Великое влияние на формирование искусства оказывала икона, которая стала основным выразительным средством православной религии.

Какое искусство было популярно в эпоху Византии?

В эпоху Византии популярными видами искусства были иконы, фрески, мозаики, росписи церквей. Византийская христианская церковь тесно связывала себя с искусством и использовала его для распространения идей и верований. Архитектура и живопись византийского искусства были направлены на создание мистической и духовной атмосферы.

Какие особенности характеризуют романский и готический стиль в искусстве?

Романский и готический стили были своеобразным отображением поиска новых идей и форм в искусстве. Особенности романского стиля включают простоту и монументальность архитектуры со строгими линиями и мощными стенами. Готический стиль, в свою очередь, отличается легкостью и воздушностью, высокими и стройными башнями, а также богатством деталей и витражными окнами.