Психоэмоциональный стресс

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Общая психология
  • 34 34 страницы
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 15.07.2009
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О СТРЕССЕ
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СТРЕССА
ГЛАВА 3. ВЛИЯНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СТРЕССА НА ЗАБОЛЕВАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Тестирование студентов-медиков непосредственно перед и после выпускных экзаменов показывает, что у 20 из 21 обследованного студента уровень холе-s стерина в сыворотке крови перед экзаменами, т. е. в стрессовой ситуации, повышен. (18, с. 339)
Артериальная гипертензия. Это повышенное и приносящее вред давление крови на стенки артерий. Причин повышенного давления тоже может быть несколько. Но не вызывает сомнения то, что действие стрессоров приводит к повышению давления.
Эмоциогенные стрессоры рассматриваются как один из главных факторов в этиологии гипертензии. Поэтому образовательные программы для гипертоников предусматривают обучение методам управления уровнем стресса.
Инсульт и ишемическая болезнь сердца. Инсульт возникает в результате блокады кровотока или разрыва кровеносного сосуда в головном мозге, что вызывает недостаток кислорода и гибель нервных клеток. Результатом инсульта может быть паралич, нарушение речи, ухудшение моторных функций или смерть. Считается, что инсульт связан с высоким артериальным давлением, действием стрессоров и некоторых других причин. (18, с. 340)
Ишемическая болезнь сердца (ИБС) и ее связь с повышенным уровнем стресса объясняются повышенной активизацией стрессовых механизмов под влиянием стрессоров: учащение ритма сердца, повышение артериального давления, задержка жидкости в организме. Типичная жертва сердечного приступа – переутомленный, сильно загруженный работой бизнесмен с избыточной массой тела, сигаретой в зубах, снимающий напряжение с помощью спиртного. Был идентифицирован стиль поведения типа А, который наиболее часто встречается у людей, перенесших инфаркт. Обычно это люди агрессивные, тщеславные, нетерпеливые, враждебные, зависимые от оценки своей работы, занимающиеся одновременно несколькими делами сразу.
Окончательный вывод о причинах ИБС и инфаркта сделать пока невозможно. Можно утверждать, что одним из психосоциальных факторов развития ИБС является враждебность, которая влияет на развитие коронарного атеросклероза при сопутствующем изменении кардиоваскулярной реактивности, нестабильном артериальном давлении, повышении уровня катехоламинов и пролонгировании нейроэндокринных реакций, вызванных длительным действием стрессоров.
Психосоматическая болезнь затрагивает как психику, так и тело, а потому требует комплексного подхода к профилактике и лечению.
Таким образом, психосоматическая болезнь затрагивает как психику, так и тело, а потому требует комплексного подхода к профилактике и лечению. Психосоматическая болезнь психогенного происхождения (дистрессовое состояние) – это болезнь, вызванная действием измененной (под влиянием стрессоров) психики на функционирование организма (активность автономной нерв ной системы и гормональных механизмов). Стрессоры снижают эффективность работы иммунной системы путем уменьшения числа Г-лимфоцитов. В результате становятся более вероятными аллергические реакции, приступы астмы. Повышенный стрессовый уровень и дистресс усиливает мышечное напряжение и иммобилизацию мышц. Это приводит к головным болям, болям в спине, шее и плечах.
Хронические или неконтролируемые и непредсказуемые стрессы могут приводить к неврозам, психосоматическим заболеваниям. Роль стресса в развитии заболеваний выражается в срыве функционирования органа-мишени:
головной мозг – ухудшение кровоснабжения из-за сужения сосудов, кислородное голодание клеток;
нервная система – невроз;
сердечно-сосудистая система – аритмия, гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца;
дыхательная система – одышка, хроническая гипервентиляция легких, нарушение функций гладкой мускулатуры бронхов;
желудочно-кишечный тракт – нарушения пищеварения, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, язвенный колит;
мочеполовая система – воспаление мочевого пузыря, нарушение менструального цикла, расстройства эрекции;
мышечная система – сохранение высокого мышечного тонуса даже в состоянии покоя;
суставы – ревматоидный артрит;
кожа – крапивница, экзема, псориаз;
иммунная система – снижение иммунитета (10, с. 39).
Психотравмирующий характер ситуации зависит как от природы события, так и от ресурсов, способности к защите и механизмов, позволяющих данной личности справляться со стрессом. Выделяют факторы, предрасполагающие личность к психической травматизации в условиях стрессового воздействия, в частности эмоциональные:
тревожность;
сенситивность – повышенная эмоциональная чувствительность,
впечатлительность, ранимость;
ригидность – склонность к фиксации негативных переживаний с образованием очагов застойного возбуждения, эмоционального напряжения;
недостаточное проявление эмоций вследствие повышенного самоконтроля с длительным подавлением чувств.
Психологические механизмы адаптации подразделяются на два типа: механизмы психологической защиты и копинг-механизмы.
В отличие от первых, действующих в рамках неосознанной области психики, вторые позволяют разработать сознательные стратегии, направленные на устранение психологической угрозы.
В ответ на воздействие психотравмирующих факторов личности вырабатывает комплекс приемов, позволяющих уменьшить силу стресса, связанного, например, с болезнью и ее социальными последствиями. Система психологической защиты представляет собой проявление активности личности в процессе адаптации. Способность к защитной психической деятельности делает одних людей хорошо, а других слабо защищенными психологически. Существует понятие адекватности психологической защиты: действие защитного механизма может быть как адаптивным, так и дезадаптивным.

Заключение
В заключении следует отметить, что идея о том, что можно вести «бесстрессовый» образ жизни – это миф. Сама эволюция человека шла таким образом, что мы не можем жить, не испытывая стрессов. Ганс Селье писал, что «стресс – это соль жизни».
Сохранение или повышение стрессоустойчивости личности связано с поиском ресурсов, помогающих ей в преодолении негативных последствий стрессовых ситуаций. Под ресурсами понимаются внутренние и внешние переменные, способствующие психологической устойчивости в стрессогенных ситуациях.
Г. Селье предложил различать два вида адаптационных ресурсов человеческого организма при стрессе: поверхностная адаптационная энергия и глубокая адаптационная энергия. Поверхностные ресурсы организма активизируются в стрессовой ситуации «по первому требованию», они достаточно легко восстанавливаются, например после отдыха, полноценного сна и питания, психофизической релаксации и др. Если происходит восстановление психоэнергетических (адаптационных) ресурсов, то организм не переходит в состояние предболезни. Согласно гипотезе Г. Селье, поверхностная адаптационная энергия восполняется за счет глубокой адаптационной энергии, которая мобилизуется путем адаптационной перестройки гомеостатических механизмов организма. Активизация глубокой адаптационной энергии начинается тогда, когда человек долго находится в стрессогенной ситуации и израсходованы «поверхностные энергетические ресурсы». Истощение «глубоких» ресурсов необратимо и ведет к старению и гибели организма (19, с. 565).
Э. Фромм выделил три психологических ресурса, помогающих человеку в преодолении трудных жизненных ситуаций.
1. Надежда – психологическая категория, способствующая жизни и росту. Это активное ожидание и готовность встретиться с тем, что может появиться на свет. «Надеяться – значит в каждый момент времени быть готовым к тому, что еще не появилось на свет, и несмотря ни на что, не отчаиваться, если на том или ином участке жизненного пути это рождение не произошло».
2. Рациональная вера – убежденность в том, что существует огромное число реальных возможностей и нужно вовремя обнаружить эти возможности. Вера – рациональная интерпретация настоящего.
3. Душевная сила – мужество. Душевная сила – способность сопротивляться попыткам подвергнуть опасности надежду и веру и разрушить их, превращая в «голый» оптимизм или в иррациональную веру. Спиноза под душевной силой понимал способность сказать «НЕТ» тогда, когда весь мир хочет услышать «ДА» (27).
Ананьев Б. Г. отмечал, что стресс-толерантность личности и выносливость по отношению к фрустраторам зависит от поддержки, моральной помощи, соучастия, сочувствия других людей, солидарности группы. Распад социальных связей влечет за собой ломку интраиндивидуальной структуры личности, возникновение острых внутренних кризисов, дезорганизующих поведение. Разновидностью социальной поддержки является социально-психологическая поддержка: эмоциональная, информационная, инструментальная или функциональная. Социальная и социально-психологическая поддержка выступает в качестве некоторого буфера между стрессом и его негативными последствиями, смягчает патогенное действие стресса, оказывающего влияние на здоровье. Социальная поддержка – это внешний ресурс, она представляет собой весьма специфическую переменную, зависящую от готовности личности обратиться за помощью. Способность обратиться за внешней поддержкой и принять ее – это внутренний ресурс личности, который во многом зависит от социально-психологической активности, направленной на формирование вокруг себя персональной «сети поддержки», и готовности обратиться к ней в трудные периоды жизни. Итак, социальная поддержка – важный ресурс сохранения психологической устойчивости личности в стрессовых ситуациях. Многие авторы отмечают, что положительное социальное окружение (семья, друзья, коллеги) также может быть одним из важнейших факторов сохранения стрессоустойчивости личности. В связи с этим социальное окружение может рассматриваться как социально-психологический ресурс преодоления стресса (19, с. 566).
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1) В современной научной литературе термин «стресс» используется в различных значениях. Во-первых, под стрессом понимается сильное неблагоприятное, отрицательно влияющее на организм воздействие, названное Г. Селье термином «стрессор». Позже «стрессор» или «стресс-фактор» стали использоваться как синонимы. Во-вторых, под стрессом понимаются субъективные реакции, отражающие внутреннее психическое состояние напряжения и возбуждения. Данное состояние интерпретируется как эмоции, оборонительные реакции и процессы преодоления (копинг), происходящие в самом человеке. В третью группу объединяются понятия стресса как неспецифических черт физиологических и психологических реакций организма при сильных, экстремальных для него воздействиях, вызывающих интенсивные проявления адаптационной активности. Эти реакции направлены на поддержание поведенческих действий и психических процессов по преодолению этих стрессовых эффектов.
2) Психическим проявлениям общего адаптационного синдрома, описанного Г. Селье, было присвоено наименование «эмоциональный стресс», которое породило разночтение обозначенных им явлений. В его содержание включают и первичные эмоциональные психические реакции, возникающие при критических психологических воздействиях, и эмоционально-психические симптомы, вызванные телесными повреждениями, аффективные реакции при стрессе и физиологические механизмы, лежащие в их основе. Под термином психоэмоциональный стресс понимается широкий круг изменений психических проявлений, сопровождающихся выраженными неспецифическими изменениями биологических, электрофизических и других корреляторов стресса. Ю. А. Александровский с психоэмоциональным стрессом связывает напряжение барьера психической адаптации. Важно различать понятия «психоэмоциональный стресс» и «эмоции»; в основе психоэмоционального стресса лежит эмоциональное напряжение, но эти термины не являются тождественными.
3) Шведские исследователи выявили различные биохимические корреляты психоэмоционального стресса. Одним из итогов обширных исследований, проведенных в лаборатории М. Франкенхойзера, является вывод о том, что объективные, физиологические проявления стресса зависят от его субъективной оценки. Нейроэндокринные реакции на социально-психологическое окружение отражают степень воздействия этого окружения на индивида, при этом разные внешние условия могут вызвать одни и те же эндокринные реакции вследствие того, что они имеют общий психологический знаменатель.
Таким образом, имеются многочисленные данные, свидетельствующие о возможности использования показателей стрессового изменения физиологических функций в качестве «объективных». Исследователями отмечается, что психологические («субъективные») показатели во многих случаях являются наиболее чуткими индикаторами физического и психического состояния человека по сравнению с физиологическими («объективными») показателями.
4) Для системного понимания состояния психоэмоционального стресса полезным является изучение процессуальной характеристики стресса (стресс-реакции), которая связана с выявлением его причин и механизмов возникновения с учетом личностных и ситуационно-средовых факторов. Изучение процессуальных характеристик стрессовых изменений способствует развитию патогенетического подхода к управлению стрессом, ориентированного на снятие причин стресс-реакций и стресс-синдромов, в отличие от симптоматического подхода, рассматривающего только результативную сторону стресса (стресс-состояние) и направленного на снятие неблагоприятных стресс-симптомов.

Список используемой литературы
Агаджанян С.А., Телль Л.З., Циркин В.И., Чеснокова С.А. Физиология человека. М.: Медицинская книга, 2005. – 526 с.
Апчел В.Я., Цыган В.Н. Стресс и стрессустойчивость человека. СПб.: ВМедА, 2004. – 86 с.
Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. СПб.: Питер, 2009. – 336 с.
Гринберг Д. Управление стрессом. СПБ.: Питер, 2002. – 496 с.
Квинн В. Прикладная психология. СПб: Питер, 2000. – 560 с.
Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М.: Наука, 1983. – 312 с.
Клиническая психология. Под редакцией Карвасарского. СПб.: Питер, 2006. – 960 с.
Куницына В.Н. , Казаринова Н.В., Погольша В.М., Межличностное общение. СПб.: Питер, 2002. – 544 с.
Кэрри Л.К., Филипп Дж. Д. и др. Организационный стресс. Теории, исследования и практическое применение. Х.: Гуманитарный центр, 2007. – 336 с.
Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. М.: Наука, 2004 - 312 с.
Лэйн Д. Как преодолеть стресс. СПб.: Норинт, 2004 – 176 с.
Менделевич В.Д., Соловьева С.Л. Неврозология и психосоматическая медицина. М.: МЕДпресс-информ, 2002. – 608 с.
Общая физиология. Под редакцией Сысоева В.Н. СПб.: ВМедА, 2005. – 296с.
Островская И.В. Психология. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 400 с.
Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей. М.: Академия, 2006. – 320 с.
Полякова О.Н. Стресс: причины, последствия, преодоления. Под редакцией А.С. Батуева. СПб.: Речь, 2008. – 144 с.
Психология и этика делового общения. Под редакцией Поваляева М.А. Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 352 с.
Психофизиология. Под редакцией Александрова Ю.И. СПб.: Питер, 2007. – 464 с.
Психология здоровья. Под редакцией Никифорова Г.С.СПб.: Питер, 2006. – 607 с.
Психология профессионального здоровья. Под редакцией Никифорова Г.С. СПб.: Речь, 2006. – 480 с.
Патологическая физиология. Под редакцией Зайко Н.Н., Быця Ю.Ф. М.: МЕДпресс-информ, 2006 – 640 с.
Свядощ А.М. Неврозы и их лечение. М.: Медицина, 2005. – 322 с.
Селье Г. Когда стресс не приносит горя. Неизвестные силы в нас. М.: РЭНАР, 1992. – 212 с.
Сидоров П.И., Парняков А.В., Клиническая психология. М.: ГЭОТАР МЕД, 2005 – 864 с.
Сидоров П.И., Соловьев А.Г., Новикова И.А. Психосоматическая медицина. МЕДпресс-информ, 2006. – 568 с.
Трошин В.Д. Стресс и стресогенные расстройства: диагностика, лечение, профилактика. М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2007. – 784 с.
Фромм Э. Революция надежды. СПб.: Мысль, 2002. – 565 с.
Фомин Н.А. Физиология человека. М.: Академия, 2005. – 320 с.
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). СПб. Питер Пресс, 1997. – 608 с.
Щербатых Ю.В. Психология стресса. М.: Эксмо, 2005. – 304 с.












2

1.Агаджанян С.А., Телль Л.З., Циркин В.И., Чеснокова С.А. Физиология человека. М.: Медицинская книга, 2005. – 526 с.
2.Апчел В.Я., Цыган В.Н. Стресс и стрессустойчивость человека. СПб.: ВМедА, 2004. – 86 с.
3.Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. СПб.: Питер, 2009. – 336 с.
4.Гринберг Д. Управление стрессом. СПБ.: Питер, 2002. – 496 с.
5.Квинн В. Прикладная психология. СПб: Питер, 2000. – 560 с.
6.Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М.: Наука, 1983. – 312 с.
7.Клиническая психология. Под редакцией Карвасарского. СПб.: Питер, 2006. – 960 с.
8.Куницына В.Н. , Казаринова Н.В., Погольша В.М., Межличностное общение. СПб.: Питер, 2002. – 544 с.
9.Кэрри Л.К., Филипп Дж. Д. и др. Организационный стресс. Теории, исследования и практическое применение. Х.: Гуманитарный центр, 2007. – 336 с.
10.Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. М.: Наука, 2004 - 312 с.
11.Лэйн Д. Как преодолеть стресс. СПб.: Норинт, 2004 – 176 с.
12.Менделевич В.Д., Соловьева С.Л. Неврозология и психосоматическая медицина. М.: МЕДпресс-информ, 2002. – 608 с.
13.Общая физиология. Под редакцией Сысоева В.Н. СПб.: ВМедА, 2005. – 296с.
14.Островская И.В. Психология. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 400 с.
15.Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей. М.: Академия, 2006. – 320 с.
16.Полякова О.Н. Стресс: причины, последствия, преодоления. Под редакцией А.С. Батуева. СПб.: Речь, 2008. – 144 с.
17.Психология и этика делового общения. Под редакцией Поваляева М.А. Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 352 с.
18.Психофизиология. Под редакцией Александрова Ю.И. СПб.: Питер, 2007. – 464 с.
19.Психология здоровья. Под редакцией Никифорова Г.С.СПб.: Питер, 2006. – 607 с.
20.Психология профессионального здоровья. Под редакцией Никифорова Г.С. СПб.: Речь, 2006. – 480 с.
21.Патологическая физиология. Под редакцией Зайко Н.Н., Быця Ю.Ф. М.: МЕДпресс-информ, 2006 – 640 с.
22.Свядощ А.М. Неврозы и их лечение. М.: Медицина, 2005. – 322 с.
23.Селье Г. Когда стресс не приносит горя. Неизвестные силы в нас. М.: РЭНАР, 1992. – 212 с.
24.Сидоров П.И., Парняков А.В., Клиническая психология. М.: ГЭОТАР МЕД, 2005 – 864 с.
25.Сидоров П.И., Соловьев А.Г., Новикова И.А. Психосоматическая медицина. МЕДпресс-информ, 2006. – 568 с.
26.Трошин В.Д. Стресс и стресогенные расстройства: диагностика, лечение, профилактика. М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2007. – 784 с.
27.Фромм Э. Революция надежды. СПб.: Мысль, 2002. – 565 с.
28.Фомин Н.А. Физиология человека. М.: Академия, 2005. – 320 с.
29.Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). СПб. Питер Пресс, 1997. – 608 с.
30.Щербатых Ю.В. Психология стресса. М.: Эксмо, 2005. – 304 с.

Вопрос-ответ:

Что такое психоэмоциональный стресс?

Психоэмоциональный стресс - это состояние, возникающее в результате негативных или тревожных событий, которые переживает человек и которые вызывают сильные эмоциональные и психологические ответы.

Какие особенности у психоэмоционального стресса?

Психоэмоциональный стресс имеет несколько особенностей: он может быть вызван как внешними факторами, так и внутренними, он может быть острый или хронический, имеет физические и эмоциональные проявления, а также может оказывать негативное влияние на здоровье человека.

Как психоэмоциональный стресс влияет на заболевания?

Психоэмоциональный стресс может оказывать негативное влияние на здоровье и способствовать развитию различных заболеваний, включая артериальную гипертензию, которая характеризуется повышенным артериальным давлением и может привести к серьезным последствиям.

Какие данные были получены при тестировании студентов перед экзаменами?

По результатам тестирования студентов медиков перед выпускными экзаменами, было выяснено, что у 20 из 21 обследованного студента уровень холестерина в крови перед экзаменами был повышен, что указывает на наличие психоэмоционального стресса в стрессовой ситуации.

Влияет ли психоэмоциональный стресс на артериальную гипертензию?

Да, психоэмоциональный стресс может оказывать влияние на развитие артериальной гипертензии. Повышенные уровни стресса могут вызывать расстройства артериального давления и способствовать развитию гипертонической болезни.

Что такое психоэмоциональный стресс?

Психоэмоциональный стресс - это состояние, вызванное воздействием негативных факторов на психическую и эмоциональную сферы человека, который может привести к негативным последствиям для здоровья.

Какие особенности имеет психоэмоциональный стресс?

Психоэмоциональный стресс может проявляться различными способами, включая физические и психические симптомы. Он может быть вызван разными причинами, например, конфликтами, перегрузкой информацией, неопределенностью, неудовлетворенностью и другими факторами.

Как влияет психоэмоциональный стресс на заболевания?

Психоэмоциональный стресс может увеличить риск развития различных заболеваний, таких как артериальная гипертензия, болезни сердца, депрессия и другие психосоматические расстройства. Он также может ухудшить прогноз при уже существующих заболеваниях.

Какие исследования свидетельствуют о влиянии стресса на уровень холестерина в крови?

Исследование, проведенное на студентах медиков перед экзаменами, показало, что у 20 из 21 обследованного студента уровень холестерина в крови был повышен перед экзаменами, что указывает на стрессовую ситуацию.

Какой вред может принести артериальная гипертензия?

Артериальная гипертензия, или повышенное артериальное давление, может привести к серьезным осложнениям, таким как инсульт, инфаркт миокарда, поражение почек и другие сердечно-сосудистые заболевания.

Что такое психоэмоциональный стресс?

Психоэмоциональный стресс - это состояние, которое возникает в результате негативных эмоций и психологических переживаний, вызванных различными стрессорами.