Игры-драматизации как средство развития диалогической речи у старших дошкольников с общем недоразвитием речи 3 уровня.
Заказать уникальную дипломную работу- 69 69 страниц
- 50 + 50 источников
- Добавлена 01.02.2010
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Научно-теоретические основы изучения проблемы игровой деятельности у детей с речевой патологией
1.1.Развитие игры в онтогенезе
1.2.Характеристика речевого и неречевого развития дошкольников с общим недоразвитием речи
1.3.Развитие диалогической речи у дошкольников с речевой патологией
1.4.Особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
1.5. Особенности игр-драматизаций у старших дошкольников с речевой патологией
Выводы по Главе 1.
Глава II. Организация констатирующего эксперимента
2.1. Цель, задачи и организация исследования
2.2. Характеристика экспериментальной и контрольной групп
2.3. Методика исследования состояния диалогической речи
Выводы по Главе 2.
Глава III. Анализ состояния диалогической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи и их сверстников с нормальным речевым развитием
3.1. Исследование построения диалогической речи между двумя героями
3.2. Исследование умения общаться с людьми в различных ситуациях
3.3. Исследование четкости дикции, интонационной выразительности речи
Выводы по Главе 3.
Глава IV. Логопедическая работа по коррекции диалогической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в играх-драматизациях
4.1.Организация и содержание формирующего эксперимента
4.2. Повторный констатирующий эксперимент и анализ его результатов
Выводы по Главе 4.
Заключение
Список литературы
На предварительном этапе работы использовалась настольная театрализованная игра «Петушок и кот»:
Встретил петушок кота и спросил его тогда:
— Почему ты черный кот?
—Лазал ночью в дымоход.
— Почему сейчас ты бел?
— Из горшка сметану ел.
— Почему ты серым стал?
— Меня пес в пыли валял.
— Так какого же ты цвета?
— Я и сам не знаю это [37].
Вопросы формулируются таким образом, чтобы, отвечая на них, дети использовали имеющиеся у них знания и представления. Например.
Почему котенок вылез из дымохода черным? (Испачкался в саже, труба от дыма черная).
Почему он стал белым? (Сметана белая, шубка испачкалась в сметане, сметана прилипла к шубке.)
Почему он стал серым? (Пыль серого цвета.)
Какого цвета он на самом деле? (Полосатый? Черный? Белый? Пятнистый? Рыжий? и т. д.)
Что надо сделать, чтобы узнать настоящий цвет котенка? (Надо его вымыть.)
Данный текст можно связать с такой задачей, как составить ряды слов, аналогичных следующим: котик — кот — котище; пес — песик.
На каждом последующем занятии были также использованы игровые упражнения и различные игры.
С шестого занятия началась работа на подготовку спектакля. На данном занятии проводилась, помимо игровых упражнений, подготовительная работа [39].
Подготовительная работа необходима для того, чтобы ознакомить детей с содержанием выбранного для спектакля текста. Воспитатель передает текст (если он не велик) в лицах. Если же он большой, то только какую-то определенную часть. Дети вслед за воспитателем повторяют только слова действующих лиц. Затем в вопросно-ответной беседе выявляется, какие свойства характера присущи каждому персонажу, каковы должны быть его манера речи, мимика, жесты, походка. Такая подготовка настраивает детей на творческий лад.
Основное внимание в подготовительной работе должно быть направлено на чтение сказки, ее обсуждение, прослушивание отдельных музыкальных фрагментов, песен. Это поможет детям глубже вникнуть в содержание сказки, понять и передать при ее драматизации характерные музыкальные черты персонажей.
Для инсценировок необходимо подобрать и изготовить определенные атрибуты. Это могут быть маски персонажей, костюмы, которые дети делают вместе с взрослыми, или некоторые детали к костюму. Все это не просто ручной труд, но и повод для разговора. Во время работы воспитатель просит каждого ребенка рассказать о том, как он изготовляет ту или иную поделку.
Распределяя роли в игре-драматизации, учитывалось, какая речевая нагрузка возможна для детей в определенный период работы. Важно было дать ребенку возможность выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы он мог, перевоплощаясь, обрести веру в себя. Не имеет значения, какую роль исполняет ребенок – робкого зайца или находчивую Машу. Важно, что он создает образ с несвойственными ему самому чертами, учится преодолевать речевые трудности и свободно вступать в речь, справляясь с волнением [35].
Используя художественные тексты как готовый культурный материал, воспитатель выступает проводником детей в миры, создаваемые книгой, и в то же время не остается безучастным «техническим» исполнителем, а как партнер вместе с детьми удивляется, восхищается, огорчается, предвосхищает возможные коллизии — сопереживает персонажам в происходящих с ними событиях. Иначе говоря, художественная литература выступает как одна из форм совместной партнерской деятельности взрослого с детьми. В отличие от совместной с взрослым продуктивной, познавательно-исследовательской деятельности, игры, эта форма совместной партнерской деятельности не может быть продолжена детьми самостоятельно, перейти в их свободную деятельность в силу того обстоятельства, что дети (даже седьмого года жизни) в большинстве своем не умеют свободно читать и зависят от партнера-взрослого. Это налагает особую ответственность на воспитателя в плане подбора художественных текстов для чтения и его организации с тем, чтобы книга, затронув струны детской души, в наибольшей степени способствовала развитию и образованию ребенка [22].
Также проводились занятия, направленные на развитие связной и выразительной речи. Организация театрализованной деятельности детей на основе стихотворных авторских сказок — дело непростое. Основными условиями успеха здесь являются:
учет психофизиологической готовности детей к овладению компонентами театрализованной деятельности;
четкая последовательность в подготовке детей к спектаклю;
создание условий, способствующих проявлению детьми творчества и инициативы в процессе театрализованной деятельности.
Как показывают исследования, психофизиологические особенности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста к осуществлению театрализованной деятельности сводятся к следующему:
уметь исполнять по ролям законченные сценки и небольшие пьески, используя интонационную выразительность персонажей, голосовые изменения соответственно образу персонажа, характерные его действия и движения;
найти целесообразные действия персонажей на игровом пространстве, место их положения на сценической площадке;
видеть и слышать своего партнера, не растягивать действия и не ускорять до суетливости, вовремя вступать в общий ход действия;
стремиться заранее обдумывать оформление места действия и подготовить все необходимое для этого;
организоваться в группу, распределить между собой роли и другие обязанности, связанные с подготовкой и показом театрализованного представления (спектакля) [28].
Важно учитывать эти психофизиологические основы осуществления детьми театрализованной деятельности, подбирая то или иное произведение для театральной постановки, предлагая те или иные творческие задания в процессе подготовки к ней. В противном случае, пытаясь «бежать впереди паровоза», можно только навредить ребенку, который еще просто физически не готов к выполнению завышенных требований, того сложного задания, которые, по своему незнанию, можно ему предложить.
Первым, подготовительным этапом работы с детьми над стихотворными текстами авторских сказок можно назвать организацию логоритмических и музыкально-двигательных занятий. В отличие от обыкновенных логопедических или двигательных занятий, занятия по логоритмике включают в себя одновременно три компонента: речь, движение, музыку. Таким образом, проговаривание стихотворного текста на таких занятиях осуществляется под единый ритм текста, музыки, движения [9].
Логоритмические занятия можно рассматривать как допостановочный этап работы над театрализацией стихотворного текста: дети проигрывают предложенные сцены в своей фантазии, причем здесь вполне допускаются отступления от текста. В результате ребенок может проявить творчество, работая над тем или иным отрывком стихотворного текста, вслушиваясь в единый ритм музыки, произносимых слов, в ритм движения своего тела. Логоритмические и музыкально-двигательные занятия способствуют развитию и коррекции двигательной сферы детей, содействуют устранению речевых нарушений (в частности, таких дефектов, как шепелявость, подсвистывание).
В конечном счете, логоритмические и музыкально-двигательные занятия направлены на социальную реабилитацию детей. Занятия по логопедической ритмике (логоритмические занятия) можно рассматривать как составное звено лечебной ритмики, а, следовательно, кинезотерапии. Кинезотерапия относится к группе неспецифически действующих терапевтических факторов. «В результате различные формы и средства движений изменяют общую реактивность организма, повышают его неспецифическую устойчивость, разрушают патологические динамические стереотипы, возникающие во время болезни, и создают новые, обеспечивающие необходимую адаптацию» [9].
Рассмотрим методику руководства играми-драматизациями. Здесь прослеживается тесная взаимосвязь работы специалистов детского сада.
Воспитатель читает детям художественное произведение, рассматривает с ними иллюстрации.
На логопедическом занятии дети пересказывают произведение по вопросам. При этом используется аппликационный материал и фланелеграф. Затем можно перейти к пересказу по цепочке. Параллельно ведется большая словарная работа по подбору определений, характеризующих персонажей и их действия. Завершить этот этап работы предлагается коллективным проигрыванием этюдов.
Далее воспитатели проводят цикл занятий, на которых дети в изобразительной деятельности и художественном труде отображают свои впечатления о прочитанном.
Музыкальный руководитель подбирает музыкальный репертуар и отрабатывает пантомиму.
На заключительном логопедическом занятии дети выбирают роли и "показывают спектакль" для подгруппы детей, обслуживающего персонала. При этом логопед берет на себя роль режиссера, он активно вмешивается в ход игры, предлагает ребенку выполнит свою роль более выразительно.
По желанию детей тот или иной спектакль может быть показан на праздничном утреннике, вечере-досуге. Здесь логопеду отводится роль зрителя [20].
Как уже отмечалось, репертуар игр-драматизаций зависит от возраста детей, тяжести ОНР и периода коррекции.
Коррекционный период в группе делится на четыре периода. В первом периоде (сентябрь - ноябрь) формируется ситуативная форма речи - однословные ответы, словосочетания.
Во втором периоде (декабрь - февраль) формируется и совершенствуется ситуативно-контекстная форма речи - от однословных ответов до развернутой фразы (3-5 слов).
В третьем периоде (март - апрель) формируется контекстно-ситуативная форма речи - составление коротких рассказов по опорным картинкам и без них, составление рассказов-описаний.
В четвертый период (май - июнь) формируется и совершенствуется контекстная форма речи - составление коротких рассказов, сказок на заданную тему, развитие диалогической формы речи различной степени сложности.
С учетом изложенных для каждого периода задач подбирается материал для игр-драматизаций. В первых двух периодах это преимущественно потешки, стихи-диалоги, короткие хорошо известные сказки. В третьем, четвертом периодах - это сказки, рассказы, рекомендуемые программой обучения и воспитания, а также сцены из жизни группы [2].
Тематический принцип подбора лексики для коррекционных занятий также влияет на выбор художественного произведения. Например, в сентябре в старшей и в подготовительной группах при прохождении темы "Овощи" предлагается игра "Огород". А в третьем периоде при прохождении темы "Что такое хорошо, что такое плохо" рекомендуется драматизировать рассказы Ушинского "Сила не право", "Вместе тесно, врозь скучно".
В старшем дошкольном возрасте в первой половине учебного года предлагается обращаться к постановке стихотворных произведений Маршака ("Сказка о глупом мышонке", "Сказка об умном мышонке", "Кто колечко найдет"), Капутикян ("Маша обедает", "Маша не плачет"). Затем перейти к произведениям Сутеева ("Кто сказал мяу", "Под грибом", "Цыпленок и утенок", "Яблоко"), Ушинского ("Бишка", "Сила не право") и русским народным сказкам: "Петушок и бобовое зернышко", "Жихарка", "Гуси - лебеди" и др.
Предложенный репертуар по возможности используется при постановке кукольных спектаклей и в пальчиковом театре [2].
Конспекты занятий
Тема: Творческое рассказывание. «Чудеса волшебной палочки»
Цель: развивать умение связно рассказывать.
- Сегодня у нас в гостях волшебник со своей волшебной палочкой. До кого он дотрагивается палочкой, тот становится персонажем сказки и должен рассказать о себе. Например, он дотронулся до Семена. Теперь он стал Незнайкой и должен рассказать: из какой он сказки, какой у него характер, какие главные отличительные черты и с кем он дружит. (Семен рассказывает.)
- Вот видите, как хорошо Семен нам рассказал о Незнайке. Теперь он становится волшебником, берет волшебную палочку и дотрагивается до другого ребенка, называя какой-нибудь персонаж. Теперь Лена стала Золушкой и должна рассказать о себе. (Лена рассказывает, и игра продолжается до тех пор, пока все дети побудут героями той или иной сказки.) [38].
Тема: Творческое рассказывание. «Какие вопросы задают персонажи ваших любимых сказок»
Цель: продолжать учить детей связно и последовательно рассказывать развернутыми и полными предложениями; развивать логическое мышление, память и сообразительность; учить интонационно правильно задавать вопросы.
- Ребята, давайте вспомним, какие сказки вам нравятся. (Ответы детей.) - А какие ваши самые любимые сказки? (Ответы детей.)
- Теперь вспомните, пожалуйста, с кем встречаются и разговаривают в этих сказках персонажи. (Ответы детей.)
- Кто вам больше всего нравится в этих сказках? Почему?
- Скажите, пожалуйста, какие вопросы и кому задают ваши любимые герои? (Дети рассказывают. Следить за правильной интонационной выразительностью. Если дети не передают интонацию вопроса, то необходимо их поправить.)
- Давайте попробуем представить, что персонажи разных сказок вдруг встретились, какие бы вопросы они задавали друг другу. (Ответы детей.) [36].
Тема: Драматизация сказки «Царевна – лягушка».
Цель: продолжать развивать логическое мышление, связную монологическую и выразительную речь.
- Ребята, давайте сегодня мы разыграем сказку «Царевна – лягушка». Сейчас мы разделим роли и каждый будет говорить и делать то, что должен делать его персонаж. (Дети выбирают себе роль и игра начинается. Следить за правильностью передачи детьми поступков и слов определенных персонажей.) [34].
Тема: Рассказывание русской народной сказки "Лиса и козел"
Задачи:
- дать представление о жанре сказки, о сказочниках;
- помочь детям понять замысел сказки: где хитрость - держи ушки на макушке, не зевай по сторонам, "век живи, век учись"
- помочь дать мотивированную оценку персонажам, их взаимоотношениям (“словесная режиссерская игра”);
- учить понимать тему и содержание сказки;
- учить передавать интонацией состояние героев в разных ситуациях;
- отбирать условные заместители для обозначения персонажей сказки;
- использовать отдельные заместители в процессе рассказывания сказки воспитателем.
Ход занятия
Воспитатель:
- Что такое сказка? (Необыкновенные события, необычная история).
- Какие сказки о животных вы знаете?
- Кто сочиняет сказки, рассказы? (Сказочники, писатели).
- Сейчас я расскажу литературное произведение "Лиса и козел"
(Рассказывание сказки).
- Что я вам рассказала: сказку, рассказ или стихотворение? Почему вы так думаете?
- Что сказочного в этой истории?
- Могла ли она происходить на самом деле? (Звери в сказке не говорят.)
- О чем эта сказка? (о хитрости, о глупости).
- Почему лиса оказалась в яме?
- А козел почему оказался в яме?
- Каким голосом просила лиса спрыгнуть козла в колодец? Почему? (нежным, ласковым).
- Каким тоном разговаривала лиса с козлом в колодце? (грубым, резким, бранилась) Почему?
- Скажите за лису нежно и грубо.
- Каким бы вы сыграли козла в колодце? Когда его вытащил хозяин?
- Чему учит сказка? Правильно говорит пословица: "Век живи, век учись".
- Придумай свое название сказки.
- Давайте поиграем в сказку. Воспитатель вместе с детьми производит отбор условных заместителей для обозначения персонажей сказки.
- Какого цвета лиса? (Она пушистая и рыжая, поэтому ее можно обозначить оранжевым кругом).
- Какого цвета козел? (серого).
- На какую фигуру похожа его голова? (треугольник, т.к. он с рогами и бородой).
- Хозяин на какую фигуру похож? (он высокий, с веревкой; его можно обозначить прямоугольником с линией).
Рассказывание сказки воспитателем, дети показывают на фланелеграфе отобранными заместителями сюжет сказки.
Тема: Пересказывание сказки "Лиса и козел"
Задачи:
- познакомить детей с особенностями композиции сказок (зачин, середина, конец);
- учить озаглавливать, выделять ядерный смысл каждой части - пересказывать текст с опорой на пространственную модель, составленную совместно с детьми;
- пересказывать текст от лица лисы, козла.
Словарь:
- подвести детей к пониманию значения фразеологизмов, образных выражений (на ворон зазеваться, насилу найти, горюет, бранится);
- научить детей понимать значение слов, характеризующих движения героев (вскочить).
Грамматика: образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, улавливать оттенки в их значениях (лиса-лиска, лисонька).
Звуковая культура речи: учить пользоваться восклицательной, вопросительной интонацией.
Психогимнастика (по содержанию сказки).
Мимические и пантомимические этюды: "Сердится", "Радуется", "Горюет".
Цель: выразительное изображение отдельных эмоциональны состояний. Познакомить детей с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой.
Этюды на выражение отдельных черт характера: "Какая я хитрая", "Какой я глупый".
Цель: познакомить детей с моделями поведения персонажей (лисы и козла) соответственно с их чертами характера.
Материал: иллюстрации к сказке, фигуры-заместители, маски, модель.
Ход занятия
Воспитатель загадывает загадку: “Хитрая плутовка, рыжая головка, пушистый хвост краса, кто ж это? (лиса).
- Как вы догадались, что это лиса?
- Какою описана лиса в загадке? (красивая, хитрая, рыжая).
- Назовите лису ласково, а еще нежней (лиса – лиска - лисонька).
- Какие сказка о лисе вы знаете? (“Лиса и козел”).
- Вспомним, о чем сказка "Лиса и козел"? Воспитатель рассказывает сказку с установкой на пересказ.
- Какие слова в сказке вам больше всего понравились?
- Послушайте, какое интересное слов. Как можно сказать по-другому? Горюет (печалится, грустит), браниться (ругаться) на ворон зазеваться (быть невнимательным), насилу найти (долго искать, еле-еле найти), воду замутить (вода грязная).
- Вспомните, как лиса расхваливала воду в колодце? (“хороша вода”).
- Это какая вода? (холодная, чистая).
- В сказке говорится "Лиса вскочила на спину козлу". Почему вскочила, а не залезла?
- Какой показалась лиса в сказке? (быстрая, рыжая, хитрая, плутовка, проворная).
- Какой показан козел в сказке? (бородатый, глупый, невнимательный).
- Как ласково называл козел лису в сказке? (лисонька).
- Чтобы рассказать сказку, нужно знать, что происходило в начале, середине, конце. Вы уже показывали сказку фигурами, сегодня мы составим схему, которая поможет рассказать вам сказку: что было в начале, середине, конце. (Воспитатель предлагает детям планшет, который разделен на части, на каждой из них схематично изображена яма. Дети подставляют необходимые в каждой части условные заместители, обозначающие героев сказки).
- Чем начинается сказка? Какое название можно придумать к началу сказки? (Лиса в яме).
- О чем говорится в середине? Какое название можно придумать к середине? (Глупый козел в яме).
- Чем закончилась сказка? Какое название можно придумать к концовке? (Спасение козла).
- Теперь расскажите сказку по частям, используя красивые слова, чтобы вас интересно было слушать (Дети пересказывают сказку.)
Психогимнастика: Название движения (выразительное изображение).
- Сердится: руки скрещены, брови нахмурены, наклон головы вниз.
- Радуется: улыбка, покачивание головой, пружинки.
- Горюет: ладошки к щекам, глаза прикрыты, брови вздернуты под углом вверх, голова опущена.
- Какой я глупый! Кулаком по лбу.
- Хитрая: глаза прищурены, повороты туловищем.
Продолжение занятия.
- Ребята, чему учит сказка? Можно об этом сказать так: "Век живи, век учись". Почему?
- Представьте, что лиса вернулась домой и рассказывает лисятам, как она обманула козла. Перескажите эту часть от лица лисы.
- А теперь представьте, как козел жалуется хозяину, что его обманула лиса (пересказ от лица козла).
Тема: Игра-драматизация по русской народной сказке "Лиса и козел" (с режиссерскими дополнениями, диалогами персонажей)
Задачи: речевые, литературные.
Словесное рисование: развивать умение собрать воедино, обобщить имеющиеся в тексте авторские детали, комбинировать их, создавать психологические портреты героев в определенных ситуациях.
Речь: активизировать в речи детей образные выражения из сказки (бранит, горюет, на ворон зазевалась, помахивает, потрясывает, поглядывает, насилу найти).
Режиссерские дополнения диалогов персонажей: домысливать диалоги главных персонажей, содержание которых не раскрыто в сказке, но необходимо для драматизации; придуманные диалоги соотносить с замыслом сказки.
Психогимнастика: учить детей соотносить разученные мимические и пантомимические этюды ("Радуется бранит горюет", "Я хитрая!", "Я глупый!") с конкретными ситуациями в сказке (лиса одна в яме, лиса в яме с козлом, козел в яме один, козел гуляет).
Драматизация: подвести детей к осознанному принятию на себя роли того или иного персонажа, передавать ее через слово и собственные движения, озвучивать слова автора.
Ход занятия
Воспитатель:
- Ребята, вспомните, какие сказки про козла вы знаете? А к какой сказке про козла подходит пословица: "Век живи, век учись!"? (Русская народная сказка "Лиса и козел").
- Вспомните, какую загадку вы придумали про козла из сказки "Лиса и козел"? (Воспроизведение загадки с помощью знакомой модели.)
- Сегодня мы будем учиться играть сказку "Лиса и козел". А потом покажем эту сказку малышам. (Рассказывание сказки воспитателем.)
- Ребята, представьте, что вы художники и малыши попросили вас нарисовать картинки в детскую книжку к этой сказке.
- Каким бы вы нарисовали козла, когда он шел по дороге? (радостный, веселый, игривый).
- Если у козла было хорошее настроение, каким голосом он разговаривал с лисой? (радостным, веселым, дружелюбным).
- У козла было хорошее настроение, поэтому он не просто мотал головой, а ... (поматывал); не просто тряс бородой, а ... (потрясывал); не просто глядел по сторонам, а ... (поглядывал).
- Какой бы вы нарисовали лису в яме одну? (печальная, грустная, горюет).
- Какой бы вы нарисовали лису, когда она просит козла спрыгнуть в колодец? (улыбается, глаза хитрые).
- Лиса не просто просила козла, а ...? (уговаривала, упрашивала, завлекала).
- Скажите за лису, как она упрашивала козла (дети говорят нежно, ласково.)
- Какой бы вы нарисовали лису, когда козел спрыгнул в яму? (обрызганную, грязную, сердитую, брови нахмурены).
- В сказке говорится, что хозяин насилу нашел козла. Но о том, как он искал козла, ничего не сказано. Давайте придумаем, как звал хозяин козла. (Козел, где ты? Отзовись, откликнись!).
- Что, по вашему, мог ответить козел хозяину? (Я здесь, спаси меня. Мне холодно, мне голодно.)
Психогимнастика:
- Теперь я буду говорить, что произошло в сказке, а вы будете исполнять нужные движения, которые мы с вами уже разучивали.
- Лиса в колодце сидит одна. (Дети выполняют движения, соответствующие этюду “Горюет”. Соответственно они выполняют и другие движения.)
- Лису обрызгал козел (бранится).
- Лиса выскочила из колодца (радуется).
- Козел сидит один в яме ("Какой я глупый!").
- Хозяин тащит козла из ямы (Тяжело!). [32].
Выводы по Главе 4
В ходе занятий учитываются возрастные особенности детей при отборе материала; активное участие детей в работе на занятиях; максимальное использование развивающего потенциала игры – драматизации в создании благоприятной речевой среды.
Занятия включают в себя как различные игровые упражнения, направленные на развитие артикуляции, так и игры. Работа проводится в свободное от занятий время, в утренние и вечерние часы.
По результатам формирующего эксперимента можно увидеть, что дети экспериментальной группы смогли улучшить свои результаты. Они были более уверены в себе, чем до формирующего эксперимента, допускали гораздо меньше ошибок, никто не отказывался от выполнения заданий.
Заключение
Речь является необходимым компонентом современного общества. Основная цель речевого развития – доведение его до нормы, определенной для каждого возрастного этапа. Полноценное владение речью – высшее достижение речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой культуры языка, словарного состава, грамматического строя и проходит в тесной связи с развитием всех сторон речи – лексической, грамматической, фонетической.
Но дети с ОНР очень редко достигают достаточно высокого уровня без специальной коррекционной работы, поэтому необходимо специальное обучение, направленное на освоение ребенком языка. Оно формирует у ребенка интерес к родному языку и обеспечивает творческий характер речи.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.
Проведенное исследование показало, что у детей с ОНР III уровня развитие диалогической речи значительно хуже, чем у их сверстников с развитием в норме. По тому, как ребенок строит свое высказывание, насколько связно, интересно, живо умеет рассказывать и сочинять, можно судить об уровне его речевого развития, о владении богатством родного языка и одновременно об уровне его умственного, эстетического и эмоционального развития.
Можно выделить следующие общие особенности диалогической речи и игровой деятельности:
Недостаточно сформирован навык слушать и отвечать на вопросы в процессе диалога;
Эгоцентрический тип отношений партнеров;
Неумение выражать свои эмоции в интонации и жестах.
Специфические особенности диалога в играх-драматизациях у дошкольников с ОНР:
Выраженное отставание в развитии диалогической речи;
Отмечены нарушения просодической стороны речи – замедление темпа речи, сбой в ритме звуко-слоговой структуры;
Невыделение сверстника в качестве объекта взаимодействия;
Отсутствие навыка к программированию процесса игры;
Бедное содержание игры, как в количестве участников, так и в обыгрываемых действиях;
Не сформировано ролевое поведение.
Детей с ОНР можно поделить на две группы. В первую группу входят дети, которые выражают желание к общению, пытаются строить диалог, но из-за небольшого словарного запаса и недоразвития навыков коммуникативного общения затрудняются в его осуществлении. Они также легко вступают в игру, с удовольствием играют, но при этом игры детей данной группы бедны по сюжету, непродолжительны. Они затрудняются в выражении своих эмоций.
Во вторую группу входят дети, которые отказываются контактировать со сверстниками, абсолютно не умеют вести диалог. Речь у данной группы детей бедна, наблюдаются нарушения в замедлении темпа. Навык игры не сформирован, в основном наблюдаются манипуляции с предметами или однообразные бедные сюжеты, заимствованные у других.
Таким образом, была подтверждена поставленная гипотеза: применение постановки игр-драматизаций обеспечит возникновение и развитие у детей с ОНР способности быть партнером в диалоге на основе предметно-практического взаимодействия в игре как совместной деятельности.
Список литературы
Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. М.: Академия, 1999. –159с.
Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. М.: Просвещение, 1991. – 234с.
Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. М.: Мозаика-Синтез, 1999. — 272с.
Белякова Л.И., Гаркуша Ю.Ф., Усанова О.Н., Фигередо Э.Л. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с ОНР и нормально развитой речью. М., 1991. – 295 с.
Бизикова О.А., Развитие диалогической речи дошкольников в игре. М.: Скрипторий 2003, 2008. – 136с.
Бородич А.М. Методика развития речи детей. М.: Просвещение, 1981. – 255с.
Бочкарева Л.П. Воздействие книг и картин на игровые образы. В сб.: Воспитание детей в игре. М.: Просвещение, 1983. – 246с.
Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. М.: Просвещение, 1988. – 336с.
Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М.: ВЛАДОС, 2005. – 110с.
Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. / Под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. – М.: Междунар. образоват. и психол. колледж, 1995. – 288с.
Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников. М.: Просвещение, 1981. – 190с.
Воспитание детей в старшей группе детского сада. / Сост.: Г.М. Лямина. – М.: Просвещение, 1984. –370с.
Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб: Питер, 1997. – 342с.
Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961. – 360с.
Детская психология. / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Мн.: Университетское, 1988. – 399с.
Жукова Н.С. Формирование устной речи. Учеб-метод, пособие. М.: Соц.-полит. журн., 1994. – 96 с.
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи. М., 1990. – 248 с.
Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспект. / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Совершенство, 2001. – 368с.
Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр дошкольникам. М., Просвещение, 1982. – 89с.
Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст). М.: Педагогика, 1972. –143с.
Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. – М.: Просвещение, 1985. – 207с.
Короткова Н. Художественная литература в образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста. // Дошкольное воспитание. – 2001. – №8. – 34-41с.
Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М., 1999. – 262с.
Лапутина О.С. Развитие творчества в играх-драматизациях. // В сб.: Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. – М., Просвещение, 1986. – 357с.
Левина Р.Е. Нарушение речи и письма у детей: Избранные труды. М.: АРКТИ, 2005. – 222с.
Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1969. – 214с.
Логопедия: учеб. для студ. Вузов. / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 678с.
Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. М.: Просвещение, 1982. – 160с.
Менджерицкая Д.В. Игра-драматизация. // В сб.: Воспитание детей в игре. – М.: А.П.О., 1994. – 315с.
Мухина В.С. Детская психология. М.: ООО "Апрель-Пресс", ЗАО "ЭКСМО-Пресс", 1999. –315с.
Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р.Е.Левиной. – М., 1968. – 236с.
Павлова А.А. Диагностика и коррекция речевого развития детей // Современные модели психологии речи и психолингвистики. — М., 1990. – 134с.
Правдина О.В. Логопедия. М.: Юнити-Дана, 2003 – 158с.
Развитие общения у дошкольников. // Под ред. Запорожца А.В., Лисиной М.И. – М.: Наука, 1993. – 185с.
Развитие речи детей дошкольного возраста. / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1984. – 223с.
Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6—7 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 96 с.
Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). М.: Просвещение, 1981. –159с.
Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 6-ти лет. М: Гном и Д., 2001. – 155с.
Ушакова О. Развитие речи детей 4-7 лет // Дошк. воспитание. –1995. – №1. – 59-66с.
Ушакова О., Струнина Е. Методики выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста. // Дошк. воспитание. –1998. – №9. – 71-78с.
Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.К. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1977. –239с.
Филичева Т.Б. Четвертый уровень недоразвития речи // Методическое наследие / Под ред. Л.С.Волковой: В 5 кн. – М., 2003. – Кн. V Фонетико – фонематическое и общее недоразвитие речи . – 187с.
Филичева Т.Е., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. М.: Школьная Пресса, 2002. – 209с.
Фролов Е.А. Логопедия. М.: Просвещение, 1999. – 198с.
Хватцев М.Е. Логопедия. – 5-е изд. – М.: Учпедгиз, 1959. – 467с.
Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. Москва; 2001г.
Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. Заведений. / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 240с.
Шинкарь Г., Новикова И. Использование фольклора в работе с детьми младшего возраста. // Дошк. воспитание. –1990. – №10. – 8-15с.
Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: ВЛАДОС, 1999. – 432с.
Эльконин Д.Б. Развитие речи детей в дошкольном возрасте. – М.: Педагогика, 1958. – 234с.
Ястребова, А. В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений / А.В. Ястребова. – М.: АРКТИ, 2004. – 209с.
Самостоятельные игры
Дидактические игры
Сюжетные игры
Игры с правилами
Ролевые игры
Режиссерские игры
Игры - фантазирование
Образно-ролевые
Сюжетно-ролевые
ИИррррИгрыИгры дошкольников
1.Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. М.: Академия, 1999. –159с.
2.Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. М.: Просвещение, 1991. – 234с.
3.Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. М.: Мозаика-Синтез, 1999. — 272с.
4.Белякова Л.И., Гаркуша Ю.Ф., Усанова О.Н., Фигередо Э.Л. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с ОНР и нормально развитой речью. М., 1991. – 295 с.
5.Бизикова О.А., Развитие диалогической речи дошкольников в игре. М.: Скрипторий 2003, 2008. – 136с.
6.Бородич А.М. Методика развития речи детей. М.: Просвещение, 1981. – 255с.
7.Бочкарева Л.П. Воздействие книг и картин на игровые образы. В сб.: Воспитание детей в игре. М.: Просвещение, 1983. – 246с.
8.Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. М.: Просвещение, 1988. – 336с.
9.Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М.: ВЛАДОС, 2005. – 110с.
10.Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. / Под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. – М.: Междунар. образоват. и психол. колледж, 1995. – 288с.
11.Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников. М.: Просвещение, 1981. – 190с.
12.Воспитание детей в старшей группе детского сада. / Сост.: Г.М. Лямина. – М.: Просвещение, 1984. –370с.
13.Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб: Питер, 1997. – 342с.
14.Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961. – 360с.
15.Детская психология. / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Мн.: Университетское, 1988. – 399с.
16.Жукова Н.С. Формирование устной речи. Учеб-метод, пособие. М.: Соц.-полит. журн., 1994. – 96 с.
17.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи. М., 1990. – 248 с.
18.Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспект. / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Совершенство, 2001. – 368с.
19.Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр дошкольникам. М., Просвещение, 1982. – 89с.
20.Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст). М.: Педагогика, 1972. –143с.
21.Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. – М.: Просвещение, 1985. – 207с.
22.Короткова Н. Художественная литература в образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста. // Дошкольное воспитание. – 2001. – №8. – 34-41с.
23.Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М., 1999. – 262с.
24.Лапутина О.С. Развитие творчества в играх-драматизациях. // В сб.: Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. – М., Просвещение, 1986. – 357с.
25.Левина Р.Е. Нарушение речи и письма у детей: Избранные труды. М.: АРКТИ, 2005. – 222с.
26.Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1969. – 214с.
27.Логопедия: учеб. для студ. Вузов. / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 678с.
28.Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. М.: Просвещение, 1982. – 160с.
29.Менджерицкая Д.В. Игра-драматизация. // В сб.: Воспитание детей в игре. – М.: А.П.О., 1994. – 315с.
30.Мухина В.С. Детская психология. М.: ООО "Апрель-Пресс", ЗАО "ЭКСМО-Пресс", 1999. –315с.
31.Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р.Е.Левиной. – М., 1968. – 236с.
32.Павлова А.А. Диагностика и коррекция речевого развития детей // Современные модели психологии речи и психолингвистики. — М., 1990. – 134с.
33.Правдина О.В. Логопедия. М.: Юнити-Дана, 2003 – 158с.
34.Развитие общения у дошкольников. // Под ред. Запорожца А.В., Лисиной М.И. – М.: Наука, 1993. – 185с.
35.Развитие речи детей дошкольного возраста. / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1984. – 223с.
36.Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6—7 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 96 с.
37.Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). М.: Просвещение, 1981. –159с.
38.Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 6-ти лет. М: Гном и Д., 2001. – 155с.
39.Ушакова О. Развитие речи детей 4-7 лет // Дошк. воспитание. –1995. – №1. – 59-66с.
40.Ушакова О., Струнина Е. Методики выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста. // Дошк. воспитание. –1998. – №9. – 71-78с.
41.Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.К. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1977. –239с.
42.Филичева Т.Б. Четвёртый уровень недоразвития речи // Методическое наследие / Под ред. Л.С.Волковой: В 5 кн. – М., 2003. – Кн. V Фонетико – фонематическое и общее недоразвитие речи . – 187с.
43.Филичева Т.Е., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недораз¬витием. М.: Школьная Пресса, 2002. – 209с.
44.Фролов Е.А. Логопедия. М.: Просвещение, 1999. – 198с.
45.Хватцев М.Е. Логопедия. – 5-е изд. – М.: Учпедгиз, 1959. – 467с.
46.Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. Заведений. / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 240с.
47.Шинкарь Г., Новикова И. Использование фольклора в работе с детьми младшего возраста. // Дошк. воспитание. –1990. – №10. – 8-15с.
48.Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: ВЛАДОС, 1999. – 432с.
49.Эльконин Д.Б. Развитие речи детей в дошкольном возрасте. – М.: Педагогика, 1958. – 234с.
50.Ястребова, А. В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений / А.В. Ястребова. – М.: АРКТИ, 2004. – 209с.
Вопрос-ответ:
Какая тема статьи?
Тема статьи - "Игры драматизации как средство развития диалогической речи у старших дошкольников с общем недоразвитием речи 3 уровня".
Для кого предназначена статья?
Статья предназначается для специалистов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня.
Какие основные теоретические основы изучены в статье?
В статье рассмотрены онтогенез игры, характеристики речевого и неречевого развития дошкольников с общим недоразвитием речи, развитие диалогической речи и особенности игровой деятельности таких детей.
Какие проблемы решает игровая деятельность у детей с общим недоразвитием речи?
Игровая деятельность помогает развитию диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи, способствует формированию навыков коммуникации и улучшению восприятия речи.
Какие игры используются для развития диалогической речи у старших дошкольников с общем недоразвитием речи?
В статье описываются игры драматизации, которые являются эффективным средством развития диалогической речи у детей данной возрастной группы.
Почему игры драматизации полезны для развития диалогической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи?
Игры драматизации способствуют развитию диалогической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи, так как они предоставляют возможность практиковать коммуникативные навыки и учат детей взаимодействовать друг с другом через диалог. В процессе игры дети выражают свои мысли и чувства, учатся слушать и отвечать другим, а также используют разнообразные языковые средства для передачи информации и совместного построения сюжета.
Какие навыки развиваются у детей с общим недоразвитием речи через игры драматизации?
Игры драматизации способствуют развитию различных навыков у детей с общим недоразвитием речи. Во-первых, они развивают коммуникативные навыки, такие как умение вступать в диалог, слушать и отвечать другим, а также умение использовать языковые средства для передачи информации. Во-вторых, игры драматизации развивают фантазию и творческое мышление детей, так как они могут создавать и воплощать разные роли и ситуации. В-третьих, игры драматизации помогают развивать социальные навыки и умение работать в группе, так как в процессе игры дети учатся сотрудничать, делиться ролями и идеями с другими.
Какие научно-теоретические основы изучаются в статье?
В статье изучаются научно-теоретические основы игровой деятельности у детей с речевой патологией.