Своеобразие реализма Теодора Фонтане на примере его романов "Эффи Брист" и "Женни Трайбель"
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 31 + 31 источник
- Добавлена 04.08.2011
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава I. Реализм в литературе и особенности немецкой прозы
§1 Реализм как система в романе
§2. Теодор Фонтане и его особенности как писателя
Глава II. Реализм в романах Теодора Фонтане
§1. Реализм бытия в романе «Женни Трайбель»
§2. Проблема нравственности в произведении «Эффи Брист»
Заключение
Список использованной литературы
Эта точность описания создавала иллюзию полного правдоподобия событий, о которых рассказывалось, словно это не роман с вымышленной историей, а кусок самой жизни – недаром на титульном листе было обозначено, что жизнь и приключения героя написаны им самим.
Так сочетаются в этом романе правдивость изображения обстановки с условностью самого сюжета.
Чужие волнения, страдания, страсти. Ни слова о себе, о своих близких, о личном. Такова вообще участь писателя.
Сама атмосфера в обществе и обстоятельства личной жизни писателя сформировали пессимистический и даже трагический пафос прозы.
Темы любви и дружбы, свободы и независимости окрашены у Фонтане в мрачные тона. Появляется тема одиночества, предчувствия собственной смерти.
Новаторство и реализм Фонтане чужды выразительности, они не впадают ни в карикатуру, ни в фарс; они основаны на основательном, глубоком знании описываемой жизни. В каждой драме диалог стремился к жизненной правде, а не к словесному богатству.
Среди героев романа направления встречаются очаровательные безвредные чудаки и возвышенные идеалисты, ничего не смыслящие в практических материях, удачливые эгоистичные проходимцы, у которых ни гроша за душой, самонадеянные болваны, неисправимые притворщики.
Материальный мир стоит в центре внимания героя и автора и рисуется обстоятельно, предельно конкретно.
Так сочетаются в этом романе правдивость изображения обстановки с условностью самого сюжета. Ведь по замыслу и значению это философский роман, просветительская притча о человеке, который может и должен подчинить себе природу.
§2. Проблема нравственности в произведении «Эффи Брист»
Эффи Брист (Effi Briest, 1895)
Главные герои пытаются исправить мир, но попадают в нелепые ситуации. Автор хотел сказать, что важно любить ближнего своего как самого себя. Нельзя быть жестокими эгоистами по отношению друг к другу и окружающему миру.
Связь творчества Фонтане с эстетикой социального реалистического романа выразилась не только в круге идей и образов, в тематике его драм и комедий, но и в их поэтике, композиции, технике завязки и развязки, в построении характеров действующих лиц, в языке, диалоге, ремарках.
Богатой считается речь человека, который обладает обширным словарным запасом, умеет соединять слова, придавая им при этом различные смысловые оттенки, владеет всем разнообразием синтаксических конструкций и в устрой речи умело использует все возможности интонации. Иными словами, чтобы сделать свою речь богатой, необходимо овладеть всем богатством языка.
«Госпожа фон Брист, обычно весьма придирчивая даже по отношению к своей любимой дочери, воспринимала ее явное безразличие не как проявление легкомыслия, а видела в этом даже известное достоинство. «Все эти вещи, — размышляла она, — ничего не значат для Эффи. Эффи нетребовательна: она живет в мире своих грез, и если бы супруга принца Фридриха Карла, проезжая мимо в своей карете, дружески кивнула ей головой, то и это значило бы для нее не больше, чем ларь с бельем». [Фонтане Т. Эффи Брист / Пер. с нем. и примеч. С. Гиждеу. – М.: Олма-Пресс, 2006. – С 7.]
Мастерское изображение драматической ситуации и характеров отличает роман «Эффи Брист». Его героиня, чистая и доверчивая Эффи, изменяет своему мужу, барону фон Инштеттену, и становится жертвой его жестокой мести. Общественная мораль выступает здесь как мораль ложная и бесчеловечная.
Возможность самосовершенствования человека для гармонизации с высшим социокультурным миром – проблема современности. Методологическая основа представлений о возможности улучшения личности, ее самосовершенствования как начальной точки изменения социокультурного порядка, состоит в понимании личности как процесса в процессе, в представлении о «внутреннем» моменте ее деятельности, выступающем в качестве реализации индивидуальности человека.
Конечно, личность – это определенная устойчивая целостность базовых черт, которая не сводится к простому перечислению ее характеристик. Личность благодаря устойчивой целостности базовых черт и меняется, и одновременно остается тождественной самой себе.
Данная устойчивая организация внутренней жизни индивидов «удерживает» единство психических процессов в определенном качественном состоянии, хотя человек осуществляет в процессе своей жизнедеятельности многоплановые взаимодействия с миром.
«Через три дня был канун Нового года. Эффи приехала в очаровательном бальном платье, которое нашла у себя на столе в числе других подарков к рождеству. Однако танцевать она не собиралась. Она села среди пожилых дам, для которых недалеко от оркестра были поставлены удобные кресла». [Фонтане Т. Эффи Брист / Пер. с нем. и примеч. С. Гиждеу. – М.: Олма-Пресс, 2006. – С. 67.]
Результаты такого взаимодействия и «подключенность» личности к культуре, миру «абсолюта», несводимому к конкретно существующим формам культурного бытия, ведет к возникновению многочисленных новообразований в содержании жизнедеятельности индивида.
Ценность формируется через синтез не только функций нормы и обычая, но она включает в себя интерес и потребность, долг и идеал, побуждение и мотивацию. Ценности могут быть витальные, связанные со здоровьем, идеальным образом жизни; ценности социальные, связанные с благосостоянием.
Но ценность не может возникнуть сама по себе, она создается именно в процессе развития.
Перед нами трагическая история женщины, выданной замуж за человека, совершенно чуждого ей по духу. Инштеттен — преуспевающий чиновник, сухой, педантичный человек, немецкий вариант Каренина. Обнаружив переписку жены, уличающую ее в неверности (в относительно отдаленном прошлом), он не только убивает на дуэли бывшего соперника, но выгоняет жену из дома и лишает ее права на воспитание дочери. При этом Инштеттен поступает так вовсе не из ревности, а подчиняясь неписаному закону. Он сам понимает неразумность своих действий, но не может преодолеть в себе ложного понятия о моральном долге.
Надо представить всю силу и власть господствовавших предрассудков, чтобы объяснить противоестественную жестокость родителей Эффи, отказавшихся принять «заблудшую» дочь.
Обычно эмоцию определяют как особый вид психических процессов, которые выражают переживание человеком его отношения к окружающему миру и к самому себе.
Особенность эмоций состоит в том, что они в зависимости от потребностей субъекта непосредственно оценивают значимость действующих на индивид объектов и ситуаций.
Эмоции выполняют функции связи между действительностью и потребностями
Аффекты – это сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождающиеся резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями.
У человека аффекты вызываются как биологически значимыми факторами, затрагивающими его физическое существование, так и социальными, например мнением руководителя, его отрицательной оценкой, принятыми санкциями.
Отличительной особенностью аффектов является то, что они возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию.
Собственно эмоции в отличие от аффектов представляют собой более длительно текущее состояние, иногда лишь слабо проявляющиеся во внешнем поведении. Они выражают оценочное личностное отношение к складывающейся или возможной ситуации, поэтому способны в отличие от аффектов предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили.
Собственно эмоции возникают на основе представлений о пережитых или воображаемых ситуациях.
Предметные чувства возникают как специфическое обобщение эмоций и связаны с представлением или идеей о некотором объекте, конкретном или отвлеченном (например, чувство любви к человеку, к родине, чувство ненависти к врагу и т. д.).
Предметные чувства выражают устойчивые эмоциональные отношения.
Чувства – это эмоции, которые возникают на базе социальных и духовных потребностей.
Учитывая роль вероятности удовлетворения потребности в происхождении эмоций, он рассматривает тревогу как реакцию на низкую вероятность избегания нежелательного воздействия. В отличие от тревоги фрустрация – это реакция на низкую вероятность достижения желаемой цели.
Особое место среди эмоциональных явлений занимают так называемые общие ощущения.
Зато огромное значение приобретают высказывания действующих лиц – диалоги, монологи, реплики. Всегда важно не только что, но и как говорят герои.
Писатель находит точные детали, чтобы обрисовать смену обстановки: отчий дом, запущенный особняк в маленьком городке в Померании, где живет Эффи после замужества, квартиры Берлина.
В старое время человек мог свободно добраться в город, где он мог видеть много торговцев, сходить исповедоваться в храм. К любому городу путника могла привести или потаенная тропа или изрытая дорога, которая проходила обычно через лес и поле, рядом с речными угодьями.
И Эффи всюду одинока. Ее печальная история предстает как олицетворение судьбы женщины в обществе. Но и Эффи не раздавлена. В ней та же несломленная духовность, которая отличает всех любимых героев Фонтане.
Женни и Эффи считаются лишними людьми в обществе. Они по-своему одиноки и воспринимают окружающий мир очень тягостно. Эффи пытается поменять жизнь, а Женни старается сделать ее лучше. Женни очень расчетлива, а Эффи бескорыстна, поэтому между ними огромная моральная и душевная пропасть.
В этот период были созданы художественные ценности, имеющие непреходящее значение. В дворянской среде распространялись идеи просветительства и гуманизма, интерес к науке и искусству.
Заключение
Фонтане как явитель реалистического направление в прозе Германии всегда обращался к проблемам взаимоотношения между людьми и верил во все грехи человечества. Писатель крайне враждебно относился к лени и лжи между людьми и заботился о тщеславии в мире и согласии везде, где это происходит.
Изучение культурного процесса, особенностей духовной жизни и бытовых традиций значительно обогащает наше представление об определенном этапе исторического развития.
В то же время постижение культурного наследия столь же необходимо и в современной жизни.
Сегодня читатель ждет от литературы глубины, откровения, человечности, достоверности.
Передавая определенным образом местный колорит и воспроизводя в деталях этнографические подробности быта и нравов той или иной земли Германии, Фонтане в лучших своих произведениях всегда выходил за пределы проблем, характерных только для данного региона, затрагивая вопросы общегерманского значения.
Судьба героя помогла автору осмыслить судьбу собственную и судьбу своего поколения.
При всем многообразии творческое наследие представляет собой единый художественный мир, со своими законами литературной эволюции, с характерными, ярко выраженными чертами индивидуальности, со своим кругом художественных проблем, которые делают его уникальным и неповторимым.
Внутренние законы развития романного мира Т. Фонтане не всегда очевидны: они требуют читательского внимания, и их изучение затрудняется теми обстоятельствами, о которых уже шла речь.
Тем не менее они уловимы, и познать их – значит глубже понять то явление, которое мы называем творчеством.
Список использованной литературы
№ 1. Барковская Н. В., Лейдерман Н. Л. Введение в литературоведение. – Екатеринбург, Изд-во Свердл. пед. ин-та, 2003. – 59.
№ 2. Борев Ю., Родионова Т. Интонация как средство художественного общения // Контекст, М., 2002. – 226 с.
№ 3. Виноградов В. В. О теории художественной речи. – М.: Русский язык, 2005. – 234 с.
№ 4. Волков Е. М. Роман Т. Фонтане Эффи Брист. – М.: Изд-во Слово, 2007. – 234 с.
№ 5. Дэвис Н. История Европы. – М.: Транзиткнига, 2006. – 950 с.
№ 6. Зарубежная литература / С. В. Тураев. – М.: Дрофа, 2003. – 326 с.
№ 7. Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Зарубежная литература XIX века. – М.: Изд-во Текст, 2002. – 768 с.
№ 8. История зарубежной литературы XIX века. – М.: Высш. школа, 2006. – 566 с.
№ 9. История зарубежной литературы XIX века. – М.: Изд-во Худож. лит., 2006. – 546 с.
№ 10. Зарубежная литература конца XIX – начала XX века / В. М. Толмачев, Г. К. Косиков, А. Ю. Зиновьева. – М.: Изд-кий центр Академия, 2003. – 496 с.
№ 11. История зарубежной литературы с древнейших времен до конца XX века. – М.: Изд-во Олма-пресс, 2007. – 812 с.
№ 12. История зарубежных стран. – М.: Высшая школа, 2007. – 548 с.
№ 13. История немецкой и французской литературы. – М.: Академия, 2007. – 464 с.
№ 14. История немецкой литературы. – М.: Изд-во Текст, 2009. – 134 с.
№ 15. История литературы Германии / Ред. коллегия Я. Н. Засурского. – М.: Изд-во Наследие, 2006. – 462 с.
№ 16. История печати: Антология. – М.: Аспект-Пресс, 2001. – 420 с. – (Классика журналистики).
№ 17. Каган Л. В. Особенности творчества немецких писателей. – М.: Наука, 2006. – 78 с.
№ 18. Макарова Н. А. Особенности поэтики романов и повестей Т. Фонтане 80-х – 90-х гг. XIX века. – М.: МГУ, 2004. – 220 с.
№ 19. Мериме П. Избранные произведения. – М.: Изд-во текст, 2008. – 786 с.: ил.
№ 20. Очерки по истории зарубежной литературы XIX века. – М.: Изд-во Дрофа, 2006. – 608 с.
№ 21. Очерки зарубежной культуры XIX века. – М.: Изд-во Академия, 2001. – 386 с.
№ 22. Писатели Германии. Краткие творческие биографии / Сост. и общ. ред. Я. Засурского, Г. Злобина, Ю. Ковалева. – М.: Изд-во Радуга, 2009. – 624 с.
№ 23. Писатели Германии о литературе. – М.: Изд-во Слово, 2009. – 286 с.
№ 24. Писатели Германии о новом в литературе и искусстве. – М.: Изд-во Слово, 2006. – 462 с.
№ 25. Святополк-Мирский Д. П. История русской литературы с древнейших времен по 1925 год / Пер. с англ. Р. Зерновой.- 3-е изд. – Новосибирск: Изд-во Свиньин и сыновья, 2007. – 872 с.
№ 26. Словцов П. А. История Германии. – М.: Изд-во Вече, 2008. – 626 с.: ил.
№ 27. Теккерей У. Ярмарка тщеславия. – М.: Изд-во АСТ, 2008. – 864 с. – (Золотой фонд мировой классики).
№ 28. Фонтане Т. Госпожа Женни Трайбель: Романы и повести / Пер. с нем. И. Фрадкина. – М.: Изд-во Текст, 2004. – 476 с.
№ 29. Фонтане Т. Эффи Брист / Пер. с нем. и примеч. С. Гиждеу. – М.: Олма-Пресс, 2006. – 312 с.
№ 30. Шкловский В. Б. О теории прозы. – М.: Изд-во Сов. писатель, 2008. – 384 с.
№ 31. Яковкина Н. И. История культуры: XIX век. – 2-е изд., стереотип. – СПб.: Изд-во Лань, 2002. – 576 с.
2
№ 2. Борев Ю., Родионова Т. Интонация как средство художественного общения // Контекст, М., 2002. – 226 с.
№ 3. Виноградов В. В. О теории художественной речи. – М.: Русский язык, 2005. – 234 с.
№ 4. Волков Е. М. Роман Т. Фонтане Эффи Брист. – М.: Изд-во Слово, 2007. – 234 с.
№ 5. Дэвис Н. История Европы. – М.: Транзиткнига, 2006. – 950 с.
№ 6. Зарубежная литература / С. В. Тураев. – М.: Дрофа, 2003. – 326 с.
№ 7. Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Зарубежная литература XIX века. – М.: Изд-во Текст, 2002. – 768 с.
№ 8. История зарубежной литературы XIX века. – М.: Высш. школа, 2006. – 566 с.
№ 9. История зарубежной литературы XIX века. – М.: Изд-во Худож. лит., 2006. – 546 с.
№ 10. Зарубежная литература конца XIX – начала XX века / В. М. Толмачев, Г. К. Косиков, А. Ю. Зиновьева. – М.: Изд-кий центр Академия, 2003. – 496 с.
№ 11. История зарубежной литературы с древнейших времен до конца XX века. – М.: Изд-во Олма-пресс, 2007. – 812 с.
№ 12. История зарубежных стран. – М.: Высшая школа, 2007. – 548 с.
№ 13. История немецкой и французской литературы. – М.: Академия, 2007. – 464 с.
№ 14. История немецкой литературы. – М.: Изд-во Текст, 2009. – 134 с.
№ 15. История литературы Германии / Ред. коллегия Я. Н. Засурского. – М.: Изд-во Наследие, 2006. – 462 с.
№ 16. История печати: Антология. – М.: Аспект-Пресс, 2001. – 420 с. – (Классика журналистики).
№ 17. Каган Л. В. Особенности творчества немецких писателей. – М.: Наука, 2006. – 78 с.
№ 18. Макарова Н. А. Особенности поэтики романов и повестей Т. Фонтане 80-х – 90-х гг. XIX века. – М.: МГУ, 2004. – 220 с.
№ 19. Мериме П. Избранные произведения. – М.: Изд-во текст, 2008. – 786 с.: ил.
№ 20. Очерки по истории зарубежной литературы XIX века. – М.: Изд-во Дрофа, 2006. – 608 с.
№ 21. Очерки зарубежной культуры XIX века. – М.: Изд-во Академия, 2001. – 386 с.
№ 22. Писатели Германии. Краткие творческие биографии / Сост. и общ. ред. Я. Засурского, Г. Злобина, Ю. Ковалева. – М.: Изд-во Радуга, 2009. – 624 с.
№ 23. Писатели Германии о литературе. – М.: Изд-во Слово, 2009. – 286 с.
№ 24. Писатели Германии о новом в литературе и искусстве. – М.: Изд-во Слово, 2006. – 462 с.
№ 25. Святополк-Мирский Д. П. История русской литературы с древнейших времен по 1925 год / Пер. с англ. Р. Зерновой.- 3-е изд. – Новосибирск: Изд-во Свиньин и сыновья, 2007. – 872 с.
№ 26. Словцов П. А. История Германии. – М.: Изд-во Вече, 2008. – 626 с.: ил.
№ 27. Теккерей У. Ярмарка тщеславия. – М.: Изд-во АСТ, 2008. – 864 с. – (Золотой фонд мировой классики).
№ 28. Фонтане Т. Госпожа Женни Трайбель: Романы и повести / Пер. с нем. И. Фрадкина. – М.: Изд-во Текст, 2004. – 476 с.
№ 29. Фонтане Т. Эффи Брист / Пер. с нем. и примеч. С. Гиждеу. – М.: Олма-Пресс, 2006. – 312 с.
№ 30. Шкловский В. Б. О теории прозы. – М.: Изд-во Сов. писатель, 2008. – 384 с.
№ 31. Яковкина Н. И. История культуры: XIX век. – 2-е изд., стереотип. – СПб.: Изд-во Лань, 2002. – 576 с.
Вопрос-ответ:
Какое своеобразие реализма Теодора Фонтане можно наблюдать в его романах "Эффи Брист" и "Женни Трайбель"?
Теодор Фонтане в своих романах "Эффи Брист" и "Женни Трайбель" применяет особую форму реализма, которая отличается от традиционных подходов к жанру. Он не ставит целью только точное описание действительности, а стремится передать внутренний мир и эмоциональное состояние героев. Таким образом, реализм Теодора Фонтане становится более психологическим и эмоциональным.
Каковы особенности реализма как системы в романе Теодора Фонтане?
Реализм в романах Теодора Фонтане является сложной системой, которая включает не только точность описания внешнего мира, но и анализ внутреннего мира героев. Он стремится передать не только факты, но и эмоции, мысли и взаимоотношения между персонажами. Таким образом, основной особенностью реализма в романах Теодора Фонтане является его глубокая психологическая проработка.
Какие особенности есть у Теодора Фонтане как писателя?
Теодор Фонтане - писатель с ярко выраженными особенностями в своем творчестве. Он стремится передать не только поверхностные события, но и внутренний мир героев, их эмоциональное состояние и мысли. Он создает иллюзию полного правдоподобия, благодаря своей точности описания событий и глубокому пониманию человеческой психологии. Таким образом, особенностью Теодора Фонтане как писателя является его уникальный стиль сочетания точности описания и глубокой психологической проработки.
Какова роль реализма в романах Теодора Фонтане?
Реализм играет важную роль в романах Теодора Фонтане. Он позволяет передать реальные события и чувства героев с наибольшей точностью. Реализм создает иллюзию полного правдоподобия и погружает читателя в мир произведения. Благодаря реализму Теодор Фонтане достигает глубокой психологической проработки героев и тонкой передачи их эмоционального состояния.
Каким образом Теодор Фонтане реализует своеобразие реализма в своих романах "Эффи Брист" и "Женни Трайбель"?
Теодор Фонтане реализует своеобразие реализма в своих романах путем создания точного описания событий и персонажей, что создает иллюзию полного правдоподобия. Это отличает его реализм от обычной вымышленной прозы и придает его произведениям особенную аутентичность.
Какова специфика реализма Теодора Фонтане?
Специфика реализма Теодора Фонтане заключается в том, что он создает детальное и точное описание реальности, что обеспечивает читателям ощущение присутствия в происходящих событиях. Он старается передать не только внешность персонажей, но и их внутренний мир, их мысли, чувства и мотивы.
В чем заключается реализм как система в романе?
Реализм как система в романе предполагает создание детальной и объективной картины действительности. Это означает, что автор стремится точно и достоверно описать предметы, события, персонажей и их взаимодействие, не приукрашивая их и не добавляя вымысел. Цель реализма - передать реальные жизненные ситуации и проблемы, а не придумывать фантастические истории.
Какие особенности можно выделить у Теодора Фонтане как писателя?
Особенности Теодора Фонтане как писателя включают его тщательное и детальное описание персонажей и событий, аутентичное воспроизведение бытовых мелочей и диалогов, а также его стремление передать не только внешность персонажей, но и их внутренний мир. Он также отличается отличным владением языком и умением создать правдоподобный и интересный сюжет.
В чем заключается особенность реализма в романах Теодора Фонтане?
Особенность реализма в романах Теодора Фонтане заключается в том, что он создает иллюзию полного правдоподобия. Он описывает события и персонажей так точно и подробно, что читатель ощущает, будто это реальные события, а не вымышленный роман. Это придает его произведениям особую привлекательность и интерес для читателей.
Какие особенности имеет реализм Теодора Фонтане в его романах "Эффи Брист" и "Женни Трайбель"?
В романах Теодора Фонтане прослеживается своеобразие реализма, который характеризуется точностью описания и созданием иллюзии полного правдоподобия событий.
Какова система реализма в романе Теодора Фонтане?
Система реализма в романе Теодора Фонтане включает в себя детальное описание действий и событий, а также ярких персонажей. Автор стремится передать правдивую картину действительности, создавая иллюзию полной правдоподобности.