Гротеск и фантастика в Петербургских повестях Гоголя
Заказать уникальную курсовую работу- 23 23 страницы
- 24 + 24 источника
- Добавлена 01.05.2009
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
I. Н.В.Гоголь " Петербургкие повести" в оценке русской критики
II. Гротеск и фантастика в Петербургских повестях Н.В.Гоголя
2.1 "Невский проспект" - две параллели одной и той же жизни
2.2 "Портрет" - о высоком назначении искусства
2.3 "Нос" - гениальная выражение творческой смелости писателя
2.4 "Записки сумасшедшего" и "Шинель" - тема маленького человека в творчестве писателя
Заключение
Список литературы
Заключение
Ученик и преемник Пушкина, Гоголь вошел в русскую литературу как один из великих и самобытных писателей, сыгравших огромную роль в развитии отечественной литературы и культуры. Белинский и Чернышевский назвали Гоголя «отцом русской реалистической прозы».
Реализм Гоголя знаменовал новую ступень в развитии критического реализма в русской литературе. Величайшая жизненность и вместе с тем типическая обобщенность образов Гоголя рождались из их тесной связи с действительностью, из глубокого проникновения писателя в жизнь народа. В своем творчестве Гоголь продолжил и приумножил лучшие традиции русской литературы — ее связь с жизнью, ее народность, ее благородные передовые идеалы. Фонвизин, Крылов, Грибоедов, Пушкин являлись его предшественниками и учителями.
Темой моего реферата были «Гротеск и фантастика в Петербургских повестях Н.В.Гоголя». Все эти повести объединяются в одно целое прежде всего общей темой их, определенной Гоголем как «столкновение мечты с существенностью (действительностью). Роднит их и место действия – Петербург, столичный город, в котором социальные противоречия особенно выпукло проявились уже в 30-х годах XIX века, в период развития в столице «меркантильности», погони за наживой, хищничества, бездушного расчета. Читая повести Н.В.Гоголя понимаешь, с каким мастерством он изображает реальную действительность, быт и раскрывает характер героев. Гоголь подчеркивает в характере героя одну-две наиболее существенные его черты. Часто он их гиперболизирует, отчего образ становится еще более ярким и выпуклым. К примеру, взять любого из героев Петербургских повестей: Пирогов – хвастовство и безграничная пошлость, Пискарев – мечтательность и романтизм, Чартков – страсть к богатству, Башмачкин и Поприщин – ничтожность и униженность.
Каждая повесть дает мне свой урок . В «Невском проспекте» я вижу, как важно трезво оценивать жизнь, так как можно погибнуть, как Пискарев гибнет жертвой разлада мечты и действительности. В «Портрете» в погоне за богатством отмирают в Чарткове человеческие качества, гибнет в нем художник. Утрата личности показана в повесте «Нос», где майор Ковалев потерял нос и очутился вне общества, представляя параллель другим отверженным и действительно гибнувшим героям петербургских повестей. В «Шинеле» бессмысленная канцелярская служба – переписывание бумаг – убила в Акакие Акакиевиче Башмачкине всякую живую мысль и всякие человеческие стремления.
Сила Гоголя-стилиста – в его юморе. Юмор Гоголя – «смех сквозь слезы» - был обусловлен российской действительности его времени. «Несмотря на то, что при малейшем усилии памяти в вашем мозгу возникают сотни комических положений, карикатурных фигур и физиономий, уморительных словечек, все же крайне трудно представить себе веселого Гоголя». Широкое признание Гоголь получил еще при жизни. Тогда же его деятельность подверглась и резкому осуждению со стороны правящих кругов и реакционной печати. Правильную оценку наследства Гоголя давали и дают лишь те, кто является непримиримым врагом частнособственнического строя и порождаемой ими пошлой идеологией, то есть люди прогрессивного лагеря. Это предвидел еще Белинский. Критик говорил: «…еще много времени пройдет, и много поколений выступит на поприще жизни прежде, чем Гоголь будет понят и оценен по достоинству большинством». Н.Г.Чернышевский писал о Гоголе: «Как ни велики твои ошибки, мученик скорбной мысли и благих стремлений, но ты был одним из благороднейших сынов России, и безмерны твои заслуги перед родиной» Изучение исторического значения Гоголя не завершено и до сих пор. Настоящий период русской литературы еще не вышел из-под его влияния, и его деятельность представляет разнообразные стороны, которые выясняются с ходом самой истории.
В завершение хочу сказать, что Петербургские повести Н.В.Гоголя являются предупреждением, которое актуально во все времена, так как сила его творчества заключается в том, что пороки, осмеянные им, живучи и заразительны. Они, как тяжелое наследие прошлого, проникают и в нашу среду, мешая людям проявить свои лучшие качества. Н. В. Гоголь был уверен, что его творчество будут ценить во все времена: «душа бывает бессмертна; мертвой души не может быть: автор вооружается против бессмертия»
Список литературы
1. Анненский, И. Ф. О формах фантастического у Гоголя / И.Ф. Анненский// Русская школа. Общепедагогический журнал для школы и семьи – 2003 - №10. - с. 23 -32
2. Белинский, В.Г. Собрание сочинений: в 3-х томах, / В.Г. Белинский, М.: Изд. АН СССР, 1954 – т. 1-3
3. Виноградов, В.В. Натуралистический гротеск. Сюжет и композиция повести Гоголя «Нос»/ В.В. Виноградов, Избранные труды: Поэтика русской литературы. М., 1976 – 237 с.
4. Гоголь, Н.В. Петербургские повести / Н.В. Гоголь, М.: Изд-во «Советская Россия», 1978 - 364 с.
5. Горских, Н.А. Поэтика вещного мира: автодис. на соискание ученой степени канд фил.наук 10.01.01 защ. 12.02.02 утв. 24.06.02/ Н.А. Горских. – Томск, 2002 – 125 с., с. 125
6.Горький, М. Избранные литературно-критические произведения/ М.Горький, М.: Госиздат Детской литературы РСФСР, 1954 - 254 с.
7. Гуковский Г.А. Реализм Гоголя/ Г.А. Гуковский, М-Л.: Госиздат. «Художественная литература», 1959, 360 с.
8. Дилакторская, О.Г. Художественный мир петербургских повестей Гоголя Н.В.Гоголя »/ О.Г.Дилакторская //Гоголь Н.В. Петербургские повести, Спб, 1995, 320с.
9. Дилакторская, О.Г. Фантастическое в повести Гоголя «Нос»/ О.Г.Дилакторская //Русская литература. 1984. – Вып. 1 – 1984 – с. 153-166
10. Золотусский И.П. Гоголь. Серия: Жизнь замечательных людей/И.П. Золотусский, М., 2007, 485с.
11. Климова, Е.В. Гротеск и фантастика в ранних произведениях Гоголя: автореф., 12.10.2008, защита 01.10.2008/Е.В. Климова – М., 2008- 25 с.
12. Иваницкий, А.И. «Н.В. Гоголь и мировая культура/А.И. Иваницкий, М.: Книжный дом «Университет», 2003 – 65 с.
13. Манн, Ю. Поэтика Гоголя/ Ю. Манн. – М.: «Художественная литература», 1978 – 327 с.
14. Машинский, С.И. Н.В. Гоголь в русской критике и воспоминаниях современников. Школьная библиотека/ С. И. Машинский, М.-Л. Детгиз, 1959.- 359 с.
15. Машинский, С. И. Художественный мир Гоголя: пособие для учителей/ С.И. Машинский – 2-е изд. - , М.: «Просвещение», 1979 – 432 с.
16. Немирович-Данченоко, Вл.И. Тайны сценического обаяния Гоголя/ Вл.И. Немирович-Данченко//Российская газ. «Образование» Вып.2 - 2004 –
15 окт., с. 23
17. Никитина, Н.И. Петербург в произведениях Гоголя: автореф., 10.03.2008, защита 28.02.2008/Н.И. Никитина – М., 2008- 30 с.
18. Поспелов, Г.Н. Творчество Н.В. Гоголя. Мин-во просвещения РСФСР/ Р.Н.Поспелов, М.: 1963 – 280с., с. 107
19. Стасов, В.В. Гоголь в восприятии русской молодежи 30—40-х годов/ В.В. Стасов// Российская газ. «Образование» Вып. 10 - 2002 – 10 апр, с. 12
20. Хадынская, А.А. Пространственно-временная организация «петребургских» повестей Н.В. Гоголя/А.А.Хадынская// Литература, 1998 – Вып.27 – 1998 - с. 13
21. Храпченко, М.Б. Избранные труды. Николай Гоголь. Литературный путь, величие писателя / М.Б. Храбченко – М.: Наука, 1999. – 640 с.
22. Чернышевский, Н.Г. Полное собрание сочинений: в 15 томах/ Н.Г. Чернышевский, М.: Гослитиздат, 1953 – т.1-15
23. Эйхенбаум, Б.М. О прозе/ Б.М. Эйхенбаум, Л.: Художественная литература, 1969 – 389 с.
24. 60 сочинений на «отлично». – Вып. 1. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006. – 64 с.
Машинский, С.И. Н.В. Гоголь в русской критике и воспоминаниях современников. Школьная библиотека/ С. И. Машинский, М.-Л. Детгиз, 1959, с. 231
Храпченко, М.Б. Избранные труды. Николай Гоголь. Литературный путь, величие писателя / М.Б. Храбченко – М.: Наука, 1999. – 640 с.
Горских, Н.А. Поэтика вещного мира: автодис. на соискание ученой степени канд фил.наук 10.01.01 защ. 12.02.02 утв. 24.06.02/ Н.А. Горских. – Томск, 2002 – 125 с., с. 97
Григорьев, А.В. Н.В. Гоголь. Материалы и исследования. Школьная библиотека/ А.В. Григорьев, М. 1968, стр.242
Машинский, С.И. Н.В. Гоголь в русской критике и воспоминаниях современников. Школьная библиотека/ С. И. Машинский, М.-Л. Детгиз, 1959, с. 221
Хадынская, А.А. Пространственно-временная организация «петербургских» повестей Н.В. Гоголя/А.А. Хадынская// Литература - Вып. 27/1998 с. 13
Горький, М. Избранные литературно-критические произведения/ М.Горький, М.: Госиздат Детской литературы РСФСР, 1954, с. 189
Золотусский И.П. Гоголь. Серия: Жизнь замечательных людей/И.П. Золотусский, М., 2007, с. 162
Виноградов, В.В. Натуралистический гротеск. Сюжет и композиция повести Гоголя «Нос»/ В.В. Виноградов, Избранные труды: Поэтика русской литературы. М., 1976 – 237 с., с.239
Стасов, В.В. Гоголь в восприятии русской молодежи 30—40-х годов/ В.В. Стасов// Российская газ. «Образование» № 10 - 2002 – 10 апр, с. 12
Хадынская, А.А. Пространственно-временная организация «петребургских» повестей Н.В. Гоголя/А.А.Хадынская// Литература № 27/1998 с. 13
Манн, Ю.В. Поэтика Гоголя/ Ю.В. Манн. – М.: «Художественная литература», 1978 – с. 234
Анненский, И. Ф. О формах фантастического у Гоголя / И.Ф. Анненский// Русская школа. Общепедагогический журнал для школы и семьи – 2003 - №10. - с. 23 -32
Гуковский Г.А. Реализм Гоголя/ Г.А. Гуковский, М-Л.: Госиздат. «Художественная литература», 1959,
с. 169
Золотусский И.П. Гоголь. Серия: Жизнь замечательных людей/И.П. Золотусский, М., 2007, с. 163
Горских, Н.А. Поэтика вещного мира: автодис. на соискание ученой степени канд фил.наук 10.01.01 защ. 12.02.02 утв. 24.06.02/ Н.А. Горских. – Томск, 2002 – 125 с., с. 112
Климова, Е.В. Гротеск и фантастика в ранних произведениях Гоголя: автореф, 12.10.2008, защита 01.10.2008/Е.В. Климова – М., 2008- с.8
Гоголь, Н.В. Петербургские повести / Н.В. Гоголь, М.: Изд-во «Советская Россия», 1978, стр.17
Машинский, С. И. Художественный мир Гоголя: пособие для учителей/ С.И. Машинский – 2-е изд. - , М.: «Просвещение», 1979, стр.25
Машинский, С. И. Художественный мир Гоголя: пособие для учителей/ С.И. Машинский – 2-е изд. - , М.: «Просвещение», 1979, стр.31
Машинский, С.И. Н.В. Гоголь в русской критике и воспоминаниях современников. Школьная библиотека/ С. И. Машинский, М.-Л. Детгиз, 1959, стр. 138
Немирович-Данченоко, Вл.И. Тайны сценического обаяния Гоголя/ Вл.И. Немирович-Данченко//Российская газ. «Образование» №2 - 2004 -15 окт., с.32
Никитина, Н.И. Петербург в произведениях Гоголя: автореф., 10.03.2008, защита 28.02.2008/Н.И. Никитина – М., 2008, , стр 25
Манн, Ю. Поэтика Гоголя/ Ю. Манн. – М.: «Художественная литература», 1978, стр.108
Климова, Е.В. Гротеск и фантастика в ранних произведениях Гоголя: автореф, 12.10.2008/ защита 01.10.2008/Е.В. Климова – М., 2008, с. 13
Дилакторская, О.Г. Художественный мир петербургских повестей Гоголя Н.В.Гоголя »/ О.Г.Дилакторская //Гоголь Н.В. Петербургские повести, Спб, 1995, с. 53
Гуковский Г.А. Реализм Гоголя/ Г.А. Гуковский, М-Л.: Госиздат. Художественная литература, 1959,с. 24
Виноградов, В.В. Натуралистический гротеск. Сюжет и композиция повести Гоголя «Нос»/ В.В. Виноградов, Избранные труды: Поэтика русской литературы. М., 1976, , с. 121
Манн, Ю. Поэтика Гоголя/ Ю. Манн. – М.: «Художественная литература», 1978, стр.81
Машинский, С. И. Художественный мир Гоголя: пособие для учителей/ С.И. Машинский – 2-е изд. - , М.: «Просвещение», 1979, с. с.125
Гоголь, Н.В. Петербургские повести / Н.В. Гоголь, М.: Изд-во «Советская Россия», 1978, стр.201
Дилакторская, О.Г. Фантастическое в повести Гоголя «Нос»/ О.Г.Дилакторская //Русская литература. 1984. – Вып. 1 – 1984 – с. 156
Дилакторская, О.Г. Фантастическое в повести Гоголя «Нос»/ О.Г.Дилакторская //Русская литература. 1984. – Вып. 1 – 1984 – с. 158
Гоголь, Н.В. Петербургские повести / Н.В. Гоголь, М.: Изд-во «Советская Россия», 1978, стр.139
Машинский, С.И. Н.В. Гоголь в русской критике и воспоминаниях современников. Школьная библиотека/ С. И. Машинский, М.-Л. Детгиз, 1959, стр. 63
Машинский, С. И. Художественный мир Гоголя: пособие для учителей/ С.И. Машинский – 2-е изд. - , М.: «Просвещение», 1979, с. 162
Анненский, И. Ф. О формах фантастического у Гоголя / И.Ф. Анненский// Русская школа. Общепедагогический журнал для школы и семьи – 2003 - №10. - с. 23- 32
Никитина, Н.И. Петербург в произведениях Гоголя: автореф, 10.03.2008/защита 28.02.2008/Н.И. Никитина – М., 2008- с.14
Никитина, Н.И. Петербург в произведениях Гоголя: автореф., 10.03.2008/защита 28.02.2008/Н.И. Никитина – М., 2008- с.17
60 сочинений на «отлично». – Вып. 1. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006, с. 34
Климова, Е.В. Гротеск и фантастика в ранних произведениях Гоголя: автореф., 12.10.2008/защита 01.10.2008/Е.В. Климова – М., 2008, с.25
Гуковский Г.А. Реализм Гоголя/ Г.А. Гуковский, М-Л.: Госиздат. «Художественная литература», 1959,
с. 11
Машинский, С. И. Художественный мир Гоголя: пособие для учителей/ С.И. Машинский – 2-е изд. - М.: Просвещение, 1979, с. 115
Белинский, В.Г. Собрание сочинений: в 3-х томах, / В.Г. Белинский, М.: Изд. АН СССР, 1954 – т. 1-3,
, т.II, стр.604
Чернышевский, Н.Г. Полное собрание сочинений: в 15 томах/ Н.Г. Чернышевский, М.: Гослитиздат, 1953 – т.1-15, т.III, стр.776
Машинский, С. И. Художественный мир Гоголя: пособие для учителей/ С.И. Машинский – 2-е изд. - М.: Просвещение, 1979, с. 113
2
2. Белинский, В.Г. Собрание сочинений: в 3-х томах, / В.Г. Белинский, М.: Изд. АН СССР, 1954 – т. 1-3
3. Виноградов, В.В. Натуралистический гротеск. Сюжет и композиция повести Гоголя «Нос»/ В.В. Виноградов, Избранные труды: Поэтика русской литературы. М., 1976 – 237 с.
4. Гоголь, Н.В. Петербургские повести / Н.В. Гоголь, М.: Изд-во «Советская Россия», 1978 - 364 с.
5. Горских, Н.А. Поэтика вещного мира: автодис. на соискание ученой степени канд фил.наук 10.01.01 защ. 12.02.02 утв. 24.06.02/ Н.А. Горских. – Томск, 2002 – 125 с., с. 125
6.Горький, М. Избранные литературно-критические произведения/ М.Горький, М.: Госиздат Детской литературы РСФСР, 1954 - 254 с.
7. Гуковский Г.А. Реализм Гоголя/ Г.А. Гуковский, М-Л.: Госиздат. «Художественная литература», 1959, 360 с.
8. Дилакторская, О.Г. Художественный мир петербургских повестей Гоголя Н.В.Гоголя »/ О.Г.Дилакторская //Гоголь Н.В. Петербургские повести, Спб, 1995, 320с.
9. Дилакторская, О.Г. Фантастическое в повести Гоголя «Нос»/ О.Г.Дилакторская //Русская литература. 1984. – Вып. 1 – 1984 – с. 153-166
10. Золотусский И.П. Гоголь. Серия: Жизнь замечательных людей/И.П. Золотусский, М., 2007, 485с.
11. Климова, Е.В. Гротеск и фантастика в ранних произведениях Гоголя: автореф., 12.10.2008, защита 01.10.2008/Е.В. Климова – М., 2008- 25 с.
12. Иваницкий, А.И. «Н.В. Гоголь и мировая культура/А.И. Иваницкий, М.: Книжный дом «Университет», 2003 – 65 с.
13. Манн, Ю. Поэтика Гоголя/ Ю. Манн. – М.: «Художественная литература», 1978 – 327 с.
14. Машинский, С.И. Н.В. Гоголь в русской критике и воспоминаниях современников. Школьная библиотека/ С. И. Машинский, М.-Л. Детгиз, 1959.- 359 с.
15. Машинский, С. И. Художественный мир Гоголя: пособие для учителей/ С.И. Машинский – 2-е изд. - , М.: «Просвещение», 1979 – 432 с.
16. Немирович-Данченоко, Вл.И. Тайны сценического обаяния Гоголя/ Вл.И. Немирович-Данченко//Российская газ. «Образование» Вып.2 - 2004 –
15 окт., с. 23
17. Никитина, Н.И. Петербург в произведениях Гоголя: автореф., 10.03.2008, защита 28.02.2008/Н.И. Никитина – М., 2008- 30 с.
18. Поспелов, Г.Н. Творчество Н.В. Гоголя. Мин-во просвещения РСФСР/ Р.Н.Поспелов, М.: 1963 – 280с., с. 107
19. Стасов, В.В. Гоголь в восприятии русской молодежи 30—40-х годов/ В.В. Стасов// Российская газ. «Образование» Вып. 10 - 2002 – 10 апр, с. 12
20. Хадынская, А.А. Пространственно-временная организация «петребургских» повестей Н.В. Гоголя/А.А.Хадынская// Литература, 1998 – Вып.27 – 1998 - с. 13
21. Храпченко, М.Б. Избранные труды. Николай Гоголь. Литературный путь, величие писателя / М.Б. Храбченко – М.: Наука, 1999. – 640 с.
22. Чернышевский, Н.Г. Полное собрание сочинений: в 15 томах/ Н.Г. Чернышевский, М.: Гослитиздат, 1953 – т.1-15
23. Эйхенбаум, Б.М. О прозе/ Б.М. Эйхенбаум, Л.: Художественная литература, 1969 – 389 с.
24. 60 сочинений на «отлично». – Вып. 1. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006. – 64 с.
Вопрос-ответ:
Какую роль играет гротеск в Петербургских повестях Гоголя?
Гротеск в Петербургских повестях Гоголя выполняет роль смехотворного и искаженного отражения действительности, позволяя писателю выразить свое отношение к окружающему миру и выявить противоречия общества. Он помогает создать атмосферу необычности и эксцентричности, а также передать переживания героев и читателей.
Как российская критика оценивает Петербургские повести Гоголя?
Русская критика разделилась в своих оценках Петербургских повестей Гоголя. Одни критики высоко ценили его творчество за остроумную и красочную характеристику жизни в Петербурге и открытое обличение общественных пороков. Другие считали его произведения чрезмерно гротескными и фантастическими, отдаляющимися от действительности и несовместимыми с классическим каноном.
Какая роль играет гротеск в Петербургских повестях Гоголя?
Гротеск в Петербургских повестях Гоголя играет важную роль в создании сатирического образа города и его жителей. Через гротескные сцены и персонажей писатель передает свое видение действительности и критикует общественные пороки. Гротеск помогает вызвать у читателя смех, но в то же время подчеркивает безобразие и противоречия мира, в котором живут герои повестей.
Что является темой повести "Нос" Гоголя?
Темой повести "Нос" Гоголя является фантастическое событие, когда главный герой теряет свой нос. Гоголь использует этот сюжет, чтобы исследовать тему идентичности и самоопределения. Он показывает, как утрата носа приводит героя в полное отчаяние и меняет его жизнь, а также раскрывает его внутренний мир и отношение к себе и окружающему обществу.
Что особенного в Петербургских повестях Гоголя?
Петербургские повести Гоголя выделяются своими гротескными и фантастическими элементами, которые придают им особую атмосферу и оригинальность.
Какую оценку получили Петербургские повести Гоголя у русской критики?
Петербургские повести Гоголя получили положительные отзывы от русской критики, которая высоко оценила авторскую смелость и выражение в них.
Какие произведения из Петербургских повестей Гоголя можно назвать гротескными и фантастическими?
Из Петербургских повестей Гоголя гротескными и фантастическими можно назвать "Записки сумасшедшего", "Нос" и "Шинель".
Как тема маленького человека проявляется в творчестве Гоголя?
Тема маленького человека проявляется в творчестве Гоголя в повестях "Записки сумасшедшего" и "Шинель", где писатель изображает жизнь обычных людей, их мечты, надежды и несчастия.
Какую роль играет Невский проспект в Петербургских повестях Гоголя?
Невский проспект является символом одной и той же жизни, которая повторяется и изменяется в разных повестях Гоголя, отражая разные аспекты городской суеты и безысходности.
Какие темы освещаются в Петербургских повестях Гоголя?
В Петербургских повестях Гоголя освещаются различные темы, включая гротеск и фантастику, жизнь искусства, выражение творческой смелости писателя, тема маленького человека и др.
Какой смысл имеют Невский проспект, Записки сумасшедшего и Шинель в Петербургских повестях Гоголя?
Невский проспект в Петербургских повестях Гоголя является двумя параллелями одной и той же жизни, а Записки сумасшедшего и Шинель отражают тему маленького человека в творчестве писателя.