Государственное антикризисное регулирование.
Заказать уникальную дипломную работу- 113 113 страниц
- 46 + 46 источников
- Добавлена 30.04.2009
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОГО АНТИКРИЗИСНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
1.1. Теоретические подходы к определению государственного антикризисного регулирования
1.2. Классификация кризисов и виды государственного антикризисного регулирования
1.3. Теория циклов Кондратьева
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО АНТИКРИЗИСНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
2.1. Особенности российского государственно антикризисного регулирования
2.2. Инструменты государственно антикризисного регулирования в России
2.3. Законодательные аспекты антикризисного регулирования
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ МЕР, ПРИНЯТЫХ В РОССИИ ДЛЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ МИРОВОМУ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОМУ КРИЗИСУ
3.1. Сравнение методов государственного антикризисного регулирования в России и мире
3.2. Возможные способы повышения эффективности государственного антикризисного регулирования в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Основные мероприятия Правительства Российской Федерации и Банка России по оздоровлению российской экономики в 2009 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Основные мероприятия Правительства Российской Федерации и Банка России по оздоровлению российской экономики, принятые в 2008 году
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Антикризисные меры (нормативные акты, направленные на стабилизацию финансово-экономической системы РФ) (по состоянию на 14 марта 2009 г.)
В ФЗ "О рынке ценных бумаг" уточняются понятие и признаки │
│ │такого манипулирования. │
│ │ │
├─────────────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│Указание ЦБР от 9 февраля│Установлен порядок назначения уполномоченных представителей ЦБР в │
│2009 г. N 2182-У │кредитную организацию, осуществления ими своей деятельности, а также │
│ │прекращения этой деятельности. │
│ │Представители могут быть назначены со дня поступления в кредитную │
│ │организацию соответствующих средств или помощи. Приведены требования к │
│ │служащим, которых могут назначить представителями. Они не могут │
│ │вмешиваться в оперативную деятельность банка. Определено, по каким │
│ │вопросам работы банка представители обязаны еженедельно информировать │
│ │ЦБР. Основанием для прекращения деятельности представителя является │
│ │полное исполнение банком обязательств, возникших в связи с получением │
│ │кредита. │
│ │ │
├─────────────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
__________________________________________________________________________________________________
│Указание ЦБР от 9 февраля│Установлен порядок представления кредитными организациями информации и │
│2009 г. N 2181-У │документов уполномоченным представителям Банка России. │
│ │ │
├─────────────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│Указание ЦБР от 9 февраля│Принято решение о включении в Ломбардный список Банка России акций и │
│2009 г. N 2180-У │облигаций, выпущенных организациями, входящими в Перечень │
│ │системообразующих организаций, и включенных в котировальный список хотя │
│ │бы одной фондовой биржи, действующей в РФ. Такая мера предоставит │
│ │кредитным организациям возможность рефинансирования в ЦБР под залог │
│ │векселей и (или) прав требования по кредитным договорам, заключенным │
│ │кредитными организациями с указанными организациями, по упрощенной │
│ │процедуре. │
│ │ │
├─────────────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│Распоряжение │В связи с мировым финансовым кризисом Правительству РФ разрешено в │
│Правительства РФ от 4 │2009 г. направлять на поддержку российской экономики дополнительные │
│февраля 2009 г. N 122-р │средства, оставшиеся по результатм исполнения федерального бюджета на │
│ │2008 г. (всего - до 325 млрд. руб.). │
│ │Принято решение о выделении в 1 квартале 2009 г. 25 млрд. руб. в │
│ │качестве взноса в уставный капитал ОАО "Росагролизинг", 45 млрд. руб. - │
│ │в ОАО "Россельхозбанк". │
│ │ │
├─────────────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│Приказ ЦБР от 27 января │Изменения вносятся в приказ ЦБР от 14 февраля 2008 г. N ОД-101 │
│2009 г. N ОД-93 │Со 2 февраля 2009 г. банки могут получать кредиты Банка России не только│
│ │под залог активов, но и под поручительства. Такие кредиты │
│ │предоставляются, если кредитные организации-поручители соответствуют │
│ │установленным Банком России требованиям и имеют рейтинг долгосрочной │
│ │кредитоспособности по обязательствам в иностранной валюте как минимум │
│ │одного из иностранных рейтинговых агентств на уровне не ниже "В+" либо │
│ │"В1 по их классификации. │
│ │В число активов включены векселя, выданные ООО или субъектами малого │
│ │предпринимательства, права требования по кредитным договорам, заемщиками│
│ │по которым они выступают. Указанные векселя принимаются в качестве │
│ │активов, если вексельная сумма составляет не менее 2 млн. рублей. │
│ │ │
├─────────────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│Указание ЦБР от 13 января│Центробанком принято решение о включении ипотечных облигаций, │
│2009 г. N 2168-У │обеспеченных солидарным поручительством Агентства по ипотечному │
│ │жилищному кредитованию, в Ломбардный список Банка России. │
│ │Эта мера будет стимулировать рефинансирование ипотеки путем выпуска │
│ │таких облигаций. │
│ │ │
├─────────────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│Указание ЦБР от 30 │Изменения вносятся в Инструкцию ЦБР от 14 января 2004 г. N 109-И. │
│декабря 2008 года N │Теперь документы о госрегистрации кредитной организации, создаваемой в │
│2164-У │результате слияния или присоединения сразу направляются для рассмотрения│
│ │в Банк России, а не в территориальное учреждение. │
│ │Сокращен перечень документов, необходимых для регистрации в указанных │
│ │случаях. │
│ │ │
├─────────────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│Указание ЦБР от 30 │Изменения вносятся в Положение ЦБР от 9 июня 2005 г. N 271-П и │
│декабря 2008 года N │направлены на сокращение сроков рассмотрения территориальными │
│2163-У │учреждениями ЦБР документов при слиянии и присоединении кредитных │
│ │организаций. │
│ │Так, срок рассмотрения документов при подготовке заключения о │
│ │соответствии новых помещений для совершения операций с ценностями │
│ │требованиям, установленным нормативными актами Банка России, не должен │
│ │превышать 15 календарных дней. │
│ │ │
├─────────────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│Указание ЦБР от 30 │Изменения вносятся в Положение ЦБР от 4 июня 2003 г. N 230-П. │
│декабря 2008 года N │Упрощена процедура реорганизации кредитных организаций в форме слияния и│
│2162-У │присоединения. │
│ │Документы о госрегистрации кредитной организации и на получение лицензии│
│ │на осуществление банковских операций теперь рассматриваются Банком │
│ │России (в срок - не более 1 месяца). Ранее такие документы │
│ │рассматривались в территориальных учреждениях. │
│ │В территориальное учреждение ЦБР направляются документы для согласования│
│ │новых кандидатов на должности руководителей кредитных организаций (их │
│ │филиалов), а также документы, необходимые для подготовки заключения о │
│ │соответствии новых помещений установленным нормативными актами Банка │
│ │России (срок рассмотрения - 30 календарных дней). │
│ │В рамках подготовительных процедур предусмотрена возможность │
│ │реорганизуемым банкам подавать в ЦБР полностью подготовленные документы │
│ │(либо их проекты) для подготовки заключения об их соответствии │
│ │требованиям федерального законодательства и нормативных актов Банка │
│ │России (срок рассмотрения - 15 календарных дней). │
│ │Сокращен перечень документов, необходимых для госрегистрации кредитной │
│ │организации, создаваемой в результате слияния (изменений в учредительные│
│ │документы присоединяющей кредитной организации) за счет исключения │
│ │документов, не связанных с контролем за соблюдением норм гражданского │
│ │законодательства. │
│ │ │
├─────────────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│Федеральный закон от 30 │Изменения вносятся в ФЗ "О Центральном банке РФ". │
│декабря 2008 г. N 317-ФЗ │Центробанк наделяется правом назначать уполномоченного представителя │
│ │(наблюдателя) в любую кредитную организацию, получившую антикризисную │
│ │государственную поддержку. С 6 месяцев до одного года увеличен срок, на │
│ │который Банк России может предоставлять кредитным организациям кредиты │
│ │без обеспечения. │
│ │ │
├─────────────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│Федеральный закон от 30 │Изменения вносятся в ФЗ "О банках и банковской деятельности". │
│декабря 2008 г. N 315-ФЗ │Упрощается процедура слияния, поглощения и преобразования банков: │
│ │сокращается продолжительность рассмотрения документов, поданных банками │
│ │на реорганизацию, с трех месяцев до одного; сокращается пакет │
│ │предоставляемых банком документов; сокращаются затраты при │
│ │реорганизации, в частности, из-за замены письменного уведомления, │
│ │направляемого каждому кредитору, публикацией соответствующей информации;│
│ │кредиторы - юридические лица вправе потребовать досрочного исполнения │
│ │или прекращения соответствующего обязательства и возмещения убытков │
│ │только если это предусмотрено договором с банком. │
│ │ │
├─────────────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│Федеральный закон от 22 │Изменения вносятся в ФЗ "О страховании вкладов физических лиц" и другие │
│декабря 2008 г. N 270-ФЗ │законодательные акты. │
│ │Установлены критерии отбора банков для участия в системе страхования │
│ │вкладов, по которым запрещается привлекать вклады и открывать счета │
│ │физическим лицам. │
│ │Средства, поступившие во вклад (на счет) после введения запрета на │
│ │привлечение вкладов, можно перевести на счет в другом банке, участвующем│
│ │в страховании вкладов (ранее такая возможность не предусматривалась). │
│ │Теперь обязательному страхованию вкладов не подлежат также денежные │
│ │средства на счетах нотариусов и адвокатов, если такие счета открыты для │
│ │осуществления профессиональной деятельности. │
│ │Лица, унаследовавшие право требования по вкладу, могут получить │
│ │страховое возмещение (если страховое возмещение по этому вкладу еще не │
│ │выплачивалось). │
│ │Закреплены дополнительные полномочия Агентства по страхованию вкладов. │
│ │ │
├─────────────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│Федеральный закон от 22 │Изменения вносятся в ФЗ "Об ипотеке". │
│декабря 2008 г. N 264-ФЗ │Введен депозитарный учет на закладные. │
│ │Установлен порядок внесения в Единый государственный реестр прав на │
│ │недвижимое имущество и сделок с ним сведений о новом залогодержателе при│
│ │передаче закладной. │
│ │Уточнены правила и установлены сроки погашения регистрационной записи об│
│ │ипотеке. │
│ │Данные меры будут способствовать развитию рефинансирования ипотечных │
│ │кредитов путем выпуска ипотечных ценных бумаг. │
│ │ │
├─────────────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│Проект ФЗ N 140390-5 "О │Законопроект запрещает банкам пересматривать в одностороннем порядке │
│внесении дополнения в │ставки по уже выданным кредитам. Норма распространяется на заемщиков - │
│статью 29 ФЗ "О банках и │физических лиц. Сейчас банк имеет право изменить стоимость кредита лишь │
│банковской деятельности" │в случае, если это предусмотрено в его договоре с заемщиком. │
│ │Законопроект направлен на поддержание банковских заемщиков, │
│ │платежеспособность которых снизилась из-за финансового кризиса и │
│ │сокращений. │
│ │ │
├─────────────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│Федеральный закон от 26 │Увеличен размер штрафа, предусмотренный п. 1 ст. 132 НК РФ, за открытие │
│ноября 2008 г. N 224-ФЗ │банком счета при наличии решения инспекции о приостановлении операций по│
│ │счетам, с 10 тыс. рублей до 20 тыс. │
│ │ │
├─────────────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│Положение ЦБР от 29 │Определены особенности совершения Агентством по страхованию вкладов │
│октября 2008 г. N 325-П │действий по увеличению (уменьшению) уставного капитала банка. │
│ │Приведен перечень документов, необходимых для госрегистрации выпусков │
│ │акций. │
│ │ │
├─────────────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│Указание ЦБР от 29 │Банку, который не соответствует требованиям к участию в системе │
│октября 2008 г. N 2113-У │страхования вкладов, не запретят привлекать во вклады денежные средства │
│ │от физических лиц, если предупреждением банкротства такого банка │
│ │занимаются ЦБР и Агентство по страхованию вкладов. │
│ │ │
├─────────────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│Указание ЦБР от 29 │Для предупреждения банкротства банков, Банк России вправе потребовать от│
│октября 2008 г. N 2112-У │них принять меры по финансовому оздоровлению либо реорганизации банка. │
│ │Однако теперь устанавливается, что, если Агентство по страхованию │
│ │вкладов принимает предложение об участии в предупреждении банкротства │
│ │банка, данные требования не предъявляются. │
│ │ │
├─────────────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│Указание ЦБР от 29 │Изменения связаны с тем, что Банк России и Агентство по страхованию │
│октября 2008 г. N 2111-У │вкладов наделены полномочиями по предупреждению банкротства банков. │
│ │Установлен упрощенный порядок рассмотрения документов, представляемых │
│ │для принятия решения о государственной регистрации кредитных организаций│
│ │и выдаче лицензий на осуществление банковских операций. │
│ │ │
├─────────────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│Указание ЦБР от 29 │Изменен порядок регистрации кредитных организаций и выдачи им лицензий. │
│октября 2008 г. N 2110-У │Изменения в учредительные документы вносятся в упрощенном порядке, если │
│ │это связано с принудительным увеличением или уменьшением уставного │
│ │капитала по решению ЦБР. │
│ │ │
├─────────────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│Указание ЦБР от 29 │Установлены особенности выполнения Агентством функций временной │
│октября 2008 г. N 2109-У │администрации банка. │
│ │ │
│ │ │
├─────────────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│Указание ЦБР от 29 │Установлен порядок принятия решения об уменьшении уставного капитала │
│октября 2008 г. N 2108-У │банка до величины собственных средств. │
│ │ │
├─────────────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│Указание ЦБР от 29 │Установлен порядок принятия решения о проведении оценки финансового │
│октября 2008 г. N 2107-У │положения банка для решения вопроса о целесообразности участия Агентства│
│ │по страхованию вкладов в осуществлении мер по предупреждению банкротства│
│ │этого банка, определены обязанности банка в ходе проведения оценки, │
│ │утвержден сам порядок проведения оценки, а также оформления ее │
│ │результатов. │
│ │ │
├─────────────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│Указание ЦБР от 29 │Установлен порядок принятия Банком России решения о направлении │
│октября 2008 г. N 2106-У │Агентству по страхованию вкладов предложения об участии в предупреждении│
│ │банкротства банка при наличии признаков неустойчивого финансового │
│ │положения банка, угрожающих стабильности банковской системы и законным │
│ │интересам вкладчиков и кредиторов банка. │
│ │ │
├─────────────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│Федеральный закон от 27 │В качестве дополнительной меры для укрепления стабильности банковской │
│октября 2008 г. N 175-ФЗ │системы в период до 31 декабря 2011 года при наличии признаков │
│ │неустойчивого положения банков ЦБР и госкорпорация "Агентство по │
│ │страхованию вкладов" уполномочены принимать меры по предупреждению │
│ │банкротства банков. │
│ │ │
├─────────────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│Положение ЦБР от 16 │Установлен порядок и условия предоставления Банком России кредитов в │
│октября 2008 г. N 323-П │валюте РФ без обеспечения на срок не более шести месяцев российским │
│ │кредитным организациям, а также перечень рейтинговых агентств. │
│ │ │
├─────────────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│Указание ЦБР от 14 │С 15 октября 2008 года снижены нормативы обязательных резервов │
│октября 2008 г. N 2092-У │(резервных требований) ЦБР. │
│ │Норматив обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций │
│ │перед физическими лицами в рублях составляет 0,5 % (ранее - 1,5 %); по │
│ │обязательствам перед банками-нерезидентами в рублях и в иностранной │
│ │валюте - 0,5 % (ранее - 4,5 %); по иным обязательствам кредитных │
│ │организаций в рублях и в иностранной валюте - 0,5% (с 18 сентября - │
│ │2 %). │
│ │С 1 февраля 2009 года нормативы возрастут до 1,5 %, с 1 марта 2009 года │
│ │- до 2,5 %. │
│ │Установлены отчетные периоды, когда необходимо применять эти нормативы, │
│ │в том числе при регулировании обязательных резервов крупной кредитной │
│ │организации с широкой сетью подразделений. │
│ │ │
├─────────────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│Указание ЦБР от 14 │Скорректирован порядок расчета размера возмещения по вкладам граждан в │
│октября 2008 г. N 2091-У │кредитных организациях, не участвующих в системе страхования вкладов. │
│ │Установлено, что максимальная сумма выплаты одному физическому лицу по │
│ │требованиям к одному банку-банкроту увеличена с 400 до 700 тысяч рублей.│
│ │ │
├─────────────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
___________________________________________________________________________________________________
│Федеральный закон от 13 │Изменения вносятся в ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках │
│октября 2008 г. N 174-ФЗ │РФ" и некоторые другие акты. │
│ │Страховое возмещение выплачивается вкладчику в размере 100% суммы │
│ │вкладов в банке, но не более 700 тыс. рублей (до этого - 400 тыс. руб. │
│ │(из них на 100% возмещалась сумма вклада до 100 тыс. руб. и на 90% - │
│ │остальная часть вклада)). При этом не будет иметь значения, участвует ли│
│ │банк в системе обязательного страхования вкладов или нет. │
│ │ │
├─────────────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│Федеральный закон от 13 │Банк России на основании соглашения с кредитными организациями обязуется│
│октября 2008 г. N 173-ФЗ │компенсировать им часть убытков (расходов), возникших у них по │
│ │совершенным со дня вступления в силу данного ФЗ и до 31 декабря 2009 г. │
│ │сделкам с другими кредитными организациями, у которых в указанный период│
│ │была отозвана лицензия. │
│ │ЦБР предоставит кредиты (займы) без обеспечения на общую сумму, не │
│ │превышающую 500 млрд. рублей, Сберегательному банку РФ. │
│ │Средства Фонда национального благосостояния могут быть размещены во │
│ │Внешэкономбанке на депозиты сроком до 31 декабря 2019 г. включительно на│
│ │общую сумму не более 450 млрд. рублей. Эти средства будут направлены на │
│ │выдачу кредитов ОАО "Банк ВТБ" и ОАО "Россельхозбанк", а также другим │
│ │российским кредитным организациям при соблюдении ими определенных │
│ │условий. │
│ │ │
├─────────────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│Федеральный закон от 13 │Изменения вносятся в ФЗ "О Центральном банке РФ". │
│октября 2008 г. N 171-ФЗ │Банк России наделяется правом предоставлять кредиты без обеспечения на │
│ │срок не более шести месяцев российским кредитным организациям, имеющим │
│ │рейтинг не ниже установленного уровня. │
│ │ │
├─────────────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│Приказ Минфина РФ от 7 │Минфин увеличил лимит размещения временно свободных бюджетных средств на│
│октября 2008 г. N 108н │банковских депозитах. │
│ │ │
└─────────────────────────┴────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Поддержка финансового рынка и защита российских предприятий
┌─────────────────────────┬────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│Федеральный закон от 30 │Изменения вносятся в ФЗ "О федеральном бюджете на 2009, 2010 и 2011 гг."│
│декабря 2008 г. N 324-ФЗ │и направлены на поддержку финансового рынка и отдельных отраслей │
│ │экономики РФ. │
│ │В 2009 г. предусмотрено предоставление двух новых видов государственных │
│ │гарантий РФ по кредитам на осуществление основной производственной │
│ │деятельности и капитальные вложения: организациям оборонно-промышленного│
│ │комплекса; организациям, отобранным в порядке, установленном │
│ │Правительством РФ. │
│ │Увеличен предел государственного внутреннего долга РФ по государственным│
│ │гарантиям РФ. │
│ │Внешэкономбанк наделяется функциями агента Правительства по вопросам │
│ │предоставления и исполнения указанных государственных гарантий. │
│ │Минфин наделяется правом принятия решений о предоставлении данных │
│ │госгарантий. │
│ │Увеличин лимит по государственным гарантиям РФ в иностранной валюте и в │
│ │валюте РФ. │
│ │В 2009 г. будет дополнительно направлено 150 млрд. рублей на поддержку │
│ │финансового рынка, рынка труда и отраслей экономики РФ, а также на │
│ │предоставление межбюджетных трансфертов бюджету Пенсионного фонда РФ для│
│ │погашения за счет средств материнского капитала ипотечных кредитов. │
│ │ │
├─────────────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│Федеральный закон от 30 │Изменения вносятся в ФЗ "О рынке ценных бумаг". │
│декабря 2008 г. N 320-ФЗ │Расширен круг эмитентов биржевых облигаций. Биржевые облигации могут │
│ │выпускать не только открытые акционерные общества, но и другие │
│ │хозяйственные общества, а также госкорпорации и международные финансовые│
│ │организации. Исключается норма о том, что процент от номинальной │
│ │стоимости биржевой облигации может быть только фиксированным. │
│ │Увеличивается срок исполнения по биржевым облигациям с одного года до │
│ │трех лет. │
│ │Данные поправки позволят в условиях мирового финансового кризиса │
│ │обеспечить крупнейшим российским предприятиям возможность финансирования│
│ │текущей и инвестиционной деятельности за счет размещения облигаций среди│
│ │российских банков. │
│ │ │
├─────────────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│Федеральный закон от 8 │Изменения вносятся в ФЗ "О федеральном бюджете на 2008, 2009 и 2010 гг."│
│ноября 2008 г. N 193-ФЗ │Изменения связаны с финансированием поставленных Президентом РФ задач. │
│ │За счет средств бюджета будет оказана помощь финансовой системе РФ. │
│ │Из бюджета выделят деньги на развитие рынка ипотечного кредитования, на │
│ │социальную защиту отдельных категорий граждан, на ликвидацию последствий│
│ │грузино-осетинского конфликта и некоторые другие цели. │
│ │ │
├─────────────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│Постановление │Установлен новый порядок предоставления госгарантий РФ в иностранной │
│Правительства РФ от 1 │валюте для оказания государственной поддержки экспорта российской │
│ноября 2008 г. N 803 │промышленной продукции. │
│ │Госгарантии предусматриваются не только при экспорте товаров, работ и │
│ │услуг, но и при кредитовании российских экспортеров и предоставляются │
│ │российским экспортерам, банкам-кредиторам экспорта промышленной │
│ │продукции и банку-агенту Правительства РФ. │
│ │Размер госгарантии, предоставляемой в 2008 г., ограничен суммой, │
│ │эквивалентной 50 млн. долларов США. │
│ │ │
├─────────────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│Федеральный закон от 27 │Изменения вносятся в ФЗ "О Центральном банке РФ" и ФЗ "О рынке ценных │
│октября 2008 г. N 176-ФЗ │бумаг". │
│ │Банк России наделяется правом без лицензии выступать участником торгов │
│ │на фондовых биржах и (или) иных организованных рынках ценных бумаг. При │
│ │этом Банк России сможет совершать операции по купле-продаже облигаций и │
│ │акций коммерческих организаций, определенных решением Совета директоров.│
│ │Ранее подобные операции ЦБР проводил только в отношении казначейских │
│ │векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных │
│ │бумаг, облигаций Банка России. │
│ │ │
├─────────────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│Постановление │Скорректирован порядок управления средствами Фонда национального │
│Правительства РФ от 15 │благосостояния: │
│октября 2008 г. N 766 │- определены условия размещения средств Фонда на депозитах во │
│ │Внешэкономбанке; │
│ │- перечень финансовых активов, в которые разрешено размещать средства │
│ │Фонда, дополнен долговыми обязательствами и акциями юридических лиц, а │
│ │также паями (долями участия) инвестиционных фондов; │
│ │- отменяется требование о том, чтобы в общем объеме размещенных средств │
│ │Фонда доля долговых обязательств иностранных государств составляла не │
│ │менее 50%. │
│ │ │
├─────────────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│Федеральный закон от 13 │Внешэкономбанк получил право до 31 декабря 2009 г. включительно │
│октября 2008 г. N 173-ФЗ │- предоставлять организациям кредиты (займы) в иностранной валюте для │
│ │погашения и (или) обслуживания кредитов (займов), полученных этими │
│ │организациями до 25 сентября 2008 г. от иностранных организаций, │
│ │- приобретать права требования у иностранных кредиторов к этим │
│ │организациям по обязательствам, возникшим до 25 сентября 2008 г. │
│ │Для реализации этих мер ЦБР разместит во Внешэкономбанке депозиты на │
│ │общую сумму не более 50 млрд. долларов США сроком на 1 год. │
│ │ │
└─────────────────────────┴────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Налоговая и бюджетная политика
┌─────────────────────────┬────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│Проект ФЗ N 163197-5 "О │Поправки предусматривают освобождение от уплаты налога на прибыль │
│внесении изменений в │госкорпораций или фонда, созданных Российской Федерацией на основании │
│статью 251 части второй │федерального закона, формирование уставного капитала в которых не │
│НК РФ" │предусмотрено. │
│ │Поправки распространят свое действие на активы, переданные с 1 января │
│ │2007 г. и позволят сэкономить госкорпоряциям большую сумму. │
│ │В настоящее время от уплаты налога на прибыль с взноса государства │
│ │освобожден только ВЭБ. │
│ │ │
├─────────────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│Федеральный закон от 9 │Правительство в качестве антикризисных мер получило право самостоятельно│
│февраля 2009 г. N 17-ФЗ │перераспределять бюджетные ассигнования в рамках трехлетнего │
│ │федерального бюджета. │
│ │Настоящим законом предусматривается также наделение Правительства РФ │
│ │правом предоставлять субсидии федерального бюджета регионам и местным │
│ │бюджетам. │
│ │ │
├─────────────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│Постановление │В 2009 г. из федерального бюджета регионам будет направлено │
│Правительства РФ от 31 │43723300 тыс. руб. на реализацию дополнительных мероприятий по снижению │
│декабря 2008 г. N 1089 │напряженности на рынке труда в условиях мирового финансового кризиса. │
│ │Указанные средства выделяются в форме субсидий. │
│ │ │
├─────────────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│Федеральный закон от 30 │Изменения вносятся в Бюджетный кодекс РФ. │
│декабря 2008 г. N 310-ФЗ │С 1 января 2009 г. увеличивается с 60 до 100 % доля акцизов на │
│ │автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла │
│ │для дизельных и карбюраторных двигателей, зачисляемая в региональные │
│ │бюджеты. Все средства нефтегазовых доходов будут поступать в │
│ │нефтегазовый трансферт до достижения его объема, утвержденного в │
│ │федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов, │
│ │и только затем направляться в Резервный фонд. │
│ │Предусматривается создание резервных фондов субъектов РФ. Такой фонд │
│ │будет представлять собой часть средств бюджета субъекта РФ, │
│ │предназначенную для исполнения его расходных обязательств в случае │
│ │недостаточности доходов регионального бюджета. │
│ │ │
├─────────────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│Федеральный закон от 30 │Изменения вносятся в НК РФ и направлены на поддержку регионов в связи с │
│декабря 2008 г. N 305-ФЗ │потерями, которые они несут из-за кризиса, а также из-за налоговых │
│ │нововведений. │
│ │Установлено, что с 1 января 2009 г. 2% суммы налога на прибыль должны │
│ │поступать в федеральный бюджет, а 18% - в бюджеты субъектов РФ (при │
│ │ставке в 20 процентов). │
│ │ │
├─────────────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│Федеральный закон от 26 │Изменения вносятся в НК РФ и другие законодательные акты. │
│ноября 2008 г. N 224-ФЗ │Снижается ставка налога на прибыль с 24% до 20%. │
│ │Органам власти субъектов предоставлено право снижать ставку УСН с 15% │
│ │вплоть до 5%. │
│ │Увеличивается размер амортизационной премии с 10 до 30% для определенных│
│ │групп оборудования. │
│ │ │
├─────────────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│Федеральный закон от 24 │Изменения вносятся в отдельные законодательные акты в связи с принятием │
│ноября 2008 г. N 205-ФЗ │ФЗ о бюджете на 2009, 2010, 2011 гг. │
│ │Предусматривается новая пропорция распределения доходов от уплаты │
│ │акцизов на алкогольную продукцию: 40 % акциза (вместо 20 %) - в бюджет │
│ │субъекта РФ по месту производства, 60 % акциза - по нормативам в │
│ │соответствии с федеральным бюджетом на очередной год. │
│ │До 1 января 2010 г. приостановлено бюджетное инвестирование в отношении │
│ │юридических лиц, не являющихся государственными учреждениями и │
│ │государственными унитарными предприятиями, при реализации мер по │
│ │поддержке финансового рынка и отраслей экономики РФ. │
│ │Средства Фонда национального благосостояния разрешено размещать в │
│ │депозиты и остатки на банковских счетах Внешэкономбанка. │
│ │Расширены полномочия Правительства РФ по оперативному управлению │
│ │бюджетными потоками в условиях воздействия мирового финансового кризиса │
│ │на экономику России. Так, Правительство РФ в 2009 году сможет без │
│ │внесения изменений в закон о федеральном бюджете принимать решения об │
│ │использовании средств Резервного фонда и иных остатков средств │
│ │федерального бюджета на осуществление выплат, сокращающих долговых │
│ │обязательства, и на сокращение заимствований и обеспечение │
│ │сбалансированности федерального бюджета. Также оно наделяется правом │
│ │перераспределять бюджетные ассигнования между текущим финансовым годом и│
│ │плановым периодом. │
│ │ │
├─────────────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│Федеральный закон от 13 │Изменен порядок уплаты НДС (с поквартального на помесячный). │
│октября 2008 г. N 172-ФЗ │ │
└─────────────────────────┴────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Содействие занятости населения
┌─────────────────────────┬────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│Федеральный закон от 25 │Изменения вносятся в Закон "О занятости населения в РФ". │
│декабря 2008 г. N 287-ФЗ │С 1 января 2009 г. уволенным по собственному желанию будет выплачиваться│
│ │пособие по безработице аналогично пособию гражданам, уволенным по │
│ │сокращению численности или штата, либо в связи с ликвидацией │
│ │организации, в размере 75% от утерянного заработка, но не более │
│ │федерального максимума (с 2009 г. - 4900 руб.), в течение года. Ранее │
│ │такой безработный мог рассчитывать лишь на 1275 руб. в течение шести │
│ │месяцев. │
│ │ │
└─────────────────────────┴────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Жилищное строительство и содействие гражданам на рынке жилья
┌─────────────────────────┬────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│Постановление │Изменения вносятся в Правила направления средств материнского │
│Правительства РФ от 13 │(семейного) капитала на улучшение жилищных условий. │
│января 2009 г. N 20 │Погасить ипотечный кредит "материнским" капиталом теперь может не только│
│ │женщина, получившая сертификат, но и, по ее заявлению, ее супруг, если │
│ │он является стороной кредитного договора. │
│ │Эти средства могут быть также направлены в качестве платежа в счет │
│ │уплаты вступительного и (или) паевого взноса, если супруг является │
│ │членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного │
│ │кооператива. │
│ │С введением данного условия расширен перечень документов, необходимых │
│ │для погашения полученного кредита за счет материнского капитала. │
│ │ │
├─────────────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│Федеральный закон от 25 │Изменения вносятся в ФЗ "О дополнительных мерах государственной │
│декабря 2008 г. N 288-ФЗ │поддержки семей, имеющих детей". │
│ │С 1 января 2009 г. разрешается использовать материнский капитал │
│ │независимо от срока, истекшего со дня рождения или усыновления второго, │
│ │третьего и более детей, направив указанные средства на погашение │
│ │основного долга и уплату процентов по кредитам или займам, в том числе │
│ │ипотечным. │
│ │Такая мера будет способствовать смягчению финансовых проблем кредитных │
│ │организаций, предоставивших ипотечные и иные кредиты гражданам, │
│ │оказавшимся не в состоянии погасить долг. │
│ │ │
├─────────────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│Федеральный закон от 26 │Изменения вносятся в НК РФ и другие законодательные акты. │
│ноября 2008 г. N 224-ФЗ │Увеличивается имущественный налоговый вычет по НДФЛ при покупке │
│ │(строительстве) жилья с 1 млн. рублей до 2 млн. рублей. │
│ │ │
└─────────────────────────┴────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Поддержка деловой активности в реальном секторе экономики
┌─────────────────────────┬────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│Приказ Минсельхоза РФ от │Для обеспечения постоянного мониторинга финансово-экономической и │
│14 января 2009 г. N 4 │социальной ситуации соответствующие министерства будут создавать рабочие│
│ │группы при Комиссии по повышению устойчивого развития экономики. По │
│ │итогам мониторинга рабочая группа будет принимать либо план по │
│ │оздоровлению компании, либо решение о продолжении мониторинга. │
│ │Так, утверждена Комиссия по мониторингу системообразующих организаций │
│ │пищевой промышленности и агропромышленного комплекса. │
│ │ │
├─────────────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│Перечень │В список вошли предприятия, нуждающиеся в государственной поддержке на │
│системообразующих │федеральном уровне. Включение организации в перечень не является │
│организаций (утв. │гарантией финансовой поддержки. Главная задача работы с такими │
│Правительственной │компаниями - поддержание их устойчивости, используя не только кредитные │
│комиссией по повышению │инструменты, но и другие меры, такие как государственные гарантии, │
│устойчивости развития │субсидирование процентных ставок, реструктуризация налоговой │
│российской экономики 25 │задолженности, государственный заказ, таможенно-тарифная политика и т.д.│
│декабря 2008 г.) │Перечень не является исчерпывающим и может корректироваться решением │
│ │Комиссии. │
│ │ │
└─────────────────────────┴────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Нефтяная промышленность
┌─────────────────────────┬────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│Постановление │С 1 марта 2009 г. повышаются ставки экспортной пошлины на нефть и │
│Правительства РФ от 24│нефтепродукты. │
│февраля 2009 г. N 143 │ │
│ │ │
├─────────────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│Постановление │С 1 февраля 2009 г. снижены ставки экспортной пошлины на нефть и │
│Правительства РФ от 29 │нефтепродукты. │
│января 2009 г. N 66 │Корректировка расчетов пошлин вызвана продолжающимся снижением мировых │
│ │цен на нефть. │
│ │ │
├─────────────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│Постановление │С 1 января 2009 г. снижены ставки экспортной пошлины на нефть. │
│Правительства РФ от 25 │В Минфине сообщают, что такие уровни пошлин будут вполне рентабельными │
│декабря 2008 г. N 1023 │для нефтяников при стоимости нефти в 44 долл./барр., в 38 долл./барр. - │
│ │рентабельность будет близкой к нулю, а в случае падения цены до 30 │
│ │долл./барр. и ниже экспорт нефти будет для компаний убыточным. │
│ │ │
├─────────────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│Федеральный закон от 3 │Сокращается период мониторинга цен на нефть для расчета ставки вывозной │
│декабря 2008 г. N 234-ФЗ │таможенной пошлины с двух до одного месяца. Таким же образом сократится │
│ │и сам срок действия пошлины. │
│ │Данные меры необходимы для поддержания отечественного экспорта │
│ │нефтепродуктов в условиях падения мировых цен на нефть. │
│ │ │
├─────────────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│Постановление │С 1 декабря 2008 г. снижены ставки экспортной пошлины на нефть. │
│Правительства РФ от 26 │Ставка рассчитана по новой методике на основе месячного мониторинга │
│ноября 2008 г. N 876 │нефтяных цен. │
│ │ │
├─────────────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│Постановление │В условиях снижения мировых цен на нефть в целях поддержки │
│Правительства РФ от 31 │отечественного экспорта нефтепродуктов Правительство РФ приняло решение │
│октября 2008 г. N 802 │о снижении с 1 ноября 2008 г. ставок вывозных таможенных пошлин на нефть│
│ │сырую и на отдельные категории товаров, выработанных из нефти, вывозимых│
│ │с территории РФ. │
│ │ │
└─────────────────────────┴────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Автомобилестроение
┌─────────────────────────┬────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│Новый документ! │Меры, предусмотренные постановлением, позволят снизить цены на │
│Постановление │автомобили отечественного производства для жителей Дальнего Востока - в │
│Правительства РФ от 4 │них не будет включена плата за перевозку новых авто из │
│марта 2009 г. N 194 │региона-производителя. Для этого в 2009 году ОАО "РЖД" предоставят │
│ │субсидии в размере до 2 млн. рублей на возмещение указанных расходов. │
│ │Раскрывается понятие "новых легковых автомобилей". │
│ │Определен перечень легковых автомобилей отечественного производства, к │
│ │которым применим льготный режим. │
│ │ │
├─────────────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│Приказ Министерства │Утвержден Перечень автомобильной техники, производимой на территории │
│промышленности и торговли│России, для закупки федеральными органами исполнительной власти РФ. │
│РФ от 20 февраля │ │
│2009 г. N 78 │ │
│ │ │
├─────────────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│Приказ Министерства │Утвержден Перечень легковых автомобилей отечественного производства при │
│промышленности и торговли│приобретении которых физическими лицами в кредит в 2009 году в 2009 - │
│РФ от 20 февраля │2011 годах кредитным организациям возмещаются выпадающие доходы исходя │
│2009 г. N 77 │из двух третьих ставки рефинансирования ЦБР. │
│ │ │
├─────────────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│Распоряжение │В 2009 г. увеличено финансирование закупок автомобильной техники для │
│Правительства РФ от 9 │федеральных государственных нужд на 12,5 млрд. рублей. │
│февраля 2009 г. N 139-р │Российским кредитным организациям, которые в 2009 г. выдадут кредиты │
│ │гражданам на покупку автомобилей отечественного производства, │
│ │относящихся к сегменту массового спроса (стоимостью до 350 тыс. руб.), │
│ │предполагается оказание господдержки - субсидирование процентных ставок │
│ │по кредитам в размере 2/3 ставки рефинансирования. Всего на указанные │
│ │цели из федерального бюджета будет выделено 2 млрд руб. │
│ │ │
├─────────────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│Постановление │С 12 января 2009 г. повышаются ввозные пошлины на подержанные легковые и│
│Правительства РФ от 5 │грузовые автомобили. Возраст иномарок, автобусов, самосвалов, тракторов,│
│декабря 2008 г. N 903 │которые попадают в эту категорию, снижен с 7 до 5 лет. │
│ │Предполагается, что данная мера уменьшит губительные для отечественного │
│ │автопрома последствия мирового финансового кризиса. │
│ │ │
└─────────────────────────┴────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Сельхозмашиностроение
┌─────────────────────────┬────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│Распоряжение │В условиях мирового финансового кризиса Правительством РФ принято │
│Правительства РФ от 4 │решение о выделении в 1 квартале 2009 г. 25 млрд. руб. в качестве взноса│
│февраля 2009 г. N 122-р │в уставный капитал ОАО "Росагролизинг". │
│ │Указанные средства планируется направить на приобретение и последующую │
│ │передачу по договорам лизинга отечественной с/х техники, включая │
│ │автомобильную технику, с/х оборудования, племенного скота, техники и │
│ │технологического оборудования для организаций с/х машиностроения, │
│ │пищевой перерабатывающей промышленности, лесного хозяйства, хранения и │
│ │переработки рыбной продукции. │
│ │ │
├─────────────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│Постановление │Введена временная таможенная пошлина на импорт иностранной │
│Правительства РФ от 9 │сельхозтехники в размере 15%. │
│января 2009 г. N 12 │Повышение ставок импортных пошлин направлено на поддержку отечественного│
│ │сельхозмашиностроения. │
│ │ │
└─────────────────────────┴────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Оборонно-промышленный комплекс
┌─────────────────────────┬────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│Постановление │Утвержден Порядок предоставления в 2009 г. государственных гарантий РФ │
│Правительства РФ от 14 │по кредитам, привлекаемым стратегическими организациями │
│февраля 2009 г. N 104 │оборонно-промышленного комплекса на осуществление основной │
│ │производственной деятельности и капитальные вложения. │
│ │ │
├─────────────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│Федеральный закон от 30 │Изменения вносятся в ФЗ "О федеральном бюджете на 2009, 2010 и │
│декабря 2008 г. N 324-ФЗ │2011 гг.". │
│ │В 2009 г. предусмотрено предоставление государственных гарантий РФ по │
│ │кредитам на осуществление основной производственной деятельности и │
│ │капитальные вложения организациям оборонно-промышленного комплекса. │
│ │Госгарантии предоставляются в размере от 50 млн. рублей до 10 млрд. │
│ │рублей на срок от 6 месяцев до 5 лет. Общий размер предоставляемых │
│ │гарантий - 100 млрд. рублей. │
│ │Внешэкономбанк наделяется функциями агента Правительства по вопросам │
│ │предоставления и исполнения указанных государственных гарантий. │
│ │Минфин наделяется правом принятия решений о предоставлении данных │
│ │госгарантий. │
│ │ │
└─────────────────────────┴────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Малый и средний бизнес
┌─────────────────────────┬────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│Новый документ! │Изменения вносятся в Положение ЦБР от 26 марта 2004 года N 254-П. │
│Указание ЦБР от 2 февраля│Установлены минимальные размеры резервов на возможные потери по ссудам │
│2009 г. N 2175-У │до 1 млн. руб., предоставленным субъектам малого и среднего │
│ │предпринимательства, финансовое положение которых оценивается, в том │
│ │числе, как среднее. │
│ │ │
└─────────────────────────┴────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Аграрно-промышленный комплекс
┌─────────────────────────┬────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│Постановление │Принято решение дополнительно направить 17 млрд. руб. из средств │
│Правительства РФ от 24 │федерального бюджета на поддержку АПК. │
│февраля 2009 г. N 140 │Данные средства направляются на предоставление субсидий бюджетам │
│ │субъектов РФ на возмещение сельхозтоваропроизводителям, организациям │
│ │АПК, крестьянским (фермерским) хозяйствам и организациям потребительской│
│ │кооперации части затрат на уплату процентов: │
│ │- по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных │
│ │организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных │
│ │потребительских кооперативах в 2004 - 2010 гг. на срок от 2 до 10 лет; │
│ │- по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам,│
│ │полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах│
│ │в 2007 - 2010 гг. на срок до 1 года. │
│ │ │
├─────────────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│Распоряжение │В условиях мирового финансового кризиса Правительством РФ принято │
│Правительства РФ от 4 │решение о выделении в 1 квартале 2009 г. 45 млрд. руб. в качестве взноса│
│февраля 2009 г. N 122-р │в уставный капитал ОАО "Россельхозбанк". │
│ │Указанные средства планируется направить на кредитование организаций │
│ │агропромышленного комплекса, крестьянских (фермерских) хозяйств, │
│ │граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, с/х потребительских │
│ │кооперативов, проведение закупочных интервенций и формирование системы │
│ │земельно-ипотечного кредитования. │
│ │ │
├─────────────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│Приказ Минсельхоза РФ от │Создана Комиссия для мониторинга финансово-экономической и социальной │
│14 января 2009 г. N 4 │ситуации, разработки и реализации комплекса мер по стабилизации │
│ │финансово-экономического состояния системообразующих организаций пищевой│
│ │промышленности и АПК, отобранных Правительственной комиссией по │
│ │повышению устойчивости развития российской экономики 25 декабря 2008 г. │
│ │ │
├─────────────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│Федеральный закон от 30 │Изменения вносятся в ФЗ "О развитии сельского хозяйства". │
│декабря 2008 г. N 318-ФЗ │Бюджетам субъектов РФ предоставляются субсидии на возмещение │
│ │сельскохозяйственным товаропроизводителям части затрат на уплату │
│ │процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и │
│ │сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативах, в размере │
│ │двух третей, и (или) не менее чем девяносто пять процентов, и (или) │
│ │полной ставки рефинансирования Банка России, действующей на дату │
│ │заключения договора кредита. │
│ │Указанный порядок предоставления субсидий распространяется на кредиты, │
│ │оформленные до 1 января 2013 г. │
│ │ │
└─────────────────────────┴────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Организационное сопровождение реализации антикризисных мер
┌─────────────────────────┬────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│Распоряжение │Утверждена Стратегия развития финансового рынка РФ на период до 2020 г. │
│Правительства РФ от 29 │Документ принят в целях преодоления финансово-экономического кризиса и │
│декабря 2008 г. N 2043-р │осуществления инновационного прорыва отечественной экономики │
│ │Главной задачей является обеспечение долгосрочной конкурентоспособности │
│ │российского финансового рынка и формирование в России самостоятельного │
│ │финансового центра. │
│ │ │
├─────────────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│Постановление │Образована Правительственная комиссия по повышению устойчивости развития│
│Правительства РФ от 15 │российской экономики. Это своего рода "единый центр антикризисного │
│декабря 2008 г. N 957 │управления". Возглавил ее первый вице-премьер Игорь Шувалов. Комиссия │
│ │будет работать еженедельно - каждый вторник. │
│ │ │
├─────────────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│Указание Генеральной │В связи с принимаемыми мерами по оздоровлению ситуации в финансовом и │
│прокуратуры РФ от 14 │других секторах экономики организуется прокурорский надзор за │
│ноября 2008 г. N 229/7р │соблюдением трудового законодательства, законодательства о пенсионном │
│ │обеспечении, а также в принятии мер по противодействию экономическим │
│ │правонарушениям. │
│ │ │
└─────────────────────────┴────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Антикризисный менеджмент / Под ред. проф. Грязновой А.Г. - М.: ЭКМОС, 2009. С. 6.
Антикризисный менеджмент / Под ред. проф. Грязновой А.Г. - М.: ЭКМОС, 2009. С. 7.
Петухов Д.В. Антикризисное управление. – М.: Республика, 2008.
Теория и практика антикризисного управления: Учебник / Под. ред. С.Г. Беляева и В.И. Кошкина. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2006.
Петухов Д.В. Антикризисное управление. – М.: Республика, 2008.
Петухов Д.В. Антикризисное управление. – М.: Республика, 2008.
Петухов Д.В. Антикризисное управление. – М.: Республика, 2008.
Теория и практика антикризисного управления: Учебник / Под. ред. С.Г. Беляева и В.И. Кошкина. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2006.
http://crizismanagement.ru/antikrizisnoe_regulirovanie_sostoyaniya_predpriyatij/gosudarstvennoe_antikrizisnoe_regulirovanie
http://crizismanagement.ru/antikrizisnoe_regulirovanie_sostoyaniya_predpriyatij/gosudarstvennoe_antikrizisnoe_regulirovanie
http://crizismanagement.ru/antikrizisnoe_regulirovanie_sostoyaniya_predpriyatij/gosudarstvennoe_antikrizisnoe_regulirovanie
http://crizismanagement.ru/antikrizisnoe_regulirovanie_sostoyaniya_predpriyatij/gosudarstvennoe_antikrizisnoe_regulirovanie
Теория и практика антикризисного управления: Учебник / Под. ред. С.Г. Беляева и В.И. Кошкина. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2006.
Петухов Д.В. Антикризисное управление. – М.: Республика, 2008.
Теория и практика антикризисного управления: Учебник / Под. ред. С.Г. Беляева и В.И. Кошкина. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2006.
Петухов Д.В. Антикризисное управление. – М.: Республика, 2008.
Антикризисное управление: Учебник / Под ред. Э. М. Короткова. – М.: ИНФРА-М, 2006.
Антикризисное управление: Учебник / Под ред. Э. М. Короткова. – М.: ИНФРА-М, 2006.
Петухов Д.В. Антикризисное управление. – М.: Республика, 2008.
Теория и практика антикризисного управления: Учебник / Под. ред. С.Г. Беляева и В.И. Кошкина. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2006.
Антикризисное управление: Учебник / Под ред. Э. М. Короткова. – М.: ИНФРА-М, 2006.
Петухов Д.В. Антикризисное управление. – М.: Республика, 2008.
Петухов Д.В. Антикризисное управление. – М.: Республика, 2008.
Теория и практика антикризисного управления: Учебник / Под. ред. С.Г. Беляева и В.И. Кошкина. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2006.
Петухов Д.В. Антикризисное управление. – М.: Республика, 2008.
Петухов Д.В. Антикризисное управление. – М.: Республика, 2008.
Петухов Д.В. Антикризисное управление. – М.: Республика, 2008.
Петухов Д.В. Антикризисное управление. – М.: Республика, 2008.
Петухов Д.В. Антикризисное управление. – М.: Республика, 2008.
Аборнева О.И., Букреев А.М. Государственное регулирование отношений несостоятельности (банкротства) организации на уровне субъектов Российской Федерации // Проблемы экономики и организации производственных и социальных систем. Сб. научных трудов. Вып. 1. Южно-Российский государственный технический университет. - Новочеркасск, 2009.
Аборнева О.И., Букреев А.М. Государственное регулирование отношений несостоятельности (банкротства) организации на уровне субъектов Российской Федерации // Проблемы экономики и организации производственных и социальных систем. Сб. научных трудов. Вып. 1. Южно-Российский государственный технический университет. - Новочеркасск, 2009.
Петухов Д.В. Антикризисное управление. – М.: Республика, 2008.
Аборнева О.И., Букреев А.М. Государственное регулирование отношений несостоятельности (банкротства) организации на уровне субъектов Российской Федерации // Проблемы экономики и организации производственных и социальных систем. Сб. научных трудов. Вып. 1. Южно-Российский государственный технический университет. - Новочеркасск, 2009.
А.Хмеленко И к нам вернется Кондратьев… // Компьютера, №49, от 18 декабря 2008 г.
А.Хмеленко И к нам вернется Кондратьев… // Компьютера, №49, от 18 декабря 2008 г.
Молчанов А.В. Развитие теории С.П. Капицы. Гипотеза сети сознания. – СПб.: Питер, 2006
А.Хмеленко И к нам вернется Кондратьев… // Компьютера, №49, от 18 декабря 2008 г.
Хмеленко А. И к нам вернется Кондратьев… // Компьютера, №49, от 18 декабря 2008 г.
Молчанов А.В. Развитие теории С.П. Капицы. Гипотеза сети сознания. – СПб.: Питер, 2006.
Хмеленко А. И к нам вернется Кондратьев… // Компьютера, №49, от 18 декабря 2008 г.
Хмеленко А. И к нам вернется Кондратьев… // Компьютера, №49, от 18 декабря 2008 г.
Молчанов А.В. Развитие теории С.П. Капицы. Гипотеза сети сознания. – СПб.: Питер, 2006.
Хмеленко А. И к нам вернется Кондратьев… // Компьютера, №49, от 18 декабря 2008 г.
Астраханцева М., Лещинский М. Секьюритизация по-американски, или с каким иллюзиями нам придется расстаться? // Рынок ценных бумаг №12 (363), 2008.
Галин В. Программа антикризисных мер // Финансовая газета. Региональный выпуск. 27.03.2009.
Галин В. Программа антикризисных мер // Финансовая газета. Региональный выпуск. 27.03.2009.
Сайт Председателя Правительства Российской Федерации Путина В.В. / http://www.premier.gov.ru/anticrisis/
Сайт Председателя Правительства Российской Федерации Путина В.В. / http://www.premier.gov.ru/anticrisis/
Сайт Председателя Правительства Российской Федерации Путина В.В. / http://www.premier.gov.ru/anticrisis/
Материалы международного семинара о банкротстве. - Москва, 29 июня 2008 г. - М.: Юстицинформ, 2008.
http://www.e-college.ru/xbooks/xbook014/book/index/index.html?part-004*page.htm
Национальный доклад Финансовой Академии при Правительстве РФ "Риски финансового кризиса в России: факторы, сценарии и политика противодействия" / www.bankofengland.co.uk
Национальный доклад Финансовой Академии при Правительстве РФ "Риски финансового кризиса в России: факторы, сценарии и политика противодействия" / www.bankofengland.co.uk
Сайт Председателя Правительства Российской Федерации Путина В.В. / http://www.premier.gov.ru/anticrisis/
Сайт Председателя Правительства Российской Федерации Путина В.В. / http://www.premier.gov.ru/anticrisis/
Сайт Председателя Правительства Российской Федерации Путина В.В. / http://www.premier.gov.ru/anticrisis/
Национальный доклад Финансовой Академии при Правительстве РФ "Риски финансового кризиса в России: факторы, сценарии и политика противодействия" / www.bankofengland.co.uk
Национальный доклад Финансовой Академии при Правительстве РФ "Риски финансового кризиса в России: факторы, сценарии и политика противодействия" / www.bankofengland.co.uk
Национальный доклад Финансовой Академии при Правительстве РФ "Риски финансового кризиса в России: факторы, сценарии и политика противодействия" / www.bankofengland.co.uk
Национальный доклад Финансовой Академии при Правительстве РФ "Риски финансового кризиса в России: факторы, сценарии и политика противодействия" / www.bankofengland.co.uk
Национальный доклад Финансовой Академии при Правительстве РФ "Риски финансового кризиса в России: факторы, сценарии и политика противодействия" / www.bankofengland.co.uk
Национальный доклад Финансовой Академии при Правительстве РФ "Риски финансового кризиса в России: факторы, сценарии и политика противодействия" / www.bankofengland.co.uk
http://crizismanagement.ru/antikrizisnoe_regulirovanie_sostoyaniya_predpriyatij/gosudarstvennoe_antikrizisnoe_regulirovanie
Национальный доклад Финансовой Академии при Правительстве РФ "Риски финансового кризиса в России: факторы, сценарии и политика противодействия" / www.bankofengland.co.uk
Национальный доклад Финансовой Академии при Правительстве РФ "Риски финансового кризиса в России: факторы, сценарии и политика противодействия" / www.bankofengland.co.uk
Галин В. Программа антикризисных мер // Финансовая газета. Региональный выпуск. 27.03.2009.
Национальный доклад Финансовой Академии при Правительстве РФ "Риски финансового кризиса в России: факторы, сценарии и политика противодействия" / www.bankofengland.co.uk
Национальный доклад Финансовой Академии при Правительстве РФ "Риски финансового кризиса в России: факторы, сценарии и политика противодействия" / www.bankofengland.co.uk
Национальный доклад Финансовой Академии при Правительстве РФ "Риски финансового кризиса в России: факторы, сценарии и политика противодействия" / www.bankofengland.co.uk
http://crizismanagement.ru/antikrizisnoe_regulirovanie_sostoyaniya_predpriyatij/gosudarstvennoe_antikrizisnoe_regulirovanie
Сайт Председателя Правительства Российской Федерации Путина В.В. / http://www.premier.gov.ru/anticrisis/
Сайт Председателя Правительства Российской Федерации Путина В.В. / http://www.premier.gov.ru/anticrisis/
Национальный доклад Финансовой Академии при Правительстве РФ "Риски финансового кризиса в России: факторы, сценарии и политика противодействия" / www.bankofengland.co.uk
Смирнов И.Е. Антикризисные меры законодательного характера 2008 // Управление в кредитной организации, N 6, ноябрь-декабрь 2008 г.
Смирнов И.Е. Антикризисные меры законодательного характера 2008 // Управление в кредитной организации, N 6, ноябрь-декабрь 2008 г.
Смирнов И.Е. Антикризисные меры законодательного характера 2008 // Управление в кредитной организации, N 6, ноябрь-декабрь 2008 г.
Смирнов И.Е. Антикризисные меры законодательного характера 2008 // Управление в кредитной организации, N 6, ноябрь-декабрь 2008 г.
Смирнов И.Е. Антикризисные меры законодательного характера 2008 // Управление в кредитной организации, N 6, ноябрь-декабрь 2008 г.
Смирнов И.Е. Антикризисные меры законодательного характера 2008 // Управление в кредитной организации, N 6, ноябрь-декабрь 2008 г.
www.nationwide.co.uk/hpi
Национальный доклад Финансовой Академии при Правительстве РФ "Риски финансового кризиса в России: факторы, сценарии и политика противодействия" / www.bankofengland.co.uk
http://www.aup.ru/news/2008/12/04/2622.html
Сайт Председателя Правительства Российской Федерации Путина В.В. / http://www.premier.gov.ru/anticrisis/
Сайт Председателя Правительства Российской Федерации Путина В.В. / http://www.premier.gov.ru/anticrisis/
Сайт Председателя Правительства Российской Федерации Путина В.В. / http://www.premier.gov.ru/anticrisis/
Сайт Председателя Правительства Российской Федерации Путина В.В. / http://www.premier.gov.ru/anticrisis/
Сайт Председателя Правительства Российской Федерации Путина В.В. / http://www.premier.gov.ru/anticrisis/
Сайт Председателя Правительства Российской Федерации Путина В.В. / http://www.premier.gov.ru/anticrisis/
Галин В. Программа антикризисных мер // Финансовая газета. Региональный выпуск. 27.03.2009.
Галин В. Программа антикризисных мер // Финансовая газета. Региональный выпуск. 27.03.2009.
Галин В. Программа антикризисных мер // Финансовая газета. Региональный выпуск. 27.03.2009.
Программа антикризисных мер Правительства РФ на 2009 год // Российская газета, 20 марта 2009 года.
95
1.Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ (с изменениями от 25, 30 декабря 2008 г., 9 февраля 2009 г.)
2.Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (с изменениями от 23 июля, 3, 30 декабря 2008 г.)
3.Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (с изменениями от 23 июля, 22 декабря 2008 г.)
4.Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 122-ФЗ "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса" (с изменениями от 18 июля 2005 г., 8 ноября 2007 г.)
5.Федеральный закон от 13 октября 2008 г. N 171-ФЗ "О внесении изменения в статью 46 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
6.Федеральный закон от 27 октября 2008 г. N 175-ФЗ "О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года"
7.Федеральный закон от 13 октября 2008 г. N 173-ФЗ "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации"
8.Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" (с изменениями от 20 августа, 29 декабря 2004 г., 20 октября 2005 г., 27 июля 2006 г., 13 марта 2007 г., 13 октября, 22 декабря 2008 г.)
9.Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-I "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (с изменениями от 2 февраля, 26 июля 2006 г.)
10.Положение ЦБР от 12 ноября 2007 г. N 312-П "О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами или поручительствами" (с изменениями от 4 июня, 3, 14, 23 октября, 16 декабря 2008 г.)
11.Положение ЦБР от 4 августа 2003 г. N 236-П "О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг" (с изменениями от 30 августа 2004 г., 28 сентября 2005 г., 4 июня 2008 г.)
12.Антикризисное управление: Учебник / Под ред. Э. М. Короткова. – М.: ИНФРА-М, 2006.
13.Антикризисное управление на предприятии. Методические указания для студентов дневного и заочного отделений по специальности 060800 и 061100. - СПб.: СПбГАСЭ, 2007.
14.Астраханцева М., Лещинский М. Секьюритизация по-американски, или с каким иллюзиями нам придется расстаться? // Рынок ценных бумаг №12 (363), 2008.
15.Баренбойм П.Д. Правовые основы банкротства. Учебное пособие. - М.: экзамен, 2005.
16.Белых В.С., Дубинчин А.А., Скуратовский М.Л. Правовые основы несостоятельности (банкротства). - М.: Банки и биржи, 2008.
17.Бондаренко И. Реорганизация фирмы: улучшаем, обновляем, оптимизируем // Московский бухгалтер, N 18, сентябрь 2007 г.
18.Васильев Е.А. Правовое регулирование конкурсного производства в капиталистических странах. Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-Дана, 2009.
19.Витрянский В.В. Банкротство: ожидания и реальность // Экономика и жизнь. 2004. N 49.
20.Галин В. Программа антикризисных мер // Финансовая газета. Региональный выпуск. 27.03.2009.
21.Глазьев С. Стратегия экономического роста в XXI веке. – М.: Терра, 2009.
22.Гончаров М.И., Лемзяков Г.А. Консалтинг в антикризисном управлении (теория и практика). – М.: Экономика, 2008.
23.Игнатова Т.В., Гончарова О.Ю., Куюк Г.П., Мартыненко Т.В., Омельченко Г.А., Таранников В.В., Харченко И.С., Хоролец И.И. Государственное антикризисное регулирование экономики. – Р/дон: Знание, 2009.
24.Коротков Э.М. Антикризисное управление. – М.: Банки и биржи, 2008.
25.Материалы международного семинара о банкротстве. - Москва, 29 июня 2008 г. - М.: Юстицинформ, 2008.
26.Молчанов А.В. Развитие теории С.П. Капицы. Гипотеза сети сознания. – СПб.: Питер, 2006
27.Попондопуло В.Ф. Конкурсное право. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства). - М.: Банки и биржи, 2008.
28.Программа антикризисных мер Правительства РФ на 2009 год // Российская газета, 20 марта 2009 года.
29.Самиев П. Семь парадоксов кризиса и антикризисных мер // БДМ. Банки и деловой мир, N 12, декабрь 2008 г.
30.Смирнов И.Е. Антикризисные меры законодательного характера 2008 // Управление в кредитной организации, N 6, ноябрь-декабрь 2008 г.
31.Степанов В.В. Несостоятельность (банкротство) в России, Англии, Франции, Германии. - М.: Республика, 2009.
32.Суворов А.В. Глобальный финансовый кризис и антикризисные меры // Международные банковские операции, N 6, ноябрь-декабрь 2008 г
33.Телюкина М.В. Основы конкурсного права. – М.: Юстицинформ, 2008.
34.Теория и практика антикризисного управления: Учебник / Под. ред. С.Г. Беляева и В.И. Кошкина. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2006.
35.Хмеленко А. И к нам вернется Кондратьев… // Компьютера, №49, от 18 декабря 2008 г.
36.http://www.e-college.ru/xbooks/xbook014/book/index/index.html?part-004*page.htm
37.http://crizismanagement.ru/antikrizisnoe_regulirovanie_sostoyaniya_predpriyatij/gosudarstvennoe_antikrizisnoe_regulirovanie
38.Сайт Председателя Правительства Российской Федерации Путина В.В. / http://www.premier.gov.ru/anticrisis/
39.Национальный доклад Финансовой Академии при Правительстве РФ "Риски финансового кризиса в России: факторы, сценарии и политика противодействия" / www.bankofengland.co.uk
40.www.nationwide.co.uk/hpi
41.www.vedomosti.ru
42.www.federalreserve.gov
43.www.investfunds.ru
44.http://www.narodinfo.ru/articles/66992.html
45.http://bankir.ru/news/newsline/1675991
46.http://www.aup.ru/news/2008/12/04/2622.html
Вопрос-ответ:
Каковы концептуальные основы государственного антикризисного регулирования?
Концептуальные основы государственного антикризисного регулирования состоят в том, что государство принимает меры для предотвращения и преодоления экономических кризисов, включая вмешательство в экономические процессы, регулирование рынков, поддержку финансового сектора и социальные меры.
Какие теоретические подходы используются для определения государственного антикризисного регулирования?
Для определения государственного антикризисного регулирования используются различные теоретические подходы, включая кейнсианство, неоклассическую экономическую теорию, институционализм, марксистскую теорию и другие. В каждом из этих подходов предлагается своя модель государственного вмешательства в экономику в периоды кризисов.
Какие классификации кризисов и виды государственного антикризисного регулирования существуют?
Существуют различные классификации кризисов, например, по причинам возникновения (финансовые, экономические, политические и др.), по масштабам (локальные, национальные, глобальные), по секторам экономики (финансовый, промышленный, сельский). Виды государственного антикризисного регулирования могут включать монетарные и фискальные меры, регулирование рынков, поддержку финансовых институтов, социальные меры, стимулирование инвестиций и т.д.
Какова особенность российского государственного антикризисного регулирования?
Особенностью российского государственного антикризисного регулирования является активное вмешательство государства в экономические процессы во время кризисов. В России применяются как стандартные инструменты антикризисного воздействия, так и специфические меры, связанные с особенностями российской экономики и политической системы.
Какие существуют теоретические подходы к определению государственного антикризисного регулирования?
Теоретические подходы к определению государственного антикризисного регулирования включают в себя различные концепции и теории. Например, согласно одному из подходов, государственное антикризисное регулирование - это комплекс мер, принимаемых правительством с целью предотвращения и преодоления кризисных явлений в экономике и обществе. Другой подход определяет антикризисное регулирование как совокупность мер, направленных на стабилизацию экономики и улучшение социальной ситуации в периоды кризиса. Еще одна концепция подразумевает, что государственное антикризисное регулирование - это поддержка и стимулирование деятельности предприятий и организаций в условиях экономического спада. В общем, существует множество подходов к определению государственного антикризисного регулирования, и каждый из них имеет свои особенности и акценты.
Какие кризисы могут возникать, и какие виды государственного антикризисного регулирования существуют?
Кризисы могут быть разных типов и причин. Например, финансовый кризис возникает из-за проблем, связанных с деятельностью финансовых институтов и рынков. Экономический кризис может возникнуть из-за снижения валового внутреннего продукта и роста безработицы. Социальный кризис связан с протестными движениями, нарушением общественного порядка и негативным влиянием на благосостояние населения. В зависимости от типа кризиса, могут применяться разные виды государственного антикризисного регулирования. Например, в случае финансового кризиса, могут быть приняты меры по регулированию банковского сектора и фондовых рынков. В экономическом кризисе государство может стимулировать инвестиции и потребление для восстановления экономики. Для преодоления социального кризиса могут быть предприняты социально-экономические меры, направленные на повышение уровня жизни и социальной защищенности населения.
Чем является государственное антикризисное регулирование?
Государственное антикризисное регулирование представляет собой комплекс мер, принимаемых государством для преодоления кризисных явлений в экономике и обществе.
Какие есть теоретические подходы к определению государственного антикризисного регулирования?
Существует несколько теоретических подходов к определению государственного антикризисного регулирования. Одни ученые рассматривают его как систему мер, направленных на стабилизацию экономических процессов, другие подчеркивают его роль в создании благоприятного инвестиционного климата и улучшении условий для развития предпринимательства.
Какова роль государственного антикризисного регулирования в России?
Государственное антикризисное регулирование в России играет важную роль в стабилизации экономической ситуации, поддержке отраслей, испытывающих трудности, и снижении рисков для бизнеса. Оно включает в себя такие меры, как предоставление финансовой помощи предприятиям, льготное кредитование, налоговые и административные меры поддержки.
Какие виды государственного антикризисного регулирования существуют?
Существуют различные виды государственного антикризисного регулирования, включая финансовую поддержку, реорганизацию предприятий, налоговые льготы, стимулирование инвестиций, поддержку инноваций и др. Каждый вид регулирования предназначен для решения конкретных проблем и поддержки определенных секторов экономики.