Роль игры в психическом развитии ребенка

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Общая психология
  • 26 26 страниц
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 15.04.2009
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение
Глава 1.Теоретические основы игровой деятельности
1.1.Психологическая сущность игры
1.2.Влияние игры на психическое развитие ребенка
Глава 2.Исследование психического развития детей-дошкольников
2.1.Методика исследования, выборка
2.2. Анализ результатов исследования
Заключение
Литература
Приложение

Фрагмент для ознакомления

Переходы между игровой и трудовой деятельностью в дошкольном и в младшем школьном возрасте весьма условны, так как один вид деятельности у ребенка может незаметно перейти в другой и наоборот. Если воспитатель замечает, что в учении, общении или труде у ребенка недостает тех или иных качеств личности, то в первую очередь нужно позаботиться об организации таких игр, где соответствующие качества могли бы проявиться и развиться. Если, например, некоторые качества личности ребенок хорошо обнаруживает в учении, общении и труде, то на базе этих качеств можно строить, создавать новые, более сложные игровые ситуации, продвигающие его развитие вперед. Иногда элементы игры полезно вносить в само учение, общение и труд и использовать игру для воспитания, организуя по ее правилам данные виды деятельности. Не случайно педагоги и психологи рекомендуют проводить занятия с детьми 5— 7летнего возраста в старших группах детского сада и в начальных классах школы в полуигровой форме, в виде обучающих дидактических игр.

Литература
Абрамян Л.А. О возможностях игры для развития и коррекции социальных эмоций дошкольников.-Таллин,1984.
Акрушенко А.В. Психология развития и возрастная психология.- М.: Эксмо,2008.
Болотина Л.Р., Баранов С.П., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика.- М.: Академический проект,2005.
Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М.: Просвещение, 1988.
Возрастная и педагогическая психология /Под ред. М.В. Гамезо, М.В. Матюхиной, Т.С. Михальчик. – М.: Педагогическое общество России,2004.
Воспитание детей в игре /Под ред. Т. Бабунова. – М.: Просвещение, 1983.
Герасимов С.В. Когда учение становится привлекательным. - М.: Просвещение, 1993.
Давыдов В.В. Психическое развитие дошкольников. - М.: Педагогика, 1990.
Детская психология /Под ред. Л.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Мн.: Университетское, 1988.
Запорожец А.В. Эмоциональное развитие дошкольника.- М.: Владос, 2005.
Зацепина М.Б. Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников.- М.: Педагогическое сообщество России,2004.
Истратова О.Н. Большая книга детского психолога.- Ростов н/Д: Феникс,2008.
Леонова Н. В. Лучшие развивающие игры для детей от 7 до 11 лет.- М.: Дом. ХХI век, 2007.
Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.- СПб.: Питер,2000.
Мегель В.В., Овчарова А.А. Как найти правильный подход к ребенку //Психология и соционика межличностных отношений.-2005.-№4.-С.9-18.
Мухина В.С. Возрастная психология: М.: Академия, 2000.
Немов Р.С. Психология. Книга 2-3. – М.: Владос, 2007.
Образцова Т. Н. Логические игры для детей.- М.: Экзамен, 2005.
Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе.- М.: ТЦ Сфера, 2005.
Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога.- М.: ТЦ Сфера, 1996.
Основы психологии: Практикум/ Ред.-сост. Л.Д. Столяренко.- Ростов н/Д: Феникс,2006.
Павлова М. Гиперактивный ребенок // Дошкольное образование.-2002.-№11(83).-С.57-62.
Реан А.А. Психология изучения личности.- СПб.: Питер,1999.
Реан А.А. Психология ребенка от рождения до 11 лет. Методики и тесты.- М.: АСТ,2007.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002.
Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. – М.: Академия, 2002.
Столяренко Л.Д. Основы психологии.- Ростов н/Д: Феникс,2006.
Чеховских М.И. Основы психологии.- Мн.: Новое знание,2002.
Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. – М.: Просвещение, 1960.
Эскендаров А. А. Актуализация познавательного интереса учащихся: кроссворды в системе дидактических игр.//Начальная школа.,2007-№1.

Приложение
Приложение 1
Методика непрямой экспресс-диагностики уровня психического развития дошкольников (УПР) по наблюдениям родителей и/или воспитателей (3-7 лет)
В основу методики положено представление о психическом развитии как закономерном (но периодическом, неравномерном, многоуровневом, гетерохронном) переходе от одних психических новообразований к другим, логика которого кроется во взаимоотношениях ребенка с миром. На основе этих представлений разработано 12 шкал, позволяющих определить уровень психического развития дошкольников (УПР). Это: 1) ощущения (цветовые); 2) восприятие (зрительное); 3) запоминание; 4) мышление; 5) воображение; 6) внимание; 7) игра; 8) общение; 9) речь; 10) эмоции; 11) самостоятельность; 12) саморегуляция.
Каждая шкала включает в себя пять уровней: от низшего, встречающегося в пределах дошкольного возраста, к высшему. Каждому уровню присвоена соответствующая оценка: первому — 1, второму — 2 и т. д. Таким образом, каждый параметр оценивается по 5-балльной системе оценок. С помощью этих шкал исследователь, используя воспитателей группы детского сада в качестве экспертов, получает первичные оценки УПР по каждому из параметров. Если эксперт затрудняется однозначно соотнести свое представление о ребенке с тем или иным пунктом измерительной шкалы, ему предоставляется возможность пользоваться «граничными» оценками: 0,5; 1,5; 2,5; 4,5. В общем, система оценок УПР дошкольника имеет вид: 0,5; 1,0; 1,5; 2,0; 2,5; 3,0; 3,5; 4,0; 4,5; 5,0.
Измерительные шкалы уровня психического развития дошкольников
Определите уровень развития каждого из параметров, отметив в таблице 1 номер, который соответствует достижениям (умениям) ребенка в данной сфере.
Особенность данных шкал состоит в том, что в них уже заложен нормативный показатель для каждой из возрастных групп детского сада. Так, для младшей группы оценки по каждому показателю должны составлять в норме не ниже 3 баллов. Именно 3 строка в каждом параметре отражает возрастное достижение данной функции при нормальном развитии дошкольников младшей группы. Для средней группы это соответственно 4 строка в каждом параметре, т. е. нормативным считается 4 балла, а для старшей группы 5 строка, т. е. 5 баллов. Таким образом, суммарная нормативная оценка (НО) для детей младшей группы, соответствующая нормальному возрастному развитию, составляет 36 баллов (результат умножения 3 на 12), для средней группы — 48 баллов (4 х 12), для старшей — 60 баллов (5 х 12).
Обработка результатов. Подсчитайте общей количество баллов, полученных ребенком, по всем 12 шкалам. Данная оценка является абсолютной оценкой (АО). Затем переведите абсолютную оценку в относительную (ОО). Для этого рассчитайте процент АО от нормативной суммарной оценки (НО), которая соответствует возрастной норме ребенка данной группы, по следующей формуле:
ОО= (100%.
Таблица 1
Непрямая экспресс-диагностика УПР дошкольника
1. Ощущения
2. Восприятие
3. Запоминание
1. С ошибками называет и различает основные цвета спектра
1. При восприятии нового пытается дополнить данные зрения осязанием
1. Запоминает учебный материал, данный в наглядной форме
2. В основном без ошибок различает и называет основные цвета спектра
2. Воспринимая новые предметы, обходится без непосредственного контакта с ними
2. Механически запоминает учебный материал, данный в словесной форме
3. Различает оттенки цветов спектра, но ошибается, называя их
3. Строит достаточно полный образ восприятия, но не различает в нем основное и второстепенное
3. Запоминает материал, выделяя в нем выступающие на первый план элементы
4. Различает и называет цвета спектра и их оттенки
4. Выделяет в воспринимаемых предметах основные и второстепенные элементы
4. Запоминает учебный материал, ориентируясь в его содержании
5. Правильно описывает цветовое окружение, использует свои знания в изобразительной деятельности
5. Строит означенный и дифференцированный образ мира, сообщает о результатах взрослому
5. Запоминает учебный материал, понимая его содержание
4. Мышление
5. Воображение
6. Внимание
1. Получает новые сведения практическим способом, без участия речи
1. Играет с предметами, подчиняясь их назначению, воспроизводит их функции
1. На незначительное время может сосредоточиться на предметах, вызывающих интерес
2. Практически решая познавательную задачу, с помощью речи пытается осмыслить ее условия
2. В ходе игры замещает реальные предметы воображаемыми, ориентируясь на их сходство
2. Под контролем взрослого выполняет учебные действия, требующие сосредоточенности
3. Выполняет познавательные действия с опорой на речь — средство достижения результата
3. В игре замещает реальные предметы воображаемыми, непохожими на них
3. После многократного повторения указаний выполняет учебные действия, требующие сосредоточения
4. Выполняет действия на основе предварительно сформулированного плана
4. Игровым действиям предшествует этап их планирования, знает, во что будет играть
4. По указанию взрослого выполняет учебные действия, требующие сосредоточения
5. Решает познавательные задачи без прямого контакта с предметами, в плане речи 5. В уме создает новые образы и воплощает их в играх, рисунках, конструкциях
5. При выполнении действий, требующих сосредоточения, может отвлекаться от посторонних раздражителей

7. Игра
8. Общение
9. Речь
1. Выполняет с игрушками ролевые действия
1. Побуждает взрослого и сверстников к действиям, просит о помощи
1. Обозначает словами окружающие предметы и явления
2.Принимает участие в сюжетно-ролевых играх, подчиняясь инициативе других детей
2. Стремится достичь уважения со стороны взрослого, обижается на замечания
2. Владеет элементарной связной речью, которая еще не выходит за пределы наличной ситуации
3. Берет на себя определенную роль, отличающуюся разнообразными игровыми действиями.
3. Подражает авторитетному взрослому, его словам и действиям
3. Речь выходит за пределы непосредственной ситуации, описывает отсутствующие объекты
4. Принимаемая роль, отражает не только действия взрослых, но и отношения между
4. Стремится к сопереживанию и взаимопониманию с авторитетным взрослым
4. Речь становится средством планирования и выполнения игровых и практических действий.
5. Является организатором игр, следит за соблюдением правил, выступает инициатором наказания за их
5. Обнаруживает сопереживание и взаимопонимание, общаясь с детьми
5. Владеет развернутой речью, передающей и отвлеченную от данной ситуации информацию
10. Эмоции
11. Самостоятельность
12. Саморегуляция
1. Проявляет неустойчивую локальную реакцию на ситуацию, непосредственно его
1. Владеет гигиеническими навыками, одевается без помощи взрослого
1. Действует под влиянием ситуативных эмоций
2. Сопереживает персонажам сказок, мультфильмов 2. Без напоминания правильно действует в привычных ситуациях
2. В присутствии авторитетного взрослого сдерживает свои непосредственные желания
3. Обнаруживает сопереживание реальным людям 3.После разъяснения
взрослого выполняет поручения, требующие самостоятельности 3. Действует, подражая авторитетному взрослому, даже в его отсутствие 4. Проявляет симпатию/антипатию к сверстникам и взрослым
4. Самостоятельно применяет выученные способы поведения в новых ситуациях
4. Может сдерживать свои непосредственные желания, импульсивные действия. 5. Эмоционально оценивает ситуации, непосредственно его не касающиеся
5. Пользуется доверием взрослого, проявляет самостоятельность в разнообразных ситуациях 5. В ситуации выбора отдает предпочтение тем действиям, которые соответствуют требованиям взрослого

Поскольку по результатам исследования ребенок из младшей группы может попасть в интервал от 20 до 100 %, из средней группы в интервал — от 30 до 100 %, а из старшей группы в интервал — от 40 до 90 % баллов, то для того чтобы определить общий уровень психического развития дошкольника (УПР), необходимо относительную оценку (ОО) перевести в стандартную оценку (СО), т. е. присвоить значения 9-балльной шкалы каждой относительной оценке ОО. Для этого необходимо найти результат относительной оценки (ОО), полученной ребенком в соответствующей его возрастной группе строке, и соотнести ее с значением шкалы стенов для данного интервала оценок (см. табл. 2).
Таблица 2
Перевод относительных оценок УПР дошкольников в стандартные (стены)
Группы
СТЕНЫ

1
2
3
4
5
6
7
8
9
МЛ
18-31
32-34
35-40
41-54
55-69
70-
77
78-94
95-99
100
СР
43-51
52-56
57-61
62-68
69-77
78-87
88-95
96-99
100
СТ 45-61
62-65
66-71
72-75
76-82
83-89
90-94
95-98
99-100
Интерпретация полученных результатов производится следующим образом:
9-7 баллов — высокий уровень развития;
6-4 балла — средний уровень психического развития;
3 и меньше — низкий уровень психического развития.
В качестве основных достоинств данной методики следует отметить ее возможности, позволяющие сравнивать между собой УПР детей разных возрастных групп: оценка 7, к примеру, будет указывать на одну и ту же точку 9-балльной шкалы и сходным образом характеризовать младшего, среднего и старшего дошкольника, а также устанавливать дифференцированный диагноз с учетом оценок, полученных по каждой измерительной шкале.

Акрушенко А.В. Психология развития и возрастная психология.- М.: Эксмо,2008.-С.90.
Мухина В.С. Возрастная психология: М.: Академия, 2000.-С.237.
Там же.
Болотина Л.Р., Баранов С.П., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика.- М.: Академический проект,2005.-С.411.
Там же.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002.-С.359.
Возрастная и педагогическая психология /Под ред. М.В. Гамезо, М.В. Матюхиной, Т.С. Михальчик. – М.: Педагогическое общество России,2004.-С. 217.
Воспитание детей в игре /Под ред. Т. Бабунова. – М.: Просвещение, 1983.-С.68.
Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. – М.: Академия, 2002.-С.120.
Реан А.А. Психология ребенка от рождения до 11 лет. Методики и тесты.- М.: АСТ,2007.-С.214.












31

Литература
1.Абрамян Л.А. О возможностях игры для развития и коррекции социальных эмоций дошкольников.-Таллин,1984.
2.Акрушенко А.В. Психология развития и возрастная психология.- М.: Эксмо,2008.
3.Болотина Л.Р., Баранов С.П., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика.- М.: Академический проект,2005.
4.Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М.: Просвещение, 1988.
5. Возрастная и педагогическая психология /Под ред. М.В. Гамезо, М.В. Матюхиной, Т.С. Михальчик. – М.: Педагогическое общество России,2004.
6.Воспитание детей в игре /Под ред. Т. Бабунова. – М.: Просвещение, 1983.
7.Герасимов С.В. Когда учение становится привлекательным. - М.: Просвещение, 1993.
8.Давыдов В.В. Психическое развитие дошкольников. - М.: Педагогика, 1990.
9.Детская психология /Под ред. Л.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Мн.: Университетское, 1988.
10.Запорожец А.В. Эмоциональное развитие дошкольника.- М.: Владос, 2005.
11.Зацепина М.Б. Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников.- М.: Педагогическое сообщество России,2004.
12.Истратова О.Н. Большая книга детского психолога.- Ростов н/Д: Феникс,2008.
13.Леонова Н. В. Лучшие развивающие игры для детей от 7 до 11 лет.- М.: Дом. ХХI век, 2007.
14.Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.- СПб.: Питер,2000.
15.Мегель В.В., Овчарова А.А. Как найти правильный подход к ребенку //Психология и соционика межличностных отношений.-2005.-№4.-С.9-18.
16.Мухина В.С. Возрастная психология: М.: Академия, 2000.
17.Немов Р.С. Психология. Книга 2-3. – М.: Владос, 2007.
18.Образцова Т. Н. Логические игры для детей.- М.: Экзамен, 2005.
19.Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе.- М.: ТЦ Сфера, 2005.
20.Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога.- М.: ТЦ Сфера, 1996.
21.Основы психологии: Практикум/ Ред.-сост. Л.Д. Столяренко.- Ростов н/Д: Феникс,2006.
22.Павлова М. Гиперактивный ребенок // Дошкольное образование.-2002.-№11(83).-С.57-62.
23.Реан А.А. Психология изучения личности.- СПб.: Питер,1999.
24.Реан А.А. Психология ребенка от рождения до 11 лет. Методики и тесты.- М.: АСТ,2007.
25.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002.
26.Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. – М.: Академия, 2002.
27.Столяренко Л.Д. Основы психологии.- Ростов н/Д: Феникс,2006.
28.Чеховских М.И. Основы психологии.- Мн.: Новое знание,2002.
29.Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. – М.: Просвещение, 1960.
30.Эскендаров А. А. Актуализация познавательного интереса учащихся: кроссворды в системе дидактических игр.//Начальная школа.,2007-№1.

Вопрос-ответ:

Какая роль игры в психическом развитии ребенка?

Игра играет огромную роль в психическом развитии ребенка. Она способствует развитию фантазии, воображения, креативности, логического мышления и социальных навыков.

Какие основные принципы лежат в основе игровой деятельности детей?

Основными принципами игровой деятельности детей являются свобода самовыражения, активная позиция ребенка, наличие сюжета и правил, взаимодействие с другими детьми и взрослыми.

Какие методики используются для исследования психического развития детей дошкольного возраста?

Для исследования психического развития детей дошкольного возраста можно использовать такие методики, как наблюдение за игровой деятельностью, опросы и тесты, анализ рисунков и конструирования.

Влияет ли игра на социальное развитие ребенка?

Да, игра оказывает огромное влияние на социальное развитие ребенка. В процессе игры дети учатся взаимодействовать с другими, решать конфликты и сотрудничать.

Как можно развивать игровую активность у детей младшего школьного возраста?

Для развития игровой активности у детей младшего школьного возраста можно предлагать им разнообразные игры, организовывать групповые игры и спортивные мероприятия, а также поддерживать интерес к игре и поощрять их активное участие.

Почему игра важна для психического развития ребенка?

Игра играет важную роль в психическом развитии ребенка, так как позволяет ему развивать различные психологические и когнитивные навыки, такие как воображение, внимание, память, а также социальные навыки, коммуникацию и саморегуляцию.

Какая психологическая сущность игры?

Психологическая сущность игры заключается в том, что она представляет собой специфическую форму деятельности, которая отличается от реальных событий, но при этом имеет свои цели и правила. Игра позволяет ребенку учиться и экспериментировать, а также развивать свое воображение и творческое мышление.

Как игра влияет на психическое развитие ребенка?

Игра имеет положительное влияние на психическое развитие ребенка, так как способствует развитию его когнитивных и познавательных способностей, социальных навыков и эмоциональной интеллектуальности. Она помогает ему освоить роли и правила общества, развить воображение и умение решать проблемы.

Как проводилось исследование психического развития детей дошкольников?

Для исследования психического развития детей дошкольников была использована методика, которая включала наблюдение и оценку различных аспектов психического развития, таких как воображение, внимание, память, речь и т. д. Исследование проводилось на выборке детей дошкольного возраста.

Какие результаты получены в результате исследования психического развития детей дошкольников?

В результате исследования психического развития детей дошкольников было выявлено, что игра играет важную роль в формировании различных психических навыков у детей. Она способствует развитию их воображения, внимания, памяти и речи. Также было отмечено, что игра помогает детям освоить социальные навыки и развить коммуникативные и саморегуляционные умения.

Какова психологическая сущность игры?

Игра является основной формой психической деятельности ребенка. В игре ребенок воплощает свои желания, фантазии и эмоции. Игра позволяет ему освоить мир, развить познавательные и социальные навыки, а также формирует его личность.