Специфика стимулирования познавательной деятельности младших школьников в курсе окружающий мир.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Методика преподавания
  • 25 25 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 15.04.2009
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
Глава 1. Психолого-педагогические основы стимулирования познавательной деятельности младших школьников
1.1. Многообразие научных подходов к трактовке понятия «познавательная деятельность»
1.2. Онтогенетический аспект развития познавательной деятельности у детей младшего школьного возраста
1.3. Приемы стимулирования познавательной деятельности младших школьников
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по стимулированию познавательной деятельности
2.1. Диагностика степени сформированности познавательной деятельности
2.2. Выводы
2.3. Система заданий по стимулированию познавательной деятельности младших школьников
2.4. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

д.) и разнообразная работа с ней.
2. Групповая работа с текстом.
3. Выполнение тестовых заданий. Например:
Окружающий мир. 2 класс. Мир растений
№ п/п Вопросы Ответы 1 Как влияет Солнце на жизнь на Земле? а) Солнце будит человека по утрам. б) Из-за Солнца на Земле возникают пожары. с) Солнце даёт тепло и свет необходимые для всего живого. 2 Почему в тёплое время года большинство растений хорошо растёт?   а) Потому что достаточно тепла, света, влаги и пищи.   б) Потому что достаточно тепла.   с) Потому что в тёплое время года люди охраняют их. 3 Какое дерево ведёт себя как лиственное, но относится к хвойным?   а) Тополь.   б) Берёза.   с) Лиственница. 4 К какой группе растений относится крапива?   а) Деревья.   б) Кустарники.   с) Травянистые растения. 5 Какое древнейшее растение не имеет стебля, корня, листьев и цветков?   а) Водоросль.   б) Папоротник.   с) Мох.
4. Наблюдения за природой, их фиксирование и анализ.
5. Занимательные задания: ребус, кроссворд, чайнворд, викторина, загадки. Занимательные упражнения увязываются с темой конкретного урока и направлены на достижение поставленной цели.
Например: «Отгадайте загадки о грибах, узнайте их на слайде и покажите номер, под которым этот гриб изображен».
- Гриб я не белый, немного попроще. Расту я обычно в берёзовой роще. (Подберезовик)
- Нет грибов дружней, чем эти - знают взрослые и дети. На пеньках растут в лесу, как веснушки на носу. (Опята)
- Очень дружные сестрички, золотистые… (Лисички)
- Под осинками на кочке гриб в малиновом платочке (Подосиновик)
Разгадывание кроссвордов. Например:

Тема: Полезные ископаемые.
По горизонтали:
1. Он очень прочен и упруг, 3. Этот мастер белый-белый Строителям – надежный друг: В школе не лежит без дела: Дома, ступени, постаменты Пробегает по доске, Красивы станут и заметны. (Гранит) Оставляет белый след. (Мел)

4. Он очень нужен детворе, 5. На кухне у мамы помощник отличный
Он на дорожках во дворе, Он синим цветком расцветает из спички. (Газ)
Он и на стройке, и на пляже, Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)
6. Без нее не побежит 8. Она варились долго
Ни такси, ни мотоцикл. В доменной печи, Не поднимется ракета. На славу получились Отгадайте, что же это? (Нефть) Ножницы, ключи… (Руда)
По вертикали:
1. Если встретишь на дороге, 2. Покрывают им дороги, То увязнут сильно ноги, Улицы в селении, А сделать миску или вазу – А еще он есть в цементе, Она понадобится сразу. (Глина) Сам он – удобрение. (Известняк)

7. Росли на болоте растения 9. Он чёрный, блестящий, Стали топливом и удобрением. (Торф) Людям помощник настоящий.
Он несет в дома тепло. От него кругом светло. Помогает плавить стали, Делать краски и эмали. (Уголь)
6. Индивидуальные задания на карточках.
7. Задания для работе по карте и глобусу.
8. Составление схем и таблиц.
9. Изготовление наглядных пособий к уроку, раздаточного материала.
10. Проведение элементарных природоведческих опытов.
11. Дидактические игры. Например, учащиеся выполняют определенные роли, проигрывают определенный сценарий, диалог (от имени животных и растений). Такие диалоги можно легко найти в книгах В. Бианки, Е. Чарушина. Форма игры может быть массовой. Например, при изучении темы «Полезные ископаемые», учащиеся выступают в роли геологов, которые путешествуют по родному краю и открывают различные полезные ископаемые. Нужно назвать их свойства, применение, условный знак, показать на карте месторождение данного полезного ископаемого.

2.4. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
После ряда уроков, на которых были использованы задания по стимулированию познавательной деятельности, были проведено повторное диагностирование. Его результаты таковы.
Таблица 1
Результаты познавательной деятельности учащихся 2 «В» класса.
Ф.И. ученика Уровень проявления познавательных способностей
Мнемические Интеллекту-альные Репродук-тивные Вербальные Общий
балл 1. Аксенова И. 1 1 2 1 5 2. Алексеенко Т. 2 2 2 1 7 3. Астахов С. 1 2 1 1 5 4. Блажко А. 2 1 2 1 6 5. Власов К. 2 2 2 1 7 6. Винникова Д. 1 2 2 1 6 7. Дубинин А. 2 1 2 1 6 8. Дробышев В. 1 2 1 1 5 9. Ильченко Ж. 1 1 1 2 5 10. Ильяшевич Р. 1 1 1 1 4 11. Ларина И. 1 2 2 1 6 12. Логвиненко Г. 1 2 2 2 7 13. Мирченкова В. 1 1 2 1 5 14. Мухина А. 2 1 2 1 6 15. Назаров Н. 0 0 1 1 2 16. Носенко В. 0 0 1 1 2 17. Олейникова М. 1 2 1 2 6 18. Осадчий К. 1 1 1 1 4 19. Пронько С. 0 0 1 1 2 20. Рыжова Л. 1 2 2 2 7
Мы может отметить, что в результате использования специальных стимулирующих упражнений повысился уровень сформированности познавательной деятельности. Таким образом, активизация работы учащихся на уроках курса «Окружающий мир» стимулирует познавательную деятельность младших школьников. Особенно эффективными, на наш взгляд, являются дидактические игры, задания, содержащие элемент игры, так как игра у младших школьников не утратила функцию ведущей деятельности.










Заключение
В представленной работе мы постарались решить все задачи, определенные нами во введении.
Мы рассмотрели особенности стимулирования познавательной деятельности младших школьников в курсе «Окружающий мир». Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди предметов начальной школы. Учебный курс дает возможность ученику осознать происходящее и становится системообразующим стержнем этого процесса, обогащая научными знаниями практический опыт ребенка.
Существует много подходов к ознакомлению школьников с окружающим миром. Например:  курс «Мир вокруг нас»  с экологической направленностью А.А. Плешакова; интеграция естествоведческой и  обществоведческой составляющих (курс Н.Ф. Виноградовой); введение раздельных  курсов естествознания, географии и истории (в  системе Л.В. Занкова); раскрытие глобальных аспектов окружающего мира (курс «Мир и человек» А.А. Вахрушева) и другие.
Особенность  подхода, предложенного А.А. Плешаковым и М.Ю. Новицкой, состоит в гармоничном соединения естественно-научных сведений и опыта гуманитарных наук.  Ведущей идеей  становится объединение  мира природы и мира культуры. С этой позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное целое, а человек как часть природы, как создатель культуры и как ее продукт.  Включение в содержание курса  компонентов культуры (норма, ценность, идеал) создает условия для формирования личности ребенка, помогает понять и принять  гуманистические ценности общества, определить свое место в мире природы и человеческого бытия. Культурологическая составляющая курса позволяет активно использовать в учебнике литературные произведения, фольклор, художественное и музыкальное наследие. Таким образом «Окружающий мир» как предмет может выполнять интегрирующую роль в системе обучения младшего школьника и создать целостное восприятие окружающего мира.
Содержание курса охватывает широкий круг вопросов, при  этом природа, человек и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Это обеспечивает целостное восприятие окружающего мира, создает условия для присвоения новых знаний, формирования и  осознания правил, обязанностей и  норм взаимодействия человека и природы, человека и общества.
В курсе «Окружающий мир» используются разнообразные методы и формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения явлений  природы и общественной жизни с помощью учителя, родителей или воспитателя группы продленного дня, выполняют практические работы и  простейшие опыты. Проводятся беседы, дидактические и ролевые  игры. Эта деятельность дополняется раскрашиванием, рисованием, конструированием, просмотром диапозитивов и видеофрагментов. Все перечисленные методы и виды деятельности направлены на стимулирование познавательной деятельности младших школьников.
Результаты опытно-экспериментальной работы показали, что система заданий, построенная с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, способна оказать положительное влияние на уровень сформированности познавательной деятельности.







Список литературы
Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: (Методические основы). – М.: Просвещение, 1982.
Введение в философию/Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. – М.: Республика, 2003.
Виноградова Н. Окружающий мир. 4 класс. Учебник. – М.: Вентана-Граф, 2006.
Демченко Е.П. Познавательная деятельность ребенка: М.Инфра-М, 2006
Головастикова П.М. Как сделать учение увлекательным//Начальная школа. – 2006. - №2.
Кошелева И.А. Учебно-воспитательный процесс. – СПб. Питер, 2009
Кравченко С. Интегрированный урок как форма активизации познавательной деятельности ученика//Начальная школа: плюс до и после. – 2002. - №9.
Кукушкин В.С., Болдырева-Варакина А.В. Педагогика начального образования/ Под общ. Ред. В.С. Кукушкина – Москва: ИКЦ «МарТ», 2005.
Назаров А.И. Обобщенная модель познавательной деятельности индивида//Психологическая наука и образование. – 2000. - №3.
Педагогика/Под редакцией Ю. К. Бабанского. – М.: Просвещение, 1983.
Плешаков А.А. Природоведение. Учеб. для 3 кл. четырехлет. нач.шк. – М.: Просвещение, 2001.
Плешаков А.А. Примерное планирование учебного материала по курсу «Мир вокруг нас». 2 класс//Начальная школа. – 2005. - №1.
Потапов И.В. Особенности нового учебно-методического комплекта по курсу «Окружающий мир» для 1 класса//Начальная школа. – 2005. - №2.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии – СПб: Издательство «Питер», 2000.
Самохвалова И.А. Познавательная деятельность ребенка. М.: Инфра-М, 2007
Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития личности//Завуч. – 2003. - №8.
Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. – М.: Просвещение, 1988.
Фролова Н.А. Приёмы активного мотивированного овладения учащимися системой знаний и способами деятельности//Начальная школа. – 2006. - №2.
Якименко Б.Д. Познание и его стимулы // Вопросы психологии, 2008, № 11
Я и мир вокруг (об учебнике «Окружающий мир»)//Начальная школа. – 2007. - № 24.













15




Этап уяснения знаний

Этап обработки умений (навыков)

Этап контрольный

Этап мотивационно-ориентировочный

Список литературы
1.Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: (Методические основы). – М.: Просвещение, 1982.
2.Введение в философию/Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. – М.: Республика, 2003.
3.Виноградова Н. Окружающий мир. 4 класс. Учебник. – М.: Вентана-Граф, 2006.
4.Демченко Е.П. Познавательная деятельность ребенка: М.Инфра-М, 2006
5.Головастикова П.М. Как сделать учение увлекательным//Начальная школа. – 2006. - №2.
6.Кошелева И.А. Учебно-воспитательный процесс. – СПб. Питер, 2009
7.Кравченко С. Интегрированный урок как форма активизации познавательной деятельности ученика//Начальная школа: плюс до и после. – 2002. - №9.
8.Кукушкин В.С., Болдырева-Варакина А.В. Педагогика начального образования/ Под общ. Ред. В.С. Кукушкина – Москва: ИКЦ «МарТ», 2005.
9.Назаров А.И. Обобщенная модель познавательной деятельности индивида//Психологическая наука и образование. – 2000. - №3.
10.Педагогика/Под редакцией Ю. К. Бабанского. – М.: Просвещение, 1983.
11.Плешаков А.А. Природоведение. Учеб. для 3 кл. четырехлет. нач.шк. – М.: Просвещение, 2001.
12.Плешаков А.А. Примерное планирование учебного материала по курсу «Мир вокруг нас». 2 класс//Начальная школа. – 2005. - №1.
13.Потапов И.В. Особенности нового учебно-методического комплекта по курсу «Окружающий мир» для 1 класса//Начальная школа. – 2005. - №2.
14.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии – СПб: Издательство «Питер», 2000.
15.Самохвалова И.А. Познавательная деятельность ребенка. М.: Инфра-М, 2007
16.Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития личности//Завуч. – 2003. - №8.
17.Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. – М.: Просвещение, 1988.
18.Фролова Н.А. Приёмы активного мотивированного овладения учащимися системой знаний и способами деятельности//Начальная школа. – 2006. - №2.
19. Якименко Б.Д. Познание и его стимулы // Вопросы психологии, 2008, № 11
20.Я и мир вокруг (об учебнике «Окружающий мир»)//Начальная школа. – 2007. - № 24.

Вопрос-ответ:

Какие педагогические основы стимулируют познавательную деятельность младших школьников в курсе окружающий мир?

Педагогические основы, способствующие стимулированию познавательной деятельности младших школьников в курсе окружающий мир, включают в себя использование разнообразных интеллектуальных, практических и коммуникативных приемов. Это может быть проведение экскурсий, организация интерактивных игр, использование иллюстративного материала, проведение дискуссий и т.д. Главная цель таких основ - привлечь внимание и интерес младших школьников к изучаемому материалу, а также развить их познавательные способности и навыки.

Какие научные подходы используются в трактовке понятия "познавательная деятельность"?

В научной литературе существует множество подходов к трактовке понятия "познавательная деятельность". Например, когнитивный подход подчеркивает роль мышления и познавательных процессов в определении данного понятия. Социокультурный подход выделяет важность общения, социального взаимодействия и культурных условий в познавательной деятельности. Другие подходы, такие как психоаналитический, поведенческий и гуманистический, также предлагают свои объяснения и подходы к пониманию этого понятия.

Как развивается познавательная деятельность у детей младшего школьного возраста?

Познавательная деятельность у детей младшего школьного возраста развивается постепенно в процессе их онтогенетического развития. В этом возрасте дети начинают интересоваться окружающим миром, задавать вопросы и искать ответы на них. Они учатся анализировать, сравнивать, делать выводы и принимать новые знания. Важным фактором в развитии познавательной деятельности детей является поддержка и стимулирование со стороны взрослых, которые создают для них условия для самостоятельного исследования и открытия нового.

Какие психолого-педагогические основы стимулирования познавательной деятельности младших школьников?

Психолого-педагогические основы стимулирования познавательной деятельности младших школьников включают в себя такие аспекты, как учет возрастных особенностей ребенка, создание стимулирующей обучающей среды, применение разнообразных методов и приемов обучения, адаптация программы к индивидуальным потребностям каждого ребенка.

Каков онтогенетический аспект развития познавательной деятельности у детей младшего школьного возраста?

Онтогенетический аспект развития познавательной деятельности у детей младшего школьного возраста связан с формированием и развитием когнитивных процессов, таких как внимание, память, мышление. В этом возрасте дети активно интересуются окружающим миром, их способности к обобщению и анализу информации постепенно развиваются.

Какие приемы применяются для стимулирования познавательной деятельности младших школьников?

Для стимулирования познавательной деятельности младших школьников используются различные приемы, такие как игровые методы обучения, применение наглядных пособий, организация проектной и исследовательской деятельности, использование интерактивных технологий. Важно помнить о вариативности обучения и адаптации под индивидуальные потребности каждого ребенка.

Какие подходы могут использоваться при стимулировании познавательной деятельности младших школьников?

В стимулировании познавательной деятельности младших школьников можно использовать различные подходы, такие как игровой подход, проблемный подход, проектный подход, деятельностный подход. Каждый из них имеет свои особенности и преимущества, и выбор подхода зависит от целей обучения и индивидуальных особенностей группы детей.

Какие подходы существуют к трактовке понятия познавательная деятельность?

Существуют различные научные подходы к трактовке понятия познавательная деятельность, например, психологический и педагогический подходы. В психологическом подходе познавательная деятельность рассматривается как способность субъекта активно осваивать знания и понимать окружающий мир. В педагогическом подходе обращается внимание на организацию учебной деятельности, создание стимулов для развития познавательных способностей у детей.

Как развивается познавательная деятельность у детей младшего школьного возраста?

Познавательная деятельность у детей младшего школьного возраста развивается по онтогенетическому пути. В первых классах дети активно интересуются окружающим миром и стремятся узнать о нем больше. Они заинтересованы в новых знаниях и умениях, проявляют любознательность и исследовательский интерес. В процессе обучения и развития детей важно учитывать этот интерес и стимулировать их познавательную деятельность.

Какие приемы можно использовать для стимулирования познавательной деятельности у младших школьников?

Для стимулирования познавательной деятельности у младших школьников можно использовать различные приемы. Например, активное использование игровых элементов в учебном процессе, проведение интересных экскурсий и практических занятий, использование разнообразных методов обучения, таких как рассказы, демонстрации, обсуждения и самостоятельные исследования. Важно также учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и создавать условия для его активного участия в учебной деятельности.