Две школы или два периода русского зодчества (11-16 вв)

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Искусство
  • 32 32 страницы
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 08.10.2009
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание



Введение
Глава 1. Русское зодчество XI – XIII вв. Древнерусский и предмонгольский этапы в развитии русского зодчества
Глава 2. Русская архитектура второй половины XIII – XVI вв.
Заключение
Список литературы
Приложение


Фрагмент для ознакомления

Перед валом снаружи рва нету». «В 1572 году по линии нынешнего Бульварного кольца были построены деревоземляные укрепления, которые с 1584 года в течение пятнадцати лет постепенно были заменены каменными. За 27 лет существования деревоземляных укреплений, окруженный ими посад в пределах нынешнего Бульварного кольца, настолько прочно закрепил за собой название Земляной город, что долгое время после постройки каменных укреплений Белого города, и даже после постройки в 1597 году Скородома, вплоть до середины 17 века в официальных документах посад внутри нынешнего Бульварного кольца часто назывался Земляным городом... Схема строительства укреплений в два этапа, когда одни полноценные деревоземляные укрепления через некоторое время сменяются другими полноценными, но уже из камня, была обычной для московской фортификационной практики 16 века... Сначала вдоль линии обороны выкапывается ров особого профиля. С внешней стороны он совершенно пологий, с внутренней - крутой. Извлеченная из рва земля ссыпается в бревенчатую, плетневую или смешанную конструкцию, устроенную вдоль внутренней стенки рва, которая также крепится деревом. Все это обкладывается дерном, но может облицовываться камнем или кирпичом. Получившаяся конструкция – вполне готовый оборонительный рубеж, который может использоваться как основа для деревянной крепостной стены или как артиллерийская позиция. Через некоторое время прямо в ров ставится каменная стена, изначально наделенная значительной штурмовой устойчивостью. Во-первых, основа стены покоится на коренных грунтах. Во-вторых, за стеной находится массив земли, что делает малоэффективными для штурма подкопы. В-третьих: в случае обрушения каменной стены, в дело вступает расположенная за ней земляная насыпь». Кстати, отметим, что итальянские инженеры привнесли в Москву опыт быстрого строительства масштабных окольных крепостей. Последнее внешнее кольцо укреплений Москвы было построено после нападения на столицу хана Казы-Гирея в 1591 году.
В каменном зодчестве во второй трети XVI века распространяется «шатровый стиль», берущий своё начало от народной деревянной архитектуры. Один из лучших и наиболее ранних его образцов – церковь Вознесения в селе Коломенском. Это первый каменный шатровый храм на Руси, он поражает своей грандиозностью и гармоничностью формы. Заложен был храм либо в 1529, либо в 1530 году, по повелению Василия III в честь появления долгожданного сына и наследника престола. Существует предположение, что храм был построен итальянскими зодчими, поскольку был использован декор, не типичный для русской архитектуры. «Здание было построено из большемерного кирпича, при строительстве в кладку подклета  были заложены кованые железные связи. Композиция храма – центрическая, даже алтарная часть не обозначена снаружи апсидой. Крестообразный в основании храм увенчан восьмериком, на который поставлен высокий шатер. Переход от нижней части к восьмерику скрывают ряды тройных кокошников, из которых как бы «вырастает» восьмигранный столп. По низу храм опоясывают галереи-гульбища, опирающиеся на аркады; на галереи ведут крытые лестницы» (см. рис. 38).
Архитекторы Постник Яковлев и Барма возводят в 1554-1560 гг. на Красной площади собор Покрова, посвящённый взятию Казани. Этот храм называют собором Василия Блаженного и он является вершиной русского зодчества XVI века: «вокруг огромного центрального шатра – восемь глав: как Москва объединила вокруг себя разные земли Руси, с разными традициями, так и главный шатёр подчиняет себе отдельные разнообразные, но в чём-то схожие главы».
Храм отличается поистине уникальной архитектурой. Первоначально собор был деревянным, а уже потом стал каменным. Все купола этого собора неповторимы: «Один из них густо усеян золотистыми шишками, они как звезды на небе в темную ночь; на другом – по светлому полю бегут зигзагами алые пояса; третий напоминает очищенный апельсин с желтыми и зелеными дольками. Каждый купол украшен карнизами, кокошниками, окнами, нишами». Храм очень богато декорирован и оттого оставляет столь яркое и незабываемое впечатление. Вплоть до конца 17 века это было самое высокое здание в городе, пока не выстроили колокольню Ивана Великого.
Все приделы собора соединены между собой переходами. Центральный столпообразный храм, увенчанный шатром, назван в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Восемь храмов-приделов, окружающих центральный столп, были освящены в честь Св. Троицы, Входа Господня в Иерусалим, Николы Великорецкого, свв. Киприана и Устиньи, Трех патриархов Александрийских, святителя Григория Армянского, преподобных Варлаама Хутынского и Александра Свирского.
Этот храм является символом Москвы. Как отмечает историк И.Е. Забелин: «Известный всему свету этот памятник по своей оригинальности занял свое место и в общей истории зодчества и вместе с тем служит как бы типической чертой самой Москвы, особенной чертой самобытности и своеобразия, какими Москва, как старый русский город, вообще отличается от городов Западной Европы. В своем роде это такое же, если еще не большее, московское, притом народное диво, как Иван Великий, царь-колокол, царь-пушка. Западные путешественники и ученые исследователи истории зодчества, очень чуткие относительно всякой самобытности и оригинальности, давно уже оценили по достоинству этот замечательный памятник русского художества» (см. рис. 40).



Заключение

Крещение Руси (988 год) сильно повлияло на культуру нашего Отечества. Тесное культурное взаимодействие с Византией способствовало формированию национальных школ зодчества на базе византийских традиций. Прежде всего на Руси началось строительство каменных сооружений. До самого конца X века на Руси не было монументального, каменно-кирпичного строительства, все древнерусские постройки были деревянными или деревянно-земляными. С Византии на Русь пришёл крестовокупольный тип храмов, который в то время господствовал в Константинополе. Этот архитектурный тип представляет собой следующее: основное здание церкви разделено столбами на три продольных помещения – нефа – и с восточной стороны завершается тремя алтарными полукружиями – апсидами. С трёх сторон, кроме восточной, здание окружено галереей, в западной части которой расположены крещальня и лестничная башня для подъёма на второй ярус – хоры.
Основой подобных зданий был квадрат, разделённый четырьмя столбами на девять ячеек. Перекрытием служили крестообразно расположенные цилиндрические своды, а над центром возвышался купол. В целом, для древнерусского зодчества 11-13 вв. характерны органическое слияние элементов конструкции и композиции, строительных материалов и декора, неразрывная связь конструкции, материалов и декоративно-художественных форм.
В период с XII по XIV вв. стали зарождаться самостоятельные центры монументального строительства, этому способствовал процесс феодального дробления страны. Стоит отметить, что для новгородской, псковской, киевской, владимиро-суздальской и других школ зодчества характерно единство композиционных и стилистических принципов. Киев оставался крупным художественным центром, поэтому во многих землях архитектура развивалась под сильным влиянием киевских традиций. Совпадают строительно-технические, композиционные и стилистические особенности с соответствующими особенностями киевской архитектуры. Архитектуру XII века в Переяславльском, Рязанском, Волынском, Смоленском княжествах можно назвать принадлежащей к киевской архитектурной школе XII века.
Русское зодчество XIV – XV вв., развиваясь на основе древнерусских и византийских традиций, обогащаясь за счёт современного русского национального искусства, вместе с тем обращалось и к образцам античности, и к итальянским мастерам зодчества. Это период господства московской школы зодчества, активного церковного и гражданского строительства. В Москве, к примеру, во второй половине XIV века впервые были построены каменные стены (1367) и было положено начало созданию Кремлёвского архитектурного ансамбля.
В каменном зодчестве во второй трети XVI века распространяется «шатровый стиль», берущий своё начало от народной деревянной архитектуры. Один из лучших и наиболее ранних его образцов – церковь Вознесения в селе Коломенском. Это первый каменный шатровый храм на Руси.
Наконец, отметим, что итальянские инженеры привнесли в Россию технику строительства оборонительных сооружений, которая с успехом реализовалась в построенных во второй половине 16 века внешних линиях укреплений в Москве.



Список литературы

Белый Царёв Город. /Архнадзор//http://www.archnadzor.ru/
Благовещенский собор Московского Кремля. /Архитектура и история.// http://www.russiancity.ru/
Гнедич П.П. Всемирная история искусств. – М., 1997
История СССР. С древнейших времён до 1861 года. /Под ред. П.П. Епифанова, В.В. Мавродина. – М., 1983
Раппопорт П.А. Древнерусская архитектура. – М., 1970
Собор Василия Блаженного - зашифрованный образ погибшей мечети /Русская линия – Православное информационное агентство.// http://www.rusk.ru/
Успенский собор Московского Кремля. /Архитектура и история// http://www.russiancity.ru/
Федоров В.И. Успенский собор: исследование и проблемы сохранения памятника. – М., 1985
Церковь Вознесения в Коломенском. /Храмы России//http://www.hramy.ru/
Штаден Г. О Москве Ивана Грозного // Источники истории. – Рязань, 2005

Приложение
Иллюстрации
№ 1. Фундамент Десятинной церкви



№ 2. Десятинная церковь (реконструкция)











№ 3. Софийский собор в Киеве. План, схемы



















№ 4. Софийский собор в Киеве (современный вид)
























№ 5. Софийский собор в Киеве (макет)











№ 6. Спасский собор в Чернигове (план)





















№ 7. Спасский собор в Чернигове. Реконструкция западного фасада. По Ю. С. Асееву
























№ 8. Спасский собор в Чернигове (современный вид)








№ 9. Церковь Покрова на Нерли (план)




№ 10. Церковь Покрова на Нерли





№ 11. Церковь Покрова на Нерли. 1165 год















№ 12. Владимир. Дмитровский собор. Южный фасад.





















№ 13. Дмитровский собор. Деталь.





























№ 14. Дмитровский собор во Владимире
























№ 15. Успенский собор во Владимире


























№ 16. Чернигов. Пятницкая церковь



























№ 17. Чернигов. Пятницкая церковь. Поперечный разрез





















№ 18. Смоленск. Церковь архангела Михаила. План
















№ 19. Смоленск. Церковь архангела Михаила. Реконструкция. По С. С. Подъяпольскому и Т. Е. Каменевой













№ 20. Собор Спасо-Ефросиньева монастыря в Полоцке



















№ 21. Каменецкая башня



















№ 22. Чернигов. Успенский собор Елецкого монастыря. Реконструкция западного фасада


























№ 23. Чернигов. Борисоглебская церковь































№ 24. Киев. Кирилловская церковь. План



























№ 25. Киев. Кирилловская церковь. Аксонометрический разрез


























№ 26. Владимир-Волынский. Успенский собор. Западный фасад















№ 27. Смоленск. Церковь Петра и Павла. Фрагмент






































Планы церквей в Смоленске





1 - Ивана Богослова, 2 - бесстолпная в детинце, 3 - Василия на Смядыни.





№ 28. Новгород. Планы. 1 - церковь Благовещения на Городище, 2 - Николо-Дворищенский собор, 3 - собор Антониева монастыря, 4 - Георгиевский собор Юрьева монастыря
















№ 29. Новгород. Георгиевский собор Юрьева монастыря























№ 30. Старая Ладога. Успенская церковь. План. Северный фасад










№ 30. Планы Софийских соборов. 1 - киевского, 2 - новгородского, 3 - полоцкого














№ 31. Новгород. Софийский собор. Реконструкция западного фасада. По Г. М. Штендеру




















№ 32. План Успенского собора



























№ 33. Успенский собор (современный вид)














№ 34. План Благовещенского собора






























№ 35. Благовещенский собор Московского Кремля
















№ 36. План Архангельского собора Московского Кремля

































№ 37. Архангельский собор Московского Кремля














№ 38. Церковь Вознесения в Коломенском




















№ 39. Собор Спас-Преображения «что на Бору» (фотография 1882 года)

































№ 40. Храм Василия Блаженного. План. Современный вид





























































№ 41. План Кремля и Красной площади (с карты 1917 года)

























№ 42. Васнецов. Московский Кремль при Иване III (1921)



























№ 43. Васнецов А. Оборона Москвы от хана Тохтамыша. XIV век (1918 (Кремль при Дмитрии Донском)




























№ 44. Чудов монастырь Московского Кремля





























№ 45. Московский Кремль. Современный вид







История СССР. С древнейших времён до 1861 года. /Под ред. П.П. Епифанова, В.В. Мавродина. – М., 1983. С. 80
Гнедич П.П. Всемирная история искусств. – М., 1997. С. 249
Раппопорт П.А. Древнерусская архитектура. – М., 1970. С. 7
Там же. С. 251
Раппопорт П.А. Указ. соч. С. 9
Раппопорт П.А. Указ. соч. С. 15
Гнедич П.П. Указ. соч. С. 254
История СССР. С древнейших времён до 1861 года /Под ред. П.П. Епифанова, В.В. Мавродина. – М., 1983. С. 75
Раппопорт П.А. Указ. соч. С. 19

Раппопорт П.А. Указ. соч. С. 22
Там же.

Раппопорт П.А. Указ. соч. С. 23
Там же. С. 24
Раппопорт П.А. Указ. соч. С. 25
Раппопорт П.А. Указ. соч. С. 29
Там же. С. 32
Раппопорт П.А. Указ. соч. С. 45
Там же. С. 49
Гнедич П.П. Указ. соч. С. 262
Там же.
Там же.
Там же.
Раппопорт П.А. Указ. соч. С. 52
Гнедич П.П. Указ. соч. С. 254
Там же. С. 258

История СССР. С древнейших времён до 1861 года /Под ред. П.П. Епифанова, В.В. Мавродина. – М., 1983. С. 214
Гнедич П.П. Указ. соч. С. 263
Федоров В.И. Успенский собор: исследование и проблемы сохранения памятника. – М., 1985. с. 57
Гнедич П.П. Указ. соч. С. 263
Успенский собор Московского Кремля. /Архитектура и история// http://www.russiancity.ru/
Там же.
История СССР. С древнейших времён до 1861 года /Под ред. П.П. Епифанова, В.В. Мавродина. – М., 1983. С. 214
Гнедич П.П. Указ. соч. С. 263

Благовещенский собор Московского Кремля. /Архитектура и история.// http://www.russiancity.ru/
Штаден Г. О Москве Ивана Грозного // Источники истории. – Рязань, 2005. С. 440-441.
Белый Царёв Город. /Архнадзор//http://www.archnadzor.ru/
Церковь Вознесения в Коломенском. /Храмы России//http://www.hramy.ru/
История СССР. С древнейших времён до 1861 года /Под ред. П.П. Епифанова, В.В. Мавродина. – М., 1983. С. 215
Собор Василия Блаженного - зашифрованный образ погибшей мечети /Русская линия – Православное информационное агентство.// http://www.rusk.ru/
Собор Василия Блаженного - зашифрованный образ погибшей мечети /Русская линия – Православное информационное агентство.// http://www.rusk.ru/













31

Список литературы

1.Белый Царёв Город. /Архнадзор//http://www.archnadzor.ru/
2.Благовещенский собор Московского Кремля. /Архитектура и история.// http://www.russiancity.ru/
3.Гнедич П.П. Всемирная история искусств. – М., 1997
4.История СССР. С древнейших времён до 1861 года. /Под ред. П.П. Епифанова, В.В. Мавродина. – М., 1983
5.Раппопорт П.А. Древнерусская архитектура. – М., 1970
6.Собор Василия Блаженного - зашифрованный образ погибшей мечети /Русская линия – Православное информационное агентство.// http://www.rusk.ru/
7.Успенский собор Московского Кремля. /Архитектура и история// http://www.russiancity.ru/
8.Федоров В.И. Успенский собор: исследование и проблемы сохранения памятника. – М., 1985
9.Церковь Вознесения в Коломенском. /Храмы России//http://www.hramy.ru/
10.Штаден Г. О Москве Ивана Грозного // Источники истории. – Рязань, 2005

Вопрос-ответ:

Какие две школы или периода существовали в русском зодчестве с XI по XVI века?

Существовали древнерусская и предмонгольская школы зодчества.

Что отличало древнерусскую и предмонгольскую школы в русском зодчестве XI-XIII веков?

Древнерусская школа была представлена храмами и церквями, построенными из дерева и камня в соответствии с традиционными славянскими архитектурными формами. Предмонгольская школа начала использовать новые строительные техники из камня и внедряла элементы бизантийского и западноевропейского стиля.

Какие особенности имели русская архитектура второй половины XIII-XVI веков?

Русская архитектура в этот период была разнообразной и смешанной. Она включала в себя элементы древнерусской и предмонгольской школ, а также влияния западноевропейской и восточноевропейской архитектуры.

Какие укрепления были построены в Москве в конце XVI века?

В конце XVI века в Москве были построены деревоземляные укрепления, замененные постепенно каменными за 27 лет.

Какие материалы использовались для построения укреплений в Москве в XVI веке?

В Москве в XVI веке для построения укреплений использовались дерево и земля, которые впоследствии были заменены камнем.

Какие школы или этапы можно выделить в развитии русского зодчества с 11 по 16 век?

В развитии русского зодчества с 11 по 16 век можно выделить две основные школы или этапы: древнерусский (XI-XIII века) и предмонгольский (XIII-XVI века).

Чем отличаются древнерусский и предмонгольский этапы в развитии русского зодчества?

Древнерусский этап (XI-XIII век) отличается использованием дерева и древнерусскими архитектурными формами, такими как четверик, пятёрк, крест-постройка. На предмонгольском этапе (XIII-XVI век) под влиянием монгольской оккупации в архитектуре появляются новые элементы, такие как несущие купола, возникают лестницы и балконы, меняются формы церквей.

Как развивалась русская архитектура во второй половине XIII-XVI веков?

Во второй половине XIII-XVI веков русская архитектура развивалась активно. В это время строились каменные укрепления, о которых идёт речь в статье. Были построены многочисленные церкви и монастыри, включая храмы с несущими куполами. Архитектурные формы становились более сложными и утонченными.

Какие укрепления были построены в Москве в 1572 году и каким образом они заменялись впоследствии?

В 1572 году в Москве были построены деревянные и земляные укрепления вдоль нынешнего Бульварного кольца. С 1584 года, и в течение пятнадцати лет, они постепенно заменялись каменными укреплениями. Таким образом, за 27 лет существования деревянных и земляных укреплений они были полностью заменены каменными.