Исследование роли психических познавательных процессов в познании человеком окружающей действительности.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Общая психология
  • 51 51 страница
  • 27 + 27 источников
  • Добавлена 24.02.2009
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Исследование роли психических познавательных процессов в познании человеком окружающей действительности.

Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические подходы к изучению роли психических познавательных процессов в познании человеком окружающей действительности
1.1Общая характеристика психических познавательных процессов
1.2 Значение психических познавательных процессов в познании человеком окружающей действительности
Глава 2. Исследование психологических процессов сотрудников разных возрастных групп
2.1 Описание выборки и процесса исследования
2.2 Интерпретация результатов исследования
Заключение
Литература
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
Приложение 9
Приложение 10

Фрагмент для ознакомления

[19]
Внимание. Контроль может улучшать деятельность, поскольку осуществляется с помощью меры, образца (предваряющего образа). Использование этого образца объясняет избирательность и положительное влияние внимание на всякую деятельность. Таким образом можно решить вопрос о произвольном внимании, которое является планомерным контролем за действием, выполняемым на основе предварительно составленного плана, с помощью заранее установленных критериев и способов их применения. Это действие по происхождению является общественным и предполагает участие речи в его организации и в этом смысле оно свободно (произвольно) от свойств объекта и от преходящих состояний субъекта. [18]
Воображение играет огромную роль в сознательной деятельности человека, выполняя следующие функции:
1. Представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи.
2. Регулирование эмоциональных состояний.
3. Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека.
4. Формирование внутреннего плана действий - способности выполнять их в уме, манипулируя образами.
5. Планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.
Значение воображения велико, но фантазии должны иметь позитивное направление развития.
6. Обеспечивает человеку возможность правильно соотносить общие, выраженные в понятиях знания с реальными ситуациями, которые всегда индивидуальны
С помощью воображения мы можем управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его предстоящую деятельность. [15]
Мышление и речь человека, тесно взаимосвязанные между собой процессы, играющие ключевую роль в его психологической деятельности. Мышление позволяет выходить за грани представленных образов и заданных ситуаций, конструировать новые варианты применения предметов, а так же простраивать варианты развития ситуаций.
Другими словами, мышление есть процесс обобщенного и опосредствованного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях. Мышление представляет собой процесс познавательной деятельности, при котором субъект оперирует различными видами обобщений, включая образы, понятия и категории. Суть мышления – в выполнении некоторых когнитивных операций с образами во внутренней картине мира. Эти операции позволяют строить и достраивать меняющуюся модель мира. Речь в свою очередь является производным от мышления, внешнее выражение мыслительных процессов, играет роль установления контактов в социуме, позволяет социализироваться, развитие речи связано с развитием мышления. [2]


































Глава 2. Исследование психологических процессов сотрудников разных возрастных групп
2.1 Описание выборки и процесса исследования
В исследовании принимали участие сотрудники культурно-развлекательного центра «Новь». Общее количество испытуемых – 20 человек. Данная выборка была разделена на 2 группы по возрастному критерию. Испытуемые первой группы – в возрасте от 20 до 25 лет, испытуемые второй группы – в возрасте от 40 до 45 лет.
Цель проведения исследования: изучение особенностей развития психологических процессов (память, внимание, мышление) у сотрудников различных возрастных категорий. Определение влияния факторов возраста на результаты тестирования.
Время проведения исследования: первая половина рабочего дня с 10.00 до 12.00.
Исследование проводилось индивидуально с каждым испытуемым, для исследования были выбраны следующие методики: «Корректурная проба», «Память на числа». [27]
Результаты исследования представлены в таблице данных по каждой из методик. (см. Приложения)











2.2 Интерпретация результатов исследования
Полученные в ходе исследования результаты представив в процентном соотношении получим:
Таблица 1. Статистические данные по методике «Корректурная проба»
Объем внимания Высокий Средний Низкий 25% 75% 0% Концентрация внимания 45% 30% 25%
Согласно результатам исследования, более половины испытуемых имеют средний уровень объема внимания (75%), высоким объемом внимания обладают 25 % испытуемых. Представленность данных по критерию концентрации внимания имеет следующий вид: четверть респондентной группы (25%) имеют низкий уровень концентрации внимания, что выражается в большом количестве ошибок, допущенных при выполнении задания, 30% испытуемых имеют средний уровень концентрации внимания, что соответствует норме для взрослого человека (4-5 ошибок), 45% испытуемых имеют высокий уровень концентрации внимания.
Следует отметить, что норма концентрации внимания для взрослого человека равна 5 и меньше ошибкам при выполнении задания. Соответственно если количество ошибок при выполнении задания увеличивается, мы можем говорить в этом случае об уменьшении концентрации внимания.
Для анализа результатов по критерию кратковременной памяти, следует обратиться к результатам исследования по методике «Память на числа».




Таблица 2. Статистические данные по методике «Память на числа»
Объем кратковременной зрительной памяти низкий средний высокий 20% 30% 50%
Для подтверждения или опровержения гипотезы следует обратиться к рассмотрению возрастной динамики результатов исследования.
Таблица 3. Статистические данные по методике «Корректурная проба» среди испытуемых 1 и 2 групп
Группа 1 (возраст 20-25 лет) Группа 2 (возраст 40-45 лет) Объем внимания Концентрация внимания Объем внимания Концентрация внимания Выс. 50% 90% 0% 0% Сред. 50% 10% 100% 50% Низк. 0% 0% 0% 50%
Статистический анализ данных позволяет сделать вывод о том, что у испытуемых первой экспериментальной группы в возрасте от 20 до 25 лет высокие и средние показатели по объему внимания, практически у всех испытуемых (90%) высокие показатели по концентрации внимания, лишь 10% испытуемых имеет средний уровень концентрации внимания.
У испытуемых, входящих во вторую экспериментальную группу результаты исследования значительно отличаются от результатов группы 1. 100% испытуемых имеют средние показатели по объему внимания, концентрация внимания у испытуемых средняя и низкая в равной степени (50% и 50% соответственно).
Представленные данные позволяют сделать вывод о том, что испытуемые группы 1 успешнее справились с заданием и имеют более высокие показатели по критерию объема и концентрации внимания.
Возрастная динамика по методике «Память на числа» выглядит следующим образом:
Таблица 4. Статистические данные по методике «Память на числа» среди испытуемых 1 и 2 групп
Группа 1 (возраст 20-25 лет) Группа 2 (возраст 40-45 лет) Выс. 100% 0% Сред. 0% 60% Низк. 0% 40%
Среди испытуемых в возрасте 20-25 лет 100% показали высокие результаты памяти на числа, среди испытуемых в возрасте 40-45 лет, лишь 60% имеют средние показатели по уровню визуальной кратковременной памяти на числа, 40% имеют низкие показатели по данной методике.
Качественный анализ данных позволяет сделать вывод о том, что показатели по концентрации внимания, объему внимания, памяти на числа выше у испытуемых группы 1, в возрасте от 20 до 25 лет.
Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что возрастной фактор является значимым при оценке психических процессов, таких как объем и концентрация внимания, память. Данные результаты можно объяснить с помощью психофизиологической концепции, согласно которой с возрастом происходят изменения в структуре мозга, что влияет на скорость передачи нервных импульсов по цепям нейронов, подвергается изменениям химия мозга, накапливание специфических веществ и др.
Результаты обследования можно объяснить так же общей утомленностью испытуемых (40-45 лет), так как профессиональная деятельность данной группы связана с высокой загруженностью на работе (руководители среднего и высшего звена), а так же пониженной мотивацией на проведение исследования.
Испытуемые в возрасте 20 до 25 лет, составлявшие группу 1, занимают должности специалистов и рядовых исполнителей, с большим энтузиазмом принимали участие в исследовании, следовательно, мотивация у них была выше.
Перечисленные выше факторы можно отнести к побочным, повлиявших на результаты исследования, однако они не могут поставить под сомнение полученные результаты исследования.
Результат проведенного исследования подтверждают выдвинутую гипотезу полностью.

























Заключение
Таким образом, на основе проанализированного материала мы можем сделать вывод о том, что психологические процессы играют большую роль в жизни человека, как то ощущение дает нам информацию о состоянии нашего тела в пространстве, его позы, его пассивных и активных движениях, равно как и движений и отдельных частей тела относительно друг друга, дают многообразные ощущения по преимуществу от внутренних органов, от мышечной системы и суставных поверхностей и отчасти от кожи.
Внимание является планомерным контролем за действием, выполняемым на основе предварительно составленного плана, с помощью заранее установленных критериев и способов их применения, мышление и речь есть процесс обобщенного и опосредствованного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях. Мышление представляет собой процесс познавательной деятельности, при котором субъект оперирует различными видами обобщений, включая образы, понятия и категории. Речь является производным от мышления, внешнее выражение мыслительных процессов, играет роль установления контактов в социуме, позволяет социализироваться, развитие речи связано с развитием мышления.
Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что поставленная гипотеза подтвердилась. Возрастной фактор является значимым для таких психических процессов, как память и внимание, динамика развития данных процессов является нисходящей. Поставленные задачи выполнены, цель достигнута.







Литература
1. Выготский С.Л. Мышление, речь. М.: Наука, 1980
2. Выготский С.Л. Лекции по психологии. М.: Наука, 1980
3. Гальперин П.Я. К проблеме внимания. М.: Нова, 1999
4. Гиппенрайтер Ю.Б. Введение в общую психологию. СПб.: Проспект, 2005.
5. Гипенрейтер Ю.Б. Психология индивидуальных различий. СПб.: Проспект, 2000.
6. Дружинин В.Н. Когнитивная психология. М.: Лидер, 2000
7. Ковалев А.Г. Психология личности. М.: Наука, 1978
8. Корсини Р. Ауэрбах А. Психологичнская энциклопедия. СПб.: Питер, 2001
9. Краткий психологический словарь / Сост. Л.А.Карпенко; под общ. Ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.:- М.: Нова, 2000
10. Леонлтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. СПБ.: Питер, 1998
11. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Наука, 1971
12. Либин А. В. Дифференциальная психология. М.: Лидер, 2004
13. Морозов А.В. Основы психологии М.: Академический проспект, 2003
14. Немов Р.С. Психология. М.: «Лидер» 1997. – Т.1.
15. Петровский А. В. Введение в психологию. – М. «Нова», 1995.
16. Психология личности. Хрестоматия. Т.т. 1, 2. Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. М.; МГУ, 2000
17. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности, М.: Флинта, 2003
18. Рогов Е.И. Общая психология. Курс лекций. М.: Лидер, 2004.
19. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000.
20. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: «Питер», 2005
21. Солсо Р. Введение в когнитивную психологию. СПб.: Питер, 2002
22. Словарь практического психолога / Сост. Головин С. Ю. – Минск, 1997.
23. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. - М., 1966.
24. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н / Д.: Феникс, 1996
25. Суходольский Г.В. Основы математической статистики для психологов. М.: Ник, 2001
26. Хамская Е.Д. Мозг и активация. М.: Наука, 1980
27. Шапарь В.Б. Практическая психология, инструментарий. Ростнов/н Д.: Феникс, 2005
























Приложение 1 Результаты исследования по методикам «Корректурная проба» и «Память на числа»
Таблица данных по методике «Корректурная проба»
№ испытуемого, возраст Объем внимания Концентрация внимания 1. 22 г, ж 850 2 2. 20 л, ж 930 3 3. 40 л, м 670 6 4. 44 г, ж 720 5 5. 25 л, м 890 2 6. 23 г, ж 1100 3 7. 20 л, м 1350 2 8. 23 г, ж 750 2 9. 45 л, ж 820 6 10. 42 г, ж 835 6 11. 24 г, м 846 1 12. 43 г, ж 680 5 13. 44 г, ж 750 7 14. 40 л, м 749 4 15. 43 г, ж 800 6 16. 25 л, ж 1400 2 17. 24 г, ж 1520 4 18. 24 г, м 1230 2 19. 42 г, ж 850 5 20. 40 л, ж 900 5



Методика «Память на числа»
№ испытуемого Баллы 1. 22 г, ж 4 2. 20 л, ж 5 3. 40 л, м 2 4. 44 г, ж 3 5. 25 л, м 4 6. 23 г, ж 4 7. 20 л, м 4 8. 23 г, ж 5 9. 45 л, ж 3 10. 42 г, ж 3 11. 24 г, м 5 12. 43 г, ж 3 13. 44 г, ж 2 14. 40 л, м 2 15. 43 г, ж 2 16. 25 л, ж 5 17. 24 г, ж 5 18. 24 г, м 5 19. 42 г, ж 3 20. 40 л, ж 3
Дешифратор
Кол-во слов 1-4 5-6 7-8 9-12 Баллы 2 3 4 5











32

Литература
1. Выготский С.Л. Мышление, речь. М.: Наука, 1980
2. Выготский С.Л. Лекции по психологии. М.: Наука, 1980
3. Гальперин П.Я. К проблеме внимания. М.: Нова, 1999
4. Гиппенрайтер Ю.Б. Введение в общую психологию. СПб.: Проспект, 2005.
5. Гипенрейтер Ю.Б. Психология индивидуальных различий. СПб.: Проспект, 2000.
6. Дружинин В.Н. Когнитивная психология. М.: Лидер, 2000
7. Ковалев А.Г. Психология личности. М.: Наука, 1978
8. Корсини Р. Ауэрбах А. Психологичнская энциклопедия. СПб.: Питер, 2001
9. Краткий психологический словарь / Сост. Л.А.Карпенко; под общ. Ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.:- М.: Нова, 2000
10. Леонлтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. СПБ.: Питер, 1998
11. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Наука, 1971
12. Либин А. В. Дифференциальная психология. М.: Лидер, 2004
13. Морозов А.В. Основы психологии М.: Академический проспект, 2003
14. Немов Р.С. Психология. М.: «Лидер» 1997. – Т.1.
15. Петровский А. В. Введение в психологию. – М. «Нова», 1995.
16. Психология личности. Хрестоматия. Т.т. 1, 2. Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. М.; МГУ, 2000
17. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности, М.: Флинта, 2003
18. Рогов Е.И. Общая психология. Курс лекций. М.: Лидер, 2004.
19. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000.
20. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: «Питер», 2005
21. Солсо Р. Введение в когнитивную психологию. СПб.: Питер, 2002
22. Словарь практического психолога / Сост. Головин С. Ю. – Минск, 1997.
23. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. - М., 1966.
24. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н / Д.: Феникс, 1996
25. Суходольский Г.В. Основы математической статистики для психологов. М.: Ник, 2001
26. Хамская Е.Д. Мозг и активация. М.: Наука, 1980
27. Шапарь В.Б. Практическая психология, инструментарий. Ростнов/н Д.: Феникс, 2005

Вопрос-ответ:

Какие психические познавательные процессы существуют?

Психические познавательные процессы включают в себя восприятие, внимание, память, мышление и воображение.

Какое значение имеют психические познавательные процессы в познании окружающей действительности?

Психические познавательные процессы помогают человеку воспринимать информацию из окружающего мира, обрабатывать ее, сохранять в памяти, анализировать и строить представления о действительности.

Какую роль играет восприятие в познании человеком окружающей действительности?

Восприятие позволяет человеку получать информацию о мире через органы чувств. Оно помогает формировать представление о предметах, явлениях и событиях, происходящих вокруг нас.

Каково значение внимания в познании человеком окружающей действительности?

Внимание позволяет фокусироваться на определенной информации, играет роль фильтра, который помогает обработать важные данные и отделить их от неважных. Оно активно участвует в процессе сознательного восприятия и осмысления окружающего мира.

Какую функцию выполняет память в процессе познания окружающей действительности?

Память помогает сохранять и восстанавливать информацию о прошлых событиях, опыте и знаниях. Она позволяет человеку использовать накопленные знания для осмысления текущих ситуаций и принятия решений.

Какие психические процессы играют роль в познании человеком окружающей действительности?

Роль в познании человеком окружающей действительности играют такие психические процессы, как восприятие, внимание, память, мышление и воображение.

Что такое психические познавательные процессы?

Психические познавательные процессы - это сложные ментальные процессы, которые связаны с получением, обработкой и использованием информации. Они позволяют человеку познавать и понимать окружающую действительность.

В чем заключается значение психических познавательных процессов в познании окружающей действительности?

Психические познавательные процессы играют важную роль в познании окружающей действительности, так как они позволяют человеку воспринимать и анализировать информацию из окружающего мира, запоминать ее, проводить логические рассуждения и воображать.

Какие психические процессы влияют на познание окружающей действительности?

На познание окружающей действительности влияют такие психические процессы, как восприятие - позволяет воспринимать информацию о предметах и явлениях окружающего мира; внимание - помогает отделять важную информацию от неважной и сосредотачиваться на нужных объектах и явлениях; память - позволяет сохранять и вспоминать информацию; мышление - позволяет анализировать и синтезировать информацию; и воображение - помогает представлять и создавать новые образы и идеи.

Почему психические познавательные процессы важны для человека?

Психические познавательные процессы важны для человека, так как они позволяют ему воспринимать, понимать и осмысливать окружающую действительность. Они позволяют человеку получать новые знания, анализировать информацию, принимать решения и творчески мыслить.

Какие психические процессы играют роль в познании окружающей действительности?

Роль в познании окружающей действительности играют такие психические процессы как восприятие, внимание, память, мышление и воображение.