Психологические особенности дошкольного (подготовительная к школе группа) возраста

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Общая психология
  • 29 29 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 10.02.2009
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Социометрическое исследование группы
2. Проективная методика «Рисунок человека»
2. Проективная методика «Рисунок человека»
3. Наблюдение за детьми
4. Социально-психологическая характеристика
семьи Миши Семенова
Анализ особенностей и недостатков
семейного воспитания детей
5. Характеристика воспитанника
6. Тест «Палитра чувств»
7. Определение уровня внимания
8. Определение уровня интеллектуальных способностей
Выводы
Список литературы
Приложение


Фрагмент для ознакомления

Направлен на определение уровня способности действовать с заданной логикой, выявлять закомерности. Включает пять постепенно усложняющихся заданий.
Субтест 2. Рисование изображений по ассоциациям. Испытуемому необходимо закончить рисунок так, чтобы изображенное пятно стало похоже на реальный объект. Основной критерий — оригинальность. Направлен на определение гибкости мышления и способности делать аналогии.
Субтест 3. Геометрические аналогии. Ребенку предлагается пара геометрических фигур, определенным образом связанных друг с другом, а также первая из двух фигур второй пары. Задача — найти четвертую. Направлен на выявление уровня логического мышления.
Субтест 4. Выявление общих понятий. Испытуемому предлагается четыре изображения, три из которых объединены общим понятием, одно к данному понятию не относится. Это изображение надо вычеркнуть. Направлен на выявление способностей к становлению конкретных связей и зависимостей.
Субтест 5. Гибкость мышления. Испытуемому предлагаются кружки и треугольники. Необходимо дорисовать их, чтобы полученные изображения были похожи на реальные объекты. Основной критерий — оригинальность. Направлен на выявление уровня гибкости мышления.
Субтест 6. Вербальные аналогии. Необходимо дописать нужное слово во второй паре по аналогии с первой парой. Направлен на выявление особенностей понятийного вербального мышления, определение уровня логических абстракций.
Инструкция.
Перед тобой ряды геометрических фигур. Рассмотри внимательно и нарисуй вместо точек нужную фигуру. Если справился с заданиями «а», «б», «в», попробуй нарисовать недостающие фигуры в заданиях «г» и «д». Время 5 минут на все задания.
На рисунке под цифрой 2 изображены фигуры сложи формы. Попробуй дорисовать их так, чтобы каждая из них стала на что-то похожа. Постарайся увидеть и нарисовать что такое, что другие не смогли бы придумать. Время 6 минут.
Под цифрой 3 изображены квадратики с самыми разнообразными фигурками. Эти фигурки нарисованы только в трех углах квадратов, в четвертом углу тоже должна быть фигурка, но художник ее не нарисовал. Подумай, что там должно быть нарисовано и дорисуй. Время — 7 минут.
Посмотри внимательно на изображения, нарисованные под цифрой 4. В каждой строчке три изображенных предмета связаны между собой, а одно лишнее. Найди, какое изображение является лишним в каждой строчке, и вычеркни его. Время — 2 минуты.
Перед тобой кружочки и треугольники, дорисуй каждый так, чтобы он стал на что-то похож. Постарайся придумать такие изображения, которые другие не смогли бы придумать. Время — 5 минут.
(Если ребенок не умеет читать и писать или делает это плохо, задание выполняется индивидуально). Перед тобой написанные друг над другом. Например, первая пара: вверху написано «день», под ним «солнце». Какая между ними связь? Солнце светит днем. А рядом справа, вверху написано слово «ночь». Какое слово должно быть написано внизу под ним? Надо подобрать такое слово, чтобы оно относилось к слову «ночь» так же, как слово «солнце» к слову «день» [4].
Материалы для проведения группового обследования: экспериментатору — экземпляр инструкции, секундомер; детям - листы ответов (для каждого), ручка или карандаш.
Обработка результатов.
Субтест позволяет выявить уровень способности действовать в соответствии с заданной логикой, дает возможность определить у ребенка уровень способности к выявлению закономерностей. За правильное выполнение заданий а, б, в дается по 2 балла (норма для детей шести лет). Задание г оценивается в 4 (высокий уровень). Задание д — 6 баллов (очень высокий уровень способности к выявлению закономерностей для данного возраста).
С помощью данного субтеста можно определить не только способность делать аналогии, но и гибкость или инертность мышления. Если изображения, полученные из одних и тех же пятен, представляют собой близкородственные и не отличающиеся по внешнему виду предметы, но при этом для каждой группы пятен найдена своя, относительно оригинальная стратегия, — мы имеем дело с нормой (сумма баллов в этом случае от 6 до 12, за каждое изображение — 1 балл). Оригинальность большей части изображений — свидетельство высокого уровня развития этой способности (сумма баллов 13—24, за каждое оригинальное, но иногда встречающееся в рисунках других детей изображение — 2 балла). За полностью оригинальное, не повторяющееся в рисунках других детей изображение — 3 балла. Сумма баллов от 30 до 36 — очень высокий уровень развития данной способности.
Изучение логического мышления, выявление уровня развития операций сравнения и обобщения. За каждое правильно выполненное задание — 3 балла. Верное решение трех-четырех заданий (9 - 12 баллов) — норма для детей 6 лет; 5—6 заданий (15—18 баллов) — высокий уровень; 7 правильно выполненных заданий (21 балл) — очень высокий уровень.
Определение способностей к установлению конкретных связей и зависимостей, выявлению общих признаков различных объектов. Это служит основой умения классифицировать предметы и явления. Верное выполнение двух заданий — норма для ребенка 6 лет (2 балла). Три задания — высокий уровень (3 балла) и четыре задания — очень высокий уровень (4 балла).
Определение уровня гибкости мышления, способности делать аналогии. За часто встречающиеся в рисунках других детей изображения — 1 балл; относительно редко встречающиеся изображения — по 2 балла; оригинальные, не встречающиеся в рисунках других детей изображения — 3 балла. По сумме баллов норма — 10—15 баллов, высокий уровень — 20—40 баллов, очень высокий уровень — 50—60 баллов.
Определение способностей к установлению логических связей и отношений между понятиями. Выявление особенностей вербального понятийного мышления, определение уровня логических абстракций. За каждое правильно выполненное задание группы а — 2 балла; группы б — 3 балла. По сумме баллов: 6 — норма для детей шести лет, 10 — высокий уровень, 15 баллов — очень высокий уровень.
Интерпретация результатов

Имя Баллы за субтест 1 Баллы за суб-
тест 2 Баллы за субтест
3 Баллы за субтест 4 Баллы за субтест 5 Баллы за субтест 6 Уровень развития Денис 4 15 17 3 42 12 Выше нормы Настя 3 12 16 3 33 11 Выше нормы Дима 2 16 18 2 30 13 Выше нормы Катя 3 12 19 3 25 12 Выше нормы Ярик 2 14 12 4 13 10 В норме Илья 3 11 15 3 21 6 В норме Костя 4 12 10 3 19 8 В норме Алина 3 13 11 3 25 12 Выше нормы Полина 2 12 16 2 19 5 В норме Кристина 3 15 18 3 15 13 В норме Женя 3 14 15 3 13 11 В норме Миша 2 13 16 4 18 9 Выше нормы Света 3 15 18 3 12 12 Выше нормы Анжели-ка 2 13 12 4 24 10 Выше нормы Влада 2 12 14 3 17 7 В норме Вадим 3 14 12 3 21 11 Выше нормы Паша 4 14 16 3 36 13 Выше нормы
Итак, интерпретируя полученные результаты, мы выяснили, что развитие всех детей находится в пределах нормы, у многих детей интеллектуальные способности по некоторым показателям даже несколько выше нормы.
Выводы

Начальный период обучения, вызывающий перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка достаточно труден для детей, поступающих в школу. Наблюдения педагогов и психологов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые особенно трудно адаптируются к новым условиям, не справляются с режимом и программой школы [5].
Эти дети вызывают беспокойство учителей, из них формируются в дальнейшем группы отстающих и второгодников. С целью выявления таких детей и своевременного прогнозирования дальнейшей индивидуальной работы с ними при поступлении в школу целесообразно определение «школьной зрелости» [6].
Мы выяснили, что у детей разный уровень внимания. Самым высоким уровнем внимания обладают Катя, Дима, Алина и Света. Эти дети правильно раскрасили все представленные на листочке фигурки. Самый низкий уровень внимания был выявлен у Ярика. Также он низок у Полины и Кристины. У остальных ребят уровень внимания находится в норме.
Также мы выяснили, что развитие всех детей находится в пределах нормы, у многих детей интеллектуальные способности по некоторым показателям даже несколько выше нормы.
Безоговорочными лидерами в группе являются Миша, Света и Илья. Их выбрало по 5 участников группы. К сожалению, в группе 3 «отверженных», которых никто не выбрал – Анжелика, Настя и Дима.
Список литературы

Айзман Р.И., Жарова Г.Н. Подготовка ребенка к школе. – Москва, 1991.
Барташникова И.А. Учись играя: тренировка интеллекта: игры и тесты для детей 5-7 лет. - Харьков: Фолио, 1997.
Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. – М.: Педагогика, 1988.
Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. – Самара: «БАХРА-М», 2000.
Рисуночные тесты: альманах психологических тестов / сост. и общ. ред. Р. Р. Римской, С. А. Римского. – М.: КСП, 1997.
Туник Е.Е. Диагностика творческого мышления: креативные тесты. – М.: Чистые пруды, 2006.
Чередникова Т.В. Проверьте развитие ребенка: 105 психологических тестов. - СПб: Речь, 2004.
Шапарь В.Б. Практическая психология. Проективные методики. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
www.adalin.ru
www.child-psy.ru

Приложение 1

 
  Любовь  

  Ненависть  

  Счастье  

  Грусть  

  Злость  

  Страх  

  Одиночество  

  Вина  


Приложение 2















2



12

6

13

2

14

3

9

11

7

4

15

8

10

1

5

16

17

Список литературы

1.Айзман Р.И., Жарова Г.Н. Подготовка ребенка к школе. – Москва, 1991.
2.Барташникова И.А. Учись играя: тренировка интеллекта: игры и тесты для детей 5-7 лет. - Харьков: Фолио, 1997.
3.Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. – М.: Педагогика, 1988.
4.Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. – Самара: «БАХРА-М», 2000.
5.Рисуночные тесты: альманах психологических тестов / сост. и общ. ред. Р. Р. Римской, С. А. Римского. – М.: КСП, 1997.
6.Туник Е.Е. Диагностика творческого мышления: креативные тесты. – М.: Чистые пруды, 2006.
7.Чередникова Т.В. Проверьте развитие ребенка: 105 психологических тестов. - СПб: Речь, 2004.
8.Шапарь В.Б. Практическая психология. Проективные методики. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
9.www.adalin.ru
10.www.child-psy.ru

Вопрос-ответ:

Какие психологические особенности характерны для детей дошкольного возраста?

Дети дошкольного возраста находятся на стадии активного развития своей личности. В этом возрасте формируются базовые психологические функции, такие как внимание, память, мышление. Дети развивают свое воображение, становятся более самостоятельными и начинают формировать свои социальные навыки.

Что такое социометрическое исследование группы?

Социометрическое исследование группы - это метод изучения взаимоотношений между участниками группы. Цель такого исследования - определить степень взаимоприятия и привлекательности членов группы для других членов. Методика социометрии позволяет выявить лидеров и изолированных участников группы, а также оценить общую динамику взаимоотношений.

Что представляет собой проективная методика "Рисунок человека"?

Проективная методика "Рисунок человека" представляет собой задание ребенку нарисовать человечка. Через этот рисунок психолог анализирует подсознательные мотивы, эмоции и желания ребенка. Разные детали рисунка (например, размеры, пропорции, размещение на листе) могут указывать на определенные психологические особенности ребенка и его эмоциональное состояние.

Зачем проводить наблюдение за детьми в дошкольной группе?

Наблюдение за детьми в дошкольной группе позволяет психологу и педагогу получить полную картину развития каждого ребенка и группы в целом. В процессе наблюдения можно выявить особенности поведения, коммуникативные навыки, уровень развития когнитивных функций и прочие аспекты, которые помогут определить, как подходить к каждому ребенку индивидуально и эффективно организовать образовательный процесс.

Какие психологические особенности имеет дошкольная подготовительная к школе группа возраста?

Дошкольная подготовительная к школе группа возраста характеризуется определенными психологическими особенностями. В этом возрасте дети активно развиваются физически и психически, что влияет на их поведение, восприятие, мышление и эмоциональную сферу. Они становятся более самостоятельными, интересуются различными вещами и начинают осознавать себя как членов общества.

Как проводится социометрическое исследование в группе дошкольников?

Социометрическое исследование в группе дошкольников проводится для изучения социальной структуры группы, определения статусов и ролей каждого ребенка. Обычно детям предлагается заполнить анкету, в которой они выбирают своих наиболее и наименее популярных товарищей. Анализ результатов позволяет выявить лидеров, изолированные дети, конфликты и другие аспекты детской социальной жизни.

Какая проективная методика используется для изучения психологических особенностей детей?

Для изучения психологических особенностей детей, часто используется проективная методика рисунок человека. Эта методика позволяет получить информацию о детском восприятии себя, других людей, своих желаниях, эмоциях и отношении к окружающему миру. Ребенок рисует себя и других людей, что позволяет психологу получить представление о его эмоциональном состоянии, уровне развития и общении.

Какая информация может быть получена при наблюдении за детьми в подготовительной к школе группе?

Наблюдение за детьми в подготовительной к школе группе позволяет получить ценную информацию о их поведении, взаимодействии друг с другом и с окружающим миром. Психолог может наблюдать, как дети играют, коммуницируют, решают проблемы, проявляют себя в различных ситуациях. Это позволяет лучше понять их потребности, интересы, темперамент и уровень развития.

Какие психологические особенности характерны для детей дошкольного возраста?

Дети дошкольного возраста находятся на стадии интенсивного развития. Они активно познают окружающий мир, учатся общаться и осваивают базовые навыки. У них еще не сформированы некоторые психические процессы, такие как абстрактное мышление и логическое мышление. Дети дошкольного возраста также характеризуются высокой эмоциональностью и чувствительностью.

Как проходит социометрическое исследование группы дошкольников?

Социометрическое исследование группы дошкольников позволяет выявить социальные связи между ними и определить популярность каждого ребенка в группе. В ходе исследования детям предлагается выбрать нескольких своих товарищей или друзей, что позволяет определить, с кем они чувствуют себя комфортно и кого они предпочитают.

Какой результат дает проективная методика "Рисунок человека" для детей дошкольного возраста?

Проективная методика "Рисунок человека" для детей дошкольного возраста позволяет изучить их эмоциональное и психологическое состояние. Исследователь просит детей нарисовать человека и затем анализирует особенности рисунка, такие как размеры, детали, цвета и положение на листе. Это помогает раскрыть их внутренний мир и проблемы, которые они могут испытывать.