Изучение личности преступника для организации индивидуально-профилактической работы
Заказать уникальную курсовую работу- 63 63 страницы
- 27 + 27 источников
- Добавлена 02.03.2010
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения характера и волевой сферы подростков в работах отечественных и зарубежных ученых
1.1. Анализ основных направлений изучения характера и волевой сферы подростков в отечественной психологической науке
1.2. Анализ основных направлений изучения характера и волевой сферы подростков в зарубежной психологической науке
1.3. Волевая сфера подростка и половые особенности волевых проявлений
Выводы
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование половых различий в характере подростка
2.1. Процедура исследования
2.2. Результаты исследования
2.3. Обсуждение результатов
Заключение
Список литературы
Приложения
д.); волевые качества (настойчивость, решительность, неорганизованность, способность подчинять себе других или легко поддаться чужому влиянию и др.), потребности и интересы (в самоактуализации, в признании и одобрении, в защите от страха и неустроенности, гипертрофированные физиологические потребности, склонности к чтению, занятию спортом, техническому творчеству и т.д.); особые наклонности и привычки антиобщественного характера (к употреблению спиртных напитков или наркотиков, азартным играм, развратному образу жизни, агрессивно-конфликтному поведению и т.д.); признаки преступного опыта (особые навыки подготовки, совершения и сокрытия преступлений, знание обычаев и нравов криминальной среды, осведомленность о методах оперативно-розыскной деятельности и т.п.); заболевания и физиологические особенности (алкоголизм, наркомания, психопатия, туберкулез, венерические болезни, ВИЧ-инфекция, отклонения в сексуальной сфере). 5. Об условиях жизни, работы и ближайшем окружения (характеристика членов семьи, сложившихся семейно-бытовых отношений, жилищные условия, месторасположение работы и морально-психологический климат в трудовом коллективе, материальная обеспеченность, круг общения в сфере досуга, кто в ближайшем окружении пользуется авторитетом, оказывает негативное либо позитивное влияние и т.п.). Помимо упоминавшихся источников информации (уголовные дела и др.) для изучения личности правонарушителей, подвергающихся индивидуально-профилактическому воздействию, используются материалы об отказе в возбуждении уголовных дел, об административных и иных правонарушениях. При необходимости запрашиваются сведения с места работы и жительства, проводятся беседы с членами семьи правонарушителя, родственниками, соседями, сослуживцами. Оценка условий формирования, свойств и проявлений личности преступника в их совокупности служит основой для прогнозирования индивидуального преступного поведения. Так же, как и при прогнозировании преступности, данный вид криминологического предвидения имеет вероятностный характер. Результатом индивидуального прогноза является предположение о той или иной степени вероятности совершения преступления конкретным лицом. Прогнозы индивидуального преступного поведения помогают определить круг лиц, в отношении которых требуется принятие мер предупреждения преступлений. Иными словами, с их помощью определяются криминологические основания для данного вида деятельности, ее направленность и содержание. Причем это касается лишь мер предупреждения, связанных с воспитательными воздействиями, оказанием социальной помощи и т.п. Какие-либо правовые ограничения, принудительные действия на основании одних лишь индивидуальных криминологических прогнозов осуществляться, разумеется, не могут. Наряду с простейшими — интуитивными прогнозами предпринимаются попытки предвидения возможности совершения преступлений конкретными лицами на базе разного рода математических моделей, таблиц или матриц факторов так называемых групп риска. При этом используются балльные оценки признаков личности и среды, возможности метода распознавания образов и другие исследовательские приемы. Более надежные результаты удается получить при определении степени вероятности возврата на преступный путь ранее судимых лиц; прогноз первичного преступного поведения намного сложнее и не столь точен. При прогнозировании преступного поведения используются классификации (типологии) личности преступника. Так, вероятность совершения преступлений лицами последовательно-криминального типа практически стопроцентная (другое дело, что они далеко не всегда могут быть изобличены). Прогнозировать поведение лиц, относящихся к ситуативному, а тем более случайному типу преступников значительно труднее. Преступники ситуативно-криминального типа занимают в данном отношении как бы промежуточное положение. Сложность, однако, состоит в том, что отнесение преступника к той или иной классификационной группе — дело весьма непростое. В целом проблема прогнозирования индивидуального преступного поведения еще нуждается в основательной разработке с привлечением достижений психологии, других наук. В частности, актуальной задачей является создание компактной модели прогноза, разработка пригодных для практики правил, процедур, способов ее применения.3.2 Особенности индивидуальной профилактики преступниковИндивидуальное предупреждение преступлений (индивидуальная профилактика) - это деятельность государственных и негосударственных органов, организаций и их представителей по выявлению лиц, от которых, судя по их поведению, можно ожидать совершения преступления, оказанию воздействия на них и окружающую их среду с целью позитивной коррекции поведения этих лиц, ликвидации либо нейтрализации криминогенных факторов, действующих в данной среде. Проведение индивидуального предупреждения преступлений связано с преодолением серьезных трудностей, многие из которых порождены особенностями современной ситуации. Основными из этих особенностей являются следующие: - ранее существовавшая система негосударственных субъектов индивидуальной профилактики (добровольные народные дружины, товарищеские суды, домовые комитеты и т.п.) практически распалась; - количество общественных помощников органов внутренних дел в проведении индивидуальной профилактической работы (в том числе общественных воспитателей) резко сократилось либо их не стало вообще (шефы, наставники, члены комсомольских оперативных отрядов); - значительно снизились возможности органов внутренних дел в оказании профилактируемым лицам помощи в бытовом и трудовом устройстве, в ресоциализации лиц, освобожденных из мест лишения свободы; - из-за увеличения числа безработных, бедствующих слоев населения резко возросло количество маргинальных элементов (бродяг, попрошаек и просто нищих), слабо поддающихся индивидуально-профилактическому воздействию, пополняющих ряды преступников; - отсутствие уверенности в завтрашнем дне, в перспективе социального благополучия осложняет отношения во многих семьях, способствует бытовым конфликтам, отрицательно влияет на воспитание детей, порой перечеркивает все усилия индивидуально-профилактического воздействия; - ликвидация одних (ЛТП) и попытки реорганизации других (спецприемников, приемников-распределителей для несовершеннолетних, мест изоляции маргинальных элементов и правонарушителей) резко снизили возможности применения мер принуждения к лицам, на которых убеждение и оказание помощи не действуют. Все это заставляет искать новые формы и методы индивидуально-профилактического воздействия, принимать меры по восстановлению в преобразованном виде системы субъектов и мер индивидуальной профилактики. При этом необходимо иметь в виду, что определение круга лиц, требующих профилактического воздействия, при отсутствии законных оснований может повлечь за собой произвольные решения, а тем самым - ущемление прав граждан. Применительно к индивидуальной профилактической работе правоохранительных органов такие основания - это прежде всего факты противоправного поведения конкретных лиц. Именно они дают право поставить лицо на профилактический учет, влекущий за собой определенное ограничение его прав и свобод. Поэтому категории этих лиц и виды их антиобщественного поведения специально установлены в законодательных и нормативных актах, что определяет пределы индивидуальной профилактической работы правоохранительных органов. К категориям лиц, к которым могут применяться меры индивидуальной профилактики преступлений, отнесены: - лица, в отношении которых осуществляется контроль за соблюдением установленных для них в соответствии с законом ограничений (условно осужденные; осужденные к мерам, не связанным с лишением свободы, или к принудительным мерам воспитательного воздействия; освобожденные из мест лишения свободы после отбытия наказания за тяжкие или особо тяжкие преступления либо имеющие две и более судимости за совершение преступлений средней тяжести, а также подпадающие под действие Положения об административном надзоре и состоящие под таким надзором; - освобожденные из специальных учебных или лечебно-воспитательных учреждений; несовершеннолетние правонарушители, состоящие на учете в подразделениях по предупреждению правонарушений несовершеннолетних);- лица с устойчивым противоправным поведением (неоднократно и грубо нарушающие общественный порядок; систематически потребляющие наркотические или другие одурманивающие средства без назначения врача; - злоупотребляющие алкоголем, поведение которых представляет опасность для окружающих, вследствие чего к ним применялись меры административного воздействия; грубо нарушающие обязанности по воспитанию детей и своим поведением вовлекающие их в совершение правонарушений или способствующие этому); - лица, привлекаемые к ответственности за совершение преступлений, а также являющиеся подозреваемыми или обвиняемыми в совершении преступлений (в период расследования) либо в отношении которых уголовное дело прекращено по нереабилитирующим обстоятельствам, а равно лица, в отношении которых в возбуждении уголовного дела отказано по этим же основаниям. Индивидуальная профилактическая работа проводится также с лицами, являющимися потенциальными и реальными жертвами преступлений вследствие своего поведения, образа жизни, физических или психических особенностей, социально-ролевых установок. В отношении всех этих лиц меры индивидуальной профилактики играют роль социального инструмента, призванного нейтрализовать или устранить негативные черты личности и ее антиобщественное поведение. Когда же речь идет о профилактическом воздействии на конкретную социальную среду личности, то подразумеваются нейтрализация либо устранение внешних негативных элементов материального и духовного порядка, которые деформируют личность (неблагоприятные материальные и бытовые условия жизни индивида, влияние нравственно неблагополучной микросреды, отрицательные межличностные отношения и др.). Личность - главное звено в цепочке причин преступного поведения. Именно через нее в результате взаимодействия "преломляется" влияние криминогенной среды. На личность поэтому в первую очередь и должно направляться профилактическое воздействие. Конкретизация этого воздействия требует внимания к следующим основным характеристикам личности: - антиобщественное поведение и образ жизни лица, совершение преступлений которым достаточно вероятно; - социальные и демографические элементы структуры личности, отражающие и одновременно определяющие ее негативное поведение (антиобщественную направленность); - социально значимые психофизические особенности в меру их подверженности исправлению, изменению, лечению. Здесь имеются в виду особенности личности, которые сами по себе, возможно, не имеют криминогенного значения, но в конкретной неблагополучной для личности жизненной ситуации могут сыграть роль побудительной силы к совершению преступления (аномалии в психике, не исключающие вменяемости, в сексуальном поведении и т.п.); - условия неблагоприятного формирования личности и криминогенного влияния на нее в семье, бытовом окружении, в сферах труда, учебы, досуга, в иных микросоциальных группах; - неблагополучные условия индивидуального бытия и иные длительно действующие обстоятельства, определяющие криминальную ситуацию и облегчающие совершение преступления; - элементы неблагоприятной жизненной ситуации, которые имеют криминогенный характер и существуют достаточно продолжительное время, чем определяется возможность их выявления и воздействия на них. Целью индивидуальной профилактики является позитивная коррекция личности, влекущая изменение ее поведения - от антиобщественного к законопослушному. Достижение этой цели требует последовательного решения следующих конкретных задач: - выявление лиц, поведение которых свидетельствует о реальной возможности совершения ими преступлений; - изучение этих лиц и источников отрицательного воздействия на них; прогнозирование индивидуального поведения; - постановка лиц на профилактический учет; планирование мер индивидуальной профилактики; - непосредственное профилактическое воздействие; контроль за поведением и образом жизни лиц, поставленных на учет; систематическая проверка результатов проведенных профилактических мероприятий. Решение этих задач возложено на субъектов, которым законодательно или нормативно предписывается проведение индивидуального предупреждения (профилактики) преступлений в отношении указанных категорий граждан. К таким субъектам относятся службы, подразделения и учреждения следующих федеральных ведомств Российской Федерации: Генеральной прокуратуры, Министерства внутренних дел, Министерства юстиции, Федеральной службы безопасности, госкомитета по противодействию незаконному обороту наркотиков, Государственного таможенного комитета. Однако основной объем этой работы осуществляют органы внутренних дел во взаимодействии с другими правоохранительными органами и с общественными организациями правоохранительной направленности.ЗаключениеЛичность преступника — совокупность социально-психологических свойств и качеств человека, являющихся причинами и условиями совершения преступлений.Личность преступника отличается от личности законопослушного человека общественной опасностью, ей присущи преступные потребности и мотивации, эмоционально-волевые деформации и негативные социальные интересы. Проблема личности преступника является одной из центральных для наук, связанных с преступностью, и прежде всего для криминологии.Общественная опасность личности формируется обычно ещё до момента совершения преступления. Этот процесс находит выражение в дисциплинарных и административных правонарушениях, аморальных поступках. Однако в криминологии момент качественного перехода от личности, обладающей социально опасными качествами, к личности преступника связывается с моментом совершения лицом преступления. Одни криминологи говорят, что о существовании личности преступника можно говорить лишь в определённых законом временных границах: от вступления в законную силу обвинительного приговора суда и до отбытия наказания и погашения судимости. Другие указывают, что, в отличие от уголовно-исполнительной системы, криминолог должен рассматривать не только осуждённых, но и фактических преступников, поскольку самые опытные и опасные преступники нередко уходят от уголовной ответственности; не принимать их в рассмотрение — это значит не увидеть существенного пласта криминальной мотивации. В любом случае, современная наука считает, что наличие у человека социально опасных качеств не даёт оснований для «опережающего» обращения с ним как с преступником.Криминология изучает социально-демографические, социально-ролевые и нравственно-психологические характеристики личности преступника. Кроме того, ключевым для данной темы и для криминологии в целом является вопрос о том, какую природу имеет преступное поведение человека: биологическую или социальную.Отдельные характеристики личности преступника (в первую очередь возраст и состояние психики, определяющее вменяемость) одновременно являются признаками субъекта преступления, без установления которых лицо нельзя привлечь к уголовной ответственности. Кроме того, характеристики личности преступника должны оцениваться судом при назначении уголовного наказания. Тем не менее, отмечается, что содержание понятия «личность преступника» значительно шире, оно далеко не исчерпывается признаками, специфичными для уголовного права. Личность преступника является предметом комплексного изучения и рассмотрения специалистами различных отраслей знаний (криминологии, социологии, психологии, психиатрии и т. д.).Список использованной литературыАванесов Г.А. Теория и методология криминологического прогнозирования. М.1999Актуальные проблемы борьбы с преступностью в Сибирском регионе. Мат. науч.практ. конф. Красноярск, 2008.Вермеш Миклош. Основное проблемы криминологии/Пер, с венг. М., 2004.Волков Б.С. Детерминистическая природа преступного поведения, Казань, 1998.Воронин Ю.А. Типология личности преступника. Дис. канд. юрид. наук. Свердловск, 2003.Гуров А.Л. Профессиональная преступность: прошлое и современность. М., 2001.Жалинский А.Э. Условия эффективности профилактики преступления. М., 2005,Комплексное изучение системы воздействия на преступность Под ред. П.П. Осипова. Л., 1999.
2.Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академия, 1999. - 672 с.
3.Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. МГУ, 1990
4.Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: в 2т. – М., Педагогика, 1980— 610 с.
5.Большунова Н.Я. Развитие субъектности в юношеском возрасте / Н.Я. Большунова // Проблемы психологии мотивации: сборник научных трудов по материалам научно-практической конференции. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2005 – с. 16 – 19.
6.Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке // Сознание личности в кризисном обществе. - М., 1995. - С. 28—41.
Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. // Вопр. психол. – 1979. – №2, №4
7.Волынская Л. Б. Личностная адаптация: типология и направления решений. // «Обсерватория культуры». М., 2007, №6 - 24 с.
8.Выготский Л. С. Психология - М.: Педагогика, 2000 - 368 с.
9.Григорьева, М.В. Психология взаимодействий школьника и образовательной среды / М.В. Григорьева. – Саратов: Приволжское издательство, 2009. – 175 с.
10. Ключко, О. И. Гендерная педагогика и психология: учеб. пособие / И. В. Галанова, Ж. В. Коробанова, О. И. Ключко, Н. Ф. Сухарева, А. Н. Яшкова / под ред. О. И. Ключко. – Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2005. – 156 с
10.Кон И. С. Психология старшеклассника - М: Педагогика,1980. - 311 с.
11.Кулагина И.Ю. Возрастная психология – М: УРАО, 1998, - 176 с.
12.Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М., 1984.- с. 296
13.Личко Е. Акцентуаций характера и психопатии у подростков - М.: Педагогика, 1999. - 512 с.
14.Моросанова В.И. Стиль саморегуляции поведения (ССПМ): Руководство. – М. Когито – Центр, 2004
15.Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 5-е изд., стереотип. - М.: Наука, 2000. – 203 с.
16.Мясищев В.Н. Психология отношений. // Избранные псих. тр. /Под ред. А.А.Бодалева, М.:Воронеж, 1995, с.201-215
17.Надолинская Л.Н. Влияние гендерных стереотипов на воспитание и образование / Педагогика. Москва. 2004, № 5.
18.Пиаже Ж. Теория Пиаже. // История зарубежной психологии. 30-е – 60-е годы XX века. – М., 1986.
19.Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб: Питер, 2000.- 735 с.
20.Рубинштейн Л. С. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2002 — 720 с.
21.Солдатова Е.Л. Структура и динамика нормативного кризиса перехода к взрослости. Монография. Челябинск, изд-во ЮУрГУ, 2007. 221с.
22.Филатова А.Ф. Идеи К.Д.Ушинского в современных подходах формирования характера детей и подростков//Педагогические идеи К.Д.Ушинского и модернизация современного начального образования (к 180-летию К.Д.Ушинского (1824-1870)): Материалы межвузовской научно-практической конференции. М., 2004. С.152-153.
23.Филатова А.Ф. Половые различия в становлении характера подростка: концепция, эксперимент, практика. Омск: ОмГПУ, 2009. 256 с.
24.Чумаков М.В. Диагностика волевых особенностей личности // Вопросы психологии.- 2006.- №1.- С.169-178.
25.Щукина М.А. Особенности развития субъективности личности в подростковом возрасте: Автореферат канд. псих. Наук. – СПб, 2004. – 24 с.
26.Эльконин Б.Д. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений.. - М.: Академия, 2001.- 288 с.
27.Юдин В.В. Образовательный результат: от компетенций до личности / В.В. Юдин // «Образование и наука»: Известия уральского отделения Российской академии образования. – 2008. – № 4 (52). – С. 13 - 24.
Вопрос-ответ:
Какие основные направления изучения характера и волевой сферы подростков указывают отечественные ученые?
Отчественные ученые выделяют несколько основных направлений изучения характера и волевой сферы подростков. Одно из них - изучение особенностей характера и волевой сферы подростков в зависимости от возраста и пола. Исследователи также интересуются влиянием семьи, общественной среды и школы на формирование личности подростка. Кроме того, отечественные ученые изучают связь между характером и волевой сферой подростка и проявлениями агрессии и насилия.
Какие основные направления изучения характера и волевой сферы подростков указывают зарубежные ученые?
Зарубежные ученые также выделяют несколько основных направлений изучения характера и волевой сферы подростков. Одно из таких направлений - изучение связи между характером подростка и его поведением в онлайн-среде. Исследователи также интересуются взаимосвязью между характером и волевой сферой подростка и его успешностью в достижении учебных и карьерных целей. Кроме того, зарубежные ученые исследуют влияние средств массовой информации и общественной культуры на формирование личности подростков.
Какие половые особенности волевых проявлений выделяются волевой сферы подростков?
Волевая сфера подростка имеет свои половые особенности. Исследования показывают, что у девочек волевые проявления чаще связаны с внутренним миром и эмоциональными состояниями, а у мальчиков - с внешним поведением и проявлениями агрессии. У девочек также чаще наблюдается склонность к самокритике и переживанию, в то время как у мальчиков - более выраженная уверенность в себе и стремление к доминированию.
Какое значение имеет изучение характера и волевой сферы подростков?
Изучение характера и волевой сферы подростков имеет большое значение для организации индивидуально профилактической работы, так как позволяет выявить особенности личности и предотвратить возможные проблемы и преступные поступки.
Какие основные направления изучения характера и волевой сферы подростков есть в отечественной психологической науке?
В отечественной психологической науке основными направлениями изучения характера и волевой сферы подростков являются анализ личностных особенностей, исследование морально-этических аспектов, анализ социальной сферы и влияния образования на формирование личности.
Какие основные направления изучения характера и волевой сферы подростков есть в зарубежной психологической науке?
В зарубежной психологической науке основными направлениями изучения характера и волевой сферы подростков являются изучение психологических механизмов принятия решений, исследование психологической устойчивости, анализ влияния окружающей среды и образовательной системы на развитие личности.
Как волевая сфера подростка связана с половыми особенностями его волевых проявлений?
Волевая сфера подростка связана с половыми особенностями его волевых проявлений, так как гормональные изменения и социокультурные нормы могут влиять на проявление силы воли, настойчивости и решительности у подростков разного пола.
Какие цели преследуются в изучении характера и волевой сферы подростков?
В изучении характера и волевой сферы подростков преследуются цели сформировать представление о типологии характеров и волевых качеств, определить особенности развития этих сфер у подростков, выявить факторы, влияющие на формирование характера и воли, и разработать методы и подходы к формированию и развитию этих личностных качеств.
Какие основные направления изучения характера и волевой сферы подростков в отечественной психологической науке?
В отечественной психологической науке основные направления изучения характера и волевой сферы подростков включают исследование влияния семейной среды, педагогического воздействия, социального окружения и генетических факторов на формирование характера и волевой сферы у подростков.
Какие основные направления изучения характера и волевой сферы подростков в зарубежной психологической науке?
Зарубежная психологическая наука также занимается изучением характера и волевой сферы подростков. В основных направлениях изучения рассматриваются такие аспекты, как саморегуляция, эмоциональная стабильность, социальная адаптация и психологическое благополучие подростков.
Как связана волевая сфера подростка с половыми особенностями волевых проявлений?
Волевая сфера подростка и половые особенности волевых проявлений имеют некоторую связь. Например, исследования показывают, что мальчики чаще проявляют силу воли в физических упражнениях, а девочки более предпочитают волеустойчивость в сфере образования и самоорганизации.