Российская Академия художеств как научный и методический центр Художественного образования

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История искусств
  • 36 36 страниц
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 31.01.2009
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение
Глава 1. История Российской академии художеств.
1.1.История развития академического образования в мире и создание Российской академии художеств
1.2.Структура художественного образования в Российской Академии художеств в XVIII – середине XIX века. Формирование лучших традиций художественного образования
Глава 2. Российская Академия художеств в XX веке. Проблемы современного художественного образования и основные концепции.
2.1.История развития основных учебных и научных подразделений Академии художеств
2.2.Проблемы современного художественного образования. Роль Академии художеств в их решении
Заключение
Список литературы
Приложения
Фрагмент для ознакомления

Его история начинается в 1974 году, когда в связи со столетним юбилеем Сергея Коненкова в его бывшей мастерской по распоряжению правительства был открыт музей. Постоянная экспозиция Мемориального музея-мастерской С.Т. Коненкова является на сегодняшний день самым крупным и значительным собранием работ мастера, наиболее полно и равномерно отражает все этапы творческой биографии величайшего русского скульптора ХХ века (Светлана Боброва. Журнал «Декоративное искусство» № 3, 2004).
В Москве открыто два музея Академии - Музей современного искусства на Петровке и Галерея искусств Зураба Церетели на Пречистенке.
Поистине уникален Научно-Исследовательский музей Российской Академии художеств. Собрания музея и его филиалов включают редчайшие экспонаты. Это и шедевры русского и западноевропейского искусства XVII - XX веков, коллекция архитектурных моделей (модель Смольного собора архитектора В.Растрелли, модель здания Академии художеств в Петербурге по проекту А. Кокоринова и Ж.Б. Вален - Деламота, собора Исаакия Далматского в Петербурге архитектора Ринальди, Троицкого собора Александро-Невского монастыря в Петербурге по проекту И. Старова и др.), замечательные полотна русской и западноевропейской живописи - А.Антропова, И. Аскназия, И. Крамского, В. Тропинина, Н. Уткина, Ф. Бруни, К. Брюллова, В. Поленова, Н. Ге, А. Лосенко, Л. Лагорио, И. Мясоедова, В. Сверчкова, А. Рябушкина, И. Ланского, К. Савицкого, Н. Фешина, В. Савинского, Б. Венига, Б. Виллевальде, П. Шиндлера, гравюры, скульптурные произведения, интереснейшие произведения современного искусства. Богатство и разнообразие коллекций музея во многом определилось благодаря его существованию в структуре Академии художеств в Санкт-Петербурге, которая являлась и по сей день является центральным учреждением в области изобразительного искусства и архитектуры и уникальным учебным заведением. В Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств хранится одно из наиболее значительных архитектурных собраний мира. Около полусотни тысяч единиц хранения представляют материалы по русской и западноевропейской архитектуре, охватывающие огромный период от античности до XX века. Музей Академии художеств обладает одним из крупнейших в России собранием академического учебного рисунка XVIII - XX вв. Его основу составляют штудии, выполненные воспитанниками и выпускниками Академии с гипсовых слепков и с натуры, копии с выдающихся произведений изобразительного искусства и самостоятельные композиции. На примере этой уникальной коллекции можно подробно проследить путь развития отечественной художественной школы со времени основания Академии в середине XVIII века и до наших дней. Многие экспонаты Музея часто выставляются на престижных зарубежных выставках. Это способствует повышению авторитета Академии художеств и российского художественного образования и искусства в целом.
Постоянные экспозиции Научно-исследовательского музея развернуты в трех этажах «циркуля» - внутреннего концентрического корпуса здания Академии. Первый этаж занят отделом слепков, представляющим шедевры античной скульптуры, а также модели архитектурных памятников античности, выполненные в XVIII веке из пробки в мастерской римского модельщика и скульптора  Кики. Коллекция не имеет себе равных по полноте и художественной ценности: многие из собранных здесь слепков отформованы непосредственно с оригиналов еще в XVIII-XIX вв. Во втором этаже расположена экспозиция, посвященная истории русской художественной школы. Экспонатами отдела являются, в основном, работы, которые выполнялись в процессе обучения и программы (дипломы), создававшиеся учениками Академии при окончании курса по живописи, скульптуре, архитектуре или графике. Кроме того, здесь представлены произведения, за которые художники были удостоены академических званий, а также портреты исторических лиц, связанных своей деятельностью с Академией художеств. В экспозиции представлены работы живописцев: Лосенко,  Боровиковского,    Брюллова, П.П. Чистякова,   Кустодиева,  Бродского; граверов:      А.П. Остроумовой-Лебедевой,   скульпторов: Шубина,  Козловского,  Щедрина,  Прокофьева,  Антокольского и многих других мастеров. Размещенная в третьем этаже экспозиция «Архитектура Петербурга XVIII-XIX вв. в моделях, рисунках и чертежах», знакомит с работами выдающихся зодчих прошлого. В Парадных залах, расположенных вдоль Невского фасада здания Академии художеств экспонируются исполненные в XIX веке копии произведений итальянских мастеров XVI-XVIII вв. В Парадных залах регулярно проводятся выставки произведений отечественных и зарубежных мастеров изобразительного искусства (материалы с официального сайта Музея Российской Академии художеств).
Музей Академии художеств всегда вел активную выставочную деятельность, привлекая просвещенную публику и представителей всех сословий общества. За время своего существования Музей Академии художеств сосредоточил в своих стенах ценнейшую коллекцию западноевропейской и русской живописи, рисунка, скульптуры, архитектурных моделей и чертежей, на которых учились все поколения студентов. И в настоящее время, в период обесценивания культурных ценностей, роль Музея важна. Для сегодняшнего поколения необходимо знакомство с культурным наследием разных стран. А для будущих художников важно детальное изучение основных этапов в развитии мировой художественной культуры. Научная библиотека и Музей РАХ – это замечательные и важнейшие источники информации, эти учреждения – это научная основа художественного образования в Российской Академии художеств.
Российская Академия художеств – это уникальный комплекс творческих, педагогических, научно-исследовательских и музейных учреждений. Складывался он постепенно, и на сегодняшний момент этот комплекс не имеет аналогов в мире.
2.2.Проблемы современного художественного образования. Роль Академии художеств в их решении

Упадок культуры, который наблюдается в наше время, отрицательно сказывается на качестве художественного образования. Становится всё меньше культурно-просветительских мероприятий и телевизионных программ. В таких условиях очень трудно воспитывать будущих деятелей искусства, которые смогут продолжить славные традиции русской академической школы. Эта проблема часто обсуждается на семинарах, проводимых под эгидой Российской Академии художеств. Итог этих обсуждений можно выразить словами прекрасного искусствоведа, действительного члена, ведущего научного сотрудника Государственного научно-исследовательского института искусствознания Министерства культуры РФ, историка искусства России ХХ века, критика современного искусства М.А. Чегодаевой: «По существу, современное изобразительное искусство настолько оторвалось от всего тысячелетнего художественного опыта человечества, что сам человеческий тип «свободного художника» стал иным. Это существо другой «породы», нежели были художники не только начала ХХ века, но и наши «шестидесятники», «семидесятники», те, кто их сегодня учит - и Павел Никонов, и Татьяна Назаренко. Искусство - подлинное искусство не бывает «актуальным»: это не газетный фельетон. Бог-Творец от начала времен дал человеку частицу своей созидательной творческой силы, избрал из человеческой толпы художника как своего особого служителя, дал ему свой дар Божий - талант; научил человека говорить с Ним, с Богом, на языке искусства. Так оно было с древнейших времен, и с древнейших времен люди несли Богу самое совершенное, самое профессионально высокое и благородное, на что было способно искусство их времени» (Журнал «Декоративное искусство» №1, 2002). Я также согласна с утверждением, что в настоящее время наиболее актуальна не проблема преподавания живописи, рисунка, а проблема воспитания личности художника, который будет чувствовать свою ответственность за будущее искусства, осознавать значимость сохранения лучших традиций академизма.
В последнее время в мире утрачивается серьезная, классическая школа. Академия художеств старается в этих условиях поддержать высочайший уровень художественного образования в нашей стране. И это удаётся. Выставки работ студентов Санкт-Петербургского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина демонстрируют, что студенты владеют рисунком, цветом, тоном, композицией. Особенно удачны работы художников мастерской профессора А.А. Мыльникова. В Институте имени В.И. Сурикова в Москве работают такие талантливые педагоги, как Е. Максимов, М.М. Курилко-Рюмин, П. Никонов и Т. Назаренко и многие другие, они воспитывают профессиональных художников – настоящих мастеров своего дела.
Вот один из отзывов о выставке дипломных работ: «Студенческие работы внушают надежду, что искусство все же вновь и вновь возрождается усилиями молодых, что оно по-прежнему греет душу и радует глаз; что не порвалась связь времен, что эта связь протянулась из музеев в наши выставочные залы, что остались неизменными на протяжении тысячелетий любовь человека к свету, добру, чистоте, истине, его жажда прекрасного» (Альбина Акритас. Журнал «Декоративное искусство», № 5 - 6, 2004). Дмитрий Жилинский, действительный член РАХ, член Президиума РАХ, народный художник РСФСР, профессор, действительный член Российской академии образования, куратор Президиума РАХ в Московском государственном академическом художественном институте им. В.И. Сурикова, очень, на мой взгляд, точно выразился по поводу роли Академии художеств в современной культуре: «И вот сегодня роль Академии особенно важна, потому что вы сами видите, что в мире творится. На Западе уже совсем забыли, что такое традиция, хотя говорят о ней, в музеях множество прекрасных работ, но что творят сами художники и что поддерживают галереи, это критике даже не подлежит. Там главное - известность, реклама и так далее. Качество никого не интересует. Главное - чтобы удивить. На вернисажи приходят дамы в роскошных мехах, пьют шампанское, поворачиваются к работам спиной - им неинтересны те произведения, которые там выставлены. Мы всегда гордились тем, что мы сохранили школу, и это наше достоинство. И действительно, несмотря на все, у нас еще не разучились смотреть на произведения искусства, у нас любят историю - и античность, и Египет, и Средневековье» (Журнал «Декоративное искусство», № 1, 2002).
Мне кажется, что есть все основания надеяться на сохранение русской академической школы изобразительного искусства и на возрождение утраченных традиций, ведь научная и педагогическая деятельность Российской Академии художеств направлена на решение этой проблемы. Талант без хорошей школы, профессиональной подготовки не может проявить себя во всём блеске, именно поэтому в Академии художеств работают только самые лучшие педагоги, которые помогают сохранить высочайший уровень подготовки будущих художников.














Заключение

Деятельность Российской Академии художеств имеет огромное значение для нашей культуры. В настоящее время её возглавляет З.К. Церетели. Лучшие мастера изобразительного искусства стремятся не только сохранить лучшие культурные и педагогические традиции, но и обогатить их и сделать актуальными для современного художественного образования. Академия художеств принимает активное участие в разработке новых педагогических и научных концепций художественного образования, вместе с тем ведётся активное возрождение утраченных традиций.
Под эгидой Российской Академии художеств в нашей стране открываются новые учебные заведения, активно работают региональные отделения Российской академии художеств «Урал, Сибирь и Дальний Восток» и Поволжское отделение. Уже действует Академия рисования в Саратове, создается высшее учебное заведение в Казани, в стадии становления находятся образовательные и научные центры Академии в Калининграде, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге и во многих других городах европейской части России, Сибири и Дальнего Востока. Это способствует привлечению талантливой молодёжи в различных регионах страны, таким образом, будущие молодые художники имеют возможность получить качественное и фундаментальное академическое художественное образование.
Академия художеств принимает участие в реализации крупнейших художественных проектов, таких как воссоздание храма Христа Спасителя в Москве, сооружение мемориала Победы на Поклонной горе. Ведётся активная выставочная деятельность, укрепляются международные связи и контакты с зарубежными странами. С целью подготовки кадров художников для работы в Храме Христа Спасителя Российская академия художеств открыла отделение церковно-исторической живописи в Санкт-Петербургском институте им. И. Е. Репина. Более 70 лет в России иконописных школ не существовало. В конкурсах на право воссоздания живописного убранства Храма Христа Спасителя победили и работали в Храме, в основном, выпускники, профессора, члены Российской академии художеств академических институтов Санкт-Петербурге кого им. И. Е. Репина и Московского им. В. И. Сурикова.
Деятельность научных подразделений Академии художеств, её Музея и его филиалов способствуют росту авторитета современного русского искусства в мире. Научные семинары, которые проводятся по инициативе РАХ, посвящены актуальным проблемам не только художественного образования в России и мире, но и проблемам мирового художественного искусства в целом. Научная деятельность Академии направлена на привлечение общественного внимания к самым важным и актуальным проблемам мировой культуры.
В Российской Академии художеств сложилась уникальная педагогическая система академического художественного образования, основанная на строгой последовательности в овладении профессиональными навыками - формировании у художника точного видения натуры, безупречного рисунка, развития композиционного мышления. Российская академическая школа признана во всём мире, многие студенты приезжают учиться в РАХ из зарубежных стран.
Преподаватели Академии художеств заботятся также и о сохранении и развитии индивидуальности каждого своего ученика, раскрытии его потенциала. З.К. Церетели также в одном из интервью подчеркнул значимость умения современного художника использовать последние мировые достижения и методики.
Согласно уставу, утвержденному Президентом Российской Федерации, Российская Академия художеств является высшим научно-творческим центром страны в области художественного образования.


Список литературы

1. Боде Михаил. Статья «Жизнь в красках. Российской Академии художеств – 250 лет», «Российская газета» - Федеральный выпуск № 4390 от 16 июня 2007 г. 2. Бычков Ю.А. Десятников В.А. С.Т. Коненков (К 100-летию со дня рождения). – М.: изд-во «Знание», 1973
3. Гнедич П.П. Всемирная история искусств. – М.: «Современник», 1997
4. Дажина В. Флорентийская Академия рисунка: история, теория, художественная практика. От маньеризма к академизму/Искусствознание 1/98. - М., 1998
5. Журнал «Декоративное искусство», № 1, 3, 5, 6, 9, 10; 2002-2004
6. Малашенко Е. Болонская Академия и маньеризм: К 400-летию основания Болонской Академии братьев Карраччи. //Искусство, 1986, № 8, с. 60-68
7. Петинова Е.Ф. Русские живописцы XVIII века. Биографии. – Серия «Русское искусство: стили, жанры, мастера». – СПб.: «Искусство – СПб», 2002
8. Санкт-Петербург. 1703-1917.: Кн. для чтения/Авт.-сост.: А.В. Даринский. – СПб.: Изд-во «Свет», 1997
9. Свидерская М.И. «Искусство Италии XVII века: Основные направления и ведущие мастера» - М.: «Искусство», 1999
10. Материалы с официального сайта Российской Академии художеств (использованы и в приложении)
11. Материалы с официального сайта НИИ Музея Российской Академии художеств (использованы в приложении)
12. Материалы с сайта, посвящённого творчеству Павла Петровича Чистякова.



Приложения

Дом-музей П.П. Чистякова в Пушкине





Музей-усадьба И.Е. Репина «Пенаты»






Некоторые работы Павла Петровича Чистякова



Портрет М. А. Григорьевой. 1862 год





Джованнина




Патриарх Гермоген отказывает полякам в подписании грамоты.
1860 год.



















3

Боде Михаил. Статья «Жизнь в красках. Российской Академии художеств – 250 лет», «Российская газета» - Федеральный выпуск № 4390 от 16 июня 2007 г.
2. Бычков Ю.А. Десятников В.А. С.Т. Коненков (К 100-летию со дня рождения). – М.: изд-во «Знание», 1973
3. Гнедич П.П. Всемирная история искусств. – М.: «Современник», 1997
4. Дажина В. Флорентийская Академия рисунка: история, теория, художественная практика. От маньеризма к академизму/Искусствознание 1/98. - М., 1998
5. Журнал «Декоративное искусство», № 1, 3, 5, 6, 9, 10; 2002-2004
6. Малашенко Е. Болонская Академия и маньеризм: К 400-летию основания Болонской Академии братьев Карраччи. //Искусство, 1986, № 8, с. 60-68
7. Петинова Е.Ф. Русские живописцы XVIII века. Биографии. – Серия «Русское искусство: стили, жанры, мастера». – СПб.: «Искусство – СПб», 2002
8. Санкт-Петербург. 1703-1917.: Кн. для чтения/Авт.-сост.: А.В. Даринский. – СПб.: Изд-во «Свет», 1997
9. Свидерская М.И. «Искусство Италии XVII века: Основные направления и ведущие мастера» - М.: «Искусство», 1999
10. Материалы с официального сайта Российской Академии художеств (использованы и в приложении)
11. Материалы с официального сайта НИИ Музея Российской Академии художеств (использованы в приложении)
12. Материалы с сайта, посвящённого творчеству Павла Петровича Чистякова.

Вопрос-ответ:

Какими были ключевые этапы развития Российской Академии художеств?

Ключевыми этапами развития Российской Академии художеств были создание академии в 1757 году, формирование ее структуры и роли в художественном образовании России в XVIII-XIX веках, а также изменения и вызовы, с которыми сталкивалась академия в XX веке.

Какую роль играла Российская Академия художеств в формировании лучших традиций художественного образования России?

Российская Академия художеств играла ключевую роль в формировании лучших традиций художественного образования России. Она ставила перед собой задачу подготовки высокообразованных и талантливых художников, развивала знания и навыки студентов, создавала условия для творческого роста и саморазвития молодых талантов.

Какие проблемы современного художественного образования были предметом внимания Российской Академии художеств?

Российская Академия художеств обращалась к различным проблемам современного художественного образования, таким как необходимость адаптации к новым технологиям и изменениям в искусстве, вопросы творческой свободы и инноваций, а также взаимодействие с другими образовательными и научными учреждениями.

Какова структура художественного образования в Российской Академии художеств в XVIII-середине XIX века?

Структура художественного образования в Российской Академии художеств в XVIII-середине XIX века включала несколько уровней обучения: основные классы, специальные классы, мастерские и ателье, а также выездные практики и поездки за границу для расширения кругозора и изучения зарубежных художественных традиций.

Какая история развития академического образования в мире и как была создана Российская академия художеств?

История развития академического образования в мире началась задолго до создания Российской академии художеств. Однако в России академическое образование начало развиваться в XVIII веке. Российская академия художеств была создана в 1757 году по инициативе правительства и стала первым научным и методическим центром художественного образования в стране.

Какова структура художественного образования в Российской академии художеств в XVIII - середине XIX века?

В указанный период времени структура художественного образования в Российской академии художеств была довольно сложной. Учебный процесс в академии включал не только обучение художественным дисциплинам, но и изучение истории и теории искусства, а также приобретение навыков в области скульптуры, рисования и архитектуры.

Какие проблемы современного художественного образования и основные задачи, стоящие перед Российской академией художеств в XX веке?

Среди проблем современного художественного образования можно выделить отсутствие финансирования, неактуальность учебных программ, недостаток квалифицированных преподавателей и т.д. Основные задачи Российской академии художеств в XX веке связаны с модернизацией учебных программ, внедрением новых технологий в образовательный процесс, а также подготовкой квалифицированных и талантливых специалистов в области искусства.

Какова цель и задачи Российской академии художеств?

Целью Российской академии художеств является развитие искусства, пропаганда культуры, поддержка талантливых художников и развитие художественного образования. Основные задачи академии заключаются в обучении студентов художественным дисциплинам, проведении научных исследований в области искусства, организации выставок и фестивалей, а также содействии в развитии и продвижении художественной культуры в России.