Анализ развития малого предпринимательства в Польше
Заказать уникальную курсовую работу- 57 57 страниц
- 30 + 30 источников
- Добавлена 30.05.2009
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1.Малые предприятия в экономике
1.1.Понятие малого предпринимательства в экономике
1.2.Правовые нормы существования и поддержки малых предприятий
1.3.Малые инновационные предприятия
2. Роль малых предприятий в отраслях экономики
2.1 Сельское хозяйство
2.2. Фондовый рынок
2.3. Торговля и сфера услуг
2.4. Кластеры как двигатель развития промышленности
3. Анализ динамики развития малого предпринимательства
Выводы
Список источников информации
Предприятия кластера используют также потенциал оборонной промышленности, организации которой оказывают им услуги по проектированию и производству необходимого оборудования.
В г. Плешев функционирует кластер Объединение производителей водогрейных котлов «Плешевский котел» («Kociol Pleszewski»). Это объединение также возникло вследствие инициативы снизу без вмешательства государственной администрации. Кластер объединяет 76 фирм, а в перспективе их будет более 100. Предприятия кластера принимают участие в реализации региональной программы развития экспорта в рамках аналогичной общенациональной программы. Первым ощутимым результатом реализации этой программы стала отраслевая и географическая идентификация предприятий, располагающих значительным и активным хозяйственным потенциалом, что позволяет прогнозировать налаживание сотрудничества со скандинавскими странами и со странами Западной Европы.
Кроме того, в стране функционируют такие кластеры, как: Объедине6ние производителей промышленной автоматики в Гданьске, Объединение предприятий строительной отрасли в Свентокшистском воеводстве, Объединение предприятий полиграфической промышленности в Варшаве и др. Довольно активно развивается процесс создания кластеров и в сельском хозяйстве, где объединяются фирмы, связанные с производством и переработкой продуктов питания. В процесс становления находится так называемый кластер, получивший название «Долина экологически чистого продовольствия»
3. Анализ динамики развития малого предпринимательства
На начальном этапе системной трансформации в Польше государственная политика стимулирования предпринимательства сводилась в основном к обеспечению законодательной базы либерализации условий хозяйственной деятельности. В сочетании с сохранившимися традициями ведения индивидуальной хозяйственной деятельности это создало необходимые предпосылки для динамичного развития МСП. Облегченный старт хозяйственной деятельности для малых частных фирм стал возможным благодаря относительно либеральным правилам регистрации и ведения хозяйственной деятельности, а также возможности приобретения по доступным ценам имущества предприятий государственного сектора.
Толчком к развитию МСП послужила так называемая «малая приватизация», т.е. приватизация в сфере розничной торговли, общественного питания и услуг, которая не регламентировались ни специальным законодательством, ни правительственными программами. В процессе восстановления прав собственности местных органов власти и жилищных кооперативов на здания и сооружения в большинстве случаев были расторгнуты договоры с государственными предприятиями и заключены новые договоры о найме с частными пользователями, главным образом с бывшими работниками этих предприятий. В результате в 1990 – 1992 гг. в частные руки перешло около 97% всех магазинов, торговых точек, ресторанов и малых предприятий сферы бытовых услуг. А к концу 1995 г. на частных предприятиях работало уже более 94% всех занятых в розничной торговле; количество частных магазинов удвоилось, а их обороты возросли почти в 17 раз. В условиях общего спада производства в стране в 1989 – 1991 гг. частный сектор, представленный в основном малыми и средними предприятиями, стал единственной динамично развивающейся сферой. С 1989 по 1991 гг. доля сектора возросла в численности занятых вне сельского хозяйства с 12 до 15,7%, в реализованной продукции промышленности - с 7,4% до 13,4%, в объеме строительно-монтажных работ – с 29 до 35%, в транспортных услугах – с 6,8 до 9,9%.
В результате увеличился потенциал МСП: если еще в 1989 г. их доля в реализованной продукции промышленности составляла около 19%, то в 1990 г. – уже около 25%, а в 1993 г. – свыше 40;. Ха четыре года экономических реформ Польша приблизилась по этому показателю к уровню европейских стран 80-х годов. Благодаря высокой динамике развития МСП сыграли роль своеобразного амортизатора спада производства в государственном секторе экономики. Динамичное развитие МСП имело также большое социальное значение в условиях быстрого нарастания безработицы, инфляции и сокращения социальных функций государства, поскольку этот сектор предоставил средства к существованию широким слоям населения, пострадавшим в ходе шокового этапа реформ.
В целом в 1990 – 1993 гг. рост МСП связан с быстрым освоением многочисленных и весьма обширных ниш, существовавших на внутреннем рынке страны. Принципиальное значение имели, в частности:
Относительно малая конкуренция на внутренних рынках, в том числе и на рынках, осваиваемых новыми частными фирмами, а также низкая конкуренция между товаропроизводителями, что было обусловлено, помимо прочего, узкой номенклатурой производимой продукции, относительно низкими издержками открытия своего дела, легкостью ухода с некоторых рынков.
Наличие многочисленных сфер в экономике, привлекательных именно для МСП. Речь идет главным образом о тех сферах, где существует возможность получения сверхприбыли (освоение тех сфер местного или общенационального рынка, где в течение относительно длительного периода малый бизнес может занимать монопольные позиции). Кроме того, на начальном этапе существовала возможность получения сверхприбыли, источником которой был еще сохранявшийся товарный дефицит, использование пробелов в законодательстве и слабость государственного контроля;
Глубокий трансформационный спад производства (свыше 40%), вынуждавший крупные предприятия госсектора избавляться от неэффективного производственного оборудования. МСП было разрешено приобретать это оборудование, благодаря чему они получили возможность заниматься хозяйственной деятельностью в сфере, ранее для них недоступной, - в промышленном производстве (в первую очередь в дерево – в металлообработке, пищевой и швейной промышленности).
Предоставление возможности создавать заново или расширять уже существующие частные фирмы путем приобретения, найма или аренды имущества у субъектов государственной, коммунальной или кооперативной форм собственности, минуя органы государственной администрации.
Быстрое накопление мелкого частного капитала, а также привлечение полонийного капитала, т.е. капитала, принадлежащего иностранным предпринимателям польского происхождения.
Принципиальное значение имело также изменении системы налогообложения МСП. Если накануне реформ малые частные предприятия должны были отчислять в бюджет до 80% своего дохода, то уже к середине 90-х гг. уровень налогообложения был вполне сопоставим со среднеевропейскими показателями. На сегодняшний день в Польше сложилась следующая система налогообложения малого и среднего бизнеса. Предприниматель, не имеющий статуса юридического лица, может выбрать один трех налоговых режимов:
так называемая налоговая карта;
законодательно установленное стабильное отчисление от предполагаемого дохода;
подоходный налог на общих основаниях.
Юридические лица не располагают правом выбора системы налогообложения: они ведут полную бухгалтерию и платят налог на доходы юридических лиц. На акционерное общество и общество с ограниченной ответственностью распространяется требование формирования начального капитала.
В течение всего периода системной трансформации среди предпринимателей преобладали физические лица (по последним данным они составляют около 91% всех предприятий), однако число юридических лиц постепенно растет, и их доля в общем числе предприятий за последние годы почти удвоилась. За этот же период существенно (на 26%) уменьшилась численность предпринимателей, использующих первую и вторую системы налогообложения. Это было связано с постепенным изменением законодательных норм, сужающих доступность для предпринимателей простых форм налогообложения, что означало постепенное «вытеснение» предпринимателей в третий налоговый режим, где вплоть до 2003 года существовала высокая налоговая прогрессия (19%, 30%, 40%). В 2004 году для предпринимателей – физических лиц она была ликвидирована и установлена единая 19%-ная налоговая ставка.
По оценкам Всемирного банка, налоговую нагрузку на бизнес в Польше нельзя назвать чрезмерно высокой. Так, в 2005 году польские предприниматели платили 43 вида налогов. Для сравнения , в странах Восточной Европы и Центральной Азии насчитывается в среднем 46 видом налогов, а в странах ОЭСР – лишь 16. При этом в Польше объем налогов составляет 55,6% совокупного дохода, тогда как в странах восточноевропейского и центральноазиатского региона – 50,2%, а в ОЭСР – 46,1%
По мере становления в стране рыночных отношений в развитии МСП происходили количественные и качественные изменения. Так, в 2003 г. в Польше насчитывалось 3,6 млн хозяйствующих субъектом (из них реально функционируют около 50%), в том числе микропредприятий (с занятостью до 9человек) – 95%, малых (10-49 чел.) – 3,9%, средних (50-249 чел) – 0,8%. На предприятиях МСП в 2002 г. было занято более 7 млн чел. (14,7% больше, чем в 1994 г.), т.е. они обеспечивают рабочие места для 68% всех занятых на предприятиях, зарегистрированных в системе REGON, тогда как в 1994 г. – 56%. В этот период возрастала и доля занятости на микропредприятиях – с 32% до 40%.
В 2002 г. доля МСП в создании ВВП ( с учетом теневой сферы) составила 48,6%, в том числе доля малых предприятий – 40,5% ( в том числе предприятий – 32,4%) и средних – 8,1%. В промышленности на предприятиях МСП производится 37,5% ВВП отрасли, в строительстве – 85,9, в сфере торговли и ремонтных услуг – 93,2, в гостинично-ресторанном хозяйстве – 79,6, в услугах – 90, на транспорте – 42,7% и т.д. На сектор МСП приходится 43,8% совокупных инвестиций всех хозяйствующих субъектов, в том числе на микропредприятия – 13,7%, на малые – 11,6 и на средние предприятия – 18,5%.
В 2002 г. на долю МСП приходилось 63,2% от совокупных доходов хозяйствующих субъектов (без сельского и лесного хозяйства, рыболовства), в том числе и на долю малых – 42,8% и средних 20,4%. В 2003 – 2005 гг. в связи с началом нового цикла экономической активности в народном хозяйстве состояние МСП заметно улучшилось. Так, в 2004 г. почти на 1/3 предприятий увеличился объем реализованной продукции; почти на 30% предприятий малого и среднего бизнеса вышло на рынок с предложением новых товаров и услуг; 30% предприятий осуществляло инвестиции в основные фонды и на 30% предприятий увеличилась прибыль. Средняя рентабельность брутто составила в 2004 г. 6%, а рентабельность нетто – 4,8%. Доходы микропредприятий стабильно превышают издержки производства. Несмотря на значительные колебания, средний доход брутто в пересчете на одного занятого на этих предприятиях находится в пределах 20-30 тыс. злотых ежегодно (по курсу - 10 тыс. долл.). Обследования, проведенные в 2006 г., свидетельствуют, что в хорошем финансовом положении сегодня находится примерно 75% предприятий, относящихся к группе средних.
Улучшение положения МСП, помимо динамизации развития экономики в целом, связано, по единодушному мнению экспертов и предпринимателей, со вступлением страны в ЕС. Речь идет прежде всего о действии таких факторов, как ликвидация таможенных пошлин (что расширило для польских предприятий выход на рынки ЕС и стимулировало развитие экспорта), выгодное для польской экономики формирование валютного курса злотого, а также доступ к финансовым средствам структурных фондов ЕС.
Основным источником развития в секторе МПС остаются собственные средства, объем которых быстро растет. Так, если в обрабатывающей промышленности в 2004 г. собственные средства крупных предприятий возросли на 75,8%, то в малых – на 172,7%. Еще более убедителен пример пищевой промышленности, где собственные средства крупных предприятий возросли на 78,4%, а малых – на 517,6%. МСП, функционирующие в сфере высокотехнологичных производств, также характеризуются заметным ростом собственных средств, а в некоторых областях зафиксированы рекордные темпы их прироста. Например, на предприятиях, производящих медицинское оборудование, объем собственных средств увеличился примерно в 5 раз. Накопление собственных средств, которые остаются основным источником инвестиций предприятий, создает предпосылки для их динамичного развития.
В последние годы растет значение заемных средств, привлекаемых для развития МСП, однако эти источники пока используются недостаточно. В 200 4 г. лишь около 29% МСП использовали для финансирования своего развития кредитные средства, хотя такие возможности имеет почти 68% предприятий сектора. При этом среди тех, кто не использует кредит, только 17,5% ссылаются на трудности его получения и около 13% - на невозможность погашения задолженности. Доступ МСП к заемным средствам был существенно облегчен благодаря действию рассмотренной выше системы поддержки и обслуживания малого и среднего бизнеса. В общем объеме финансирования развития в 200 3 г. кредиты национальных банков составляли в среднем около 11%, в том числе в малых предприятиях – 16,5% и в средних – 14%. Средства привлекаемые из-за рубежа, составляли в общем объеме финансирования в среднем 5,7%, а в малых предприятиях – 12,4%, в том числе кредиты зарубежных банков – 11,8%
При использовании зарубежных финансовых средств, в первую очередь из структурных фондов ЕС, возникает ряд проблем: кадровая, подготовка проекта поде будущее финансирование и проблема совместного с фондами ЕС финансирования инвестиционных проектов. Так, Польская конфедерация частных работодателей сформулировала конкретные трудности, с которыми сталкиваются предприниматели, стремящиеся получить средства структурных фондов. Уже оформление самой заявки требует доступа к соответствующей информации и определенных навыков, которыми предприятия зачастую не располагают. Поскольку средства предоставляются на обоснованный инвестиционный или производственный проект, возникает необходимость обращения в информационно-консалтинговые фирмы, сеть которых уже создана, но услуги которых довольно дороги. Проект должен пройти предварительную оценку в уполномоченных органах, в частности в Региональных финансирующих организациях. Кроме того, по оценке предпринимателей, слишком большое значение придается выполнению формальных требований, предъявляемых к оформлению заявок на средства структурных фондов. Некоторое смягчение этих требований и создание перечня аккредитованных банков и консалтинговых фирм способствовало бы более эффективному использованию средств фондов.
Тем не менее, несмотря на существующие трудности, количество заявок на получение средств из фондов ЕС постоянно растет. Средства, получаемые из структурных фондов, предприниматели считают третьим, после собственных средств и кредитов, источником финансирования новых инвестиций. В то же время предприниматели предпочли бы, чтобы большая часть средств этих фондов направлялась непосредственно на реализацию инвестиционных проектов и на поддержку, в виде дешевых кредитов, инновационных мероприятий, а не на поддержку сети консалтинговых услуг подготовки кадров.
Польские и иностранные эксперты выделяют следующие причины невысокой инвестиционной активности МСП:
административные и организационные барьеры развития МСП (сложности, большие сроки и высокая стоимость регистрации предприятий и оформления прав собственности, сложности оформления лицензий на деятельность, сохранение до настоящего времени контроля предпринимательской деятельности со стороны почти 40 организаций, коррупционность чиновничьего аппарата);
сохранение относительно высоких инвестиционных рисков, несовершенство налоговой системы, высокие издержки подготовки инвестиционных планов, растущие затраты на охрану окружающей среды, невысокое качество функционирования государственных институтов и органов местного управления, сохранение конкуренции со стороны теневой сферы и др.
необходимость формирования средств на совместное финансирование проектов, реализуемых с помощью фондов ЕС, высокие затраты на внедрение стандартов и нормативов ЕС;
необходимость ликвидации финансовой задолженности, сложившейся у предприятий в предшествующий период.
Относительно низкий уровень инвестирования в стране в целом и в группе МСП, в частности, несомненно, является сдерживающим фактором развития. Однако в конкретных социально- экономических условиях Польши он одновременно сдерживает и рост издержек производства, что обусловливает высокую ценовую конкурентоспособность продукции МСП. По данным Польской конфедерации частных работодателей, 57,6% предпринимателей считают свои товары конкурентоспособными именно благодаря относительно низкой цене. Низкий по сравнению с западными уровень цен на польскую продукцию объясняется относительно невысокой долей материальных затрат и заработной платы в себестоимости продукции. Преимущественно ценовой характер конкуренции в Польше связан и с наличием довольно масштабного теневого сектора, на который в 2004 г. приходилось, по оценкам, 17,4% (в 2003 г. – 20,2%) объема реализованной продукции и 15,4% (18,6%) всех занятых. Поскольку себестоимость продукции на предприятиях этого сектора ниже, чем на зарегистрированных предприятиях, это обуславливает высокий уровень недобросовестной конкуренции со стороны незарегистрированного бизнеса.
Значение невысокой цены как фактора конкурентоспособности польской продукции пока продолжает возрастать. Роль остальных факторов, определяющих, по мнению предпринимателей, конкурентоспособность продукции МСП, пока не меняется: по-прежнему на втором месте находится качество товаров и услуг (18,7%), на третьем – качество обслуживания клиентов (9,6%). Уровень современности и инновационности продукции и услуг пока не имеет существенного значения (1%). Сложившееся соотношение факторов конкурентоспособности объясняется тем, что большая часть польских МСП располагает ограниченными ресурсами капитала, а по технико-технологическому уровню производства, уровню его организации и управления, развитию кооперационных и торговых связей они существенно отстают от аналогичных западных предприятий. Так, по опросам, лишь 23,2% предпринимателей рассматривают узкую специализацию производства, специальные знания и навыки как один из важнейших факторов конкурентоспособности своей продукции.
Опросы предпринимателей свидетельствуют о заметном повышении значения качества и инновационности производства, а также уровня маркетинга продукции как факторов повышения их конкурентоспособности на внешних рынках. Эти тенденции непосредственно связаны с планами предпринимателей выйти на эти рынки. Так, среди предприятий, ранее не экспортировавших свою продукцию, 11% намерены выйти на зарубежные рынки. Для того чтобы закрепиться на этих рынках, польским предприятия придется переориентироваться с ценовой конкурентности своей продукции на инновационную.
Степень инновационности непосредственно зависит от развития научных исследований и разработок; в этой сфере отставание Польши, в том числе и сектора МСП, от развитых стран особенно заметно. Низкий уровень инновационности польских предприятий связан в первую очередь с тем, что доля расходов на научные исследования и разработки составляет в стране лишь 0,7% ВВП, тогда как в среднем по ЕС – 1,99%, а в США – 2,8%. В пересчете на одного исследователя расходы в сфере НИОКР составляют лишь 21 тыс. евро, тогда как в среднем по ЕС-25 – 156 тыс., а по ЕС-15 – 171 тыс. евро. Развитие инновационности как в МСП, так и в экономике страны в целом тормозится, таким образом, отсутствием притока достаточного капитала в эту сферу. Анализ же инновационного потенциала МСП свидетельствует, что объем инвестиций и их структура не позволяет рассчитывать в ближайшее время на принципиальный прорыв в сфере инновационности. Пока фирмы малого и среднего бизнеса в Польше практически не инвестируют в прикладные исследования и разработки, и лишь 5,8% предприятий ориентируются на новаторский, инновационный характер производимых товаров и услуг как на один из трех главных факторов обеспечения конкурентоспособности.
Шанс на технологическое обновление польские МСП могут получить, подключившись к развивающимся в современной Польше процессам регионального развития, тесно связанным с ее включением в европейскую интеграцию речь идет, во-первых, о таких формах, как инкубаторы предпринимательства в высших учебных заведениях, технопарки и технологические кластеры, технологические центры и центры совершенствования и, во-вторых, об использовании потенциала целевых программ «Региональные стратегии инновация» и «Стратегия регионального инновационного и технологического развития», являющихся с 1994 г. инструментом активизации инновационного развития более чем в 100 регионах Западной Европы.
Несмотря на относительно непродолжительный период, в течение которого Польша имела возможность адаптироваться к современным, апробированным в европейской практике, способам активизации инновационного развития регионов, в стране уже есть примеры создания таких зон роста. Инкубаторы предпринимательства, так же как и технологические центры, технопарки и кластеры призваны не столько генерировать новые технико-технологические проекты, сколько поддерживать и стимулировать предпринимательство. Большинство этих форм в мировой практике применяется давно, в последнее время они динамично развиваются и в новых странах- членах ЕС. Для малых и средних предприятий особенно большое значение имеет новая для этих стран форма взаимодействия с другими предприятиями, финансовыми, научными и прочими организациями, как кластер.
Значение создания кластеров для развития сектора МСП трудно переоценить не только потому, что они открывают новые производственные возможности и создают рынки сбыта для малого и средненго бизнеса, но и потому, что они на основе развития кооперационных связей способствуют преодолению атомизации этого сектора. Этот процесс сдерживается тем, что в молодом, возникшем с началом системной трансформации в стране, секторе МСП уровень взаимного доверия и сотрудничества между предпринимателями все еще остается низким.
Внедрение новых форм организации открывает возможность налаживания взаимодействия предприятий, в том числе и МСП, с сектором НИОКР и позволяет по-новому взглянуть на такие формы содействия развитию бизнеса, как инкубаторы предпринимательства, технопарки и т.д. Так. В 2004 году четыре польских вуза уже получили государственную помощь на развитие инкубаторов предпринимательства, а в 15 ВУЗах были проведены конференции, пропагандирующие их значение для подготовки будущих бизнесменов; постоянный сайт в Интернете всесторонне освещает деятельность этих инкубаторов. Инкубаторы преследуют цель практического ознакомления студентов с широким спектром проблем функционирования МСП. Благодаря инкубатору студенты могут без сколько-нибудь серьезных финансовых затрат создать собственное предприятие, имеющее хорошие перспективы развития, и получить навыки практической работы. Так, уже после первого конкурса студенческих бизнес-планов, проведенного в 2004 году и рассмотревшего несколько тысяч бизнес-проектов, десятки студентов получили возможность создания своих фирм в рамках инкубаторов.
Укреплению взаимосвязи МСП с НИОКР в Польше способствует также функционирование исследовательских центров, предоставляющих бизнесу конкретные технико-технологические решения, находящиеся на уровне новейших достижений науки. Они объединяют известных ученых, совместно разрабатывающих определенные стратегические темы, имеющие большое значение для экономики страны. Иногда их называют «лабораториями без стен», поскольку они позволяют использовать потенциал лучших исследовательских коллективов, академической науки и научную базу различных организаций в регионах для развития предпринимательства ти повышения конкурентоспособности предприятий. Участие таких лабораторий в конкретных разработках обеспечивает эффективную координацию работы над проектами и внедрением результатов исследований.
Выводы
За 10 лет экономических реформ приватизированный сектор в Польше приобрел значительные размеры. Доля частного сектора в ВВП выросла с 30% в 1989 г. до 60% в 1995 г., а в конце 1996 г. доля этого сектора только в промышленном производстве составляла 51,7%, в строительстве – 87,9, а во внутренней торговле – 92,9%. В отраслях транспорта и связи доля частного сектора оставалось на более низком уровне – 62,8%. Что касается внешней торговли, то здесь она составляла 62,8% в экспорте и 75,6% в импорте. Кроме того, занятость в этом секторе достигала 65% от общего числа занятых в стране.
Изменения коснулись не только структуры собственности, но структуры экономики. Доля промышленного производства в ВВР сократилась с 44,9% в 1990 г. до 27% в 1996 г. Доля сельскохозяйственного производства (включая лесную промышленность, рыболовство и охоту) упала с 7,2 до 5%, а строительстве – с 9,2 до 5,3%. Доля розничной торговли и сферы ремонтных работ оценивалась в 1996 г. в 14,3%. Однако, несмотря на такие значительные изменения, с точки зрения ВВП промышленность все еще оставалась доминирующим сектором экономики. Второе место принадлежало торговле и сфере бытовых услуг. Сельское хозяйство, в котором занято 28% рабочей силы, производит лишь 5,8% ВВП, ч то свидетельствует о низкой производительности труда в этом секторе. Следует также отметить, что государственному сектору, несмотря на то, что занятость в нем сократилась до 35%, принадлежит более половины национальных активов и инвестиций.
Структура производственных отраслей в частном и государственном секторах различна. В государственном секторе наибольшая доля добавленной стоимости приходится на промышленность, затем на сферу услуг, транспорт и др. В частном секторе- это торговля, а уже затем производство и сфера услуг, сельское хозяйство и строительство составляют наименьший процент. Это означает, что частный сектор играет важную роль в модернизации структуры экономики страны. Именно частный сектор стал двигателем роста экономики Польши.
Благодаря приватизации в Польше получил быстрое развитие фондовый рынок. Многие полагают, что польский рынок ценных бумаг является наиболее организованным, прозрачным и обещающим среди всех стран Центральной Европы.
Список источников информации
Аграрная реформа в странах Центральной и Восточной Европы. – М.: Наука, 2003. – 255 с.
Влодзимеш Бартошек Развитие социальной ответственности бизнеса в постсоциалистическом пространстве. Сравнительный анализ проблем участия предпринимательских структур России и Польши в социально-экономическом развитии реформируемого общества. – М.: Национальный институт бизнеса, 2008. – 196 с.
Внук-Липинский Э. «Солидарность», «Круглый стол» и общественные процессы в Польше // Мир перемен. - № 3. – 2005. – 21 с.
Гжегож Колодко Польская альтернатива: старые мифы, реальные факты и новая стратегия в процессе успешной трансформации польской экономики, 1997 .- 78 с.
Глинкина С.П. Приватизация6 концепции, реализация, эффективность. – М.: Наука, 2006. – 235 с.
Глинкина С.П. Формирование частного сектора в постсоциалистических странах Центральной и Восточной Европы. – М.: АОЗТ «ЭПИКОН», 2000. – 132 с.
Государственная поддержка малого предпринимательства в странах Центральной и Восточной Европы// ред. Р.С. Гринберг. – М.: Наука, 2006. – 258 с.
Егорова Н.Е. Малый бизнес. М., 1997 . – 140 с.
Крутик А.Б. Основы предпринимательской деятельности: Учебник для ВУЗов. – М.: Академа, 2007 .- 315 с.
Кудров В. Основыне результаты рыночной трансформации в странах ЦВЕ и России // Мир перемен - № 3. – 2006. –С.15.
Кулерский В. Хроника (некоторых) текущих событий // Новая Польша. - №7. – 2006. С.3.
Куниковски С. Безработица в Польше и социальная политика государства в период трансформации// Труд и социальные отношения. - №1 – 2004. – С. 12.
Лешек Бальцерович Мы выбрались из трясины // Новая Польша. - № 12. – 2004. – С.№.
Малый бизнес в СНГ и Восточной Европе. – М.: РНИСиНП, 1997 .- 389 с.
Мировая экономика. Глобальные тенденции. Учебник. – М.: Экономистъ, 2003. – 603 с.
Мисаков В.С. Методологические основы моделирования процесса экономического анализа состояния бизнеса. - Нальчик, 1995. – 320 с.
Особенности приватизации в Центральной и Восточной Европе. Реферативный сборник. / РАН ИНИОН. – М., 2002. – 116 с.
Пекур С. Неустойчива экономическая ситуация в Польше //Мировая экономика и международные отношения. - № 9. – 1998. – С.120
Развитие малого предпринимательства в странах Центральной и Восточной Европы. – М., 2005. – 217 с.
Райкевич А. Занятость и рынок труда // Польское общество в вопросах общественно-социальной политики. – 2000. - № 2. – С. 23.
Регион сотрудничества. Вып. 11. – Калинград, 2004. – 41 с.
Региональная экономика: проблемы и перспективы. Материалы международной межвузовской конференции. – Гродно., 1998.- 119 с.
Сотрудничество России и Польши в области экономики, образования и науки. Сборник материалов международной межвузовской конференции. – Санкт-Петербург, 2005. – 195 с.
Социальная ответственность как фактор эффективного развития современного общества. – М.: Институт Европы РАН, 2002. – 238 с.
Становление рыночной экономики в странах Восточной Европы. – М., 1994 . – 511 с.
Торгово-экономические отношения стран Центральной и Восточной Европы в изменяющемся мире. Сборник докладов и выступлений. – М., 2000. – 250 с.
Хаммер М. Бизнес в XXI в.: повестка дня. – М.: Добрая книга, 2005. – 189 с.
Черников Г.П., Черникова Д.А. Европа на рубеже 20 – 21 вв. Проблемы экономики. – М.: Дрофа, 2006. – 415 с.
Шереги Ф.Э. Социология предпринимательства. Прикладные исследования. – М.: Центр. Социологического прогнозирования, 2001. – 256 с.
Экономика зарубежных стран. Учебное пособие – М.: Дрофа, 2007. – 345 с.
2
2. Влодзимеш Бартошек Развитие социальной ответственности бизнеса в постсоциалистическом пространстве. Сравнительный анализ проблем участия предпринимательских структур России и Польши в социально-экономическом развитии реформируемого общества. – М.: Национальный институт бизнеса, 2008. – 196 с.
3. Внук-Липинский Э. «Солидарность», «Круглый стол» и общественные процессы в Польше // Мир перемен. - № 3. – 2005. – 21 с.
4.Гжегож Колодко Польская альтернатива: старые мифы, реальные факты и новая стратегия в процессе успешной трансформации польской экономики, 1997 .- 78 с.
5.Глинкина С.П. Приватизация6 концепции, реализация, эффективность. – М.: Наука, 2006. – 235 с.
6.Глинкина С.П. Формирование частного сектора в постсоциалистических странах Центральной и Восточной Европы. – М.: АОЗТ «ЭПИКОН», 2000. – 132 с.
7.Государственная поддержка малого предпринимательства в странах Центральной и Восточной Европы// ред. Р.С. Гринберг. – М.: Наука, 2006. – 258 с.
8.Егорова Н.Е. Малый бизнес. М., 1997 . – 140 с.
9. Крутик А.Б. Основы предпринимательской деятельности: Учебник для ВУЗов. – М.: Академа, 2007 .- 315 с.
10. Кудров В. Основыне результаты рыночной трансформации в странах ЦВЕ и России // Мир перемен - № 3. – 2006. –С.15.
11.Кулерский В. Хроника (некоторых) текущих событий // Новая Польша. - №7. – 2006. С.3.
12.Куниковски С. Безработица в Польше и социальная политика государства в период трансформации// Труд и социальные отношения. - №1 – 2004. – С. 12.
13. Лешек Бальцерович Мы выбрались из трясины // Новая Польша. - № 12. – 2004. – С.№.
14.Малый бизнес в СНГ и Восточной Европе. – М.: РНИСиНП, 1997 .- 389 с.
15.Мировая экономика. Глобальные тенденции. Учебник. – М.: Экономистъ, 2003. – 603 с.
16.Мисаков В.С. Методологические основы моделирования процесса экономического анализа состояния бизнеса. - Нальчик, 1995. – 320 с.
17.Особенности приватизации в Центральной и Восточной Европе. Реферативный сборник. / РАН ИНИОН. – М., 2002. – 116 с.
18.Пекур С. Неустойчива экономическая ситуация в Польше //Мировая экономика и международные отношения. - № 9. – 1998. – С.120
19.Развитие малого предпринимательства в странах Центральной и Восточной Европы. – М., 2005. – 217 с.
20.Райкевич А. Занятость и рынок труда // Польское общество в вопросах общественно-социальной политики. – 2000. - № 2. – С. 23.
21.Регион сотрудничества. Вып. 11. – Калинград, 2004. – 41 с.
22.Региональная экономика: проблемы и перспективы. Материалы международной межвузовской конференции. – Гродно., 1998.- 119 с.
23. Сотрудничество России и Польши в области экономики, образования и науки. Сборник материалов международной межвузовской конференции. – Санкт-Петербург, 2005. – 195 с.
24.Социальная ответственность как фактор эффективного развития современного общества. – М.: Институт Европы РАН, 2002. – 238 с.
25.Становление рыночной экономики в странах Восточной Европы. – М., 1994 . – 511 с.
26. Торгово-экономические отношения стран Центральной и Восточной Европы в изменяющемся мире. Сборник докладов и выступлений. – М., 2000. – 250 с.
27. Хаммер М. Бизнес в XXI в.: повестка дня. – М.: Добрая книга, 2005. – 189 с.
28.Черников Г.П., Черникова Д.А. Европа на рубеже 20 – 21 вв. Проблемы экономики. – М.: Дрофа, 2006. – 415 с.
29.Шереги Ф.Э. Социология предпринимательства. Прикладные исследования. – М.: Центр. Социологического прогнозирования, 2001. – 256 с.
30. Экономика зарубежных стран. Учебное пособие – М.: Дрофа, 2007. – 345 с.
Вопрос-ответ:
Какова роль малых предприятий в польской экономике?
Малые предприятия играют важную роль в польской экономике. Они являются основным источником рабочих мест, способствуют созданию новых технологий и инноваций, обеспечивают рост производительности и конкурентоспособности страны.
Какие правовые нормы поддерживают малые предприятия в Польше?
Польская правовая система обеспечивает ряд мер поддержки малых предприятий. К ним относятся субсидии и гранты, налоговые льготы, особый режим налогообложения для предпринимателей малого бизнеса, упрощенные процедуры регистрации и закрытия предприятий.
Какие сферы экономики особенно зависят от развития малых предприятий в Польше?
Малые предприятия играют важную роль в различных сферах экономики Польши. Особенно значимыми являются сельское хозяйство, фондовый рынок, торговля и сфера услуг. Они способствуют развитию этих отраслей, созданию новых рабочих мест и повышению жизненного уровня населения.
Как кластеры способствуют развитию промышленности в Польше?
Кластеры являются важным инструментом поддержки и развития промышленности в Польше. Они объединяют предприятия, научные и образовательные учреждения, государственные органы и другие организации, чтобы совместно решать проблемы отрасли и стимулировать инновации. Кластеры способствуют повышению конкурентоспособности предприятий, созданию новых рабочих мест и развитию экономики в целом.
Каковы основные выводы анализа развития малого предпринимательства в Польше?
Основные выводы анализа развития малого предпринимательства в Польше заключаются в том, что малые предприятия играют важную роль в экономике страны. Они способствуют созданию новых рабочих мест, стимулируют инновации и повышают конкурентоспособность Польши на международной арене.
Какие основные правовые нормы существуют для малых предприятий в Польше?
Для малых предприятий в Польше существует ряд правовых норм, которые регулируют их существование и поддержку. В частности, это законы о минимальном размере уставного капитала, о налоговых льготах, о преимуществах для инновационных предприятий и т.д. Также существуют различные программы поддержки малого предпринимательства, которые обеспечивают финансовую поддержку и консультации для развития бизнеса.
Какую роль играют малые предприятия в различных отраслях экономики Польши?
Малые предприятия играют важную роль в разных отраслях экономики Польши. Например, в сельском хозяйстве они являются основными производителями и поставщиками сельскохозяйственной продукции. На фондовом рынке они часто выступают как инвесторы и создают новые рабочие места. В сфере торговли и услуг они предоставляют широкий спектр товаров и услуг для населения. Кроме того, малые предприятия могут объединяться в кластеры, что способствует развитию промышленности в регионе.
Каков динамика развития малого предпринимательства в Польше?
Динамика развития малого предпринимательства в Польше достаточно положительная. В последние годы количество малых предприятий в стране значительно увеличилось, что свидетельствует о развитии предпринимательской активности среди населения. Также можно отметить увеличение объемов инвестиций в малые предприятия и рост количества рабочих мест, созданных ими. В целом, малое предпринимательство играет важную роль в экономике Польши и продолжает развиваться.
Какие области экономики в Польше наиболее сильно зависят от малых предприятий?
В Польше наиболее сильно от малых предприятий зависят такие отрасли, как сельское хозяйство, фондовый рынок, торговля и сфера услуг. В сельском хозяйстве малые предприятия играют особую роль, так как они являются основными производителями и поставщиками сельскохозяйственной продукции. На фондовом рынке они часто являются инвесторами, создают новые рабочие места и способствуют развитию этой отрасли. В торговле и сфере услуг малые предприятия предоставляют широкий спектр товаров и услуг для населения.
Что такое малое предпринимательство в экономике?
Малое предпринимательство в экономике - это сфера предпринимательской деятельности, которая осуществляется малыми предприятиями. Малыми предприятиями считаются предприятия, занимающиеся производством товаров или оказанием услуг, имеющие небольшой объем производства и численность работников. Они являются важным звеном экономики, способствуя развитию рыночной конкуренции и созданию новых рабочих мест.
Какие правовые нормы существуют для поддержки малых предприятий в Польше?
В Польше существует ряд правовых норм, направленных на поддержку и развитие малых предприятий. К ним относятся программы государственного финансирования, налоговые льготы, субсидии и гранты для малых предприятий. Также в стране действует законодательство, регулирующее процедуру регистрации и функционирования малого предпринимательства.
Какую роль играют малые предприятия в сельском хозяйстве Польши?
Малые предприятия играют важную роль в сельском хозяйстве Польши. Они осуществляют производство сельскохозяйственной продукции и обеспечивают местное население качественными и доступными продуктами питания. Малые предприятия обеспечивают поддержку местной сельской экономики и способствуют развитию сельской инфраструктуры.