Мышление в структуре психики

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Общая психология
  • 29 29 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 28.01.2011
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Характеристика мышления как познавательного процесса.
Развитие мышления
1.1.Особенности мышления как познавательного процесса. Виды мышления………………………………………………………………………..5
1.2.Развитие мышления в детском возрасте………………………8
Глава 2. Место мышления в структуре психики. Методы исследования мышления
2.1. Мышления и современная теория познания………………………….17
2.2. Методы и методики исследования мышления
Результаты исследования мышления у младших школьников…….……..18
Заключение…………………………………………………………………..21
Глоссарий…………………………………………………………………….23
Список литературы…………………………………………………………..25
Приложение1………………………………………………………………....26
Приложение2………………………………………………………………...28
Приложение3………………………………………………………………...30



Фрагмент для ознакомления

№ п\п
испытуемого Методика
«Исключение лишнего» Методика
«Четвертый лишний» Тест
«Классификация» Балл Уровень Балл Уровень % выполнения Уровень 1 10 высокий 32 средний 100 высокий 2 9 высокий 34 средний 100 высокий 3 8 средний 28 средний 100 высокий 4 7 средний 26 средний 75 средний 5 12 высокий 37 высокий 100 высокий
Результаты диагностики в целом свидетельствуют о достаточно развитом уровне (высоком и среднем) операций обобщения и классификации у данной группы испытуемых. По первой методике: 3 человека- высокий уровень обобщения, 2 человека- средний уровень обобщения; по второй методике 1 человек- высокий уровень обобщения, 4 человека- средний уровень обобщения, по третьей методике- у всех испытуемых показатели в пределах нормы (ЗПР не выявлено).















Заключение

Психика как целостная, динамичная и целесообразная система может оцениваться по трем параметрам: психическим состояниям, психическим процессам и психическим свойствам. Мышление относится к психическим процессам.
Мышление взаимосвязано как с другими познавательными процессами, ощущениями и восприятиями, формирующими чувственный опыт, памятью, которая запечатлевает этот опыт, так и с речью. Высшие специфически человеческие формы мышления неразрывно связаны с конкретными знаковыми системами и являются вербально опосредованными.
Основное отличие мыслительной деятельности от чувственного познания в том, что мышление абстрагируется от единичного и выделяет в объектах и явлениях самое общее, регулярно повторяемое и существенное.
Выделяется несколько видов мышления: наглядно-действенное, наглядно- образное, понятийное и образное.
Изучение развития детского мышления в онтогенезе показывает, что у ребенка последовательно возникают, развиваются и тесно взаимодействуют между собой три основные формы мышления: наглядно-действенное ( «ручное»), затем по мере развития визуальных и мыслительных операций и совершенствования действий с предметами- «в уме» и с опорой на образы( представления) этих предметов- мышление приобретает черты наглядно-образного, которое в свою очередь, в недалеком будущем, станет базой для словесно-логического и выведения круга понятий за рамки детского непосредственного опыта.
В дошкольном возрасте осуществляется переход от наглядно -действенного к наглядно-образному мышлению. В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) наиболее характерной для ребенка формой мышления является наглядно-образное мышление. К концу дошкольного возраста, к 6-7 годам, у ребенка отмечается логическое мышление. возраст 7—11 лет по своему психологическому содержанию является переломным в интеллектуальном развитии ребенка. Умственные операции ребенка приобретают большую развитость — он уже в состоянии сам формировать различные понятия, в том числе и абстрактные.
Психическое отражение рассматривается как базовая и отличительная характеристика психики. В психической форме отражения выделяют три стадии: сенсорное, перцептивное и интеллектуальное. Мышление является функцией интеллектуального отражения, при котором возможно отражение не только целостных предметов, но также и функциональных отношений между ними.
Методы исследования мышления (при нормальном его развитии и отклонениях) разнообразны: наблюдение, клиническое интервью, тесты, проективные методики ( например, рассказ по картинке, пиктограмма др.). Тесты построены на возрастных нормах, поэтому существуют методики для каждого возрастного периода.
















Глоссарий
Абстрагирование- операцию выделения и фиксации устойчивых свойств предметов и явлений, которые в действительности не существуют.
Анализ- мыслительная операция по расчленению предмета на составные элементы.
Дедукция- метод формирования нового знания, при котором умозаключение делается исходя из последовательности от частного к общему.
Индукция- метод формирования нового знания, при котором умозаключение делается исходя из последовательности общего суждения к частному.
Классификация- способность классифицировать группу объектов по какому-то признаку.
Конкретизация - мыслительная операция, обратная обобщению, т.е. из общего определения понятия выводится суждение о принадлежности единичных вещей и явлений к определенному классу.
Консервация - термин, предложенный Ж. Пиаже для обозначения способности индивида видеть неизменное на фоне видимых (кажущихся) перемен.
Мышление- это высшая форма психической деятельности, наиболее сложный познавательный процесс, представляющий собой целенаправленное, опосредованное и обобщенное отражение субъектом существующих связей и отношений предметов, явлений и ситуаций.
Обобщение -происходит мысленное выделение и фиксация устойчивых свойств предметов и явлений (абстрагирование) с дальнейшим их соединением в определенный класс.
Понятие- процесс выявления существенных признаков предметов или явлений.
Психика- свойство живой высокоорганизованной материи, заключающееся в способности к активному отражению окружающего мира в его связях и отношениях; форма взаимодействия организма с окружающей средой, опосредованная активным отражением признаков объективной реальности.
Психический процесс- динамический аспект функционирования психики, выражающийся в последовательной смене ее состояний во времени; направленность происходящих в психике изменений на осуществление определенных психических функций, достижение целей и результатов психической деятельности.
Сериация - термин, используемый Ж. Пиаже для обозначения способности ребенка располагать набор элементов в соответствии с имеющейся между ними связью.
Синтез- построение целого из аналитически заданных частей.
Суждение- процесс сравнения двух или более понятий и формулирование на этом основании какой-либо мысли.
Транзитивность - термин, используемый Ж. Пиаже при разработке «операционной теории». Суть данного понятия заключается в понимании следующих формул: если А = В и В = С, тоА = С, А+В = В + А.
Умозаключение- вывод, базирующийся на серии логических действий.













Список литературы

Гальперин П.Я. Формирование умственных действий.// Познавательные психические процессы. Под ред А.Г. Маклакова.- Спб.: Питер, 2001.- С420-434.
Джемс У. Мышление. \\ Познавательные психические процессы. Под ред А.Г. Маклакова.- Спб.: Питер, 2001.- - С.396.
Зак А. З. Характеристика авторского мышления у младших школьников / Вопр. психол. 1988. № 2. С.69.
Кондаков И.М. Практикум по общей психологии.- М.: Сфера, 2001.-224с.
Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология.- М.: Медпресс- информ, 2005.
Пиаже Ж. Природа интеллекта//Познавательные психические процессы. Под ред А.Г. Маклакова.- Спб.: Питер, 2001.- С420-434.
Практикум по возрастной психологии/ Под ред. Л.А.Головей.-СПб.: Речь, 2002.
Психология человека от рождения до смерти.- СПб.: прайм- ЕВРОЗНАК, 2002.-656с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- СПб.: Питер, 2001.-720с.
Филатов Ф.Р. Общая психология.- Ростов н/Д: Феникс, 2007.- 544с.












Приложение 1
Методика «Исключение лишнего»
Цель: изучение способности к обобщению у младших школьников.
Оборудование: листок с двенадцатью рядами слов типа:
Лампа, фонарь, солнце, свеча.
Сапоги, ботинки, шнурки, валенки.
Собака, лошадь, корова, лось.
Стол, стул, пол, кровать.
Сладкий, горький, кислый, горячий.
Очки, глаза, нос, уши.
Трактор, комбайн, машина, сани.
Москва, Киев, Волга, Минск.
Шум, свист, гром, град.
Суп, кисель, кастрюля, картошка.
Береза, сосна, дуб, роза.
Абрикос, персик, помидор, апельсин.
Порядок исследования. Ученику необходимо в каждом ряду слов найти такое, которое не подходит, лишнее, и объяснить почему.
Обработка и анализ результатов.
Определить количество правильных ответов (выделение лишнего слова).
Установить, сколько рядов обобщено с помощью двух родовых понятий (лишняя «кастрюля» – это посуда, а остальное – еда).- 1 балл
Выявить, сколько рядов обобщено с помощью одного родового понятия. – 0.5 баллов
Определить, какие допущены ошибки, особенно в плане использования для обобщения несущественных свойств (цвета, величины и т.д.).
Ключ к оценке результатов. Высокий уровень – 7-12 рядов обобщены с родовыми понятиями; хороший – 5-6 рядов с двумя, а остальные с одним; средний – 7-12 рядов с одним родовым понятием; низкий – 1-6 рядов с одним родовым понятием.



















Приложение 2
Методика «Четвертый лишний»
Позволяет выделить уровень развития понятийного мышления, умения оперировать образами предметов и способность отнесения их к определенному классу понятий.
Испытуемому предлагается 5 карточек, на каждой из которых изображено по 4 разных предмета. Инструкция: внимательно посмотрите на каждую карточку. Вам нужно определить, какой из изображенных на карточке 4-х предметов лишний, т.е. не подходит к группе трех предметов объединенных каким-то общим признаком.
Учитывается время и точность. На примере 1 карты экспериментатор проверяет, правильно ли понята инструкция.
Обработка результатов. Оценка: А=В+Т, где В – оценка успешности, Т – оценка времени.
    В Время(с) Т   I карта 1.бурав 2.шуруп 3.пила 4.топор 1 9 1 5 6 6-60 6-120 120 +1 0 -1 -2 А1=В1+Т1 II карта 1.карандаш 2.авторучка 3.ученич.перо 4.тетрадь 1 1 5 9 3 3-40 40-60 60 +1 0 -1 -2 А2=В2+Т2 III карта 1.часы 2.очки 3.весы 4.термометр 1 9 1 1 3 3-40 40-60 60 +1 0 -1 -2 А3=В3+Т3 IV карта 1.шкаф 2.кровать 3.комод 4.этажерка 1 9 1 5 3 3-40 40-60 60 +1 0 -1 -2 А4=В4+Т4 V карта 1.пуговица 2.катушка 3.пряжа 4.крючок 1 9 1 1 3 3-40 40-60 60 +1 0 -1 -2 А5=В5+Т5 Общая оценка в баллах складывается из оценок показателей успешности по всем картам, кроме А1, которая рассматривается как тренировочный этап.
А=А2+А3+А4+А5
В зависимости от полученных баллов уровень развития мышления оценивается как: средний -20-36 баллов, выше среднего -37-40 баллов, ниже среднего 20 баллов.








Приложение 3
Тест «Классификация»
Цель: исследование логичности мышления.
Стимульный материал: набор 16 карточек с изображением животных, мебели, фруктов и овощей.
Инструкция: разложи картинки на четыре группы. В каждой группе картинки должны подходить друг к другу так, чтобы их можно было назвать «одним словом».
Обработка результатов: выполнение задания ниже 50% результата соответствует низкому уровню развития логичности мышления, что может свидетельствовать о наличии ЗПР.
Особенности выполнения методики. Дети с ЗПР не могут объяснить свои действия и ответы.


Филатов Ф.Р. Общая психология.- Ростов н/Д: Феникс, 2007.- 544с.
Джемс У. Мышление. \\ Познавательные психические процессы. Под ред А.Г. Маклакова.- Спб.: Питер, 2001.- - С.396.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- СПб.: Питер, 2001.-720с.
Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология.- М.: Медпресс- информ, 2005.

Практикум по возрастной психологии/ Под ред. Л.А.Головей.-СПб.: Речь, 2002.
Психология человека от рождения до смерти.- СПб.: прайм- ЕВРОЗНАК, 2002.-656с.

Гальперин П.Я. Формирование умственных действий.// Познавательные психические процессы. Под ред А.Г. Маклакова.- Спб.: Питер, 2001.- С435-444.
Пиаже Ж. Природа интеллекта//Познавательные психические процессы. Под ред А.Г. Маклакова.- Спб.: Питер, 2001.- С420-434.
Практикум по возрастной психологии/ Под ред. Л.А.Головей.-СПб.: Речь, 2002.
Филатов Ф.Р. Общая психология.- Ростов н/Д: Феникс, 2007.- 544с.

Кондаков И.М. Практикум по общей психологии.- М.: Сфера, 2001.-224с.
Филатов Ф.Р. Общая психология.- Ростов н/Д: Феникс, 2007.- 544с.
Практикум по возрастной психологии/ Под ред. Л.А.Головей.-СПб.: Речь, 2002.













30

Список литературы

1.Гальперин П.Я. Формирование умственных действий.// Познавательные психические процессы. Под ред А.Г. Маклакова.- Спб.: Питер, 2001.- С420-434.
2.Джемс У. Мышление. \\ Познавательные психические процессы. Под ред А.Г. Маклакова.- Спб.: Питер, 2001.- - С.396.
3.Зак А. З. Характеристика авторского мышления у младших школьников / Вопр. психол. 1988. № 2. С.69.
4.Кондаков И.М. Практикум по общей психологии.- М.: Сфера, 2001.-224с.
5.Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология.- М.: Медпресс- информ, 2005.
6.Пиаже Ж. Природа интеллекта//Познавательные психические процессы. Под ред А.Г. Маклакова.- Спб.: Питер, 2001.- С420-434.
7.Практикум по возрастной психологии/ Под ред. Л.А.Головей.-СПб.: Речь, 2002.
8.Психология человека от рождения до смерти.- СПб.: прайм- ЕВРОЗНАК, 2002.-656с.
9.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- СПб.: Питер, 2001.-720с.
10.Филатов Ф.Р. Общая психология.- Ростов н/Д: Феникс, 2007.- 544с.


Вопрос-ответ:

Какую роль играет мышление в психике человека?

Мышление играет важную роль в психике человека, так как является основным познавательным процессом. Оно позволяет нам анализировать информацию, организовывать знания, решать проблемы, прогнозировать будущее и принимать решения.

Какие особенности имеет мышление как познавательный процесс?

Мышление имеет ряд особенностей как познавательный процесс. Во-первых, оно является сознательным и осознанным процессом, который происходит в нашем сознании. Во-вторых, оно связано с усвоением и преобразованием информации, которая поступает к нам из окружающего мира. В-третьих, оно включает в себя различные операции, такие как анализ, синтез, абстрагирование и обобщение.

Какие виды мышления существуют?

Существует несколько видов мышления. Это практическое мышление, которое связано с решением конкретных задач и проблем; теоретическое мышление, которое направлено на абстрактное и логическое мышление; образное мышление, которое основано на использовании образов и визуализации; творческое мышление, которое позволяет генерировать новые идеи и концепции; и формальное мышление, которое используется для работы с формальными системами и символами.

Как развивается мышление в детском возрасте?

Мышление развивается постепенно в детском возрасте. Вначале дети обладают преимущественно сенсорным мышлением, которое основано на восприятии и ощущениях. Затем они начинают развивать практическое мышление, обучаясь решать проблемы и выполнять задачи. В конце детского возраста формируется абстрактное и логическое мышление, что позволяет структурировать информацию и анализировать ее.

Какие методы исследования мышления существуют?

Существует несколько методов исследования мышления. Один из них - экспериментальный метод, который позволяет изучать процессы мышления в контролируемых условиях. Другой метод - наблюдение, который позволяет изучать мышление в естественных условиях. Также используются методы анкетирования и интервью, которые помогают выявить предпочтения и суждения людей.

Что такое мышление и как оно выступает в качестве познавательного процесса?

Мышление - это сложный познавательный процесс, который позволяет нам воспринимать, анализировать, интерпретировать и использовать информацию, полученную от внешнего мира. Оно является формой нашего интеллекта и позволяет нам решать проблемы, принимать решения и делать выводы. Мышление играет важную роль в развитии нашего познания и помогает нам понять мир вокруг нас.

Какие особенности имеет мышление как познавательный процесс?

Мышление имеет несколько особенностей как познавательный процесс. Во-первых, оно является субъективным, каждый человек имеет свои уникальные мыслительные процессы. Во-вторых, мышление строится на основе общественно-исторических условий и культуры, которые влияют на формирование наших мыслительных способностей. В-третьих, мышление характеризуется логической структурой, включающей в себя понятия, суждения и рассуждения.

Какие виды мышления выделяются?

Выделяются различные виды мышления, такие как логическое мышление, творческое мышление, эмоциональное мышление и интуитивное мышление. Логическое мышление основано на законах логики и позволяет строить логические цепочки рассуждений. Творческое мышление используется для нахождения нестандартных решений проблем. Эмоциональное мышление связано с чувственным восприятием и оценкой. Интуитивное мышление основано на внутреннем чувстве и позволяет нам принимать решения без явного логического анализа.

Как происходит развитие мышления в детском возрасте?

Развитие мышления в детском возрасте происходит постепенно и протекает через несколько стадий. Сначала дети используют сенсомоторные схемы для восприятия окружающего мира. Затем они начинают формировать внутренние образы и символы, используя их для мышления и решения проблем. В конечном итоге, дети развивают абстрактное мышление, способность к анализу и рассуждениям. Под влиянием общественных условий и образования, развитие мышления в детском возрасте может продвигаться соответствующим образом.

Какие особенности имеет мышление как познавательный процесс?

Мышление, как познавательный процесс, обладает рядом особенностей. Во-первых, оно является активным и направленным на решение задач и проблем. Во-вторых, оно осуществляется с помощью внутренних образов и операций, таких как анализ, сравнение, синтез и т.д. В-третьих, мышление обладает способностью к обобщению и классификации объектов и явлений. Также мышление может быть логическим или эмоциональным, а также может включать в себя творческий компонент.

Какие виды мышления существуют?

Существует несколько видов мышления. Одним из них является логическое мышление, которое основано на логических операциях и правилах. Также существует ассоциативное мышление, которое основано на формировании связей и ассоциаций между объектами и явлениями. Еще одним видом мышления является творческое мышление, которое отличается открытостью, нестандартностью и способностью генерировать новые идеи и решения.

Как развивается мышление в детском возрасте?

Мышление в детском возрасте проходит через несколько стадий развития. В начальном возрасте дети обладают предметным мышлением, то есть могут мыслить только конкретными объектами и явлениями. Постепенно они начинают развивать операционное мышление, основанное на обобщении и классификации. В подростковом возрасте происходит формирование абстрактного и рефлексивного мышления, которое позволяет анализировать и обобщать сложные явления и процессы.