Самообучение и самовоспитание.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогическая психология
  • 27 27 страниц
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 06.05.2011
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ I. ПОНЯТИЕ О САМОВОСПИТАНИИ И САМООБРАЗОВАНИИ И ИХ СОЦИАЛЬНАЯ ДЕТЕРМИНАЦИЯ
РАЗДЕЛ II. ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ И МЕХАНИЗМ САМОВОСПИТАНИЯ И САМООБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
РАЗДЕЛ III. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ПОБУЖДАЮЩИЕ ЛИЧНОСТЬ К САМОВОСПИТАНИЮ
РАЗДЕЛ IV. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА САМОВОСПИТАНИЯ И ЕГО ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА



Фрагмент для ознакомления

3).
Рассмотрим сущность каждого из этих методов.
Метод самоубеждения. Сущность его состоит в том, что ученик, выявив свои недостатки, например, неумение держать свое слово, убеждает себя в необходимости изжития этого недостатка, при этом нельзя ограничиваться только мысленным самоубеждением. Гораздо эффективнее оно становится тогда, когда учащийся будет вслух убеждать себя, то есть несколько раз проговаривать: «Нехорошо давать слово и не держать его», «Надо постараться всегда держать свое слово» и т.д.
Метод самовнушения. Его сущность заключается в том, что человек сам стремится воздействовать на собственную психику и чувства, сам, как правило, вслух внушает себе, как он будет вести себя или каких действий не будет делать. Например, ученик, который решил покончить со сквернословием, внушает себе, проговаривая вслух: «Я никогда не употреблю плохих слов», «Я не допускаю сквернословия», «Скверные слова позорят того, кто их употребляет» и т.д.
Самовнушение нужно осуществлять до того времени, пока не будет преодолен недостаток. Воздействие самовнушения обусловливается тем, что, закрепившись в сознании и чувствах ученика, оно определяет его поведение.
Самообязательство (добровольное задание самому себе осознанных целей и задач совершенствования, решение сформировать у себя те или иные качества). Этот метод по своей сущности близок к методу самоубеждения. Он предполагает, что учащийся, задавшись целью преодолеть у себя тот или иной недостаток и выработать какое-то положительное качество, например, аккуратное выполнение домашних заданий по математике и языкам, берет на себя обязательство не проявлять поспешности, хорошо обдумывать порядок выполнения заданных учителем упражнений, чтобы не допускать ошибок и поправок.


Рис. 3. Основные методы самовоспитания
Любое самообязательство необходимо неоднократно проговаривать, чтобы оно закрепилось в сознании. В таком случае оно и будет побуждать ученика к достижению намеченной цели и способствовать формированию соответствующей привычки [7, c.484].
Метод самокритики. Сущность его в том, что ученик, который выявил у себя тот или иной недостаток и поставил перед собой цель изжить его, подвергает себя самокритике с тем, чтобы мобилизовать свои волевые усилия к его быстрейшему преодолению. Например, школьник, обративший внимание на свою небрежность в отношении к учебникам и тетрадям, а также к своему внешнему виду, начинает упрекать себя: «Какой я небрежный! Надо мной смеются в классе. Небрежность – примета бескультурья» и т.д. Естественно, самокритику необходимо практиковать до того времени, пока не будет достигнута поставленная цель.
Метод эмпатии, или мысленного переноса себя в положение другого человека, сопереживания его чувств. Этот метод особенно хорош, когда речь идет о самовоспитании отзывчивости к людям, стремления к взаимопомощи. Сущность его отражена в самом названии.
В процессе самовоспитания школьник вырабатывает у себя положительные качества и преодолевает отрицательные, ставя себя в положение другого человека, сопереживая его чувствам, и таким образом побуждает себя к самосовершенствованию. Когда, например, ученик ловит себя на мысли, с какой неприязнью воспринимают люди черствость, бездушие, грубость, и сопереживает их чувствам в подобном положении, он задумывается над тем, чтобы преодолеть у себя эти недостатки. Вряд ли найдется школьник, которого не шокировала бы грубость и нечестность Собакевича из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» и не возбуждала бы сочувственного и душевного отношения к людям.
Самопринуждение, или самоприказ. Это очень действенный метод самовоспитания. Он применяется в тех случаях, когда учащийся определил те или иные правила поведения, например, вставать утром ровно в 7 часов, не проявляет достаточной силы воли в соблюдении данного правила. Проснувшись в указанное время, учащемуся следует заставить себя сразу встать с постели, проговаривая вслух или про себя следующие слова: «Немедленно вставай! Хватит лежать. Уже 7 часов». Этот метод нужно применять и во многих других случаях, когда ученик чувствует у себя недостаток волевых усилий.
Метод самонаказания. Как следует из его названия, он применяется тогда, когда в процессе самовоспитания человек делает те и другие отступления от намеченных им самим правил поведения. Обнаружив такие отступления, нужно обязательно использовать определенные санкции по отношению к самому себе и применять то или иное наказание. Например, восьмиклассник, поставивший перед собой цель изжить плохие оценки, начал хорошо готовиться к занятиям. Но однажды, договорившись со своим другом пойти в кино, не подготовился к занятиям и на второй день получил двойку. В порядке самонаказания он лишил себя возможности в следующий раз пойти на прогулку или в кино.
В данном смысле исторический интерес вызывает следующий факт. Томас Мор, будучи уже канцлером, то есть премьер-министром Англии, имел в своем рабочем кабинете специальную плетку, которой он «наказывал» себя, когда совершал неверные поступки. Пример этот приводится здесь не для копирования. Он имеет значение в том смысле, что когда человек занимается самовоспитанием, нельзя обходиться без контроля и определенных санкций в случае отступления от установленных для себя правил и требований.
На практике всегда стоит задача не просто применить один из методов, а выбрать наилучший, оптимальный. Выбор методов - это всегда поиск оптимального пути самовоспитания. Оптимальным называется наиболее выгодный путь, позволяющий быстро и с разумными затратами энергии, средств достичь намеченной цели.
Таким образом, в данном разделе мы рассмотрели основные методы самовоспитания. К основным методам самовоспитания относятся: самоубеждение; самообязательство; самокритика; мысленный перенос себя в положение другого человека (эмпатия); самопринуждение; самоприказ; самонаказание.





ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Человек, как личность, не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития и воспитания. Человек - саморегулируемая, саморазвивающаяся система со всем комплексом его наследственных, врожденных, приобретенных и развитых в процессе жизни качеств. Кроме воспитания извне, можно отметить значительную роль самовоспитания для формирования человека.
Самовоспитание - управляемое личностью саморазвитие. Но в то же время самовоспитание и саморазвитие не одно и то же. Саморазвитие - процесс объективный, не зависящий от разума и воли человека. Самовоспитание - процесс изменения человеком самого себя под влиянием сознания и воли. Самовоспитание - высшая форма саморазвития. Зрелое самовоспитание предусматривает сознательное и целенаправленное участие человека в разностороннем развитии собственной личности.
Самовоспитание осуществляется в процессе самоуправления, которое строится на основе сформулированных человеком целей, программы действий, контроля за выполнением программы, оценки полученных результатов, а также самокоррекции.
К основным методам самовоспитания относятся: самоубеждение; самообязательство; самокритика; мысленный перенос себя в положение другого человека (эмпатия); самопринуждение; самоприказ; самонаказание. Для повышения эффективности воспитания и самовоспитания необходимо учитывать комплекс личностных характеристик человека.
В настоящее время одной из важнейших задач образовательных учреждений становится формирование готовности молодых людей к самообучению, что обеспечит их будущий личностный и профессиональный рост.
Качество получаемых знаний при самообучении напрямую зависит от качества и количества необходимого доступного материала, а также от желания (мотивации) индивидуума их получить. Важно учитывать, что при обучении осуществляется целенаправленный процесс, взаимодействие ученика и учителя для формирования знаний, умений и навыков, обычно по определенной программе, в которой изложен порядок изучения и объём изучаемого материала. Знания, полученные в процессе самообучения крепче помнятся, но в них возможны пробелы, в силу того, что при самообучении порядок и объём изучаемого материала определяется зачастую самим самообучающимся.
Подводя итоги, можно сделать следующие выводы. Все вышесказанное говорит об исключительно большой роли самовоспитания и самообразования в развитии и формировании личности. Главная воспитательная задача в управлении самовоспитанием и самообразованием заключается в том, что надо сформировать в человеке положительные качества и привести в действие такие факторы, как самосознание, увлеченность, направленность, умение управлять собой и т.д.



ЛИТЕРАТУРА


Блонский П.П. Избр. пед. и психол. соч.: В 2 т. М., 1979. Т.1.
Ковалев А.Г. Личность воспитывает себя. М., 1983.
Кочетов Л.И. Педагогические основы самовоспитания. М, 1974.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М: Народное образование, 1998.
Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Серия «Высшее образование». – 3 – е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
Ушинский К.Д. Собр. соч. Т. 11. - М., 1988.
Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб / И.Ф. Харламов. – 7-е изд. – Мн.: Университетское, 2002.












28




Компоненты самовоспита-ния


Анализ, самооценка и постановка целей



Разработка программы



Определение методов



Аутотренинг



Самоконтроль


Положительные примеры

Здоровые дискуссии и критика, оценка недостатков в поведении и характере


Внесение атмосферы соревнователь-ности


Притязание личности на признание своего достойного места в коллективе


Формирование идеалов и ценностей

Факторы, побуждающие к самовоспита-нию



Самонаказание



Самоприказ



Самопринуж-дение



Эмпатия



Самокритика



Самообязатель-ство



Самоубеждение


Методы самовоспита-ния

ЛИТЕРАТУРА


1.Блонский П.П. Избр. пед. и психол. соч.: В 2 т. М., 1979. Т.1.
2.Ковалев А.Г. Личность воспитывает себя. М., 1983.
3.Кочетов Л.И. Педагогические основы самовоспитания. М, 1974.
4.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М: Народное образование, 1998.
5.Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Серия «Высшее образование». – 3 – е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
6.Ушинский К.Д. Собр. соч. Т. 11. - М., 1988.
7.Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб / И.Ф. Харламов. – 7-е изд. – Мн.: Университетское, 2002.

Вопрос-ответ:

Что такое самовоспитание и самообразование?

Самовоспитание и самообразование - это процессы, направленные на совершенствование личности. Самовоспитание предполагает формирование положительных качеств, ценностей и навыков, а самообразование - это обновление и расширение знаний и компетенций в различных сферах жизни.

Какие движущие силы стимулируют самовоспитание и самообразование личности?

Движущими силами самовоспитания и самообразования являются внутренние мотивы и стремления личности. Это может быть желание для самосовершенствования, удовлетворение интеллектуальной или эмоциональной потребности, стремление достичь успеха и самореализации.

Какие факторы могут побуждать личность к самовоспитанию?

Личность может быть побуждена к самовоспитанию различными факторами. Это могут быть социальная среда, образовательные возможности, личный интерес к развитию, воспитание и влияние родителей и наставников, а также стремление к достижению определенных целей или реализации себя.

Как организовать процесс самовоспитания и самообразования?

Организация процесса самовоспитания и самообразования включает в себя определение целей и задач, выбор методов и способов обучения, создание планов и расписаний, постановку конкретных задач на каждый этап. Важно также учесть личные предпочтения и возможности личности, чтобы обеспечить эффективность процесса.

Что такое метод самоубеждения?

Метод самоубеждения представляет собой осознанное распознавание и признание недостатков или ошибок в собственном поведении или навыках. Этот метод помогает ученику стать более самокритичным и способствует процессу самовоспитания.

Что такое самовоспитание и самообразование?

Самовоспитание и самообразование - это процессы личностного развития, осуществляемые самим человеком. Самовоспитание направлено на формирование моральных и этических качеств, самообразование - на приобретение знаний и навыков.

Какие силы и механизмы лежат в основе самовоспитания и самообразования личности?

Самовоспитание и самообразование личности опираются на различные силы и механизмы. Среди них можно выделить внутреннюю мотивацию, желание самосовершенствования, умение самоанализировать свои поступки и действия, готовность к самокритике и саморегуляции.

Что побуждает личность к самовоспитанию?

К самовоспитанию личности побуждают различные факторы. Среди них можно выделить стремление к саморазвитию, желание улучшить свои навыки и качества, потребность в самосовершенствовании. Внешние факторы, такие как образовательная среда или влияние общества, также могут стимулировать личность к самовоспитанию.

Какие методы используются в самовоспитании и самообразовании личности?

В самовоспитании и самообразовании личности применяются различные методы. Один из таких методов - метод самоубеждения, который заключается в том, чтобы выявить свои недостатки и работать над их исправлением. Другие методы включают самоконтроль, развитие самоанализа, применение саморегуляции и постановку целей.