Методические особенности преподавания у подростков на уроках ИЗО

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Методика преподавания
  • 26 26 страниц
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 24.10.2008
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение
1. Теоретические подходы к обучению изобразительному искусству и созданию художественного образа у подростков (9-10 лет)
1.1 Педагогические условия успешного обучения изобразительному искусству
1.2 Методика обучения изобразительному искусству
2. Возрастные особенности подростков в процессе обучения изобразительному искусству
2.1 Особенности возрастной психологии детей 9-10 лет
2.2 Основные психические процессы детей 9-10 лет
3. Методические приемы создания художественного образа на уроках изобразительного искусства
3.1 Деятельность педагога на уроках изобразительного искусства
3.2 Разработка плана-конспекта урока
3.2.1. Урок-беседа
3.2.2 Урок-практика
3.3.3 Урок-игра
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

Разработаны формы и методы привлечения будущих учителей к творческой учебной деятельности; отражена структура творческой деятельности учителя; обоснован процесс формирования творческих компонентов педагогического мышления . Вопросам подготовки студентов к творческому решению педагогических задач посвящены работы Л. В. Ведерниковой, Г. И. Ильина, В. А. Кан-Калика, И. А. Малаховой, Н. Д. Никандрова, Н. В. Палехи, Н. И. Пилюгиной, Ю. О. Турчаниновой, С. Л. Чуйковой и др. Авторы едины во мнении, что творчество всегда предполагает развитие индивидуальности, которая предопределяет появление собственного стиля деятельности. Исследователями отмечается, что формирование индивидуального стиля обусловлено не только типологическими особенностями нервной системы, но и личностными качествами человека, его способностями, умениями, навыками, привычками. В этой связи становится актуальным вопрос о поиске средств становления творческого стиля деятельности. При рассмотрении средств становления творческого стиля деятельности предпочтение отдается тем, которые способствуют активизации, актуализации качеств личности; становлению индивидуальности; развитию креативности мышления. К числу средств становления творческого стиля педагогической деятельности авторы относят и исследовательский подход. Сущность исследовательского подхода состоит:
- во введении общих и частных методов научного исследования в процесс учебного познания на всех его этапах;
- в организации учебной и внеучебной научно-образовательной, поисково-творческой деятельности;
- в актуализации внутрипредметных, межпредметных и межцикловых связей;
- в усложнении содержательной и совершенствовании процессуальной сторон познавательной деятельности;
- в изменении характера взаимоотношений «учитель-ученик-коллектив» в сторону сотрудничества.
Таким образом, исследовательский подход можно охарактеризовать как путь знакомства обучающихся с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности.
Проектную деятельность в последнее время всё чаще рассматривают в качестве средства становления творческого стиля педагогической деятельности. Метод проектов, ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний (порой и путем самообразования) для активного включения в освоение новых способов человеческой деятельности.



3.2 Разработка плана-конспекта урока
3.2.1. Урок-беседа
Тема: Виды искусства. Натюрморт.
Тип: беседа
Цели урока: обучающая – научить видеть, понимать и анализировать
изображение, сравнивать и видеть отличия и
особенности;
- развивающая – развитие умения различать различные
средства выразительности;
- воспитывающая – воспитание чувства красоты, гармонии,
Композиции.
Оснащение урока: несколько репродукций натюрмортов с разным
содержанием, среди них картины, на которых
изображены плоды; пейзажа И. Левитана «Золотая
осень», жанровой картины «Ужин тракториста» А.
Пластова.
План урока:
организационно-подготовительная часть:
- проверка готовности к уроку.
теоретическая часть:
- беседа по теме;
- рассматривание репродукций и их сравнение;
- ознакомление со средствами выразительности;
- разбор цветового оттенка и тоновой насыщенности изображения.
организационно-заключительная часть:
- подведение итогов;
- выдача домашнего задания.


3.2.2 Урок-практика
Тема: Виды искусства. Графика.
Тип: применения теории на практике
Цели урока: обучающая – формирование пространственного
воображения при размещении рисунка на листе,
выбор способов штриховки, создание
композиции;
- развивающая – развитие практических навыков при
выполнении графических изображений;
- воспитывающая – воспитание творческого подхода к
работе.
Оснащение урока: тонированная бумага, тушь, перо, тонкая кисть.
План урока:
организационно-подготовительная часть:
- проверка готовности к уроку.
2) теоретическая часть:
- понятие графики;
- техники выполнения графики;
3) практическая часть: выполнение работы в технике «Графика»: рисунок 2-3 деревьев или кустарников зимнего леса.
организационно-заключительная часть:
- подведение итогов;
- уборка рабочих мест;
- выдача домашнего задания.





3.3.3 Урок-игра
Тема: Виды искусства.
Тип: познавательная игра
Цели урока: обучающая – формирование культуры поведения,
трудовой дисциплины, подведение итогов
учебно-воспитательной работы;
- развивающая – развитие творческого начала, здоровой
конкуренции и уважения;
- воспитывающая – воспитание уважения к собственному
труду.
Оснащение урока: репродукции, рисунки, бланки кроссвордов, бумага, карандаши, краски, кисти.
План урока:
организационно-подготовительная часть:
- оформление класса работами учащихся;
- проверка готовности к уроку.
практическая часть:
- обсуждение работ;
- отгадывание кроссворда;
- проведение соревнования «Угадай и нарисуй героя сказки».
организационно-заключительная часть:
- подведение итогов;
- уборка рабочих мест;
- выдача домашнего задания.

Заключение

Задача развития индивидуальных художественных возможностей школьников, воспитания в них новаторского отношения к труду всё больше овладевает педагогическим сознанием преподавателей.
Творчески работающий педагог находится в постоянном поиске путей и средств решения задач трудового воспитания, а также вопросов развития индивидуально художественных особенностей. Поэтому задачей руководителя кружка является заложить основы творческого потенциала ребёнка и его художественного развития.
В работе с детьми школьного возраста на уроках изобразительного искусства можно организовать увлекательный процесс развития индивидуальных возможностей.
Большинство исследователей, затрагивающих проблему развития индивидуальных художественных способностей школьников, считает, что этому способствует возможность проявить свои умения на занятиях, показать неповторимость своего произведения и технику его выполнения. Поэтому учителя обязательно должны целенаправленно выявлять склонности детей и, учитывая педагогические требования, предлагать им темы работ в соответствии с их интересами и возможностями. Необходимо позволять детям самим предлагать вид работы, способы работы, экспериментировать, вносить новшества. Индивидуальный труд учащихся во время занятия заключается в том, что под общим руководством преподавателя школьники самостоятельно выполняют интересующие их трудовые задания. Тематика, содержание, сложность и трудоёмкость этих заданий должны подбираться с учётом возрастных и индивидуальных особенностей школьников для успешного выполнения намеченных планов.
Индивидуально художественные особенности – понятие широкое. Оно заключает в себе умение ребёнком своеобразно, по-своему выполнить задание преподавателя. Проявить свою фантазию, воображение, быстроту, умение владеть инструментами и материалом. Воспитание осуществляется одинаково для всех детей, но в зависимости от его индивидуальности, оно воспринимается по-разному.
В наше время каждый ребёнок стремится быть непохожим на остальных, это проявляется в стремлении лучше учиться, одеваться, выглядеть. Поэтому задачей учителя является уделить внимание индивидуальным желаниям и требованиям детей.
Индивидуальному развитию способствует формирование самостоятельной работы, которая активизирует ребят для достижения наилучшего результата, овладения умениями и навыками. Довольно часто самостоятельной считают любую работу по изготовлению изделия, объясняя это так: ребята ведь сами делают. Действительно, учащиеся сами выполняют трудовые операции, но чаще всего их деятельность носит подражательный характер. Что не ведёт к умению индивидуального проявления и к развитию творческого мышления.
Список использованной литературы

Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учебное пособие. – М.: Академия, 2002.
Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. – М.: Столетие, 1998.
Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000.
Методика обучения технологий. Книга для учителя. / Под ред. В. Д. Симоненко. – Ишим: Ишимского государственного педагогического университета. МНЦ «технология», 1998.
Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология: Учебник. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996.
Ростовцен Н.М. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. – М.: Агар, 1998.
Рубинштейн С.Я. Общая психология – СПб.: Питер, 2000
Смирнова Е.О. Психология ребенка.- М.: Школа-Пресс. 1997.
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учебное пособие. – И.: Академия, 2006.
Эльконин Д.Б. Психология развития: Учебное пособие. – М.: Aкадемия, 2001.
Юрчук В.В. Современный словарь по психологии – Мн.: Современное слова, 1998.
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учебное пособие. – И.: Академия, 2006.
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учебное пособие. – И.: Академия, 2006.
Ростовцен Н.М. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. – М.: Агар, 1998.
Ростовцен Н.М. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. – М.: Агар, 1998.
Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология: Учебник. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996.
Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология: Учебник. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996.
Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология: Учебник. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996.
Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология: Учебник. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996.

Эльконин Д.Б. Психология развития: Учебное пособие. – М.: Aкадемия, 2001.
Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учебное пособие. – М.: Академия, 2002.
Эльконин Д.Б. Психология развития: Учебное пособие. – М.: Aкадемия, 2001.
Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учебное пособие. – М.: Академия, 2002.
Методика обучения технологий. Книга для учителя. / Под ред. В. Д. Симоненко. – Ишим: Ишимского государственного педагогического университета. МНЦ «технология», 1998.

Методика обучения технологий. Книга для учителя. / Под ред. В. Д. Симоненко. – Ишим: Ишимского государственного педагогического университета. МНЦ «технология», 1998.









2

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учебное пособие. – М.: Академия, 2002.
2.Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. – М.: Столетие, 1998.
3.Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000.
4.Методика обучения технологий. Книга для учителя. / Под ред. В. Д. Симоненко. – Ишим: Ишимского государственного педагогического университета. МНЦ «технология», 1998.
5.Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология: Учебник. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996.
6.Ростовцен Н.М. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. – М.: Агар, 1998.
7.Рубинштейн С.Я. Общая психология – СПб.: Питер, 2000
8.Смирнова Е.О. Психология ребенка.- М.: Школа-Пресс. 1997.
9.Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учебное пособие. – И.: Академия, 2006.
10.Эльконин Д.Б. Психология развития: Учебное пособие. – М.: Aкадемия, 2001.
11.Юрчук В.В. Современный словарь по психологии – Мн.: Современное слова, 1998.

Вопрос-ответ:

Какие теоретические подходы используются при обучении изобразительному искусству у подростков?

При обучении изобразительному искусству у подростков могут использоваться различные теоретические подходы, такие как когнитивный, эмоционально-ценностный, художественно-дидактический. Они позволяют учителю воздействовать на различные аспекты развития учащихся и помогают им формировать художественное мышление и творческие способности.

Какие педагогические условия необходимы для успешного обучения изобразительному искусству у подростков?

Для успешного обучения изобразительному искусству у подростков необходимы следующие педагогические условия: создание доверительной атмосферы в классе, учет особенностей возраста и индивидуальных особенностей каждого ученика, использование интерактивных методов обучения, разнообразие материалов и техник, поэтапное и систематическое обучение, а также поощрение и поддержка творческого самовыражения учащихся.

Какая методика обучения используется при преподавании изобразительного искусства подросткам?

При преподавании изобразительного искусства подросткам часто используется комбинированная методика, включающая в себя элементы дидактических игр, творческих заданий, анализа произведений искусства, мастер-классов и самостоятельной работы. Учитель стимулирует творческое мышление учащихся, помогает им развивать художественные навыки и открыть свой собственный художественный стиль.

Какие возрастные особенности подростков влияют на процесс обучения изобразительному искусству?

Подростки в возрасте 9-10 лет имеют свои особенности развития, которые влияют на процесс обучения изобразительному искусству. Они активно интересуются внешним миром, развивают воображение и творческое мышление. Также на этом возрастном этапе формируются основные психические процессы, такие как внимание, память, мышление. Учителя должны учитывать эти особенности и предлагать учащимся задания, которые будут стимулировать их творческий потенциал и помогут развить художественные навыки.

Какие теоретические подходы используются для обучения изобразительному искусству у подростков 9-10 лет?

Для обучения изобразительному искусству у подростков 9-10 лет используются различные теоретические подходы, такие как гуманистический подход, который ставит акцент на развитие творческого потенциала каждого ученика; культурно-исторический подход, который ориентируется на изучение художественной культуры разных эпох и народов; системно-деятельностный подход, который основывается на активной практической деятельности учащихся, развивающей творческое мышление и навыки рисования.

Какие педагогические условия важны для успешного обучения изобразительному искусству у подростков 9-10 лет?

Для успешного обучения изобразительному искусству у подростков 9-10 лет необходимо создание следующих педагогических условий: наличие оснащенных художественных классов, доступ к различным художественным материалам и инструментам; грамотная организация учебного процесса, включающая подбор интересных и познавательных заданий; индивидуальный подход к каждому ученику, учет его особенностей и потребностей; позитивная и поддерживающая атмосфера в классе.

Какой методика используется при обучении изобразительному искусству у подростков 9-10 лет?

При обучении изобразительному искусству у подростков 9-10 лет используется комплексная методика, включающая в себя различные приемы и задания. Применяются методы наблюдения, эксперимента, практической деятельности, а также методы теоретического изучения художественных понятий и принципов. Важным элементом методики является развитие творческого мышления и воображения подростков через создание собственных художественных образов.

Какие особенности возрастной психологии можно выделить у подростков 9-10 лет?

У подростков 9-10 лет можно выделить несколько особенностей возрастной психологии. В этом возрасте у детей начинает формироваться логическое мышление, они способны анализировать и сравнивать различные явления и объекты. Вместе с тем, у подростков еще сохраняются элементы сенсомоторного мышления и игровой активности. Также важным аспектом является социальное развитие, установление отношений с окружающими и формирование первых представлений о своей роли в сообществе.

Какие теоретические подходы используются при обучении изобразительному искусству подростков?

На уроках ИЗО для подростков применяются различные теоретические подходы, такие как культурологический, историко-педагогический, эстетический и психолого-педагогический. Культурологический подход предполагает изучение и художественного образа в контексте истории и культуры, историко-педагогический подход ориентирован на изучение и анализ художественных произведений, эстетический подход направлен на развитие эстетического восприятия и творческого мышления, а психолого-педагогический подход ориентирован на учет возрастных особенностей подростков и применение педагогических методов, способствующих развитию их творческого потенциала.

Какие педагогические условия являются важными для успешного обучения изобразительному искусству подростков?

Для успешного обучения изобразительному искусству подростков важными являются следующие педагогические условия: создание комфортной и творческой атмосферы на уроке, предоставление свободы самовыражения и самореализации, индивидуальный подход к каждому ученику, использование разнообразных методов и приемов обучения, обратная связь и анализ результатов творческой деятельности, сотрудничество с родителями и партнерами образовательного процесса. Кроме того, важно учитывать особенности возрастной психологии подростков и поддерживать их интерес к изобразительному искусству.

Какие возрастные особенности подростков влияют на процесс обучения изобразительному искусству?

Подростки в возрасте 9-10 лет проходят через период становления своей личности и поиска себя. Они начинают осознавать свои эмоции, развивается логическое мышление и абстрактное мышление. В этом возрасте возникает интерес к самовыражению и творчеству, поэтому обучение изобразительному искусству может стать для них особенно интересным. Однако, подростки также могут испытывать неуверенность в своих способностях, поэтому важно создать благоприятную атмосферу для проявления креативности и поддерживать их увлечение изобразительным искусством.