Этика ислама
Заказать уникальный реферат- 13 13 страниц
- 8 + 8 источников
- Добавлена 19.02.2010
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
1. Мораль – центральная проблема этической науки
2. Этические ценности ислама
3. Особенности морали ислама
Заключение
Список литературы
Коран признает справедливость норм равного воздаяния, не запрещая возмездия не потому, что в нем речь идет о насилии, а потому, что он сужает насилие, вводит в контролируемые рамки. Здесь возмездие оправдано как ограничение насилия между людьми.
Ислам своей пропагандистской деятельностью не формирует и не создает какую-то неизвестную мораль и этикет. Ислам пытается принизить определенные хорошие моральные качества человека и возвысить другие, приспосабливает каждый принцип морали к человеческой жизни, указывает ему подобающее место и максимально расширяет сферу его применения в жизни людей. Ни одна из сторон жизни и ее аспектов будь то действия отдельной личности, быт, общественные отношения, политика, экономика, рынок, школа, суд, полиция, лагерь, военные действия, мирные переговоры и т.д., не должна оставаться неохваченной исламской моралью.
Ислам делает мораль господствующей и определяющей во всех сферах культуры. Цель этого заключается в том, чтобы человеческой культурой управляли не страсти или амбиции, эгоизм или личные интересы, а возвышенная и чистая мораль в сочетании с добропорядочностью.
Моральные заповеди ислама дают общую, идеализированную формулировку принципов поведения, расширяющую, переосмысляющую, а подчас и отменяющую в каком-то отношении те нормы, которые были приняты на предыдущем уровне социальной организации. Универсальные этические предписания получают высшую духовную санкцию, а для придания ей непререкаемой силы создается «видимое тело» ислама – Коран, Сунна, хадисы, шариат, культовые действия и т.д.
Заключение
Ислам дает стабильный основополагающий авторитетный источник этического учения, который является руководством к действию во всех случаях жизни, начиная от простейших бытовых вопросов вплоть до глобальных и сложных проблем мировой политики. Эта религия стремится создать в обществе и в общественном мнении такую обстановку, которая бы побуждала отдельных людей и социальные группы твердо следовать определенным моральным нормам, но в то же время опирается не столько на силовые методы воздействия, сколько на психологические стимулы, сутью которых является идейная вера в Аллаха и Судный день.
Этика ислама довольно проста, в ней нет невыполнимых моральных предписаний.
В семейной морали и во взгляде ислама на взаимоотношения полов отразились понятия патриархально-родового уклада. Женщина – подчиненное существо, созданное Аллахом для услаждения мужчины. Вместе с тем в Коране признаются человеческие и гражданские права женщины.
Все мусульмане равны перед богом, но имущественные различия, богатство и бедность признаются естественным фактом, установленным самим Аллахом.
Любая мировая религия создавалась для того, чтобы укрепить связи между людьми, помочь им достойно принять все вызовы, возникающие в кризисных ситуациях, – и ислам в этом плане не является исключением. «Пять столпов» этой религии зиждутся на покорности Богу и помощи ближним.
Таким образом, идеология ислама проще, понятнее для широкой массы верующих, предписания его несложны и вполне выполнимы, что и определяет ее привлекательность для многих последователей.
Список литературы
Апресян Р.Г. Нормативные модели моральной рациональности // Мораль и рациональность / Отв. ред. Р.Г. Апресян. – М.: Ин-т философии, 1995. – С. 94-118.
Кардави Ю. Дозволенное и запретное в исламе / Ю. Кардави; пер. М. Саляхетдинов. – М.: Андалус, 2004. – 335 с.
Коран / АН СССР, Ин-т востоковедения; Пер. и коммент. И.Ю. Крачковского. – 2-е изд. – М.: Наука, 1990. – 727 с.
Максуд Р. Ислам / Пер. с англ. В. Новикова. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1998. 304 с.
Мишаткина Т.В. Этика: Учеб. пособ. / Т.В. Мишаткина, З.В. Бражникова, Н.И. Мушинский и др. – 5-е изд. – М.: Новое знание, 2008. – 584с.
Новейший философский словарь. – 3-е изд., испр. – Мн.: Книжный Дом. 2003. – 1280 с.
Панова В.Ф., Вахтин Ю.Б. Жизнь Мухаммеда. – М.: Политиздат, 1991. – 495 с.
Современный философский словарь и хрестоматия / Отв. ред. В.П. Кохановский. – Ростов н/Д: Феникс, 1996. – 511 с.
Современный философский: словарь и хрестоматия / Отв. ред. В.П. Кохановский. – Ростов н/Д : Феникс, 1996. – С. 92.
Новейший философский словарь. – 3-е изд., испр. – Мн.: Книжный Дом. 2003. – С. 647.
См.: Апресян Р.Г. Нормативные модели моральной рациональности // Мораль и рациональность / Отв. ред. Р.Г. Апресян. – М.: Ин-т философии, 1995. – С. 110-112.
См.: Мишаткина Т.В. Этика: Учеб. пособ. / Т.В. Мишаткина, З.В. Бражникова, Н.И. Мушинский и др. – 5-е изд. – М.: Новое знание, 2008. – С. 62-73.
См.: Панова В.Ф., Вахтин Ю.Б. Жизнь Мухаммеда. – М.: Политиздат, 1991. – С. 112-115, 146-147.
См.: Коран 3:133–134
См.: Коран 107:4–6; 49:12; 31:17–18; 6:154; 5:81
См.: Кардави Ю. Дозволенное и запретное в исламе / Ю. Кардави; пер. М. Саляхетдинов. – М.: Андалус, 2004. – С. 10-45.
Панова В.Ф., Вахтин Ю.Б. Жизнь Мухаммеда. – С.145.
См.: Максуд Р. Ислам / Пер. с англ. В. Новикова. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1998. – С. 156-242.
3
1.Апресян Р.Г. Нормативные модели моральной рациональности // Мораль и рациональность / Отв. ред. Р.Г. Апресян. – М.: Ин-т философии, 1995. – С. 94-118.
2.Кардави Ю. Дозволенное и запретное в исламе / Ю. Кардави; пер. М. Саляхетдинов. – М.: Андалус, 2004. – 335 с.
3.Коран / АН СССР, Ин-т востоковедения; Пер. и коммент. И.Ю. Крачковского. – 2-е изд. – М.: Наука, 1990. – 727 с.
4.Максуд Р. Ислам / Пер. с англ. В. Новикова. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1998. 304 с.
5.Мишаткина Т.В. Этика: Учеб. пособ. / Т.В. Мишаткина, З.В. Бражни-кова, Н.И. Мушинский и др. – 5-е изд. – М.: Новое знание, 2008. – 584с.
6.Новейший философский словарь. – 3-е изд., испр. – Мн.: Книжный Дом. 2003. – 1280 с.
7.Панова В.Ф., Вахтин Ю.Б. Жизнь Мухаммеда. – М.: Политиздат, 1991. – 495 с.
8.Современный философский словарь и хрестоматия / Отв. ред. В.П. Кохановский. – Ростов н/Д: Феникс, 1996. – 511 с.
Вопрос-ответ:
Какую проблему центральной является мораль в исламе?
Мораль является центральной проблемой этической науки в исламе. Она играет важную роль в формировании исламской этики и предписывает правила поведения для мусульман.
Какие этические ценности пропагандирует ислам?
Ислам пропагандирует такие этические ценности, как справедливость, сострадание, честность, терпимость, уважение к родителям и соседям, помощь нуждающимся, защита чести и достоинства.
Какие особенности морали имеет ислам?
Мораль в исламе имеет свои особенности. Одна из них - признание справедливости норм равного воздаяния, при этом не запрещая возмездия. Ислам сужает насилие, вводя его в контролируемые рамки, оправдывая возмездие как ограничение насилия между людьми.
Что происходит с моралью и этикетом под воздействием ислама?
Ислам своей пропагандистской деятельностью не создает какую-то неизвестную мораль и этикет. Он пытается восстановить и закрепить моральные и этические ценности, которые уже присутствовали в обществе, но были затеряны или искажены в результате различных социальных и политических процессов.
Почему Коран оправдывает возмездие не потому что в нем речь идет о насилии?
Коран оправдывает возмездие не потому что в нем речь идет о насилии, а потому что он сужает насилие, вводя его в контролируемые рамки. Здесь возмездие оправдано как ограничение насилия между людьми.
Какие принципы морали и этики включает ислам?
Ислам включает такие принципы морали и этики, как справедливость, милосердие, терпимость, честность, благодарность, ответственность, доброта и т.д.
Каким образом ислам ограничивает насилие?
Ислам признает справедливость норм равного возмездия, что ограничивает насилие между людьми. Коран сужает насилие, вводя его в контролируемые рамки, и не запрещает возмездие, потому что оно выполняет роль ограничения насилия.
Какие ценности являются основой морали ислама?
Основными ценностями морали ислама являются вера в Бога, братство и равенство всех мусульман, справедливость, милосердие, скромность, доброта, терпимость, искренность и другие.
Чем отличается мораль ислама от других систем морали?
Мораль ислама отличается тем, что она основана на принципах исключительной веры в Аллаха и его пророка Мухаммада. Ислам также ставит большой акцент на справедливости, милосердии и ответственности перед Богом.
Является ли ислам просто пропагандой морали и этикета, или он представляет более глубокую систему ценностей?
Ислам не является просто пропагандой морали и этикета. Он представляет собой более глубокую систему ценностей, основанную на вере в Бога, руководстве пророка Мухаммада и следовании принципам Корана. Ислам стремится проникнуть во все сферы жизни мусульман и стать руководством для их поведения и принятия решений.
Какова центральная проблема этической науки в исламе?
Центральная проблема этической науки в исламе заключается в поиске и обосновании моральных норм и ценностей, которые соответствуют исламским учениям и принципам. Этика в исламе основывается на принципах Корана и Сунны пророка Мухаммада.