Роль медицинской сестры дет. дошкольного учреждения в профилактике заболеваний у дошкольников
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 15 + 15 источников
- Добавлена 17.10.2008
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Сущность и основные характеристики лечебно-профилактических мероприятий у дошкольников
1.1. Особенности состояния здоровья детей в дошкольных учреждениях
1.2. Основные мероприятия в детском дошкольном учреждении в профилактике заболеваний у дошкольников
1.3. Оздоровление детей в дошкольных учреждениях с использованием комплекса медико-профилактического оборудования
Глава 2. Практическое исследование роли медицинской сестры детского дошкольного учреждения в профилактике заболеваний у дошкольников
2.1. Организация исследования
2.2. Результаты исследования
Заключение
Список литературы
Приложения
Он должен найти время организационно помогать проведению оздоровительных мероприятий, обеспечивать связь с родителями, с медицинским персоналом; осуществлять эмоционально-психологическую подготовку детей к процедурам, особенно в начальный период их проведения.
В целях повышения эффективности профилактической работы в дошкольном образовательном учреждении целесообразно осуществлять мониторинг состояния здоровья детей, представляющий собой систему динамического наблюдения за воспитанниками на основе комплексных обследований с учетом санитарно-гигиенических условий, качества питания. Такая система, в частности, позволяет накапливать базу данных для учреждений образования и здравоохранения, способствует выявлению наиболее значительных для определенного региона факторов риска, связанных с неблагоприятными условиями внешней среды.
Глава 2. Практическое исследование роли медицинской сестры детского дошкольного учреждения в профилактике заболеваний у дошкольников
2.1. Организация исследования
Исследование проводилось на базе городского дошкольного учреждения № 151 обычного профиля г. Санкт-Петербурга. Педагогический коллектив состоит из 38 человек, из которых 12 педагогов имеют среднее профессиональное образование, 2 социальных педагога, 1 педагог-дефектолог (работающий с детьми, имеющими признаки нарушения развития речи), 17 педагогов имеющих высшее образование и различные уровни профессиональной квалификации, 1 педагог – психолог, - методист, 4 педагога, имеют высшую квалификацию.
В исследовании участвовали 30 воспитателей данного дошкольного учреждения.
Методы исследования:
1) Анализ литературных источников.
2) Анализ медицинской документации.
3) Анкетирование.
2.2. Результаты исследования
По результатам анализа медицинской документации за последние 3 года были получены следующие результаты:
1) На 20% снизилась первичная заболеваемость детей.
2) На 12% снизилась вторичная заболеваемость.
Анализ заболеваемости за последние 3 года представлен на рисунке №1.
Сравнительный анализ заболеваемости
Рисунок 1
По результатам исследования, представленным на рисунке №1, следует отметить, что в ходе проведенных профилактических мероприятий в дошкольном учреждении отмечается тенденция к снижению первичной и вторичной заболеваемости.
Структурный анализ заболеваемости
Анализ заболеваемости представленный на рисунке №2, в виде диаграммы показал, что снижение заболеваемости у детей дошкольного учреждения, за счет простудных заболеваний. Следует отметить, что наибольшую тревожность оставляют высокие цифры травматизма. Несмотря на тенденцию к снижению превышение уровня 7% является высоким и требует боле эффективных мероприятий, направленных на профилактику травматизма.
Диаграмма, представляющая структурный анализ заболеваемости
Рисунок №2
Результаты оценки деятельности медицинского персонала дошкольного учреждения методом анкетирования показали следующие результаты.
Оценка работы медицинского персонала
Рисунок №3
Результаты работы медицинского персонала, направленные на профилактику заболеваний у дошкольников представлены в виде диаграммы, на рисунке №3.
По результатам оценки работы медицинского персонала, можно сделать вывод, что 80% опрошенных воспитателей оценивают работу медицинского персонала положительно.
Оценка целесообразности профилактических мероприятий, проводимых медицинским персоналом дошкольного учреждения
Рисунок №4
Результаты оценки целесообразности профилактических мероприятий, проводимых медицинским персоналом дошкольного учреждения, направленные на профилактику заболеваний у дошкольников представлены в виде диаграммы, на рисунке №4. По результатам оценки целесообразности профилактических мероприятий, можно сделать вывод, что 64% опрошенных воспитателей оценивают работу медицинского персонала положительно (целесообразно).
Оценка целесообразности профилактических мероприятий, проводимых медицинским персоналом дошкольного учреждения
Рисунок №5
Результаты оценки своевременности профилактических мероприятий, проводимых медицинским персоналом дошкольного учреждения, направленные на профилактику заболеваний у дошкольников представлены в виде диаграммы, на рисунке №5. По результатам оценки своевременности профилактических мероприятий, можно сделать вывод, что 80% опрошенных воспитателей считают работу медицинского персонала своевременной.
Оценка полноты охвата профилактическими мероприятиями дошкольного учреждения
Оценка полноты охвата профилактическими мероприятиями дошкольного учреждения показала, что 70% воспитателей считают, что медицинский персонал полностью выполняет профилактические мероприятия, направленные на снижение заболеваемости.
Рисунок №6
Оценка удовлетворенности профилактическими мероприятиями дошкольного учреждения показала, что 70% воспитателей удовлетворены работой медицинского персонала.
При оценке мероприятий, которые могут быть усовершенствованы, опрошенные персонал ответит следующим образом:
большее количество специалистов должно быть привлечено к данной работе, так как одна медицинская сестра не может выполнять весь объем работы;
усовершенствовать оборудование;
организовать профилактику заболеваний у лиц с которыми дети контактируют вне детского учреждения;
больше уделять время закаливанию.
При оценке ограничений, которые могут быть устранены, опрошенные персонал ответит следующим образом:
Улучшить материально техническую базу;
Привлечь новые кадры.
В оценке пожеланий руководству было предложено снова обратить внимание на новые кадры.
Выводы
1) Основной целью медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях является сохранение и укрепление физического и психического здоровья (трудовой и оборонный потенциал страны, репродуктивное здоровье), формирование устойчивых стереотипов здорового образа жизни населения (в том числе медицинской активности). В целях повышения эффективности профилактической работы в дошкольном образовательном учреждении целесообразно осуществлять мониторинг состояния здоровья детей, представляющий собой систему динамического наблюдения за воспитанниками на основе комплексных обследований с учетом санитарно-гигиенических условий, качества питания. Такая система, в частности, позволяет накапливать базу данных для учреждений образования и здравоохранения, способствует выявлению наиболее значительных для определенного региона факторов риска, связанных с неблагоприятными условиями внешней среды.
2) По результатам анализа медицинской документации за последние 3 года были получены следующие результаты: 1) На 20% снизилась первичная заболеваемость детей. 2) На 12% снизилась вторичная заболеваемость. Анализ заболеваемости показал, что снижение заболеваемости у детей дошкольного учреждения, за счет простудных заболеваний. Наибольшую тревожность оставляют высокие цифры травматизма. Несмотря на тенденцию к снижению превышение уровня 7% является высоким и требует боле эффективных мероприятий, направленных на профилактику травматизма.
3) По результатам оценки работы медицинского персонала, можно сделать вывод, что 80% опрошенных воспитателей оценивают работу медицинского персонала положительно. По результатам оценки целесообразности профилактических мероприятий, можно сделать вывод, что 64% опрошенных воспитателей оценивают работу медицинского персонала положительно (целесообразно). Оценка своевременности профилактических мероприятий показала, что 80% опрошенных воспитателей считают работу медицинского персонала своевременной. Оценка полноты охвата профилактическими мероприятиями дошкольного учреждения показала, что 70% воспитателей считают, что медицинский персонал полностью выполняет профилактические мероприятия, направленные на снижение заболеваемости.
Оценка удовлетворенности профилактическими мероприятиями дошкольного учреждения показала, что 70% воспитателей удовлетворены работой медицинского персонала.
Заключение
В заключении следует отметить, что медицинская профилактика включает такие направления деятельности, как иммунизация, санитарно-эпидемиологический надзор и осуществление программ раннего выявления болезней, каждое из которых, как правило, хорошо интегрировано в рутинное медицинское обслуживание населения.
Необходимо переориентировать систему медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях на обеспечение равного доступа всех обучающихся, воспитанников к технологиям профилактики школьно-обусловленных заболеваний (заболевания глаз, опорно-двигательного аппарата, желудочно-кишечного тракта, нервно-психические расстройства) и профилактики рискованных форм поведения детей.
Основной целью медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях является сохранение и укрепление физического и психического здоровья (трудовой и оборонный потенциал страны, репродуктивное здоровье), формирование устойчивых стереотипов здорового образа жизни населения (в том числе медицинской активности).
Задачами медицинского обеспечения в образовательных учреждениях являются:
1) выявление и профилактика факторов риска развития заболеваний (значительные учебные нагрузки, низкая двигательная активность, нерациональное питание, курение, употребление алкоголя и наркотиков, ранняя сексуальная жизнь, социальное неблагополучие в семье);
2) проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
3) гигиеническое обучение детей, педагогов и родителей, в том числе по вопросам формирования здорового образа жизни;
4) проведение профилактических мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости, в том числе организация вакцинопрофилактики;
5) организация профилактических медицинских осмотров (динамическое медицинское наблюдение за ростом и развитием ребенка) и диспансерного наблюдения детей, контроль (совместно с участковым педиатром) за медицинской подготовкой юношей к военной службе;
6) оздоровление детей со школьно-обусловленными отклонениями в здоровье (нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, ЛОР-органов, невротические расстройства и расстройства органов пищеварения и сердечно-сосудистой системы);
7) взаимодействие с педагогами и психологами образовательных учреждений, с родителями учащихся по предупреждению заболеваний и оздоровлению детей и подростков;
8) медицинская профориентация;
9) обеспечение готовности и оказание при необходимости экстренной медицинской помощи.
Медицинское обеспечение детей в образовательных учреждениях осуществляется с использованием следующих технологий работы:
доврачебные скрининг-обследования и педиатрические осмотры;
комплексные (с участием врачей-специалистов) профилактические врачебные осмотры обучающихся и воспитанников в декретированные сроки;
анализ результатов осмотров детей и подростков, разработка индивидуальных рекомендаций, направление детей с выявленными нарушениями здоровья на углубленное обследование в поликлиники по месту жительства;
контроль за условиями обучения и воспитания;
организация рационального питания, в том числе обеспечение щадящего питания для детей с патологией органов пищеварения и нарушениями обмена веществ;
контроль за работой пищеблока образовательного учреждения;
контроль за организацией трудового обучения;
контроль за организацией физического воспитания, в том числе медицинский контроль за состоянием здоровья детей, участвующих в спортивных соревнованиях и туристических походах;
оздоровление учащихся с хроническими заболеваниями ЛОР-органов и верхних дыхательных путей;
оздоровление детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
оздоровление детей с нарушениями зрения;
оздоровление детей с невротическими расстройствами;
оздоровление детей с функциональными нарушениями и хроническими заболеваниями органов пищеварения и расстройствами обмена веществ;
гигиеническое обучение и воспитание детей и подростков, проведение санитарно-просветительской работы для родителей и педагогов;
индивидуальный подбор (совместно с психологом) прогрессий и специальностей в соответствии с интересами и способностями учащихся и их состоянием здоровья;
обучение персонала образовательных учреждений основам экстренной доврачебной помощи.
Оснащение медицинского кабинета регламентируется санитарными нормами и правилами и осуществляется образовательными учреждениями.
Для эффективного медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях необходим постоянный и активный контакт с обучающимися, воспитанниками, а не в режиме «ожидания», как это существует сейчас в лечебно-профилактических учреждениях.
В сельской местности и городах во всех образовательных учреждениях, с численностью обучающихся более 250 детей в течение всего времени работы учреждения должна находиться медицинская сестра. Нормативы врачебного персонала: в городах с численностью более 25 тыс. населения – 1 врач на 1200 детей, в остальных населенных пунктах – 1 врач на 600 детей. Нормативы численности медицинского персонала должны исходить из наполняемости школы, графика ее работы и удаленности образовательного учреждения от лечебно-профилактического учреждения для детей.
Медицинское обеспечение детей в образовательных учреждениях возлагается на соответствующие отделения детских амбулаторно-поликлинических учреждений. Они должны обеспечить интеграцию профилактической деятельности медицинских работников, школьных психологов, учителей физической культуры, работников пищеблоков, представителей родительской общественности и др.
Список литературы
Акимова Г. Расту, играю, развиваюсь. Занатия с ребенком от рождения до шести лет. Екатеринбург: У-Фактория,2006. – 416 с.
Апанасенко Г. Л., Попова Л. А. Медицинская валеология. М.ЭКСМО-Пресс, 2005. – 316 с.
Базисная программа развития ребенка-дошкольника «Истоки». М.: Педагогика 2000. – 232 с.
Богина Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. М.: Мозаика-Синтез, 2006. — 112 с.
Богина Т. Л., Терехова Н.Т. Режим дня в детском саду. М. Дошкольная педагогика, 2007. – 356 с.
Вайнер Э.Н. Валеология. М.: Флинта, 2004. – 416 с.
Гулова С.А., Казакова Т.Ф., Галахова И. Е. Медицинская сестра: Практическое руководство по сестринскому делу. М.: ПРОФИ-ИНФОРМ, 2004. – 16 с.
Доронова Т.Н., Гербова В.В., Гризик Т.И. И др. Воспитание, Образование и развитие детей 5-6 лет в детском саду. М.: Просвещение, 206. – 191 с.
Дошкольная психология. Под редакцией Ядэшко В.И. М.: Просвещение, 2004. – 416 с.
Ефимкина Р. П. Детская психология методические указания. Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 2005. – 212 с.
Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях. Проблемы и пути оптимизации. Материалы Всероссийского совещания. М., 2002. – 196 с.
Кучма В.Р. Профилактические основы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях. // М.: Медицина, 2008. №1, с 21-22.
Осокина Т. И., Тимофеева Е.А., Рунова М.А. Физкультурное и спортивное оборудование. Аннотированный перечень для дошкольных образовательных учреждений. М.: Воспитание, 1999.
Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников/Под ред. ак. ОАМН Г.Н. Сердюковской. М.: Медицина, 2003. – 334 с.
Парамонова Л. А., Богина Т.Л., Алиева Т. И., Терехова Н.Т. Организация жизнедеятельности детей в дошкольных учреждениях. Медико-педагогический аспект. Методические рекомендации. Центр инновации в педагогике. М.: Педагогика 1997. – 256 с.
Приложения
Приложение 1
Анкета для персонала дошкольного учреждения
Инструкция. Вашему вниманию предоставлены вопросы анонимной анкеты, целью которой является анализ эффективности работы медицинского персонала, направленной на профилактику заболеваний у дошкольников
1. Как Вы отмечаете работу медицинского персонала, направленную на профилактику заболеваний у дошкольников________________________________
2. Считаете ли Вы целесообразными мероприятия, которые проводит медицинский персонал______________________________________________________________
3. Считаете ли Вы своевременными мероприятия, которые проводит медицинский персонал________________________________________________________________
4. Отмечете ли по полноту охвата мероприятиями, направленными на профилактику заболеваний, в Вашем дошкольном учреждении________________________________
5. Удовлетворенны ли Вы работой медицинского персонала с детьми в Вашей группе? ________________________________________________________________
6. Ваше отношение к проведению мероприятий_________________________________________________
7.Какие мероприятия, по Вашему мнению, могут усовершенствовать профилактику заболеваний у дошкольников? ________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
8.Укажите ограничения, препятствующие эффективной профилактической работе с детьми дошкольного возраста? __________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
9.Ваши пожелания руководству по реформации работы сестринского персонала в детском дошкольном учреждении
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Большое спасибо за Ваши искренние ответы на вопросы.
Гулова С.А., Казакова Т.Ф., Галахова И. Е. Медицинская сестра: Практическое руководство по сестринскому делу. М.: ПРОФИ-ИНФОРМ, 2004 – 16 с.
2
2.Апанасенко Г. Л., Попова Л. А. Медицинская валеология. М.ЭКСМО-Пресс, 2005. – 316 с.
3.Базисная программа развития ребенка-дошкольника «Истоки». М.: Педагогика 2000. – 232 с.
4.Богина Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. М.: Мозаика-Синтез, 2006. — 112 с.
5.Богина Т. Л., Терехова Н.Т. Режим дня в детском саду. М. Дошкольная педагогика, 2007. – 356 с.
6.Вайнер Э.Н. Валеология. М.: Флинта, 2004. – 416 с.
7.Гулова С.А., Казакова Т.Ф., Галахова И. Е. Медицинская сестра: Практическое руководство по сестринскому делу. М.: ПРОФИ-ИНФОРМ, 2004. – 16 с.
8.Доронова Т.Н., Гербова В.В., Гризик Т.И. И др. Воспитание, Образование и развитие детей 5-6 лет в детском саду. М.: Просвещение, 206. – 191 с.
9.Дошкольная психология. Под редакцией Ядэшко В.И. М.: Просвещение, 2004. – 416 с.
10.Ефимкина Р. П. Детская психология методические указания. Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 2005. – 212 с.
11.Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях. Проблемы и пути оптимизации. Материалы Всероссийского совещания. М., 2002. – 196 с.
12.Кучма В.Р. Профилактические основы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях. // М.: Медицина, 2008. №1, с 21-22.
13.Осокина Т. И., Тимофеева Е.А., Рунова М.А. Физкультурное и спортивное оборудование. Аннотированный перечень для дошкольных образовательных учреждений. М.: Воспитание, 1999.
14.Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников/Под ред. ак. ОАМН Г.Н. Сердюковской. М.: Медицина, 2003. – 334 с.
15.Парамонова Л. А., Богина Т.Л., Алиева Т. И., Терехова Н.Т. Организация жизнедеятельности детей в дошкольных учреждениях. Медико-педагогический аспект. Методические рекомендации. Центр инновации в педагогике. М.: Педагогика 1997. – 256 с.
Вопрос-ответ:
Какая роль медицинской сестры детского дошкольного учреждения в профилактике заболеваний у дошкольников?
Медицинская сестра в детском дошкольном учреждении играет важную роль в профилактике заболеваний у дошкольников. Она осуществляет контроль за соблюдением гигиены, проводит осмотры и обследования, обучает детей правилам личной гигиены и здоровому образу жизни.
Какие особенности состояния здоровья детей в дошкольных учреждениях?
В дошкольных учреждениях особенно важно следить за состоянием здоровья детей, так как они находятся в близком контакте друг с другом, что способствует быстрой передаче инфекций. Дети также часто сталкиваются с различными эмоциональными и психологическими стрессами, что может негативно сказываться на их здоровье.
Какие основные мероприятия проводятся в детском дошкольном учреждении для профилактики заболеваний у дошкольников?
В детском дошкольном учреждении проводятся различные мероприятия для профилактики заболеваний у дошкольников. Это включает осуществление контроля за соблюдением гигиены, проведение регулярных осмотров и обследований детей, обучение правилам личной гигиены и здоровому образу жизни, организацию различных физических упражнений и спортивных мероприятий.
Как происходит оздоровление детей в дошкольных учреждениях с использованием комплекса медико-профилактического оборудования?
Оздоровление детей в дошкольных учреждениях осуществляется с использованием комплекса медико-профилактического оборудования. Это включает в себя проведение лечебных и профилактических процедур, массаж, физиотерапию, лечебные ванны и др. Это помогает укрепить здоровье детей и предотвратить возникновение различных заболеваний.
Чему посвящена глава 2 "Практическое исследование"?
Глава 2 "Практическое исследование" посвящена рассмотрению конкретного исследования, проведенного на практике, связанного с профилактикой заболеваний у дошкольников в детском дошкольном учреждении. В этой главе представлены результаты исследования, его анализ и выводы.
Какова роль медицинской сестры детского дошкольного учреждения?
Медицинская сестра в детском дошкольном учреждении играет важную роль в профилактике заболеваний у дошкольников. Она отвечает за контроль за состоянием здоровья детей, проводит профилактические мероприятия, осуществляет диспансерное наблюдение, оказывает первую помощь при необходимости и содействует формированию здорового образа жизни у детей.
Какие особенности состояния здоровья детей в дошкольных учреждениях?
В дошкольных учреждениях дети находятся в близком контакте друг с другом, что способствует быстрому распространению инфекционных заболеваний. Кроме того, дети в этом возрасте еще не имеют сформированного иммунитета, поэтому они более восприимчивы к инфекционным заболеваниям.
Какие мероприятия проводятся в детском дошкольном учреждении в профилактике заболеваний у дошкольников?
В детском дошкольном учреждении проводятся различные мероприятия по профилактике заболеваний у дошкольников. Это включает регулярные осмотры и обследования детей, проведение прививок, укрепление иммунитета, обучение детей правилам гигиены, поддержание чистоты в помещениях, проведение различных физкультурно-оздоровительных мероприятий и т.д.
Каким оборудованием можно использовать для оздоровления детей в дошкольных учреждениях?
Для оздоровления детей в дошкольных учреждениях можно использовать различное медико-профилактическое оборудование. Например, это могут быть ингаляторы для проведения ингаляций, уф-лампы для физиотерапевтических процедур, озонаторы для дезинфекции помещений, термометры для контроля температуры и другое оборудование, которое помогает проводить процедуры оздоровления и профилактики заболеваний у детей.
Какая роль медицинской сестры дет дошкольного учреждения в профилактике заболеваний у дошкольников?
Медицинская сестра детского дошкольного учреждения играет ключевую роль в профилактике заболеваний у детей дошкольного возраста. Она отвечает за контроль и наблюдение за здоровьем детей, проведение профилактических мероприятий, обучение родителей и персонала учреждения правилам гигиены и здорового образа жизни.