Психолого-педагогические проблемы самооценки в детском возрасте.
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 30 + 30 источников
- Добавлена 12.08.2008
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Психолого-педагогические проблемы самооценки в детском возрасте……………………………………………………………………………5
1.1.Самооценка…………………………………………………………………5
1.2.Уровни развития самооценки…………………………………………….8
1.3.Основные средства и приемы самооценки……………………………...10
1.4.Структура самооценки……………………………………………………14
1.5.Самооценка и уровень притязаний………………………………………17
1.6.Развитие самооценки детей младшего возраста в семье и образовательном учреждении...................................................................22
Заключение………………………………………………………………………28
Литература……………………………………………………………………….30
Прежде всего к ним относится нездоровая обстановка в семье, как правило, предшествующая расторжению брака. Ее характеризуют конфликтные отношения близких людей — отца и матери. Атмосфера взаимной неприязни, ненависти, оскорблений и взаимных обвинений не может не сказаться на мироощущении ребенка, его нравственных убеждениях, взглядах, установках, отношении к окружающим и т. д. Положительное влияние родителей на ребенка в такой ситуации становится затруднительным.
По мнению зарубежных исследователей (Дж. Макдермот, Дж. Валлерштейн и др.), наиболее острые переживания и соответствующие им последствия развода вызывают у детей дошкольного возраста. Они становятся более замкнутыми, агрессивными, капризными.
В семье формируется основа самооценки ребенка, в образовательных учреждениях продолжается ее развитие. Но педагогическая практика показывает, что некоторые воспитатели иногда плохо осознают последствия своих оценочных суждений в формировании самооценки ребенка.
Оценочная деятельность воспитателя обычно осуществляется в вербальной форме, а в дальнейшем в форме отметок в журнале. Для дошкольников вербальная оценка играет доминирующую роль в формировании самооценки, если воспитатель умеет правильно ею пользоваться. Это связано и с тем, что она более лабильна, эмоционально окрашена, а следовательно, более доходчива до ума и сердца ребенка. Результаты психологических исследований свидетельствуют о том, что первоначальная оценка ребенком своих личностных качеств, поступков является простым отражением той оценки, которую дают этой деятельности и этим качествам воспитатели, учителя, родители. Поэтому эту стадию в развитии самооценки считают «предсамооценкой».
Процесс же формирования подлинной самооценки включает в себя, по данным этих исследований, два этапа:
1) самооценка подвергается внешним действиям;
2) в сферу самооценки включается его внутреннее состояние, личностные качества.
Психологические исследования и наблюдения свидетельствуют о том, что на процесс формирования самооценки воспитанника решающее влияние оказывает оценка их учебной деятельности и поведение учителей.
Во многих работах (,,,,,) подчеркивается, что оценка умений и навыков воспитателем способствует их продвижению, имеет обучающий, воспитывающий характер. Влияние оценок воспитателя на формирование личности ребенка, на его отношение к себе, к другим и других к нему трудно переоценить.
Система оценок, которая в учебно-воспитательном процессе служит главным средством воздействия педагога на ребенка, является, таким образом, гораздо более сложным, мощным и тонким орудием, чем это обычно предполагается.
Используя ту или иную меру воздействия, воспитатель, по утверждению К.Д. Ушинского, должен представить себе ее психологическую основу, т.е. действовать не вслепую, а знать, на что она рассчитана и чего он от нее ждет. Педагогический опыт показывает, что в оценке знаний и умений воспитанников требуется большой такт. Важно не только, как оценили деятельность ребенка, но и то, что при этом было сказано. Ребенок должен знать, чего ждет от него педагог в следующий раз. Не следует захваливать хороших учеников, особенно тех детей, которые достигают высоких результатов, но без особого труда. Зато нужно поощрять в той или иной форме малейшее продвижение в учении хотя и слабого, но трудолюбивого, старательного ребенка.
Организуя учебно-воспитательную работу воспитатель должен сознательно и целенаправленно формировать самооценку младших школьников. Для того, чтобы это происходило необходимо помнить о следующих правилах:
1) Главная цель оценки заключается в стимулировании учебно-позновательной деятельности ребенка. Это происходит если оценка не завершает этот процесс, а сопровождает его на всей протяженности.
2) Сравнивать детей в процессе деятельности возможно только если они обладают приблизительно одинаковыми способностями.
3) Если ребенок неуспевает, у него низкая самооценка необходимо позволить ему оказывать помощь более слабому.
4) Необходимо использовать похвалу в работе с детьми, имеющими заниженную самооценку.
Главное, что должно определять отношение каждого воспитателя к каждому ребенку (независимо от уровня его знаний и индивидуальных психологических особенностей), - это глубокая вера в растущего человека, в его возможности.
Заключение
Подводя итоги необходимо отметить еще раз, что самосознание и самооценка, являясь регулятором поведения человека, имеют огромное влияние на развитие личности в целом. Но т.к. самосознание не является врожденным (в человеке заложены лишь предпосылки к его развитию), то для его развития необходимы движущие силы, которыми является возрастающая самостоятельность индивида, его практическая деятельность и взаимодействие с окружающими людьми, посредством которых он усваивает накопленный человечеством общественный опыт.
Самооценка сама по себе имеет довольно сложную структуру и для формирования ее устойчивости и адекватности необходимо учитывать многообразие психологических и педагогических факторов, имеющих влияние на ее становление.
Основной средой воспитания ребенка, а следовательно развития его самосознания и самооценки, является семья и учебно-воспитательные учреждения (детский сад, школа и т.д.).
Семья в силу глубокой специфичности ее воздействия на ребенка является обязательным фактором нормального воспитания и развития детей. Это объясняется следующим:
- Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям и ответные чувства (привязанность, доверие) детей к родителям.
- Ребенок, особенно в раннем возрасте, больше предрасположен к воздействию семьи, чем к любому другому воздействию.
- Представляя собой малую социальную группу, семья наиболее соответствует требованию постепенного приобщения ребенка к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта.
- Вместе с тем, семья - не однородная, а дифференцированная социальная группа, в которой представлены различные возрастные, половые, а подчас и профессиональные «подсистемы». Это позволяет ребенку активнее проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности, быстрее реализовать их.
В учебно-воспитателные учреждения ребенок приходит с определенным багажом представлений о себе. Задача воспитателя заключается в том ,что бы увидеть каков этот багаж и помочь ребенку развиваться дальше, формируя его самосознание, как важнейшею составную компоненту личности.
Литература:
Амонашвили Ш.А. «Возможность обучения без отметок в начальных классах». «Экспериментальные исследования по проблемам перестройки начального обучения». Тбилиси, 1969.
Амонашвили Ш.А. «Воспитательная и образовательная функции оценок и учения школьников». М., Просвещение, 1984.
Ананьев Б.Г. «Развитие детей в процессе начального обучения и воспитания» // Проблемы обучения и воспитания в начальной школе. М., УЧПЕДГИЗ, 1960.
Ананьев Б.Г. «Человек, как предмет познания». Ленинград, ЛГУ, 1968.
Ананьев Б.Г. «Психология педагогической оценки» // Избранные психологические труды. Том 2. М., Просвещение, 1980.
Антонова Г.П. «Различия в мыслительной деятельности школьников при решении задач» // Типические особенности умственной деятельности младших школьников. М., Просвещение, 1968.
Бабанский Ю.К. «Оптимизация учебно-воспитательного процесса в учебной деятельности». М., Просвещение, 1983.
Блонский П.П. «Трудные школьники». М., 1929г.
Блонский П.П. «Школьная успеваемость» // Избранные педагогические произведения. АПН РСФСР, 1961.
Бодалев А.А. «Восприятие человека человеком». Ленинград, ЛГУ, 1965.
Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. - М., 1988.
Гальперин П.Я., Запорожец В.А., Эльконин Д.Б. «Проблемы формирования знаний и умений и новые методы обучения в школе» - Впоросы психологии, 1963, №5
Горбачева В.А. «К вопросу формирования оценки и самооценки у детей». АПН РСФСР, 1952, №18
Джеймс У. Психология. М., Педагогика. 1991.
Зелуганова Е.А. Соотношение самооценки и уровня притязаний, и его влияние на личностные особенности. М., 1995.
Лопатина О.Г. Роль оценочных высказываний в процессе общения детей в детском саду и семье. // Разнообразие форм воспитания и обучения дошкольников в психолого–педагогическом аспекте: сборник научных трудов. Москва 1990г.
Леонтьев А.Н. «Деятельность. Сознание. Личность». М., 1975.
Липкина А.И. «Педагогическая оценка и ее влияние на формирование личности неуспевающего школьника» // Психологические проблемы неуспеваемости школьников. М., 1971.
Липкина А.И., Рыбак Л.А. «Критичность и самооценка в учебной деятельности». М., 1968.
Макдауэлл Джош. Его Образ - мой образ. М., Новая жизнь. 1996.
Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. - М., 2002.
Мухина В. С. «Детская психология» .-М., 1985.
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. Словарь. М, Издательство полит. литературы. 1990.
Рубинштейн С.Л. «Проблемы общей психологии». М., 1973.
Савонько А.П. «Возрастные особенности соотношения ориентации школьников на самооценку и на оценку людьми». Автореф. Канд. Дис. М., 1970.
Серебрякова Е.Л. «Уверенность в себе и условия ее формирования». Автореф. Канд. Дис. М., 1955.
Скаткин М.Н. «Совершенствование процесса обучения». М., 1971
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Санкт-Петербург, Питер. 1997.
. Урунтаева Г.А. Психология дошкольника. Хрестоматия. - М., 1997.
Ушинский Г.Д. Собрания сочинений. Том 5., М, 1950.
Ананьев Б.Г. «Развитие детей в процессе начального обучения и воспитания» // Проблемы обучения и воспитания в начальной школе. М., УЧПЕДГИЗ, 1960.
Леонтьев А.Н. «Деятельность. Сознание. Личность». М., 1975.
Рубинштейн С.Л. «Проблемы общей психологии». М., 1973.
Скаткин М.Н. «Совершенствование процесса обучения». М., 1971.
Липкина А.И. «Педагогическая оценка и ее влияние на формирование личности неуспевающего школьника» // Психологические проблемы неуспеваемости школьников. М., 1971.
Савонько А.П. «Возрастные особенности соотношения ориентации школьников на самооценку и на оценку людьми». Автореф. Канд. Дис. М., 1970.
Серебрякова Е.Л. «Уверенность в себе и условия ее вормирования». Автореф. Канд. Дис. М., 1955.
Горбачева В.А. «К вопросу формирования оценки и самооценки у детей». АПН РСФСР, 1952, №18
Джеймс У. Психология. М., Педагогика. 1991.
Мухина В. С. «Детская психология» .-М., 1985.
Мухина В. С. «Детская психология» .-М., 1985.
Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. - М., 1988.
Макдауэлл Джош. Его Образ - мой образ. М., Новая жизнь. 1996.
Макдауэлл Джош. Его Образ - мой образ. М., Новая жизнь. 1996.
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Санкт-Петербург, Питер. 1997.
Макдауэлл Джош. Его Образ - мой образ. М., Новая жизнь. 1996.
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. Словарь. М, Издательство полит. литературы. 1990.
Джеймс У. Психология. М., Педагогика. 1991.
Липкина А.И. «Педагогическая оценка и ее влияние на формирование личности неуспевающего школьника» // Психологические проблемы неуспеваемости школьников. М., 1971.
Ананьев Б.Г. «Человек, как предмет познания». Ленинград, ЛГУ, 1968.
Ананьев Б.Г. «Человек, как предмет познания». Ленинград, ЛГУ, 1968.
Ананьев Б.Г. «Человек, как предмет познания». Ленинград, ЛГУ, 1968.
Амонашвили Ш.А. «Возможность обучения без отметок в начальных классах». «Экспериментальные исследования по проблемам перестройки начального обучения». Тбилиси, 1969.
Амонашвили Ш.А. «Возможность обучения без отметок в начальных классах». «Экспериментальные исследования по проблемам перестройки начального обучения». Тбилиси, 1969.
Антонова Г.П. «Различия в мыслительной деятельности школьников при решении задач» // Типические особенности умственной деятельности младших школьников. М., Просвещение, 1968.
Амонашвили Ш.А. «Воспитательная и образовательная функции оценок и учения школьников». М., Просвещение, 1984.
Блонский П.П. «Трудные школьники». М., 1929г.
Ананьев Б.Г. «Человек, как предмет познания». Ленинград, ЛГУ, 1968.
Бодалев А.А. «Восприятие человека человеком». Ленинград, ЛГУ, 1965.
Блонский П.П. «Трудные школьники». М., 1929г.
Блонский П.П. «Школьная успеваемость» // Избранные педагогические произведения. АПН РСФСР, 1961.
Гальперин П.Я., Запорожец В.А., Эльконин Д.Б. «Проблемы формирования знаний и умений и новые методы обучения в школе» - Впоросы психологии, 1963, №5
Амонашвили Ш.А. «Возможность обучения без отметок в начальных классах». «Экспериментальные исследования по проблемам перестройки начального обучения». Тбилиси, 1969.
Ананьев Б.Г. «Психология педагогической оценки» // Избранные психологические труды. Том 2. М., Просвещение, 1980.
Бабанский Ю.К. «Оптимизация учебно-воспитательного процесса в учебной деятельности». М., Просвещение, 1983.
Блонский П.П. «Школьная успеваемость» // Избранные педагогические произведения. АПН РСФСР, 1961.
Липкина А.И., Рыбак Л.А. «Критичность и самооценка в учебной деятельности». М., 1968.
Самохвалова В.И. «Возрастные и индивидуальные различия запоминания разных видов материала» // Возрастные и индивидуальные различия памяти. М., Просвящение, 1997.
Ушинский Г.Д. Собрания сочинений. Том 5., М, 1950.
9
1.Амонашвили Ш.А. «Возможность обучения без отметок в начальных классах». «Экспериментальные исследования по проблемам перестройки начального обучения». Тбилиси, 1969.
2.Амонашвили Ш.А. «Воспитательная и образовательная функции оценок и учения школьников». М., Просвещение, 1984.
3.Ананьев Б.Г. «Развитие детей в процессе начального обучения и воспитания» // Проблемы обучения и воспитания в начальной школе. М., УЧПЕДГИЗ, 1960.
4.Ананьев Б.Г. «Человек, как предмет познания». Ленинград, ЛГУ, 1968.
5.Ананьев Б.Г. «Психология педагогической оценки» // Избранные психологические труды. Том 2. М., Просвещение, 1980.
6.Антонова Г.П. «Различия в мыслительной деятельности школьников при решении задач» // Типические особенности умственной деятельности младших школьников. М., Просвещение, 1968.
7.Бабанский Ю.К. «Оптимизация учебно-воспитательного процесса в учебной деятельности». М., Просвещение, 1983.
8.Блонский П.П. «Трудные школьники». М., 1929г.
9.Блонский П.П. «Школьная успеваемость» // Избранные педагогические произведения. АПН РСФСР, 1961.
10.Бодалев А.А. «Восприятие человека человеком». Ленинград, ЛГУ, 1965.
11.Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. - М., 1988.
12.Гальперин П.Я., Запорожец В.А., Эльконин Д.Б. «Проблемы формирования знаний и умений и новые методы обучения в школе» - Впоросы психологии, 1963, №5
13.Горбачева В.А. «К вопросу формирования оценки и самооценки у детей». АПН РСФСР, 1952, №18
14.Джеймс У. Психология. М., Педагогика. 1991.
15.Зелуганова Е.А. Соотношение самооценки и уровня притязаний, и его влияние на личностные особенности. М., 1995.
16.Лопатина О.Г. Роль оценочных высказываний в процессе общения детей в детском саду и семье. // Разнообразие форм воспитания и обучения дошкольников в психолого–педагогическом аспекте: сборник научных трудов. Москва 1990г.
17.Леонтьев А.Н. «Деятельность. Сознание. Личность». М., 1975.
18.Липкина А.И. «Педагогическая оценка и ее влияние на формирование личности неуспевающего школьника» // Психологические проблемы неуспеваемости школьников. М., 1971.
19.Липкина А.И., Рыбак Л.А. «Критичность и самооценка в учебной деятельности». М., 1968.
20.Макдауэлл Джош. Его Образ - мой образ. М., Новая жизнь. 1996.
21.Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. - М., 2002.
22.Мухина В. С. «Детская психология» .-М., 1985.
23.Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. Словарь. М, Издательство полит. литературы. 1990.
24.Рубинштейн С.Л. «Проблемы общей психологии». М., 1973.
25.Савонько А.П. «Возрастные особенности соотношения ориентации школьников на самооценку и на оценку людьми». Автореф. Канд. Дис. М., 1970.
26.Серебрякова Е.Л. «Уверенность в себе и условия ее формирования». Автореф. Канд. Дис. М., 1955.
27.Скаткин М.Н. «Совершенствование процесса обучения». М., 1971
28.Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Санкт-Петербург, Питер. 1997.
29.. Урунтаева Г.А. Психология дошкольника. Хрестоматия. - М., 1997.
30.Ушинский Г.Д. Собрания сочинений. Том 5., М, 1950.
Вопрос-ответ:
Какие психолого-педагогические проблемы возникают в процессе формирования самооценки в детском возрасте?
Психолого-педагогические проблемы формирования самооценки в детском возрасте могут включать в себя низкую уверенность в себе, негативное отношение к собственным способностям, недостаток мотивации к достижению целей, неумение принимать поражения, неопределенность в своих желаниях и предпочтениях и проблемы с самостоятельностью.
Какие уровни развития самооценки могут наблюдаться у детей?
Уровни развития самооценки у детей могут быть разными. Одни дети могут иметь высокую самооценку и положительное отношение к себе, в то время как другие могут испытывать низкую самооценку и оценивать себя негативно. Еще одним уровнем развития самооценки может быть средняя оценка себя и нейтральное отношение к собственным возможностям.
Какова структура самооценки у детей?
Структура самооценки у детей может включать такие компоненты, как оценка внешности, оценка интеллекта, оценка своих навыков и способностей, оценка социальной компетентности и оценка общего самочувствия. Все эти компоненты могут влиять на формирование и развитие самооценки в детском возрасте.
Какие средства и приемы можно использовать для развития самооценки у детей?
Для развития самооценки у детей можно использовать различные средства и приемы, такие как положительное подкрепление, поддержка и поощрение со стороны взрослых, участие в успешных проектах и достижениях, обучение навыкам самореализации и самоуправления, создание комфортной и поддерживающей обстановки для ребенка.
Как связаны самооценка и уровень притязаний у детей?
Уровень самооценки может влиять на уровень притязаний у детей. Если у ребенка низкая самооценка, то он может иметь низкие притязания и не верить в свои возможности. Наоборот, если у ребенка высокая самооценка, то он может иметь высокие притязания и стремиться к достижению больших целей и успехов.
Какие психолого-педагогические проблемы связаны с самооценкой в детском возрасте?
Психолого-педагогические проблемы, связанные с самооценкой в детском возрасте, включают в себя сложности с формированием положительной самооценки, низкое чувство собственной ценности, негативное отношение к себе, завышенные или заниженные притязания, неспособность принимать критику, низкая самооценка в учебной деятельности и т. д.
Какие уровни развития самооценки существуют у детей?
У детей существуют три уровня развития самооценки: эмоциональный, оценочный и рефлексивно-производственный. На эмоциональном уровне ребенок осознает свои эмоции, на оценочном уровне он начинает оценивать себя и свои действия, а на рефлексивно-производственном уровне ребенок способен анализировать свои поступки и осуществлять рефлексию.
Какие средства и приемы используются для развития самооценки у детей?
Для развития самооценки у детей используются различные средства и приемы, такие как похвала и одобрение за достижения, поддержка и внимание к ребенку, постановка перед ребенком реалистических целей, формирование самостоятельности и самоуправления, участие в совместных деятельностях, развитие социальных навыков, помощь в преодолении трудностей и т. д.