"Античные Афины"

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Культурология
  • 33 33 страницы
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 08.07.2008
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1. Афинский полис
1.1 Возникновение и развитие Афинского полиса
1.2 Формирование социально – экономической и политической структуры полиса
1.3 Политические достижения Афинского полиса
2. Архитектура Афин
2.1 Застройка Афинского полиса
2.2 Политические и культовые сооружения Афин
2.3 Художественные особенности архитектуры Афин
3 Расцвет Афинского искусства
3.1. Скульптура: от архаики к эллинизму
3.2 Афинская живопись
3.3 Театральное искусство
4. Наука и философия в Афинах
4.1. Воспитание и просвещение
4.2 Философия
Заключение
Список использованной литературы


Фрагмент для ознакомления

Членами их могли быть только мужчины, притом свободнорожденные. В эпоху эллинизма актеры по-прежнему пользовались большим уважением в обществе. Для организации представлений они даже во время войны могли свободно выезжать в другие государства. «Дионисовы артисты» освобождались от воинской повинности.
В жанре новоаттической комедии работали многие драматурги. Наиболее известным из них был Менандр. Менандра особенно интересовали характеры, нравы людей и формы их проявления. На это указывают уже названия комедий: «Брюзга», «Льстец», «Трус» и так далее. Как правило, именно характер является главной пружиной действия комедий.
Новоаттическая комедия - последний драматический жанр, созданный в Греции. Она потеряла остроту проблематики, ей чужды вопросы большого общественно - политического звучания.

4. Наука и философия в Афинах

4.1. Воспитание и просвещение
В зависимости от условий развития древнегреческих полисов сложились различные системы воспитания и образования, из которых наиболее известны афинская и спартанская. Система воспитания, сложившаяся в Афинах, была более разносторонней и демократичной; она предусматривала сочетание умственного, нравственного, эстетического (т. н. мусическое воспитание) и физического (гимнастического) воспитания. До 7 лет мальчики воспитывались дома; затем они посещали грамматические школы, где обучались чтению, письму и счёту, и позже (или одновременно) — кифаристские школы, где учились музыке. С 12—13 лет мальчики переходили на палестру, где получали физическое воспитание, упражняясь в пятиборье. Более состоятельные родители, готовя своих детей к общественной деятельности, посылали их потом в гимнасии.
Гимнасии создавались преимущественно частным порядком, хотя и под наблюдением выборных государственных лиц — гимнасиархов. Обучение в школах, доступное для всех свободнорождённых, велось педагогами (оплачивались за счёт общества) и было рассчитано на два года. По некоторым сведениям, подобные школы создавались и для девочек, в которых их обучали преимущественно музыке и литературе. Основная же часть девушек воспитывалась в семье, приучаясь к домоводству и руководству рабами.
Гимнасии распространились не только в Афинах, но и по всей Греции. Они продолжали существовать и после утраты греками политической самостоятельности. Юноши в возрасте 18—20 лет проходили подготовку в эфебии. Зачатками высшего образования в Афинах можно считать кружки, группировавшиеся вокруг крупных учёных (риторов, софистов, медиков и др.). «Школы» в этих случаях именовались по имени учёного или месту обучения (школа киников Антисфена и Ликей Аристотеля в Афинах и др.).
Образование в Афинах, как правило, было доступно не только свободным, но иногда и вольноотпущенникам (многие педагоги, крупные риторы и философы были рабского происхождения).
Рабовладельческий характер воспитания ярко сказывался в пренебрежительном отношении к физическому труду, который считался уделом рабов. Существовал запрет на общение детей свободных граждан и детей рабов.
По мере распространения школьного просвещения значительное развитие в Афинах получила педагогика, преимущественно как теория системы образования. В Афинах возникла и получила распространение идея гармонично развитого человека. Греческое образование и его педагогическая теория неоднократно менялись на протяжении истории. В период самостоятельного развития полиса физическое воспитание и военное обучение занимало важное место в Афинах. После завоевания Афин сначала Македонией (конец 4 в. до н. э.), потом Римом (середина 2 в. до н. э.) физическое воспитание всё более уступало место гуманитарному образованию.

4.2 Философия
Греческая философия возникла в процессе усвоения заимствованных у народов более древних цивилизаций Востока физических, математических, астрономических и др. знаний и в процессе переработки древней мифологии в искусстве, в поэзии; философия разрушала мифологические представления о мире и человеке. Её занимал, прежде всего, вопрос о происхождении Вселенной или вообще о природе вещей; космологией обосновывались психология и этика. Космологизм составлял специфическую особенность древнегреческой философии, отличавшую её от средневековой и новоевропейской философии.
Философские школы греков были свободными объединениями, в которых вокруг главы школы собирались единомышленники, ученики.
В V в. философская мысль Греции концентрировалась в Афинах, ставших после греко-персидских войн экономическим, политическим и культурным центром Греции. Развитие в это время демократических учреждений обусловило необходимость подготовки образованных людей, владеющих техникой политического и судебного красноречия, сведущих в вопросах политической жизни. Появились учителя таких знаний, которых называли софистами. Софисты популяризировали философию, продвинули вперёд риторику (Горгий), грамматику и стилистику (Продик и др.), размышляли о нравственных законах и политических учреждениях (Гиппий, Фрасимах и др.). Философское направление, именуемое софистическим, характеризовалось эклектизмом и скептицизмом. Это было связано с тем, что предшествующие течения греческой философии, вводя начало сущего, в котором реализуется единство космоса, приводили к мысли о том, что чувственный мир не обладает подлинной действительностью. Отвлечённые начала ранних греческих философов не дают возможности познания реальности. Познание изменчивого мира явлений даёт только мнение. Софисты, рассматривавшие именно чувственный мир в его явлениях, должны были прийти к выводу об относительности понятий человека о природе. Мерой всех вещей становится человек, его восприятие и оценка, как учил Протагор (V в.). Это привело либо к скептическому отношению к человеческому знанию вообще, либо к попыткам эклектического комбинирования древних космологических систем.
В философии Афины дали только двух великих людей: Сократа и Платона.
Новый период древнегреческой философии начался с Сократа (V в.). Он отказался от исследования космологии, но, с др. стороны, отверг релятивизм софистов и перенёс исследование в нравственную область, стремясь найти всеобщее и безусловное знание не в чём-то внешнем, а в себе самом. Самопознание есть начало мудрости и истинной человеческой деятельности, теоретической и практической. Обличая мнимое знание, Сократ отыскивал универсальное начало разумного познания. Он утверждал нравственное достоинство человека как свободно-разумного существа, долженствующего осуществлять высшую правду. Сократ не основал школы, но его последователи, после смерти Сократа, по-разному истолковывая его учение, основали ряд философских школ (сократические школы,IV в.)
Наиболее плодотворное развитие сократовская идея совершенного разума как источника истинного знания получила в учении Платона, где она преобразуется в умозрительный идеализм.
Учение Платона представляет собой синтез досократовского направления древнегреческой философии (пифагорейцы, Гераклит, Парменид), стремившегося осмыслить изменчивый и множественный мир явлений как всеобъемлющее единство бытия, и учения Сократа о совершенном разуме. Основанием истинного знания у Платона оказывается идей, которая в своём единстве (как идея блага) выступает как некое высшее бытие, истинное бытие. Эта совокупность идей, сущая истина, воплощается в виде множественного чувственного мира, связываясь с др. началом — относительным небытием. Небытие есть условие реализации мира идей в мире явлений, но последний, рожденный и потому несущий в себе небытие, уже не является подлинным. Истинность, как и само существование, он получает лишь благодаря причастности идеям. Человеческое познание объясняется причастностью этой сущей истине души человека, которая, будучи бессмертной, хотя и подверженной круговороту, изначально родственна высшему бытию. Само познание истины Платон понимает как воспоминание того, что душа созерцала до рождения. Этическое учение Платона содержит в себе, с одной стороны, созерцательный аскетизм, с другой — стремление к усовершенствованию человеческого общества (реформа нравов, воспитания; утопия государства, в котором господствуют философы). В последний период жизни Платона его философия всё более сближается с пифагорейской мистической математикой.
В III веке н.э. Афины приходят в упадок.
Заключение

Начало истории Афин теряется в незапамятных временах. Священная Скала, на месте которой позднее был построен каменный Акрополь (т.е. «верхний город»), была впервые населена в Неолитический период. Возникновение Афин стало одним из важных признаков, свидетельствующим о переходе греческого общества от варварства к цивилизации. Афины.
В период архаики Афины становится главным городом в Аттике, окруженный горами, расположенный в 5 км от моря и в 8 км от основного порта Пирей, с которым Афины в 461-456 были связаны Длинными стенами.
Победа Афинского морского союза в Греко – Персидских войнах весьма способствовала развитию Афин и закреплению его международного положения. В Афинах происходи дальнейшее развитие рабовладельческой демократии. 40-е и 30-е годы V века до н. э. считаются временем наибольшего расцвета Афин, называемых золотым веком Перикла. Афины становятся не только крупнейшим экономическим и политическим центром, но и центром греческой культуры.
Процесс социально – имущественного расслоения начался в Афинах достаточно рано. Уже в VII веке до н. э. этот процесс получил свое дальнейшее развитие. Лучшие земли целиком сосредоточились в руках родовой аристократии. Существовало суровое долговое право в силу которого несостоятельные должники отвечали перед кредитором не только своим имуществом, но и личной свободой, а так же свободой членов своей семьи. Долговая кабала являлась одним из источников рабства, достигшего значительного развития.
Все коренное население сохраняло древнее деление на четыре родовые филы, распадавшиеся в свою очередь на фратрии и рода. Кроме афинских граждан и рабов, в Афинах существовал еще промежуточный слой – метеки, которые не принадлежали к коренному населению Аттики, не входили в состав родовой организации и потому не пользовались политическими правами, хотя и были лично свободны.
Политическая структура Афин базировалась на родовой организации. Царский период продолжался весьма не долго и не оставил о себе обширных сведений. На смену ему приходит демократия. Правительство Афин было представлено девятью архонтами, ежегодно избиравшимися только из среды аристократов. Древний совет старейшин, называвшийся в Афинах ареопагом, пополнялся за счет бывших архонтов, входивших в состав этого совета по окончании срока полномочий. Власть афинских граждан была представлена Народным собранием, значение которого постепенно падает.
Наиболее передовые стороны общественной жизни Афин VII - VI веков до н. э. отразились в сложении и развитии архитектуры. Совершенно особое место в истории греческой архитектуры занимает великолепный храмовый ансамбль Афинского Акрополя - самое знаменитое сооружение греческой классики. Сильно разрушенный в ходе греко-персидских войн, он был отреставрирован в середине V в. до н.э. В реконструкции Акрополя принимали участие прославленные архитекторы и скульпторы: Иктин, Калликрат, Мнесикл, Фидий и др.
Помимо центра развития архитектуры, Афины так же являлись и центром развития еще ряда искусств, в частности скульптуры. Скульптуры и скульптурные композиции в изобилии украшали Афинские строения и обладали рядом своеобразных черт.
Особые реалистичные черты прослеживались в процессе формирования античной живописи в Афинах. Пронаблюдать их возможно в немногочисленных сохранившихся фресках и вазописи. В рисунках наряду с мифологическими сюжетами присутствуют и многочисленные сцены быта.
Важное место Афинской культуре занимало развитие театрального искусства. Наиболее старым и популярным в народе являлся афинский театр Диониса.
Система воспитания, сложившаяся в Афинах, была более разносторонней и демократичной; она предусматривала сочетание умственного, нравственного, эстетического (т. н. мусическое воспитание) и физического (гимнастического) воспитания.
Значительный вклад в развитие греческой культуры Афины внесли и в области философии, дав этой отрасли двух великих мыслителей – Сократа и Платона. В V в. философская мысль Греции концентрировалась в Афинах, ставших после греко-персидских войн экономическим, политическим и культурным центром Греции.
В эллинистический период Афины играли незначительную политическую роль и находились под внешним влиянием. В 88 г. Афины объединились с Митридатом VI против римлян, которые в 146 превратили Грецию в часть своей державы.
В 86 до н.э. город был завоеван Суллой: многие из произведений искусства были увезены в Рим. Развитие местных философских школ сделало Афины в императорскую эпоху широко известным во всех областях Империи культурным центром. При императоре Адриане, который оказывал Афинам покровительство, эти школы были объединены в один центр, т.н. Атеней.
В III веке н.э. Афины приходят в упадок.











Список использованной литературы

1. Алпатов М.В. Художественные проблемы искусства древней Греции.- М.: Искусство, 1987.
2. Андреев Ю.В. Ра полис. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1976.
3. Античная литература. Греция. Антологая. ч. 1-2 / Сост. Н.А. Федоров, В.И. Мирошенкова. - М.: Просвещение, 1989.
4. Античная цивилизация / Под ред. В.Д. Блаватского. - М.: Наука, 1973.
5. Боннар А. Греческая цивилизация. - М.: Искусство, 1995.
6. Брунов Н.И. Памятники Афинского Акрополя. Парфенон и Эрехтейон. - М.: Искусство, 1973.
7. Виппер Б.Р. Искусство древней Греции. - М.: Наука, 1972.
8. Гаспаров М.Л. Занимательная Греция. - М.: Акрополь, 2005.
9. Гладкий В.Д. Древний мир. – М.: Центрполиграф, 1998.
10. Головня В.В. История античного театра. - Спб.: Лань, 2001.
11. Жураковский Г. Е., Очерки по истории античной педагогики. - М.: Наука, 1985.
12. Зарубежный театр. - М.: СКИТ, 2005.
13. Колобов А.В., Гущин ВУ., Братухин А.Ю. Античная мифология в историческом контексте. - М.: Папирус, 2004.
14. Колобова К.М. Древний город Афины и его памятники. - М.:Искусство, 1961.
15 .Колпинский Ю.д. Великое наследие античной Эллады. - М.: Искусство, 1988.
16. Куманецкий К. История культуры древней Греции и Рима. - М:Высшая школа, 1990.
17. Кун Н.А. Легенды и мифы древней Греции. - СПб.: Алетейя, 2005.
18.Маринович Л.П., Кошеленко Г.А. Судьба Парфенона. - М.: Логос, 2000.
19. Полевой В.М. Искусство Греции. - М.: Знание, 1990.
20. Рассел Б. История западной философии досократики. - М.: Папирус, 2002.
21.Ривкин Б.И. Античное искусство / Малая история искусств. - М.; Искусство, 1972.
22.Сидорова Н.А. Афины. - М.: Искусство, 1967.
23.Соколов Г.И. Акрополь в Афинах. - М.: Искусство, 1968.
24.Чубова А.П., Иванова А.Н. Античная живопись. - М.; Искусство,1967.
25.Штаерман Е.М. Кризис античной культуры. - М.; Наука, 1975.
Андреев Ю.В. Раннегреческий полис. . Л.: Изд ЛГУ, 1976.- С. 51.

Боннар А. Греческая цивилизация. - М.: Искусство, 1995. – с. 102.

Гладкий В.Д. Древний мир. – М.: Центрполиграф, 1998. – с. 170. Т. 1.

Гладкий В.Д. Древний мир. – М.: Центрполиграф, 1998. – с. 171. Т. 1.
Брунов Н.И. Памятники Афинского Акрополя. Парфенон и Эрехтейон. - М.: Искусство, 1973. – с. 405.

Брунов Н.И. Памятники Афинского Акрополя. Парфенон и Эрехтейон. - М.: Искусство, 1973. – С. 72.
Соколов Г.И. Акрополь в Афинах. - М.: Искусство, 1968. - С. 85.
Колпинский Ю.д. Великое наследие античной Эллады. - М.: Искусство, 1988. – с. 231.

Колобова К.М. Древний город Афины и его памятники. - М.: Искусство, 1961. - С. 89.
Гаспаров М.Л. Занимательная Греция. - М.: Акрополь, 2005. - С. 52.
Чубова А.П., Иванова А.Н. Античная живопись. - М.: Искусство, 1967. – С. 81.
Античная литература. Греция. Антология. ч. 1-2 / Сост. Н.А. Федоров, В.И. Мирошенкова. - М.: Просвещение, 1989.
Полевой В.М. Искусство Греции. - М.: Знание, 1990. - С. 29.
Головня В.В. История античного театра. - Спб.: Лань, 2001. - С. 45.
Зарубежный театр. - М.: СКИТ, 2005. - С. 23.












2

1. Алпатов М.В. Художественные проблемы искусства древней Греции.- М.: Искусство, 1987.
2. Андреев Ю.В. Ра полис. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1976.
3. Античная литература. Греция. Антологая. ч. 1-2 / Сост. Н.А. Федоров, В.И. Мирошенкова. - М.: Просвещение, 1989.
4. Античная цивилизация / Под ред. В.Д. Блаватского. - М.: Наука, 1973.
5. Боннар А. Греческая цивилизация. - М.: Искусство, 1995.
6. Брунов Н.И. Памятники Афинского Акрополя. Парфенон и Эрехтейон. - М.: Искусство, 1973.
7. Виппер Б.Р. Искусство древней Греции. - М.: Наука, 1972.
8. Гаспаров М.Л. Занимательная Греция. - М.: Акрополь, 2005.
9. Гладкий В.Д. Древний мир. – М.: Центрполиграф, 1998.
10. Головня В.В. История античного театра. - Спб.: Лань, 2001.
11. Жураковский Г. Е., Очерки по истории античной педагогики. - М.: Наука, 1985.
12. Зарубежный театр. - М.: СКИТ, 2005.
13. Колобов А.В., Гущин ВУ., Братухин А.Ю. Античная мифология в историческом контексте. - М.: Папирус, 2004.
14. Колобова К.М. Древний город Афины и его памятники. - М.:Искусство, 1961.
15 .Колпинский Ю.д. Великое наследие античной Эллады. - М.: Искусство, 1988.
16. Куманецкий К. История культуры древней Греции и Рима. - М:Высшая школа, 1990.
17. Кун Н.А. Легенды и мифы древней Греции. - СПб.: Алетейя, 2005.
18.Маринович Л.П., Кошеленко Г.А. Судьба Парфенона. - М.: Логос, 2000.
19. Полевой В.М. Искусство Греции. - М.: Знание, 1990.
20. Рассел Б. История западной философии досократики. - М.: Папирус, 2002.
21.Ривкин Б.И. Античное искусство / Малая история искусств. - М.; Искусство, 1972.
22.Сидорова Н.А. Афины. - М.: Искусство, 1967.
23.Соколов Г.И. Акрополь в Афинах. - М.: Искусство, 1968.
24.Чубова А.П., Иванова А.Н. Античная живопись. - М.; Искусство,1967.
25.Штаерман Е.М. Кризис античной культуры. - М.; Наука, 1975.

Вопрос-ответ:

Какие были формы правления в Афинском полисе?

В Афинах были разные формы правления: начиналось с монархии, затем перешли к аристократии, а после реформ Солона были введены демократические истребования воли народа, и Афины стали первым "демократическим" государством. Впоследствии в Афинах была впервые установлена и "третья президентствующая" власть, форма правления, известная как "клерухия" (организация сельских поселений).

Какие были художественные особенности архитектуры Афин?

Архитектура Афин характеризовалась сдержанностью и гармонией, отражая идеалы классической эллинской культуры. Застройка города являлась прекрасным образцом древнегреческой архитектуры с использованием дорийского и ионического стилей. Особенными архитектурными сооружениями были Партенон и Эрехтеион.

Какими достижениями славились Афины в политической сфере?

Афины были первым государством, где народ имел возможность прямого участия в политической жизни. Еще одним достижением Афин была система исправительного списка для восстановления и восстановления владельца, а также система присяжных заседателей, что обеспечивало справедливость в судебной системе.

Как развивалось искусство в Афинах?

Афины являлись одним из центров древнегреческой культуры и искусства. Здесь родилось множество выдающихся скульптур, живопись особо развивалась. Театральное искусство также достигло своего расцвета благодаря проведению ежегодных театральных фестивалей.

Какую роль играли Афины в развитии философии?

Афины считались одним из важнейших центров древнегреческой философии. Здесь жили и творили такие выдающиеся философы, как Сократ, Платон и Аристотель. Их идеи оказали огромное влияние на развитие западной философской и научной мысли.

Как возник и развивался Афинский полис?

Афинский полис возник в VIII веке до н.э. и развивался на протяжении нескольких веков. Он был создан группой племён, объединившихся в города-государства. Со временем, Афинский полис стал одним из самых мощных полисов Древней Греции.

Как формировалась социально-экономическая и политическая структура Афинского полиса?

Социально-экономическая структура Афинского полиса основывалась на рабовладельческой системе. В полисе существовали цари и аристократия, которые контролировали политическую власть и землю. Впоследствии, в результате реформ, в Афинах произошел переход к демократическому строю: власть получили граждане-демосы.

Какие политические достижения были у Афинского полиса?

Афинский полис достиг высокого уровня развития демократии. Граждане имели право участвовать в политической жизни и принимать решения на народном собрании. Еще одним важным достижением была система служебных судов и суд присяжных.

Какой была архитектура Афин?

Архитектура Афин отражала величие и красоту полиса. Застройка Афинского полиса включала храмы, театры, амфитеатры, городские площади и городские форумы. Величественные политические и культовые сооружения украшали город и привлекали путешественников со всего мира.

Какие художественные особенности были у архитектуры Афин?

Основные художественные особенности архитектуры Афин включали гармонию и симметрию, пропорциональность и элегантность. Великолепные храмы были украшены дорическими, ионическими и коринфскими колоннами. Афинская архитектура считается одним из высших достижений искусства Древней Греции.

Какие политические достижения были у Афинского полиса?

Афинский полис достиг значительных политических достижений, включая развитие демократии, создание афинского Совета (Буле) и принятие Законов Дракона, что привело к большой степени самоуправления граждан. Также, Афины играли ведущую роль в создании и управлении Делосским союзом, что позволило им обладать значительным политическим влиянием в Греции.

Какие художественные особенности присущи архитектуре Афин?

Архитектура Афин отличается простотой и элегантностью форм. Одним из главных архитектурных достижений Афин было создание Парфенона, некогда находившегося на Акрополе. Он был построен в стиле дорийского порядка и славился своими симметричными пропорциями. Внутри Парфенона находился культовый статус Афии Парфенос, делая его как религиозным, так и архитектурным центром Афин.