Реформы системы образования в русской православной церкви Победоносцева

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История Отечества
  • 35 35 страниц
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 24.06.2008
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ИСТОРИОГРАФИЯ ПРОБЛЕМЫ
ГЛАВА 2. РЕФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
2.1. Церковная реформа в царствование Александра II
2.2. Преобразования в духовных семинариях в 1860-х-1880-х гг.
2.3. Реформы церковной образовательной системы 1880-х гг.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ




Фрагмент для ознакомления

Для развития и более детального изучения проблем историко-педагогической науки рассмотрение конкретных проблемных вопросов в определенный более узкий период истории страны видится более необходимым и перспективным.
Тем не менее, значимость данного исследования достаточно ощутима, так как оно расширяет круг знаний по истории отечественной педагогики, помогает современным методистам и учителям глубже осознать необходимость комплексного изучения вопросов православной педагогики в целях более эффективной реализации новейших педагогических и историко-методических идей в учебно-воспитательном процессе.
Несомненно, что история Церкви и ее значение во всех сферах жизни российского общества - важный аспект научных исследований. Нам, наконец-то, нужно понять и оценить вклад Русской Православной Церкви в развитии отечественных культуры, образования и науки. Эта деятельность наиболее ярко проявилась именно в период проведения реформы системы образования духовных учебных заведений во второй половине XIX века.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Алексеева С.И. Святейший Синод в системе высших и центральных государственных учреждений Российской империи (1859-1904): Дис. ... канд. ист. наук. - СПб., 1997.
Бан Ил Квон. К.П. Победоносцев и развитие церковно-приходских школ 1884- 1905 гг.: Дис. ... канд. ист. наук.- СПб., 2000.
Грекулов Е.Ф. Церковь, самодержавие, народ (вторая половина Х1Х-мачало XX века). М.: Наука. 1969.
Жировов В.И. Политические взгляды и государственная деятельность К.П. Победоносцева в 80 - 90 -е гг. XIX в.: Дис. ... канд. ист. наук.- Воронеж, 1993.
Знаменский П.В. История Русской Церкви: Учебное руководство. М., 1886.
Иерей Георгий Ореханов. На пути к Собору. Церковные реформы и первая русская революция. М., 2002.
Исторический очерк развития церковных школ за истекшее двадцатипятилетие (1884- 1909 г.). - СПб., 1909.
Каменев С.А. Церковь и Просвещение в России. - М., 1930.
Клочков В.В. Религия, государство и право. М.: Мысль, 1978.
Корзун М.С. Русская православная церковь на службе эксплуататорских классов: X век-1917. Минск: Беларусь, 1984.
Красников Н.П. Русское православие, государство и культура (мировоззренческий аспект). М.: Знание. 1989.
Кузьмина О.В. Государственная политика в области начального образования в России в первой половине 60-х гг. XIX в.: Дис. канд. ист. наук. - СПб., 2000.
Медынский Е.Н. История русской педагогики до Великой Октябрьской социалистической революции. - М., 1938.
Никольский Н.М. История русской церкви. М., 1930.
Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX в. / Отв. Отв. ред. А.И. Пискунов. - М., 1976
Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX - начало XX вв. / Отв. ред. Э Д. Днепров. - М., 1991.
Полунов А.Ю. Ведомство православного исповедания под властью К.П. Победоносцева, 1881 - 1894 гг.: Дис... канд. ист. наук.- М., 1992.
Поспеловский Д.В. Православная Церковь в истории Руси, России и СССР. - М.: Библейско-богословский институт святого апостола Андрея, 1996.
Поспеловский Д. Русская православная Церковь: испытания начала ХХ века // Вопросы истории.- 1993, № 1. С.46.
Православие в истории России. Отв. ред. В.И. Гараджа. М.: Мысль, 1988.
Прусс И. Религиозный национализм или национальная религия? / Знание-Сила. - 1997. № 3.
Пушкарев С.Г. Роль-православной церкви в истории России. Нью-Йорк: Посев, 1985.
Религия и церковь в истории России. М, 1975.
Римский СВ. Церковные реформы в России 60- 70 годов XIX столетия: Дис. ... докт. ист. наук. - М., 1998.
РимскийС.В. Церковная реформа Александра II // Вопросы истории. - 1996. № 4. - с. 38.
Рункевич С.Г. История Русской Церкви в XIX веке. СПб. 1901.
Рункевич С.Г. Обзор, русской церковной истории XIX века. СПб. 1893.
Русское православие: вехи истории / Науч. ред. А.И. Клибанов. - М.: Политиздат, 1989.
Титлинов Б.В. Духовная школа в России в XIX столетии. Вильна. 1909.
Церковь в истории России. IX-1917 г. М., 1967.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРОГРАММА по предмету «КАТЕХИЗИС»

Введение.
1. Понятие о Православном Катехизисе.
Значение слова «катехизис».
Что такое вера?
Предмет настоящего курса.
2. Необходимость знания основ христианского вероучения для всякого христианина.
Значение разума в религиозной жизни.
Что необходимо для спасения.
Понятие о богословии, догматическое сознание.
Догматическое сознание и ересь.
Значение вероучительных истин в жизни христианина.
3. Православная катехизическая литература.
Часть первая. Понятие о Божественном Откровении.
I. Пути богопознания.
1. Естественный и сверхъестественный пути богопознания.
2. Два пути естественного богопознания.
3. Сверхъестественное богопознание.
Познание Бога из Божественного Откровения.
Провозвестники Божественного Откровения и завершение Откровения во Христе.
Полнота новозаветного Откровения.
II. Понятие о Священном Предании и Священном Писании.
1. Священное Предание.
Священное Писание о Священном Предании, понимание Священного Предания у раннехристианских авторов.
Божественное Откровение - принцип единства Свящ. Предания.
Три уровня Свящ. Предания.
2. О Свящ. Писании в особенности.
Понятие о Свящ. Писании Библия.
Богодухновенность Свящ. Писания.
Канон книг Свящ. Писания. Священные книги Ветхого Завета. Священные книги Нового Завета.
Признаки того, что Свящ. Писание есть истинное слово Божие.
Правила чтения Свящ. Писания.
3. Отношение Священного Писания к Священному Преданию.
Сравнительная древность Свящ. Предания и Свящ. Писания.
Свящ. Предание и Свящ. Писание как два самостоятельных источника вероучения (латинская схема).
Свящ. Писание как форма Свящ. Предания.
Другие формы Свящ. Предадим. Правило веры. Литургическое предание.
Свящ. Писание - наиважнейшая из форм Свящ. Предания.
Почему должно соблюдать Свящ. Предание и тогда, когда мы имеем Свящ. Писание?
4. Божественное Откровение и Церковь.
Церковь - «верное хранилище Свящ. Предания».
Церковь - единственная верная истолковательница Свящ. Писания.
5. Что значит, изучать Предание?
Часть вторая. Толкование на Символ веры.
Введение.
1. Понятие о Символе веры.
2. Понятие о Вселенских Соборах.
I. О первом Члене Символа веры.
1. Исповедание веры.
2. Учение о существе Божием.
О единстве существа Божия.
О возможности познания существа Божия.
Непознаваемость Божественной сущности.
Понятие «сущности».
Возможность познания Бога по Его действованиям.
Нетварный характер Божественных энергий.
Свойства естества Божия.
Бог есть Дух.
Понятие об апофатических и катафатических свойствах Божиих.
Апофатические (онтологические) свойства Божии: вечность; вездесущие (вездеприсутствие); неизменяемость.
Катафатические (духовные) свойства Божии: всеведение; всемогущество; всеблаженство; благость; правда. Антропоморфизмы Священного Писания.
3. Догмат о Пресвятой Троице.
Догмат о Пресвятой Троице - основание христианской религии.
Учение о Пресвятой Троице в Священном Писании.
Учение Ветхого Завета.
Учение Нового Завета.
Краткая предыстория догмата о Пресвятой Троице.
Монархианство: динамизм или адопцианство; модализм.
Арианство.
Учение великих Каппадокийцев о единосущии Лиц Пресвятой Троицы.
Понятие личности, личность и природа.
Различие Божественных Лиц по ипостасным свойствам.
Свидетельства Откровения об отношениях Божественных Лиц: отношения между Отцом и Сыном; отношение между Отцом и Святым Духом.
Личные (ипостасные) свойства.
Как правильно мыслить отношения Божественных Лиц.
4. Бог как Творец и Промыслитель мира.
Сущность христианского учения о сотворении мира, нехристианские концепции происхождения мира.
Дуализм.
Пантеизм.
Христианская концепция происхождения мира: творение «из ничего».
Побуждение и цель творения мира.
Основные виды творений Божиих.
Мир духовный или ангельский: сотворение Ангелов Богом, время их сотворения;
ангельская иерархия; Ангелы - Хранители; разделение Ангелов на добрых и злых, бытие злых духов; падение злых духов; мир падших духов, их отношение к человеку, отношение Бога к деятельности падших духов.
Творение вещественного мира.
Творение человека: природа человека; образ и подобие Божие в человеке; назначение человека; предопределение Божие; состояние первозданного человека.
Христианское учение о Промысле Божием.
Действительность Промысла Божия.
Действия Промысла Божия.
Виды Промысла Божия.
Образы Божественного Промысла.
II. О втором члене Символа веры.
1. Учение Символа веры о Лице Господа Иисуса Христа.
Почему Иисус назван «Христом».
Иисус Христос - истинный Сын Божий.
Предвечное рождение Сына Божия.
Иисус Христос есть Господь.
2. Образ Откровения Пресвятой Троицы в мире.
III. О третьем члене Символа веры.
1. Грехопадение прародителей.
Состояние человека до грехопадения.
Сущность грехопадения.
Последствия грехопадения, проклятие.
Последствия грехопадения в отношениях между Богом и человеком.
Последствия грехопадения в природе человека.
Последствия грехопадения в отношениях между людьми.
Последствия грехопадения во внешнем мире и в отношениях между миром и человеком.
Первородный грех.
2. Православное учение о Лице Господа нашего Иисуса Христа.
Господь Иисус Христос - «посредник между Богом и человеками» (1 Тим. 2,5).
Господь Иисус Христос - истинный Человек.
Свидетельства Священного Писания об истинности человеческого естества Господа Иисуса Христа.
Отличия Господа Иисуса Христа от нас по человечеству: Господь Иисус Христос родился по человечеству сверхъестественным образом; Господь Иисус Христос есть человек безгрешный.
Воплощение и вочеловечение. Единство Лица Господа Иисуса Христа.
Образ соединения двух природ во Христе.
Следствия ипостасного соединения во Христе двух естеств.
«Общение свойств».
Обожение человеческого естества во Христе.
Господу Иисусу Христу, как единому Лицу, подобает единое нераздельное Божеское поклонение.
В Господе Иисусе Христе две воли и два действования.
3. О лице Пресвятой Девы Марии, послужившей таинству Воплощения Сына Божия.
IV. Учение о том, каким образом Сын Божий совершил наше спасение, или о таинстве Искупления.
1. Понятие «спасения».
2. Этимология слова «искупление».
3. Цель Искупления и его необходимость.
4. Образ совершения Господом Иисусом Христом нашего спасения.
Что необходимо для спасения.
Юридическая теория Искупления, ее отражение в «Пространном Православном Катехизисе».
Православное учение об образе совершения Иисусом Христом нашего спасения.
V. О четвертом члене Символа Веры.
1. Крестная жертва - центральное событие Искупления.
2. Каким образом пострадал Сын Божий.
3. Значение слов «при Понтийстем Пилате».
4. Каким образом мы можем воспользоваться спасительными плодами искупительной Жертвы.
VI. О пятом члене Символа веры.
1. Сошествие Иисуса Христа во ад.
2. Воскресение Господа Иисуса Христа из мертвых.
Значение события Воскресения в деле Искупления.
Предсказания Ветхого Завета о Воскресении.
Действительность Воскресения Христова.
VII. О шестом члене Символа веры.
1. Вознесение Господа Иисуса Христа.
Свидетельство Священного Писания о Вознесении Господа.
Значение события Вознесения в деле Искупления.
2. Значение выражения «седяща одесную Отца».
VIII. О седьмом члене Символа веры.
1. Учение Церкви о Втором пришествии Христовом.
Неизвестность времени Второго пришествия.
Признаки Второго пришествия.
Распространение Евангелия во всем мире.
Появление лжехристов и лжепророков, распространение ложных учений.
Падение нравственности.
Общественные бедствия и войны.
Природные катаклизмы.
Пришествие антихриста.
Образ Второго пришествия Христова.
2. Образ и содержание будущего суда Христова.
3. Виды царствия Христова и бесконечное Царствие Христово.
IX. О восьмом члене Символа веры.
1. О Божественном достоинстве Святого Духа.
2. Личное свойство Святого Духа.
3. Сообщение Святого Духа всем истинным христианам.
X. О девятом члене Символа веры.
1. Понятие о Церкви Христовой.
2. Понятие о Церкви Христовой на земле.
3. Существенные свойства Церкви Христовой.
Единство Церкви.
Единство - принцип бытия Церкви.
Внешнее выражение единства Церкви.
Единство Церкви земной и Церкви небесной: почитание и молитвенное призывание святых в Церкви земной; ходатайства святых за верующих, живущих на земле, молитвы Церкви за усопших.
Святость Церкви.
Соборность (кафоличность) Церкви.
Апостольство Церкви.
Апостольское предание.
Апостольское преемство и богоучрежденная церковная иерархия.
4. Необходимость принадлежать к Церкви для спасения.
XI. О десятом члене Символа веры.
1 Понятие о церковных таинствах.
2. Таинства Церкви.
Крещение.
Миропомазание.
Таинство Евхаристии.
Понятие о таинстве Евхаристии.
Установление таинства Евхаристии.
Преложение хлеба и вина в таинстве Евхаристии.
Необходимость и спасительность причащения Святых Тайн.
Таинство покаяния.
Таинство священства
Таинство брака.
Елеосвящение.
XII. Об одиннадцатом члене Символа веры.
1. Учение о воскресении мертвых.
Учение о воскресении мертвых в Священном Писании.
Тождественность тела воскресшего телу живущего.
Всеобщность и одновременность воскресения мертвых.
Изменение живых при воскресении умерших.
2. Кончина мира.
3. Состояние душ умерших до дня всеобщего воскресения.
XIII. О двенадцатом члене Символа веры.
1. Вечное блаженство праведников.
2. Вечные мучения грешников.




ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Требования к сдаче экзамена по катехизису


1. На оценку «удовлетворительно» учащийся должен:
· Знать необходимый минимум цитат;
· Знать Символ Веры наизусть почленно;
· Уметь формулировать кратко и точно учение Православной Церкви на каждый член Символа Веры;
· Иметь конспекты всех тем и контрольные работы;
· Проявлять в письменных работах аккуратность и чистоту, а в устных ответах - строгость мысли и сдержанность поведения.

2. Оценки «отлично» заслуживают учащийся, который:
· Свободно ориентируется в курсе Катехизиса;
· Кратко и точно может сформулировать догмат «на ходу»;
· Для аргументации своего ответа приводит цитаты из Священного Писания и святых отцов, выходящие за рамки необходимого минимума;
· Знает и умеет объяснить Богословские теории и теологумены (мнения) по той или иной теме;
· Готовился в течение учебного года к экзаменам с привлечением широкого спектра литературы.
















ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Концепция преподавания и изучения Катехизиса на Богословско-пастырском отделении

По определению словаря «Христианство» (в 3-х т.) «катехизис… — изустное наставление в христианской вере обращающихся к церкви, дотоле разномысливших с нею. Оно необходимо предшествует крещению, составляющему акт самого вступления в церковь» (с.704). Цель катехизиса тот же словарь определяет следующим образом: «Катехизис должен дать народным массам квинтэссенцию догмы и морали христианства в сжатой форме, невызывающей недоумений и перетолкований» (Ibid.).
Отсюда видно, что катехизис (катехизация) был предназначен в первую очередь для простого народа и для людей, впервые встретившихся с христианским вероучением. Какую же цель может преследовать курс катехизиса в Семинариях и институтах на богословско-пастырских отделениях?

Ближайшая цель – подготовка к изучению Догматического Богословия. Т. е., катехизис должен исполнять роль «Введения в Православное Богословие». Как бы ни был поступивший абитуриент подготовлен интеллектуально, его «богословская подготовка» ума (апофатизм мышления) ещё достаточно низкая. Необходимо научить его смирять свою мысль, останавливать её перед бездной непознаваемого, и в то же время научить вращать свой ум в сфере божественных предметов. Ум должен перестать бояться антиномии и апофатизма (непознаваемого) и приучиться к молитвенному стоянию и вниманию, бдительности и трезвению. Для этого необходимо регулярно заниматься изучением предмета, прилежно выполнять домашние задания и, конечно, участвовать в богослужебной жизни. Заучивание цитат, конечно, полезно для научения терпению. Но их чрезмерное количество только перегрузит неподготовленный ум; к тому же, способности к запоминанию у всех разные. Это не должно быть главной целью. Намного важнее здесь молитвенно-богослужебная (евхаристическая) жизнь. Но к осознанию этого человек должен прийти сам при содействии всей структуры учебного заведения.


Вторая цель – формирование в учащихся целостного православного мировоззрения. Один катехизис с этим не справится; но он может заложить твердое основание для дальнейших конструкций; и это основание – догматическое. Учащиеся должны научиться понимать и чувствовать непосредственную внутреннюю связь догматов и духовной жизни (В. Н. Лосский. Очерки…). Преподавание любого предмета должно придерживаться целесообразности: ничего лишнего. Делать из головы учащегося на первом же году «склад необходимых познаний» ни к чему доброму не приведет. Вопрос в том, что конкретно лишнее? Что необходимо дать сейчас, а что оставить на дальнейшие 4—5 лет обучения? Всё лишнее, необоснованное отвлекает, мешает сосредоточиться на главном, мешает пониманию, вносит смущение и вызывает стресс и депрессию, которые отнимают много сил. Что же важнее: энциклопедизм или системность?! Очищать программы от лишнего, дорогого для сердца преподавателя, но обременительного для ума студента необходимо и в других дисциплинах. В крайнем случае, можно отдать это на самостоятельное освоение. Каждая йота программы должна быть обоснована внутри самой же программы. В Догматическом Богословии цитаты более необходимы, и заучивание их более целесообразно, для обоснования в количестве «необходимого и достаточного». Причём цитаты необязательно должны быть стандартными, традиционными. Студент должен иметь право и стимул, поощрение, к самостоятельной аргументации. И, если у Догматического Богословия цель по преимуществу теоретическая (научная), то у Катехизиса — практическая.

Наконец, третья цель, дополнительная или, лучше сказать, «подспудная» — формирование навыков катехизации. Всякий ответ учащегося должен иметь цель, кроме всего прочего, и прикладную. Здесь уместно будет вспомнить латинскую пословицу: «Пока учу – учусь».
Материалы для приложений взяты из учебного плана одной из ныне действующих духовных семинарий

Прусс И. Религиозный национализм или национальная религия? / Знание-Сила. - 1997. № 3. с. 126.

Исторический очерк развития церковных школ за истекшее двадцатипятилетие (1884- 1909 г.)- - СПб., 1909.
Знаменский П.В. История Русской Церкви: Учебное руководство. М., 1886. С. 342, 398.
Рункевич С.Г. История Русской Церкви в XIX веке. СПб. 1901.
Рункевич С.Г. Обзор, русской церковной истории XIX века. СПб. 1893.
Титлинов Б.В. Духовная школа в России в XIX столетии. Вильна. 1909.
Титлинов Б.В. Духовная школа в России в XIX столетии. Вильна. 1909. Т.2.С.230-241.

Каменев С.А. Церковь и Просвещение в России. - М., 1930; Медынский Е.Н. История русской педагогики до Великой Октябрьской социалистической революции. - М., 1938.
Никольский Н.М. История русской церкви. М., 1930.
Никольский Н.М. Указ. соч. М., 1930. С. 404.
См., напр.: Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX в. / Отв. Отв. ред. А.И. Пискунов. - М., 1976; Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX - начало XX вв. / Отв. ред. Э Д. Днепров. - М., 1991.
Грекулов Е.Ф. Церковь, самодержавие, народ (вторая половина Х1Х-мачало XX века). М.: Наука. 1969.; Клочков В.В. Религия, государство и право. М.: Мысль, 1978.; Корзун М.С. Русская православная церковь на службе эксплуататорских классов: X век-1917. Минск: Беларусь, 1984.; Красников Н.П. Русское православие, государство и культура (мировоззренческий аспект). М.: Знание. 1989; Религия и церковь в истории России. М, 1975.; Православие в истории России. Отв. ред. В.И. Гараджа. М.: Мысль, 1988.
Церковь в истории России. IX-1917 г. М., 1967.; Пушкарев С.Г. Роль-православной церкви в истории России. Нью-Йорк: Посев, 1985.; Русское православие: вехи истории. М.: Политиздат. 1989.
Русское православие: вехи истории / Науч. ред. А.И. Клибанов. - М.: Политиздат, 1989.
Алексеева СИ. Святейший Синод в системе высших и центральных государственных учреждений Российской империи (1859-1904): Дис. ... канд.ист.наук. - СПб., 1997; Кузьмина О.В. Государственная политика в области начального образования в России в первой половине 60-х гг. XIX в.: Дис. канд. ист. наук. - СПб., 2000; Римский СВ. Церковные реформы в России 60- 70 годов XIX столетия: Дис. ... докт. ист. наук. - М., 1998.
Бан Ил Квон. К.П. Победоносцев и развитие церковно-приходских школ 1884- 1905 гг.: Дис. ... канд. ист.наук.- СПб., 2000.
Жировов В.И. Политические взгляды и государственная деятельность К.П. Победоносцева в 80 - 90 -е гг. XIX в.: Дис. ... канд. ист. наук.- Воронеж, 1993; Полунов А.Ю. Ведомство православного исповедания под властью К.П. Победоносцева, 1881 - 1894 гг.: Дис... канд. ист. наук.- М., 1992.
Поспеловский Д.В. Православная Церковь в истории Руси, России и СССР. - М.: Библейско-богословский институт святого апостола Андрея, 1996.
Поспеловский Д. Русская православная Церковь: испытания начала ХХ века //Вопросы истории.- 1993, № 1. с.46.
РимскийС.В. Церковная реформа Александра II // Вопросы истории. - 1996. № 4. - с. 38.

Иерей Георгий (Ореханов). На пути к Собору. Церковные реформы и первая русская революция. М. 2002.
К концу ХIХ столетия действовало 187 мужских духовных училищ.
Именно в эти годы в Семинариях обучались Джугашвили, Подвойский, Гапон, Петлюра.












2

1.Алексеева С.И. Святейший Синод в системе высших и центральных государственных учреждений Российской империи (1859-1904): Дис. ... канд. ист. наук. - СПб., 1997.
2.Бан Ил Квон. К.П. Победоносцев и развитие церковно-приходских школ 1884- 1905 гг.: Дис. ... канд. ист. наук.- СПб., 2000.
3.Грекулов Е.Ф. Церковь, самодержавие, народ (вторая половина Х1Х-мачало XX века). М.: Наука. 1969.
4.Жировов В.И. Политические взгляды и государственная деятельность К.П. Победоносцева в 80 - 90 -е гг. XIX в.: Дис. ... канд. ист. наук.- Воронеж, 1993.
5.Знаменский П.В. История Русской Церкви: Учебное руководство. М., 1886.
6.Иерей Георгий Ореханов. На пути к Собору. Церковные реформы и первая русская революция. М., 2002.
7.Исторический очерк развития церковных школ за истекшее двадцатипятилетие (1884- 1909 г.). - СПб., 1909.
8.Каменев С.А. Церковь и Просвещение в России. - М., 1930.
9.Клочков В.В. Религия, государство и право. М.: Мысль, 1978.
10.Корзун М.С. Русская православная церковь на службе эксплуататорских классов: X век-1917. Минск: Беларусь, 1984.
11.Красников Н.П. Русское православие, государство и культура (мировоззренческий аспект). М.: Знание. 1989.
12.Кузьмина О.В. Государственная политика в области начального образования в России в первой половине 60-х гг. XIX в.: Дис. канд. ист. наук. - СПб., 2000.
13.Медынский Е.Н. История русской педагогики до Великой Октябрьской социалистической революции. - М., 1938.
14.Никольский Н.М. История русской церкви. М., 1930.
15.Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX в. / Отв. Отв. ред. А.И. Пискунов. - М., 1976
16.Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX - начало XX вв. / Отв. ред. Э Д. Днепров. - М., 1991.
17.Полунов А.Ю. Ведомство православного исповедания под властью К.П. Победоносцева, 1881 - 1894 гг.: Дис... канд. ист. наук.- М., 1992.
18.Поспеловский Д.В. Православная Церковь в истории Руси, России и СССР. - М.: Библейско-богословский институт святого апостола Андрея, 1996.
19.Поспеловский Д. Русская православная Церковь: испытания начала ХХ века // Вопросы истории.- 1993, № 1. С.46.
20.Православие в истории России. Отв. ред. В.И. Гараджа. М.: Мысль, 1988.
21.Прусс И. Религиозный национализм или национальная религия? / Знание-Сила. - 1997. № 3.
22.Пушкарев С.Г. Роль-православной церкви в истории России. Нью-Йорк: Посев, 1985.
23.Религия и церковь в истории России. М, 1975.
24.Римский СВ. Церковные реформы в России 60- 70 годов XIX столетия: Дис. ... докт. ист. наук. - М., 1998.
25.РимскийС.В. Церковная реформа Александра II // Вопросы истории. - 1996. № 4. - с. 38.
26.Рункевич С.Г. История Русской Церкви в XIX веке. СПб. 1901.
27.Рункевич С.Г. Обзор, русской церковной истории XIX века. СПб. 1893.
28.Русское православие: вехи истории / Науч. ред. А.И. Клибанов. - М.: Политиздат, 1989.
29.Титлинов Б.В. Духовная школа в России в XIX столетии. Вильна. 1909.
30.Церковь в истории России. IX-1917 г. М., 1967.

Вопрос-ответ:

Какие проблемы образования в русской православной церкви были рассмотрены в историографии?

В историографии были рассмотрены проблемы реформы системы образования в русской православной церкви, такие как церковная реформа в царствование Александра II, преобразования в духовных семинариях в 1860-х, 1880-х годах, а также реформы церковной образовательной системы в 1880-х годах.

Какие были основные изменения в церковной реформе во времена царя Александра II?

Основные изменения в церковной реформе во времена царя Александра II включали отмену крепостного права священнослужителями, улучшение качества образования в духовных школах и университетах, а также уровнянные уровни образования для священнослужителей разных рангов.

В чем заключались преобразования в духовных семинариях в 1860-х и 1880-х годах?

В 1860-х и 1880-х годах произошли преобразования в духовных семинариях, которые включали в себя изменение программы обучения, повышение требований к учебным заведениям и улучшение качества образования для будущих священнослужителей.

Какие реформы были проведены в церковной образовательной системе в 1880-х годах?

В 1880-х годах были проведены реформы в церковной образовательной системе, которые включали в себя улучшение программы обучения, введение новых методик преподавания и повышение требований к квалификации преподавателей.

Какие проблемные вопросы можно рассмотреть в рамках историко-педагогической науки на основе данной статьи?

На основе данной статьи можно рассмотреть проблемные вопросы, связанные с эффективностью проведенных реформ в русской православной церкви, влиянием этих реформ на качество образования и профессиональный уровень священнослужителей, а также их последствия для современной церковной образовательной системы.

Какие проблемы рассматривает автор в главе 1 "Историография проблемы"?

В главе 1 автор рассматривает историографию проблемы реформ системы образования в русской православной церкви Победоносцева. Он анализирует различные точки зрения и подходы к изучению этой темы, а также обозначает основные аспекты, которые будут рассмотрены в последующих главах.

Какие изменения произошли в духовных семинариях во второй половине XIX века?

Во второй половине XIX века произошли существенные изменения в духовных семинариях. Автор в главе 2 "Реформирование духовных заведений во второй половине XIX века" описывает эти изменения, включая церковную реформу в царствование Александра II, преобразования в духовных семинариях в 1860-1880 годах и реформы церковной образовательной системы в 1880-х годах.

Какие преобразования произошли в духовных семинариях в период правления Александра II?

В период правления Александра II произошли значительные преобразования в духовных семинариях. Автор описывает эти преобразования в главе 2 "Реформирование духовных заведений во второй половине XIX века", включая изменения в учебных планах, методиках преподавания и организации учебного процесса.

Что представляют собой приложения к статье?

Приложения к статье представляют собой дополнительные материалы, которые позволяют более детально изучить исторические и педагогические аспекты проблемы реформ системы образования в русской православной церкви Победоносцева. Они могут содержать конкретные примеры, статистические данные или другую информацию, расширяющую понимание этой темы.