Признаки и приоритеты социального государства.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Теория государства и права
  • 15 15 страниц
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 06.05.2012
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение…...............................................................................................................3
1. Социальное государство: понятие, признаки
конституционное закрепление…………………………………………………..5
2. Особенности и приоритеты социального государства……………………....7
Заключение…………………………………………………………………….13
Список использованной литературы…………….…………………………….15

Фрагмент для ознакомления

Разумеется, данные предложения не претендуют на то, чтобы стать универсальными средствами решения всех социальных проблем. Это, скорее, постановка вопроса. Речь идет об уточнении роли конституционно-правовой науки применительно к проблеме социального государства. Для конституционно-правового осмысления понятия "социальное государство" на первом плане должны быть не лозунги о солидарности и равенстве, а вопросы процедуры принятия социально значимых решений. Задача в том, чтобы обеспечить максимально возможную открытость и научную обоснованность этих процедур, поскольку распространенный у нас кулуарный стиль принятия решений категорически не пригоден при формировании социальной политики.
Заключение

Таким образом, в ходе написания реферата мы пришли к следующим выводам:
Современное социальное государство - это этап развития социального государства, следующий за патерналистским социальным государством. Социальное государство - это не этап развития правового государства, а этап развития государственно-организованного общества в целом.
Социальное государство - закрепленная в ст. 7 Конституции Российской Федерации одна из основ конституционного строя и одна из характеристик Российского государства. Положение о социальном государстве занимает в Конституции РФ особое место, поскольку характеризует внутреннюю, содержательную, ценностную сторону деятельности государства, тогда как большинство конституционных норм ориентированы на регулирование внешних, структурно-функциональных аспектов государственности.
Необходимо отметить, что повышении социальной политики государства предлагается принять следующие меры:
Во-первых, необходимо признать, что принятие федеральных законов по вопросам социальной политики государства и социальных прав граждан, в силу их особой общественной значимости, должно иметь особую процедуру обсуждения, исключающую поспешность принятия таких важных решений.
Во-вторых, на данном этапе становления в России социального государства возможно и необходимо законодательно закрепить общие требования к содержательной стороне "социальных" законов, ряд принципов, отражающих выработанные в науке теоретические положения и практику Конституционного Суда РФ (например, принять федеральный закон "Об основах социальной политики в Российской Федерации").
В-третьих, проекты федеральных законов по различным вопросам социальной политики (т.е. регулирующие общественные отношения в сфере социального обеспечения, занятости, доходов граждан, здравоохранения, образования, жилищной политики), а также материалы, обосновывающие необходимость их принятия и прогнозы последствий их вступления в силу, должны быть официально опубликованы еще до начала первого чтения с тем, чтобы предметом обсуждения в обществе была не общая идея законопроекта, а его конкретные нормы.
В-четвертых, политическим партиям, общественным объединениям, органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления должна быть предоставлена возможность и необходимое время для разработки своих отзывов на указанные проекты законов.
В-пятых, проекты законов по социальным вопросам в обязательном порядке должны проходить процедуру научной экспертизы с привлечением ведущих специалистов, а их выводы должны быть опубликованы для сведения широкой общественности.
Список литературы

Нормативно-правовые акты

Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12.12.1993.
Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Российская газета. 2001. 20 декабря.
Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Российская газета. 2001. 20 декабря.
Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном
пенсионном страховании в Российской Федерации» // Российская газета. 2001. 20 декабря.
Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» // Российская газета. 1999. 21 июля.
Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» // Российская газета. 1999. 23 июля.

Литература

Алейников Б.Н. Социальное государство и собственность // Государство и право. 2008. N 1.
Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. М.: Издательская группа "Норма-Инфра-М", 1998.
Батыгин К.С. Право социального обеспечения. Общая часть: Учебное пособие. М., 2008.
Выскуб В.Г. Воспроизводство кадрового потенциала российской науки в условиях перехода к инновационной экономике // Подготовка научных кадров высшей квалификации с целью обеспечения инновационного развития экономики: Материалы конференции. Минск, 2006.
Гончаров П.К. Социальное государство: сущность и принципы // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. "Политология". 2000. N 2.
Заостровцев А.П. Конституционная экономика, общественный договор и российское общество // Общественные науки и современность. 2008. N 1.
Зорькин В.Д. Социальное государство в России: проблемы реализации // Сравнительное конституционное обозрение. 2008. N 1.
Ильин А.В., Иваненко В.С., Еркина Л.Б. Обществознание. СПб.: Питер, 2003.
Конституционное совещание. Стенограммы. Материалы. Документы. 29 апреля - 10 ноября 1993 г. М.: Юридическая литература, 1995. Т. 12.
Конституции государств Европы: В 3 томах. Т. 1 - 2. М.: Норма, 2003.
Королев С.В. Конституционно-правовое регулирование бюджетного федерализма: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2005.
Кочеткова Л.Н. Социальное государство: европейская теория и российская практика // Власть. 2008. N 4.
Мазилов А.И. Основные типы систем социальной защиты личности. М., 1994.
Милецкий В.П. Социальное государство: эволюция идей, сущность и перспективы становления в современной России. Политические процессы в России в сравнительном измерении. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1997.
Храмцов А.Ф. Социальное государство. Практики формирования и функционирования в Европе и России // Социологические исследования. 2007. N 2.
Чиркин В.Е. Социальное государство: юридические индикаторы // Рос. юрид. журн. 2007. N 4.


Гончаров П.К. Социальное государство: сущность и принципы // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. "Политология". 2000. N 2. С. 51.
Храмцов А.Ф. Социальное государство. Практики формирования и функционирования в Европе и России // Социологические исследования. 2007. N 2. С. 23.
Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. М.: Издательская группа "Норма-Инфра-М", 1998. С. 118 - 119.
Чиркин В.Е. Социальное государство: юридические индикаторы // Рос. юрид. журн. 2007. N 4. С. 59.
Леонов И.В. Современное социальное государство: сущность, признаки, проблемы формирования / Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России. М.: МГИМО-Университет, 2006. С. 12.
Конституционное совещание. Стенограммы. Материалы. Документы. 29 апреля - 10 ноября 1993 г. М.: Юридическая литература, 1995. Т. 12. С. 19.












3

Список литературы

Нормативно-правовые акты

1.Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12.12.1993.
2.Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Российская газета. 2001. 20 декабря.
3.Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Российская газета. 2001. 20 декабря.
4.Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном
пенсионном страховании в Российской Федерации» // Российская газета. 2001. 20 декабря.
5.Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» // Российская газета. 1999. 21 июля.
6.Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» // Российская газета. 1999. 23 июля.

Литература

7.Алейников Б.Н. Социальное государство и собственность // Государство и право. 2008. N 1.
8.Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. М.: Издательская группа "Норма-Инфра-М", 1998.
9.Батыгин К.С. Право социального обеспечения. Общая часть: Учебное пособие. М., 2008.
10.Выскуб В.Г. Воспроизводство кадрового потенциала российской науки в условиях перехода к инновационной экономике // Подготовка научных кадров высшей квалификации с целью обеспечения инновационного развития экономики: Материалы конференции. Минск, 2006.
11.Гончаров П.К. Социальное государство: сущность и принципы // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. "Политология". 2000. N 2.
12.Заостровцев А.П. Конституционная экономика, общественный договор и российское общество // Общественные науки и современность. 2008. N 1.
13.Зорькин В.Д. Социальное государство в России: проблемы реализации // Сравнительное конституционное обозрение. 2008. N 1.
14.Ильин А.В., Иваненко В.С., Еркина Л.Б. Обществознание. СПб.: Питер, 2003.
15.Конституционное совещание. Стенограммы. Материалы. Документы. 29 апреля - 10 ноября 1993 г. М.: Юридическая литература, 1995. Т. 12.
16.Конституции государств Европы: В 3 томах. Т. 1 - 2. М.: Норма, 2003.
17.Королев С.В. Конституционно-правовое регулирование бюджетного федерализма: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2005.
18.Кочеткова Л.Н. Социальное государство: европейская теория и российская практика // Власть. 2008. N 4.
19.Мазилов А.И. Основные типы систем социальной защиты личности. М., 1994.
20.Милецкий В.П. Социальное государство: эволюция идей, сущность и перспективы становления в современной России. Политические процессы в России в сравнительном измерении. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1997.
21.Храмцов А.Ф. Социальное государство. Практики формирования и функционирования в Европе и России // Социологические исследования. 2007. N 2.
22.Чиркин В.Е. Социальное государство: юридические индикаторы // Рос. юрид. журн. 2007. N 4.

Вопрос-ответ:

Что такое социальное государство?

Социальное государство - это государственная модель, основанная на принципах социальной справедливости, заботы о гражданах и обеспечении их базовых социальных потребностей.

Какие признаки социального государства?

Признаки социального государства включают обеспечение социальной защиты и безопасности, доступ к здравоохранению и образованию, социальную помощь малообеспеченным слоям населения, равные возможности для всех граждан, а также конституционное закрепление социальных прав и свобод.

Какие особенности и приоритеты социального государства?

Особенности социального государства включают солидарность, государственное финансирование социальной сферы, регулирование рынка труда, социальное партнерство и гарантии социальных прав граждан. Приоритетами социального государства являются обеспечение равенства возможностей, поддержка уязвимых групп населения, развитие социальной инфраструктуры и защита трудовых прав граждан.

Может ли социальное государство решить все социальные проблемы?

Нет, социальное государство не может решить все социальные проблемы. Всеобщая социальная защита и поддержка могут существенно снизить уровень неравенства и обеспечить минимальный уровень благополучия, но полное устранение всех социальных проблем требует комплексного подхода и участия всех сторон общества.

Какие меры принимаются для развития социального государства?

Для развития социального государства необходимо принимать меры по укреплению социальной защиты, повышению доступности социальных услуг, улучшению системы образования и здравоохранения, разработке и реализации программ по борьбе с бедностью и безработицей. Также важными являются меры по содействию развитию трудовых рынков и созданию равных возможностей для всех граждан.

Какие признаки социального государства?

Социальное государство имеет несколько признаков, таких как гарантированная социальная защита граждан, доступность и бесплатность образования и здравоохранения, поддержка социальных программ и уровень жизни населения.

Что подразумевается под конституционным закреплением социального государства?

Конституционное закрепление социального государства означает, что принципы и приоритеты социального государства формализованы в конституции. Это обеспечивает гарантии и защиту прав граждан на социальное обеспечение и уровень жизни.

Какие особенности и приоритеты есть у социального государства?

Социальное государство имеет несколько особенностей и приоритетов. Одна из особенностей - это обеспечение социальной справедливости и равных возможностей для всех граждан. Приоритетами социального государства являются доступность здравоохранения и образования, социальная защита населения, поддержка малоимущих слоев населения и создание условий для экономического развития страны.