Развитие представлений о потребностях человека в истории философии.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Философия
  • 28 28 страниц
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 10.05.2010
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание:

Введение
1.Анализ теоретических концепций потребностной сферы человека в период античности
2. Развитие представлений о природе потребностей человека в философии Средневековья
3. Эпоха Возрождения и Новое время. Новый подход к теории потребностей человека.
4. Современные концепции в философском анализе потребностной сферы человека
Заключение
Литература:

Фрагмент для ознакомления

На ведущую роль потребностей указывает Р. Вудвортс. Потребности позволяют субъекту дифференцировать поступающие к нему стимулы по степени значимости – то есть субъект активно реагирует на одни стимулы и остается безразличным к другим.
Свой подход к потребностной сфере предлагает Т. Браун. Потребности он называет «аппетитами», рассматривая их как компонент чувственных процессов субъекта, наряду с чувством удовольствия / неудовольствия и ощущениями. В структуре потребности Браун выделяет три составляющие:
- ощущение дискомфорта, вызванное потребностью (холод, усталость и т. д.);
- ощущение желания устранения данного дискомфорта;
- ассоциация между данными ощущениями.
В отечественной философии свое влияние на исследование потребностей человека оказывают идеи Н. Г. Чернышевского, по мнению которого только через призму потребностей можно понять систему отношений субъекта к объекту, а также характер воздействия материально-экономических условий жизнедеятельности субъекта на его социально-психологическую природу и нравственную культуру. Наиболее оптимальным автор считает такой тип общества, который позволяет межличностным отношениям соответствовать потребностям субъекта.
Также развитие потребностей рассматривается неотделимо от развития познавательной сферы субъекта: удовлетворение первичных, органических потребностей становится основой зарождения у субъекта нового типа потребностей – нравственно-эстетических. При этом Чернышевский пишет о необходимости рассматривания психических процессов личности (таких, как память, мышление и воображение) с позиции ее деятельности и в соответствии с ведущей потребностью.
В качестве основной потребности Чернышевский рассматривает стремление индивида работать с максимальной отдачей и максимальной пользой для общества. Для воспитания подобного типа личности нужна, среди прочего, реформация системы школьного образования. И прежде всего, школьные предметы должны отбираться и формироваться не по принципу мнимых, кажущихся потребностей, а по принципу реальных, современных потребностей общества в целом.

Период Возрождения и Нового времени принципиально меняет картину представлений о человеческих потребностях. Постепенно происходит отказ от средневекового теоцентризма – человек рассматривается как самостоятельный, свободный индивид, подчиняющийся прежде всего силе собственного разума. Однако свобода эта имеет свои ограничительные факторы – мыслители Нового времени обращаются к естественно-биологическим и естественно-физиологическим закономерностям устройства мира в целом и человека с его потребностями в частности и развивают идеи биологической обусловленности отдельных сфер деятельности человека. Человек не может быть полностью свободен в регуляции своих потребностей, так как сила естественной природы (заменившая божественную силу мировоззрения Средневековья) воздействует на него вне зависимости от его желания. Тем не менее, человеку дана возможность преобразовывать и направлять отдельные биологические факторы, решающую роль в этом преобразовании должна играть наука, как продукт человеческого разума.


4. Современные концепции в философском анализе потребностной сферы человека

В настоящее время также существуют различные подходы к феномену потребностей в научном знании.
В типологической структуре потребностей появляются такие типы как рутинные и творческие потребности. Первый тип потребностей не привносит в окружающий мир ничего нового, подразумевая потребление, применение уже созданных объектов путем устоявшихся, отработанных методов. В противовес им творческие потребности определяются процессом создания новых материально-духовных ценностей либо процессом их нового осмысления и творческой переработки. Таким образом, ведущим в данном контексте становится понятие креативности.
Удовлетворение рутинных потребностей создает основу для появления потребностей творческих. В настоящее время роль творческих потребностей возрастает, связано же это прежде всего с меняющимися условиями труда, все больше требующих проявления креативности работников.
Данные типы по-разному называются в различных теоретических трактовках: «иметь» (потребность обладания) и «быть» (потребность самосовершенствования и творчества) [Фромм Э., 2008]; низшие (физиологические) и высшие (духовные) потребности [Маслоу А., 2003] и др. Начиная с 20-х гг ХХ века в западной системе представлений о потребностях человека, наряду с органическим, выделяется вторичный (психогенный) тип потребностей, формирующийся в процессе обучения и воспитания субъекта. Примерами данного типа могут служить потребности субъекта в агрессии либо, напротив, аффилиации; независимости / опеке и т. д.
Наиболее же известной на данный момент считается т. н. пирамида потребностей А. Маслоу [2003]. В ее основе, как уже упоминалось, находятся базовые физиологические потребности (голод, жажда, сексуальные потребности и др.); следующий блок составляют потребности в безопасности (чувство защищенности и уверенности); третий блок включает в себя потребности в принадлежности и любви (нахождение рядом с любимыми людьми, ощущение собственной нужности и т. д.); четвертый блок определяется потребностью в уважении (одобрение, признание, авторитет); пятый блок составляют потребности «высшего порядка» - познавательные и эстетические. Завершает же пирамиду потребность в самоактуализации (полная реализация потенциальных возможностей субъекта, способностей и талантов, как свершение его жизненной миссии или призвания) [Маслоу А., 2003].
В работах К. Халла потребность представлена как основная доминанта поведения субъекта. Она определяет активность субъекта и силу его реакции на стимул.

Современные теории потребностей более ориентированы на практическую деятельность. Биологическая обусловленность природы человеческих потребностей в отечественной науке уже не вызывает сомнения, в то же время большое внимание также уделяется внешним факторам, воздействующим на сферу потребностей. Значимым моментом является система связей потребностной сферы с общественно-политической жизнью общества.
Заключение

Подводя итог проведенного теоретического анализа системы представлений о потребностях человека в истории философии, мы можем отметить, что смена взглядов в данной сфере, переход от одной философской картины к другой осуществлялся в рамках смены философско-исторических парадигм, в соответствии с историческим развитием общества.
Античный идеал, подразумевающий под собой всестороннее развитие личности, требует пристального внимания к человеческой природе во всех отношениях. Сфера потребностей изначально представляется чем-то непонятным, чуждым разуму и слабо поддающимся управлению. Однако в процессе длительного наблюдения и исследования античные философы постепенно начинают выявлять определенные закономерности в системе действий потребностей, пытаются найти некие причины, их обуславливающие, а также способы их управления. Постепенно возникает дилемма, как с потребностями обращаться. Часть мыслителей призывает к сдержанности и умеренности, другие же предлагают рассматривать потребности как естественное проявление человеческой природы, и, соответственно, не ограничивать себя в их удовлетворении.
Процесс падения Римской империи ознаменовывает наступление новой исторической эпохи – Средневековья. Меняется политический режим, общественно-экономические отношения, идеология, философская доктрина и, как следствие, отношение к системе человеческих потребностей. Теологическая парадигма не допускает той свободы потребностей, которая могла существовать в период Античности. Человек, несмотря на свою изначально божественную природу, существо греховное и слабое; чтобы не сбиться с пути, ему необходимо четкое руководство со стороны церкви и государства, которые, в свою очередь, должны ориентироваться на закон Бога. Главными добродетелями становятся смирение и послушание, пиетет перед Богом и государством. Соответственно, естественные потребности человека представляются прежде всего как доказательство его греховной природы и требуют строгого контроля и сдержанности.
На смену средневекового периода в философии приходит эпоха Возрождения (Ренессанса) Новое время. Теологическая доктрина сменяется возрождением Гуманизмом, возрождается античный идеал всесторонне развитой личности, активно развивается научное знание, под которое, в том числе, подпадает сфера человеческих потребностей. Развитие материалистических философско-научных взглядов способствует тому, что потребности начинают рассматриваются не только с точки зрения божественной природы человека, но прежде всего как с естественно-биологической точки зрения. Потребности человека перестают быть чем-то необъяснимым и неуправляемым, они становятся естественной частью человеческой психики и действуют в соответствии с другими психическими свойствами. Также значимым моментом становится сопоставление потребностной сферы субъекта с общественно-экономической ситуации в государстве, чему способствовали, прежде всего марксистские идеи.
Современное исследование потребностной сферы начинает носить более дифференцированный характер, доминирующую роль здесь начинают играть работы в психологической науке. Активно исследуется роль социальных факторов в процессе деятельности потребностей, а также их соотношение с генетическими (биологическими) факторами. Все больше научные исследования в области потребностей человека ориентируются на социально-политическую сферу общества, так как на потребностном уровне, как правило, начинают формироваться общественные настроения социума. Необходимость предотвращения большинства нежелательных волнений в обществе, процесс политического урегулирования социальных конфликтов в стране не может строиться без учета системы актуальных человеческих потребностей. Для решения же данной задачи необходим не только процесс дифференциации данной области в системе человекознания, но и, напротив, обратный процесс – интеграция знаний, выявленных в рамках различных научных отраслей, для составления полной картины системы представлений человеческих потребностей от древних времен до наших дней.

Литература:

Беляев И. А. Способности и потребности как континуум системных свойств человеческой целостности // Вестник ОГУ № 1, янв. 2009.
Веденов А. В. Личность как предмет психологической науки // Вопросы психологии. – 1956, №1.
Гегель Г. Философия права. – М.: Мысль, 1990.
Ждан А. Н. История психологии. От Античности до наших дней. – М.: Академический проект, 2004.
Здравмыслов А. Г. Потребности, интересы, ценности. – М.: Политиздат, 1986.
Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2003.
История философии / И. И. Богута. – М.: Мысль, 1994.
Коган М.С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа. – М.: Изд-во политической литературы, 1974.
Кузнецов В. Г., Кузнецова И. Д., Миронов В. В., Момджян К. Х. Философия. – М.: ИНФРА-М, 2004.
Ламетри Ж. Сочинения. – М.: Мысль, 1976.
Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы в психологии. – М.: Наука, 1984.
Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. – М.: Изд-во политической литературы, 1955-1981, т. 3.
Марру А. Святой Августин и августинианство. – Долгопрудный: Вестком, 1999.
Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб.: Питер, 2003.
Митина В. И. Мир личности как мир культуры // Вестник московского университета, сер. 7. Философия № 6. – М., 1997.
Пошивайло Н. И. Идеология потребностей и способностей человека: социально-философский аспект: Автореферат. – Москва, 2003.
Татаркевич В. История философии. Античная и средневековая философия. – Пермь: Издательство Пермского университета, 2000.
Фромм  Э. Иметь или быть. – М.: АСТ МОСКВА, 2008. 








28

ЛИТЕРАТУРА:

1.Беляев И. А. Способности и потребности как континуум системных свойств человеческой целостности // Вестник ОГУ № 1, янв. 2009.
2.Веденов А. В. Личность как предмет психологической науки // Вопросы психологии. – 1956, №1.
3.Гегель Г. Философия права. – М.: Мысль, 1990.
4.Ждан А. Н. История психологии. От Античности до наших дней. – М.: Академический проект, 2004.
5.Здравмыслов А. Г. Потребности, интересы, ценности. – М.: Политиздат, 1986.
6.Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2003.
7.История философии / И. И. Богута. – М.: Мысль, 1994.
8.Коган М.С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа. – М.: Изд-во политической литературы, 1974.
9.Кузнецов В. Г., Кузнецова И. Д., Миронов В. В., Момджян К. Х. Философия. – М.: ИНФРА-М, 2004.
10.Ламетри Ж. Сочинения. – М.: Мысль, 1976.
11.Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы в психологии. – М.: Наука, 1984.
12.Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. – М.: Изд-во политической литературы, 1955-1981, т. 3.
13.Марру А. Святой Августин и августинианство. – Долгопрудный: Вестком, 1999.
14.Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб.: Питер, 2003.
15.Митина В. И. Мир личности как мир культуры // Вестник московского университета, сер. 7. Философия № 6. – М., 1997.
16.Пошивайло Н. И. Идеология потребностей и способностей человека: социально-философский аспект: Автореферат. – Москва, 2003.
17.Татаркевич В. История философии. Античная и средневековая философия. – Пермь: Издательство Пермского университета, 2000.
18.Фромм Э. Иметь или быть. – М.: АСТ МОСКВА, 2008.

Вопрос-ответ:

Какие теоретические концепции потребностей человека были разработаны в античности?

В античности было разработано несколько концепций потребностей человека. Например, у Аристотеля потребности рассматривались как естественные и врожденные состояния, которые человек должен удовлетворять для достижения благополучия. У Эпикура потребности сводились к удовлетворению физических и душевных желаний. Также были различные концепции потребностей в рамках стоицизма, платонизма и других философских школ.

Какие представления о природе потребностей человека сложились в философии Средневековья?

В философии Средневековья потребности человека рассматривались преимущественно с религиозной точки зрения. Например, Августин Аврелий считал, что истинные потребности человека возникают в результате духовного стремления к Богу. Возникали также представления о потребностях как ореоле человека, который нужно покорить в рамках духовной практики.

Какой новый подход к теории потребностей человека появился в эпоху Возрождения и Нового времени?

В эпоху Возрождения и Нового времени появился новый подход к теории потребностей человека, связанный с развитием естественных наук и гуманизма. Например, Рене Декарт считал, что основными потребностями человека являются здоровье и выживание. Это подразумевает удовлетворение физических и материальных потребностей. Также в этот период разрабатывались концепции потребностей в области образования, культуры и духовного развития.

Какие теоретические концепции потребностной сферы человека существовали в древности?

В период античности существовали различные концепции потребностей человека. Например, взгляды Сократа были связаны с идеей удовлетворения важнейших потребностей личности, таких как познание и мудрость. Аристотель уделял внимание различным видам потребностей, включая физиологические, эстетические и нравственные. В общем, представления о потребностях в античности были связаны с различными аспектами жизни человека.

Какие представления о природе потребностей человека существовали в философии Средневековья?

В философии Средневековья развивались представления о потребностях человека, связанные с религиозными и моральными аспектами. Например, учение святого Августина отражало идею о безусловной потребности человека в Боге. В целом, в Средневековье потребности рассматривались как неотъемлемая часть духовного развития человека.

Какие изменения произошли в представлениях о потребностях человека в эпоху Возрождения и Нового времени?

В эпоху Возрождения и Нового времени произошел сдвиг в представлениях о потребностях человека. Философы и ученые стали больше акцентировать внимание на материальных и практических нуждах личности. Например, Гоббс рассматривал потребности как механические, взаимодействующие с внешними объектами. Это время также связано с развитием идеи индивидуальных прав и свобод, что также повлияло на представления о потребностях человека.

Какие теоретические концепции потребностей человека существовали в античности?

В античности различные философы разрабатывали свои концепции потребностей человека. Например, Аристотель считал, что потребности делятся на физические и духовные. Другие философы, такие как Эпикур и Сенека, выделяли потребности в удовольствии и счастье. Также существовали концепции, основанные на идеях платонизма и стоицизма, которые акцентировали внутреннюю гармонию и духовные потребности.

Какие представления о природе потребностей человека были в Средневековье?

В философии Средневековья существовали различные концепции потребностей человека. Например, в рамках христианской теологии потребности рассматривались как связанные с душой и воззрениями на спасение. Августин Аврелий и Томас Аквинский разрабатывали свои концепции, где потребности считались частью божественного плана и пути к божественному просветлению.

Как изменились представления о потребностях человека в эпоху Возрождения и Новое время?

В эпоху Возрождения и Новое время философы и мыслители начали акцентировать внимание на рациональных и материалистических потребностях человека. Они придавали большое значение науке и разуму, а потребности рассматривались как часть человеческой природы, которую можно удовлетворять через земные блага и успех в мирской жизни. Такие мыслители, как Декарт, Гоббс и Спиноза, разрабатывали свои концепции, основанные на рационализме и эгоизме.

Какие теоретические концепции потребностной сферы человека были разработаны в период античности?

В период античности разработались несколько теоретических концепций потребностной сферы человека. Одной из наиболее известных концепций была концепция аристотелевской этики, в которой потребности рассматривались как естественные драйверы поведения человека. Учение Сократа и платонизм также вносили свой вклад в понимание потребностей человека, подчеркивая важность духовного развития и достижения гармонии.