Использование этимологического анализа при написании слов с непроверяемыми орфограммами
Заказать уникальную курсовую работу- 26 26 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 18.03.2010
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава I. Особенности этимологии современного русского языка
Глава II. Практическая часть
Заключение
Список использованной литературы
Слово обычно имеет несколько грамматических значений.
Например, существительное учителем в предложении А тот, кого учителем считаю, как тень прошел… (А. Ахматова) выражает грамматические значения предметности, одушевленности, мужского рода, единственного числа, творительного падежа.
«Самое общее и наиболее важное грамматическое значение слова называется частеречным (или общекатегориальным); таковы значения предметности у существительного, процессуальности у глагола и т. д. Частеречное значение любого слова дополняется и конкретизируется частными (или частнокатегориальными) грамматическими значениями; так, для существительного характерны частнокатегориальные грамматические значения одушевленности / неодушевленности, рода, числа и падежа».
[Современный русский язык / П. А. Лекант, Е. И. Диброва, Л. Л. Касаткин; под ред. П. А. Леканта. – М.: Дрофа, 2000. – С. 240.]
Формально грамматические средства бывают двух типов: парадигматические и синтагматические.
Морфологическая (словоизменительная) парадигма слова – это совокупность всех грамматических разновидностей (словоформ) данного слова. Способность слова образовывать парадигму называется словоизменением. У некоторых слов словоизменение отсутствует: они всегда выступают в одном и том же виде (таковы, например, служебные слова у, но, лишь). У подобных слов нулевая парадигма. Но у большинства слов русского языка парадигма не нулевая.
Так, морфологическая словоизменительная парадигма слова школа образуется словоформами: школа, школы, школе, школу, колой, (о) школе; колы, школ, школам, школами, (о) школах.
«Словоформы бывают двух видов: синтетические (простые) и аналитические (составные).
Синтетические словоформы состоят из основы слова и флективных аффиксов – окончаний, словоизменительных суффиксов и постфиксов. Например: дом (нулевое окончание), школ-а; быстр-ейш-ий (словоизменительный суффикс превосходной степени и окончание), чита-л-и (словоизменительный суффикс глагола и окончание), бег-ущ-ий (словоизменительный суффикс причастия и окончание).
В одной синтетической словоформе может быть от одного до трех флективных аффиксов; например, в глагольной словоформе проверя-л-и-сь (Сочинения проверялись двумя экзаменаторами) грамматические значения выражены словоизменительным суффиксом прошедшего времени -л-, окончанием -и- и словоизменительным постфиксом страдательного залога -сь».
[Там же. С. 240–241.]
В образовании аналитических словоформ участвуют вспомогательные слова, играющие ту же роль, что и словоизменительные аффиксы в структуре синтетических словоформ.
Например, прибавлением форм будущего времени вспомогательного глагола быть к инфинитиву глаголов несовершенного вида (читать, бежать) образуется аналитическая форма будущего времени (буду читать, буду бежать); прибавлением к форме прошедшего времени глагола вспомогательного слова бы образуется форма сослагательного наклонения (читал бы, бежали бы).
«Иногда в парадигме слова имеются и синтетические, и аналитические словоформы (ср.: сильнейший и самый сильный; теплее и более теплый).
В парадигмах существительных, числительных и местоимений – только синтетические словоформы; для прилагательных, глаголов, наречий и безлично-предикативных слов характерны как синтетические, так и аналитические словоформы.
Словоизменение всегда было основным объектом морфологического анализа, потому что окончания и словоизменительные суффиксы в составе синтетических словоформ, вспомогательные слова в составе аналитических словоформ являются эффективными средствами выражения грамматических значений.
Так, благодаря противопоставлению окончаний в словоформах ученик – ученики, журнал – журналы выражаются значения числа; в противопоставлении словоформ решал – решаю – буду решать выражаются временные значения».
[Там же. С. 241.]
Флективные аффиксы всех указанных выше типов и вспомогательные слова относятся к парадигматическим средствам выражения грамматического значения слова (поскольку они участвуют в образовании словоизменительной парадигмы слова).
Кроме основных парадигматических средств, в некоторых словах имеются и дополнительные, нередко сопутствующие основным средствам выражения грамматического значения:
Чередования (или альтернации) фонем в основе [бегу – бежать; сон – сна («беглая» гласная)];
Наращение, усечение или чередование основообразовательных суффиксов в основе [брат – братья (брат-j-а); крестьянин – крестьяне; давать – даю; танцевать – танцую (танц-уj-у)];
Супплетивизм – чередование корней (иду – шел; человек – люди);
Изменение места ударения (д`ерево – дер`евья; был`а – б`ыли).
Грамматические значения слов выражаются не только парадигматически, но и синтагматически, то есть в словосочетании. Например, в словосочетаниях новая книга, новые книги значение числа выражено не только окончаниями существительного, но также и окончаниями согласующегося с ним прилагательного. Здесь парадигматические и синтагматические средства выражения грамматических значений дополняют одно другое.
Отметим, что морфология как грамматическое учение о слове, реально функционирующем в речи, должна учитывать все средства выражения грамматических значений слова, как парадигматические, так и синтагматические.
Заключение
Итак, лексика или словарный состав – это все слова, входящие в язык того или иного народа.
Слова – это единицы речи, которые служат для обозначений понятий и представлений о предметах и явлениях окружающего мира, а также об отношениях между ними.
Важнейшим условием нормативности речи является правильный выбор слов, их лексическая сочетаемость.
Лексическая сочетаемость определяется значением слова, его принадлежностью к тому или иному стилю речи, эмоционально-экспрессивной его окраской.
Литературные нормы осознаются не только как обязательные, но и как правильные, образцовые. Они объективно закреплены в языке и реализуются в речевой практике: говорящий и пишущий должны их соблюдать.
Без обязательности норм литературный язык не может существовать и успешно выполнять коммуникативную функцию.
Необходимость норм вполне оправдывает те усилия, которые затрачиваются обществом в целом и каждым человеком в отдельности на их усвоение.
В этимологических словарях фиксируется не только происхождение слов, но и их становление грамматическое. Особенно это связано с непроверяемыми орфограммами. Поэтому важно запоминать новые слова, особенно заимствованные с точки зрения правописания.
Список использованной литературы
1. Введенская Л. А., Колесников Н. П. Этимология. – СПб.: Питер, 2004. – 220 с.
2. Костомаров В. Г. Наш язык в действии: Очерки совр. рус. стилистики. – М.: Гардарики, 2005. – 286 с.: ил.
3. Левушкина О. И. Этимологический анализ на уроках орфографий // Русский язык в школе. – 1995. – № 6.
4. Ожегов С. И. Словарь русского языка: 70 000 слов / Под ред. Н. Ю. Шведовой. – 21-е изд., перераб. и доп. – М.: Рус. яз., 1989. – 924 с.
5. Современный русский язык / П. А. Лекант, Е. И. Диброва, Л. Л. Касаткин; под ред. П. А. Леканта. - М.: Дрофа, 2000. – 560 с.
6. Третер Н. Ю. Современный русский язык. Исторический комментарий. – М.: Айрис-Пресс, 2007. – 486 с.
7. Успенский Л. В. Слово о словах. – М.: Изд-во Мол. гвардия, 1957. – 382 с.
8. Хаютин А. Д. Очерки по истории становления лексикологии. – М.: КАНОН-Пресс, 1998. – 120 с.
9. Этимологические исследования по русскому языку. Вып. IX / Под ред. Н. М. Шанского. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. – 236 с.
10. Этимологический словарь русского языка Т. 1. / Под ред. Н. М. Шанского. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973. – 304 с.
2
2. Костомаров В. Г. Наш язык в действии: Очерки совр. рус. стилистики. – М.: Гардарики, 2005. – 286 с.: ил.
3. Левушкина О. И. Этимологический анализ на уроках орфографий // Русский язык в школе. – 1995. – № 6.
4. Ожегов С. И. Словарь русского языка: 70 000 слов / Под ред. Н. Ю. Шведовой. – 21-е изд., перераб. и доп. – М.: Рус. яз., 1989. – 924 с.
5. Современный русский язык / П. А. Лекант, Е. И. Диброва, Л. Л. Касаткин; под ред. П. А. Леканта. - М.: Дрофа, 2000. – 560 с.
6. Третер Н. Ю. Современный русский язык. Исторический комментарий. – М.: Айрис-Пресс, 2007. – 486 с.
7. Успенский Л. В. Слово о словах. – М.: Изд-во Мол. гвардия, 1957. – 382 с.
8. Хаютин А. Д. Очерки по истории становления лексикологии. – М.: КАНОН-Пресс, 1998. – 120 с.
9. Этимологические исследования по русскому языку. Вып. IX / Под ред. Н. М. Шанского. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. – 236 с.
10. Этимологический словарь русского языка Т. 1. / Под ред. Н. М. Шанского. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973. – 304 с.
Вопрос-ответ:
Какие главы есть в данной книге?
В данной книге есть две главы: "Особенности этимологии современного русского языка" и "Практическая часть".
Что изучается в главе II?
В главе II изучается практическая часть этимологического анализа при написании слов с непроверяемыми орфограммами.
Какие грамматические значения может иметь слово?
Слово может иметь несколько грамматических значений, например, существительное "учителем" может выражать грамматические значения предметности, одушевленности, мужского рода, единственного числа и творительного падежа.
Какие грамматические значения выражает слово "Ахматова"?
Слово "Ахматова" выражает грамматические значения предметности, одушевленности, мужского рода, единственного числа и творительного падежа.
Что является самым общим и важным грамматическим значением?
Самым общим и наиболее важным грамматическим значением является предметность.
Какая тематика книги?
Тематика книги связана с использованием этимологического анализа при написании слов с непроверяемыми орфограммами в русском языке.
Сколько глав в книге?
В книге "Использование этимологического анализа при написании слов с непроверяемыми орфограммами" есть две главы.
Что означает понятие "этимология"?
Этимология - это наука, изучающая происхождение и развитие слов, а также их исторические изменения.
Какие грамматические значения может иметь слово?
Слово может иметь несколько грамматических значений, такие как падеж, число, род и т. д.
Какие особенности этимологии современного русского языка рассматриваются в книге?
В книге рассматриваются особенности этимологии современного русского языка, связанные с написанием слов с непроверяемыми орфограммами.