1)Этические современные характеристики российской журналистики и СМИ
Заказать уникальный реферат- 18 18 страниц
- 13 + 13 источников
- Добавлена 30.05.2008
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
1. ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВОПРОСА
2. СТРУКТУРА СМИ
3. РЕГУЛИРУЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИИ, КОДЕКСЫ, УСТАВЫ
4. ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ РАЗЛИЧНЫХ СМИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Сегодня, как утверждают специалисты-практики, среди побуждений к творчеству все больший вес приобретают моральные соображения. Значит, этические нормы журналистской деятельности могут быть наиболее действенными только тогда, когда они усвоены личностью через систему внутренних факторов регуляции – самосознание и самооценку
По оценкам разных ассоциаций, как минимум 40% действующих российских СМИ существуют лишь благодаря прямым или косвенным субсидиям. Это означает, что значительная часть игроков на российском рынке СМИ просто не заинтересована в существовании эффективно действующих органов саморегулирования рынка.
Отсутствует координация между существующими ассоциациями и союзами;
Неверно сформулированные задачи. Вместо создания условий для дальнейшего общего развития индустрии, отраслевые ассоциации и союзы сосредоточились на выполнении либо отдельных лоббистских задач, либо на функциях защиты.
Некоторые из них фактически превратились в несильные профсоюзы;
Низкий уровень доверия рядовых членов к органам управления ассоциаций и отсутствие веры в их реальные возможности;
За редким исключением, низкое качество управления;
Большинство ассоциаций испытывают недофинансирование. Лишь немногие ассоциации собирают достаточное количество членских взносов для выполнения поставленных задач;
Отсутствие статистической информации, необходимой для предоставления обоснований и аргументации, чтобы доказать, что предложения ассоциаций по решению проблем отражают именно интересы индустрии, а не отдельных групп.
Отсутствует инвентаризация уже имеющихся баз данных. Медиа-рынок
непрозрачный.
Сегодня, на рубеже нового тысячелетия, средства массовой информации (СМИ) являются не только одним из средств передачи и получения, извините за тавтологию, информации, но и единственным, наверное, эффективным средством влияния на отдельного человека и общество в целом. Данное обстоятельство позволяет говорить о том, что СМИ могут в какой-то степени либо привить человеку морально-нравственные качества, либо наоборот, — «направить его по ложному следу». Именно поэтому органы саморегулирования СМИ играют существенную роль в регулировании информационного пространства. Отметим, что «саморегулирование» является субъективным понятием, являющимся свободным для толкования.
Некоторые специалисты в области права СМИ утверждают, что под саморегулированием следует понимать только добровольные (т.е. являющиеся продуктом свободного волеизъявления журналистов) средства воздействия на СМИ. Любая попытка законодательно обязать СМИ, либо поощрить их за учреждение органов саморегулирования, сторонниками данной теории категорически отвергается.
В свою очередь, оппоненты вышеприведенной концепции не отрицают возможность существования так называемого «законодательного саморегулирования», когда сам закон обязывает СМИ учреждать органы саморегулирования. Критики данного подхода обычно ссылаются на то, что не законы (позитивное право) создают морально-этические нормы, а, наоборот, — духовные и нравственные нормы (естественное право) являются первоисточником Закона. Обратная ситуация создает, по их мнению, препятствия развитию демократических институтов государства.
Существует еще один подход, базирующийся на понятии «законодательного каркаса» («Proceedings of the information seminar on self-regulation by the media (Strasbourg, 7-8 October 1998)». — Strasbourg: Directorate of Human Rights, p. 7.), когда в закон включены общие (основные) принципы концепции саморегулирования с целью их детализации в практических руководствах, кодексах профессиональной этики и других институтах саморегулирования СМИ (конкретные институты саморегулирования СМИ будут рассматриваться нами ниже). Закон в данном случае не обязывает, а наделяет правом общество, общественные объединения, СМИ создавать добровольные органы саморегулирования.
Ниже (см. таблицу) приводятся характеристики зарубежных органов саморегулирования СМИ. Примеры выбраны не случайно: шведский, норвежский и голландский органы саморегулирования (в данном случае — Советы по делам печати) считаются образцовыми; деятельность австрийского Совета по делам печати не заслужила доверия общественности в силу своей неэффективности; другие модели зарубежных органов саморегулирования СМИ представлены для наглядного отражения преимуществ образцовых моделей органов саморегулирования СМИ и недостатков других.
Заключение
Журналистская этика – понятие, которым обозначается изучение и практическое применение стандартов профессионального поведения в журналистике, специфика возникающего здесь нравственного выбора. В журналистской этике система ценностей и нравственных принципов, как правило, соединяется с проблемой выбора, возникающей в повседневной деятельности прессы.
Кодексы журналисткой этики способны помочь сотрудникам отделов новостей принимать разумные решения и укреплять общее доверие к журналистике там, где речь идет об этике.
Журналистская этика обязывает СМИ и журналиста исправлять свои ошибки, признаваться в них. Этика дает право "обвиняемым" на ответ и обязывает СМИ к его публикации.
От журналиста требуется уважение к достоинству человека и его праву на частную жизнь, в соответствии с требованиями международного права человека. Журналисты обязаны заботиться о репутации людей, воздерживаться от оскорблений, клеветы, ложных обвинений.
Профессиональные нормы предписывают журналисту уважать интересы общества, его демократические институты, общественную мораль.
Для контроля за выполнением этических норм, было создан орган саморегулирования.
Органы саморегулирования средств массовой информации можно характеризовать и по другим особенностям: по процедуре принятия, рассмотрения жалоб, вынесения решений и заключений, степени сотрудничества с органами государственной власти и общественными организациями, участия в законотворчестве и т.п.
Список литературы
Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации / Научный комментарий доктора юридических наук М.А. Федотова. Серия “Журналистика и право”, выпуск 2. — М: Фирма Гардарика, 1996.— 296 с.
Али М. Практический маркетинг и паблик рилейшнз для малого бизнеса / Пер. с англ. под ред. А.Н. Андреевой. - СПб.: Издательский Дом "Нева", 2004. - 416 с.
Антипов К.В. Баженов Ю.К. Паблик рилейшнз: Учебное пособие. - 3-е изд., перераб. И доп. - М.: Изд-ий Дом "Дашков и К'", 2002. - 148 с.
Власть и общественность: социальные аспекты взаимодейтствия/ С.С. Балабанв, 1997-.-148с.
Гундарь О.Н. Феномен политического лидерства в социальном контексте современности. Дис. докт. филос. наук. Ставрополь, 2001. 11-26с.
Ингам. Б. Английскому опыту обуздания власти — 800 лет! Перев. с англ. В.Ф. Полякова. // Четвертая власть, 2000, №3, С. 36-39
Личность и власть. Межвуз сб. научн. Работ/Рост высш шк. МВД, 1995-192 с.
Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста. М., 1999.-С.188
Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М.,1997. С.320-353
Федотов М.А. Право массовой информации в Российской Федерации. М., 2002. С. 103.
http://www.medialaw.ru/publications/books/self1/03.html
Шуров В. Актуальные проблемы саморегулирования СМИ[электронный ресурс] http://www.medialaw.ru/publications/books/5_years-2/2_part.html
http://usinfo.state.gov/journals/itgic/0401/ijgr/ijgr0401.htm
Ингам. Б. Английскому опыту обуздания власти — 800 лет! Перев. с англ. В.Ф. Полякова. // Четвертая власть, 2000, №3, С. 36-39
http://usinfo.state.gov/journals/itgic/0401/ijgr/ijgr0401.htm
http://usinfo.state.gov/journals/itgic/0401/ijgr/ijgr0401.htm
Засурский Я. Н. Система средств массовой информации в России — М.: Аспект Пресс, 2001 С.54
Засурский Я. Н. Система средств массовой информации в России — М.: Аспект Пресс, 2001 С.112
Задорин И., Бурова Ю., Сюткина А. СМИ и массовое политическое сознание: взаимовлияние и взаимозависимость, — М, 2000 С.24
http://www.gdf.ru/books/books/Vzglyad/2/005.html
http://www.obs.coe.int/online_publication/reports/
http://www.medialaw.ru/selfreg/5/n26.htm
Анжелика Синеок Этические кодексы российских СМИ: декларация и реальность [электронный ресурс]
Анжелика Синеок Этические кодексы российских СМИ: декларация и реальность [электронный ресурс]
Там же
http://www.medialaw.ru/publications/books/self1/03.html
Федотов М.А. Право массовой информации в Российской Федерации. М., 2002. С. 103.
Анжелика Синеок Этические кодексы российских СМИ: декларация и реальность [электронный ресурс]
Теплюк В.М. Социальная ответственность журналиста. С. 4
Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста. М., 1999.-С.188
Лазутина Г.В. Указ. соч. С. 191
Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации / Научный комментарий доктора юридических наук М.А. Федотова. Серия “Журналистика и право”, выпуск 2. — М: Фирма Гардарика, 1996.— 296 с.
Шуров В. Актуальные проблемы саморегулирования СМИ[электронный ресурс] http://www.medialaw.ru/publications/books/5_years-2/2_part.html
17
1.Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации / Научный комментарий доктора юридических наук М.А. Федотова. Серия “Журналистика и право”, выпуск 2. — М: Фирма Гардарика, 1996.— 296 с.
2.Али М. Практический маркетинг и паблик рилейшнз для малого бизнеса / Пер. с англ. под ред. А.Н. Андреевой. - СПб.: Издательский Дом "Нева", 2004. - 416 с.
3.Антипов К.В. Баженов Ю.К. Паблик рилейшнз: Учебное пособие. - 3-е изд., перераб. И доп. - М.: Изд-ий Дом "Дашков и К'", 2002. - 148 с.
4.Власть и общественность: социальные аспекты взаимодейтствия/ С.С. Балабанв, 1997-.-148с.
5.Гундарь О.Н. Феномен политического лидерства в социальном контексте современности. Дис. докт. филос. наук. Ставрополь, 2001. 11-26с.
6.Ингам. Б. Английскому опыту обуздания власти — 800 лет! Перев. с англ. В.Ф. Полякова. // Четвертая власть, 2000, №3, С. 36-39
7.Личность и власть. Межвуз сб. научн. Работ/Рост высш шк. МВД, 1995-192 с.
8.Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста. М., 1999.-С.188
9.Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М.,1997. С.320-353
10.Федотов М.А. Право массовой информации в Российской Федерации. М., 2002. С. 103.
11.http://www.medialaw.ru/publications/books/self1/03.html
12.Шуров В. Актуальные проблемы саморегулирования СМИ[электронный ресурс] http://www.medialaw.ru/publications/books/5_years-2/2_part.html
13.http://usinfo.state.gov/journals/itgic/0401/ijgr/ijgr0401.htm
Вопрос-ответ:
Какие этические современные характеристики есть у российской журналистики и СМИ?
Среди этических современных характеристик российской журналистики и СМИ можно выделить: обязательство достоверности информации, защита прав и свобод граждан, соблюдение этики в отношении источников информации, неприемлемость плагиата и фальсификаций, отказ от сенсационизма и желтой прессы.
Каков исторический аспект вопроса об этических характеристиках российской журналистики и СМИ?
Исторический аспект вопроса об этических характеристиках российской журналистики и СМИ заключается в развитии и эволюции этических норм и принципов в сфере СМИ на протяжении времени. С течением времени менялись требования к журналистской этике в соответствии с социально-политической ситуацией и современными вызовами.
Какова структура СМИ?
Структура СМИ может включать различные типы медиа: печатные издания (газеты, журналы), телевидение, радио, онлайн-порталы, социальные сети и другие платформы. Каждый тип СМИ имеет свою специфику и особенности работы, но все они служат для распространения информации и осуществления журналистской деятельности.
Какие организации регулируют этические вопросы в российских СМИ?
В России регулирование этических вопросов в СМИ осуществляется различными организациями, такими как Совет по этике СМИ, Роскомнадзор (Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций), профессиональные журналистские союзы и ассоциации.
Какие этические нормы существуют у разных СМИ в России?
Разные СМИ в России могут иметь различные этические нормы, которые регламентируют их работу. Некоторые общие этические нормы включают обязательство достоверности и объективности информации, соблюдение прав граждан на частную жизнь и достоинство, отказ от дискриминации и расизма, защиту источников информации, соблюдение профессиональной этики и др.
Какие моральные соображения приобретают все больший вес в журналистском творчестве?
Специалисты практики утверждают, что среди побуждений к творчеству все больший вес приобретают моральные соображения.
Какие факторы должны быть основными для усвоения этических норм журналистской деятельности?
Этические нормы журналистской деятельности могут быть наиболее действенными, если они усвоены личностью через систему внутренних факторов.
Каковы основные этапы развития российской журналистики и СМИ в историческом аспекте?
Развитие российской журналистики и СМИ может быть разделено на несколько основных этапов. Примерно в 19-20 веках появились первые газеты, которые осуществляли информационную и пропагандистскую деятельность. С развитием технологий появлялись новые форматы СМИ, такие, как радио и телевидение. В современной российской журналистике актуальными являются вопросы этики и морали в средствах массовой информации.