Сравнение системы рациональной бюрократии Вебера и системы чиновнечества в государстве Шан
Заказать уникальный реферат- 22 22 страницы
- 8 + 8 источников
- Добавлена 27.12.2008
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
1 Система чиновничества в государстве Шан
2 Система рациональной бюрократии Вебера
3 Сравнение системы рациональной бюрократии Вебера и системы чиновничества в государстве Шан
Заключение
Список литературы
Вебер также считал, что любой государственный служащий изначально должен воспитываться в духе дисциплины, а не инициативы и борьбы. Собственно последние качества от него и не требуются, поскольку главная его задача заключается в наблюдении за соблюдением уже существующих норм и правил.
В общих чертах и Вебер и китайцы считали, что чиновники должны:
быть лично свободны;
подчиняться только служебному долгу;
иметь устойчивую служебную иерархию;
иметь твердо определенную служебную компетенцию;
работать в силу контракта, а значит на основе свободного выбора;
работать в соответствии со специальной квалификацией;
вознаграждаться постоянными денежными окладами;
рассматривать свою службу как единственную или главную карьеру;
подлежать строгой единой служебной дисциплине и контролю.
Веберу принадлежит первенство в изучении бюрократии как социального класса.
Вебер считал бюрократическую рационализацию характерной чертой капиталистического общества. У Вебера и в Древнем Китае рациональное государственное устройство способствует получение более дешевого продукта.
Китайский советник Шан Ян писал: имеется не один способ управления миром, и нет необходимости в подражании древности… Средства, которыми правитель вдохновляет народ, - это учреждения и должностные ранги. Приверженец легизма, он не боялся порвать с традициями и обычаями страны.
Создатель политической социологии –Вебер, не раз сам обращался к древним религиям и обычаям.
В древнем Китае правитель –Ван обладал неограниченной властью и обширными полномочиями.
Вебер описывал такой тип правителя –харизматичный лидер. Ученый считал, что харизматичный лидер, стоящий у власти, которому народ выдал «мандат доверия», способен объединить вокруг себя нацию и защитить ее от различного бюрократического давления и «социалистического коллективизма». Как полагал Вебер независимый лидер, свободный от излишне раздутого чиновничьего аппарата, способен преодолеть раздробленность классовых интересов и стать объединяющим началом власти. При этом он буде обладать верховенством над бюрократией и одновременно окажется вне контроля со стороны политических партий и экономических группировок.
Веберу удалось добиться воплощения своих идей в политической практике Веймарской республики. Другое дело, что построенная при его участии модель заработала не так, как рассчитывали. В результате именно предоставленная «вождю» по конституции возможность апеллировать прямо к народу стала одним из обстоятельств, способствующих приходу нацисткой партии к власти. Гитлер оказался классическим харизматическим лидером, но укротив бюрократию и преодолев разобщенность нации, он, в конечном итоге, низвел народ до положения слепого орудия своей преступной воли.
По сути Вебер создал концепцию, очень похожею на дренекитайское учение –легизм, который представлял собой сугубо рационалистическое и вульгарно-рационалистическое учение, требовавшее активных общественных преобразований. Ослабление народа считалось главной задачей правителя. Сила государства в слабости народа. Согласно легизму народ-это сырой материал, а правитель мастер. Правитель должен быть свободен от совести, моральных норм. Как и Веймарская республика, Древний Китай при господстве легизма предстает единым централизованным государством, но вскоре крестьянские восстания разрушили империю.
Время подтвердило правильность многих веберовских тезисов, а также универсальность самого процесса «рационализации». Другое дело, что «рационализация» зависит не только от изучаемых Вебером религии и культуры, но и от таких понятий, как «уровень развития экономики», «хозяйственная политика», «внешняя конъюнктура».
Сам Вебер полностью не отрицал значения всех этих материальных факторов, но и не уделял им достаточного внимания.
Заключение
Рассмотрение системы рациональной бюрократии Вебера и системы чиновничества в государстве Шан позволяет сделать следующие выводы.
Эффективное государственное управление возможно только при разделении полномочий законодательной и исполнительной власти.
В древнем государстве Шан важнейшей опорой правителя являлся развитой бюрократический аппарат. Многочисленная администрация была строго организована и поделена на ранги на трех уровнях управления: центральном, региональном, местном(общинном). Жесткая иерархическая система предполагала соблюдение субординации, подчинения нижестоящих чиновников вышестоящим. Вебер также считал, что бюрократический аппарат, необходим для сдерживания власти и полномочий правителя. Однако, он допускал, что правитель, представляющий собой харизматического лидера, способен отделаться от опеки бюрократического аппарата и в одиночку апеллировать к народу и осуществлять власть. Что из этого могло получиться, можно рассмотреть на примере нацисткой партии, чей лидер –А.Гитлер- типичный харизматический лидер.
Вебер и древние китайцы сходились во мнении, что государственные служащие должны быть дисциплинированы, образованы, выдержаны, осуществлять не только свои полномочия, но и консультировать других. Знание должно быть всегда тесно связано с самосовершенствованием.
Вебер большое значение придавал развитию науки. Собственную концепцию он назвал «понимающей социологией»: по мере понимания сменяющихся способов отношения человека к миру меняется и «картина мира», диктуя людям их поведение и поступки. Со временем в истории все возрастает роль науки, которая определяет рациональность нашего времени. Она предлагает совокупность норм, эталонов, образцов наиболее целесообразных форм существования людей, видов духовных потребностей, вариантов правления, типов веры. А китайцы, в свое время совершили переворот в культуре и науке, представив миру бумагу, шелк, порох, компас и т.д., чем вызывали неизменное восхищение у Вебера.
В китайской культуре огромную роль (как в древние времена, так и в наши дни ) играет проблема иерархии общества. Традиционно отношения внутри семьи являются моделью для отношений внутри государства: почитание старших и уважение традиций всегда было отличительной чертой китайцев. Еще одна важная черта китайской культуры –это китайская церемония, которая представляет собой фиксированные нормы и правила поведения и мышления, сложившиеся на основе культа древности.
В концепции же Вебера традиционализм является не только ценностным антиподом «духа капитализма», но и одной из основных помех для его развития: «Повсюду, где современный капитализм пытался повысить «производительность» труда путем увеличения его интенсивности, он наталкивался на этот лейтмотив докапиталистического отношения к труду, за которым скрывалось необычайно упорное сопротивление; на это сопротивление капитализм продолжает наталкиваться и по сей день тем сильнее, чем более отсталыми (с капиталистической точки зрения) являются рабочие, с которыми ему приходится иметь дело».
Вебер также много внимания в своих работах уделял иерархии общества.
Список литературы
Вебер М. Избранные произведения. – М.: Прогресс, 1990.
Драч Г.В. Учебный курс по культурологи. Ростов-н/Д.; Издательство «Феникс», 1999.
Жаринов В.М. Культурология: Учебное пособие.-М.: ЗАО «Книга сервис», 2003 .
Косарев А.И. Всеобщая история государства и права: учебник. - М.: ИД «Юриспруденция», 2007.
Митюрин Д. Макс Вебер за 90 минут.-М.:АСТ; СПб.: Сова, 2006 г.
Соколов В.А. Культурологя.-Изд.2-е. – Ростов н/Д. : Феникс, 2006.
Тагунов Д.Е. Всеобщая история государства и права зарубежных стран: курс интенсив. подгот. –Минск:ТетраСистемс, 2007.
Сайт электронной библиотеки http://filosof.historic.ru
Косарев А.И. Всеобщая история государства и права: учебник. - М.: ИД «Юриспруденция», 2007, стр.49
Драч Г.В. Учебный курс по культурологи. Ростов-н/Д.; Издательство «Феникс», 1999, стр.115-116.
Тагунов Д.Е. Всеобщая история государства и права зарубежных стран: курс интенсив. подгот. –Минск:ТетраСистемс, 2007, стр.12.
Митюрин Д. Макс Вебер за 90 минут.-М.:АСТ; СПб.: Сова, 2006, стр 37.
Вебер М. Избранные произведения. – М.: Прогресс, 1990, стр. 341-342
Жаринов В.М. Культурология: Учебное пособие.-М.: ЗАО «Книга сервис», 2003, стр 103
Соколов В.А. Культурологя.-Изд.2-е. – Ростов н/Д. : Феникс, 2006, стр.77.
1
1.Вебер М. Избранные произведения. – М.: Прогресс, 1990.
2.Драч Г.В. Учебный курс по культурологи. Ростов-н/Д.; Издательство «Феникс», 1999.
3.Жаринов В.М. Культурология: Учебное пособие.-М.: ЗАО «Книга сервис», 2003 .
4.Косарев А.И. Всеобщая история государства и права: учебник. - М.: ИД «Юриспруденция», 2007.
5.Митюрин Д. Макс Вебер за 90 минут.-М.:АСТ; СПб.: Сова, 2006 г.
6.Соколов В.А. Культурологя.-Изд.2-е. – Ростов н/Д. : Феникс, 2006.
7.Тагунов Д.Е. Всеобщая история государства и права зарубежных стран: курс интенсив. подгот. –Минск:ТетраСистемс, 2007.
8.Сайт электронной библиотеки http://filosof.historic.ru
Вопрос-ответ:
Какие особенности есть у системы чиновничества в государстве Шан?
В системе чиновничества в государстве Шан основными особенностями являются отсутствие демократии, сильное внимание к дисциплине и подчинению, привилегированный статус чиновников.
Какие принципы лежат в основе системы рациональной бюрократии Вебера?
Основные принципы системы рациональной бюрократии Вебера включают четкую иерархию, разделение труда, установление формальных правил и процедур, рациональность и эффективность в организации работы.
В чем заключается сравнение системы рациональной бюрократии Вебера и системы чиновничества в государстве Шан?
Сравнение системы рациональной бюрократии Вебера и системы чиновничества в государстве Шан показывает, что обе системы стремятся к определенному упорядочению и эффективности, но имеют разные подходы к достижению этих целей. Вебер подчеркивал рациональность и профессионализм, в то время как в системе чиновничества в государстве Шан более важным является подчинение и привилегированный статус чиновников.
Какие качества требует Вебер от государственных служащих в системе рациональной бюрократии?
Вебер считает, что государственные служащие в системе рациональной бюрократии должны обладать дисциплиной, подчинением, профессионализмом и следовать формальным правилам и процедурам.
Какие качества не требуются у государственных служащих в системе рациональной бюрократии по мнению Вебера?
По мнению Вебера, государственным служащим в системе рациональной бюрократии не требуются инициатива и борьба, так как главными принципами работы являются дисциплина и подчинение.
Какая система сложнее в реализации - система рациональной бюрократии Вебера или система чиновничества в государстве Шан?
Обе системы имеют свои сложности в реализации. Система рациональной бюрократии Вебера требует тщательного проработанного организационного устройства и строгой иерархии. Она предполагает соблюдение правил, процедур и регламентов, что может быть сложно осуществить на практике. Система чиновничества в государстве Шан тоже может иметь свои сложности, так как основана на личных связях и родственных узах, что может усложнить процесс управления и привести к коррупции.
Какой подход к отбору кадров применяется в системе рациональной бюрократии Вебера?
Согласно системе рациональной бюрократии Вебера, отбор кадров должен осуществляться на основе специализации и профессиональных навыков. Главное требование - это техническая компетентность, знание и опыт в определенной области. Кандидаты должны пройти жесткий отбор, проверку и оценку своих навыков и квалификации.
Какая основная цель системы чиновничества в государстве Шан?
Основная цель системы чиновничества в государстве Шан - это сохранение и укрепление власти государственного аппарата. Чиновники, занимающие ключевые положения, обеспечивают стабильность управления государством и поддерживают правительственные структуры. В этой системе чиновники имеют большую власть и авторитет, и их решения могут иметь значительное влияние на жизнь граждан и развитие государства.
В чем основное отличие между системой рациональной бюрократии Вебера и системой чиновничества в государстве Шан?
Основное отличие между системой рациональной бюрократии Вебера и системой чиновничества в государстве Шан заключается в принципах, на которых они основаны. Вебер предлагает систему рациональной бюрократии, основанную на строгом соблюдении правил, процедур и регламентов, с акцентом на профессионализм и специализацию. В системе чиновничества в государстве Шан, напротив, решающую роль играют личные связи, родственные узы и покровительство. Чиновники назначаются на основе личных качеств, а не на основе профессиональных навыков.