Правовое положение территориальных учреждений Банка России.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Финансовое право
  • 33 33 страницы
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 03.10.2009
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1. Правовое положение Центрального банка Российской Федерации
1.1.Источники правового регулирования статуса Центрального банка РФ
1.2. Структура Центрального банка
2. Общие вопросы правового положения территориальных учреждений Центрального банка Российской Федерации
2.1. Понятие и правовой статус территориальных учреждений Центрального банка РФ
2.2. Полномочия территориального учреждения ЦБ РФ
3. Проблемы правовой независимости Центрального банка РФ
3.1.Определение проблем правовой независимости Центрального банка РФ
3.2. Пути решения возникающих проблем
Заключение
Список использованных источников

Фрагмент для ознакомления

При расширении полномочий ответственность должна быть повышена;
2) потребность в инвестиционных ресурсах для экономики страны – это потребность в «длинных» деньгах, которые могли бы направляться Центральным Банком через коммерческие банки в реальный сектор экономики.
Современные коммерческие банки сделали огромный скачок в своем развитии, охватив своими филиалами всю Россию наравне с бывшими государственными банками, в их руках находятся важнейшие рычаги воздействия на финансовую, инвестиционную, производственную и многие другие сферы экономики, которые являются объектом институциональной, инвестиционной и денежно-кредитной политики государства.
Эффективность функционирования кредитно-банковской системы страны во многом определяется финансовой устойчивостью, следовательно, устойчивость является одним из ключевых задач каждой кредитной организации. Именно поэтому институциональная устойчивость банка столь важна и для его клиентов, и для экономики региона и страны.
Под институциональной устойчивостью понимается способность банка в динамичных условиях рыночной среды противостоять негативным внешним и внутренним факторам, обеспечивать надежность вкладов юридических и физических лиц, защищать интересы акционеров и своевременно выполнять свои обязательства по обслуживанию клиентов, что в целом определяет стабильность и ритмичность прироста прибыли.
К основным методам управления рисками можно отнести использование принципа взвешенных рисков: осуществление систематического анализа финансового состояния клиентов банка, его платежеспособности и кредитоспособности, применение принципа разделения рисков, рефинансирование кредитов, проведение политики диверсификации (широкое перераспределение кредитов в мелких суммах, предоставленных большому количеству клиентов, при сохранении общего объема операции банка); страхование кредитов и депозитов; применение залога; хеджирование валютных сделок.
В работе выделены основные причины возникновения системных банковских кризисов:
Спад производства, ухудшение платежеспособности предприятий – заемщиков банков.
Чрезмерная кредитная экспансия во время длительного экономического подъема.
Влияние инфляции на банковский сектор.
Резкие колебания товарных цен, цен на финансовые активы.
Недостатки в надзоре и регулирование банковской системы, способствует возникновению системных банковских кризисов.
Для Российской Федерации 1998 год стал переломным в истории развития экономики страны, в том числе ее банковской системы, которая после кризиса 1998 года находилась в состоянии поиска путей выживания и адаптации к новым условиям. Основными проблемами послекризисного состояния явились возобновление отношений с иностранными и отечественными кредиторами, восстановление доверия населения, реструктуризация и рекапитализация банковской системы. Наличие этих проблем характеризовало банковскую систему как недостаточно развитый, неустойчивый институт переходной экономики.
Политика преодоления последствий банковского кризиса предусматривала следующие направления:
1. Принятие антикризисных мер, главными задачами которых являются поддержание ликвидности банковской системы, восстановление ее в осуществлении расчетов, решение возникающих проблем с клиентами, прекращение «набега» вкладчиков на банки;
2. Реструктуризацию и санацию банковской системы с целью ликвидации нежизнеспособных банков путем банкротства, стимулирование слияния и поглощения банков;
3. Рекапитализацию, преследующую цель восстановления главной функции банковской системы – финансового посредника, для чего государство предпринимает усилие по наращиванию капитала банков и повышению его качества.
Банковский кризис 1998 г. имел системный характер, обусловленный общим финансовым кризисом. Почти все российские банки по состоянию на середину августа не смогли соблюдать условия контрактов, заключенных с вкладчиками, это невыполнение обязательств заемщиками банков в результате привело к обесцениванию банковских активов. Вследствие чего была парализована вся банковская система страны.
Анализ причин летних событий 2004 г. показал, что власть решила быстро и решительно навести порядок в банковской системе. Основных проблем накопилось немало, например, недостоверность отчетности, проблемы с «реальностью» капитала и многое другое. Такой метод наведения порядка в кредитных организациях на примере одного банка со стороны властей был нецелесообразным, так как нормативные акты и законы Российской Федерации не были совершенными и не позволяли быстро и решительно определить банки – нарушители и недобросовестных конкурентов. И это все повлекло за собой ажиотаж в банковском сообществе и недоверительное отношение вкладчиков к кредитным организациям.
Нужно признать, что нынешний банковский сектор далеко не полностью вернул себе доверие населения и предпринимателей. И важно отметить, что кредитная сфера не только является обслуживающим экономику страны сектором, но и является субъектом инвестиционной привлекательности, повышение которой – один из существенных факторов, роста ее капитализации.
Банковский сектор Российской Федерации остается относительно небольшим и пока не играет той роли в экономическом развитии, которая характерна для стран с развитой рыночной экономикой. Таким образом, причины проблем современной банковской системы накапливались со временем, и локальные кризисы неизбежно должны были произойти. Банковская система не явилась исключением в экономике, развитие которой в 90-е гг. характеризовалась постоянным снижением темпов реального производства, все большей зависимостью от внешних заимствований, отсутствием четкой программы проведения реформ и низким качеством экономических институтов.
Безусловно, произошла определенная научная и политическая переоценка всех предшествующих событий, был принят приближенный к реальности бюджет, созданы комплексные программы деятельности Правительства на ближайшее будущее. Выход из кризисов и дальнейшее развитие не могли быть легкими из-за огромного количества накопившихся проблем, а также политической нестабильности и внешнеполитических проблем. Однако, преодоление кризиса требует, прежде всего, принятия конкретных мер, в частности, в банковской системе, и подобные меры уже начинают реализовываться.
Заключение

Исходя из исследования сделаем следующие выводы:
Основные вопросы, касающиеся регулирования правового статуса Банка России, целей и задач его деятельности, взаимоотношений Банка России с органами государственной власти и местного самоуправления, а также вопросы денежно-кредитной политики, организации наличного и безналичного денежного обращения закреплены в Федеральном законе «О Центральном банке РФ (Банке России)».
Структура Банка России включает: Национальный банковский совет, Совет директоров, центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры.
В работе обосновывается, что территориальное учреждение является филиалом Банка России. Однако при определении содержания понятия «территориальные учреждения Банка России» трудность состоит в том, что в Федеральном законе «О Центральном банке РФ (Банке России» оно не раскрывается. Единственными учреждениями Банка России, о которых в федеральном законодательстве прямо говорится как о территориальном учреждении, являются национальные банки республик в составе РФ.
Территориальные учреждения Банка России в соответствии с Федеральным законом не имеют статуса юридического лица и действуют от имени Банка России по доверенности. При этом права территориальных учреждений ограничены. Они не могут принимать решения, носящие нормативный характер, а также выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства без разрешения Совета директоров.
Отнесение к категории территориальных учреждений Банка России только национальных банков республик в составе РФ, как это формулируется в Федеральном законе, неприемлемо еще и потому, что такой подход необоснованно снижает статус и сужает полномочия национальных банков республик в составе РФ по сравнению с главными территориальными управлениями, расчетно-кассовыми центрами и полевыми учреждениями Банка России.
Термин «учреждение», используемый для обозначения территориальных подразделений Банка России, не соответствует их правовому статусу, закрепленному Федеральным законом.
Полномочия и функции территориальных учреждений определены Положением ЦБ РФ. Сделан вывод о том, что и полномочия, и функции во многом повторяют полномочия и функции Центрального банка.
Таким образом, цель достигнута, задачи выполнены.

Список использованных источников

Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 30.12.2008, с изм. от 09.02.2009)// www.consultant.ru/popular/budget/
Налоговый кодекс РФ. Часть вторая от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от 14.03.2009)// www.consultant.ru/popular/nalog2/
Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ (ред. от 30.12.2008)// www.consultant.ru/popular/koap/
Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» (ред. от 28.02.2009)// www.consultant.ru/popular/bank/
Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (ред. от 22.07.2008)//www.consultant.ru/popular/currency/
Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ
Федеральный закон от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (ред. от 23.07.2008, с изм. от 24.07.2008)// www.consultant.ru/popular/nekomerz/
Федеральный закон от 15 июля 1995 г. №101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» (в ред. от 01.12.2007 г.)//base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi
Положение о территориальных учреждениях Банка России от 29.07.1998 №46-П (утв. Советом директоров Банка России 10.04.1998, протокол №15)// www.consultant.ru/online/base
Алексеева Д.Г., Пыхтин С.В., Хоменко Е.Г. Банковское право: Учебник. – М.: Юристъ, 2007.
Братко А.Г. Центральный банк в банковской системе России. – М.: Спарк, 2001.
Давыдова Л.В., Кулькова С.В. Теоретические аспекты проблемы финансовой стабильности коммерческих банков//Финансы и кредит. 2005. - №2 – с.2.
Тедеев А.А. Банковское право: учебник для вузов. – М.: ЭКСМО, 2008.
Шенаев В.Н., Наумченко О.В. Центральный банк в процессе экономического регулирования. – М.: онсалтбанкир, 2006.
Эриашвили Н.Д. Банковское право. Учебник. Изд. 6-е, перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.




Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» (ред. от 28.02.2009)// www.consultant.ru/popular/bank/
Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 30.12.2008, с изм. от 09.02.2009)// www.consultant.ru/popular/budget/
Налоговый кодекс РФ. Часть вторая от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от 14.03.2009)// www.consultant.ru/popular/nalog2/
Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ (ред. от 30.12.2008)// www.consultant.ru/popular/koap/
Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (ред. от 22.07.2008)//www.consultant.ru/popular/currency/
Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ
Федеральный закон от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (ред. от 23.07.2008, с изм. от 24.07.2008)// www.consultant.ru/popular/nekomerz/
Федеральный закон от 15 июля 1995 г. №101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» (в ред. от 01.12.2007 г.)//base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi
Алексеева Д.Г., Пыхтин С.В., Хоменко Е.Г. Банковское право: Учебник. – М.: Юристъ, 2007.
Положение о территориальных учреждениях Банка России от 29.07.1998 №46-П (утв. Советом директоров Банка России 10.04.1998, протокол №15)// www.consultant.ru/online/base
Братко А.Г. Центральный банк в банковской системе России. – М.: Спарк, 2001.
Давыдова Л.В., Кулькова С.В. Теоретические аспекты проблемы финансовой стабильности коммерческих банков//Финансы и кредит. 2005. - №2 – с.2.












32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 30.12.2008, с изм. от 09.02.2009)// www.consultant.ru/popular/budget/
2.Налоговый кодекс РФ. Часть вторая от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от 14.03.2009)// www.consultant.ru/popular/nalog2/
3.Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ (ред. от 30.12.2008)// www.consultant.ru/popular/koap/
4.Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» (ред. от 28.02.2009)// www.consultant.ru/popular/bank/
5.Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (ред. от 22.07.2008)//www.consultant.ru/popular/currency/
6.Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ
7.Федеральный закон от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (ред. от 23.07.2008, с изм. от 24.07.2008)// www.consultant.ru/popular/nekomerz/
8.Федеральный закон от 15 июля 1995 г. №101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» (в ред. от 01.12.2007 г.)//base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi
9.Положение о территориальных учреждениях Банка России от 29.07.1998 №46-П (утв. Советом директоров Банка России 10.04.1998, протокол №15)// www.consultant.ru/online/base
10.Алексеева Д.Г., Пыхтин С.В., Хоменко Е.Г. Банковское право: Учебник. – М.: Юристъ, 2007.
11.Братко А.Г. Центральный банк в банковской системе России. – М.: Спарк, 2001.
12.Давыдова Л.В., Кулькова С.В. Теоретические аспекты проблемы финансовой стабильности коммерческих банков//Финансы и кредит. 2005. - №2 – с.2.
13.Тедеев А.А. Банковское право: учебник для вузов. – М.: ЭКСМО, 2008.
14.Шенаев В.Н., Наумченко О.В. Центральный банк в процессе экономического регулирования. – М.: онсалтбанкир, 2006.
15.Эриашвили Н.Д. Банковское право. Учебник. Изд. 6-е, перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

Вопрос-ответ:

Какое правовое положение имеют территориальные учреждения Банка России?

Территориальные учреждения Банка России имеют специальный правовой статус, установленный законодательством Российской Федерации. Они являются структурными подразделениями Центрального банка Российской Федерации и осуществляют функции по регулированию и надзору за банковской системой в соответствии с установленными полномочиями.

Какие источники правового регулирования статуса Центрального банка РФ?

Статус Центрального банка Российской Федерации регулируется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и другими законодательными актами Российской Федерации.

Что входит в структуру Центрального банка?

Структура Центрального банка России включает Главное управление, территориальные учреждения, Главное управление по регионам (Территориальные управления), Центральный аппарат, а также другие подразделения, которые могут быть утверждены Банком России.

Каково правовое положение территориальных учреждений Центрального банка РФ?

Территориальные учреждения Центрального банка Российской Федерации имеют статус органов исполнительной власти. Они осуществляют свою деятельность на основе законов Российской Федерации и подчиняются Банку России, который наделяет их полномочиями и осуществляет контроль за их деятельностью.

Какие полномочия имеют территориальные учреждения ЦБ РФ?

Территориальные учреждения Центрального банка Российской Федерации осуществляют ряд функций, включая регулирование банковской системы в своих регионах, осуществление надзора за коммерческими банками, проведение монетарной политики, участие в выработке и реализации государственной кредитной политики и т.д.

Какое правовое положение имеют территориальные учреждения Банка России?

Территориальные учреждения Банка России имеют особое правовое положение, которое определено законодательством Российской Федерации. Они являются структурными подразделениями Центрального банка и выполняют ряд функций в области управления денежно-кредитной политикой в конкретных регионах страны.

Какие источники правового регулирования статуса Центрального банка РФ?

Статус Центрального банка РФ правовой регулируется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными актами Банка России, а также международно-правовыми документами, которые регулируют вопросы денежно-кредитной и валютной политики.

Что такое территориальные учреждения Центрального банка РФ?

Территориальные учреждения Центрального банка РФ представляют собой структурные подразделения Банка России, которые осуществляют управление и контроль за исполнением денежно-кредитной политики в конкретных регионах России. Они имеют определенные полномочия и ответственность в области банковского надзора, регулирования банковской деятельности и обеспечения стабильности финансовой системы.

Какие полномочия имеют территориальные учреждения ЦБ РФ?

Территориальные учреждения ЦБ РФ имеют полномочия в области регулирования и надзора за банками, контроля за исполнением денежно-кредитной политики в регионе, осуществления операций на открытом рынке, проведения валютных операций, а также осуществления операций с федеральным бюджетом и финансовыми организациями.

Какие проблемы возникают в сфере правовой независимости Центрального банка России?

В последнее время возникают определенные проблемы в сфере правовой независимости Центрального банка России. Некоторые эксперты считают, что Банк России все больше подвергается воздействию политических структур и ограничивается в своих решениях в сфере денежно-кредитной политики. Это может негативно сказаться на стабильности финансовой системы и на уровне инфляции в стране.

Какое правовое положение у территориальных учреждений Банка России?

Территориальные учреждения Банка России имеют определенное правовое положение, которое регулируется законодательством Российской Федерации.