Сопоставительный анализ портретов А.С. Пушкина кисти Тропинина и Кипренского.
Заказать уникальную курсовую работу- 15 15 страниц
- 8 + 8 источников
- Добавлена 02.07.2008
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Цели, задачи, обзор литературы
Некоторые черты художественной жизни 20-х годов XIX века
О. А. Кипренский
В. А. Тропинин
Заключение
Список использованной литературы
Меняется само понимание образа.
Краски портрета скупы, не рассеивают внимание зрителя. Тёмный колорит портрета, коричневое и неяркое синее в одежде – всё выделяет лишь лицо, смуглость которого оттеняет белый ворот рубашки.
Динамичности, раскованности образа способствует композиция портрета. Фигура поэта дана вполоборота. Рука Пушкина твердо и властно опирается на стол, она дана в таком необычном ракурсе, что почти выходит за рамку холста. Своеобразие костюма: расстёгнутая рубашка, наполовину развязанный шарф, наполовину запахнутый халат (вспомним «байроновский» плащ на портрете Кипренского) – всё это выражает представление художника о свободной творческой личности.
На портрете Тропинина Пушкин предстаёт в спокойной, задумчивой позе. Эта поза, плавная и сильная линия плеч, живые, чуть улыбающиеся губы, передают большую силу духа и ясность мироощущения, особую гармонию пушкинской личности.
Быстрый поворот головы, выразительность и подвижность каждой черты лица, блеск светло-голубых, смотрящих куда-то вверх, мимо зрителя, глаз – вот что пленяет в этом портрете. Рядом с Пушкиным – открытая книга. Тропинин не раз использовал в своих портретах этот приём: человек только что оторвал глаза от книги и предаётся собственным мечтам. Но в Пушкинском лице не праздная мечтательность, это мечта творческая. В портрете Тропинин уловил существеннейшие черты личности поэта. В открытом, ясном взгляде Пушкина, в его живых, чуть улыбающихся губах, чувствуется какая-то особенная, свойственная Пушкину, ясность мироощущения, «ясных мыслей красота».
В. Г. Белинский писал о Пушкине, что был он «существом любящим, симпатичным, готовым от полноты сердца протянуть руки каждому, кто казался ему «человеком».
Те же черты отличали и натуру самого Тропинина и его творчество. Всё это передаётся в портрете. Но Тропинин показывает зрителю не только этого, духовно родственного ему Пушкина. Перед нами – великий поэт, «властитель дум» не только своего, но и последующих поколений.
Современники отмечали удивительное сходство портрета с оригиналом.
Заключение
В данной работе рассмотрены два, наверное, лучших Пушкинских портрета. И с полной уверенностью можно сказать о том, что совсем не случайно это прижизненные портреты поэта. Не только потому, что они написаны ведущими художниками своего времени. Дело в самой светлой, многогранной личности Пушкина.
Несомненно, что, работая над портретами, художники испытывали сильное влияние Пушкинского гения. Кипренский и Тропинин представили нам два очень разных изображения поэта. И в то же время, эти портреты сопоставимы потому, что они раскрывают образ Пушкина, каждый художник сумел запечатлеть то, что ему наиболее близко в личности поэта. Оба эти произведения дополняют друг друга.
Если портрет Кипренского более всего ассоциируется с торжественными и гордыми строками «Памятника»:
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа,
Вознёсся выше он главою непокорной
Александрийского столпа…»,
то портрету Тропинина ближе стихи из Пушкинской «Осени»:
«И забываю мир – и в сладкой тишине
Я сладко усыплен моим воображеньем,
И просыпается поэзия во мне<…>
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы лёгкие навстречу им бегут,
И пальцы тянутся к перу, перо к бумаге,
Минута – и стихи свободно потекут…»
Добрая приятельница Пушкина, Дарья Фёдоровна Фикельмон, внучка Кутузова, записывает в дневнике своё впечатление от общения с поэтом: «Когда он говорит, забываешь, чего ему недостаёт, чтобы быть красивым…»
Люди, близко знавшие поэта, обращали внимание на то, что даже лучшие изображения не в силах передать всего обаяния его личности.
Уже более сто семьдесят лет прошло, как не стало Пушкина. И на протяжении всего этого времени очень многие художники обращались к теме Пушкина и создали немало замечательных произведений: это работы П. Мазера, Н. Ульянова, П. Кончаловского и многих других. Но прижизненные портреты Кипренского и Тропинина, написанные с натуры, так и остались непревзойдёнными.
Список использованной литературы
Василий Андреевич Тропинин: Материалы и исследования. М.: Изобразительное искусство, 1982. – 248 с.: ил.
Зименко В. М. Орест Адамович Кипренский, 1782 – 1836. М.: Искусство, 1988 – 351 с.: ил.
Коваленская Н. Н. История русского изобразительного искусства первой половины XIX века. М.: Искусство, 1951 – 248 с.
Кузнецова Э. В. Беседы о русском искусстве XVIII – начала XIX века. М.: Просвещение, 1972 – 182 с.: ил.
Очерки по истории русского портрета первой половины XIX века. М.: Искусство, 1966 – 237 с.: ил.
Павлова Е. В. Александр Сергеевич Пушкин в портретах. М.: Сов. художник, 1989 – 167 с.
Порудоминский В. И. «Половина жизни моей…» М.: Дет. лит., 1987. – 319 с.: ил.
Турчин В. С. Портреты русских писателей в русской живописи XIX века. М.: Просвещение, 19970 – 96 с.: ил.
Кузнецова Э. В. Беседы о русском искусстве XVIII – начала XIX века. М.: Просвещение, 1972, с.161.
Порудоминский В. И. «Половина жизни моей…» М.: Дет лит., 1987, с. 72.
Турчин В. С. Портреты русских писателей в русской живописи XIX века. М.: Просвещение, 1970, с.22.
Турчин В. С. Портреты русских писателей в русской живописи XIX века. М.: Просвещение, 1970, с.24.
Порудоминский В. И. «Половина жизни моей…» М.: Дет лит., 1987, с. 48.
Порудоминский В. И. «Половина жизни моей…» М.: Дет. лит., 1987, с. 37.
15
2.Зименко В. М. Орест Адамович Кипренский, 1782 – 1836. М.: Искусство, 1988 – 351 с.: ил.
3.Коваленская Н. Н. История русского изобразительного искусства первой половины XIX века. М.: Искусство, 1951 – 248 с.
4.Кузнецова Э. В. Беседы о русском искусстве XVIII – начала XIX века. М.: Просвещение, 1972 – 182 с.: ил.
5.Очерки по истории русского портрета первой половины XIX века. М.: Искусство, 1966 – 237 с.: ил.
6.Павлова Е. В. Александр Сергеевич Пушкин в портретах. М.: Сов. художник, 1989 – 167 с.
7.Порудоминский В. И. «Половина жизни моей…» М.: Дет. лит., 1987. – 319 с.: ил.
8.Турчин В. С. Портреты русских писателей в русской живописи XIX века. М.: Просвещение, 19970 – 96 с.: ил.
Вопрос-ответ:
Какие художники сравниваются в статье?
В статье сравниваются портретисты А.С. Пушкина А.А. Тропинин и О.А. Кипренский.
Какие цели и задачи ставились перед автором статьи?
Целями и задачами автора статьи являются проведение сопоставительного анализа портретов А.С. Пушкина, созданных Тропининым и Кипренским, обзор литературы по данной теме и выявление некоторых черт художественной жизни 20-х годов XIX века.
Какой колорит преобладает на портрете Пушкина?
На портрете Пушкина преобладает темный колорит, скупые краски не рассеивают внимание зрителя. Одежда портретируемого оттеняется коричневыми и неяркими синими тонами, что выделяет лишь его лицо. Белый ворот рубашки создает контраст и оттеняет смуглость лица.
Какая композиция портрета способствует динамичности и раскованности образа Пушкина?
Композиция портрета сопряжена с динамичностью и раскованностью образа Пушкина. Вероятно, это достигается за счет особенностей позы и ракурса, которые передают некую энергию и непосредственность взгляда.
Как меняется само понимание образа Пушкина через портреты этих двух художников?
Само понимание образа Пушкина меняется через портреты Тропинина и Кипренского. Каждый художник передает свою уникальную интерпретацию личности и характера поэта через выбор композиции, колористики и других художественных приемов.
Кто написал портреты А.С. Пушкина?
Портреты А.С. Пушкина написали О.А. Кипренский и В.А. Тропинин.
Какие черты художественной жизни 20-х годов XIX века оказали влияние на портреты Пушкина?
Некоторые черты художественной жизни 20-х годов XIX века, такие как меняющееся само понимание образа, динамичность, раскованность, скупые цвета и запечатленные лишь лицо, влияли на портреты Пушкина.
Какие особенности портретов Пушкина смотрятся вызывающими внимание?
Особенности портретов Пушкина, такие как темный колорит, коричневая и неяркая синяя одежда, смуглая кожа оттеняющаяся белым воротником рубашки, скупые цвета, не рассеивают внимание зрителя и выделяют лишь его лицо, что смотрится вызывающими внимание.
Кто является автором одного из портретов Пушкина?
Автором одного из портретов Пушкина является О.А. Кипренский.
Какие элементы портрета Пушкина способствуют динамичности и раскованности образа?
Композиция портрета Пушкина способствует его динамичности и раскованности.