Роль Сирии в региональной системе международных отношений на Ближнем Востоке.
Заказать уникальную дипломную работу- 69 69 страниц
- 61 + 61 источник
- Добавлена 26.05.2008
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Проблемы региональной системы международных отношений на Ближнем Востоке на современном этапе 1995-2008
1.1. Общая характеристика положения стран на Ближнем Востоке
1.2. Основные проблемы противоречий между странами Ближнего Востока
Глава 2. Проблемы взаимоотношения Сирии со странами Ближнего Востока (1995-2008 гг)
2.1. История формирования взаимоотношений Сирии в арабо – израильском конфликте (50-е – 90-е гг.)
2.2. Взаимоотношения Сирии с Ираном и Турцией (1995-2008 гг)
2.3. Сирийско - израильские взаимоотношения
Глава 3. Роль Сирии в формировании системы региональной безопасности на Ближнем Востоке
3.1. Основные направления по урегулированию конфликтов и роль Сирии
3.2. Проблема взаимодействия Сирии с США и Россией
3.3. Перспективы дальнейших взаимоотношений Сирии со странами Ближнего Востока по урегулированию проблем безопасности
Заключение
Список литературы
Политика Вашингтона по отношению к Сирии демонстрирует, что практика применения односторонних, в обход ООН, методов силового давления и экономических санкций, является неэффективной и бесперспективной, поскольку она не поддерживается подавляющим большинством мирового сообщества и даже некоторыми ближайшими союзниками США. Результаты применения Вашингтоном односторонних санкций, прежде всего, наносят политический и экономический ущерб самим США. Силовые действия Вашингтона по отношению к Ираку, и угроза их применения к Сирии, Ирану и другим странам все более воспринимаются мировым сообществом как анахронизм ХХІ-го века.
Оценивая внешнюю политику США, касающуюся палестино-израильского конфликта, приходится учитывать большое число институтов и лоббистских групп, которые эту политику формируют. Нет ничего более далекого от истины, чем расхожее утверждение о том, что политика эта является произраильской, формируется еврейским лобби и служит щитом, ограждающим Израиль от внешних угроз. Эта точка зрения, популярная в советской пропагандистской литературе времен холодной войны и антисионистского комитета советской общественности (АКСО), до настоящего момента распространена в руководстве отечественных компартии и в среде радикальных националистов. Присущий этим группам антиамериканизм и антисемитизм является основой их веры в “сионистский”, “жидо-масонский” и “англо-американский” заговоры, направленные против России. Реальная ситуация не похожа на предлагаемые вниманию невзыскательной публики штампы. Политика США учитывает интересы только одной страны: Соединенных Штатов Америки. Она постоянна в своих основах, хотя подвержена изменениям в соответствии с флуктуациями внутриполитического баланса сил и происходящим в окружающем мире. Помимо личных симпатий и антипатий того или иного президента, вице-президента или государственного секретаря на эту политику влияет позиция Конгресса и Сената США, а также ведомств: Госдепартамента, Пентагона, ЦРУ, Министерства обороны и ряда других, менее известных в России. Схемы взаимодействия, каналы связи и традиционные партнеры в Израиле у демократов и республиканцев отличаются, но разница эта не принципиальна. В прошлом американская политика в отношении Израиля зависела от противостояния с СССР. В настоящий момент этот фактор потерял значение, оставшись действенным только в экономической и военно-политической сфере в отношении России: администрация США, вне зависимости от партийной принадлежности, пресекает попытки реализации российско-израильских проектов в энергетике и ВТС.
Со времени первого визита Башара Аль-Асада в нашу страну в качестве президента Сирии в январе 2005 г. прошло два года. Для России и Сирии этот период в политическом плане оказался далеко не простым, а по ряду параметров стал проверкой на верность избранного курса внутри страны и на внешней арене. Предстоящие два года также не сулят безмятежной политической жизни ни Москве, ни Дамаску.
Встреча Башара Аль-Асада и Владимира Путина в январе 2005 г. в Москве придала тот искомый импульс развитию российско-сирийских отношений, который они никак не могли обрести после распада СССР. Урегулирование проблемы сирийского долга, которая буквально сковала наши отношения и использовалась противниками их развития, открыло новые горизонты сотрудничества и придало ему позитивную динамику. Списав Сирии 73% (около 10 млрд. долл. США) долгов перед СССР, Россия не только продемонстрировала преемственность и последовательность политики в отношении своих традиционных арабских партнеров на Ближнем Востоке, но и дала ясно понять, что стремится развивать с ними сотрудничество на более широкой основе, не ограничиваясь узко материальными соображениями. К тому же решение этого непростого вопроса Россия и Сирия сумели конвертировать в приобретение нового политического капитала и взаимной экономической выгоды.
Большой Ближний Восток представляет для национальных интересов РФ исключительно большое значение по трем причинам. Во-первых, здесь располагается мировая кладовая нефти и природного газа, без которых невозможно само существование мировой экономики. Во-вторых, в регионе проходят важнейшие торговые пути, соединяющие Европу с успешно развивающимися странами южной, юго-восточной и восточной Азии. В-третьих, именно по этому региону проходит глубокий разлом между христианской (западной) и мусульманской цивилизациями. А достаточно односторонние и не конца продуманные действия США и их ближайших союзников в Ираке и Афганистане, причисление к «оси зла» Ирана и Сирии и многое другое еще более усугубляют ситуацию в сфере международной безопасности и делают возможным расширение зоны конфликта на стратегически важные для РФ территории Центральной Азии и Кавказа. Как следствие вышеперечисленного, для Москвы крайне желательно не только восстановить ранее утраченные в регионе позиции, но и существенно укрепить их. На первый взгляд, легче всего это сделать через Сирию, с которой Россию (Советский Союз) связывают многолетние дружеские, порой даже союзнические отношения.
Советско-сирийские отношения были установлены в январе 1944 г. практически одновременно с провозглашением Сирией независимости. С этого момента Москва стала оказывать Дамаску дипломатическую, военную и экономическую помощь, столь необходимую по мере углубления сирийско-израильских противоречий. В частности, в 60-80-х гг. советские специалисты построили здесь 63 важнейших экономических объекта, в том числе нефтепромыслы на северо-востоке страны, нефтепродуктопровод "Хомс-Алеппо" (180 км), завод азотных удобрений, различные ирригационные и водохозяйственные объекты, 1,5 тыс. км железных дорог. Это позволило оросить около 70 тыс. га земли и получить 27% нефти. Общие же поставки вооружений превысили 26 млрд долл., а доля советского оружия в сирийской армии достигла 90%. С учетом того, что значительная часть вооружений и военной техники поставлялась в кредит, общий долг Дамаска к 1991 г. составил около 14 млрд долл.
В последние годы наблюдается устойчивый рост российско-сирийского товарооборота, который в 2006 г. составил 635 млн долл. В частности, успешно развивается сотрудничество в нефтегазовой сфере, при этом наибольшую активность проявляют российские компании «Стройтрансгаз», «Татнефть» и «Союзнефтегаз», которые за последнее время смогли получить ряд выгодных контрактов. Но в целом объем такого сотрудничества пока не велик, в том числе по причине сохранения у Дамаска негативного осадка от его свертывания в 1992-1998 гг. по политическим причинам.
Наиболее же перспективным направлением сотрудничества РФ и САР является энергетика ввиду того, что сирийские запасы нефти и природного газа постепенно истощаются. Как следствие этого с середины 1990-х – до начала 2000-х годов добыча нефти в САР сократилась на 13%, т.е. до 525 тыс. баррелей сырой нефти в день. Помимо этого на остроту энергетической проблемы влияют высокие потери при передаче электроэнергии (до 25%) и резко увеличивающийся на нее внутренний спрос, обусловленный, в частности, среднегодовым приростом населения страны около 3%. Ранее в этой сфере уже был создан значительный задел.
Сегодня благодаря твердой и принципиальной позиции России по ключевым проблемам Ближнего Востока сирийская политика постепенно освобождается от наложенных США ограничений. Американская администрация больше не ставит задачу свержения Башара Аль-Асада, а наоборот ищет сирийской поддержки в иракских делах, отдавая тем самым должное региональной роли Сирии. Однако в силу неопределенности и сложности региональной ситуации политика САР переживает сегодня поворотный момент и остро нуждается в верных и проверенных друзьях. Не случайно визит сирийского президента в Москву намечен сразу же после доклада генсеку ООН главы международной комиссии по расследованию обстоятельств смерти бывшего премьер-министра Ливана Р. Харири
3.3. Перспективы дальнейших взаимоотношений Сирии со странами Ближнего Востока по урегулированию проблем безопасности
Ближний Восток и возможные перспективы развития происходящих там событий вызывают растущую озабоченность в мире и выходят на первые позиции в повестке встреч и переговоров лидеров ведущих мировых держав. Активизировавшиеся в последнее время усилия мирового сообщества, в т.ч. и России, по ближневосточному урегулированию, призваны снизить накал напряженности в регионе и привести участников арабо-израильского вооруженного конфликта за стол переговоров новой мирной конференции по Ближнему Востоку.
Одной из ключевых фигур в затянувшемся арабо-израильском противостоянии является Сирия. Как свидетельствует опыт прошедшего десятилетия, без учета сирийской позиции по проблеме ближневосточного урегулирования, вряд ли можно серьезно говорить о какой-либо нормализации арабо-израильских отношений, а главное, - достижении всеобъемлющего, прочного и долговременного мира на Ближнем Востоке.
Реальностью ближайшего будущего Палестины является гражданская война и вялотекущее противостояние с Израилем. Планы ООН и коспонсоров “мирного процесса” так же мало вписываются в палестино-израильские реалии, как “Дорожная карта”, “арабская мирная инициатива” и сроки окончательного урегулирования ближневосточного конфликта, установленные в Аннаполисе. Тройственная экономическая конфедерация Палестины, Иордании и Израиля, при сохранении ими политической и военной самостоятельности – идея ближневосточного Бенилюкса, выдвинутая Абу-Мазеном в 90-е гг., исчерпала себя с началом “интифады Аль-Акса”. Не исключено закрепление раскола территорий на Газу и Западный берег, в этом случае два анклава палестинского самоуправления повторят, при всей условности этого сравнения, опыт ОАР и Пакистана. Существует некоторая вероятность интеграции Западного берега с Иорданией и значительно меньшая – реализации Синайского проекта, позволяющего решить проблемы беженцев и Газы. Наконец, может произойти чудо: правительство ПНА избавится от своих “родимых пятен”, умиротворит Газу и построит ту Палестину, которой она могла бы, и еще может быть. Жесткость, готовность к отказу от стереотипов и полной смене курса по отношению к союзникам, противникам и собственному населению в этом случае должны быть беспрецедентны. В противном случае результаты того, что происходит с Палестиной на наших глазах, будут закономерны. В мире есть непризнанные страны, которые де-факто являются состоявшимися государственными образованиями: Косово и Абхазия, Южная Осетия и Курдистан. Есть “бывшие” государства, распавшиеся или распадающиеся: Сомали и Ирак, Афганистан и Судан. И есть несостоявшаяся как государство Палестина, решение проблем которой все более превращается в процесс, не требующий результата.
После прихода в июле 2000 года к власти в Сирии Башара Асада происходит определенная трансформация ливано-сирийских отношений, которая должна обеспечить Ливану большую меру самостоятельности. Это связано прежде всего с тем, что определенная часть ливанского населения (преимущественно христианского) проявляет все возрастающее недовольство значительной зависимостью внутренней и внешней политики Ливана от правящего режима в Сирии и особенно длительным пребыванием сирийских войск на территории Ливана.
В перспективе развития огромное значение будет продолжать влияние США, которые показывают наибольшую степень «активной вовлеченности» в ливанские и сирийские внутренние дела, на наш взгляд, демонстрируют Соединенные Штаты, пытаясь играть на определенных противоречиях между Сирией и Ливаном, а также обвиняя Дамаск в поддержке терроризма как в Израиле, так и в Ираке. Смысл всех высказываний Дж. Буша в адрес сирийского президента и лидера «Хизбаллы» состоит в том, что Вашингтон дает шанс тому и другому «исправиться». В случае же неповиновения последствия как для одного, так и для другого могут быть самыми серьезными, включая применение силы.
США обязуются «воспретить Сирии финансировать или представлять любую помощь и убежище террористическим организациям, разрабатывать и создавать оружие массового поражения и ракеты дальнего действия, продолжать оккупацию Ливана и вмешиваться в деятельность ливанского правительства, что противоречит резолюциям СБ ООН 425 и 426 (1978), 520 (1982), 1559 (2004)».
В проекте закона США любая страна, которая прямо или косвенно способствует созданию Сирией ОМП, может быть лишена американской помощи, если она получает таковую. Иными словами, в проекте закона предлагается применять санкции как против Сирии, так и против тех лиц, организаций и государств, сотрудничество которых с Сирией может вызвать неодобрение со стороны Вашингтона.
Предлагаемые санкции предполагают наложение запрета на экспортно-импортные операции, ограничение финансирования и представления кредитов по ходатайству США со стороны международных финансовых организаций, приостановление выполнения программ развития, запрещение экспорта вооружений и военной техники и прекращение действия соглашений в области военно-технического сотрудничества. Проектом закона предписывается всем дипломатическом службам за пределами США «разъяснять политические мотивы санкций США против Сирии и поощрять иностранные правительства к более эффективному сотрудничеству с США в этой сфере». Кроме того, представителям США в ООН и других международных организациях предписывается делать все необходимое, чтобы не допустить избрания представителей Сирии на любые руководящие должности в этих организациях.
Проект закона предусматривает обязательство США «прилагать усилия для возобновления суверенитета Ливана, включая незамедлительный и безоговорочный вывод сирийских войск из Ливана, для укрепления ливанского гражданского общества и позиций приверженцев демократии с целью формирования демократически избранного и всемирно признанного правительства». США также обязуются «оказывать помощь независимым демократическим организациям в Сирии и Ливане, поддерживать жертв притеснений и узников совести, а также содействовать организации теле- и радиовещания на Сирию и Ливан для поддержки демократического строительства и формирования гражданского общества в Ливане и Сирии». При этом президент США определяет размеры необходимых ассигнований для реализации вышеуказанных программ и мер.
Несмотря на то, что роль Сирии в этой стране за последние десятилетия неоднократно менялась, Ливан по-прежнему служит для Сирии краеугольным камнем в обеспечении ее национальной безопасности. Как и прежде, ряд высокопоставленных сирийских политиков и военных считают, что Сирия не может уйти из Ливана, система власти в котором базируется на этно-конфессиональной основе и является весьма лабильной и плохо предсказуемой, особенно в условиях тупиковой ситуации в ближневосточном мирном процессе.
Другим, не менее важным для Сирии обстоятельством является наличие в Сирии и Ливане около 1 миллиона палестинских беженцев, представляющих собой потенциально дестабилизирующую силу в регионе. В условиях отсутствия позитивных подвижек на палестино-израильском направлении в БВУ Дамаск вынужден осуществлять постоянный мониторинг палестинских организаций в Ливане, используя для этого, в том числе, и возможности “Хизбаллы”.
Несомненно, сирийский президент понимает, что, если Дамаск “пересмотрит” свои отношения с “Хизбаллой”, рядом радикальных палестинских и исламистских организаций, он сможет существенно улучшить свои связи с Западом, прежде всего с США.
В значительной мере степень вмешательства западных стран во внутренние дела Ливана и Сирии будет зависеть также от уровня стабильности и национального согласия в этих странах. В случае, если ситуация выйдет из-под контроля и Ливан окажется на пороге новой гражданской войны, вероятность иностранного силового вмешательства как в Ливане, так и в Сирии будет весьма реальной.
Учитывая фактор военного превосходства Израиля, концепция «оборонительной достаточности» предполагает наличие у Сирии необходимого для длительного сопротивления «стратегического тыла». По расчетам военно-политического руководства САР, это может существенно ослабить эффективность молниеносных ударов израильских ВС, привести к их увязанию в глубине сирийской территории, моральной деградации личного состава Армии обороны Израиля (АОИ), что, в конечном итоге, вынудит противника согласиться на прекращение огня. Вполне вероятно и то, что в случае возникновения войны сирийские войска окажут, по крайней мере, на первых порах, упорное сопротивление противнику, что приведет к ощутимым потерям в личном составе АОИ и, соответственно, может вызвать негативную реакцию на действия правительства у значительной части израильского общества.
Сирийское командование считает, что эффективным способом воздействия на противника могут стать массированные и непрерывные удары (преимущественно ракетные) по израильским аэродромам. Это позволит хотя бы частично нейтрализовать превосходства противника в авиации, привести к уничтожению (выводу из строя) значительного числа израильских самолетов и разрушению аэродромной инфраструктуры.
Наличие же собственного ОМУ (химического оружия) и средств его доставки рассматривается сирийцами в качестве реального средства противодействия израильскому ядерному потенциалу. В Дамаске полагают, что в условиях, когда Израиль обладает ядерным оружием и общим превосходством в обычных вооружениях, арабские страны в качестве сдерживающего фактора имеют право на создание собственного ОМУ. Причем, по сирийским взглядам, химическое оружие является оборонительным и будет применено только в случае широкомасштабной агрессии Израиля против САР.
Сирийское командование, основываясь на опыте военных действий в 1982 г. и войны Израиля с ливанской «Хизбаллой» в 2006 г., особую роль в возможном вооруженном конфликте отводит специальным войскам («коммандос», ок. 30 тыс. чел., или до 10 проц численности ВС САР), рассматривая их в качестве своего рода «ассиметричного ответа» израильтянам. Части «коммандос» хорошо обучены, оснащены большим количеством противотанковых средств и другими видами оружия. Однако, по нашей оценке, не следует завышать их реальные возможности, а тем более считать, что специальные войска могут сыграть решающую роль в войне.
Необходимо подчеркнуть, что Сирия, обладая ограниченными экономическим и военным потенциалами, не в состоянии выдержать без масштабной и разносторонней иностранной помощи длительную войну с Израилем, да и с другими соседними государствами. Реальных же союзников у Дамаска в арабском мире и за его пределами, как уже говорилось, в настоящее время не имеется, а их появление в обозримом будущем вряд ли возможно.
Таким образом, наличие у Сирии оборонительной военной доктрины является фактическим признанием Дамаском невозможности в современных условиях решить арабо-израильский (в т. ч. сирийско-израильский) конфликт военным путем. Это также свидетельствует о намерении Сирии осуществлять военное строительство, более реально учитывая финансовые и экономические возможности государства. Сирийцы сегодня не заинтересованы в развязывании войны против Израиля и не готовы к ней. Как видится, политическое лидеры Сирии и высшее командование ВС САР отдают себе отчет в вероятных катастрофических последствиях крупномасштабного военного конфликта с израильтянами для армии, страны, а возможно и для самого нынешнего сирийского режима (что, пожалуй, является главным).
Заключение
Поставленная цель исследования и задачи привели к следующим результатам.
На протяжении последних десятилетий Ближний Восток является одним из самых неспокойных регионов мира. При этом степень конфликтогенности региона имеет ярко выраженную тенденцию к росту. Такая ситуация определяется как особенностями геостратегического положения региона, наличием здесь ряда крупных государств с не совпадающими интересами, так и стремительным развитием демографических процессов, обострением проблемы водных ресурсов и не всегда позитивным влиянием внешних сил. Арабо-израильский конфликт также оказал и продолжает оказывать серьезное воздействие практически на все стороны жизни израильского и арабских обществ.
Главной проблемой урегулирования ближневосточного конфликта продолжает оставаться арабо-израильское противостояние.
Для Сирии на современном этапе, таким образом, стоят проблемы как региональной безопасности, так и возможность конструктивного диалога со странами Запада и с Европейским Союзом.
В урегулировании ближневосточного конфликта огромное влияние для Сирии является поиск союзников как на Ближнем Востоке, так и в Европе.
За последние 3-5 лет были сделаны попытки со стороны Турции, Ирана и Сирии к построению более дружественных отношений и проведена определенная работа по развитию их сотрудничества.
Сирийско-иранские отношения имеют большое значение в контексте политического пространства Ближнего Востока в целом. Динамичное развитие сирийско-иранских отношений началось практически сразу после установления в Иране Исламской республики. В последние несколько лет политическая кооперация между Сирией и Ираном развивается весьма интенсивно
Что касается Израиля, то на сегодняшний день позиции Сирии и Израиля по вопросам двустороннего урегулирования кардинально расходятся. Так, Сирия в качестве условия начала переговоров требует от Израиля официального заявления об уходе с Голанских высот на линию, существовавшую 4 июня 1967 года. При этом сирийцы ссылаются на обещание бывшего премьер-министра Израиля Ицхака Рабина вернуть САР Голаны. В Иерусалиме с этим категорически не согласны и, со своей стороны, требуют от сирийского руководства предоставления твердых и надежных гарантий безопасности северо-восточных границ израильского государства. Стороны имеют различные подходы по вопросу о судьбе израильских поселений на Голанах (более 20, а также промышленные предприятия и другие экономические объекты), нет согласия о конкретном прохождении линии будущей границы. Одним из ключевых вопросов, по которым пока не достигнуто взаимопонимания, остается проблема распределения водных ресурсов в пограничных районах. Позиции САР и Израиля различаются также по вопросу создания зон ограниченного присутствия войск в приграничных районах и порядке контроля за соблюдением будущих договоренностей.
Для любого израильского правительства заявление о готовности вернуть Сирии Голанские высоты (площадь оккупированной в июне 1967 года территории составляет 1370 кв. км) может иметь весьма серьезные внутриполитические последствия. Для одобрения этого шага власти должны будут провести общенациональный референдум, результаты которого трудно предсказать. В стране много противников подобного шага, существует сильное и весьма активное «проголанское» лобби.
Для России Большой Ближний Восток представляет для национальных интересов РФ исключительно большое значение по трем причинам. Во-первых, здесь располагается мировая кладовая нефти и природного газа, без которых невозможно само существование мировой экономики. Во-вторых, в регионе проходят важнейшие торговые пути, соединяющие Европу с успешно развивающимися странами южной, юго-восточной и восточной Азии. В-третьих, именно по этому региону проходит глубокий разлом между христианской (западной) и мусульманской цивилизациями.
Как свидетельствует опыт прошедшего десятилетия, без учета сирийской позиции по проблеме ближневосточного урегулирования, вряд ли можно серьезно говорить о какой-либо нормализации арабо-израильских отношений, а главное, - достижении всеобъемлющего, прочного и долговременного мира на Ближнем Востоке.
Наличие у Сирии оборонительной военной доктрины является фактическим признанием Дамаском невозможности в современных условиях решить арабо-израильский (в т. ч. сирийско-израильский) конфликт военным путем. Это также свидетельствует о намерении Сирии осуществлять военное строительство, более реально учитывая финансовые и экономические возможности государства. Сирийцы сегодня не заинтересованы в развязывании войны против Израиля и не готовы к ней. Как видится, политическое лидеры Сирии и высшее командование ВС САР отдают себе отчет в вероятных катастрофических последствиях крупномасштабного военного конфликта с израильтянами для армии, страны, а возможно и для самого нынешнего сирийского режима (что, пожалуй, является главным).
События, разворачивающиеся в регионе Арабского Востока на рубеже XX-XXI вв., вынуждают сделать неутешительный вывод о том, что на наших глазах происходит разжигание старых конфликтов и возникновение новых. Среди тех, что занимают особе место на страницах газет, экранах телевизоров следует выделить продолжающийся арабо-израильский конфликт, и новый виток палестино-израильского противостояния, приведший к началу 2-й палестинской интифады в сентябре 2000 г. Более чем негативными оказались для региона последствия так называемой «антитеррористической операции», инициированной Вашингтоном и приведшей лишь к еще большему росту напряженности. Расширение дуги нестабильности на Востоке продолжилось с «реанимацией» кризиса вокруг Ирака, вылившегося, в конченом счете, в военную операцию США и их союзников весной 2003 г.
Сирия сегодня имеет статус региональной державы на Арабском Востоке, оказывая все возрастающее влияние на ход важнейших процессов военно-политического характера в регионе.
Список литературы
Монографии
Абу, Салах Хасан Проблема эффективности моделей мирного урегулирования арабо-израильского конфликта: (1948-1990-е гг.) :Автореф.дис. ...канд.ист.наук: 07.00.03 / Абу Салах Абдеррахман Хасан;[Рос.ун-т дружбы народов]. - М. , 2001
Akiva Eldar, «Secret understandings reached between representatives from Israel and Syria» // «Ha’aretz Daily», January 16, 2007; Akiva Eldar, «From Turkey, via Europe, to Syria» // «Ha’aretz Daily», January 16, 2007.
Ахмедов В.М. Российско – сирийские отношения: итоги и проблемы// Сборник статей «Россия на Ближнем Востоке: цели, задачи, возможности» - М.: ИИИиБВ, 2001
Ахмедов В.М. Сирия на рубеже столетий. Власть и политика. М.,2003
Исаев Г.Г. Региональные политические процессы на Ближнем Востоке. (1945-1956 гг) – СПб, 2005
История Ближнего Востока. – М.: Традиция, 2002
Къеза Дж.Война империй. Восток – Запад. – М., 2006.
Матвеев И.А. Национальная и общеарабская слагаемые политики независимой Сирии на Ближнем Востоке. Автореф. – М., 2003
Фридман Дж. Ближний Восток и новая игра России. – М., 2006. – 258с
Шафаревич И. Зачем России Запад? – М.:Эксмо,2005. – 352с.
Щетинов Ю.А. История России. XX век. - М., 1998. –339с.
Сборники
Арутюнян А.З. "К вопросу о взаимоотношениях между Турцией и Сирией в конце XX - начале XXI вв." // Сборник статей "Современная Турция: проблемы и решения" М., ИБВ, 2006
Ахмедов В.М., Кулагина Л.М. Сирия, Турция и Иран: новые подходы к межрегиональному сотрудничеству //“Ближний Восток: проблемы региональной безопасности” (сборник статей), ИИИиБВ, М., 2000
Ахмедов В. М. Сирийская составляющая мирного процесса на Ближнем Востоке.// “Ближний Восток: проблемы региональной безопасности” (сборник статей), ИИИиБВ, М., 2000
Ахмедов В.М. Сирия в Ближневосточной политике России. // Сборник Ближний Восток и современность. Вып. 28. – М., 2006
Ахмедов В.М. Сирия при Башаре Ассаде и перспективы отношений с Россией. // Сборник "Ближний Восток и современность". Выпуск 28. М., ИБВ, 2006
Гурьев А.А. О турецко-сирийских отношениях. // Сборник статей "Современная Турция: проблемы и решения" М., ИБВ, 2006
Донцов В.Е. Исторические традиции российско- сирийских отношений. // Сборник Ближний Восток и современность. Вып. 28. – М., 2006
Евсеев В.В. Некоторые аспекты российско-сирийского сотрудничества // ". Выпуск 28. М., ИБВ, 2006.
Закон о Голанских высотах, 1981 в сборнике документов: «Конституционное право» под ред. Р. Дломи и М.Коэна (Иерусалим, 1997), стр.588 [на иврите].
Поляков К.И., Хасянов А.Ж. “Проблема стабильности Сирии в XXI веке”.“Ближний Восток и современность”, вып. 9, ИИИиБВ, М., 2000
Филоник А.О.: “Хафез Асад: призвание - гражданин”. // Сборник: “Арабские страны Западной Азии и Северной Африки (новейшая история, экономика и политика)”, М., ИИИиБВ и ИВ РАН, 1997 г..
Юрченко В. П."Вооруженные силы Сирии"// М., ИИИиБВ, 2004
Научные статьи
Алек Д. Эпштейн Отношение израильского общества и политической элиты к возможному соглашению с Сирией. // Институт востоковедения. www. Iimes. Ru
Брутенц К.Н. "Слово о Хафезе Асаде" // Сборник "Ближний Восток и современность". Выпуск 28. М., ИБВ, 2006
Визит в Турцию сирийского президента Б. Асада в январе 2004 г.//По материалам Аль-Васат 19.01.2004.
Горелик М. Израиль был создан одной левой. // Новое время 1997. - № 6.С. 33-36
Zalman Shoval, «Syria hallucinations» // Интернет-портал «Ynet», December 27, 2006; см. http://www.ynetnews.com/articles/0,7340,L-3344820,00.html
Зинькина Ю.В. Сирия и Иран: состояние и перспективы отношений в свете глобальной политики. Институт востоковедения. www. Iimes. Ru
Капитонов K.A. Перестановки в правительстве Сирии. // Институт востоковедения. www. Iimes. Ru
Левин А. Наследие и прогнозы на будущее. // Международная жизнь 1998. - № 10. С. 29-37
Мамедзаде П.Н. О перспективах политической модернизации в арабских странах. // Институт востоковедения. www. Iimes. Ru
Посувалюк В. Мир и безопасность на Ближнем Востоке – достижима ли цель?// Международная жизнь 1998. - № 10. С. 4-9
Розов А.А. Иран и Сирия: стратегический союз. // Институт востоковедения. www. Iimes. Ru
Сатановский Е.Я. Замкнутый круг миротворческой дипломатии // Институт востоковедения. www. Iimes. Ru
Сатановский Е.Я. Есть ли шанс на Ближнем Востоке «собрать камни»? // Институт востоковедения. www. Iimes. Ru
Сирия за мир, но против капитуляции” в “Независимой Газете” от 17.06.2002 г., с. 7.
Щенников В. Ф.О ситуации в Сирии. // Институт востоковедения. www. Iimes. Ru
Учебная литература
Мир в второй половине ХХ века. // Под ред. О.С. Сорока – Цюпы. – М.: Просвещение, 1994.- 127с.
Новая и новейшая история в 2-х Т. Т. 2. – М.: Наука, 1989. – 289с.
Новейшая история. // Под ред. Фураева В.К. – М.: Просвещение, 1993.
Абу, Салах Хасан Проблема эффективности моделей мирного урегулирования арабо-израильского конфликта: (1948-1990-е гг.) :Автореф.дис. ...канд.ист.наук: 07.00.03 / Абу Салах Абдеррахман Хасан;[Рос.ун-т дружбы народов]. - М. , 2001
Akiva Eldar, «Secret understandings reached between representatives from Israel and Syria» // «Ha’aretz Daily», January 16, 2007; Akiva Eldar, «From Turkey, via Europe, to Syria» // «Ha’aretz Daily», January 16, 2007. СМ также: Akiva Eldar, «From Turkey, via Europe, to Syria» // «Ha’aretz Daily», January 16, 2007.
Zalman Shoval, «Syria hallucinations» // Интернет-портал «Ynet», December 27, 2006; см. http://www.ynetnews.com/articles/0,7340,L-3344820,00.html
Горелик М. Израиль был создан одной левой. // Новое время 1997. - № 6.С. 33-36
Левин А. Наследие и прогнозы на будущее. // Международная жизнь 1998. - № 10. С. 29-37
Посувалюк В. Мир и безопасность на Ближнем Востоке – достижима ли цель?// Международная жизнь 1998. - № 10. С. 4-9
Арутюнян А.З. "К вопросу о взаимоотношениях между Турцией и Сирией в конце XX - начале XXI вв." // Сборник статей "Современная Турция: проблемы и решения" М., ИБВ, 2006
Алек Д. Эпштейн Отношение израильского общества и политической элиты к возможному соглашению с Сирией. // Институт востоковедения. www. Iimes. Ru
Ахмедов В.М. Сирия на рубеже столетий. Власть и политика. // М.,2003
Гурьев А.А. О турецко-сирийских отношениях. // Сборник статей "Современная Турция: проблемы и решения" М., ИБВ, 2006
Донцов В.Е. Исторические традиции российско- сирийских отношений. // Сборник Ближний Восток и современность. Вып. 28. – М., 2006
Зинькина Ю.В. Сирия и Иран: состояние и перспективы отношений в свете глобальной политики. Институт востоковедения. www. Iimes. Ru; Исаев Г.Г. Региональные политические процессы на Ближнем Востоке. (1945-1956 гг) – СПб, 2005
Сатановский Е.Я. Замкнутый круг миротворческой дипломатии // Институт востоковедения. www. Iimes. Ru
Юрченко В. П."Вооруженные силы Сирии"// М., ИИИиБВ, 2004
Дж. Къеза Война империй. Восток – Запад. – М., 2006. С. 34
Фридман Дж. Ближний Восток и новая игра России. – М., 2006. C. 121
История Ближнего Востока. – М.: Традиция, 2002. С. 121
Сатановский Е.Я. Замкнутый круг миротворческой дипломатии // Институт востоковедения. www. Iimes. ru
Арутюнян А.З. "К вопросу о взаимоотношениях между Турцией и Сирией в конце XX - начале XXI вв." // Сборник статей "Современная Турция: проблемы и решения" М., ИБВ, 2006. С. 14
Алек Д. Эпштейн Отношение израильского общества и политической элиты к возможному соглашению с Сирией. // Институт востоковедения. www. Iimes. Ru
Исаев Г.Г. Региональные политические процессы на Ближнем Востоке. (1945-1956 гг) – СПб, 2005. С. 3
Левин А. Наследие и прогнозы на будущее. // Международная жизнь 1998. - № 10. С. 29-37
Посувалюк В. Мир и безопасность на Ближнем Востоке – достижима ли цель?// Международная жизнь 1998. - № 10. С. 6
Матвеев И.А. Национальная и общеарабская слагаемые политики независимой Сирии на Ближнем Востоке. Автореф. – М., 2003. С. 36
Сатановский Е.Я. Есть ли шанс на Ближнем Востоке «собрать камни»? // Институт востоковедения. www. Iimes. Ru
Мамедзаде П.Н. О перспективах политической модернизации в арабских странах. // Институт востоковедения. www. Iimes. Ru
Волович А.А. Осложнение сирийско-американских отношений в контексте иракского кризиса
1 Новая и новейшая история в 2-х Т. Т. 2. – М.: Наука, 1989.С. 180
История Ближнего Востока. – М.: Традиция, 2002. С. 74
Брутенц К.Н. "Слово о Хафезе Асаде" // Сборник "Ближний Восток и современность". Выпуск 28. М., ИБВ, 2006. С. 34
Брутенц К.Н. Указ. Соч. С. 34
1 Посувалюк В. Мир и безопасность на Ближнем Востоке- достижима ли цель? // Международная жизнь
Ахмедов В.М., Кулагина Л.М. Сирия, Турция и Иран: новые подходы к межрегиональному сотрудничеству //“Ближний Восток: проблемы региональной безопасности” (сборник статей), ИИИиБВ, М., 2000. С. 21
Визит в Турцию сирийского президента Б. Асада в январе 2004 г.//По материалам Аль-Васат 19.01.2004.
Ахмедов В.М., Кулагина Л.М. Указ. Соч. С. 22
Гурьев А.А. О турецко-сирийских отношениях. // Сборник статей "Современная Турция: проблемы и решения" М., ИБВ, 2006. С. 13
Гурьев А.А. Указ. Соч.
Зинькина Ю.В. Сирия и Иран: состояние и перспективы отношений в свете глобальной политики. // Институт востоковедения. www. Iimes. Ru
Розов А.А. Иран и Сирия: стратегический союз. // Институт востоковедения. www. Iimes. Ru
Зинькина Ю.В. Указ. Соч. С. 3
Сирия за мир, но против капитуляции. // Независимая Газета от 17.06.2002 г., С. 7.
Akiva Eldar, «Secret understandings reached between representatives from Israel and Syria» // «Ha’aretz Daily», January 16, 2007; Akiva Eldar, «From Turkey, via Europe, to Syria» // «Ha’aretz Daily», January 16, 2007.
Zalman Shoval, «Syria hallucinations» // Интернет-портал «Ynet», December 27, 2006; см. http://www.ynetnews.com/articles/0,7340,L-3344820,00.html
Алек Д. Эпштейн Отношение израильского общества и политической элиты к возможному соглашению с Сирией. // Институт востоковедения. www. Iimes. Ru
Ахмедов В. М. Сирийская составляющая мирного процесса на Ближнем Востоке.// “Ближний Восток: проблемы региональной безопасности” (сборник статей), ИИИиБВ, М., 2000. С. 43
Ахмедов В. М. Сирийская составляющая мирного процесса на Ближнем Востоке.// “Ближний Восток: проблемы региональной безопасности” (сборник статей), ИИИиБВ, М., 2000. С. 44
Ахмедов. В. Сирия на рубеже столетий: некоторые итоги и перспективы развития. М.,2003. С. 19
Юрченко В. П."Вооруженные силы Сирии" - М., ИИИиБВ, 2004. С. 5
Юрченко В. П."Вооруженные силы Сирии" - М., ИИИиБВ, 2004. С. 7
Щенников В. Ф.О ситуации в Сирии. // Институт востоковедения. www. Iimes. Ru
Сатановский Е.Я. Указ. Соч. С. 3
Ахмедов В.М. Сирия при Башаре Ассаде и перспективы отношений с Россией. // Сборник "Ближний Восток и современность". Выпуск 28. М., ИБВ, 2006. С. 37
Евсеев В.В. Некоторые аспекты российско-сирийского сотрудничества // ". Выпуск 28. М., ИБВ, 2006. С, 12
Евсеев В.В. Некоторые аспекты российско-сирийского сотрудничества // ". Выпуск 28. М., ИБВ, 2006. С, 12
Ахмедов В. М. Сирийская составляющая мирного процесса на Ближнем Востоке. - М., 2000. С. 41
70
2.Akiva Eldar, «Secret understandings reached between representatives from Israel and Syria» // «Ha’aretz Daily», January 16, 2007; Akiva Eldar, «From Turkey, via Europe, to Syria» // «Ha’aretz Daily», January 16, 2007.
3.Арутюнян А.З. "К вопросу о взаимоотношениях между Турцией и Сирией в конце XX - начале XXI вв." // Сборник статей "Современная Турция: проблемы и решения" М., ИБВ, 2006
4.Алек Д. Эпштейн Отношение израильского общества и политической элиты к возможному соглашению с Сирией. // Институт востоковедения. www. Iimes. Ru
5.Ахмедов В.М., Кулагина Л.М. Сирия, Турция и Иран: новые подходы к межрегиональному сотрудничеству //“Ближний Восток: проблемы региональной безопасности” (сборник статей), ИИИиБВ, М., 2000
6.Ахмедов В.М. Российско – сирийские отношения: итоги и проблемы// Сборник статей «Россия на Ближнем Востоке: цели, задачи, возможности» - М.: ИИИиБВ, 2001
7.Ахмедов В. М. Сирийская составляющая мирного процесса на Ближнем Востоке.// “Ближний Восток: проблемы региональной безопасности” (сборник статей), ИИИиБВ, М., 2000
8.Ахмедов В.М. Сирия в Ближневосточной политике России. // Сборник Ближний Восток и современность. Вып. 28. – М., 2006
9.Ахмедов В.М. Сирия при Башаре Ассаде и перспективы отношений с Россией. // Сборник "Ближний Восток и современность". Выпуск 28. М., ИБВ, 2006
10.Ахмедов В.М. Сирия на рубеже столетий. Власть и политика. // М.,2003
11.Брутенц К.Н. "Слово о Хафезе Асаде" // Сборник "Ближний Восток и современность". Выпуск 28. М., ИБВ, 2006
12.Визит в Турцию сирийского президента Б. Асада в январе 2004 г.//По материалам Аль-Васат 19.01.2004.
13.Горелик М. Израиль был создан одной левой. // Новое время 1997. - № 6.С. 33-36
14.Гурьев А.А. О турецко-сирийских отношениях. // Сборник статей "Современная Турция: проблемы и решения" М., ИБВ, 2006
15.Донцов В.Е. Исторические традиции российско- сирийских отношений. // Сборник Ближний Восток и современность. Вып. 28. – М., 2006
16.Евсеев В.В. Некоторые аспекты российско-сирийского сотрудничества // ". Выпуск 28. М., ИБВ, 2006.
17.Закон о Голанских высотах, 1981 в сборнике документов: «Конституционное право» под ред. Р. Дломи и М.Коэна (Иерусалим, 1997), стр.588 [на иврите].
18.Zalman Shoval, «Syria hallucinations» // Интернет-портал «Ynet», December 27, 2006; см. http://www.ynetnews.com/articles/0,7340,L-3344820,00.html
19.Зинькина Ю.В. Сирия и Иран: состояние и перспективы отношений в свете глобальной политики. Институт востоковедения. www. Iimes. Ru
20. Исаев Г.Г. Региональные политические процессы на Ближнем Востоке. (1945-1956 гг) – СПб, 2005
21. История Ближнего Востока. – М.: Традиция, 2002
22.Капитонов K.A. Перестановки в правительстве Сирии. // Институт востоковедения. www. Iimes. Ru
23.Левин А. Наследие и прогнозы на будущее. // Международная жизнь 1998. - № 10. С. 29-37
24.Къеза Дж.Война империй. Восток – Запад. – М., 2006.
25. Матвеев И.А. Национальная и общеарабская слагаемые политики независимой Сирии на Ближнем Востоке. Автореф. – М., 2003
26.Мамедзаде П.Н. О перспективах политической модернизации в арабских странах. // Институт востоковедения. www. Iimes. Ru
27.Мир в второй половине ХХ века. // Под ред. О.С. Сорока – Цюпы. – М.: Просвещение, 1994.- 127с.
28.Новая и новейшая история в 2-х Т. Т. 2. – М.: Наука, 1989. – 289с.
29.Новейшая история. // Под ред. Фураева В.К. – М.: Просвещение, 1993. – 288с.
30.Поляков К.И., Хасянов А.Ж. “Проблема стабильности Сирии в XXI веке”.“Ближний Восток и современность”, вып. 9, ИИИиБВ, М., 2000
31.Посувалюк В. Мир и безопасность на Ближнем Востоке – достижима ли цель?// Международная жизнь 1998. - № 10. С. 4-9
32.Розов А.А. Иран и Сирия: стратегический союз. // Институт востоковедения. www. Iimes. Ru
33.Сатановский Е.Я. Замкнутый круг миротворческой дипломатии // Институт востоковедения. www. Iimes. Ru
34.Сатановский Е.Я. Есть ли шанс на Ближнем Востоке «собрать камни»? // Институт востоковедения. www. Iimes. Ru
35.Сирия за мир, но против капитуляции” в “Независимой Газете” от 17.06.2002 г., с. 7.
36.Филоник А.О.: “Хафез Асад: призвание - гражданин”. // Сборник: “Арабские страны Западной Азии и Северной Африки (новейшая история, экономика и политика)”, М., ИИИиБВ и ИВ РАН, 1997 г..
37.Фридман Дж. Ближний Восток и новая игра России. – М., 2006. – 258с
38.Шафаревич И. Зачем России Запад? – М.:Эксмо,2005. – 352с.
39.Щетинов Ю.А. История России. XX век. - М., 1998. –339с.
40.Щенников В. Ф.О ситуации в Сирии. // Институт востоковедения. www. Iimes. Ru
41.Юрченко В. П."Вооруженные силы Сирии"// М., ИИИиБВ, 2004
Вопрос-ответ:
Какие основные проблемы между странами Ближнего Востока на современном этапе?
На Ближнем Востоке на современном этапе существует ряд основных проблем между странами. Во-первых, это арабо-израильский конфликт, который является одной из основных источников напряженности в регионе. Во-вторых, имеется множество религиозных и этнических противоречий, которые порождают конфликты и споры. Кроме того, присутствуют территориальные споры, например, между Израилем и Палестиной, а также проблемы безопасности, связанные с террористической активностью. Все эти проблемы оказывают серьезное влияние на региональную систему международных отношений на Ближнем Востоке.
Какая роль Сирии в региональной системе международных отношений на Ближнем Востоке?
Сирия играет важную роль в региональной системе международных отношений на Ближнем Востоке. Во-первых, Сирия активно участвует в арабо-израильском конфликте и имеет значительное влияние на ситуацию в регионе. Она является союзником Ливанского сопротивления и поддерживает Палестинскую автономию в борьбе за создание независимого государства. Кроме того, Сирия активно вовлечена в политические процессы на Ближнем Востоке, принимая участие в многочисленных переговорах и соглашениях.
Как формировались взаимоотношения Сирии в арабо-израильском конфликте?
Взаимоотношения Сирии в арабо-израильском конфликте формировались на протяжении долгого времени. В 50-е и 60-е годы Сирия активно поддерживала палестинское движение освобождения и боролась против Израиля. В 70-е годы она участвовала в нескольких войнах против Израиля, в том числе в Шестидневной и Йом-Кипурской войнах. В 90-е годы Сирия вступила в переговоры с Израилем, но они не привели к окончательному мирному соглашению. Тем не менее, Сирия продолжает поддерживать Палестину в борьбе за создание независимого государства.
Какова роль Сирии в региональной системе международных отношений на Ближнем Востоке?
Сирия играет важную роль в региональной системе международных отношений на Ближнем Востоке. Она является активным участником арабо-израильского конфликта и поддерживает арабские страны в их борьбе за освобождение Палестины. Также Сирия имеет сильные связи с другими странами в регионе, такими как Иран и Ливан, и играет важную роль в формировании политического ландшафта Ближнего Востока.
Какие проблемы существуют в региональной системе международных отношений на Ближнем Востоке?
В региональной системе международных отношений на Ближнем Востоке существует ряд проблем. Некоторые из них включают арабо-израильский конфликт, терроризм, националистические и религиозные разногласия, и проблемы сырьевой зависимости от нефти. Эти проблемы создают напряжение и нестабильность в регионе и усложняют развитие международных отношений.
Какие основные проблемы существуют между странами Ближнего Востока?
Основные проблемы противоречий между странами Ближнего Востока включают арабо-израильский конфликт, проблему Палестины, религиозные разногласия между суннитами и шиитами, и проблему влияния иранского режима. Эти проблемы создают нестабильность и конфликты в регионе и мешают развитию мирных отношений между странами Ближнего Востока.
Какова история формирования взаимоотношений Сирии в арабо-израильском конфликте?
История формирования взаимоотношений Сирии в арабо-израильском конфликте началась в 1950-х годах, когда Сирия приняла активное участие в создании Палестинской освободительной организации (ПОО), которая боролась за освобождение Палестины от израильской оккупации. Впоследствии Сирия поддерживала арабские страны в их борьбе против Израиля и считается ключевым участником арабской стороны в этом конфликте.
Какое положение занимают страны на Ближнем Востоке?
Страны на Ближнем Востоке занимают различные положения. Они имеют свои уникальные культуры, экономические системы и политические режимы. Некоторые страны, такие как Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты, являются богатыми нефтью и газом и имеют высокий уровень экономического развития. В то же время, некоторые другие страны, такие как Сирия и Ирак, столкнулись с вооруженными конфликтами и политическими неурядицами, что привело к гуманитарным кризисам и стагнации экономики.